Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗУЧАЕМОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркинов Иван Фёдорович, Якунчев Михаил Александрович, Семёнова Наталья Геннадьевна

Интерпретацию при обучении биологии в основной общеобразовательной школе следует признавать как один из важных методов и процедур познания живых объектов (предметов, процессов, явлений). Для их целенаправленной реализации имеется острая необходимость в определении и характеристике содержания учебного материала. На основе изучения литературы можно утверждать о его четырех приоритетных компонентах. Знания как первый компонент содержания должны отражать характеристики объектного поля интерпретации, интерпретации как метода познания (теория) и интерпретации как процедуры познания (теория). Способы действия как второй компонент содержания должны отражать умения использовать интерпретацию как метод познания (практика) и интерпретацию как процедуру познания (практика). Ценностные отношения как третий компонент содержания должен включать действия по использованию интерпретации для удовлетворения потребности в определении смыслов (практика). Опыт творчества как четвертый компонент содержания должен содержать умения по применению интерпретацию для удовлетворения потребности обучающихся в преобразовании полученной информации (практика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркинов Иван Фёдорович, Якунчев Михаил Александрович, Семёнова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIAL WHEN IMPLEMENTING INTERPRETATION IN BIOLOGY TRAINING AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

Interpretation when teaching biology in a basic general education school should be recognized as one of the important methods and procedures for cognition of living objects (objects, processes, phenomena). For their purposeful implementation, there is an urgent need to determine and characterize the content of the educational material. Based on the study of the literature, it can be argued about its four priority components. Knowledge as the first component of the content should reflect the characteristics of the object field of interpretation, interpretation as a method of cognition (theory) and interpretation as a procedure of cognition (theory). Methods of action as the second component of the content should reflect the ability to use interpretation as a method of cognition (practice) and interpretation as a procedure of cognition (practice). Value relations as the third component of the content should include actions on the use of interpretation to meet the need for defining meanings (practice). The experience of creativity as the fourth component of the content should contain the skills to apply interpretation to meet the needs of students in transforming the information received (practice).

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 37.016:57 (045)

кандидат педагогических наук, учитель биологии Маркинов Иван Фёдорович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 4» (г. Рузаевка);

доктор педагогических наук, профессор Якунчев Михаил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

кандидат педагогических наук, доцент Семёнова Наталья Геннадьевна

Федеральной государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Интерпретацию при обучении биологии в основной общеобразовательной школе следует признавать как один из важных методов и процедур познания живых объектов (предметов, процессов, явлений). Для их целенаправленной реализации имеется острая необходимость в определении и характеристике содержания учебного материала. На основе изучения литературы можно утверждать о его четырех приоритетных компонентах. Знания как первый компонент содержания должны отражать характеристики объектного поля интерпретации, интерпретации как метода познания (теория) и интерпретации как процедуры познания (теория). Способы действия как второй компонент содержания должны отражать умения использовать интерпретацию как метод познания (практика) и интерпретацию как процедуру познания (практика). Ценностные отношения как третий компонент содержания должен включать действия по использованию интерпретации для удовлетворения потребности в определении смыслов (практика). Опыт творчества как четвертый компонент содержания должен содержать умения по применению интерпретацию для удовлетворения потребности обучающихся в преобразовании полученной информации (практика).

Ключевые слова: основное общее образование, обучение биологии, содержание учебного материала для осуществления интерпретации с использованием изучаемой биологической информации.

Annotation. Interpretation when teaching biology in a basic general education school should be recognized as one of the important methods and procedures for cognition of living objects (objects, processes, phenomena). For their purposeful implementation, there is an urgent need to determine and characterize the content of the educational material. Based on the study of the literature, it can be argued about its four priority components. Knowledge as the first component of the content should reflect the characteristics of the object field of interpretation, interpretation as a method of cognition (theory) and interpretation as a procedure of cognition (theory). Methods of action as the second component of the content should reflect the ability to use interpretation as a method of cognition (practice) and interpretation as a procedure of cognition (practice). Value relations as the third component of the content should include actions on the use of interpretation to meet the need for defining meanings (practice). The experience of creativity as the fourth component of the content should contain the skills to apply interpretation to meet the needs of students in transforming the information received (practice).

