ЗА РУБЕЖОМ
УДК 37.034
Игнатова Анастасия Юрьевна
Московский государственный социально-гуманитарный институт, г. Коломна
ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГЕРМАНИИ
В статье раскрывается новое для отечественной педагогики понятие ценностного воспитания и его роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста. В исследовании анализируется религиозный компонент содержания образования и культурологическая концепция как основа ценностного воспитания в немецких дошкольных образовательных учреждениях Германии.
Ключевые слова: ценностное воспитание, ценности, религиозное воспитание, культурологическая концепция.
Важную роль в жизни детей играют детские дошкольные учреждения с их волшебным миром, наполненным новыми впечатлениями и открытиями. Ребенок, покидая семью с устоявшимися в ней ценностями и нормами, вступает в детское сообщество, в котором те же ценности и нормы могут восприниматься по-другому в зависимости от социального окружения. Именно детский сад выступает в роли первого образовательного института, в котором дети учатся общаться друг с другом, где они знакомятся с другими ценностями (взаимоуважение и взаимопомощь, дружба, сочувствие, коллективные взаимоотношения и др.), начинают воспринимать иную точку зрения, отличную от их собственной или родительской, но, главное -где они достигают школьной зрелости и получают все необходимые базовые компетенции для поступления в первый класс. Здесь они включаются в дальнейший процесс социализации, который таит в себе много неожиданностей, а также открывает малышам новый, еще пока неизведанный ценностный мир.
Воспитание - это достаточно широкое понятие, которое трактуется как процесс формирования личности и подготовки ее к жизни в обществе. В свою очередь, воспитательный процесс, направленный на передачу и распознавание ценностей, помогающий человеку на собственном опыте понять значение и значимость тех или иных ценностных категорий для него самого, других людей и общества в целом, мы определили как ценностное воспитание. Иными словами, «ценностное воспитание» представляет собой более узкую категорию, включенную в общее понятие «воспитания». Результатом ценнос-
тного воспитания является развитие у человека способности воспринимать ценности и выделять их из множества других ценностных категорий, а также вырабатывать определенные нормы поведения и свои ценностные ориентиры. Ценностное воспитание учит человека не только понимать и признавать ценности других людей, но и отстаивать свою собственную ценностную позицию. При этом стоит отличать ценностное воспитание от нравственного (одной из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе), поскольку то, что может быть нравственным у определенного народа в какие-то исторические периоды в обществе, не всегда является ценностью для других людей.
К наиболее важным ценностям, которые определяют качества личности ребенка и формируют его дальнейшее отношение к жизни и другим людям можно отнести: уважение, толерантность, доброту, справедливость, готовность помогать, свободу, гражданственность, патриотизм, семейные ценности, почитание национальных традиций и достижений мировой культуры.
В Германии дошкольному воспитанию и образованию уделяют особое внимание. Показательно, что после оглашения результатов исследований студией PISA (программа международной оценки обучающихся) уровня знаний немецких школьников, оказавшегося достаточно низким, Конференция Министров Культуры Германии в 2001 году пришла к выводу, что реформирование образовательной системы необходимо начать с элементарной ступени [5]. Такое решение обосновано тем, что именно на этом этапе развития ребенка в его сознание закладываются основные знания и компетенции, необходимые для дальней-
шего успешного развития и обучения. На пленарном заседании министерства культуры по вопросам раннего образования детей в дошкольных учреждениях в 2004 году выдвинутые ранее положения были конкретизированы следующим образом: для стимулирования развития личности ребенка необходимо не только укрепление его личностных позиций, но и всякое содействие его познавательным и мотивационным процессам, а также духовному и физическому развитию. Для того чтобы стать полноправным и ответственным членом общества, ребенку необходимо обладать социальными компетенциями, научными и жизненными знаниями, а также ценностными ориентирами. При этом вопросы ценностного воспитания заслуживают особого внимания, поскольку на этом этапе происходит сообщение воспитателем основных норм и ценностей и их демонстрация на собственном примере. Правильное восприятие ребенком социальных норм и духовных ценностей способствует его идентификации с миром ценностей в обществе. По убеждению работников министерства культуры, религиозное воспитание при этом должно играть приоритетную роль [7].
