Научная статья на тему 'Особенности преподавания учебной дисциплины "Физическая культура" в техническом университете'

Особенности преподавания учебной дисциплины "Физическая культура" в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / EDUCATION AT THE UNIVERSITY / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ACADEMIC DISCIPLINE / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODICAL SUPPORT / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEACHING FEATURES / TEACHING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Татьяна Юрьевна, Морозова Лилия Петровна

В статье раскрыта актуальность и научно-практическая значимость одной из проблем отечественной теории и методики профессионального образования проблемы определения особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в современном техническом университете. На основе научно-теоретического и методологического системно-функционального подхода определено соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на проявление особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в высшей школе. Проанализированы дидактические особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» (понимание физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов технического университета; знание биологических основ физической культуры и спорта, методических основ физического воспитания и основ методики самостоятельных занятий физическими упражнениями; применение физической культуры в обеспечении здоровья и здорового образа жизни; овладение студентами профессионально-прикладной физической подготовкой). Обоснованы педагогические условия, необходимые для оптимального и эффективного выбора преподавателем физической культуры технологии и методики формирования навыков физической культуры у студентов технического университета: условия реализации, формы реализации, способы реализации образовательной технологии, профессиональные качества, компетенции и индивидуальные способности преподавателя физической культуры в техническом университете. Авторами представлены характеристики различных уровней реализации целей и задач преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фёдорова Татьяна Юрьевна, Морозова Лилия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teaching features of the academic discipline "Physical Culture" at the technical university

The article reveals the relevance and the scientific and practical importance of the one problem of domestic theory and methods of professional education the problem of determining the features of the academic discipline "Physical Culture’s" teaching at the modern technical university. The ideas of the objective and subjective factors’ interrelation influencing on the manifestation of the peculiarities of the academic discipline "Physical Culture’s" teaching in higher education are determined on the basis of systemic-functional theoretical and methodological approach. The didactic peculiarities of the academic discipline "Physical Culture’s" teaching are analyzed: the understanding of physical culture in the general cultural and professional training of technical university students; the biological foundations of physical culture and sports, the methodological foundations of physical education and the fundamentals of the methods of unaided physical exercises’ knowledge; the use of physical culture in health and healthy lifestyles; mastering by students the professional-applied physical preparation. The pedagogical conditions of the academic discipline "Physical Culture’s" teaching necessary for the optimal and effective physical culture teacher’s choice of a technology and a technique of the skills of physical culture in technical university students’ formation are substantiated: the conditions of realization, the forms of realization, the ways of realization of an educational technology, the professional qualities, the competences and the individual abilities of the physical culture teacher in a technical university. The authors are presented with the characteristics of the different levels’ realization of the goals and objectives of the academic discipline "Physical Culture’s" teaching at the technical university.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания учебной дисциплины "Физическая культура" в техническом университете»

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/29PDMN417.pdf Статья опубликована 08.09.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Фёдорова Т.Ю., Морозова Л.П. Особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/29PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.14

Фёдорова Татьяна Юрьевна

ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», Россия, Москва1

Доцент кафедры «Физическая культура ИУИТ» Кандидат социологических наук E-mail: delcovatu@mail.ru

Морозова Лилия Петровна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва

Доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Кандидат педагогических наук E-mail: Madonna.sdg@mail.ru

Особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете

Аннотация. В статье раскрыта актуальность и научно-практическая значимость одной из проблем отечественной теории и методики профессионального образования - проблемы определения особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в современном техническом университете. На основе научно-теоретического и методологического системно-функционального подхода определено соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на проявление особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в высшей школе. Проанализированы дидактические особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» (понимание физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов технического университета; знание биологических основ физической культуры и спорта, методических основ физического воспитания и основ методики самостоятельных занятий физическими упражнениями; применение физической культуры в обеспечении здоровья и здорового образа жизни; овладение студентами профессионально-прикладной физической подготовкой). Обоснованы педагогические условия, необходимые для оптимального и эффективного выбора преподавателем физической культуры технологии и методики формирования навыков физической культуры у студентов технического университета: условия реализации, формы реализации, способы реализации образовательной технологии, профессиональные качества, компетенции и индивидуальные способности преподавателя физической культуры в техническом университете. Авторами представлены характеристики различных уровней реализации целей и задач преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете.

