Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОЛИАСПЕКТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОЛИАСПЕКТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАНИЦЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВРАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА / МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Д.В., Казакова У.А., Макарова О.Ю.

Актуальность исследования заключается в необходимости модернизации педагогических стратегий социально-личностного развития и профессионального воспитания будущих специалистов медицинской сферы. Целью представленного исследования выступает уточнение содержания профессиональной врачебной толерантности как профессионально-значимой компетенции и определение её границ в соответствии с разными сферами профессиональной деятельности. Врачебная толерантность раскрывается как адаптационно-регуляционный механизм личности и средство, гармонизирующее межличностное взаимодействие с гетерогенным контингентом лиц. Авторы классифицировали профессиональную деятельность врача в соответствии с решаемыми задачами и нюансами межличностного взаимодействия: лечебно-диагностическая и реабилитационно-профилактическая деятельность в диаде врач-пациент; консультативная поддержка родственников/опекунов пациента; научно-исследовательская работа; межколлегиальное взаимодействие; социально-просветительская деятельность; преподавание и наставничество. Приведённая классификация позволила конкретизировать значимость и формы проявления исследуемой компетенции в каждом из предложенных направлений деятельности, тем самым детерминируя проблемные аспекты, значимые для оптимизации содержания как социально-гуманитарных, так и профильных дисциплин, изучаемых в медицинской высшей школе. Отмечено, что границы врачебной толерантности определяются соображениями безопасности, добросовестности и гуманности профессиональной научно-практической деятельности, что также необходимо учитывать в процессе формирования толерантности у студентов. Таким образом, результаты проведённого исследования конкретизируют концепт врачебной толерантности как компетенции, тем самым позволяя более детально подойти к разработке и рационализации стратегий развития профессиональной толерантности у студентов в образовательном процессе. Материалы статьи могут представлять интерес для научно-педагогических работников, занимающихся вопросами профессионального воспитания в высшей медицинской школе, а также студентам, интересующимся вопросами саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Д.В., Казакова У.А., Макарова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF TOLERANCE OF A DOCTOR AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCE IN MULTIDIMENSIONAL MEDICAL ACTIVITY

The relevance of the study is due to the need for the modernization of pedagogical strategies for social and personal development and professional education of future medical specialists. The presented research aims to clarify the concept of professional tolerance of a doctor as a professionally significant competence and to define its limits according to the different areas of professional activity. Professional tolerance of a physician is construed as an adaptive and regulatory mechanism of personality and the means of harmonizing interpersonal interaction with heterogeneous populations. The authors classified the professional activity of a doctor due to the tasks to be solved and the nuances of interpersonal interaction to be addressed: treatment and diagnostics, rehabilitation and prevention activities in the doctor-patient dyad; advisory support of the patients’ relatives / guardians; scientific research; interaction with the colleagues in the professional environment; health education, promotion and raising public awareness; teaching and mentoring of the students. The given classification allowed specifying the significance and forms of manifestation of the aforementioned competence in each of the proposed areas, thereby determining principal problematic aspects in optimizing the content of both socio-humanitarian and basic disciplines studied at higher medical school. It is noted that the limits of the professional tolerance of a doctor are determined by considerations of safety, integrity and humanity of professional scientific and practical activities, what should be taken into account in the tolerance development in students. Thus, the research results specify the concept of doctor’s tolerance thereby allowing the detailed approach to the devising and rationalization of the strategies for the professional tolerance development in students in the educational process of the higher medical school. The paper materials may be of interest to scientific and pedagogical workers involved in professional education research at the higher medical school, as well as to the medical students seeking advancement in self-development.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОЛИАСПЕКТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Содержание врачебной толерантности как профессионально-значимой компетенции в полиаспектной медицинской деятельности

The content of tolerance of a doctor as a professionally significant competence in multidimensional medical activity

Горбунова Д.В., Казанский государственный медицинский университет, darya.gorda@yandex. ru

Казакова У.А., Казанский национальный исследовательский технологический университет, kazakova-ulyana@mail.ru

Макарова О.ЮЮ., Казанский государственный медицинский университет, mrs.makarova@yandex.ru

Gorbunova D., Kazan State Medical University, darya.gorda@yandex.ru

Kazakova U., Kazan National Research Technological University, kazakova-ulyana@mail.ru

Makarova O., Kazan State Medical University, mrs.makarova@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.008

Ключевые слова: толерантность, границы толерантности, профессиональная толерантность врача, профессиональная компетентность врача, медицинская педагогика, профессиональное воспитание.