Согласно Закону «О раннем развитии и образовании детей» детские сады в Германии являются социально-педагогическими учреждениями, которые наряду с основными задачами по уходу за ребенком вносят существенный вклад в его развитие и образование [8]. Именно поэтому дошкольные учреждения были выделены в отдельную элементарную ступень общей системы немецкого образования. Основной целью таких учреждений является содействие развитию личности ребенка с использованием различных образовательно-воспитательных средств и методов. Особо важной функцией детских садов согласно данному закону является дополнение и поддержание семейного воспитания. Сотрудники дошкольных учреждений должны при этом: учитывать жизненную ситуацию каждого ребенка; содействовать ему в развитии самостоятельности и собственной активности; давать ребенку возможность выражать свои эмоции и при этом защищать их от стрессовых ситуаций; развивать его творческие данные с учетом имеющихся способностей; сообщать основные доступные возрасту ребенка физиологические знания и способствовать его физическому развитию; раскрывать и поддерживать духовные способности и интере-
сы ребенка; сообщать ему элементарные знания об окружающем мире, предлагая при этом широкий спектр возможностей для развития собственного опыта.
Данные положения представляют собой основные задачи воспитания, которые по Закону «О раннем развитии и образовании детей» лежат в основе работы детских садов Германии и, на наш взгляд, затрагивают все стороны жизни ребенка дошкольного возраста [8]. Полагаем, что при качественном выполнении всех поставленных задач возможно достижение основной цели элементарной ступени - разностороннее развитие личности ребенка, готовой к дальнейшей социализации и обучению в школе, поскольку многие исследователи считают, что раннее детство - это самое важное время для формирования сильной личности, готовой к жизни в современном обществе.
При выполнении всех поставленных задач достигается не только развитие интеллекта ребенка, его эмоциональной сферы, уверенности в себе и позитивного отношения к миру, но и формирование самостоятельности и автономности, мотивации к самоактуализации и самосовершенствованию, готовности к принятию других людей. Не последнее место в этом перечне качеств-ценностей занимает также устойчивость к факторам, порождающим стресс, что особенно актуально в современных условиях динамичной жизни.
Ценностное воспитание в ФРГ многие немецкие педагоги (Б. Гром, У Беер, Д. Хеллер, Р. Шиндлер) приравнивают к религиозному, которое, по их мнению, должно стать основой нравственного развития личности ребенка. Религия в жизни немецкого народа играет особую роль и имеет весомое значение в развитии социума. Поэтому неудивительно, что многие детские сады в Германии относятся к католическим или евангелист-ским общинам, а во всех остальных муниципальных и городских дошкольных учреждениях за определенный аспект педагогической работы также отвечает церковь.
Наряду с этим существует мнение (Е.А. Бауэр), что на сегодняшний день «в Германии наблюдается отход от традиционных религиозных ценностей. Каждый год многие тысячи людей выходят из католической и протестантской церквей. Даже исключительно либеральная политика и позиция протестантской церкви, допускающая, например, женское священство, разводы свя-
щеннослужителей, гомосексуальные браки, не в состоянии остановить процесс массовых выходов из церквей» [1]. Но все же стоит заметить, что хотя в Германии в последнее время происходят волнения в рядах католической и протестантской церквей на фоне непристойного поведения священнослужителей, это ни в коей мере не умаляет значение традиционных религиозных ценностей, построенных на библии, заповедях и вере в Бога. Профессор Института богословия и религиоведения Ганноверского университета Харри Ноор-ман на встрече с представителями русской церкви заявил: «Религия - это особый подход к анализу жизни, окружающего мира... Без преподавания религии нельзя обеспечить образования в полной мере» [2]. Именно поэтому религия сегодня остается основным источником общечеловеческих ценностей.