1 127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Ключевые слова: физическая культура; образование в высшей школе; учебная дисциплина; особенности преподавания; методическое обеспечение; обучающие технологии

Актуальность проблемы определяется тем, что теория и методика профессионального образования как область педагогической науки рассматривает вопросы профессионального обучения в российском техническом университете как с точки зрения выявления особенностей организации и содержания учебно-воспитательного процесса, так и с точки зрения учёта потребностей личности и рынка труда, общества и государства в инженерно-технических кадрах.

Область исследования особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете может быть определена только с учётом содержания подготовки специалистов в высших учебных заведениях, гуманизации профессионального образования, формирования профессионального мировоззрения, а также отбора и структурирования содержания профессионального образования [17, с. 267].

Необходимость введения учебной дисциплины «Физическая культура» в образовательные программы направлений подготовки обучающихся в техническом университете определяется формирующейся тенденцией целостного осмысления разнообразных научно-практических знаний о физической культуре как о многообразном общественном явлении, которое активно присутствует в различных сферах жизни и деятельности человека, - обучении, воспитании, производстве, отдыхе, спорте.

В техническом университете преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на наиболее полное осуществление обучающих и развивающих функций в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания студенческой молодёжи, который в свою очередь опирается на основные общедидактические принципы.

Физическое воспитание в техническом университете является неотъемлемой частью учебного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности и обеспечения на этой основе высокой работоспособности, творческой активности обучающихся в техническом университете - будущих высококвалифицированных специалистов.

Актуальность исследования определяется тем, что общепедагогические, дидактические и методические особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете являются следствием того обстоятельства, что обучающиеся в техническом университете преимущественно не будут в дальнейшем профессионально заниматься педагогической деятельностью.

Вместе с тем, понимание цели преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете актуализируется индивидуальной необходимостью и социальной потребностью обеспечить в учебно-воспитательном процессе готовность обучающегося к будущей профессиональной деятельности, одним из условий которой является знание социально-биологических и психофизических основ умственного труда [19].

Методология исследования

Мы исходим из того, что физическая культура является частью общей культуры личности и общества и через взаимодействие преподавателей и обучающихся, при определённых сложившихся условиях профессионального образования, место и роль конкретной учебной дисциплины в педагогическом процессе технического университета

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

преобразовываются в особенности её преподавания, которые определяются объективными и субъективными компонентами.

Объективными компонентами, влияющими на особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете, становятся: нормативно-методический, определяемый федеральным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом; пассивный учебно-методический, определяемый образовательной программой; активный учебно-методический, складывающийся в результате применения преподавателем физической культуры конкретных образовательных технологий; объективный квалификационный, отражающий объективные профессионально-квалификационные характеристики преподавателей физической культуры; организационный -конкретные характеристики расписания учебных занятий, место в нём учебной дисциплины «Физическая культура».

К субъективным компонентам, определяющим особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете, относятся: субъективно-квалификационный, отражающий способность преподавателя строить отношения с обучающимися, мотивировать их к формированию соответствующих профессиональных компетенций; дисциплинарный - точность следования учебному плану и расписанию со стороны преподавателей и администрации технического университета в отношении учебной дисциплины «Физическая культура»; критериально-оценочный, отражающий реальный, признаваемый большинством субъектов образовательного процесса, вклад учебной дисциплины «Физическая культура» в рейтинг обучающегося [18, с. 411].

Особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в значительной мере оказываются следствием создания физкультурно-спортивной среды технического университета. Показателями функциональности такой среды являются её компоненты. Во-первых, организационно-методические компоненты, в которых главный акцент делается на изменении принципов аттестации обучающихся по учебной дисциплине «Физическая культура» с целью повысить значение данной дисциплины в общем рейтинге обучающегося.

Во-вторых, учебно-воспитательные компоненты, призванные воздействовать на систему ценностей обучающихся с целью усилить позиции в ней физической культуры, спорта и связанных с ними качеств личности. Учебно-воспитательная деятельность, направленная на понимание ценности здоровья, инструментальной ценности качеств личности, развиваемой физической культурой и спортом для достижения основных жизненных целей, оказывается основой преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете [18, с. 418].