Keywords: tolerance, tolerance limits, professional tolerance of a doctor, professional competence of a doctor, medical pedagogics, professional education.

Аннотация. Актуальность исследования заключается в необходимости модернизации педагогических стратегий социально-личностного развития и профессионального воспитания будущих специалистов медицинской сферы. Целью представленного исследования выступает уточнение содержания профессиональной врачебной толерантности как профессионально-значимой компетенции и определение её границ в соответствии с разными сферами профессиональной деятельности. Врачебная толерантность раскрывается как адаптационно-регуляционный механизм личности и средство, гармонизирующее межличностное взаимодействие с гетерогенным контингентом лиц. Авторы классифицировали профессиональную деятельность врача в соответствии с решаемыми задачами и нюансами межличностного взаимодействия: лечебно-диагностическая и реабилитационно-профилактическая деятельность в диаде врач-пациент; консультативная поддержка родственников/опекунов пациента; научно-исследовательская работа; межколлегиальное взаимодействие; социально-просветительская деятельность; преподавание и наставничество. Приведённая классификация позволила конкретизировать значимость и формы проявления исследуемой компетенции в каждом из предложенных направлений деятельности, тем самым детерминируя проблемные аспекты, значимые для оптимизации содержания как социально-гуманитарных, так и профильных дисциплин, изучаемых в медицинской высшей школе. Отмечено, что границы врачебной толерантности определяются соображениями безопасности, добросовестности и гуманности профессиональной научно-практической деятельности, что также необходимо учитывать в процессе формирования толерантности у студентов. Таким образом, результаты проведённого исследования конкретизируют концепт врачебной толерантности как компетенции, тем самым позволяя более детально подойти к разработке и рационализации стратегий развития профессиональной толерантности у студентов в образовательном процессе. Материалы статьи могут представлять интерес для научно-педагогических работников, занимающихся вопросами профессионального воспитания в высшей медицинской школе, а также студентам, интересующимся вопросами саморазвития.

Abstract. The relevance of the study is due to the need for the modernization of pedagogical strategies for social and personal development and professional education of future medical specialists. The presented research aims to clarify the concept of professional tolerance of a doctor as a professionally significant competence and to define its limits according to the different areas of professional activity. Professional tolerance of a physician is construed as an

adaptive and regulatory mechanism of personality and the means of harmonizing interpersonal interaction with heterogeneous populations. The authors classified the professional activity of a doctor due to the tasks to be solved and the nuances of interpersonal interaction to be addressed: treatment and diagnostics, rehabilitation and prevention activities in the doctor-patient dyad; advisory support of the patients' relatives / guardians; scientific research; interaction with the colleagues in the professional environment; health education, promotion and raising public awareness; teaching and mentoring of the students. The given classification allowed specifying the significance and forms of manifestation of the aforementioned competence in each of the proposed areas, thereby determining principal problematic aspects in optimizing the content of both socio-humanitarian and basic disciplines studied at higher medical school. It is noted that the limits of the professional tolerance of a doctor are determined by considerations of safety, integrity and humanity ofprofessional scientific and practical activities, what should be taken into account in the tolerance development in students. Thus, the research results specify the concept of doctor's tolerance thereby allowing the detailed approach to the devising and rationalization of the strategies for the professional tolerance development in students in the educational process of the higher medical school. The paper materials may be of interest to scientific and pedagogical workers involved in professional education research at the higher medical school, as well as to the medical students seeking advancement in self-development.

Введение. Концепт толерантности является широко исследуемым, вызывающим большой резонанс в научно-педагогической среде и рассматривается, в основном, в двух взаимосвязанных аспектах [4]:

- социально-философский: толерантность как равенство прав и свобод человека; общечеловеческая гуманистическая ценность, в основе которой лежит признание уникальности личности и её идентичности, относительности

суждений, и стремление к справедливости и гармоничному со-бытию в поликультурном мире;

- психолого-педагогический: толерантность как качество зрелой и гибкой личности, базирующееся на комплексе психических свойств, духовно-нравственных установок, ценностей и ценностных ориентаций; активная жизненная позиция, предполагающая нацеленность на взаимное сотрудничество, солидарность, нахождение компромисса, см. рисунок 1.