Сообщение детям христианских ценностей позволяет развивать в ребенке отношение к самому себе, людям, миру, в целом к жизни. Такое воспитание призвано сделать ребенка более сильным и способным для жизни в современном мультикультурном и мультирелигиозном обществе. Социальный опрос населения Германии показал, что немцы высоко ценят христианские обычаи и традиции и считают такие ценности основными в воспитании подрастающего поколения. По их мнению, именно ценности благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В среднем 83% всех опрошенных среди главных ценностей религиозного воспитания назвали «любовь к ближнему», «творение добра и блага», «добросовестность».
Духовно-нравственное воспитание Германии с религиозной точки зрения представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, предполагающую приобщение детей к Богу и Высшим Началам, а также постепенное формирование целостной структуры личности, нацеленное на последующее самоопределение каждого ребенка с учетом духовных и религиозных ценностей, а также его нравственное совершенствование. При сообщении христианских ценностей воспитатели, прежде всего,
опираются на фундамент религии - любовь к Богу и веру в Него. Началом ценностного воспитания служат 10 заповедей, о которых детям подробно рассказывают, приводя примеры из библии и современной жизни, так как ценностное воспитание нацелено на успех лишь в том случае, если оно естественным образом согласовано с повседневной жизнью ребенка. Таким образом, дети начинают понимать, что правильно и неправильно, что хорошо, а что плохо, тем самым закладывая основу для осознания собственного «Я» и принятия существующих норм и ценностей социума.
Программа религиозного воспитания ориентирована на реализацию таких целей, как развитие, сохранение духовно-нравственного и эмоционального здоровья детей; приобщение их к ценностям католической и евангелистской религиозной культуры; изучение элементарных основ истории и природно-экологических особенностей родного края (Федеральной Земли); изучение и соблюдение основных христианских традиций. Для достижения поставленных целей необходимо выполнение ряда задач, предусматривающих: воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали; разъяснение таких ценностных понятий, как «добро» и «зло», «любовь», «добродетель», «творение блага и добра»; формирование любви к своей стране на основе изучения национальных традиций; развитие способности воспринимать и анализировать национальные литературные произведения и библейские сюжеты; развитие музыкальной культуры посредством хорового пения и прослушивания музыкальных произведений; привитие основных трудовых навыков путем выполнения поручений и совместного рукоделия в рамках национальных и христианских традиций.
При организации религиозного воспитания воспитатели стараются всегда придерживаться принципов гуманизма, природо- и культуросо-образности, что проявляется в содержании учебно-воспитательной работы. Педагогическая деятельность сотрудников детских садов построена не только на религиозном, но и на научном понимании естественных и социальных процессов, которые согласуются с общими законами развития ребенка сообразно его полу и возрасту. При этом работа педагогов осуществляется в соответствии с ценностями и нормами национальной, а также католической и евангелистской культуры
с учетом традиций той Федеральной земли, в которой они проживают.
Полагаем, что подобного рода воспитательная деятельность на основе религиозного учения и национально-христианских традиций позволяет ребенку вобрать в себя разнообразные ценности духовного мира, способствующих полноценному нравственному развитию его личности. При наличии подобного духовно-нравственного воспитания ребенок легче пройдет первый этап социализации и начальную подготовку к школе.
Однако религиозный компонент содержания образования в дошкольных учреждениях Германии составляет лишь часть всего объема педагогической деятельности, направленной на ценностное воспитание и разностороннее развитие ребенка. Чтобы создать необходимые условия для успешного усвоения необходимых норм и ценностей педагоги совместно с родителями и другими сотрудниками дошкольного образовательного учреждения разрабатывают концепцию предстоящей деятельности, определяя, какие ценности важны для всех детей на данном этапе, а какие отвечают особенным потребностям отдельного ребенка. При разработке концепции воспитатели, как правило, придерживаются ценного с педагогической точки зрения индивидуального подхода к каждому ребенку. Так, например, при изучении христианских ценностей особое внимание уделяется традициям и праздникам Германии, которые учат доброте и любви к родине. Но так как в группе с немецкими ребятами очень часто оказываются дети из мусульманских семей со своими традициями и обычаями, необходимо делать акцент на ценности культуры других народов и также инсценировать сюжеты мусульманских праздников.
