Научная статья на тему 'Содержание воспитания в немецкой школе'

Содержание воспитания в немецкой школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2343
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ / НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING CURRICULUM / GENERAL EDUCATION IN GERMANY / GERMAN SCHOOL / PHYSICAL UPBRINGING / LABOUR UPBRINGING / CIVIC UPBRINGING / PATRIOTIC UPBRINGING / RELIGIOUS UPBRINGING / SEX UPBRINGING / MULTICULTURAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоков Дмитрий Сергеевич

Направления содержания воспитания в мире в основном традиционны, однако в каждой национальной образовательной системе они понимаются и осуществляются по-разному. Свои особенности подбора содержания воспитания в сравнении с российской школой есть и в Федеративной Республике Германии. Автор изучает отдельные воспитательные направления в общеобразовательных учреждениях Германии, характеризует сильные и слабые стороны содержания, проблемы в их реализации и последствия осуществления, а также обосновывает их обусловленность группой конкретных социокультурных условий. В ходе характеристики трудового воспитания в немецкой школе автором сделан вывод о решающем влиянии на его результаты самой структуры образовательной системы. Культурными традициями государства, помимо трудового воспитания, определено содержание и эффективность физического и религиозного воспитания. Доказано, что определенные взаимосвязи усматриваются между внешне-политической деятельностью правительства ФРГ и спецификой гражданского, поликультурного и полового воспитания. Национальные особенности исторического пути обусловили отсутствие патриотического воспитания в современной немецкой школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing content at German school

Branches of upbringing curriculum are worldwide in general traditional, but in each national upbringing system they are meant in different ways. In the Federal Republic of Germany, there are some features of curriculum selecting in comparison with the Russian school, too. The author studies separate upbringing branches in German comprehensive schools, characterises advantages and disadvantages of the curriculum, problems of their implementation and some consequences, also proves their dependences on particular socio-cultural conditions. In characterising labour upbringing at German schools, the author concludes the decisive influence of the educational system structure on its results. In addition to labour upbringing, the curriculum of physical and religious upbringing is determined by cultural traditions of the state. It is proved that certain interrelations are seen between the foreign policy activities of the German government and specifics of civic, multicultural and sex upbringing. Certain national historical peculiarities has led to the lack of patriotic upbringing in the modern German school.

Текст научной работы на тему «Содержание воспитания в немецкой школе»

УДК 371 (430)

Молоков Дмитрий Сергеевич

кандидат педагогических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

dsmolokov@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЕ

Направления содержания воспитания в мире в основном традиционны, однако в каждой национальной образовательной системе они понимаются и осуществляются по-разному. Свои особенности подбора содержания воспитания в сравнении с российской школой есть и в Федеративной Республике Германии. Автор изучает отдельные воспитательные направления в общеобразовательных учреждениях Германии, характеризует сильные и слабые стороны содержания, проблемы в их реализации и последствия осуществления, а также обосновывает их обусловленность группой конкретных социокультурных условий. В ходе характеристики трудового воспитания в немецкой школе автором сделан вывод о решающем влиянии на его результаты самой структуры образовательной системы. Культурными традициями государства, помимо трудового воспитания, определено содержание и эффективность физического и религиозного воспитания. Доказано, что определенные взаимосвязи усматриваются между внешнеполитической деятельностью правительства ФРГ и спецификой гражданского, поликультурного и полового воспитания. Национальные особенности исторического пути обусловили отсутствие патриотического воспитания в современной немецкой школе.

Ключевые слова: содержание воспитания, общее образование ФРГ, немецкая школа, физическое воспитание, трудовое воспитание, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, религиозное воспитание, половое воспитание, поликультурное воспитание.

Содержание воспитания включает несколько основных направлений. Их наполнение и состав, несмотря на некую традиционность, по странам значительно отличается. Это касается и немецкой школы. Сравнение организации воспитания школьников в ФРГ и России обнаруживает множество различий, объясняемых разницей социокультурных условий, прежде всего истории, традиций, внешней политики и менталитета. Обоснованием данного вывода и заключения о ряде преимуществ российской практики служит аналитическое описание содержания воспитания в общеобразовательной школе современной Германии.

