Проблемы моделирования физического воспитания ученической и студенческой молодежи
Вовк В. М.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
Аннотации:
Рассмотрены современные методологические подходы в моделировании процесса физического воспитания. Приведен анализ публикаций о моделировании физического воспитания в средней и высшей школе. Контекстное обучение и физическое воспитание являются практической реализацией компетентностного подхода и принципа преемственности физического воспитания школьников и студентов. Доказано, что внедрение базовых и перспективных моделей в практику работы повышает эффективность физического воспитания. Установлено, что в физическом воспитании необходимо органическое сочетание традиций и новаторства.
Ключевые слова: модель, моделирование, школьники, студенты, уровень здоровья, физическая подготовленность.
Вовк В. М. Проблеми моделювання фізичного виховання учнівської і студентської молоді. Розглянуто сучасні методологічні підходи у моделюванні процесу фізичного виховання. Наведено аналіз публікацій про моделювання фізичного виховання у середній і вищий школі. Контекстне навчання і фізичне виховання є практичною реалізацією компетентнісного підходу і принципу наступності фізичного виховання школярів і студентів. Доведено, що впровадження базових і перспективних моделей у практику роботи підвищує ефективність фізичного виховання. Встановлено, що у фізичному вихованні необхідне органічне поєднання традицій і новаторства.
модель, моделювання, школярі, студенти, рівень здоров’я, фізична підготовленість.
Vovk V. M. Рroblems of modeling of the physical education pupil and student youth. The modern methodological approaches are сonsidered in modeling of the process of the physical education. The broughted analysis publication about modeling of the physical education in average and high school. Contextual education and physical education are a practical realization competencical approach and principle to receivership of the physical education pupils and students. It is proved that introduction base and perspective models in practical of the work, raises efficiency of the physical education. It is installed that in physical education necessary organic combination tradition and innovation.
model, modeling, pupils, students, level of health, physical preparedness.
Введение.
Модель - это схема или устройство, воспроизводящее структуру того или иного объекта, процесса или явления.
Модель - это система, в которой отношения между элементами в определенной степени отражают другую систему по подобию количественных и качественных критериев [10].
Моделирование - исследование объектов, систем, явлений, процессов путем построения и изучения их моделей [9, С. 322].
Термины «модель» и «моделирование» давно вошли в теорию и практику педагогической науки, а моделирование как научно-практический метод широко распространилось в теории и практике физического воспитания. Моделирование - одна из основных категорий познания, на нем базируется любой метод научного исследования, как теоретический, так и практический. Моделирование - процесс построения, изучения и использования моделей для определения и уточнения характеристик и оптимизации какого-либо процесса [7].
«В современных условиях модернизации общего образования, - пишет А. Асмолов, - в отличие от преподавания в школе чисто лабораторного научного знания базовым принципом становится принцип кон-текстуальности, предполагающей единство знаний, навыков и их применения с учетом социальных, межличностных и предметных особенностей контекста» [1, С. 12].
Проблематика контекстного обучения и воспитания в общем среднем образовании еще мало изучена. Однако достаточна степень ее разработанности в системе высшего образования. А. Вербицкий и О. Ермакова пишут, что «внедрение контекстного обучения в школе будет являться практической реализацией компетентностного подхода, а также принципа преем© Вовк В. М., 2010
ственности между школой и вузом» [2, С. 15].
Контекстное обучение усиливает социальную составляющую образования и воспитания, в том числе и физического воспитания. Базовыми формами деятельности учащихся в контекстном обучении являются учебно-воспитательная и учебно-профессиональная. Они обусловлены использованием соответствующих обучающих моделей - семиотической, имитационной, социальной.
Семиотическая обучающая модель представляет собой словесные или письменные тексты, содержащие теоретическую информацию по конкретной области знаний и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым учащимся (технологии репродуктивного обучения, традиционные учебные задачи, задания и упражнения, работа с текстом и т.п.). Единицей работы учащегося здесь является речевое действие.
Имитационная обучающая модель - это моделируемая ситуация, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации. Единицей работы выступает предметное действие, основная цель которого - практическое преобразование учащимся имитируемых ситуаций (проблемное обучение, технологии учебных проектов, научноисследовательская деятельность учащихся, компьютерное моделирование).
Социальная обучающая модель - это типовая проблемная ситуация, которая анализируется и преобразуется в совместной деятельности учащихся в формах уроков-дискуссий, ролевых и деловых игр и т.п. Работа в интерактивных группах приводит к формированию не только предметной, но и социальной компетентности учащихся. Основной единицей активности становится поступок, направленный на другого человека, предполагающий ответную реакцию и с учетом этого - коррекцию своего действия. Основная еди-
ница поведения и деятельности школьника, студента - поступок как форма его личностной активности, характеризующаяся ценностным содержанием, диалогичностью и ответственностью [2].