Keywords: basic general education, biology training, the content of educational material for the implementation of interpretation using the studied biological information.

Введение. В свете наблюдаемых сегодня перемен в системе общего российского образования в целом, его неотъемлемой биологической составляющей, в частности, перед учителями-предметниками ставится первоочередная задача. Она касается обеспечения обучающихся не столько знаниями из различных изучаемых дисциплин, сколько способами их применения в решении учебных и, особенно, реальных задач для преодоления объективной оторванности теории от практики повседневной жизнедеятельности. Полагаем, что при обучении биологии в качестве действенного педагогического инструмента преодоления обозначенной проблемы вполне может быть использована интерпретация. Она представляется нами как научный атрибут познания и деятельности обучающегося, его бытия в природе, социумах, языке и культуре, направленный на истолкование (объяснение, понимание) смыслов многообразных живых объектов (предметов, процессов, явлений); в ней гармонично сочетаются признаки феномена, познавательной процедуры и метода [5]. Объяснение в составе интерпретации выполняет функцию выявления наиболее существенных признаков и связей, особенностей функционирования и развития живых объектов (предметов, процессов, явлений) на основе использования в познании эмпирических и теоретических данных, а понимание - функцию раскрытия, постижения сущности изучаемого живого объекта (предмета, процесса, явления), установления взаимосвязей с уже имеющимися знаниями, включения нового содержания в смысловую сферу личности [3, 4]. Ключевым методическим средством реализации интерпретации в биологической подготовке обучающихся, безусловно, является содержание учебного материала, ибо именно его в конечном счете каждому из них предстоит осваивать.

Изложение основного материала статьи. Отметим, что биологическая подготовка в отечественных общеобразовательных организациях в настоящее время осуществляется по двум содержательно схожим, но конструкционно различным путям - концентрическому и линейному [7]. Изучение систематического курса «Биология» начинается в 5 классе и заканчивается в 9 или 11 классах в зависимости от планов обучающихся на получение профессионального образования. В 5-7 классах на изучение биологии отведено по 1 часу в неделю (35 часов в год), в 8-9 классах - по 2 часа в неделю (70 часов в год), в 10 - 11 классах - по 1 или 2 (3) часа в неделю (35, 70 и 105 часов в год) в зависимости от вида общеобразовательной организации [10]. Концентрический путь большинством педагогов выбирается как предпочтительный: по нему в 5-8 классах изучается материал о многообразии живой природы, растениях, бактериях, грибах, лишайниках, животных и человеке, а в 9, 10-11 классах - общая биология. Линейный путь предполагает изучение материала о человеке в 9 классе при исключении из всего курса 5-9 классов общей биологии, которая разработчиками соответствующих линий учебно-методических комплексов включена в программу 10-11 классов. Этот путь педагоги выбирают редко [9].

Подробнее остановимся на реализации интерпретации в обучении биологии на уровне основного общего

образования. Для этого есть объективные и субъективные причины. К субъективным причинам, на наш взгляд, важно относить следующие: сензитивность развития мыслительных операций, познавательных процессов и памяти у подростков в возрасте от 10-11 до 14-15 лет, освоенность обучающимися на уровне начального общего образования основных познавательных универсальных учебных действий, завершение многими обучающимися общего образования и их переход в организации профессионального образования. Объективными причинами являются концентрическая конструкция систематического курса «Биология», содержащего все необходимые для общего образования разделы, широкий совокупный охват в его разделах живых объектов (предметов, процессов, явлений), достаточная эмпирическая и теоретическая базы, межпредметное усиление содержания в многопредметной образовательной модели.

Считаем, что реализовать интерпретацию в обучении биологии на уровне основного общего образования вполне возможно без внесения изменений в количество часов учебного плана, отводимых на ее изучение. Дело в том, что разработчики учебно-методических комплексов для воплощения педагогических инноваций учителей-предметников в каждом классе специально предусмотрели некоторое количество часов. Например, по концентрической линии учебно-методических комплексов по биологии под названием «Линия жизни» для обучающихся 5-9 классов, разработанной при общем руководстве профессора В.В. Пасечника и широко используемой учителями-предметниками в общеобразовательных организация нашей страны, в пятом классе

- это 3 часа, в шестом - 3 часа, в седьмом - 2 часа, восьмом - 6 часов и девятом - 8 часов. В рамках именно этих 22 часов целесообразно сосредоточенно осуществлять подготовку обучающихся, связанную с освоением теории интерпретации, а имплицитно - на протяжении всего периода их обучения. Практическую же часть, касающуюся использования обучающимися метода и процедуры интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений), следует отрабатывать при изучении программных тем, а также в ходе внеурочной деятельности и при самостоятельном выполнении ими специально разработанных для этого учебных заданий.