Так, отличается от отечественного подхода отношение немецкой школы к трудовому воспитанию. Маркировка «Made in Germany» во всем мире воспринимается как знак высшего качества, обеспеченного трудом немецких производителей. ФРГ считается одним из государств с наибольшим производительным потенциалом, и, по словам самих немцев, «к решающим факторам, обусловливающим такой уровень производительности в Германии, относится рыночная экономика и система профессиональной и предпрофессиональной подготовки [18; 21]. Трудолюбие, добросовестность и пунктуальность в работе - типичные национальные черты немцев, и общеобразовательная система вносит немалую лепту в их формирование. Этому способствуют, к примеру, традиции и структура самой системы: в большинстве учебных заведений после начальных классов ребенок должен перейти в гимназию, реальную или основную школу.

В основных школах обычно учатся менее способные учащиеся, которые в дальнейшем будут заниматься малоквалифицированным трудом, поэтому содержание образования в таких школах представлено предметами, которые выполняют

профориентационную и политехническую функции. В отличие от отечественной школы, немецкие ученики в 8 классе проходят практику в мастерских и на предприятиях. Однако эти школы весьма непопулярны у населения (здесь учатся самые слабые и недисциплинированные учащиеся). Параллельно с ними в ФРГ веками действуют реальные школы и гимназии. Если гимназии предназначены для наиболее способных, как правило, академически ориентированных учеников, то реальные -неполные средние школы для детей со средним уровнем успеваемости, продемонстрированным в начальных классах. Их выпускники могут поступать в профучилища или техникумы для получения профессии в сфере обслуживания, торговли или госслужбы (полиция, армия и т. д.). Поступать в вузы можно после гимназии.

В основных и реальных школах существуют разнообразные формы трудового воспитания (они же относятся к формам профессионального самоопределения учащихся): уроки трудоведения, производственная практика, профильные дополнительные курсы, школьные фирмы, экскурсии на предприятия, институты социального партнерства, шефство, кружки и факультативы, ярмарки, проекты и другие, подробно охарактеризованные в исследовании Н.В. Фисуновой [15]. В качестве примера можно привести трудоведение. В качестве обязательного курса по выбору оно входит в содержание образования и реальных, и основных школ. В него входят три отдельных дисциплины: домоводство, технический труд, основы экономических знаний, призванные дать ученикам основы данных предметов, представление о практическом применении их знаний и о возможных профессиях в этой сфере. В 7 классе школьник учится производить товары для собственного потребления, узнавая о технологиях, затратах сил и времени, ма-

© Молоков Д.С., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

241

териалах, планировании, определению качества. В 8 классе программы обучения уже включают темы «Изготовление продукции по поручению заказчика», и учащийся принимает заказ (обычно родственников или знакомых) на производство товара. Можно составить соответствующий договор, где будут оговорены требования к продукции, ее стоимость, характеристики и сроки изготовления. Производство должно осуществляться в соответствии с действующими в ФРГ и ЕС нормативами качества продукции и оптимальными методами [15]. Таким образом, можно заключить, что школа учит своих воспитанников не только производительному труду, но и действенно прививает дисциплинированность, исполнительность, основательность, перфекционизм, пунктуальность, трудолюбие, которые и сформировали в итоге бренд «Made in Germany». В 9 классе учащиеся получают возможность активной производственной практики на предприятиях. Дополнительными предметами в рамках трудоведения могут быть техническое черчение, организация труда, делопроизводство, домоводство и другие дисциплины.

