Научная статья на тему 'Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях'

Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1255
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛИСТ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / CONCEPT / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / SPECIALIST / ENDURANCE / HEALTH / MORAL VALUES / ABILITIES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муслимов Рашид Рушанович, Шарохина Светлана Владимировна, Красноруцкий Игорь Яковлевич

В статье обосновывается утверждение о том, что студенты, которым предстоит профессиональная реализация, должны иметь не только высокий уровень подготовки по выбранной специальности, но и быть выносливыми, трудоспособными, духовно и физически здоровыми. В то время, как наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, физическая культура не стала необходимой характеристикой всесторонне развитой личности и не считается у молодежи неотъемлемой частью жизнедеятельности. Показано, что в РФ создана хорошая правовая база для реализации полноценного физического воспитания, утверждены необходимые стандарты. В исследовании рассмотрены различные подходы к воспитанию у студентов базовых профессиональных качеств: выносливости, умения в нужный момент переключать внимание, высокой скорости восприятия и оценки информации, стремления к принятию самостоятельных решений. Рассмотрены, в связи с этим, предлагаемые различными учеными основные направления педагогической работы, например, с акцентом на силовые упражнения, на активные формы занятий, на организацию физического воспитания вне стен вузов. Признано необходимым предоставлять студентам право выбора направления физического развития, что позволит максимально приблизиться к интересам каждого молодого человека и раскрыть его индивидуальные способности. Рассмотрена теоретико-функциональная модель, в которой отражены основные методологические положения, компоненты учебного процесса, критерии эффективности и ожидаемый результат. Сформулированы педагогические условия, необходимые для создания такой модели. Доказана необходимость создания концепции программ физического воспитания в высшем образовании, где доминирующее место занимает профессиональная ориентация физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муслимов Рашид Рушанович, Шарохина Светлана Владимировна, Красноруцкий Игорь Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of physical education in higher education

The article substantiates the statement that students who are to be professionally implemented should not only have a high level of training in the chosen specialty, but also be hardy, able-bodied, spiritually and physically healthy. While there is a tendency of deterioration in the health of young people studying in higher educational institutions, physical culture has not become a necessary characteristic of a fully developed personality and is not considered an integral part of youth life. It is shown that the Russian Federation has created a good legal framework for the implementation of full physical education, approved the necessary standards. The study considers various approaches to the education of students' basic professional qualities: endurance, ability to switch attention at the right time, high speed of perception and evaluation of information, the desire to make independent decisions. In this regard, the main directions of pedagogical work offered by various scientists are considered, for example, with an emphasis on strength exercises, on active forms of employment, on the organization of physical education outside the walls of universities. It is recognized that it is necessary to give students the right to choose the direction of physical development, which will allow them to get as close as possible to the interests of each young person and reveal his individual abilities. The theoretical and functional model, which reflects the basic methodological provisions, the components of the educational process, the criteria of efficiency and the expected result, is considered. The pedagogical conditions necessary for the creation of such a model are formulated. The necessity of creating the concept of physical education programs in higher education, where the dominant place is occupied by professional orientation of physical education.

Текст научной работы на тему «Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 28.12.2018; опубликована 26.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Муслимов Р.Р., Шарохина С.В., Красноруцкий И.Я. Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Muslimov R.R., Sharokhina S.V., Krasnorutsky I.Ya. (2018). The concept of physical education in higher education.

World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 378.17

Муслимов Рашид Рушанович

ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации

Филиал в г. Сызрани, Сызрань, Россия Начальник кафедры «Физической подготовки» Полковник, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Шарохина Светлана Владимировна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Филиал в г. Сызрани, Сызрань, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]

Красноруцкий Игорь Яковлевич

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Филиал в г. Сызрани, Сызрань, Россия Старший преподаватель E-mail: [email protected]

Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях

Аннотация. В статье обосновывается утверждение о том, что студенты, которым предстоит профессиональная реализация, должны иметь не только высокий уровень подготовки по выбранной специальности, но и быть выносливыми, трудоспособными, духовно и физически здоровыми. В то время, как наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, физическая культура не стала необходимой характеристикой всесторонне развитой личности и не считается у молодежи неотъемлемой частью жизнедеятельности.