Закономерно возникает вопрос: «Каково содержание биологического материала для обучающихся 5-9 классов с учетом реализации в нем интерпретации?». С опорой на признанную в науке концепцию передачи подрастающему поколению педагогически адаптированного социального опыта [1, 2, 6, 8], содержание учебного материала систематического курса «Биология» при реализации в нем интерпретации на уровне основного общего образования необходимо представлять с помощью категорий «знания», «способы действия», «ценностные отношения» и «творчество». Они в совокупном выражении составляют содержательное ядро не только биологического предмета, а вообще любой школьной дисциплины. Кратко укажем характеристики каждого из названных его компонентов.

Компонент «знания» должен включать характеристику объектного поля интерпретации, интерпретации как метода познания (теория) и интерпретации как процедуры познания (теория). В первом случае речь идет о признаках объектов познания, основаниях биологии как науки для выделения объектов познания, объектах

- живых системах разных уровней сложности организации, объектах - процессах и явлениях в функционировании живых систем, объектах - систематических таксонах, объектах - научных методах познания живого, объектах - теоретических положениях биологии как науки. Во втором - о видах познания живых объектов (предметов, процессов, явлений), информации о живом как основе для интерпретационного познания, месте метода интерпретации среди научных методов познания живого, единстве объяснения и понимания в интерпретационном познании живого, многообразии приемов в составе объяснения и понимания как выразителей метода интерпретации, эмпирических / прикладных приемах в составе метода интерпретации при познании живого; в третьем - об интерпретационном познании живого как процедуре, этапах процедуры интерпретационного познания живого, их последовательности и генетической связи, выразителях результатов интерпретационного познания живого.

Компонент «способы действия» должен содержать умения использовать интерпретацию как метод познания (практика) и интерпретацию как процедуру познания (практика). В первом случае речь идет о выборе (с его обоснованием) подходящего для познания конкретного проявления живого вида объяснения или понимания в составе метода интерпретации, определении (с его обоснованием) подходящих для познания конкретного проявления живого эмпирических / прикладных приемов в составе метода интерпретации. Во втором случае следует иметь ввиду выполнение действий отнесения проявления живого к категориям «объект», «предмет», «процесс» или «явление», целеполагания в познании живого, актуализации информации о познаваемом живом и сборе недостающих данных из различных источников, выбора (с обоснованием) эмпирических / прикладных и (или) теоретических методов и приемов познания живого, определения способов выражения полученной информации, собственно осуществления интерпретационного познания живого, соотнесения полученных от познания живого данных с целью и задачами, рефлексии интерпретационной деятельности в целом.

Компонент «ценностные отношения» должен включать умения использовать интерпретацию для удовлетворения потребности в определении смыслов (практика). Речь идет о выражении отношения к проявлениям живого как важным функциональным компонентам биосферы и ценностям для человека, осознании ведущей роли научно-биологической информации в познании живого, осмыслении научного познания как основы получения объективных данных о живом, оценивании интерпретации как метода и процедуры познания, результаты реализации которых постоянно пополняют биологическую науку и формируют биологическую картину мира.

Компонент «творчество» должен содержать умения использовать интерпретацию для удовлетворения потребности в преобразовании (практика). Речь идет о выборе индивидуальной, групповой или коллективной форм интерпретационного познания живого, работы в урочное, внеурочное время или при их сочетании, построении собственных вариантов интерпретационной деятельности в зависимости от изучаемых проявлений живого, выбранных для этого приемов в составе метода интерпретации, индивидуального уровня подготовки и темпов работы, определении адекватных форм предоставления оригинальной информации о результатах интерпретационного познания живого, расширении границ индивидуальной биологической картины мира в зависимости от содержания учебного материала о живом, актуальных в конкретный момент времени познавательных интересов и потребностей.

