Научная статья на тему 'Содержательная сущность вне академических занятий в системе физического воспитания студентов высших учебных заведений'

Содержательная сущность вне академических занятий в системе физического воспитания студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВНЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВУЗ / STUDENT / OUTSIDE ACADEMIC PURSUITS / PHYSICAL EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стадник В. В.

В работе рассмотрен вопрос вне академической работы в физическом воспитании студентов вузов. На основе аналитического анализа теоретического наследия по этому вопросу отмечены фундаментальные теоретико-методологические подходы организации занятий физической культурой во вне урочное время. Определены решающие условия обеспечения успешного функционирования таких форм занятий в рамках курса физического воспитания вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стадник В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY OF OUTSIDE SUBSTANTIAL ACADEMICS IN THE PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF UNIVERSITY

The paper considers the question is academic work in physical education students of university. Based on an analytical analysis of the theoretical heritage on the subject noted the fundamental theoretical and methodological approaches organizing these activities. Defined imperative to ensure the success of the students out of academic classes in the course of high school physical education.

Текст научной работы на тему «Содержательная сущность вне академических занятий в системе физического воспитания студентов высших учебных заведений»

1. Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (таким образом планируется обеспечить трудоустройство выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования).

2. Введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального). Однако переход к этому этапу должен произойти только после обязательного завершения первого. Здесь важно также то, что степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации.

Структура степеней (I степень - бакалавр - 3-4 г.; II степень - магистр + 2-1 г.; докторант - 3 г.; всего 3 (4)-5(6)-8 (9) лет), принятая за основу англосаксонской двухступенчатой модели образования).

3. Принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями.

Под кредитом понимаются академические часы, которые студент по системе может прослушать в таком порядке и концентрации, в каком ему больше нравится или удобнее. То студент может выстроить свою траекторию образования.

4. Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей.

Главный вопрос, который возникает при этом, так ли уж далека советская система образования от Болонского процесса. Уровень бакалавра - минимум 3 года после окончания школы, магистр - 2 года после бакалавриата. В большинстве европейских стран бакалавриат длится именно 3 года. Окончив среднюю школу (10 классов), советский молодой человек поступал в техникум на 3 года, после чего имел право перевода на 3-й курс профильного вуза. Студент техникума при этом получал не только общие гуманитарные или технические знания, но и конкретную профессию.

Более того, в СССР существовало понятие «незаконченное высшее образование» (3 года вуза), имевшее официальный статус и признававшееся работодателями. По действующему ныне Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, неполное высшее предполагает выдачу соответствующего диплома.

Очевидно, что перестройка на западный манер есть попытка замены научно-фундаментального подхода к образованию «компетентностным» (или «профильным) - для школы и вузов. В этом случае вместо системного представления о мире молодой специалист с высшим образованием получит мозаичный набор узкопрофильных знаний, которые дадут ему возможность ориентироваться в существующем пространстве своей профессии, но не изменить это пространство.

Следующий момент, заключается в создании системы кредитов, которые будут взаимно признаваемыми в вузах страны. и здесь, очевидным является тот факт, что для получения определенного количества баллов, студент пойдет по пути наименьшего сопротивления - он будет посещать наиболее простые и легкие курсы, где требования будут достаточно низкими. Со временем, это приведет к тому, что наиболее требовательные и серьезные преподаватели будут сокращены в связи с тем, что их занятия не будут пользоваться популярностью у студентов. Данная ситуация приведет к понижению уровня образования еще больше. Система кредитов или бальная система, имеет еще один значительный минус. Баллы могут набираться фрагментально, на факультативах, где знания будут даваться лишь в рамках какой-либо узкой тематики. Эго, в свою очередь, приведет к отсутствию фундаментального образования.