Показано, что в РФ создана хорошая правовая база для реализации полноценного физического воспитания, утверждены необходимые стандарты. В исследовании рассмотрены различные подходы к воспитанию у студентов базовых профессиональных качеств: выносливости, умения в нужный момент переключать внимание, высокой скорости восприятия и оценки информации, стремления к принятию самостоятельных решений. Рассмотрены, в связи с этим, предлагаемые различными учеными основные направления педагогической

https://mir-nauki.com

работы, например, с акцентом на силовые упражнения, на активные формы занятий, на организацию физического воспитания вне стен вузов. Признано необходимым предоставлять студентам право выбора направления физического развития, что позволит максимально приблизиться к интересам каждого молодого человека и раскрыть его индивидуальные способности.

Рассмотрена теоретико-функциональная модель, в которой отражены основные методологические положения, компоненты учебного процесса, критерии эффективности и ожидаемый результат. Сформулированы педагогические условия, необходимые для создания такой модели. Доказана необходимость создания концепции программ физического воспитания в высшем образовании, где доминирующее место занимает профессиональная ориентация физического воспитания.

Ключевые слова: концепция; физическое воспитание; студенты; специалист; выносливость; здоровье; моральные ценности; способности; личность

Студенты как люди, приобретающие высшее образование, в значительной мере определяют будущее нашего государства, поэтому они должны иметь не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и быть выносливыми, трудоспособными, духовно и физически здоровыми. Однако наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. С каждым годом увеличивается количество студентов, занимающихся в специальных медицинских группах. И эта тенденция является актуальной проблемой современного общества. Отечественные ученые сходятся в утверждении о том, что последствия различных воздействий на организм студентов зависят от индивидуальных характеристик молодого человека и от способности организма адаптироваться к предложенным обстоятельствам [1-3].

Убедительно аргументирован тот факт, что, немалую роль среди причин заболеваемости молодых людей имеет наследственная предрасположенность к патологиям, при этом заболеет человек или нет, определяется условиями жизни и собственным отношением к своему здоровью. К сожалению, исследования обнажают пессимистическую картину. Так, только пятая часть выпускников высших учебных заведений может считаться здоровой [4, 5]. Правила здорового образа жизни еще не стали для современной молодежи обязательными в повседневной жизни. Постепенное ухудшение состояния здоровья специалисты наблюдают на протяжении всего периода получения профессиональных знаний [6].

В процессе приобретения профессиональных знаний, физическое воспитание как важная составляющая всего комплекса существующих организационных форм и средств, как общей, так и специальной подготовки, оказывает влияние на формирующиеся личностных характеристик будущего специалиста. Как учебная дисциплина, характеризующая общую физическую культуру, при этом входящая в обязательную программу для всех специальностей, физическое воспитание служит целям сохранения и укрепления здоровья студента, его физическому и духовному усовершенствованию.

Однако именно отсутствие духовной культуры рассматривается как причина легкомысленного отношения к здоровью и пренебрежения здоровым образом жизни. В научных трудах подчеркивается отсутствие у студентов отношения к физической культуре, как к моральной ценности, определяющей способ жизни и в целом жизнеустойчивость. Исследователи отмечают, что студенческая молодежь безразлично относится к содержанию обязательных занятий по физической культуре [7]. При этом занятия по физическому воспитанию в вузе многих не только не интересуют, а даже вызывают негативные эмоции. 80 %

студентов признаются в том, что не посещали бы занятия физкультурой, если бы они не были обязательными.