Есть у немецких школьников и общественно-полезный труд: в рамках шефства, внешкольной работы, в классе. Например, родители первоклассников из ряда земель рассказывают, что в школах существует график дежурств, причем, для того, чтобы следить за чистотой доски, раздаточным материалом и за порядком в классе дежурные могут назначаться отдельно. Общественно полезный труд в подобной форме - это обязанность ученика. Привычка выполнять какую-то работу не только для себя, но и для всех, необходимое условие социализации в немецком обществе, где, как известно, даже подъезды в домах и тротуары жильцы убирают самостоятельно в форме дежурств. Дети подметают класс, протирают парты, выносят мусор, моют доску, поливают цветы, с 1-5 кл. поднимают стулья на парты, по очереди убирают школьный двор, высаживают цветы на клумбах, занимаются прополкой, подросткам доверяется также сажать деревья, выращивать в теплице овощи, а старшеклассникам - шефствовать над учениками младших классов. Важно подчеркнуть, что аналогичный опыт был типичной характеристикой советской школы, однако вырабатываемые им привычки и поведение более глубоко укоренились в бытовой жизни немца. При этом влажная уборка класса в Германии не практикуется. Например, когда в ряде регионов из-за урезания бюджета начались сокращения технического персонала, то администрация школ возложила уборку на учащихся, однако у многих родителей это вызвало резкое недовольство, поскольку традиционно от учащихся не требовалось мыть лестницы, рекреации и классы.

Довольно проблематичное для немецкой школы, в отличие от России, направление воспита-

ния - патриотическое. По словам Л.Н. Даниловой, отечественного эксперта по школе ФРГ, «у немцев неприлично не только проявлять национальные чувства, но даже иметь таковые» [5, с. 207], а потому патриотическое воспитание официально не стоит на повестке дня. Причина подобного отношения к вопросу скрывается в сложном отношении немцев ко Второй мировой войне. Патриотизм как свойство личности, выражающееся в любви, преданности и служении своей Родине осознанно ассоциируется у всех послевоенных поколений с расизмом, нацизмом, воспитанием «сверхлюдей», готовых служить Рейху и верных его вождям, с военными преступлениями, холокостом и т. д. Интересно, что при перестройке образовательной системы в 1945 г. патриотизм еще фигурировал в образовательных документах ряда земель, но одновременно с воспитанием чувства национальной вины этот термин на территории ФРГ стал быстро пониматься как синоним национализма, а демонстрация любви к родине подверглась осуждению. Так Германия перешла к «постнациональному обществу», заложившему основы современной политике мультикультурализма. До сих пор, спустя 70 лет после победы над фашизмом, в Германии не принято выходить с флагами на праздники, вывешивать портреты канцлера или президента в кабинетах чиновников, и даже спортивный патриотизм впервые за много лет немцы продемонстрировали только в 2006 г., после проведения в стране чемпионата мира по футболу. «Школы не придают значения патриотизму или национализму. Я никогда не видел немецкого флага или патриотических проявлений в школе в Германии», - описывают эту ситуацию иностранцы, побывавшие в различных школах [19].

В философии понятие патриотизма содержит в себе различные аспекты: привязанность к тем местам, где человек родился и вырос; понимание ценности родного языка; преданность Родине и забота о ее интересах; гордость за достижения страны; отстаивание чести и зависимости страны; уважение к ее истории и традициям [2]. В случае Германии именно гордость за национальную историю является камнем преткновения в решении проблемы патриотизма как на уровне культуры, так и на уровне образовательных учреждений.

Считается, что в ее истории трижды были периоды гипертрофированного проявления национальных чувств. Два из них (Германская империя, Третий Рейх) вызвали самые страшные мировые войны, третий (существование ГДР), хоть и был весьма мирным, но неизменно критикуется в ФРГ за идеологию социализма. Поэтому в школах частично задачи патриотического воспитания решаются опосредованно, в основном в курсах обще-ствознания, истории, литературы, позволяющих формировать представление о достижениях мате-

риальной и духовной культуры немцев. Школа не воспитывает патриотические чувства у учащихся, не взывает к гордости за национальность (ведь ребенок не прикладывал усилий, чтобы ее приобрести), но прививает ценности западной демократии, критическое мышление, знание традиций, прошлого и законов, системно приобщает к национальной культуре. Воспитанные в таких условиях взрослые граждане с осуждением относятся к открытому аффективному патриотизму, что не мешает им ценить свою страну, участвовать в решении ее проблем и прилежно трудиться для ее процветания - это и есть результат «патриотического воспитания по-немецки».

