Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ», ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ», ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
двигательная культура / культура движений / культура движений детей старшего дошкольного возраста / дошкольное образование / двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста / motor culture / movements culture / movements culture of senior preschoolers / preschool education / motor activity of senior preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юданова Ангелина Игоревна

Настоящая статья посвящается проблеме формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность статьи определена необходимостью правильной организации двигательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, поиска новых научных и методических подходов. В статье анализируются различные позиции, отражающие содержание понятий «двигательная культура» и «культура движений», также выводится определение «культуре движений ребенка старшего дошкольного возраста» и выделяются ее компоненты: мотивационный, когнитивно-двигательный, творческий. На основе анализа научных трудов, методических пособий по физическому и музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников, данных, полученных автором в результате экспериментальной деятельности, выявляются возможности формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юданова Ангелина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT-RELATED CHARACTERISTICS OF THE “MOVEMENTS CULTURE” CONCEPT, THE POSSIBILITIES OF ITS FORMING IN SENIOR PRESCHOOLERS

This article is devoted to the problem of formation of movements culture in senior preschool children. The relevance of the article is determined by the need for competent organization of motor activity in preschool educational organizations, the search for new scientific and methodological approaches. The article provides an overview of academic works reflecting the content of the concepts of “motor culture” and “movements culture”: T.N. Zhurina and I.A. Milekhina define motor culture as part of the general culture of society, aimed at strengthening health, developing physical abilities of a person. E.V. Bondarenko, E.S. Medvedeva, N.Yu. Shumakova distinguishe the “movements culture” as an independent term and consider it part of the general culture of a person.The article offers the author’s definition of the concept of “movements culture of a preschool child”, it also reveals the possibilities of forming its components (motivational, cognitive-motor, creative) in senior preschool children by means of physical exercises and musical-rhythmic movements.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ», ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.24 ББК 74.14

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-211-220

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ», ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А. И. Юданова

Аннотация. Настоящая статья посвящается проблеме формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность статьи определена необходимостью правильной организации двигательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, поиска новых научных и методических подходов. В статье анализируются различные позиции, отражающие содержание понятий «двигательная культура» и «культура движений», также выводится определение «культуре движений ребенка старшего дошкольного возраста» и выделяются ее компоненты: мотивационный, когнитивно-двигательный, творческий. На основе анализа научных трудов, методических пособий по физическому и музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников, данных, полученных автором в результате экспериментальной деятельности, выявляются возможности формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: двигательная культура, культура движений, культура движений детей старшего дошкольного возраста, дошкольное образование, двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Для цитирования: Юданова А. И. Содержательная характеристика понятия «культура движений», возможности ее формирования у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. 2024. № 2. С. 211-220. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2024-2-211-220.

© Юданова А. И., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

CONTENT-RELATED CHARACTERISTICS

OF THE "MOVEMENTS CULTURE" CONCEPT, THE POSSIBILITIES OF ITS FORMING IN SENIOR PRESCHOOLERS

A. I. Yudanova

Abstract. This article is devoted to the problem of formation of movements culture in senior preschool children. The relevance of the article is determined by the need for competent organization of motor activity in preschool educational organizations, the search for new scientific and methodological approaches. The article provides an overview of academic works reflecting the content of the concepts of "motor culture" and "movements culture": T. N. Zhurina and I. A. Milekhina define motor culture as part of the general culture of society, aimed at strengthening health, developing physical abilities of a person. E. V. Bondarenko, E. S. Medvedeva, N. Yu. Shumakova distinguishe the "movements culture" as an independent term and consider it part of the general culture of a person.The article offers the author's definition of the concept of "movements culture of a preschool child", it also reveals the possibilities of forming its components (motivational, cognitive-motor, creative) in senior preschool children by means of physical exercises and musical-rhythmic movements.

Keywords: motor culture, movements culture, movements culture of senior preschoolers, preschool education, motor activity of senior preschoolers.

Cite as: Yudanova A. I. Content-related characteristics of the "movements culture" concept,

the possibilities of its forming in senior preschoolers. Nauka i shkola. 2024, No. 2, pp. 211-220.

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-211-220.

В настоящее время образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях строится на основе вступившей в силу единой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, целью которой является «разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [1, с. 5].

Реализация программы предполагает решение таких задач, как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств; интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности» [1, с. 6]. Среди планируемых результатов к концу дошкольного возраста выделяется умение ребенка контролировать свои движение и управлять ими; проявлять элементы творчества в двигательной деятельности, осуществлять самоконтроль и анализ своей двигательной деятельности [1].