Выводы. Интерпретацию в обучении биологии на уровне основного общего образования необходимо признавать в качестве важного метода и процедуры познания живых объектов (предметов, процессов, явлений), ориентированного на использование обучающимися получаемых знаний в учебных и реальных

ситуациях. Содержание биологического образования как педагогически адаптированного социального опыта при учете реализации в нем интерпретации должно включать сплав знаний, способов действия, ценностных отношений и творчества, в совокупности направленных на усвоение обучающимися теории и практики интерпретационного познания живого. Результатами такого познания могут стать значимые личностные новообразования в следующем составе: знание современных научных оснований выделения и объектов (предметов, процессов, явлений) для биологического познания и умение ими пользоваться в учебных ситуациях; знание приемов в составе метода интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений) и умение ими пользоваться в учебных ситуациях; знание этапов процедуры интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений) и умение ими пользоваться в учебных ситуациях; умение целостно использовать метод и процедуру интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений) в учебных ситуациях; интерес и потребности в интерпретационном познании живых объектов (предметов, процессов, явлений); опыт интерпретации и индивидуальный стиль познания живых объектов (предметов, процессов, явлений).

Литература:

1. Краевский, В.В. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер М.Н. Скаткин [и др.]; под ред. М.Н. Скаткина. - Москва: Просвещение, 1982. - 319 с.

2. Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И.Я. Лернер; РАО, Ин-т теории педагогики и образования, Лаборатория теоретических проблем дидактики. - Москва: РОУ, 1995. - 49 с.

3. Маркинов, И.Ф. Объяснение как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 6. - С. 25-32.

4. Маркинов, И.Ф. Понимание как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 5. - С. 39-47.

5. Микешина, Л.А. Интерпретация как фундаментальная операция познания / Л.А. Микешина // Epistemology & Philosophy of Science. - 2008. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 5-13.

6. Новиков, А.М. Культура как основание содержания образования / А.М. Новиков // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 3-14.

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015.

8. Скаткин, Н.М. Теоретические основы содержания общего среднего образования / М.Н. Скаткин, В.С. Цетлин, В.В. Краевский [и др.]; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - Москва: Педагогика, 1983. - 352 с.

9. Суматохин, С.В. Учебники биологии в федеральном перечне 2018 года / С.В. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - № 3. - С. 19-24.

10. Суматохин, С.В. Учебники биологии сегодня : проблема выбора / С.В. Суматохин // Биология в школе. - 2012. - № 4. - С. 26-30.

Педагогика

УДК 37.016:57 (045)

кандидат педагогических наук, учитель биологии Маркинов Иван Фёдорович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 4» (г. Рузаевка);

доктор педагогических наук, профессор Якунчев Михаил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

кандидат педагогических наук, доцент Семёнова Наталья Геннадьевна

Федеральной государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ БИОЛОГИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация. В условиях осуществляемой модернизации общего образования с целью качественной организации подготовки обучающихся имеется объективная необходимость в использовании уроков познавательно-деятельностного назначения. Среди них особое положение занимают уроки общеметодологической направленности, призванные обеспечивать освоение рациональных способов работы с учебной информацией. В школьной биологии одним из выразителей обозначенной категории уроков является урок-интерпретация изучаемых объектов живой природы. Для этого важно определиться с конкретными темами уроков, приоритетными из которых являются следующие: «Научные основания для выделения объектов познания в биологии», «Инструментарий реализации интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)», «Объяснение при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)». Их содержательный потенциал, реализованный в совместной деятельности, может служить фактором овладения обучающимися под руководством учителя-предметника знаниями об интерпретации как специфическом методе научно обоснованного истолкования (объяснения и понимания) смыслов живых объектов (предметов, процессов, явлений).

Ключевые слова: основное общее образование, обучение биологии, уроки для применения интерпретации как метода познания живых объектов.

Annotation. In the context of the ongoing modernization of general education for the purpose of high-quality organization of training of students, there is an objective need to use lessons for cognitive and activity purposes. Among them, a special position is occupied by lessons of a general methodological orientation, designed to ensure the development of rational ways of working with educational information. In school biology, one of the spokesmen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.