В последнее десятилетие решению этой задачи отчасти способствуют спортивные победы Германии на олимпиадах и чемпионатах мира. Привитое всем поколениям чувство молчаливой вины за преступления нацистов привело к феномену спортивной политкорректности: поскольку гордиться страной несколько неприлично, то и активно болеть за соотечественников на международных соревнованиях - значит вести себя неуместно и бестактно. Разумное поведение для немцев на трибуне - сдержанная радость достижениям ФРГ и сочувствие по отношению к поражениям других. Но с 2006 г. это поведение стремительно упрощается, и современные немецкие болельщики часто недружелюбны к соперникам. Они становятся более открытыми, азартными и агрессивными, иногда устраивая беспорядки и вступая в потасовки с полицией; спорт же в Германии все более популярен.

О его распространении и о физическом воспитании граждан заботятся государство и общество. Одноименная дисциплина преподается школьникам на протяжении всего периода обучения. Ее содержание довольно разнообразно. Например, в гимназиях земли Баден-Вюртемберг оно представлено следующими областями: «Игры» (4 классические игры с мячом), «Бег, прыжки, метание» и «Упражнения на спортивных снарядах» (гимнастика, легкая атлетика), «Упражнения в воде», «Танцы», «Фитнес», «Борьба», «Езда, скольжение» (хоккей, коньки). Теоретические занятия по физической культуре скорее редкость в учебном курсе, знания передаются на практике. Информация о здоровом питании, о нагрузках, о строении тела, о мышцах входит в содержание других предметов [22]. В последнее время, обновляя учебные планы школ, федеральные земли все чаще принимают идею о необходимости усиления ориентации школьного предмета «Физическая культура» на именно воспитание личности учащегося (наравне с пропагандой здорового образа жизни и видов спорта, которые традиционно составляют содержание предмета). Эта идея выражается девизом: «Воспитание для спорта, воспитание в спорте и через него». В итоге школа формирует у учащихся уважительное отно-

шение к своему здоровью и готовит к добровольным и осознанным занятиям спортом.

Излюбленными видами занятий у немецких школьников считаются плавание, теннис, бейсбол, футбол и танцы. По статистике, три четверти учеников посещают уроки физкультуры с удовольствием, объясняя свое отношение к ней досуго-выми свойствами и практической ориентацией предмета. Они положительно воспринимают его содержание, атмосферу на занятиях, их качество и привлекательность, что укрепляет мотивацию на занятия спортом в будущем (уроки физкультуры немецкие школьники оценивают гораздо выше, чем математику и немецкий язык) [9].

Патриотическое и физическое воспитание связаны с гражданским воспитанием, и в отличие от патриотического, оно было и остается очень актуальным. После войны перед школой была поставлена задача формировать у подрастающих поколений чувство гражданской ответственности и понимания демократии. Привитие демократических ценностей и норм поведения стало настолько важным аспектом гражданского воспитания, что в Германии это направление содержания даже приобрело термин «обучение демократии». Наряду с ним и собственно «гражданским воспитанием» используется понятие «политическое образование», и немцы до сих пор не пришли к согласию относительно приоритетности одного из них [16]. Сегодня гражданское воспитание в школе призвано формировать у детей германскую гражданскую и культурную идентичность, социальную ответственность, общепринятые в немецком обществе нравственные ценности и представления о политической системе государства, демократическую компетентность, воспитание социального мужества и социальной справедливости [11].