Эффективный процесс физического воспитания невозможен без построения моделей. Для того чтобы выделить характер воздействий, необходимо предварительно определить возможные реакции организма школьника, студента, их влияние на результат и то, насколько они эффективны при повторном применении для достижения планируемых показателей. Задача физической подготовки в широком смысле - изучить, познать двигательные возможности занимающихся с тем, чтобы направленно изменять уровень их физического развития. Все компоненты физического воспитания можно рассматривать как познавательные системы, обладающие способностью воспринимать внешние воздействия, выделять из них информацию различного уровня сложности и запоминать в виде моделей.
К сожалению, в практике физического воспитания учащейся молодежи разработке модельных характеристик физического состояния школьников и студентов уделяется недостаточно внимания. Кроме наших исследований [3], известно немного работ, посвященных этому вопросу [4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12].
Работа выполнена согласно плана НИР Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования - проанализировать современные методологические подходы в моделировании процесса физического воспитания учащейся молодежи средствами информационно-коммуникационных технологий. Задачи работы: разработать базовые и перспективные модели, характеризующие уровень здоровья и физическую подготовленность старшеклассника и студента, обосновать методологию эффективного физического воспитания средствами новых компьютерных технологий.
Результаты исследований.
Построение современной модели образовательного учреждения (школа-вуз) должно быть ориентировано на внедрение компетентностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для школьников и студентов, на формирование базовых компетентностей выпускника школы и вуза (информационной, коммуникационной, самоорганизации, самообразования, самовоспитания, позитивной Я-концепции) посредством реализации обучающих моделей и педагогических технологий контекстного обучения и воспитания.
Таким образом, содержание образования и воспитания формируется из двух источников:
а) дидактически преобразованной информации соответствующих научных дисциплин;
б) жизни и будущей практической деятельности.
Применительно к специфике физического воспитания в общеобразовательной и высшей школе контекст-
ное обучение - это обучение, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств, традиционных и новых, динамически моделируется общекультурное, духовное, интеллектуальное, физическое, предметнопрактическое и социальное содержание жизни учащегося. Трансформация учебно-познавательной деятельности учащихся в социально-практическую осуществляется в процессе формирования и развития системы их ключевых компетенций.
Источниками теории контекстного обучения и физического воспитания являются:
• деятельностная теория усвоения социального опыта, развитая в отечественной психологии и педагогике;
• теоретическое обобщение накопленного многообразного опыта и использование форм и методов инновационного обучения и физического воспитания;
• понимание смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов физической культуры, социальной жизни и будущей профессиональной деятельности учащихся на процесс и результаты их образования и физического воспитания.
Контекст - это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение ей как целому и ее отдельным компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуальнопсихологические особенности, знания и опыт личности; внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики обстоятельств, в которых он действует.
В практике физического воспитания используется несколько основных вариантов моделей. Здесь необходим системный подход; при этом следует понимать, что изучать объект нужно с позиций установления внутренних и внешних свойств, связей, отношений, которые определяют его целостность, устойчивость, внутреннюю организацию и функционирование. В этой целостной системе модель физического состояния занимает ведущее место, так как в ней заложен тренировочный эффект нагрузок и от нее во многом зависит основной критерий эффективности учебновоспитательного процесса - величина прироста результата, а применительно к системе физического воспитания учащейся молодежи - успешная сдача государственных тестов и нормативов физической подготовленности.
Базовые и перспективные модели разрабатываются с учетом периода и условий их достижения и носят информативный характер применительно к практике физического воспитания.
В основу разработки модельных характеристик физического состояния и физической подготовленности школьников и студентов были положены государственные тесты физической подготовленности населения Украины.
Базовые модели физического состояния и физической подготовленности должны быть разработаны к концу каждого года обучения в учебном заведении,
Таблица 1
Базовая модель показателей физического состояния, характеризующих уровень здоровья старшеклассника, студента X +ст
№ п|п Показатели Юноши Девушки
Масса тела, кг 66,6±2,36 58,1±1,12
2. Частота сердечных сокращений, уд./мин. 83,3±3,62 86,4±2,20
Таблица 2
Базовая модель показателей, характеризующих физическую подготовленность старшеклассника, студента X +ст
№ п/п Тесты Юноши Девушки
1. Бег 2414 м, мин. сек 10,56±0,18 14,0±0,72
2. Ручная динамометрия, кг 48,6±3,67 26,6±3,20
3. Сгибание рук в упоре, раз за 30 сек 25,2±3,11 22,8±4,12
4. Поднятие туловища в сед, раз за 30 сек 26,4±2,72 22,6±2,73
5. Подтягивание, раз 11,6±2,13 -
6. Прыжок с места в длину, см 236,0±2,00 173±2,4
Таблица 3
Перспективная модель показателей физического состояния, характеризующих уровень здоровья старшеклассника, студента X +ст
№ п/п Показатели Юноши Девушки
1. Масса тела, кг 64,7±4,60 56,4±2,24
2. Частота сердечных сокращений, уд./мин. 70,2±7,24 80,3±1,72
Таблица 4
Перспективная модель показателей, характеризующих физическую подготовленность
старшеклассника, студента X +ст
№ п/п Тесты Юноши Девушки
1. Бег 2414 м, мин. сек 9,52±0,36 12,54±1,44
2. Ручная динамометрия, кг 58,3±7,34 26,6±6,40
3. Сгибание рук в упоре, раз за 30 сек 27,4±6,22 20,8±8,24
4. Поднятие туловища в сед, раз за 30 сек 30,6±5,44 22,6±5,46
5. Подтягивание, раз 16,0±4,26 -
6. Прыжок с места, см 249,0±4,00 179,3±4,22
т.е. к моменту сдачи нормативов (май месяц). При этом модели этого состояния достаточны для сдачи нормативов на общую оценку «4-6» (удовлетворительно - 1824 балла), которые представлены в табл. 1,2 и должны рассматриваться как базовые, а на «8-10» (хорошо, отлично - 25-31 балл) как перспективные (табл. 3, 4).