Рисунок 1. -Единство трёх «С» толерантности

В педагогике высшей школы толерантность признаётся профессионально-значимой

компетенцией специалистов сферы «человек-человек» ввиду её адаптивной, регуляционной и гармонизирующей функции в профессионально-личностном становлении индивида и реализации успешного межличностного взаимодействия [2].

Между тем, глобальная трансформация ценностей и социальных установок обусловливает необходимость конкретизации содержания профессионально-значимых

компетенций с целью оптимизации стратегий

профессионального воспитания будущих специалистов, отвечающих вызовам времени.

Критические исследования толерантности отмечают её противоречивость и заостряют внимание на проблеме границ толерантности. Действительно, толерантность проявляется в проблемных и кризисных ситуациях по отношению к тем явлениям, которые расходятся со сложившейся картиной мира или с личными принципами и ориентирами человека, выходят за рамки его системы ценностей или по тем или иным причинам приносят ему дискомфорт [16].

Тем самым, возникает проблема дуальности исследуемого концепта, вызывая необходимость чёткого определения его конструктивных пределов: когда толерантность является благом и при каких условиях становится предпосылкой морального релятивизма и нигилизма? Вполне определённые ответы на данные вопросы даёт профессор В.И. Самохвалова, отмечая недопустимость равнодушного попустительства относительно вопросов чести и бесчестия, объективной истины и лжи, лояльности к аморальности, девиациям и делинквентому поведению, говоря о необходимости определения содержательно-смысловых рамок толерантности «без либеральной всеядности и

постмодернистского децентрирующего и деконструирующего смешения качеств и характеристик» [13].

Между тем, прошло лишь 77 лет с того момента, когда К. Поппер, крупный сторонник этого концепта, сформулировал «парадокс толерантности», гласящий, что абсолютная толерантность дискредитирует саму себя [20]. Неограниченная и гиперболизированная толерантность XXI века в западных странах фактически превратилась в свой антипод: преследование цели защиты прав социальных меньшинств привело к нарочитой популяризации последних, пропаганде перверсий, легитимации нетрадиционных отношений (в том числе католической церковью) и агрессивному навязыванию этих идей социальному большинству. Традиционные взгляды и неприятие происходящего подвергаются остракизму, несогласие родителей на нетрадиционную политику в воспитательном курсе западных школ признаётся иррациональным и незаконным, а критики 8001 (8001 - «Сексуальная ориентация и гендерная идентичность» - американская образовательная реформа, поддерживающая ненаучную концепцию об изменчивости гендера и ханжестве традиционных представлений о браке) из числа педагогов и попечителей школ обвиняются в разжигании ненависти и раскола. Исследуя проблему правомочности индоктринации данной идеологии, Джонс А. и Као Э. отмечают, что 8001 противоречит Конституции США, в которой закреплено соблюдение основного права родителей контролировать образование и воспитание своих детей в соответствии с нравственными устоями и религиозными воззрениями, принятыми в их семье и подчёркивают, что «закон о равенстве пытается навязать политику 8001, руководствуясь давлением активистов, а не потребностями и

предпочтениями учащихся и родителей...» и тем самым «навязывает радикальную идеологию самому впечатлительному населению страны -учащимся» [18].

Подобная псевдотолерантность, де-факто, выступает фактором деморализации и угнетения, защищая сложившийся механизм дискриминации и направляя его против социального большинства. В этом контексте соглашаемся с А.Н. Ильиным, утверждающим, что «Такой абстрактный гуманизм является антитезой истинного гуманизма. Когда не определены границы терпимости (которые необходимы), сама идея толерантности обретает античеловеческий облик» [6, с.229].

Ввиду вышеизложенного, исследование проблемы толерантности - как общего концепта, так и в рамках профессиональной деятельности -и её границ в контексте современности представляет актуальность.

Методология. Толерантность, по своей сущности, не допускает безразличия и безграничной конформности, но требует сформированности крепкого нравственного стержня и общей культуры личности, моральной разборчивости, критичности в осмыслении окружающей действительности,

добросовестности в собственной деятельности и отношениях с людьми. Абсолютно естественны нежелание и невозможность человека смириться с тем, что вступает в конфликт с его нравственными идеалами, противоречит его жизненным принципам. Именно поэтому осознание личных психологических границ является неотъемлемой частью толерантного сознания. Лишь в этом случае возможно становление психологической готовности к признанию прав окружающих на их идентичность, к конструктивному расширению собственной картины мира, к паритетному диалогу и взаимодействию с Другим. Безусловно, существуют как индивидуальные, так и общечеловеческие, пределы допустимости того или иного явления. Игнорирование и размытие этих пределов может привести лишь к анархизму, аномии, нравственному падению и гуманистической деградации.

