Научная статья на тему 'Биологические факторы нарушений психического здоровья и их влияние на здоровый образ жизни студентов специальной медицинской группы'

Биологические факторы нарушений психического здоровья и их влияние на здоровый образ жизни студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
956
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТИ / ЗДОРОВ`Я / БіОЛОГіЧНі ФАКТОРИ / АДАПТАЦіЯ / STUDENTS / HEALTH / BIOLOGICAL FACTORS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вовк Лариса Викторовна

Рассмотрены результаты мониторинга о влиянии биологических факторов на психическое здоровье студентов специальной медицинской группы. В эксперименте приняло участие 64 студента, которые были разделены на 4 группы, из которых три экспериментальные и одна контрольная. Доказано, что нарушения адаптации выражается в ухудшении здоровья, физического состояния, биоэнергетики двигательной активности студентов. Установлено, что неблагоприятные биологические факторы ограничивают работоспособность, нарушают интеллектуальную функцию, ухудшают социальную адаптацию личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вовк Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biological factor of breaches of psychological health and its influence on healthy lifestyle of students of special medical group

The results of monitoring concerning an impact of biological factors on mental health of students who are related to special medical group are observed. 64 students have taken part in experiment, which were divided info 4 groups, three experimental and one checking. It has been proved that breaches of adaptation are expressed in deterioration of health, physical condition and motor activity of students. It is established that disadvantage biological factors limit ability to work, disturb the intellectual function, worsen social adaptation of the students.

Текст научной работы на тему «Биологические факторы нарушений психического здоровья и их влияние на здоровый образ жизни студентов специальной медицинской группы»

Биологические факторы нарушений психического здоровья и их влияние на здоровый образ жизни студентов специальной медицинской группы

Вовк Л.В.

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля

Анотации:

Рассмотрены результаты мониторинга о влиянии биологических факторов на психическое здоровье студентов специальной медицинской группы. В эксперименте приняло участие 64 студента, которые были разделены на 4 группы, из которых три экспериментальные и одна контрольная. Доказано, что нарушения адаптации выражается в ухудшении здоровья, физического состояния, биоэнергетики двигательной активности студентов. Установлено, что неблагоприятные биологические факторы ограничивают работоспособность, нарушают интеллектуальную функцию, ухудшают социальную адаптацию личности студента.

Ключевые слова:

студенты, здоровье, биологические факторы, адаптация.

Вовк Л. В. Біологічні фактори порушення психічного здоров'я та їх вплив на здоровий спосіб життя студентів спеціальної медичної групи. Розглянуто результати моніторингу про вплив біологічних факторів на психічне здоров'я студентів спеціальної медичної групи. У експерименті прийняли участь 64 студента, які були розділені на 4 групи, на 3 експериментальні та одну контрольну. Доведено, що порушення адаптації виявляється в погіршені здоров'я, фізичного стану, біоенергетиці рухової активності студентів спеціальної медичної групи. Встановлено, що несприятливі біологічні фактори обмежують працездатність, порушують інтелектуальну функцію, погіршують соціальну адаптацію особистості студента.

студенти, здоров'я, біологічні фактори, адаптація.

Vovk L.V. Biological factor of breaches of psychological health and its influence on healthy lifestyle of students of special medical group. The results of monitoring concerning an impact of biological factors on mental health of students who are related to special medical group are observed. 64 students have taken part in experiment, which were divided info 4 groups, three experimental and one checking. It has been proved that breaches of adaptation are expressed in deterioration of health, physical condition and motor activity of students. It is established that disadvantage biological factors limit ability to work, disturb the intellectual function, worsen social adaptation of the students.

students, health, biological factors, adaptation.

Введение.

Рассматривая процесс физического развития человека, ряд авторов предлагает рассматривать его детерминирующие начала в виде трёх программ: видовой (биологической), социально-экологической и онтогенетической [1,2,3,4].