О том, как вызвать у студенческой молодежи осознание ценности физической культуры для формирования полноценной личности, пишет В.С. Матвеев [8]. Автор предлагает при проведении занятий физической культурой использовать теорию погружения в определенный вид физической активности, что будет выявлен в результате исследовательской работы. К тому же организация процесса физического воспитания должна быть лишена всяких лимитирующих ограничении, так как, основываясь на свободном выборе студентов, можно способствовать выстраиванию последовательности приоритетов потребностей и моральных предпочтений. Таким образом, будет происходить удовлетворение жизненных потребностей в здоровье и безопасности и выдвижение на первое место в иерархии личностных ценностей индивидуальной физической культуры.

Вместе с тем, по мнению многих исследователей, организация преподавания физического воспитания в вузах не достигла того уровня, чтобы в обязательном порядке способствовать повышению уровня физической подготовки, улучшению здоровья и воспитанию интереса у молодежи к занятиям физическими упражнениями. Ряд авторов отмечает, что для того, чтобы занятия физкультурой были результативными, то есть способствовали развитию психофизических профессиональных качеств, студенческая молодежь должна принять более современные подходы к овладению физической культурой, что соответствуют индивидуальным особенностям, в большей степени способствуют реализации разносторонних интересов молодых людей, что позволит более уверенно чувствовать себя в будущей профессии [9-12].

Исследователи отмечают, что система физического воспитания в высших учебных заведениях не рассматривает формирование психофизического состояния молодежи, как обязательную составляющую общего процесса педагогического воздействия.

Целью нашего исследования является разработка, обоснование и реализация современной концепции физического воспитания в высших учебных заведениях, которая отвечает растущим требованиям общества к конкурентоспособному специалисту.

В России создано правовое поле в сфере образования, приняты Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации»1, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»2, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»3, а также -Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года4. Образование по своему содержанию базируется на таких составляющих, как обучение (дидактическая подсистема), воспитание (педагогическая подсистема образования) и становится весомым фактором в формировании социально активной, физически и духовно здоровой личности, которая отвечает созданию будущего профессионально-трудового

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zako n-ob-obrazovanii.ru/.

2 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 11446/.

3 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 73038/.

4 Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/.

потенциала нации. Итак, принципиально важным становится внедрение нововведений и осуществление инновационных процессов в физическом воспитании студенческой молодежи.

Основу инновационных процессов в физическом воспитании составляют такие важные моменты:

• создание на учебных занятиях условий, способствующих разработке и закреплению образовательных инноваций, что способствуют повышению двигательной активности студентов;

• овладение студентами методологией и технологией инновационных внедрений, базирующихся на этнорегиональных особенностях места жительства, обучения;

• формирование личности студента, которая способна усваивать и творчески воплощать в повседневную жизнь средства и методы физического воспитания для гармоничного развития.

Предоставление студентам возможности свободного выбора вида двигательной деятельности и ориентация на их мотивы, потребности, интересы и жизненные планы способствует воспитанию позитивного отношения студенческой молодежи к физическому воспитанию и собственному здоровью, активизирует физкультурно-оздоровительную деятельность. Результаты исследований П.М. Гунько показали эффективность разработанной методики обучения студентов применять силовые нагрузки в процессе физического воспитания [13]. Создание педагогических условий для совершенствования процесса обучения способствовало эффективному проведению занятий с использованием физических упражнений силовой направленности, а следование алгоритму годового цикла занятий силовой направленности позволило оптимизировать преодоление трудностей обучения, более широко дифференцировать тренировочную нагрузку. Продолжая тему, акцент на необходимости воспитания выносливости, как определяющего качества в процессе адаптации молодежи к трудностям, делают Смирнова О.Н., Кукленко С.В. [14].