Болонская система обучения уничтожает университет как феномен нового времени и не только в России. В вузах, студенты теперь будут получать определенный набор компетенций, которые могут меняться достаточно быстро. И, студенты, отучившись, получив, определенные компетенции, могут уже просто не понадобиться рынку труда, а вынуждены будут идти учиться снова, чтобы можно было устроиться на работу. Таким образом, образование превращается в сферу услуги, где выгодно учить максимально дольше для получения большей прибыли.

Литература

1. Болонский процесс в вузах Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://mon.informika.ru/obr/pri/4508,print/ (дата обращения 20.02.14).

2. Болонский процесс. [Электронный ресурс] URL: http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03 (дата обращения 21.02.14).

3. Совещание. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/press/reliz/774/ (дата обращения 20.02.14).

Стадник В. В.

соискатель учёного звания кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, Национальный университет «Львивска

политэхника»

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация

В работе рассмотрен вопрос вне академической работы в физическом воспитании студентов вузов. На основе аналитического анализа теоретического наследия по этому вопросу отмечены фундаментальные теоретико-методологические подходы организации занятий физической культурой во вне урочное время. Определены решающие условия обеспечения успешного функционирования таких форм занятий в рамках курса физического воспитания вуза.

Ключевые слова: студент, вне академические занятия, физическое воспитание, ВУЗ.

Stadnik V. V.

Polytechnic National University

SUMMARY OF OUTSIDE SUBSTANTIAL ACADEMICS IN THE PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF UNIVERSITY

Abstract

The paper considers the question is academic work in physical education students of university. Based on an analytical analysis of the theoretical heritage on the subject noted the fundamental theoretical and methodological approaches organizing these activities. Defined imperative to ensure the success of the students out of academic classes in the course of high school physical education.

Keywords: student, outside academic pursuits, physical education, university.

Сегодня, физическое воспитание в высших учебных заведениях это, с одной стороны физкультурно-спортивная деятельность, а с другой - учебная дисциплина гуманитарного цикла, направленная на выполнение социального заказа - подготовку всесторонне развитой гармоничной личности, которая отвечает требованиям учебно-квалификационных характеристик [2-4, 10-13]. Физическая культура в вузе - неотъемлемая часть социального становления, всестороннего и гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья студентов [1, 5-8]. Отечественной и мировой наукой накоплен большой опыт [1-15], подтверждающий необходимость

47

систематических занятий физическими упражнениями студентов с целью сохранения и улучшения состояния здоровья, повышения специфической и неспецифической его устойчивости и работоспособности.

Вопросы физического воспитания студенческой молодежи является предметом научного поиска многих ученых области. Проведенный анализ существующей системы физического воспитания в вузе в исследованиях этого вопроса [1-13] дает основание сделать вывод о том, что у большинства студентов уровень физической подготовленности - неудовлетворительный, что создает неблагоприятный фон для успешного обучения и сохранения здоровья. В последние годы на фоне интенсификации учебного процесса в высших учебных заведениях наблюдается тенденция к снижению объема двигательной активности студентов. Дефицит двигательной активности в режиме дня студентов становится причиной нарушений состояния здоровья и физического развития, создает негативные предпосылки для дальнейшей трудовой деятельности [1, 14].

По-мнению специалистов, важный фактор оптимизации двигательной активности - занятия студентов физическими упражнениями в свободное время [1-13]. Успех подготовки профессиональных специалистов зависит от многих факторов, одним из которых является занятия студентов во вне учебное время. По мнению авторитетных учених [1-15], вне академические занятия физической культурой и спортом должны быть неотъемлемой составной частью здорового образа жизни студентов вузов, поскольку обязательные занятия по физическому воспитанию в количестве двух академических часов в неделю, не могут в полной мере повлиять на улучшение физического развития и обеспечения надлежащего уровня их физической подготовленности. Вне академические занятия позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, и, в совокупности с плановыми академическими, обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания в вузе.

В многочисленных научных источниках [2-4, 9, 13] подчеркивается, что овладение умениями и навыками такой формы физического воспитания является важнейшим условием обеспечения его непрерывности. Факультативные и вне академические занятия студентов физической культурой должны компенсировать, как считают ученые, недостатки системы обязательных академических занятий.