Биологическая программа развития, основанная на генетическом аппарате наследования, обеспечивает три вида регулирования онтогенеза: простое регулирование по генетически заданной программе; регулирование по замкнутому циклу с обратными связями. Предполагается, что в процессе онтогенеза элементарный цикл регулирования «нормы развития» начинается прямым управляющим воздействием генетической программы на развивающуюся часть или сторону организма и завершается сигналами о морфофункциональных результатах этого влияния по обратным связям от развивающегося органа к генетическому аппарату [4]. Бернштейн Н.А. в своей гипотезе отмечает, что генетическое управление индивидуальным развитием организма осуществляется генной регуляторной системой посредством «переключателей» генов, контролирующих это развитие [5].

Биологические задатки играют определенную роль в окончательном формировании человека и не предопределяют реально достигаемый уровень развития качеств и способностей, а тем более приобретение знаний, умений и навыков. Решающую роль в этом играют «генетическая память», практический опыт, активная деятельность, физическое воспитание, возможность практически безграничных взаимодействий со средой и творческого преобразования её в воспитательное пространство. Социально-экологическая программа индивидуального развития формируется в решающей мере социальными запросами общества к человеку как члену этого общества.

© Вовк Л.В., 2011

Проблема факторов, влияющих на здоровье человека, особенно важна для теории и практики педагогики и физического воспитания, объектом исследования и воздействия для которых является система «человек - среда».

Поэтому нам представляется необходимым дополнить изучение психического здоровья студентов специальной медицинской группы (СМГ) анализом влияния биологических факторов на состояние нервно-психического здоровья, описанием донозо-логических форм нервно-психических отклонений и процесса формирования культуры здорового образа жизни личности студента[7,8].

Работа выполнена согласно плана НИР Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - проанализировать научнометодическую литературу и обобщить опыт ученых исследующих проблемы влияния биологических факторов на здоровье человека. Во время проведения 4-х летнего мониторинга нами решались следующие задачи:

• проанализировать состояние здоровья студентов специальной медицинской группы ВНУ имени В.Даля по результатам диспансерного обследования;

• разработать специальную анкету для опроса студентов и их родителей об условиях жизни в семье, школе, вузе, о воспитании, физическом развитии ребенка и его заболеваемости.

Методы и организация исследования:

• изучение и анализ научно-методической и специальной литературы;

• педагогические методы (наблюдение, опрос, эксперимент, беседы);

• методы математической статистики.

Для решения поставленных задач было организовано 4 группы, одна группа контрольная студенты здоровые основного отделения и три группы студенты специаль-

ной медицинской группы. Мы проводили мониторинг в течении 4 лет в котором приняли участие 64 студента.

Результаты исследований.

В качестве рабочей гипотезы, позволяющей оценить состояние здоровья студентов СМГ и квалифицировать имеющуюся симптоматику как отражение определённого состояния здоровья, рядом авторов была использована адаптационная теория, успешно применённая при анализе соматического здоровья [2,3]. В выделенных авторами стадиях оптимального функционирования, напряжения, перенапряжения и срыва адаптационных механизмов мы разделили студентов СМГ на три группы по состоянию здоровья. При оценке состояния здоровья учитывались следующие критерии:

• наличие или отсутствие жалоб и объективных симптомов или организация симптомов в синдром;

• непосредственная связь нарушений с ситуацией или выход за её пределы;

• наличие положительной или отрицательной тенденции в динамике;

• стабильность или динамичность симптомов;

• наличие или отсутствие признаков социальной дезадаптации;

• донозологический уровень нарушений или достаточность признаков для постановки диагноза.

Анализ этих признаков с учетом перечисленных критериев их оценки, группировки и теоретических положений о разных уровнях адаптации организма позволил разделить всех обследованных студентов на 4 группы: первая группа 15 студентов совершенно здоровые и оптимально адаптированные; вторая группа 14 студентов с легкими функциональными нарушениями; третья группа 17 студентов с доклиническими состояниями, астеноневротическим синдромом и клиническими формами в стадии компенсации; четвертая группа 18 студентов с клиническими формами в стадии субкомпенсации.

Анализ показал, что данное деление на группы, с одной стороны, объективно отражает разные уровни тяжести донозологических нарушений нервнопсихического здоровья, а с другой - свидетельствует об относительной неспецифичности донозологичес-ких отклонений: одни и те же симптомы могут встречаться у студентов разных групп, и оценка тяжести состояния может быть только комплексной.