Результаты исследования

Особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете являются производными основных элементов того содержания теории и практики физической культуры и спорта, которые сформировались в отечественной педагогической науке на рубеже XX и XXI веков [3; 10; 11; 13; 15; 20].

Особенностью преподавания становится интерес к пониманию места физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке обучающихся. Проявлением такого внимания выступает понятийный аппарат учебной дисциплины «Физическая культура», который достаточно многообразен и специфичен. Основными понятиями, раскрывающими содержание учебной дисциплины, являются понятия физической культуры, физического воспитания, физической подготовки, физического развития, и физического совершенства.

(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот

Основное внимание при раскрытии содержания понятия «физическая культура» обращается на то, что феномен физической культуры в обществе следует рассматривать как часть общечеловеческой культуры, направленную на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека посредством применения широкого круга средств -физических упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов [8, с. 14-15].

Не менее важно в преподавании учебной дисциплины понимание обучающимися и обучаемыми того обстоятельства, что характерной особенностью физической культуры является, лежащая в её основе оптимальная, целенаправленная двигательная деятельность человека, связанная с выполнением физических упражнений.

В процессе преподавания учебной дисциплины с рассмотрением содержания понятия «физическая культура» тесно связано рассмотрение содержания понятия «физическая культура личности». Преподавателю необходимо обратить внимание обучающегося на то, что физическую культуру личности характеризуют такие качества, как владение специальными физкультурными знаниями и умениями их использовать при построении самостоятельных физкультурно-спортивных занятий; систематические занятия физическими упражнениями в соответствии со своими индивидуальными особенностями; владение необходимыми двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач.

В свою очередь понятием «физическое воспитание» обозначается педагогический процесс овладения ценностями физической культуры. Мы исходим из того, что противоречие между понятиями «физическое воспитание» и «физическая культура» отсутствует; более того, эти понятия употребляются в процессе преподавания учебной дисциплины в схожих значениях.

Применительно к образовательному учреждению, в том числе техническому университету, чаще употребляется понятие «физическое воспитание», с помощью которого отражается то, что целью физического воспитания является формирование физической культуры обучающегося и обеспечение на этой основе его готовности к эффективной трудовой и другим видам деятельности [7, с. 8-9].

Понятием «физическое развитие» в теории и методике профессионального образования принято обозначать процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием целого ряда факторов. Преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете основано на понимание того, что физическое развитие человека зависит от многих факторов, определяющими среди них являются: наследственность, окружающая среда и двигательная активность.

Понятие «физическое совершенство» применяется в преподавании исследуемой учебной дисциплины для обозначения исторически обусловленного идеала физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующего требованиям жизни. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и конкретными условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества [16, с. 27].

Особенностью преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» является рассмотрение биологических основ физической культуры и спорта, которое предполагает понимание обучающимися того, что естественнонаучными основами физического воспитания является комплекс медико-биологических наук и, в первую очередь, анатомии, физиологии, морфологии, биологии, гигиены [2, с. 15-17].

Преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает постоянный учёт того обстоятельства, что организм человека является единой саморазвивающейся и саморегулирующейся биологической системой, а деятельность организма как единого целого

(499) 755 50 99 Ы1р://тн-паиН .сот

включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

Педагогический опыт преподавателей физической культуры свидетельствует о том, что без знания обучающимися строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невозможно правильно организовать процесс физического воспитания в техническом университете.

К такому знанию относится суждение о том, что активные движения стимулируют развитие вегетативной среды организма человека, они нормализуют давление крови и содержание холестерина в крови, оказывают положительное влияние на солевой обмен. Преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете осуществляется с учётом того, что двигательная функция оказывается основной функцией человеческого организма и тот обучающийся, кто постоянно совершенствует её, совершенствует свой организм.

Две вышеназванные особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» детерминируют содержание следующей особенности её преподавания - применение в преподавании методических принципов как основ процесса физического воспитания, как тех основных положений, которых необходимо придерживаться при решении педагогических задач физического воспитания. Преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» осуществляется с применением методов физического воспитания, которые следует понимать как способы применения физических упражнений.

Для решения конкретных задач учебных занятий по физической культуре используются методы регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод; словесные и сенсорные методы.