Тенденции развития событий в этом плане показывают, что роль дополнительных занятий по физическому воспитанию постоянно растет, что и обусловливает актуальность исследований в этом направлении. Значимость таких исследований возрастает в связи с тем, что постоянное увеличение объема учебной и психоэмоциональной нагрузки во время учебы в высших учебных заведениях, на фоне дефицита двигательной активности приводят к ухудшению состояния здоровья будущих специалистов.

Социальная значимость вне академических занятий для повышения уровня физической подготовленности студенческой молодежи, как одного из условий сохранения и укрепления ёё здоровья, обусловили выбор темы исследования и определили его цель.

Цель работы - осуществить аналитический анализ содержательной сущности вне академических занятий в системе физического воспитания студентов вузов.

Общие контуры системы физического воспитания студенческой молодежи закреплены в ряде государственных документов

[6]. Они предусматривают создание на уровне высших учебных заведений определенных стандартизированных принципов физического воспитания и условий для реализации и выполнения социального заказа государства и общества на укрепление здоровья, общефизическую и профессионально-прикладную физическую подготовку студентов путем организации в вузах обязательных учебных и вне академичних занятий различными компонентами физической культуры. Предполагается реализация физического воспитания, главным образом, как обязательной учебной дисциплины с широким привлечением элементов самостоятельных и индивидуальных занятий по рекомендации вузов, с обязательным усвоением базового теоретического, методического и практического ее компонентов [6, 12].

Роль физического воспитания в подготовке молодых высококвалифицированных специалистов в современном обществе как никогда высока. Совершенствование человеческого фактора невозможно без укрепления здоровья людей, их физической подготовленности, без развития умений и готовности поддержать высокий уровень состояния здоровья на протяжении всей жизни [1, 8].

В процессе обучения в вузе, значительная часть учебного материала предназначена для самостоятельной работы студентов. Именно поэтому, по мнению специалистов [5, 6] , основной задачей преподавателя в высшей школе становится не репродуктивное преподавания набора готовых знаний, а организация активной вне аакадемической работы студентов. В высших учебных заведениях в последнее время наблюдается тенденция к увеличению часов на вне академическую работу. Овладение умениями и навыками такой формы физического воспитания является важнейшим условием обеспечения непрерывности этого процесса. Реализация этой цели тесно связана с усилением роли самостоятельной работы в учебном процессе.

Курс физического воспитания вуза предусматривает подбор средств и методов по усмотрению преподавателей, создание условий для широкого выбора студентами средств физического воспитания для обучения и участия в тех спортивных мероприятиях, которые отвечали бы их запросам, интересам, состоянию здоровья, уровню физической и технической подготовленности [11-3]. Сегодня на вне академические занятия студентов отводится от 1/3 до 2/ 3 общего объема учебного времени. Это является свидетельствует о том, что такая работа - важный резерв повышения эффективности физического воспитания. Однако, анализ педагогических исследований, а также методической литературы и результатов научных исследований [1, 3, 6, 9] позволяет сделать вывод о неготовности большей части студентов (около 50%) к вне академическим занятиям в вузе. Указанное проявляется в отсутствии необходимых навыков и умений, а также необходимой мотивации и внимания к этой работе.

Существующия система физического воспитания вузов создает только определенное противодействие негативному влиянию двигательной недостаточности [2-4, 9]. Оптимальным двигательным режимом для студентов является такой режим, при котором двигательная активность у мужчины составляет 8-12 часов в неделю, у женщины - 6-10 часов. При этом на занятия физическими упражнениями желательно тратить мужчинам не менее 6-8 часов, женщинам - 5-7 часов в сутки [8]. Занятия физической культурой предусмотренные программой вуза, удовлетворяют 25-30% общей суточной двигательной потребности. Между тем физическую активность в объеме от 80 до 110 минут в день можно рассматривать как гигиеническую норму [9]. Это и обусловливает необходимость дополнительных занятий, которые позволяют укрепить результаты обязательных занятий в рамках курса.