Следовательно, развитие крупной моторики детей является чрезвычайно важным направлением педагогической работы, осуществляемым преимущественно на занятиях по физической культуре и музыкальной ритмике, которые должны строиться с учетом сложившихся в отечественном дошкольном образовании педагогических традиций и гармонично дополняющих их инноваций, предполагающих возможности

интеграции физических упражнений, музыкально-ритмических движений в новых сочетаниях. Данные занятия создают возможности для формирования культуры движений, которая предусматривает осознанное отношение ребенка к двигательной деятельности, оптимальный уровень развития физических качеств и умственных, художественно-творческих и музыкальных способностей. Формирование культуры движений тесно связано с художественно-эстетическим развитием ребенка, так как выполнение движений под музыку способствует эмоциональному подъему, восприятию как отдельных средств музыкальной выразительности, так и целостного художественного образа.

Термин «культура движений» встречается в ряде научных работ (Е. В. Бондарен-ко, Е. С. Медведевой, В. И. Столярова, Н.Ю. Шумаковой). Также одновременно с ним учеными Т. Н. Журиной, Г. А. Кучеренко, И. А. Милехиной рассматривается другое понятие - «двигательная культура». Стоит остановиться на основных подходах к раскрытию данных понятий.

Т. Н. Журиной двигательная культура определяется как часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, положительных личностных качеств. По мнению исследователя, важнейшим средством развития и формирования двигательной культуры является ритмическая гимнастика.

Ученым выделяются показатели сформированности двигательной культуры студентов средствами ритмической гимнастики:

• общее высокое физическое развитие;

• физическая направленность;

• эстетическая выразительность;

• общий уровень профессионального мастерства;

• развитие мотивационной сферы личности (интерес к спорту, физической культуре);

• осознание общественной значимости труда учителя физической культуры.

Кроме того, Т. Н. Журина отмечает, что двигательная культура нужна каждому человеку, но в особенности она необходима детям, так как ее формирование влияет не только на физическое, но и на психическое развитие. Упоминание о двигательной культуре детей связывается исследователем со школьниками [2]. Т. Н. Журина не выделяет отдельно понятие «культура движений». Однако среди компонентов «двигательной культуры личности» есть такие, как общее высокое физическое развитие, эстетическая выразительность, развитие мотивационной сферы личности. Эти компоненты присутствуют среди компонентов «культуры движений» в исследованиях других ученых.

В диссертационном исследовании И. А. Милехиной отмечается исторический принцип передачи ценностей физической культуры, в том числе особенностей культуры движений. Исследователь относит к культуре движений накопленные обществом знания и умения, созданные «образцы» движений и двигательных действий, которые включают в себя ряд компонентов: технику исполнения движений, осанку, выразительность, динамичность, темп, ритм движений, пластичность, элегантность, легкость. По мнению исследователя, содержанием культуры движений является двигательная деятельность, в процессе которой происходит не только преобразование физической природы человека, но и развитие его сознания и мышления, формирование мироощущения и миропонимания [3]. И. А. Милехина отождествляет понятия «двигательная культура» и «культура движений», но останавливается на термине «двигательная культура».

Авторы данных исследований рассматривают двигательную культуру как часть культуры общества. Однако среди компонентов двигательной культуры обозначаются компоненты культуры движений.

В научной статье Л. Н. Макаровой и М. Н. Мистрюковой двигательная культура рассматривается как самостоятельный феномен в рамках культуры личности, имеющий тесную связь с физической и эстетической культурой, которая проявляется в интеграции эстетической и физкультурно-спортивной деятельности. Авторы определяют двигательную культуру как интегральное качество личности, отражающее ее эстетические вкусы и представления, включающее в себя целесообразные двигательные действия и проявляющееся в характере, рисунке, ритме повседневных движений. В качестве структурных компонентов двигательной культуры личности авторы выделяют аксиологический (совокупность ценностей, на основе которых строится двигательная деятельность), операционный (выбор наиболее рациональных способов выполнения двигательных действий) и эстетический (единство содержания и формы движений, их целесообразность) [4]. Авторами не упоминается термин «культура движений», однако в компоненты «двигательной культуры» включены компоненты «культуры движений».

В ряде других исследований (Е. В. Бондаренко, Е. С. Медведевой, Н. Ю. Шумаковой) «культура движений» выделяется как самостоятельное понятие и рассматривает как часть общей культуры человека.