Методы регламентированного упражнения являются самой большой группой методов физического воспитания, широко используемой в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете. В эту группу входят методы обучения движениям и методы воспитания физических качеств. Данные методы предполагают наличие точно предписанной программы движений, включающей в себя чёткое дозирование нагрузки и управление её динамикой, нормирование продолжительности и характера пауз отдыха между упражнениями, заранее обусловленный состав движений, порядок повторений и др.

Методы регламентированного упражнения обеспечивают оптимальные условия для формирования двигательных умений, навыков и развития физических качеств во время учебных занятий с обучающимися разного уровня физической подготовленности. Среди методов регламентированного упражнения специалисты в области физической культуры выделяют повторный метод, который является наиболее универсальным методом физического воспитания обучающихся, поскольку обучение движению и воспитание физических качеств возможно только в результате систематической, повторяющейся по содержанию работы [1; 22].

Характерными чертами игрового метода, применяемого в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура», являются высокая эмоциональность, самостоятельность выбора решений двигательных задач, разнообразные взаимодействия обучающихся в процессе игры.

Возникающие во время учебных занятий игровые ситуации, благодаря названным особенностям, способствуют формированию у обучающихся, участвующих в игре, как физических, так и нравственных, а также психологических качеств. Кроме того, применение игрового метода позволяет снизить возможную монотонность учебного занятия по физической культуре.

(499) 755 50 99 Ы^р://т^-паиН .сот

Сущность соревновательного метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня физической подготовленности обучающихся. Основной особенностью применения этого метода является фактор соперничества, благодаря которому в значительной мере проявляются функциональные возможности обучающихся. Преподавателю физической культуры необходимо обращать внимание на то, что обязательным условием соревновательного метода является подготовленность обучающихся к выполнению тех физических упражнений, в которых они должны соревноваться.

Особенностью преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете становится выявление в педагогическом процессе роли физической культуры в обеспечении здоровья и здорового образа жизни обучающихся. Теория и методика профессионального образования в данном вопросе исходят из того, что здоровье не только генетически и социально обусловлено, но и в значительной степени зависит от меры ответственности за него самого человека [9, с. 7].

Данное суждение позволяет преподавателю физической культуры рассматривать здоровый образ жизни как поведение человека, которое отражает его определенную жизненную позицию, направленное на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общественной гигиены.

Преподаватель физической культуры в техническом университете в своей профессиональной деятельности учитывает, что к составляющим здорового образа жизни относятся разумное чередование учёбы, труда и отдыха; рациональное питание; профилактика вредных привычек; двигательная активность; соблюдение правил личной гигиены; закаливание; психогигиена. Помимо этого, здоровое поведение обучающегося включает в себя и другие составляющие, например, культуру сексуального поведения и культуру межличностного общения [5, с. 357].

Относительно преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» преподавателю следует иметь в виду, что содержание здорового образа жизни обучающегося гораздо шире, чем режим учёбы и отдыха, система питания, различные оздоровительные процедуры и физические упражнения, поскольку в содержание здорового образа жизни, прежде всего, входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные установки, цели и ценности [14].

Здоровый образ жизни не может и не должен быть идентичным для всех обучающихся. Например, интенсивность занятий физической культурой изменяется в зависимости от характера учебной деятельности обучающегося, его психофизических особенностей, перенесённых ранее заболеваний; содержание питания - от деятельности органов пищеварения, от климатических условий проживания; характер закаливания - от исходной склонности обучающегося к простудам и т. д. Такой методологический подход даёт основание считать критерием эффективности соблюдения здорового образа жизни не столько рекомендованное обучающемуся поведение, сколько реальное улучшение показателей здоровья.

Производной предыдущей особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» выступает необходимость для преподавателя определения основ методики самостоятельных занятий обучающимися физическими упражнениями [6, с. 21-23]. Дело в том, что одним из обязательных факторов здорового образа жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья индивида использование физических нагрузок.

(499) 755 50 99 http://шiг-nauki .СОШ

Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом и объединенных термином «двигательная активность». Следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время значительная часть обучающихся в техническом университете занимается спортом, который становится для них одним из видов общественной деятельности. Отсюда возникает важная учебно-методическая задача, заключающаяся в определении оптимальных, а также минимальных и максимальных объёмов двигательной активности обучающихся.