Вне академические занятия - это форма занятий физической культурой, которые способствуют эффективному усвоению двигательных задач и совершенствованию общефизических возможностей при методической помощи преподавателей [5, 11]. Такие формы занятий под руководством преподавателя приобретают все более важную роль в качественной реализации задач вузовского курса физического воспитания. Вне академическая работа в воспитании всегда занимала одну из ведущих позиций, одновременно выступая и как метод обучения, и как метод самовоспитания [6].

Данные литературных источников [1-15] свидетельствуют, что специфика физической культуры требует поддержания постоянного уровня умеренной физической нагрузки. Кроме того, в случае длительных перерывов, превышающих две-три недели, теряется и резистентность организма [5]. Только комплексное сочетание академических и вне академических занятий позволяет достичь желаемого результата физического воспитания студентов. Занятия физической культурой студентов высших учебных заведений в свободное от учебы время способствуют рациональному использованию двигательной деятельности, что позволяет снять нервно-эмоциональное напряжение, способствует укреплению здоровья и повышению работоспособности [2, 10].

Цель вне академических занятий - научить студентов заниматься физической культурой и, тем самым, способствовать решению проблемы повышения качества физического воспитания студентов [8, 11]. При этом работа студентов на этих занятиях

48

должна быть хорошо мотивирова, обогащена определенными знаниями по ее организации, умениями и навыками самостоятельно работать под контролем самого студента.

Основная задача вне академических занятий - способствовать повышению физической активности студентов. Эти занятия являются основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий, что позволяет повысить уровень физической подготовлености.

На основе обобщения данных многочисленных литературных источников [1-15], организация вне академических занятий по физическому воспитанию предусматривает:

1. повышение уровня теоретических знаний по физической культуре;

2. подготовку к выполнению тестов по программе физического воспитания;

3. профессиональную подготовленность;

4. выполнение индивидуальных заданий;

5. усовершенствования двигательных умений и навыков, которые были усвоены на обязательных занятиях.

Вне академические занятия отличаются от обязательных академических тем, что предполагают добровольное участие студентов, проведение во вне учебное время, самостоятельный выбор направления самосовершенствования [5, 10]. Однако, не исключается взаимосвязь этих двух форм в виде обязательного выполнения добровольно взятых на себя задач, а также целеустремленность и регулярность в ихреализации. Таким образом, вне академические занятия - это сознательная физкультурноспортивная деятельность студентов, направленная на физическое развитие, самосовершенствование, реализацию себя как личности.

Специалисты отрасли считают [2-13], что основной характерной особенностью вне академических занятий является их непрерывность. Они не должны прекращаться в период экзаменационных сессий, каникул, когда обязательные занятия по физическому воспитанию не проводятся. Во многих исследованиях установлено, что у студентов при систематических занятиях физической культурой и спортом вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается жизненный тонус, наблюдается улучшение состояния здоровья и выработка навыков здорового образа жизни [1-4, 7-15].

Вне академическая работа должна иметь четкий целенаправленный характер, а студенты должны четко осознавать ее необходимость [6]. Как отмечают ученые [7, 10-13], самостоятельные занятия являются неотъемлемой частью двигательной активности студентов. Они способствуют более эффективному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности, уровня физической подготовленности студентов и развития таких нравственных качест, как трудолюбие и дисциплинированность [2-5].

Содержание и формы вне академических занятий физическими упражнениями должны определяться их целями и задачами. Этот выбор зависит от пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности студентов. Выделяют следующие направления самостоятельных занятий: гигиенический, оздоровительно-реакреационный (оздоровительно-

восстановительный), общеподготовительный и профессионально-прикладной [2-4, 11].