В.К. Бальсевич разработал и внедрил концепцию спортизации физического воспитания как фактора гармоничного формирования личности и организации процесса воспитания в интересах общества [15]. Продолжая исследования в этом направлении, средовый подход к физическому воспитанию предлагает И.В. Манжелей [16]. Однако, времени, уделяемого физической культуре в вузе, не достаточного для того, чтобы завершить процесс обучения и воспитания. Совершенствование системы физического воспитания В.С. Кузнецов видит во внедрении различных форм физического воспитания за стенами вуза [17]. В. Ломан рекомендует физическое совершенствование студентов проводить через приоритетное использование бега, прыжков, метания [18]. Н.А. Федорова считает, что обучение подвижным играм ведет к гармонизации личности студента, его физическому, эмоциональному, интеллектуальному развитию и совершенствованию [19]. Проведенные исследования дают основания предположить, что использование в качестве специализированных занятий по физическому воспитанию спортивных игр, способствует развитию таких необходимых свойств, как умение в нужный момент переключать внимание, тренирует высокую скорость восприятия и оценки информации, формирует стремление к принятию самостоятельных решений. Указанные свойства будут полезны специалистам различных направлений деятельности, поэтому их можно рекомендовать как основу для характеристики профессиональной личности.

Для эффективного внедрения системы современного физического воспитания студентов разработана ее теоретико-функциональная модель, где отражены основные методологические положения, компоненты учебного процесса, критерии эффективности и ожидаемый результат (таблица 1) [20].

Таблица 1

Теоретико-функциональная модель системы современного физического воспитания в высших учебных заведениях

Цель Совершенствование образования студентов в области физической культуры посредством освоения современных технологий, имеющих профессионально ориентированную направленно сть

Задачи Оздоровительные, образовательные, воспитательные, прикладные

Структура 1 курс: этап здоровьесбережения 2 курс здоровьеформирования 3 курс: этап профессионального формирования 4 курс: этап профессионального становления

Компоненты Управленческий, мотивационный, содержательный, процессуальный

Критерии эффективности Образовательный, физиологический, психологический, социальный, валеологический аспекты

Результат Формирование всесторонне развитой личности, конкурентоспособного специалиста

Системообразующим ядром нашей модели является ее цель. Цель модели заключается в модернизации образования посредством обучения физической культуре, осуществляя внедрения инновационных технологий, имеющих профессиональную направленность.

Обозначенная цель конкретизуется в задачах, которые можно разделить на группы: оздоровительные (оптимизация физического состояния), образовательные (удовлетворение личностных потребностей в физической культуре), воспитательные (духовное развитие и самосовершенствование), прикладные (достижение оптимального уровня профессионально ориентированной психофизической подготовленности).

В рассматриваемой модели особое место занимает структура, включающая в себя следующие элементы: форму занятий, период обучения, этапы и их характеристику.

Учебный процесс представляет собой целостное явление. Однако для всестороннего его изучения были выделены отдельные компоненты: управленческий, мотивационный, содержательный, процессуальный. Управленческий компонент в учебном процессе - это педагог, ему отведено значительное место.

Мотивационный компонент включает в себя мотивы, интересы и потребности по совершенствованию физического и духовного развития студентов.

Содержательный компонент определяет уровень, глубину и полноту знаний и умений, а процессуальный компонент отражает весь спектр форм, методов и средств физического совершенствования. В предлагаемой модели содержательный компонент находится в тесной взаимосвязи с процессуальным компонентом.

Критерием эффективности модели является всестороннее развитие личности студента, которое выражается в реализации его индивидуального потенциала, что отражается в следующих основных аспектах: образовательном, биологическом, психологическом, социальном, валеологическом.

Образовательный аспект - профессиональная и гуманитарная подготовка, в частности, физическое воспитание.

Физиологический аспект - адаптивные возможности и морфофункциональное состояние организма.

Психологический аспект - личностные качества и свойства характера.

Социальный аспект - этическая и эстетическая культура, правила общения и поведения.

Валеологический аспект - сохранение и укрепление здоровья, профилактика профессиональных отклонений в состоянии здоровья, потребность в здоровом образе жизни.

Ожидаемым результатом модели является формирование всесторонне развитой личности, конкурентного специалиста.

