Научная статья на тему 'Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» для незрячих детей'

Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» для незрячих детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыздыкова С. Ж.

Адаптивное физическое воспитание незрячих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только глубоким нарушением зрения и тотальной слепотой, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, которые можно предупредить. В программу по физической культуре включены учебные материалы по основным видам спортивных дисциплин и методические рекомендации по их усвоению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» для незрячих детей»

Таким образом, комплексное применение средств художественной гимнастики в учебно-тренировочном процессе подтвердило эффективность разра-ботанных комплексов специальной физической подготовки и способствовало улучшению владения предметами и двигательному развитию детей.

Список литературы:

1. Баранина Т.Т., Варшавская P.A., Зинковский A.B. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Орлова Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1973.

2. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. - М., 2003.

3. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе. - 2001. - № 2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

© Сыздыкова С.Ж.*

Казахская академия спорта и туризма, Республика Казахстан, г. Алматы

Адаптивное физическое воспитание незрячих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только глубоким нарушением зрения и тотальной слепотой, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, которые можно предупредить. В программу по физической культуре включены учебные материалы по основным видам спортивных дисциплин и методические рекомендации по их усвоению.

В Законе Республики Казахстан «Об Образовании» для лиц с ограниченными возможностями в государственной политике в области образования утверждается принцип доступности образования всех уровней, и гарантируются права в развитии условий для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации [1]. Решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями является важной научной проблемой, требующей скорейшей реализации.

Возрастание роли и места адаптивной физической культуры в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья связаны с ростом инвалидности среди детей и взрослого контингента населения. Количество детей в Республике Казахстан с ограниченными

* Соискатель.

возможностями в развитии на 1 января 2008 года составляет 149.246 или 3,2 % от общего числа детей и подростков, только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях [2]. В специальных коррекционных учреждениях предмет «Физическая культура» имеет обязательный характер. Адаптивное физическое воспитание (АФВ) это наиболее организованный регламентированный компонент адаптивной физической культуры, охватывает продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодёжный возраст) и является основным каналом приобщения людей с нарушениями в развитии к ценностям физической культуры [3].

В республике функционируют специальные коррекционные школы для детей с дефектами зрения: одна для незрячих (слепых) и 7 для слабовидящих с охватом 1117 учащихся.

Основные цели предмета «Физическая культура» для незрячих школьников обеспечение максимальной свободы, эффективности, экономичности и безопасности двигательной активности, в частности его пространственной ориентировочной деятельности.

Основной формой работы является урок физической культуры. Уроки проводятся в строго в отведенные для них в школьном расписании часы и являются обязательной формой занятий с постоянным составом занимающихся в каждом классе.

Особенностью методики АФВ при слепоте является развитие: мышеч-но-суставного чувства; ориентирования в пространстве; ориентирования во времени; способности чувствовать темп и быстроту движений, их амплитуду и степень напряжения мышц.

Уроки физической культуры варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1-2 классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем 3-4 классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.

Задачи предмета имеют коррекционно-компенсаторную направленность, которые пронизывают весь педагогический процесс. Поэтому в работе со школьниками данной нозологии специфичны уже общие задачи физического воспитания.

Оздоровительные задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекцию, особенности соматического состояния (коррекцию акта дыхания, походки, осанки).

Воспитательные задачи предполагают выработку определённых черт характера (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и т.д.), обеспечивает стимуляцию психического развития.

Решение образовательных задач по формированию двигательных умений и навыков имеет коррекционно-компенсаторную направленность:

- развитие устойчивости, статического и динамического равновесия;

- развитие навыков ориентирования (в том числе на слух);

- коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мы-шечно-суставного чувства;

- ликвидация скованности и ограниченности движений;

- совершенствование качества выполнения двигательных действий (в том числе манипулятивной деятельности рук);

- расширение диапазона двигательных умений и навыков;

- преодоление недостатков физического развития.

Педагогические требования к уроку физической культуры:

- учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфо-функциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям);

- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развития физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и профессиональной физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;

- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование;

- создание условий реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;

- поощрение, похвала, одобрение за малейшие успехи;

- контроль и самоконтроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.

Все вышеперечисленные требования отражены в структурном содержании программы по физической культуре для незрячих детей, разработанной автором данной статьи.

В разделе «Основы знаний» программы названы виды профильных и смежных знаний, способствующих достижению возможных результатов в теории и практике физической культуры, отражающих, в частности, влияние занятий физическими упражнениями на рост и развитие, на оптимизацию деятельности функций и систем организма, упорядочение индивидуального режима двигательной активности.

В базовой части программы систематизированы и представлены учебные материалы по таким основным видам спортивных дисциплин, как гимнастика, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжная подготовка (кроссовая подготовка), плавание.

Основная гимнастика

В гимнастику входят: гимнастические построения и перестроения, вольные упражнения и танцы, акробатические упражнения, ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие и другие, упражнения на снарядах.

С помощью строевых приемов и порядковых упражнений решают ряд важных педагогических задач: 1) Приучают каждого учащегося быстро и без суеты находить свое место в строю и согласовывать свои действия с действиями товарищей. 2) Воспитывают внимательное отношение к командам и распоряжениям и приучают точно выполнять их, не мешая другим. 3) Создают благоприятные условия для обучения и воспитания правильной осанки. 4) Формируют навыки организованного коллективного передвижения. 5) Содействуют воспитанию чувству пространственной и временной ориентировки путем определения и удержания направления движения, овладения предлагаемым темпом. 6) Повышают эмоциональное состояние занимающихся. 7) Обеспечивают безопасность при передвижениях.