В связи с усилением роли вне академической работы в процессе физического воспитания вузов актуальной стала проблема ее рациональной организации с учетом готовности к ней студентов. Ученые и практики всегда уделяли много внимания изучению различных аспектов, связанных с этим направлением физкультурной деятельности [1-15]. Рассматривая основные методические подходы к организации и проведению вне академических занятий физической культурой, отмечается важное место вне академической работы в процессе формирования личности будущих высококвалифицированных специалистов. В течение многих лет вокруг этой проблемы возникают научные споры, в результате которых рождаются различные взгляды и формируются методические и методологические позиции. Эти взгляды не имеют антагонистического характера, а отражают просто разные точки зрения, которые в целом ряде случаев отличаются друг от друга непринципиальными качественными характеристиками.

Разный уровень знаний, здоровья, физической и спортивной подготовленности студентов, многоплановость их интересов предусматривают использование на кафедре физического воспитания во вне академический время дифференцированных форм занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом. Различают такие формы вне академических занятий:

1. В режиме рабочего дня: гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы, вводная гимнастика, корректирующая гимнастика и т. п.

2. Самостоятельные тренировочные занятия и занятия в свободное время под руководством преподавателя: групповые и индивидуальные.

3. Спортивные лагеря.

4. Массовые спортивные развлечения, прогулки, экскурсии, походы, физкультвыступления, спартакиады [2-5, 7-13].

Последнее относится к так называемой оздоровительно-реакреационнои деятельности, доля которой в общем объеме

двигательной активности студентов постоянно увеличивается. В связи с постоянным увеличением объемов умственной загрузки, вне академические занятия приобретают формы активного отдыха, чем и обеспечивается непрерывность процесса физического воспитания, обеспечивающие здоровый отдых и удовольствие эмоциональных потребностей, связанных с содержательными развлечениями. Этот аспект работы со студентами вузов включает также рациональную организацию отдыха в период зимних и летних каникул.

Вне академические занятия по физическому воспитанию могут проводиться во вне учебное время по заданию преподавателей или в секциях. Подготовка студентов к вне академическим занятиям предусматривает:

1) вооружение студентов теоретическими знаниями;

2) формирование задач для достижения оптимального для данного возраста развития всех органов и систем организма, физических качеств;

3) обучение студентов выполнению физических упражнений и адекватного их потбора для развития той или иной системы, мышц, физического качества;

4) обучение студентов методам использования упражнений и их компонентов: умение регулировать физическую нагрузку, ее объем и интенсивность, продолжительность и характер отдыха;

5) обучение студентов методике самоконтроля в оценке динамики развития двигательных качеств и реакции организма на физическую нагрузку;

6) обучение студентов умению составлять планы индивидуальных тренировочных занятий по развитию физических качеств.

Дидактическими условиями обеспечения эффективности вне академических занятий по физическому воспитанию являются:

- отражение в задачах занятий физической культурой необходимости формирования умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями как объекта специально-педагогического воздействия;

- сочетание различных по способу деятельности методов на основе достижения единства их учебной, стимулирующей и контрольно-оценочной функций;

- взаимосвязаного формирования всех компонентов желания дополнительно заниматься физическими упражнениями ;

- методическая завершенность и инструктивная направленность вне академических занятий физическими упражнениями;

- непрерывность педагогического воздействия на подготовку студентов к вне академическим занятиям.

49

Особого внимания заслуживают рассуждения исследователей относительно места и роли вне академической работы в процессе физического воспитания. В литературе имеют место споры о том, что же такое вне академическая работа в системе физического воспитания: это форма организации учебного процесса, метод или средство обучения? В частности подчеркивается, что в подавляющем большинстве определений и подходов к раскрытию понятия «вне академическая работа» преподавателю отводится соответствующее место в руководстве этой работой [5, 6]. Определено, что вне академические занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные вне академические занятия должны обеспечивать оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

На основе анализа многочисленных литературных источников [1-15] можно утверждать, что организация вне академической работы по физическому воспитанию студентов вузов должна быть подчинена определенным требованиям:

1) Развитие мотивационной установки у студентов. Условием любой целенаправленной деятельности является установка -готовность к определенной активности, возникновение которой напрямую зависит от наличия у студентов потребности и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Поэтому у студентов должна быть потребность в постоянных занятиях физической культурой.