В научных трудах Е. С. Медведевой термин «культура движений» выделяется как составная часть общей культуры личности, а ее формирование - неотъемлемый компонент воспитания интеллигентного человека и наиболее привлекательный мотив для занятий физической культурой. Ученым делается акцент на то, что термин является часто употребительным на практике, но тренеры, преподаватели и хореографы вкладывают в это понятие сведения, полученные в основном в результате личного опыта. Выявляя компоненты культуры движений, автор обращается к анализу правил соревнований по видам спорта с технико-эстетической направленностью, где сформулирован ряд критериев, оценивающих компоненты культуры движений, к которым отнесены: внешний вид и манера держаться, пластичность, амплитуда движений, чистота исполнения, согласованность движений различными частями тела, гармоничность сочетания движений с музыкой и их выразительность [5].

Е. В. Бондаренко также выделяет культуру движений как часть общей культуры личности. Ученым разработана педагогическая технология, способствующая улучшению показателей культуры движений. В основе педагогической технологии Е. В. Бондаренко лежит направление body ballet. Е. В. Бондаренко выделяет два основных аспекта (элемента) культуры движений: технику исполнения и художественную ценность движений [6].

В докторской диссертации Н. Ю. Шумаковой разработана артпедагогическая система, интегрирующая средства физической культуры и искусства. Важным этапом работы является выявление уровня сформированности культуры движений у школьников, которая понимается как часть общей культуры личности. К числу качеств и способностей, характеризующих культуру движений, исследователем отнесены: выразительность, ритмичность в значении музыкальность, целостность (выполнение движений слитно и плавно), естественность, техничность [7].

В вышеуказанных научных работах исследователями были рассмотрены взгляды на понятия «двигательная культура» и «культура движений». Обобщая точки зрения, изложенные в научных трудах, в нашем исследовании понятия «двигательная культура» и «культура движений» не тождественны.

Двигательную культуру мы понимаем как часть общей культуры личности, которая отражает ее позитивное отношение к эстетике движений, представления о ценности двигательной деятельности для здоровья человека, включает в себя целесообразные двигательные действия, проявляющееся в характере, рисунке, ритме повседневных движений.

Культуру движений мы определяем как область двигательной культуры, объединяющую технику исполнения и художественную ценность движений, а также мотива-ционно-ценностное отношение к двигательной деятельности.

Проанализировав предлагаемые различными исследователями компоненты, элементы, показатели, качества, характеризующие культуру движений, мы выявили общие позиции.

К компонентам культуры движений мы отнесли:

• мотивационный;

• когнитивно-двигательный;

• творческий.

Стоит отметить, что большинство исследователей (Е. В. Бондаренко, Е. С. Медведева, И. А. Милехина, Л. Н. Макарова, М. Н. Мистрюкова) предлагали формировать двигательную культуру и культуру движений у взрослых людей - студентов, но Т. Н. Журина и Н. Ю. Шумакова обратили внимание на формирование культуры движений у детей школьного возраста.

Проанализировав ряд научных работ и методических пособий в области музыкального воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугиной, А. Г. Гогоберидзе, И. Л. Дзержинской, А. И. Катинене, Л. Н. Комиссаровой, Н. А. Метлова, М. Л. Палавандишвили, О. П. Радыновой и др.), в области физического воспитания дошкольников (А. В. Кене-ман, Л. И. Пензулаевой, Э. Я. Степаненковой, Д. В. Хухлаевой и др.), в области музыкальной ритмики (Э. Жак-Далькроза, Е. В. Коноровой, Т. Ф. Кореневой, И. В. Лифиц и др.), современных исследований в области формирования двигательных навыков дошкольников (Б. Б. Егорова, В. Т. Кудрявцева, С. В. Плахотникова, С. В. Реуцкого, А. П. Щербака и др.), мы выявили возможности формирования отдельных компонентов культуры движений у детей старшего дошкольного возраста.

Мотивационный компонент культуры движений ребенка старшего дошкольного возраста проявляется в совокупности внутренних и внешних движущих сил ребенка, побуждающих его к осознанным занятиям двигательной деятельностью, пониманию и обоснованию значимости двигательных способностей, необходимости их формирования и совершенствования, развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности, способности самостоятельно применять полученные навыки и умения в практической деятельности.

Формированию мотивации к занятиям двигательной деятельностью уделено внимание в работах Н. А. Ветлугиной, В. М. Кравченко, А. Г. Чурашова, Л. Н. Эй-дельман и других.