Упражнения акробатики развивают ловкость, равновесие, мышечную силу. Многообразие акробатических упражнений, доступность их для школьников любого возраста дают возможность использовать акробатику для общего физического развития, тренировки вестибулярного аппарата, быстроты реакций, координации и точности движений.

Большое значение в физическом воспитании младших школьников принадлежит акробатическим и танцевальным упражнениям. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании. Особое значение следует придавать выработке правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.

В программе представлены наиболее доступные упражнения и элементы на перекладине и параллельных брусьях (для мальчиков), а также на разновысоких брусьях и бревне (для девочек).

Опорные прыжки через коня и козла способствуют воспитанию ловкости, решительности и смелости, ориентировки в пространстве. Составными частями опорных прыжков являются: разбег, толчок, полет и приземление.

Легкая атлетика

Ходьба и бег благоприятно влияют на гармоническое и физическое развитие детей. Прикладные упражнения - ходьба, бег, различные метания, прыжки, лазания - способствуют исправлению недостатков, проявляющихся в повседневных движениях учащихся специальных школ, воспитывают у них навыки экономно и красиво ходить и бегать, правильно бросать и ловить предметы, преодолевать различные препятствия.

Легкоатлетические упражнения в начальной школе применяются с малой нагрузкой. Упражнения рекомендуются проводить в игровой форме. Лучше проводить занятия на свежем воздухе. Для закрепления и совер-

шенствования навыков легкоатлетических упражнений рекомендуется использовать различные подвижные игры.

В программный материал по легкой атлетике включены разнообразные метания: теннисных мячей, гранат, снежков и т.д. Метания выполняются с места, шага, разбега броском из-за головы, через плечо, из различных исходных положений(стоя на колене, лежа и др.) Обучение следует начинать с метаний малого и набивного мяча.

Лыжная подготовка

Уроки лыжной подготовки начинаются с вводного урока. Необходимо обучить школьников правильному закреплению лыж, построению в шеренгу с лыжами, передвижению с ними в строю. В лыжную подготовку входят: изучение материальной части лыж, обращения с лыжами и правил ухода за ними, изучение различных способов передвижения, подъемов и спусков по наклонной плоскости, а также тренировка в передвижении по пересеченной местности. На уроках необходимо учитывать следующие важные моменты: исключать крутые подъемы и спуски, а также неровную, ухабистую лыжню. Обучение технике ходов: одновременному, попеременному двухшажному нужно вести на лыжне под уклон. Попеременный четырехшажный ход удобнее изучать на небольшом подъеме.

Кроме указанных средств физической культуры, предусмотренных в программе, можно заниматься с детьми плаванием, коньками и лечебной гимнастикой. В регионах, где снега выпадает мало, лыжная подготовка может быть заменена кроссовой подготовкой. Кроме того, в плане каждого урока кроссовой подготовки решаются задачи закаливания организма, предусматриваются средства и методы нормирования плотности уроков, которые действительно способствовали бы дальнейшему росту показателей общей и скоростно-силовой выносливости.

Организационные особенности преподавания предмета «Физическая культура». В целях контроля за результативностью урока физической культуры во всех классах два раза в год проводится проверка физической подготовленности детей. Итоги проведенных испытаний анализируются, принимаются меры к устранению выявленных недостатков физической подготовленности и доводятся до сведения учащихся, родителей и педагогического коллектива.

Оценка по предмету физическая культура должна применяться таким образом, чтобы стимулировать стремление детей к своему личному совершенствованию, улучшению результатов, радости от занятий физическими упражнениями. При оценке достижений, в большей мере, следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных качественных нормативов. Оценка успеваемости для детей с ограниченными возможностями проводится на общих основаниях, за исключением оценки выполнения тех движений, которые им противопоказаны.

Список литературы:

1. Закон «Об Образовании» Р. К. // Казахстанская правда от 11.06. 1998.

2. Сулейменова Р.К. Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. // Материалы ме^дун. науч.-практ. конф. Тенденции развития специального образования: Проблемы и перспективы. - Алматы, 2009. - С. 421-429.

3. Шапкова Л.В. АФК: Методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: автореф. ... докт. пед.наук: 27.11.03. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 58 с.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Храпаль Л.Р.*

Казанский государственный технологический университет, г. Казань

В статье рассматриваются современные научные подходы к организации эффективного эколого-образовательного процесса в системе непрерывного профессионального экологического образования.

Сегодня для возвращения интереса к экологической проблематике, восстановления ее остроты и актуальности необходимо изменение стратегии и тактики развития экологических практик и рассмотрение современных научных подходов к исследованию эколого-образовательного процесса в системе непрерывного экологического образования в соответствии с изменившейся реальной ситуацией. По нашему мнению, на современном этапе развития экологических практик нужен переход от «борьбы» и отдельных ярких «модельных» проектов и акций к стабильной системной профессиональной работе в этой области. И для этого необходимы как изменение подходов и методологии в области общего экологического образования, так и соответствующая подготовка дееспособных профессиональных кадров, в том числе и в области социально-экологического РЯ. Поэтому современные научные подходы к исследованию эколого-образовательного процесса мы рассматриваем как переходный период при недостаточной разработанности специфических социально-экологических механизмов изменения ситуации.

В конце «экологического десятилетия» (1972-1982) на уровне мирового сообщества становилось очевидным, что не удается в необходимой сте-

* Докторант, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.