2) Систематичность и непрерывность вне академических занятий. При несистематических занятиях невозможно достичь результатов физического воспитания.

3) Руководство со стороны преподавателей. Очень важным моментом в организации вне академических занятий физической культурой является систематический контроль за ее результатами со стороны преподавателя. Подсистема средств контроля, а также самоконтроля вне академической работы служит источником информации об эффективности деятельности учащихся и позволяет при необходимости вносить соответствующие коррективы в программу действий, сравнивать и оценивать достижения студентов. Однако контроль является не только источником получения информации, но и мощным стимулом активизации студентов к дальнейшим занятиям физической культурой.

Для управления процессом вне академических занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели этих занятий, определить индивидуальные особенности занимающихся студентов; скорректировать перспективный и годовой планы занятий, а также план на семестр; определять и изменять содержание, организацию, методику, условия и вспомогательные средства занятий. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета учебно-оздоровительных занятий физическим воспитанием. Студентам рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в личный дневник самоконтроля [6, 9].

На основе анализа существующих публикаций по этому вопросу [1-15], можно сделать вывод о том , что студентов побуждает активно заниматься физическими упражнениями в той или иной форме могут различные факторы. Так, к регулярным занятиям по физическому воспитанию в рамках обязательных учебных занятий и факультативных может побудить студентов, в первую очередь, хорошая спортивная база, осознание значения физической культуры для полноценной жизни, овладения будущей профессией и карьеры, действующая программа по физическому совершенствованию, высокий профессионализм преподавателей, зачетные требования, наличие свободного времени. В перечень основных факторов, способствующих регулярным вне академическим занятиям физической культурой и спортом, большинство студентов отмечают: возможность заниматься в удобное свободное время, возможность самому выбирать систему физических упражнений и видов спорта для занятий, наличие вблизи места проживания спортивной базы для занятий, профессиональный отбор, включающий показатели здоровья и физической подготовленности, удовлетворительная теоретическая и методическая подготовка, материальное благосостояние [1, 9].

Проведенный анализ и обобщение имеющихся публикаций по данному вопросу [1-15], позволяет констатировать, что решающим условиями для обеспечения успешного функционирования вне академических занятий по физическому воспитанию вузе является:

1) Усовершенствование известных и поиска новых методов и форм их организации с соответствующим учетом изменения системы подготовки специалистов высшего образования, структуры и содержания физического воспитания.

2) Использование комплексов технических и дидактических средств, обеспечивающих взаимосвязь обязательных академических и вне академических форм физического воспитания.

3) Методическое и материально-техническое обеспечение физического воспитания во вне академическое время.

4) Обеспечение научно обоснованной организации вне академической деятельности студентов, особенно младших курсов, что дает возможность ускорить процесс их адаптации к пребыванию в вузе.

Выводы. Физическая культура в условиях современности приобретает первостепенное значение в общем комплексе условий, определяющих уровень здоровья современной студенческой молодёжи.

Повышение качества учебно-оздоровительного процесса студентов вузов связывается с совершенствованием вне академической работы в физическом воспитании, что является важным фактором оптимизации их двигательной активности. От того как она реализуется, зависит не только успех в обучении и общем развитии, но и состояние здоровья и полнота жизнедеятельности студента. В общем, вне академические занятия в учебно-оздоровительном процессе физического воспитания студентов, будучи структурной составляющей этого процесса, должны занимать одно из ведущих мест в подготовке специалистов в высших учебных заведениях, что является необходимым условием успешного усвоения учебного материала для сохранения здоровья студента.

Литература

1. Волков В.Ю. Современные технологии образования и проблема физического состояния студентов / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова //Парадигма здорового способу життя: духовнг та фiзичнi компонента: зб. наук. статей II Мiжнар. наук.-теорет. конф. кафедри соц.-гуман. дисциплш. - Ки1в: НУФВСУ, 2010. - С. 16-22

2. Городилин С. К. Физическое воспитание студентов / С. К. Городилин. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 290 с.