В. М. Кравченко отмечает: «Особенности дошкольного периода детства дают возможность успеть сформировать у ребенка социально-мотивированную потребность в движениях до того, как генетический код кинезофилии прекратит свое воздействие» [8, с. 5]. В структуре мотивов дошкольников к занятиям двигательной деятельностью исследователь выделяет познавательный и оценочный мотив; биологический побудитель - гены; образ или модель; поведение или пример окружающих; любознательность; полезные привычки и пример взрослых [8].

О возможностях формировании мотивации к занятиям двигательной деятельностью сказано в методическом пособии Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской,

Л. Н. Комиссаровой: «При обучении ребенка движениям большое значение имеет воспитание в нем осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремленное, творческое его выполнение» [9, с. 97].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в старшем дошкольном возрасте происходит формирование осознанности выполнения физических упражнений и танцевальных движений, что способствует формированию интереса к движению, а в дальнейшем - устойчивой мотивации к данным занятиям, появлению потребности в рациональной организации самостоятельной двигательной активности, которая является показателем мотивационного компонента культуры движений.

Когнитивно-двигательный компонент культуры движений ребенка старшего дошкольного возраста включает в себя такие составляющие, как:

• представления о движении (о многообразии видов двигательной деятельности и их влиянии на здоровье человека, о технике выполнения движений);

• двигательные навыки, выражающие такие качества выполнения движений, как техничность, ритмичность, выразительность и музыкальность.

Формированию представлений о видах спорта уделяется внимание в докторской диссертации С. О. Филипповой, где описаны авторские программы «Умные движения» и «Путешествие в Олимпию». Данные программы направлены на формирование сознательного отношения старших дошкольников к физкультурным занятиям. Содержание программ охватывает темы о видах спорта, Олимпийских играх, здоровом образе жизни [10].

В диссертационном исследовании А. Г. Чурашова, затрагивающем вопросы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии, предполагается проведение бесед о танцевальном искусстве, обсуждение разучиваемого танцевального репертуара, что способствует формированию представлений у старших дошкольников о роли хореографии в процессе становления личности [11].

Необходимость формирования представлений о технике выполнения физических упражнений у детей старшего дошкольного возраста доказана в работах А. В. Ке-неман, Э. Я. Степаненковой, Д. В. Хухлаевой [12; 13]. Представления о технике выполнения упражнений включают в себя восприятие образа упражнения в целом, выделение его отдельных элементов, их сопоставление и обобщение. Данные представления помогают ребенку контролировать правильность выполнения двигательных действий, их последовательность, следить за точностью движений.

В свою очередь, правильно сформированные представления о технике выполнения движений предполагают овладение техничностью, под которой понимается точное и четкое выполнение движений, определяемое выбором наиболее рациональных способов осуществления двигательных действий, характеризуемым правильным положением тела и его частей в пространстве, соответствием определенной форме элементов.

Формирование у старших дошкольников ритмичности, выразительности и музыкальности наилучшим образом происходит в процессе занятий музыкальной ритмикой.

Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, Л. Н. Комиссаровой [9] были сформулированы задачи воспитания и обучения дошкольников на занятиях ритмикой, отражающие необходимость формирования чувства ритма: «учить детей ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности; учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях» [9, с. 120].

О возможностях формирования выразительных движений в процессе занятий ритмикой уделяется внимание в работах Е. В. Горшковой. Сочетая движения с музыкой, ребенок передает эмоционально-образное содержание музыки, которое вкладывает в его движения смысл [14]. О необходимости осмысленного выполнения движений упоминается в работах В. Т. Кудрявцева, где движение рассматривается не как исполнительный акт, а как способ обращения к другому человеку. Ученый понимает под выразительностью «не столько внешнюю экспрессивность движения, сколько передачу глубоко личного, сокровенного или общезначимого смысла ближнему» [15, с. 71].

Музыкальность как характеристика выполнения движений выражает умение отражать в движении средства музыкальной выразительности. Развитие музыкальности необходимо для всех видов двигательной деятельности, которые неразрывно связаны с музыкой. Возможности формирования музыкальности выполнения движений у старших дошкольников обоснованы в работах Н. А. Ветлугиной, Т. А. Дмитриевой, Н. А. Зиминой, Л. Н. Комиссаровой, О. П. Радыновой и других.