Для реализации модели необходимо создать следующие педагогические условия:

1. компетентность преподавателей физического воспитания;

2. формирование мотивации у студентов к занятиям физическим воспитанием;

3. интеграция физического воспитания в процесс профессионального образования.

Многолетняя традиционная система физического воспитания в России до 2015-2016 учебного года базировалась на технологиях общей физической подготовки, которые не были направлены на формирование у студентов мотивации к регулярным занятиям физическим развитием, про возможность выбора речь не шла вообще.

В сентябре 2015 года были одобрены в России для высшего образования федеральные государственные образовательные стандарты, соответствующие современным требованиям по получению образования в вузе. 5 Документ указывает на то, что обучение физкультуре осуществляется согласно базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не меньше 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения и элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов [5].

Элективный курс предоставляет право и возможности каждому студенту выбирать вид спорта согласно своим способностям и интересам. Возможен так же в индивидуальном порядке выбор всей системы физических упражнений, конечно, с учетом того набора, которым располагает кафедра. Приобретение навыков на предпочтительных занятиях безоговорочно должно способствовать психофизической подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности, укреплению здоровья, пониманию и развитию функциональных возможностей молодого организма, достижению посильных спортивных результатов.

Современная концепция физического воспитания в высшем учебном заведении как целостное педагогическое явление имеет определенную структуру. В соответствии со структурой предложенной концепции, занятия физической культурой проводятся в течение всего периода обучения, где каждый курс соответствует определенному этапу, на котором решаются конкретные задачи [21].

1 год обучения (1 курс) - этап здоровьезбережения. Первый период данного этапа носит оздоровительное направление с акцентом на адаптацию студентов к новым условиям, учебной и профессиональной деятельности в связи с тем, что произошло резкое увеличение учебной нагрузки, студенты переживают стрессовое состояние в период сессии и иные события учебного процесса. В это время физические упражнения должны быть направлены на минимизацию негативного влияния умственного, физического и психического переутомления. Второму периоду данного этапа характерно кумулятивное направление с акцентом на систематическое вариативное использование широкого арсенала средств физического воспитания для достижения долгосрочного тренирующего эффекта.

2 год обучения (2 курс) - этап здоровьеформирования, направленный на применение множества средств и методов физического воспитания, что будут носить долгосрочный характер.

5 Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. spo rtedu.ru.

https://mir-nauki.com

3 год обучения - этап профессионального образования Данный этап физического воспитания является профессионально ориентированным. В этот период целенаправленно решаются задачи профессионально-прикладной физической подготовки на основе общей физической подготовленности.

4 год - этап профессионального становления. Этот этап физического воспитания ориентирует студента на формирование профессиональной личности, усовершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности, достижение высокого уровня профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к профессиональной деятельности, а также на поддержание достигнутого высокого уровня физического состояния.

На всех этапах обучения предусматривается систематическое участие не только в учебном процессе, но и в физкультурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один из указанных элементов не может быть реализован в полной мере, без взаимосвязи с другими.

Концепция инновационной программы физического воспитания в высших учебных заведениях с профессиональной направленностью позволяет реализовать социальный заказ нашего общества на здорового человека, ведь состояние здоровья выступает важным показателем сохранения и развития человеческого потенциала любой страны.

Для успешной реализации обозначенной стратегии необходимо регулярно проводить мониторинги, оценивая динамику состояния здоровья студентов; непрерывно вести работу по увеличению числа разнообразных спортивных секций в высших учебных заведениях; добиваться увеличения физкультурной нагрузки студентов в результате перехода самостоятельных заданий по физическому воспитанию в разряд жизненных ценностей; строить спортивные залы или переоборудовать имеющиеся площади для организации занятий доступными видами физкультуры с оптимальным использованием материальной и технической базы образовательных учреждений; использовать научно обоснованные тесты, которые помогут оценить степень физических возможностей и физической подготовки с учетом особенностей приобретаемой в вузе профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 с.

2. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2013. - 268 с.

3. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 с.

4. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука,

2015. - 424 c.

5. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена / В.А. Маргазин. - СПб.: СпецЛит, 2016. - 112 с.

6. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.

7. Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+, 2016. - 104 c.

129PDMN618

8. Матвеев В.С., Свирид А.А., Матвеева Л.А. Педагогическая технология формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студента // Ученые записки университета имени П.Г. Лесгафта. 2014. №11 (117). С. 90-94.

9. Коноплева А.Н., Гилясова М.Х., Ачиева Н.Е. Организация учебного процесса в вузе в условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения как фактор, повышающий мотивацию к занятиям физической культурой и спортом // Педагогические науки. 2016. №4. С. 58-61.

10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2016. - 382 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Копылов, Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2018. - 393 с.

12. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: Владос, 2016. - 240 с.

13. Гунько П.М. Методика обучения студентов использовать силовые нагрузки в процессе физического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / П.М. Гунько; Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - К., 2008. - 20 с.

14. Смирнова О.Н., Кукленко С.В. Развитие общей выносливости и быстроты -важное направление обеспечения высокой работоспособности и оздоровления студентов в процессе физического воспитания. Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - Avtomobil. Doroga. Infrastruktura. 2018; №4(18).

15. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. М., 2003. - № 5. С. 19-22.

16. Манжелей И.В. Средовый подход к физическому воспитанию студенческой молодежи // Образование и наука. 2014. № 2 (111). С. 125-138.

17. Кузнецов, В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2014. - 781 с.

18. Ломан, Вольфганг. Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 160 с.

19. Фёдорова, Н.А. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник / Н.А. Фёдорова. - М.: Экзамен, 2015. - 289 с.

20. Степанова И.А. Концепция инновационной программы физического воспитания в учебных заведениях. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://infiz.dp.ua/joomla/media/sport-visnik-pred/2014-02/2014-02-36.pdf.

21. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: Автореф. дис. ... док-ра. пед. наук. -Набережные Челны, 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-struktura-i-programmno-soderzhatelnoe-obespechenie-sistemy-sovremennogo-fizicheskogo-vospitaniya-studentov-muzykalnyh-sre.

Muslimov Rashid Rushanovich

Military and air academy of a name of professor N.E. Zhukovskogo and Yu.A. Gagarin

Syzran branch, Syzran, Russia E-mail: [email protected]

Sharokhina Svetlana Vladimirovna

Samara state university of economics Syzran branch, Syzran, Russia E-mail: [email protected]

Krasnorutsky Igor Yakovlevich

Samara state university of economics Syzran branch, Syzran, Russia E-mail: [email protected]

The concept of physical education in higher education

Abstract. The article substantiates the statement that students who are to be professionally implemented should not only have a high level of training in the chosen specialty, but also be hardy, able-bodied, spiritually and physically healthy. While there is a tendency of deterioration in the health of young people studying in higher educational institutions, physical culture has not become a necessary characteristic of a fully developed personality and is not considered an integral part of youth life.

It is shown that the Russian Federation has created a good legal framework for the implementation of full physical education, approved the necessary standards. The study considers various approaches to the education of students' basic professional qualities: endurance, ability to switch attention at the right time, high speed of perception and evaluation of information, the desire to make independent decisions. In this regard, the main directions of pedagogical work offered by various scientists are considered, for example, with an emphasis on strength exercises, on active forms of employment, on the organization of physical education outside the walls of universities. It is recognized that it is necessary to give students the right to choose the direction of physical development, which will allow them to get as close as possible to the interests of each young person and reveal his individual abilities. The theoretical and functional model, which reflects the basic methodological provisions, the components of the educational process, the criteria of efficiency and the expected result, is considered. The pedagogical conditions necessary for the creation of such a model are formulated. The necessity of creating the concept of physical education programs in higher education, where the dominant place is occupied by professional orientation of physical education.

Keywords: concept; physical education; students; specialist; endurance; health; moral values; abilities; personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.