Свободы и права человека носят неотчуждаемый характер, однако объективно ограничиваются свободами и правами другого человека [7]. Тем самым, содержание главы 2 Конституции РФ коррелирует с определением границ толерантности, неотъемлемо связанных с осознанием социально-нравственной

ответственности индивида, см. рисунок 2.

Рисунок 2. —Границы толерантности

В гуманитарных научных исследованиях и психолого-педагогических экспериментах,

направленных на изучение и развитие толерантности у обучающихся, проблема границ толерантности имеет фундаментальное значение, поскольку они отделяют созидательную ценность от её псевдодвойника, пропагандируемого в прозападном медиа-пространстве.

Вместе с тем, индивидуализм в контексте цифровой трансформации социокультурной среды, как одна из ярких характеристик жизни современного общества, также несёт определённое затруднение процессу

формирования и развития толерантности у молодёжи, поскольку приобретает кризисный дезадаптивный характер и является фактором социального разобщения, замещая высшие ценности стремлением любыми способами удовлетворить собственные желания и потребности, зачастую в ущерб и окружающим, и самому себе [8]. Такое замещение также способствует распространению

псевдотолерантных идей.

Становление толерантного сознания требует осознания сопричастности человека к обществу, духа товарищества, активного межличностного взаимодействия: «без собственного восприятия реальности, которое должно быть постоянно доступно, фактическая цель образовательных актов - развитие творческого потенциала личности - не может быть достигнута» [5]. Поэтому поощрение участия студентов в социально-значимых мероприятиях, обучение в сотрудничестве, содействие формированию положительного микроклимата в группе,

стимулирование самовоспитания играют важную роль в социализации и инкультурации будущих специалистов, в развитии морально-психологической зрелости личности [1;11;14].

В рамках медицинской педагогики представляет интерес рассмотрение вопроса врачебной толерантности и её границ в соответствии со сферами профессиональной деятельности для более полного понимания данного концепта как профессионально-значимой компетенции и модернизации стратегий её развития у обучающихся.

Результаты и обсуждение. Сферы профессиональной врачебной толерантности и её границы

Профессиональная деятельность врача обладает высокой степенью морально-этической и юридической ответственности за здоровье, благополучие и жизнь людей и характеризуется высокой психоэмоциональной нагрузкой, стрессогенностью, интенсивной

коммуникативной активностью. В связи с этим основными задачами профессионального воспитания будущих врачей выступают развитие гуманистического медицинского менталитета, эмоционального и социального интеллекта, коммуникативной компетентности [9;19].

Врачебная толерантность, как одна из ключевых профессионально-значимых

компетенций, выступает адаптационно-регуляционным механизмом личности, обеспечивающим психоэмоциональную

устойчивость, а также гибкость и пластичность поведения в ситуации неопределённости; средством, гармонизирующим межличностное

взаимодействие с гетерогенным контингентом лиц в повседневной работе. Определение границ врачебной толерантности также обладает особой значимостью, поскольку в противном случае она может обернуться равнодушием и безучастностью.

Согласно ФГОС 31.05.01 Лечебное дело, выделяется три основных вида профессиональной деятельности врача: научно-педагогическая,

здравоохранительная и административно-управленческая [15]. Однако, в данном исследовании мы выделяем шесть основных видов, в соответствии со сферами профессионально-делового взаимодействия, в каждой из которых проявляется профессиональная толерантность врача-лечебника.

Рисунок 3. -Профессиональная толерантность врача в различных сферах профессиональной деятельности

Профессиональная толерантность в диаде врач-пациент основывается на эмоциональной децентрации специалиста и репрезентируется в форме участия и внимания к пациенту, уважения к автономии личности, способствует формированию терапевтического альянса. Врачебная толерантность предполагает понимание и сознательное принятие разных форм проявления индивидуальности пациентов, равнодостойное отношение к ним, тем самым, нивелируя влияние социокультурных и личностных факторов на межличностное взаимодействие и, следовательно, обеспечивая оказание качественной и достойной медицинской помощи [2]. Это в равной мере относится к взаимодействию с родственниками и опекунами пациента, особенно ухаживающими за близкими людьми с хроническими заболеваниями и/или с разной степенью недееспособности, которым часто необходима моральная поддержка и одобрение врача, как человека, который понимает их состояние, переживания и заботы, для восполнения собственных психологических сил. Границы: 1) благосклонность и паритетность во

взаимодействии с пациентом не подразумевает проявления неуважительности и несоблюдения субординации; 2) терпимость к агрессивному поведению пациента - насильственные действия, словесные оскорбления - недопустима, особенно если пациент представляет угрозу для медицинского персонала или других пациентов.