Творческий компонент культуры движений у детей старшего дошкольного возраста проявляется в самостоятельной двигательной деятельности: желании самостоятельно исполнять и видоизменять знакомые упражнения, танцы, игры, а также придумывать новые. Исследованию особенностей проявления музыкально-игрового творчества посвящены научные труды С. И. Букатиной, Н. А. Ветлугиной, Н. Ф. Губановой, Т. А. Дмитриевой, Л. Н. Комиссаровой, О. П. Радыновой и других. Данные исследования обозначают возможности формирования творческого компонента культуры движений в процессе музыкальных и подвижных игр, ритмопластических спектаклей, двигательных импровизаций под музыку, а также в самостоятельной двигательной деятельности.

Проанализировав исследования, раскрывающие возможности формирования отдельных компонентов культуры движений у детей старшего дошкольного возраста, мы вывели определение понятия «культура движений ребенка старшего дошкольного возраста».

В нашем исследовании «культура движений ребенка старшего дошкольного возраста» - это совокупность личностных качеств и умений ребенка старшего дошкольного возраста (среди которых выделяется: интерес к организованной и самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству; умение выполнять соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям физические упражнения и танцевальные движения естественно и выразительно, в соответствии с заданным темпом и ритмом, музыкальным сопровождением; проявление самоконтроля при выполнении движений), отражающая проявление всех компонентов культуры движений (мотивационного, когнитивно-двигательного, творческого) в равной степени.

В 2021/22 учебном году нами проводилась экспериментальная работа на базе ГБОУ Школы г. Москвы № 2083, целью которой было выявление возможностей формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 92 ребенка (2 экспериментальные группы и 2 контрольные группы по 23 ребенка в каждой).

На констатирующем этапе нами были применены следующие методы исследования: тестирование (диагностические задания) и беседа.

Блок диагностических заданий был направлен на выявление уровня сформи-рованности когнитивно-двигательного и творческого компонента культуры движений у старших дошкольников, которые выражались через критерии: техничность,

ритмичность, выразительность и музыкальность выполнения движений. Дошкольникам были предложены такие задания, как «ритмические хлопки», выполнение упражнений на координацию движений рук и ног, выполнение знакомых музыкально-ритмических движений, импровизация движений под музыку. Разработанные нами тестовые задания были составлены с опорой на диагностические методики Т. А. Дмитриевой, И. В. Лифиц, Е. А. Погребной.

Уровень сформированности мотивационного компонента культуры движений выявлялся в процессе беседы, где определялось содержание представлений детей о движении (что такое движение; для чего человеку нужны физические упражнения и танцевальные движения; кто может двигаться красиво); а также отношение детей к видам деятельности, направленной на формирование культуры движений, организуемой в дошкольной образовательной организации и в семье.

Сумма набранных баллов определяла уровень сформированности культуры движений у дошкольника.

На констатирующем этапе высокий уровень сформированности культуры движений был выявлен у 4 детей (9,2%) экспериментальных групп и 5 детей (9,4%) контрольных групп; средний уровень - у 25 детей (55,2%) экспериментальных групп, у 27 детей (58%) - контрольных; низкий уровень - у 17 детей (35,6%) экспериментальных групп, 14 детей (32,6%) контрольных групп. В обеих группах преобладал средний уровень сформированности культуры движений.

В работу с детьми экспериментальных групп внедрялась танцевально-спортивная технология, включающая в себя методы, формы, средства, алгоритмы формирования компонентов культуры движений, способы взаимодействия участников образовательного процесса в области формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста. В работе с детьми контрольных групп также присутствовали занятия, направленные на улучшение крупной моторики и повышение качества движений (утренняя гимнастика, физкультурные и музыкальные занятия (раздел «музыкально-ритмические движения»)).

На контрольном этапе высокий уровень сформированности культуры движений был выявлен у 39 детей (85,5%) экспериментальных групп и 13 детей (29%) контрольных групп; средний уровень - у 7 детей (14,5%) экспериментальных групп, у 26 детей (56,5%) - контрольных; низкий уровень был выявлен только в контрольных группах у 7 детей (14,5%).

В экспериментальных группах количество детей с высоким уровнем сформированности культуры движений увеличилось на 35 детей (на 76,3%), в контрольных -на 8 детей (на 19,6%).

Полученные результаты позволяют говорить о возможности формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста и наибольшей эффективности данного процесса при применении танцевально-спортивной технологии, по сравнению с традиционными занятиями по физической культуре и музыке (в процессе которых также формируется культура движений у старших дошкольников, но в меньшей степени).