3. Григорович Е. С. Физическая культура в жизни студента / Е. С. Григорович, В. А. Переверзев. - Минск, 2008. - 227 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов на/Д: Феникс, 2008. - 380 с.

5. Круцевич Т. Ю.Теорiя i методика фiзичного виховання : тдр. для студ. вищ. навч. закл. фiз. виховання i спорту : у 2-х томах / Т. Ю. Круцевич. - К. : Олiмпiйська лгтература, 2008. - Т. 1. - 390 с. ; Т. 2. - 367 с.

6. Круцевич Т. Ю. Управлшня процесом фiзичного виховання / Т. Ю. Круцевич, В. В. Петровський. - К. : Олiмпiйська лгтература, 2008. - 379 с.

7. Купчинов Р. И. Физическое воспитание / Р. И. Купчинов. - Минск : ТетраСистемс, 2006. - 352 с.

8. Присяжнюк С. I. Фгзичне виховання / С. I. Присяжнюк. - К. : ЦУЛ, 2008. - 502 с.

9. Раевский Р. Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов / Р. Т. Раевский, С. М. Канишевский. - О.: Наука и техника, 2008. - 556 с.

10. Физическая культура / под ред. Е. С. Григоровича, В. А. Переверзева. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 222 с.

11. Физическая культура : учебник / [под ред. В. А. Коледы]. - Минск : Тесей, 2005. - 423 с.

12. Физическая культура : учебник / [под ред. Е. В. Харламова]. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 355 с.

50

13. Физкультура и здоровье студентов : учеб. пособие / [под ред. Е. Д. Хомской, М. М. Рыжак]. - М., 1998. - 125 с.

14. Bailey R. Phisical education for learning / R. Bailey. - Continium International Publishing Group, 2010. - 259 p.

15. Hardman K. Contemporari issues in phisical education / K. Hardman, K. Green. - Mayer & Mayer Verlag, 2011. - 300 p.

Сэмэнив Б.С.

Аспирант кафедры физического воспитания и единоборств Национального педагогического университета имени М.П.

Драгоманова, Киев

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УСТАЛОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СРАВНИТЕЛЬНЫМИ МЕТОДАМИ

Аннотация

Профессиональная физическая подготовка студентов, как элемент системы физического воспитания в высшем учебном заведении, занимает видное место в теории и практике физической культуры и спорта. Одним из важных вопросов профессионально-ориентированной физической подготовки является подбор средств физического воспитания, который лучше решает задачи по адаптации человека к специфическим условиям профессиональной деятельности с целью обеспечения человеку, работающему в экстремальных условиях, необходимого крепкого здоровья, высокого уровня отдельных двигательных навыков, наиболее полной соответствия ее физических и психических качеств характера выбранного вида деятельности .

Ключевые слова: студенты, выносливость, усталость, методы, исследования, эксперимент, работоспособность.

Semeniv B.S.

Postgraduate student, Dragoman National Pedagogic University

DEFINITIONS DEGREE OF FATIGUE STUDENTS FOOD TECHNOLOGISTS OF THE COMPARATIVE METHOD

Abstract

Professionally-oriented physical training as part ofphysical education of students ought to be done taking into account the conditions and the character of their future careers, and therefore contain the elements of professionally oriented physical training, to create professionally necessary physical qualities, skills, knowledge, and also to improve organism resistance to the influence of the environment. In the system ofphysical training the professionally oriented physical edication gained the significance as an important social and economic factor because it provides an active human adaptation to complex types of work activity, its special physical preparedness and generally promote the establishment of professional type of personality. Professionally-oriented physical training should provide urgent effect is to remove fatigue at work.

Keywords: students, endurance, fatigue, methods, research, experiment, performance.