Профессиональная толерантность в межколлегиальном взаимодействии.

Медицинский коллектив представляет собой сложную соподчинённую систему с делегированием полномочий персонала для обеспечения скоординированной и

бесперебойной работы организации

здравоохранения. Повседневная медицинская деятельность специалиста насыщена контактами с коллегами, включая врачей различных специальностей, средний и младший медицинский персонал. Профессиональное межличностное взаимодействие, основанное на взаимоуважении, взаимоподдержке и

взаимовыручке, играет ключевую роль в достижении цели профессиональной

медицинской деятельности - укрепления,

восстановления и поддержания здоровья и благополучия пациента. Поэтому, стабильно благоприятный социально-психологический климат в медицинском коллективе, исходящий из духа товарищества и «чувства локтя», имеет фундаментальное значение. В данном контексте, толерантность врача коррелирует с лояльностью к коллегам, чувством сопричастности к общему делу, умением абстрагироваться от некомфортных факторов в межличностном взаимодействии.

Границы: Проявление толерантности к халатности, систематическим нарушениям правил внутреннего распорядка, бесцеремонности и фамильярности в отношениях с коллегами и младшим медицинским персоналом

иррационально и может привести к серьёзным последствиям в юридическом и морально-этическом аспектах, а также к разладу связей внутри коллектива.

Профессиональная толерантность в научно-исследовательской деятельности. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации на период до 2030 года отмечается, что науки о жизни являются одной из приоритетных областей в обеспечении устойчивого развития государства [12]. Научно-исследовательская деятельность в сфере медицины связана с вопросом качества жизни социума и призвана сохранять и укреплять медицинское знание, актуализировать методологию и технологию профессиональной деятельности, развивать способность работать на опережение в случае возникновения нестандартных ситуаций в сфере здравоохранения. Инновационный потенциал медицинских научных исследований напрямую зависит от креативности и гибкости мышления врачей-исследователей, от свободы выражения собственных мнений и наблюдений в научных дискуссиях. И напротив, чрезмерная формализация и инерция мышления значительно тормозят как саморазвитие специалиста, так и научно-исследовательскую работу. Научная толерантность врача-исследователя выражается в уважении к идеям и мнениям коллег, устойчивости, но восприимчивости к критике оппонентов, готовности к переосмыслению новых гипотез и теорий. Необходимо отметить, что это личностное качество не исключает независимости суждений, убеждённости и твёрдости в отстаивании собственной позиции, но предопределяет корректность ведения дискуссии и деликатность в выражении несогласия с оппонентом.

Границы: 1) Толерантность к недобросовестному отображению результатов исследования в медицинской научной деятельности неэтична и несёт в себе потенциальную биосоциальную опасность. 2) Толерантность к коррупционным действиям в научной среде ведёт к морально-нравственному подрыву и потере веры в идеалы.

Профессиональная толерантность в социально-просветительской деятельности. На современном этапе жизни социума на передний план выходит ценность знания и свободного доступа к информации. Это прослеживается как на широком политико-экономическом уровне, так и на узком социально-индивидуальном уровне, позволяя говорить о становлении «общества знания» [10]. Медико-санитарное просвещение, направленное на формирование валеологической компетентности населения посредством повышения уровня осведомлённости в вопросах, связанных со здоровьем, профилактикой и контролем заболеваний, обладает значимостью, которую невозможно переоценить. Интернет предоставил медикам беспрецедентные возможности в социальном информировании: специализированные профессиональные сайты с оригинальными материалами, официальные страницы медицинских учреждений, личные врачебные блоги, видео-каналы, инфографика и др. Транслируя информацию, рассчитанную на широкую аудиторию, просветителю важно быть свободным от стереотипов и предрассудков, излагать мысли ясно и доступно, избегая излишней терминологии и специфической профессиональной информации, аккуратно и корректно подходить к обсуждению деликатных вопросов, не допускать речевой стигматизации лиц с социально-значимыми заболеваниями, используя личностно-ориентированные речевые формы и эвфемизацию [3]. Тем самым, профессиональная толерантность врача имеет особую ценность в деятельности по социальному просвещению.