Совместно с родителями - представителями разных культур и национальностей, - устраиваются праздничные вечера с традиционными угощениями, танцами, песнями, которые выступают средствами приобщения к ценностям другой культуры, а приветствие и прощание в детском саду происходят на разных языках и диалектах. Такой подход не только раскрывает традиционные немецкие ценности, но и национальные ценности воспитанников, выходцев из других стран, что является основой межкультурной коммуникации. Показательно, что в процессе такой совместной работы воспитателями, детьми и их родителями были выявлены общие ценности для му-
сульманских и немецких семей: безопасность, свобода и дружба [11]. Каждая из этих семей заботится о безопасности своих родных и близких, но при этом они хотят так же, как и все другие, быть свободными в своем мнении и вероисповедании, а дружба для них является очень важной ценностью, которая учит любить и уважать представителей других культур.
Но помимо христианских или мусульманских существуют также общечеловеческие ценности, такие, как справедливость, уважение, толерантность, солидарность, свобода от насилия, которые транслируются детям другими носителями ценностей. Примером могут выступать, прежде всего, близкие люди ребенка, в частности, родители, бабушки с дедушками, а также воспитатели, которые на собственном опыте олицетворяют эти ценности. Именно поэтому так важно, чтобы воспитатель, который берет на себя ответственность передавать детям ценности, обладал высоконравственной культурой, критическим и пытливым умом, богатой духовностью.
Из вышесказанного следует, что подобное ценностное воспитание осуществляется с точки зрения культурологического подхода, который является конкретно-научной методологией познания и преобразования педагогической реальности, имеющей своим основанием аксиологию [3]. В данном случае это своего рода видение воспитания и образования через призму культуры, межкультурных и межнациональных связей, основанных на мировых ценностях.
Приведенные примеры межкультурного взаимодействия в детских садах Германии свидетельствуют о том, насколько ярко проявляется личностно-творческий аспект этого подхода, обусловленный объективной связью индивида и культуры. В этом случае ребенок является носителем определенной культуры и не просто развивается согласно своей духовной и физиологической сущности, а пытается внести что-то свое, новое в сферу межнационального взаимодействия. Таким образом, он становится субъектом своего рода «исторического творчества», а немецкие воспитатели всячески содействуют ему в этом.
Культурологическая концепция детских садов Германии раскрывает социальный опыт человечества, включающий в себя четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Все эти компо-
ненты были учтены в задачах, предусмотренных содержанием образования дошкольных учреждений. Благодаря этому воспитание в детских садах Германии на современном этапе достигло достаточно высокого уровня и заслуживает внимания со стороны отечественных коллег-педагогов.
В немецких детских садах, в отличие от России, гораздо теснее налажено сотрудничество с родителями, с которыми воспитатели ведут активную работу, задействуют их воспитательный потенциал, в том числе по передаче ценностей. К сожалению, в последнее время в Германии наблюдается тенденция, когда в семьях практически не осуществляется ценностное воспитание. Поэтому, прежде чем начать сотрудничество с родителями, воспитателям необходимо рассказать им о существующих ценностях и о путях их передачи детям.