У студентов второй группы наблюдаются жалобы на повышенную утомляемость, усталость после учебных занятий. Часто отмечаются нарушения сна в виде трудности засыпания, двигательного беспокойства во время сна, нередки сновидения. Наблюдаются ситуационно обусловленные колебания настроения с внешними проявлениями в виде обидчивости, плаксивости, капризности. В поведении студентов обращает на себя внимание излишняя моторность. При обследовании часто констатируются повышенная склонность к покраснению или побледнению даже во время обычной беседы. Все симптомы указывают на снижение порога чувствительности и устойчивости нервной системы, появление первых нарушений ритмических процессов в виде затруднения смены одного состояния другим (сон) или его неустойчивости (настроение).

Для студентов третей группы характерно, кроме расширения спектра жалоб, усиление нарушений естественных биоритмов - появление пароксиз-мальности и смены уровней функционирования. Грубо нарушается не только засыпание, но и течение сна: студент начинает разговаривать во сне, ходить, часто просыпается ночью, испытывает приступы страха, нередко связанных с неясным, иллюзорным восприятием элементов окружающей обстановки -конфигурации предметов, светотеней. У таких студентов отмечается много жалоб на головные боли, приступы головокружений и тошноты, особенно при нагрузках (в душной атмосфере, транспорте, при увеличении количества учебных заданий). Иногда отмечаются полуобморочные состояния, нередко связанные с ортостатическим механизмом, эпизодически объективно констатируются колебания кровяного давления. Часты жалобы на периодические аллергические проявления. Утомление возникает не только как реакция на конкретную нагрузку в отдельные дни, а принимает характер периодического снижения работоспособности в конце недели, месяца, семестра не исчезая полностью после отдыха, т. е. реакции сменяются определенными состояниями, а симптомы складываются в астено-невротический синдром.

В жалобах студента находят отражение изменения его личности, затрудняющие социальную адаптацию. Дети и их родители жалуются на присущие ребенку черты - тревожность, мнительность, неуверенность, замкнутость и др. Затруднения социальной адаптации проявляются и в виде объективного снижения работоспособности.

О значении нарушений свидетельствуют такие часто наблюдаемые симптомы, как недостаточная координация, асимметрия рефлексов. Все эти явления весьма нередко отмечаются на фоне (а иногда вследствие) соматической ослабленности.

Таким образом, для студентов третей группы здоровья характерны тенденция к переходу реакций в состояния, смена отдельных симптомов астенонев-ротическим синдромом, появление субъективной и объективной социальной дезадаптации. Данные явления у студентов второй и третей групп здоровья можно расценить как состояния напряжения и перенапряжения адаптационных механизмов разной степени выраженности, захватывающие в большей или меньшей мере функциональные системы.

Для четвертой группы здоровья обследованных студентов были характерны тенденции структурирования симптомов в нозологически очерченные формы и оформление личностных изменений в склонные к стабильности реагирования, появление четких акцентуаций характера (наряду с неспецифическим реагированием предшествующих стадий или вместо него) с обязательным присутствием элементов социальной дезадаптации. У студентов этой группы наблюдались тики, стертые формы заикания и психоорганического синдрома вследствие перенесенных травм головы или тяжелой вирусной инфекции, минимальные проявления мозговой недостаточности и легкая задержка темпов интеллектуального развития, а в подростковом возрасте — нерезко выраженные неврозы и достаточно четко

сформированные акцентуации характера по неустойчивому, эпилептоидному, истероидному или (реже) шизоидному типу с затруднениями социализации. На значение органической почвы указывают, кроме этих данных, часто отмечаемые у таких студентов нарушения конвергенции, неустойчивость в позе Ромберга.

Напряжение и перенапряжение адаптационных механизмов, наблюдаемые у студентов II и III групп, сменяются у представителей IV группы их срывом. Такой срыв может захватывать отдельные, в силу разных причин ослабленные системы организма или касаться каких-то общих фундаментальных основ и выражаться в измененном функционировании многих систем (например, в изменении типа поведения личности).