Самостоятельные тренировочные занятия проводятся на всех курсах обучения в техническом университете. В тех случаях, когда на старших курсах обучения не предусмотрены учебные занятия по физической культуре с преподавателем, обучающиеся всех направлений подготовки полностью переходят к самостоятельным тренировочным занятиям, и при планировании и проведении самостоятельных тренировочных занятий им надо учитывать, что в период зачётно-экзаменационной сессии объём и интенсивность физической нагрузки следует несколько снижать.

Наиболее распространенными в техническом университете средствами организованных, самостоятельных и самодеятельных занятий являются такие физические упражнения и виды спорта, как ходьба, бег и кросс, плавание, бег на лыжах, велосипедные прогулки, ритмическая и атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, спортивное ориентирование, туристические походы, занятия на тренажёрах [4, с. 10-11].

Заключительной особенностью преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» мы считаем овладение обучающимися в техническом университете навыками профессионально-прикладной физической подготовки, поскольку, с одной стороны, каждая профессия предъявляет свои требования к психической и физической подготовленности специалистов, а с другой стороны, эти требования существенно различаются.

Качественные различия в требованиях к психофизической подготовленности специалистов разных профессий определяют необходимость организации в техническом университете профессионально-прикладной физической подготовки, которая представляет собой специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки обучающегося к определенной профессиональной деятельности [21, с. 415-416].

Мы исходим из того, что основной целью профессионально-прикладной физической подготовки в техническом университете является психофизическая готовность обучающегося к профессиональной деятельности. Внедрение такой подготовки в практику обучения физической культуры способствует сокращению сроков профессиональной адаптации выпускников технического университета; повышению их профессионального мастерства; достижению высокой работоспособности и производительности труда; повышению устойчивости к заболеваниям; снижению производственного травматизма.

При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки, преподавателю физической культуры следует помнить, что такая подготовка обучающихся должна осуществляться одновременно с их общей физической подготовкой. Конкретное содержание профессионально-прикладной физической подготовки определяется в соответствии с требованиями, характеризующими конкретную профессию, по которой ведётся подготовка обучающихся в техническом университете.

В практике преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» сложилось мнение, что основным средством профессионально-прикладной физической подготовки являются физические упражнения, которые заимствуются преподавателем физической

(499) 755 50 99 http://шiг-nauki .СОШ

культуры из гимнастики с её богатым выбором упражнений, других нециклических видов спорта, подвижных игр, лечебной физкультуры. Также в качестве физических упражнений используются те двигательные действия, которые в определённой мере оказываются сходными с типичными трудовыми операциями. При подборе преподавателем прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки [12].

Выводы

Исследование особенностей преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете убеждает в том, что задачи изучения данной учебной дисциплины совпадают с основными задачами физического воспитания в техническом университете, к которым, прежде всего, относятся повышение социальной роли физической культуры личности; приобретение обучающимися знаний о биологических основах физической культуры; получение знаний об основах теории и методики физического воспитания и овладение физкультурно-спортивной терминологией для установления взаимопонимания между обучающимися и обучаемыми; формирование убеждённости в необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом и мотивированного отношения к здоровому образу жизни; понимание особой важности физических упражнений для специалистов производственно-технической сферы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины «Физическая культура», проявляются через соответствующие знания, умения и владения, предусматривают формирование мировоззренческого отношения к физической культуре и спорту обучающихся в техническом университете.

Результатом преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в техническом университете становится достижение оптимального уровня физической подготовленности обучающегося, создание у него мотивации к здоровому образу жизни, приобретение знаний и умений самостоятельно осуществлять свою собственную физкультурно-оздоровительную и физкультурно-спортивную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенко, В. С. Физическая культура. Методико-практические занятия студентов [Текст]: учебное пособие / В. С. Анищенко. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 165 с.

2. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента [Текст] / В. А Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2003. - 418 с.

3. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика [Текст]: учебное пособие для вузов / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - М.: ИЦ "Академия", 2009. - 525 с.

4. Бочкарёва, С. И. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями [Текст]: методическое пособие / С. И. Бочкарёва. - М.: МГУЭСИ, 2004. - 26 с.

5. Васюк, В. Е. Методические основы формирования готовности студентов к самоопределению в здоровом образе жизни в высшей школе [Текст] / В. Е. Васюк, Т. В. Михайлова, М. М. Кузнецова // Современный Олимпийский спорт и Паралимпийский спорт и спорт для всех: материалы XII Междунар. науч. конгресса. - М. 2008. - Т. 1. - С. 356-357.