Таким образом, анализ научных трудов позволил конкретизировать понятия «двигательная культура» и «культура движений», разработать понятие «культура движений ребенка старшего дошкольного возраста», обозначить компоненты культуры движений (мотивационный, когнитивно-двигательный, творческий). В процессе экспериментальной работы были выявлены возможности формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста как в процессе традиционных занятий, так и при внедрении танцевально-спортивной технологии, по итогам приме-

нения которой были достигнуты более высокие результаты в области формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с результатами в контрольных группах. Однако на данный момент проблема целостного формирования культуры движений у детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно и требует дальнейшей разработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральная образовательная программа. М.: ТЦ Сфера, 2023. 208 с.

2. Журина Т. Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2000. 18 с.

3. Милехина И. А. Формирование двигательной культуры студентов: на примере обучения ритмической гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2002. 23 с.

4. Макарова Л. Н., Мистрюкова М. Н. Сущность и структура двигательной культуры будущего специалиста // Вестник ТГУ 2006. № 3 (43). С. 290-294.

5. Медведева Е. С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 20 с.

6. Бондаренко Е. В. Физическое воспитание студенток на основе использования системы упражнений body-ballet: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 25 с.

7. Шумакова Н. Ю. Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Майкоп, 2006. 45 с.

8. Кравченко В. М. Технология игрового тренинга формирования мотивации детей старшего дошкольного возраста на занятия спортом: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2015. 20 с.

9. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. 271 с.

10. Филиппова С. О. Физическая культура в системе образования дошкольников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 40 с.

11. Чурашов А. Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 27 с.

12. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. 271 с.

13. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 368 с.

14. Горшкова Е. В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. 2017. № 7 (79). С. 29-37.

15. Кудрявцев В. Т. О развивающей педагогике оздоровления // Современное дошкольное образование. 2014. № 6 (48). С. 64-73.

REFERENCES

1. Federainaya obrazovatelnaya programma. Moscow: TTS Sfera, 2023.

2. Zhurina T. N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya dvigatelnoy kultury u budushchikh uchiteley. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Bryansk, 2000.

3. Milekhina I. A. Formirovanie dvigatelnoy kultury studentov: na primere obucheniya ritmicheskoy gimnastike. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Saratov, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Makarova L. N., Mistryukova M. N. Sushchnost i struktura dvigatelnoy kultury budushchego spetsialista. Vestnik TGU. 2021, No. 3 (43), pp. 290-294.

5. Medvedeva E. S. Formirovanie kultury dvizheniy u studentok vysshikh uchebnykh zavedeniy. Extended abstract of PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2000.

6. Bondarenko E. V. Fizicheskoe vospitanie studentok na osnove ispolzovaniya sistemy uprazhneniy body-ballet. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Krasnoyarsk, 2006.

7. Shumakova N. Yu. Artpedagogika kak gumanisticheskaya sistema obrazovaniya uchashchikhsya v oblasti fizicheskoy kultury. Extended abstract of ShD dissertation (Education). Maikop, 2006.

8. Kravchenko V. M. Tekhnologiya igrovogo treninga formirovaniya motivatsii detey starshego doshkolnogo vozrasta na zanyatiya sportom. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Krasnoyarsk, 2015.

9. Vetlugina N. A., Dzerzhinskaya I. L., Komissarova L. N. Metodika muzykalnogo vospitaniya v detskom sadu. Moscow: Prosveshchenie, 1982.

10. Filippova S. O. Fizicheskaya kultura v sisteme obrazovaniya doshkolnikov. Extended abstract of PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2002.

11. Churashov A. G. Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie detey starshego doshkolnogo vozrasta v dopolnitelnom obrazovanii sredstvami khoreografii. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Chelyabinsk, 2013.

12. Keneman A. V., Khukhlaeva D. V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya detey doshkolnogo vozrasta. Moscow: Prosveshchenie, 1985.

13. Stepanenkova E. Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2001.

14. Gorshkova E. V. O razvitii obrazno-plasticheskogo tvorchestva u doshkolnikov: voprosy teorii i praktiki. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. 2017, No. 7 (79), pp. 29-37.

15. Kudryavtsev V. T. O razvivayushchey pedagogike ozdorovleniya. Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. 2014, No. 6 (48), pp. 64-73.

Юданова Ангелина Игоревна, аспирант кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: angelina.ydanova@yandex.ru

Yudanova Angelina I., PhD post-graduate student, Aesthetic Education of Preschool Children, Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University e-mail: angelina.ydanova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2022 The article was received on 06.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.