Введение. Вопросами применения средств физического воспитания для повышения эффективности профессионального обучения и увеличения производительности труда занимались В.И. Ильинич и В.В. Белинович , Л.А. Вейднер - Дубровин и Т.Т. Джамгаров, С.А. Полиевский, Р.Т. Раевский, Максимович В.А., Романенко В.А., Пилипей Л.П., Лапшина Г.Г. В многократных экспериментальных исследованиях изображена принципиальная возможность развития и совершенствования профессионально важных физических, психических качеств и навыков средствами физического воспитания. С некоторых исследований следует, что существует возможность существенного развития профессионально важных качеств - координации движений, ловкости, быстрой реакции и устойчивости внимания в относительно короткий срок.

Доказано, что низкий уровень работоспособности приводит к быстрой усталости и переутомления, большого количества ошибок , срывов в их работе, снижение творческой активности.

В связи с этим профессионально-ориентированная физическая подготовка должна способствовать поднятию уровня общей и специальной работоспособности технологов пищевой промышлености, а также адаптации студентов к специфическим условиям профессиональной деятельности.

Цель исследований. Определить степень усталости студентов технологов пищевой промышленности сравнительными методами.

Результаты исследования.

Возможность повышения профессиональной работоспособности человека средствами и методами физической культуры и спорта очень важны. Достигнутый в процессе профессионально-ориентированной физической подготовки высокий уровень профессионально важных характеристик позволяет во время работы длительное время поддерживать оптимальную гармонию человека и технических средств. Объяснить это можно увеличением резервных возможностей организма и тренировкой его компенсаторных механизмов.

Таким образом, физические упражнения выступают важным средством повышения эффективности производственного процесса за счет усовершенствования путем специально подобранных физических тренировок наиболее ценных для студентов-технологов качеств.

Метод прогноза устойчивости специалистов пищевых технологий усталости: определение прогноза усталости будущих специалистов пищевых технологий при их профессиональной деятельности рассчитывалось по методике Г.Г. Лапшиной . Суть этого метода заключается в том , что после определения уровня внимания ( через 15 с ) исследуемом технологу предлагали выполнить простой, но одновременно и утомляющий тест. Исследуемый сжимал с максимальной силой костный динамометр, в то же время ослаблял усилия наполовину и удерживал его до момента усталости, которая проявлялась в невозможности продолжать усилия по дальнейшему содержанию стрелки в заданном положении. После этого снова определяли уровень внимания по таблице с кольцами Ландольта, и изменение уровня внимания свидетельствовала о том, насколько студент склонен к быстрому утомлению.

Примененный способ определения степени усталости человека за асимметрией цветового восприятия световых миганий предназначен не для его предсказания, а лишь для констатации после работы в условиях усталости. Именно поэтому была поставлена задача определить способ прогноза степени усталости технологов пищевой промышленности.

За основу при этом взят способ профотбора операторов, при котором пригодность людей к продолжительности за обнаружением ложных сигналов оценивают по изменению их внимания в ответ на конкретные упражнения (методика Максимовича В.А.). Однако такой способ не давал возможности предусматривать качество деятельности работника в условиях усталости.

Поэтому для сравнения был взят метод определения степени усталости (методика Лапшиной Г.Г.). Не позднее 15 с после определения внимания по прототипу технологу, которого исследовали, предлагали выполнять простой , но одновременно и утомленный тест. Исследуемый сжимал с максимальной силой костный динамометр одновременно ослабляя усилия наполовину, удерживал его до момента усталости, которая проявлялась в невозможности продолжать усилия по дальнейшему содержанию стрелки в заданном положении. После этого у студента - технолога снова определяли уровень внимания по таблице с кольцами Ландольта и изменение уровня внимания свидетельствовала о том , насколько человек склонен к утомлению.

Были проведены исследования с участием 19 студентов, у которых осуществили сравнения точности предсказания предложенного метода (методика Лапшиной Г.Г.) и прототипа. Для диагностики усталости технологов до пяти - шести часов

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.