Мир Науки

2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

6. Готовцев, П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом [Текст] / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. - М.: «ФиС», 1984. - 32 с.

7. Грачёв, О. К. Физическая культура [Текст]: учебное пособие / О. К. Грачёв; под ред. Е. В. Харламова - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 464 с.

8. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ю. И Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 384 с.

9. Кобяков, Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни [Текст] / Ю. П. Кобяков. - М.: «Феникс», 2014. - 256 с.

10. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры [Текст] / В. С. Кузнецов.

- М.: ИЦ «Академия», 2012. - 416 с.

11. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / Ю. Ф. Курамшин. - М.: «Советский спорт», 2010. - 464 с.

12. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: учебное пособие для студентов / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. -М.: ИЦ «Академия», 2006. - 272 с.

13. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник /

A. М. Максименко. - М.: «ФКиС», 2009. - 496 с.

14. Мандриков, В. Б. Формирование здорового образа жизни студентов [Текст]: элективный курс / В. Б Мандриков, А. И. Краюшин, И. А. Ушакова, М. П. Мицулина. - Волгоград, 2006. - 364 с.

15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учебник / Л. П. Матвеев. - СПб.: «Лань», 2004. - 159 с.

16. Полещук, Н. К. Физическая культура [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. К. Полещук, Е. В. Конеева, В. К. Пельменев; под ред. Е. В. Конеевой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 559 с.

17. Пономарчук, В. А. О совершенствовании системы подготовки кадров для высшей школы [Текст] / В. А. Пономарчук, В. Е. Васюк, Т. В. Михайлова, М. М. Кузнецова // Современный Олимпийский спорт и Паралимпийский спорт и спорт для всех: материалы XII Междунар. науч. конгресса - М., 2008. - Т. 3. - С. 266267.

18. Фёдорова, Т. Ю. Статус учебной дисциплины «физическая культура» как фактор реализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения [Текст] / Т. Ю. Федорова // Педагогический журнал. 2016. Том 6. № 6А. С. 409-420.

19. Физическая культура [Текст]: учебник для студентов технических вузов / под ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. А. Коваленко. - М.: АСВ, 2000. - 432 с.

20. Физическая культура студента [Текст]: учебник / под ред. Ильинича В. И. - М.: Гардарики, 2007. - 448 с.

21. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 480 с.

22. Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.

- М.: ИЦ «Академия», 2005. - 144 с.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Fedorova Tatiana Yuryevna

Russian university of transport, Russia, Moscow E-mail: delcovatu@mail.ru

Morozova Liliya Petrovna

Moscow state pedagogical university, Russia, Moscow E-mail: Madonna.sdg@mail.ru

The teaching features of the academic discipline "Physical Culture" at the technical university

Abstract. The article reveals the relevance and the scientific and practical importance of the one problem of domestic theory and methods of professional education - the problem of determining the features of the academic discipline "Physical Culture's" teaching at the modern technical university. The ideas of the objective and subjective factors' interrelation influencing on the manifestation of the peculiarities of the academic discipline "Physical Culture's" teaching in higher education are determined on the basis of systemic-functional theoretical and methodological approach. The didactic peculiarities of the academic discipline "Physical Culture's" teaching are analyzed: the understanding of physical culture in the general cultural and professional training of technical university students; the biological foundations of physical culture and sports, the methodological foundations of physical education and the fundamentals of the methods of unaided physical exercises' knowledge; the use of physical culture in health and healthy lifestyles; mastering by students the professional-applied physical preparation. The pedagogical conditions of the academic discipline "Physical Culture's" teaching necessary for the optimal and effective physical culture teacher's choice of a technology and a technique of the skills of physical culture in technical university students' formation are substantiated: the conditions of realization, the forms of realization, the ways of realization of an educational technology, the professional qualities, the competences and the individual abilities of the physical culture teacher in a technical university. The authors are presented with the characteristics of the different levels' realization of the goals and objectives of the academic disciplin e "Physical Culture's" teaching at the technical university.

Keywords: physical culture; education at the university; academic discipline; teaching features; methodical support; teaching technologies

Мир Науки 2017, Том 5, номер 4

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.