Срыв - это новое состояние, качественный скачок в характеристиках функций организма, клинически проявляющийся возникновением заболевания.

По наблюдениям медицинских специалистов, различные трудные ситуации легко приводят к нарушениям в тех случаях, когда они переживаются впервые и нет соответствующего опыта, отсутствует природная и культурная защита, т. е. создаются условия, часто имеющие место именно в детском и подростковом возрасте [6].

Влияние биологических факторов на состояние нервно-психического здоровья студентов может быть прослежено по (табл. 1).

Конечно, это отрицательное влияние не должно рассматриваться как непосредственное. Очевидно, у детей, воспитывавшихся в круглосуточных детских учреждениях, массивный и длительно действующий комплекс многих отрицательных факторов коррелирует с их воспитанием в таких учреждениях, но возможно и доминирующее влияние психоэмоциональной депривации в сенситивном в этом отношении возрасте.

У студентов ранние отрицательные биологические факторы меняют реактивность организма: процент диатезов и аллергических реакций у МУ групп колебался от 28 до 43, тогда как у обследованных здоровых

студентов такие состояния не отмечались (табл.2).

Токсикоз во второй половине беременности, различные неблагоприятные факторы в период беременности, приводящие к необходимости определения в стационарное отделение больницы с целью сохранения плода, асфиксия плода, родовые травмы, пере-ношенность часто отмечались в анамнезе у студентов П-ГУ групп здоровья и практически не встречались у здоровых студентов.

Из хронических инфекций, часто встречавшихся в анамнезе у студентов с отклонениями в состоянии нервно-психического здоровья, необходимо отметить отит, хронический тонзиллит, повторные случаи дизентерии, а также болезнь Боткина.

Эти заболевания наблюдались главным образом у обследованных III и IV групп, что дает основание рассматривать их как один из факторов риска возникновения нарушений нервно-психического здоровья и уделять им соответствующее внимание в плане предупреждения их астенизирующего влияния.

Действие отрицательных биологических факторов в этом возрасте продолжается в качестве резидуальноорганического фона во всех группах, кроме I, о чем свидетельствует увеличение их количества во II группе и примерно одинаковая частота в ПНУ группах здоровья.

Граница действия отрицательных психологических факторов проходит между II и III группой здоровья, что указывает на повышение роли определенных личностных особенностей как компонента комплекса отрицательных факторов, затрудняющего социальную адаптацию студентов III и IV групп.

Поскольку в подростковый период возрастают социальные требования, увеличивается информационная нагрузка, часто возникает необходимость выбора профессии и поиска своего места в жизни, следует учитывать, что эти трудности могут вызвать дезадаптацию, нарастающую от группы к группе.

Наш мониторинг проводился с позиций теории физического воспитания и психологии.

Таблица 1

Частота биологических факторов, влияющих на здоровье обследованных студентов (по группам здоровья)

Биологические факторы Частота, %

I группа II группа III группа IV группа

Возраст матери более 35 лет (к моменту родов) - 11 - 15

Возраст отца более 35 лет - 11 14 18

Токсикоз в первой половине беременности 28 22 36 40

Токсикоз во второй половине беременности - 39 33 34

Инфекции, травмы и т.п. в период беременности - - 10 11

Стационарное лечение матери с целью сохранения беременности 8 23 28 26

Неблагоприятное течение родов Хирургическое вмешательство при родах 8 18 36 33

Асфиксия, родовая травма - - - 5

Недоношенность и низкая масса тела 28 43 37

при рождении 6 - 14 13

Масса тела при рождении больше 4000 г - - 7 22

Ускоренное развитие статических - - 7 14

функций (в анамнезе) - - 13 29

Замедленное развитие статических и речевых - 11 19 26

функций в раннем детстве - 17 25 30

Таблица 2

Частота заболеваний и патологических состояний у обследованных студентов (по группам здоровья)

Заболевание, патологическое состояние Частота, %

I группа II группа III группа IV группа

Диатез - 28 20 43

Сотрясение мозга 9 6 7 17

Общий наркоз по разным поводам 8 7 10 8

Врожденные дефекты (кривошея, порок сердца и др.) - - - 10

Отит 23 17 36 40

Хронический тонзиллит - 13 29 7

Дизентерия 8 28 27 34

Пневмония 14 17 21 40

Болезнь Боткина - - 14 6

Нас интересовали донозологические состояния разной степени выраженности как таковые, ставилась задача дать им психогигиеническую оценку в плане влияния на организм, его адаптационные возможности, на процесс здорового образа жизни личности студента.