Согласно национальной социальной программе «Эффект» при многих детских садах организованы специализированные игровые курсы для детей и их родителей, на которых родители учатся по-новому взаимодействовать со своими детьми с учетом их психологических особенностей, а также общепризнанных норм и ценностей социума [6]. По результатам такого эксперимента наблюдалось качественное улучшение не только взаимоотношений в семье, но и эмоционального состояния самого ребенка. Дети, которые отличались гиперактивностью и невнимательностью, из-за чего возникали конфликтные ситуации с родителями, требующие грамотного и педагогичного разрешения, стали более эмоционально устойчивыми, спокойными и внимательными. Это способствовало установлению психологического контакта в семье и разрешению новых конфликтов [9]. При этом дети стали осознавать, что их способны любить и уважать не только родители, но и воспитатели, друзья, товарищи из группы. Понимание этой ситуации дает возможность ребенку эмоционально и духовно открыться людям, возвращая им ответные чувства добра и любви, которые он узнал в семье и детском саду. Такое эмоциональное проявление среди детей дошкольного возраста получило в Германии название «открытости миру» и стало являться основой и золотым правилом, обеспечивающим успешность ценностного воспитания.
Как видим, с помощью программы «Эффект» был достигнут положительный результат во взаимоотношениях ребенка и родителей. В современ-
ном, динамично развивающемся мире родители, как правило, уделяют мало времени своим детям, пропуская важные моменты из их жизни. Это приводит к непониманию между младшим и старшим поколениями. Дети своим бунтарским поведением выражают протест, порой, не осознавая, что это может негативно отразиться на их собственной жизни или здоровье. Поэтому так важно наладить контакт между детьми и их родителями, чтобы они понимали друг друга, уважали и могли воспринимать семейные ценности. Поэтому программа «Эффект» - это важный шаг на пути к заполнению «ценностного вакуума» в немецком обществе.
Таким образом, благодаря серьезному отношению немецкой общественности к религии и тесному сотрудничеству детских садов с семьей в дошкольных образовательных учреждениях стало возможно успешное ценностное воспитание детей. Результатом такой трудоемкой, но хорошо организованной работы является разностороннее развитие личности ребенка, готовой духовно и нравственно, психически и физически к последующей социализации и обучению в школе.
Полагаем, что подобный опыт заслуживает интереса и изучения в России с целью пересмотра образовательной программы отечественных дошкольных образовательных учреждений, принимая во внимание национальные особенности и ценности россиян.
Библиографический список
1. Бауэр Е.А. Реакция на Болонские реформы в системе образования Западной Европы // Педагогика. - 2011. - № 1.- С. 109-113.
2. Кавер Ю. Эксперты России и Германии обсуждают в Москве проблемы религии в школе // РИА Новости. - 24.02.2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/society/ 20100224/210723031.Ы:т1 (дата обращения 3.04.2011).
3. Мир словарей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_eco/ KULTUROLOGICHESKIJ-PODXOD-32415.html (дата обращения 11.03.2011).
4. Пчелина В.С. Подготовка педагогов дошкольного образования в Федеративной Республике Германия // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. -№ 2. - С. 280-284.
5. Plenarsitzung der Kultusministerkonferenz am
05./06.Dezember 2001 in Bonn [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmk.org/ presse-und-aktuelles/pm2000/pm2001/ 296plenarsitzung.html (дата обращения 21.12.10).
6. Effekt: Entwicklungs Forderung in Familien: Eltern- und Kinder-Training [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.effekt-training.de/ (дата обращения 14.01.2011).
7. Ergebnisse der 307. Plenarsitzung der Kultusministerkonferenz von 15. Oktober 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kmk.org/presse-und-aktuelles/pm2000/
pm2001/296plenarsitzung.html (дата обращения 21.12.10).
8. Gesetz zur fruhen Bildung und Forderung von Kindem (Kinderbildungsgesetz - KiBiz). - Nordrhein-Westfallen, 2008. - § 2. - 50 S. - S. 7.
9. Stutzer E. und Dr. Saleth St. Werteorientierte Erziehung in Deutschland / Monitor Familienforschung Ausgabe Nr. 7. - Baden; Wurttemberg, 2006. - 23 S.
10. Thiel Th. Religiose Werteerziehung in Kindertagesstatten. Fachtagung des Bundesforums Familie im Oktober 2008 // Welt des Kindes. - 2009. -№ 1. - S. 42-43.