Границы: Вопрос о достоверности представляемых данных и ответственности за возможный ущерб для здоровья, сопряжённый с дезинформацией, весьма актуален и остаётся открытым [17]. Толерантность к коллегам, представляющим недостоверную информацию и/или позволяющим себе нетактичные и вызывающие высказывания, равнозначна безразличию и потворству и говорит о недостаточной приверженности этико-деонтологическим принципам и осознания собственной роли в формировании социального мнения относительно освещаемых вопросов.

Профессиональная толерантность в педагогической и наставнической деятельности. Преподавательская деятельность и

наставничество студентов практикующими врачами предполагает приобщение нового поколения медицинских работников к нормам и ценностям профессиональной культуры и их интеграцию в профессиональное сообщество. В процессе обучения студенты перенимают не только знания и опыт педагогов, но и психологический подтекст, имманентно транслируемый ими посредством морального облика, манеры общения и культуры поведения. Мотивационно-смысловая сфера будущего специалиста здравоохранения, как и способы решения дилемм и принятия клинических решений в профессиональной деятельности, формируются под влиянием культурного идеала личности, слагаемого из хороших и плохих примеров, подаваемых преподавателями и наставниками. Следовательно, сила личного примера накладывает обязательства на преподавателей критически относиться к системам ценностей, которые они выражают и передают. Толерантность к обучающимся, выражающаяся в форме уважения, поощрения творческого проявления их индивидуальности, стимулирования креативных решений поставленных задач, снисходительности к промахам и ошибкам, допускаемым в процессе обучения, содействует становлению комфортных взаимоуважительных и солидарных отношений в студенческой группе, развитию чувству собственного достоинства и осознанию значимости своего труда. В свою очередь, это также способствует развитию эмоционального и социального интеллекта, становлению толерантности обучающихся как качества личности и профессионально-значимой компетентности.

Границы: Толерантность преподавателя и наставника должна гармонично сочетаться с требовательностью и справедливостью оценивания деятельности студентов. Излишняя снисходительность и мягкость к систематическим нарушениям отрицательно влияет на дисциплинированность обучающихся, а терпимое отношение к нахальному и бесцеремонному отношению к окружающим формирует убеждённость во вседозволенности и влечёт деформацию в профессионально-личностном становлении будущего врача.

Заключение. Социокультурные

трансформации в современном мире, смещение системы ценностей в сторону утилитаризма, преобладание эгоистических установок и побуждений над альтруистическими

обусловливают необходимость обращения к традиционным российскому обществу духовно-нравственным нормам и идеалам с целью определения вектора развития и укрепления конструктивно-позитивного социального

самосознания. Тем самым, модернизации педагогических стратегий в области становления общей и профессиональной культуры личности, социально- и профессионально-значимых компетенций следует уделять пристальное внимание.

Толерантность, понимаемая как

общечеловеческая ценность и один из ключевых связующих элементов социума, в настоящее время подвергается подмене антиподом, дискредитирующим её гуманистическую основу. Тем самым, исследование проблемы толерантности и её формирования у студентов рационально проводить с определением её границ. В основе отечественных представлений границ толерантности лежит паритет прав и свобод человека, принципы добросовестности и чести, нетерпимость к аморальности и несправедливости.

Представленное исследование уточняет и конкретизирует понятие профессиональной врачебной толерантности, как интегративного качества личности и профессионально-значимой компетенции, проявляющейся в различных сферах профессиональной медицинской деятельности и коррелирующей с ключевыми этическими и деонтологическими принципами. Полиаспектность функционально-ролевой

модели специалиста обнаруживает вектор развития исследуемой компетенции на когнитивном, аффективном и конативном уровнях. Таким образом, комплексное формирование врачебной толерантности у студентов-медиков подразумевает актуализацию содержания теоретических дисциплин социально-гуманитарного цикла, научно-практической подготовки и внеаудиторной воспитательной работы, на основе интеграции

компетентностного, контекстного,

культурологического, личностно-

ориентированного и деятельностного подходов к профессиональному воспитанию.

Литература:

1. Богоудинова Р.З. Социокультурный контекст информационно-коммуникативных технологий: вызовы и риски / Р.З. Богоудинова, У.А. Казакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - N° 1. - С. 6-11.