Решение этих задач осуществляется через внеклассную деятельность и комплекс учебных предметов социально-политической и культурной направленности («Гражданские отношения», «Политическое образование» и др.), содержание которого соответствует дисциплине «Обществоз-нание», в старших классах - через самостоятельный предмет. Отбор содержания строится на принципах проблемности, наглядности, актуальности и перспективности тематики [3]. Важным фактором отбора содержания, как и в других странах ЕС, является европейская интеграция, поэтому еще одна задача гражданского воспитания - формирование европейской идентичности. Школьников учат восприятию себя не только гражданами страны, но и единой Европы, чему в наибольшей мере способствуют иностранные языки и курсы по европейской истории, культуре и географии. При этом считается, что школьное образование подвергнуто влиянию Брюсселя в меньшей степени, чем профессиональное [1].

Одна из проблем гражданского воспитания связана со сложностями государственной самоидентификации. В современной Германии она вызвана усилением доли мигрантов среди немецкого населения, и прежде всего, из стран с совершенно другой культурной парадигмой. Миграция в свою очередь вызывает проблемы и в реализации религиозного воспитания. По конституции, преподавание религии в государственных школах обязательно и осуществляется в соответствии с принципами религиозных общин, а родители наделены правом решать, уроки какой религии будет изучать их ребенок. Альтернативу таким урокам составляют этика, философия или предмет «Ценности и нормы», их могут выбрать родители ученика младше 14 лет в соответствии со своей религиозной культурой и мировоззрением. Большинство детей, однако, посещают именно уроки религии - католической, протестантской или ислама (крайне редко - иудаизма и православия). Важно, что в отличие от России, эти уроки не сводятся к религиоведению и ознакомлению с неким вероисповеданием, а представляют собой обучение кон -кретной религии, с которой идентифицирует семья ребенка. Государство, хоть и отделено от церкви, но сотрудничает в вопросах религиозного воспитания с Церковью, а преподавать по этой причине могут не только квалифицированные светские педагоги, но и церковнослужители. Разработкой содержания предмета «Религия» занимаются религиозные общины. Он включает ряд ключевых областей изучения: окружающий мир, Библия, Бог, Иисус Христос, религиозное мировоззрение. Их содержание так широко, что позволяет формировать у детей представления как о своей конфессии, так и об аспектах других религий и о вопросах культуры и социальной жизни в целом.

Христианское воспитание - это традиция немецкой школы и неотъемлемый элемент педагогической системы Германии. Не было такого периода в истории страны, когда бы оно исключалось из образования. Даже во время существования ГДР и ФРГ правительство Восточной Германии не смогло устранить его из культуры, и, хотя религия не преподавалась в школе, религиозным воспитанием занимались в силу своих возможностей церковь и семья (в 1990 г. в ГДР все еще насчитывалось 25% евангелистов и 5% католиков [4]). В современной Германии оно осуществляется в каждой школе обязательно, с учетом научных достижений педагогики, психологии, этики, но на основе религиозных догматов. Согласно диссертационному исследованию О.Р. Зайцевой, при этом религиозная педагогика преследует цели воспитания школьников для вечной жизни и для земной, или «освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков, которое при этом не является вырабатывани-

ем определенных норм поведения и стереотипов отношений, а является живой духовной реакцией на происходящее» [10, с. 13]. Достижению данной цели призвано способствовать решение задач формирования духовно-нравственного мировоззрения учащегося, передачи ему социального духовного опыта, укрепления и распространения конфессиональных и национальных традиций в семье, в приходе и в школе.

Несмотря на длительный опыт реализации данного направления воспитания, в нем и в гражданском воспитании существует ряд одинаковых проблем, на которые указывает Н.П. Князькова. Исследователь выделила три основные проблемы в их реализации на современном этапе, которые вызваны: проблемами окончательного выравнивания условий воспитания в школах западных земель и бывшей ГДР после интеграции; влиянием процессов европейской интеграции и глобализации; постоянным усилением исламского компонента культуры в немецком обществе [11]. Наиболее серьезной для школы ФРГ является третья проблема. По мнению Л.Н. Даниловой, вопрос обучения и воспитания иностранцев в немецких школах привлек к себе пристальное внимание правительства и широкой общественности только с начала 2000-х гг., поэтому в религиозном образовании мигрантов еще очень много трудностей [7]. Число выходцев из мусульманских стран в Германии ежегодно растет: еще до миграционного кризиса, в 2010 г. их доля приближалась к 20% от общего числа населения [20]. Конституция при этом требует, чтобы все школьники изучали свою религию, и минувшая реформа образования ввела преподавание ислама для желающих во всех регионах.