Действие неблагоприятных биологических факторов в этот период приводит к структурным и функциональным изменениям мозга. Конечно, такой мозг впоследствии оказывается менее устойчивым к действию отрицательных факторов, даже если оно не сопровождается относительно грубыми морфологическими изменениями, как это наблюдается при травмах и инфекциях.

Наши наблюдения показывают, что под влиянием неблагоприятных биологических факторов изменяется не только психическое реагирование организма, но и общая, неспецифическая реактивность организма. Подтверждение этому мы видим в большей частоте аллергических состояний у студентов с донозологи-ческими нарушениями здоровья и в склонности таких индивидов к соматическим хроническим заболеваниям. Не случайно на ранних стадиях и сами психические нарушения выражаются в основном признаками неспецифического астеноневротического реагирования. Оценивая суммарно степень отягощенности отрицательными факторами у студентов в каждой группе здоровья (табл. 2.), можно отметить четко выраженную тенденцию к ее повышению от II к IV группе (в IV группе в 1,5 раза чаще, чем в I).

Выводы.

1. Главный вывод, вытекающий из нашего исследования, состоит в результатах показывающих, что недостаточно рассматривать влияние неблагоприятных биологических факторов только в плане оценки их как факторов риска возникновения выраженных нервно-психических заболеваний. Их отрицательное влияние проявляется очень рано (на ступенях II и III групп здоровья) и шире, чем предполагалось. Оказалось, что даже легкие донозоло-гические состояния, коль скоро они относительно продолжительны, изменяют общую реактивность организма, ограничивают работоспособность из-за астенических явлений и тонких нарушений интеллектуальных функций, искажают процесс формирования личности студента, влияя на всю ее структуру на коммуникативные функции, тем самым резко затрудняя социальную адаптацию.

2. Действие неблагоприятных биологических факторов в этот период приводит к структурным и функциональным изменениям мозга. Такой мозг впоследствии оказывается менее устойчивым к действию отрицательных факторов, даже если оно не сопровождается относительно грубыми морфологическими изменениями, как это наблюдается при травмах и инфекциях.

Нервно-психические нарушения далеко не всегда достигают клинически выраженного уровня, они гораздо чаще проявляются в донозологических формах, но, как показывают полученные результаты, такие до-нозологические нарушения значительно затрудняют социальную адаптацию обследуемых.

3. Результаты проведенного мониторинга наглядно показывают влияние этих факторов на здоровый образ жизни студентов СМГ, демонстрируя частую актуализацию симптоматики и снижение уровня нервно-психического здоровья в это время. Чрезвычайно важно иметь не только исчерпывающие сведения о биологических факторах риска, но и правильно оценить функциональное состояние студента в конкретной жизненной ситуации. Дальнейшие исследования планируется направить

на изучение влияния других факторов на процесс формирования здорового образа жизни студентов СМГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. - Донецк: Сталкер, 2002.-590 с.

2. Апанасенко ГЛ. Медицинская валеология / ГЛ. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, Киев: Здоровье, 2000. - 248 с.

3. Баевский Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, Н.Р Палеев. - М.: ВНИИМИ, 1987. - № 10. - С. 1-19.

4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теор.и практ.физ.культ, 2000. - 275 с.

5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, - 1966. - 166 с.

6. Божович Л.И. Устойчивость личности, процессы и условия её формирования / Л.И. Божович //Труды XVIII межд.психол.кон-грес. - М., 1966. - Том 1. - С. 297-298.

7. Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский //Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 9. - С. 9.

8. Троценко В.В. Вплив рухової активності на формування стійких навичок здорового способу життя студентів вищих навчальних закладів / В.В.Троценко //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2010. - № 8. - С. 93-95.

Поступила в редакцию 24.02.2011 г.

Вовк Лариса Викторовна [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.