2. Горбунова Д.В. Врачебная толерантность как образовательный результат профессионального воспитания студентов медицинских вузов / Д.В. Горбунова, У.А. Казакова, О.Ю. Макарова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4(147). - С. 78-87.

3. Горбунова Д.В. Развитие коммуникативного компонента врачебной толерантности у студентов: people-first vs identity-first language / Д.В. Горбунова, У.А. Казакова, О.Ю. Макарова // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 1(150). - С. 98106.

4. Горбунова Д.В. Теоретический аспект проблемы формирования межличностной толерантности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку / Д.В. Горбунова, О.Ю. Макарова, У.А. Казакова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 18.

5. Дреер Р. «Новое» просвещение в эпоху цифровых технологий? Инженерное обучение использованию и формированию цифровых технологий / Р. Дреер, В.В. Кондратьев, М.Н. Кузнецова // Управление устойчивым развитием. -2021. - № 6(37). - С. 90-97.

6. Ильин А.Н. Западная толерантность: господство демократии или наступление дегуманизации? / А.Н. Ильин // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2020. - Т. 26. - № 3. - С. 227-246. - DOI 10.24290/10293736-2020-26-3-227-246.

7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. - Режим доступа: http://www.constitution.rU/10003000/10003000-4.htm#20

8. Краузе А.А. Проблема ценностей в контексте современной субъектности / А.А. Краузе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - № 2. -С. 5-10. - DOI 10.24411/2308-7226-2019-10001.

9. Макарова О.Ю. Гуманистический аспект подготовки студентов медицинского вуза / О.Ю. Макарова, Д.В. Горбунова, А.В. Зеленкова // Гуманизация образования. - 2018. - № 4. - С. 65-69.

10. Мусиец П.В. «Общество знания»: философское осмысление феномена / П.В. Мусиец // Социально-политические науки. - 2018. - № 2. - С. 259-262.

Referen

1. Bogoudinova R.Z. Sociocultural Context of Information and Communication Technologies: Challenges and Risks / R.Z. Bogoudinova, U.A. Kazakova // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2021. -№ 1. - P. 6-11.

11. Осипов П.Н. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности / П.Н. Осипов, Л.П. Дулалаева // Управление устойчивым развитием. - 2020. - № 6(31). - С. 95-102.

12. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. - 2013. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/iiles/41d457592e04b763 38b7.pdf

13. Самохвалова В.И. О содержании понятия «Толерантность» в современном культурном контексте [Электронный ресурс] / В.И. Самохвалова // Философский журнал. - 2008. - № 1. - С. 161-175. -Режим доступа: https://cyberlenmka.iu/artide/n/o-soderzhanii-ponyatiya-tolerantnost-v-sovremennom-kulturnom-kontekste (дата обращения: 15.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Токранова Ю.Г. Стимулирование самовоспитания как условие развития ответственности студентов за процесс и результаты образования / Ю.Г. Токранова // Управление устойчивым развитием. -2022. - № 2(39). - С. 92-98. - DOI 10.55421/2499992X_2022_2_92.

15. ФГОС 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 988. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-31-05-01-lechebnoe-delo-988

16. Хомяков М.Б. Толерантность и ее границы / М.Б. Хомяков // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 2(6). - С. 25-33.

17. Чупров Л.Ф. Принцип «primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и интернет / Л.Ф. Чупров, А.С. Щукин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2013. - № 1-2. - С. 162-169.

18. Jones A., Kao E. Sexual Ideology Indoctrination: The Equality Act's Impact on School Curriculum and Parental Rights. Backgrounder. No. 3408 // Heritage Foundation. - 2019. URL: https://www.heritage.org/civil-society/report/sexual-ideology-indoctrination-the-equality-acts-impact-school-curriculum-and#

19. Makarova O.Yu. Supplementary professional education as a socially relevant component of lifelong learning / O.Yu. Makarova, M.I. Andreeva, O.A. Baratova, A.V. Zelenkova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. 677. - P. 21-27. - DOI 10.1007/978-3-319-67843-6_3.

20. Popper K.R. The Open Society and Its Enemies. Vol. 1. The Spell of Plato. Routledge. 1945.

ces:

2. Goibunova D.V. Tolerance of a doctor as an outcome of vocational education of medical students / D.V. Gorbunova, U.A. Kazakova, O.Yu. Makarova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 4 (147). - P. 78-87.