Еще одно направление содержания воспитания в немецкой школе - половое. На волне либерализации оно стало появляться в отдельных землях ФРГ с 1970-х, и получило обязательный статус только в 1990-х гг. Сегодня оно ведется в интегрированной форме, и реализуется, прежде всего, в рамках курсов окружающего мира, биологии, обществоведения, религии, этики, литературы, искусства. Есть и отдельный предмет. Уже в начальной школе ученики получают информацию о половых и ген-дерных различиях, о репродуктивной системе (зачатие, беременность, роды), об изменениях в пубертатный период развития личности. На ступени основного образования эти же темы изучаются в расширенном объеме, а также добавляется базовая информация о половых и этических проблемах подростков и общества, о социальных и правовых основах семейной жизни. В средней школе акцент делается на этических, социальных и правовых вопросах полового воспитания [6]. В условиях децентрализации управления земли разрабатывают концепции и учебные планы полового воспитания самостоятельно. Общим для них, однако, являет-

ся то, что планы повсеместно ориентированы на семью и классические ценности и построены на междисциплинарных связях (в отдельных регионах содержание их основу составляют также христианские ценности).

Конституция гарантирует, что воспитание детей в ФРГ (и половое в том числе) является естественным правом родителей, но считается, что семья испытывает неловкость в беседах на подобные темы с детьми, а потому данный предмет также должен быть под контролем государства, что и требует его обязательного включения в содержание образования. В отличие от религиозного воспитания, здесь родители не в праве заменить его другим учебным предметом, поскольку альтернативы ему нет, однако родители могут открыто интересоваться тематикой, методами и формами обучения. Относительная новизна дисциплины и ее своеобразие применительно к школе объясняют ее непопулярность в обществе (и это при известной раскрепощенности немцев в личной жизни). Вмешательство школы в сферу полового воспитания детей вызывает неприятие и у коренных граждан, и тем более, у семей мусульманского происхождения, чьи дети тоже вынуждены посещать соответствующие занятия, и это лишний раз усиливает культурные противоречия в школе и обществе. О подоплеке неприязни и специфичности содержания говорит уже название учебного предмета 8ехиа1киМеип1етсЫ, переводимого на русский как уроки сексуального образования. Многие родители возражают против того, чтобы в начальной школе (и в дошкольных учреждениях) дети узнавали ненужную для их возраста информацию о протекании беременности, развитии плода, родах, уходе за младенцем, а в основной школе - о преступлениях на сексуальной почве, сексуальных потребностях личности и других людей, сексуальных правах, особенностях интимной жизни и т. д. Однако, на сегодняшний день эти и другие вопросы входят в обязательные школьные программы.

Особым вопросом в немецком подходе к подбору содержания, задач и принципов полового просвещения является отношение школы к теме гей-меньшинств, которая активно педалируется в обществе. Это выражается в том, что в рамках по-литкорректности и толерантности в 4-7 кл. (в зависимости от земли), детям объясняют отличия видов ориентации, сексуального поведения людей и формируют представление о естественности любой из них. Результатом полового воспитания в ФРГ является просвещенность детей и подростков в тематике, ранний опыт половой жизни и владение знаниями о контрацепции, при этом доля подростковых беременностей и абортов в ФРГ одна из низких в Европе [23].

Этническое разнообразие населения Германии и европейская интеграция обострили актуальность

поликультурного воспитания в немецкой школе. С одной стороны, требуется решать проблемы создания европейской культурной идентичности, с другой - проблемы адаптации и включения иностранцев в общество ФРГ. Долгое время европейские правительства пытались проводить политику мультикультурализма, направленную на сохранение культурного разнообразия общества, одним из инструментов которой были и реформы в образовательной сфере, однако в 2010 г. канцлер А. Мер-кель заявила о провале данной концепции, и пока не ясно, что придет на смену мультикультурному подходу к миграционной политике. Пока же школы продолжают работать в соответствии с представлениями о поликультурном воспитании начала 2000-х гг., удовлетворяя религиозные, языковые и ряд других культурных потребностей учеников не немецкого происхождения.