Для эффективного управления системой физического воспитания и обеспечения преемственности физического воспитания ученической и студенческой молодежи основной следует считать базовую модель физического состояния старшеклассника, студента.
Сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в программах занятий, особенностях протекания процессов утомления
и поддержания высокого уровня работоспособности и заданных характеристик нагрузки лежат в основе разработки перспективных моделей.
Выводы.
1. В контекстном обучении и физическом воспитании позиция педагога гуманистическая, центрированная на личности школьника, студента: он не столько учит и воспитывает, сколько создает учебную ситуацию; актуализирует, стимулирует учащихся к физическому развитию; создает развивающую образовательно-воспитательную среду, условия для самореализации позитивной Я-концепции, всестороннего духовного и физического развития каждого школьника, студента.
2. Последовательное динамическое моделирование в образовательной и воспитательной деятельности учащейся молодежи целостного содержания, форм и условий социально-практической деятельности человека в области физической культуры, в обществе и на производстве, психолого-педагогическое обеспечение личностно-смыслового включения школьника и студента в образовательную и воспитательную деятельность.
3. Проблемность содержания процесса обучения и физического воспитания, ведущая роль совместной деятельности, межличностного воздействия и диалогического общения субъектов образовательного и воспитательного процесса.
4. Адекватность форм организации учебной и воспитательной деятельности школьников и студентов, что означает отказ от доминирования классно-групповой, урочной и аудиторной системы образования, выбор конкретных организационных форм в зависимости от целей, содержания и условий обучения и физического воспитания.
5. Органическое сочетание традиций и новаторства при ведущей роли последнего в организации жизнедеятельности учебного заведения, выборе содержания обучения и физического воспитания и научно обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий.
Дальнейшие исследования планируется направить на разработку и экспериментальную проверку концептуальной модели обеспечения преемственности физического воспитания личности старшеклассника, студента.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурмен-ская, И. А. Володарская. - М., 2008. - 158 с.
2. Вербицкий А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / А. А. Вербицкий, О. Б. Ермакова // Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 12-18.
3. Вовк В. М. Преемственность физического воспитания учащейся и студенческой молодежи / В. М. Вовк. - Луганск : ВНУ им. В. Даля, 2004. - 336 с.
4. Денисова Л. В. Компьютерные технологии в физкультурном образовании / Л. В. Денисова, В. В. Левицкий // Материалы региональной науч.-практ. конф. - Т 1. - Ростов-на-Дону, 1995. - С. 159-163.
5. Кузин В. В. Физическая культура детей и молодежи : актуальные проблемы воспитания / В. В. Кузин // Физ. культ. : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 3-4.
6. Носко М. О. Дидактичне моделювання структури завдань рухової активності людини / М. О. Носко, В. І. Синіговець // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків : ХДАДМ (ХХПІ). - 2000. - № 19. - С. 3-7.
7. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 806 с.
8. Приймак С. Г. Моделювання параметрів фізичної підготовленості підлітків у процесі фізичного виховання: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук з фіз. вихов. і спорту: спец. 24.00.02 - фізична культура, фізичне виховання різних груп населення / С. Г. Приймак. - Львів, 2003. - 20 с.
9. Рапацевич Е. С. Большая современная энциклопедия. - Минск, 2005. - 720 с.
10. Рыбковский А. Г. Управление двигательной активностью человека (системный анализ) / А. Г. Рыбковский. - Донецк : ДонГУ, 1998. - 300 с.
11. Современные технологии и оздоровительные программы педагогического процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях // Материалы межд. науч.-метод. конф. - Белгород : БелГТАМС, 2002. - 274 с.
12. Шигалевский В. В. Компьютерные технологии оценки физического состояния и физической подготовленности учащейся молодежи / В. В. Шигалевский, А. А. Андрющук. - Луганск : ВУГУ, 1999. - 160 с.
Поступила в редакцию 14.08.2010г.
Вовк Виктор Михайлович, д.п.н., доц.