3. Gorbunova D.V. Development of the communicative component of doctor's tolerance in

students: people-first vs identity-first language / D.V. Gorbunova, U.A. Kazakova, O.Yu. Makarova // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 1 (150). - P. 98-106.

4. Gorbunova D.V. Theoretical aspect of the problem of formation of interpersonal tolerance of students of a medical university in the classroom in a foreign language / D.V. Gorbunova, O.Yu. Makarova, U.A. Kazakova // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - T. 8.

- № 1. - P. 18.

5. Dreher R. 'New' Enlightment in the era of digitality? Engineering teaching for using and shaping digitality / R. Dreer, V.V. Kondratiev, M.N. Kuznetsova // Management of sustainable development. - 2021. - № 6(37). - P. 90-97. -EDN ECDABZ.

6. Il'in A.N. Western tolerance: the rule of democracy or the offensive of dehumanization? / A.N. Il'in // Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and political science. - 2020. - T. 26. - № 3. - P. 227-246. - DOI 10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246.

7. The Constitution of the Russian Federation [Electronic resource] / Chapter 2. Human and civil rights and freedoms. Humanization of education. - Access mode: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm#20

8. Krause A.A. The problem of values in the context of modern subjectness / A.A. Krause // Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series No. 3. Humanities and social sciences. - 2019. - № 2. - P. 5-10.

- DOI 10.24411/2308-7226-2019-10001.

9. Makarova O.Yu. Humanistic aspect of medical students training / O.Yu. Makarova, D.V. Gorbunova, A.V. Zelenkova // Humanization of education. - 2018. - № 4. - P. 65-69.

10. Musiets P.V. "Knowledge Society": Philosophical Understanding of the Phenomenon / P.V. Musiets // Sociopolitical sciences. - 2018. - № 2. - P. 259-262.

11. Osipov P.N. Engineering students' soft skills development through extracurricular activities / P.N. Osipov, L.P. Dulalayeva // Management of sustainable development. - 2020. - № 6(31). - P. 95-102.

12. Prognosis of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 [Electronic resource] // Ministry of Economic

5.8.7. ]

Development of Russia. - 2013. - Access mode:

http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b763

38b7.pdf

13. Samokhvalova V.I. The notion of tolerance in the context of modern culture [Electronic resource] / V.I. Samokhvalova // Philosophical journal. - 2008. - № 1. - P.

161-175. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiya-tolerantnost-v-sovremennom-kulturnom-kontekste (date of access: 08/15/2022).

14. Tokranova Yu.G. Stimulation of self-education as a condition for development responsibility of students for the process and results of education / Yu.G. Tokranova // Management of sustainable development. - 2022. - № 2 (39). - P. 92-98. - DOI 10.55421/2499992X_2022_2_92.

15. Federal State Educational Standard 31.05.01 General Medicine (specialist level) [Electronic resource] / Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 12.08.2020 N 988. - Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-31-05-01-lechebnoe -delo-988

16. Khomyakov M.B. Tolerance and its limits / M.B. Khomyakov // National Psychological Journal. - 2011. - № 2(6). - P. 25-33.

17. Chuprov L.F. The principle of "primum non nocere" in psychological and health education and the Internet / L.F. Chuprov, A.S. Schukin // Vestnik po pedagogike i psihologii Üznoj Sibiri.. - 2013. - № 1-2. - P.

162-169.

18. Jones A., Kao E. Sexual Ideology Indoctrination: The Equality Act's Impact on School Curriculum and Parental Rights. backgrounder. no. 3408 // Heritage Foundation. - 2019. URL: https://www.heritage.org/civil-society/report/sexual-ideology-indoctrination-the-equality-acts-impact-school-curriculum-and#

19. Makarova O. Yu. Supplementary professional education as a socially relevant component of lifelong learning / O.Yu. Makarova, M.I. Andreeva, O.A. Baratova, A.V. Zelenkova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. 677. - P. 21-27. - DOI 10.1007/978-3-319-67843-6_3.

20. Popper K.R. The Open Society and Its Enemies. Vol. 1. The Spell of Plato. Routledge. 1945.

и технология профессионального образования

Сведения об авторах:

Горбунова Дарья Владимировна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: darya.gorda@yandex.ru

Казакова Ульяна Александровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Методология инженерной деятельности», ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: kazakova-ulyana@mail.ru

Макарова Ольга Юрьевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанский Государственный Медицинский Университет» Минздрава России, e-mail: mrs.makarova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.