Согласно выводам анализа Т.В. Кравцовой, как и в России, содержание поликультурного воспитания в ФРГ является компонентом государственного образовательного стандарта и основано на принципе межпредметных связей. Оно представлено отдельными и одноименным предметами, а также тесно связано с внеучебной деятельностью [12, с. 112]. Основой социальной адаптации и благополучной жизни в обществе ФРГ для них должен стать немецкий язык. Для этого детей мигрантов зачисляют в регулярные классы, что должно не только способствовать изучению государственного языка, но и взаимообогащению культур посредством общения в одном коллективе учеников разных национальностей и религий. Школьников знакомят с культурой европейских и «приезжих» народов, воспитывая у них национальную и религиозную терпимость, открытость к иной культуре, уважение к обычаям, традициям и ценностям разных народов. Считается, что такой подход расширяет представления о родной культуре и готовит школьников к жизнедеятельности в многоэтническом обществе, воспитывает толерантное поведение. Этот, казалось бы, разумный подход к воспитанию, терпит крах, как и вся политика мультикультурализма в Европе, поскольку исходит из интересов немцев и наталкивается на неприятие самих иностранцев. В силу уменьшения численности коренного населения при постоянном и стремительном притоке иммигрантов, которые всячески избегают интеграции в немецкое общество, этому обществу грозит самоликвидация. Соответствующий прогноз в 2010 г. статистически обосновал в своей скандальной книге политик Тило Саррацин [13]. Спустя 2 года его подтвердил Х. Бушковский, другой политик, описавший один из районов Берлина, заселенный иностранцами, как край цивилизации, где на пособия живут в основном не желающие работать мусульманские полигамные семьи, дети в которых вступают в бандитские группировки, не хотят ходить в

школу, учить немецкий и приучаются с ненавистью воспринимать коренное население ФРГ [17].

Таковы некоторые направления воспитания в современной немецкой школе. Ограничиваясь ими и без характеристики других (умственное, эстетическое и др.) уже можно заключить, что содержание воспитания немецких школьников отличается от отечественного, и по некоторым направлениям весьма значительно, что вызвано разницей исторических условий развития, традиций, отличающейся внешней политикой и менталитетом.

Обычно при обосновании выбора немецкого образования объектом своего сравнительного исследования авторы аппелируют к ее преимуществам и сходствам с российской системой:

- это страна, «система образования и воспитания которой имеет очень высокий международный авторитет» [10, с. 4];

- «Германия принадлежит к числу наиболее развитых держав, которая занимает ведущие места по общему объему производства, ... образовательная система отличается основательностью и практичностью» [15, с. 3];

- «уникальные образовательные традиции Германии определяют неизменный интерес отечественной сравнительной педагогики к немецкому образованию» [8, с. 5] и др.

Однако немецкое образование значительно отличается от российского, и социокультурные условия обеспечивают ее уникальность. В содержании воспитания это различие можно наблюдать в следующих аспектах.

Высокая эффективность трудового воспитания в школе обеспечивается за счет традиционного деления учебных заведений второй образовательной ступени по принципу успеваемости и профессиональной ориентации: у учеников с меньшими образовательными притязаниями школа формирует больше производственных умений. Включение детей в общественно полезный труд гармонично вписывается в традиции организации бытовой жизнедеятельности.

Школа не ведет целенаправленной работы по патриотическому воспитанию детей, заменяя его нравственным и гражданским; данная особенность вызвана историческими условиями.

Физическое воспитание отличается эффективностью и пользуется популярностью в силу высокой степени практической ориентации его содержания и подхода к его реализации.

В отличие от России, одной из центральных задач гражданского воспитания является формирование европейской идентичности учащихся, обусловленной внешнеполитической жизнью Германии.

Влияние ЕС на ценности и представления о демократии в странах Европы и ряд других причин определили внедрение чрезмерно либерального подхода государства к половому воспитанию

школьников; отличие от России составляет пропаганда толерантного отношения к меньшинствам, раннее просвещение и широта содержания.

История и политика государства, в частности миграционная, обусловила специфику религиозного и поликультурного воспитания в немецкой школе. Первое из них в силу культурных традиций представляет собой обучение конкретной религии, а не религиоведческую подготовку, а увеличение доли иммигрантов в ФРГ привело к преподаванию ислама для их детей во всех школах, где они учатся, вытесняя христианство и усиливая исламиза-цию в обществе. Второе направление воспитания более проблематично для Германии, поскольку осуществляется в рамках внутренне противоречивой социально-политической концепции.

Библиографический список

1. Александров А.В. Развитие гражданского образования в школах Германии // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2094. htm (дата обращения: 11.09.2017).

2. Горячев А.И. Патриотизм как феномен современного российского общества // Вестник МГОУ -2017. - № 2. - С. 31-38.

3. Данилова Л.Н. Гражданское воспитание в зарубежной школе // Народное образование. - 2011. -№ 7. - С. 257-263.

4. Данилова Л.Н. История немецкой школы в ХХ веке. - Ярославль: ЯГПУ, 2010. - 256 с.

5. Данилова Л.Н. Патриотическое воспитание школьников: из зарубежного опыта // Народное образование. - 2010. - № 4. - С. 204-210.

6. Данилова Л.Н. Подходы к половому воспитанию школьников за рубежом // Биология в школе. - 2011. - № 7. - С. 52-58.

7. Данилова Л.Н. Религиозное воспитание в зарубежной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4. - С. 39-44.

8. Данилова Л.Н. Реформирование общеобразовательной школы в Европе (вторая пол. ХХ - нач. XXI в.): дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2016. -225 с.

9. Данилова Л.Н. Физическое воспитание школьников в Канаде, Германии и США, или как выиграть олимпиаду // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 2-7.

10. Зайцева О.Р. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2005. - 20 с.

11. Князькова Н.П. Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 191 с.

12. Кравцова Т.В. Поликультурное образование в России и Германии: общее и особенное // Наука о человеке. - 2014. - № 4. - С. 105-113.

13. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. -М.: Рид Групп, 2012. - 400 с.

14. Суслов А.Б. Опыт развития гражданского образования в европейских странах // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. -№ 5. - С. 74-79.

15. Фисунова Н.В. Организация профессионального самоопределения учащихся основной школы Германии: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2011. - 176 с.

16. Abs H.J. Germany // Informal Learning of Active Citizenship at School: An International Comparative Study in Seven European Countries. -Springer, 2009. - Pp. 152-200.

17. Bushkovky H. Neukölln ist überall. - Berlin: Ullstein, 2012.

18. Education in Germany: Tradition and Reform in Historical Context / D. Phillips [ed.]. - London: Routledge, 1995. - 292 p.

19. Hahn, C.L. Social Studies in Germany: A Comparative View // Mending Walls: Historical, Socio-Political, Economic, and Geographical Perspectives. - IAP, 2017. - Рp. 1-16.

20. Kiefer, M., Mohr, I. The Pros and Cons of Islamic Religious Education in German Schools // Muslim Schools and Education in Europe and South Africa. - Waxmann, 2011. - Pp. 163-172.

21. Li, J. Pre-vocational Education in Germany and China: A Comparison of Curricula and its Implications. - Heidelberg: Springer-Verlag, 2013.

22. Naul, R. Physical Education in Schools // Sport and Physical Education in Germany / R. Naul, K. Hardman (Eds.). - London: Routledge, 2005. -Pp. 87-98.

23. Wegner, C., Seide, C., Zehne, C. Sexuality Education in Germany: Example of a Comprehensive, Learner-Centered Teaching Unit // Education and Health. - 2016. - Vol. 34(3). - Рр. 79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.