Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ БИОЛОГИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ БИОЛОГИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ / УРОКИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркинов Иван Фёдорович, Якунчев Михаил Александрович, Семёнова Наталья Геннадьевна

В условиях осуществляемой модернизации общего образования с целью качественной организации подготовки обучающихся имеется объективная необходимость в использовании уроков познавательно-деятельностного назначения. Среди них особое положение занимают уроки общеметодологической направленности, призванные обеспечивать освоение рациональных способов работы с учебной информацией. В школьной биологии одним из выразителей обозначенной категории уроков является урок-интерпретация изучаемых объектов живой природы. Для этого важно определиться с конкретными темами уроков, приоритетными из которых являются следующие: «Научные основания для выделения объектов познания в биологии», «Инструментарий реализации интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)», «Объяснение при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)». Их содержательный потенциал, реализованный в совместной деятельности, может служить фактором овладения обучающимися под руководством учителя-предметника знаниями об интерпретации как специфическом методе научно обоснованного истолкования (объяснения и понимания) смыслов живых объектов (предметов, процессов, явлений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркинов Иван Фёдорович, Якунчев Михаил Александрович, Семёнова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF BIOLOGY LESSONS ON USING INTERPRETATION AS A METHOD OF KNOWING LIVING OBJECTS

In the context of the ongoing modernization of general education for the purpose of high-quality organization of training of students, there is an objective need to use lessons for cognitive and activity purposes. Among them, a special position is occupied by lessons of a general methodological orientation, designed to ensure the development of rational ways of working with educational information. In school biology, one of the spokesmen for the designated category of lessons is the lesson-interpretation of the studied objects of living nature. To do this, it is important to determine the specific topics of the lessons, the priority of which are the following: «Scientific bases for the selection of objects of cognition in biology», «Tools for the implementation of interpretation in the cognition of living objects (objects, processes, phenomena)», «Explanation in the cognition of living objects (objects, processes, phenomena)». Their content potential, realized in joint activities, can serve as a factor in mastering by students under the guidance of a subject teacher knowledge about interpretation as a specific method of scientifically grounded interpretation (explanation and understanding) of the meanings of living objects (objects, processes, phenomena).

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ БИОЛОГИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ»

ситуациях. Содержание биологического образования как педагогически адаптированного социального опыта при учете реализации в нем интерпретации должно включать сплав знаний, способов действия, ценностных отношений и творчества, в совокупности направленных на усвоение обучающимися теории и практики интерпретационного познания живого. Результатами такого познания могут стать значимые личностные новообразования в следующем составе: знание современных научных оснований выделения и объектов (предметов, процессов, явлений) для биологического познания и умение ими пользоваться в учебных ситуациях; знание приемов в составе метода интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений) и умение ими пользоваться в учебных ситуациях; знание этапов процедуры интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений) и умение ими пользоваться в учебных ситуациях; умение целостно использовать метод и процедуру интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений) в учебных ситуациях; интерес и потребности в интерпретационном познании живых объектов (предметов, процессов, явлений); опыт интерпретации и индивидуальный стиль познания живых объектов (предметов, процессов, явлений).

Литература:

1. Краевский, В.В. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер М.Н. Скаткин [и др.]; под ред. М.Н. Скаткина. - Москва: Просвещение, 1982. - 319 с.

2. Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И.Я. Лернер; РАО, Ин-т теории педагогики и образования, Лаборатория теоретических проблем дидактики. - Москва: РОУ, 1995. - 49 с.

3. Маркинов, И.Ф. Объяснение как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 6. - С. 25-32.

4. Маркинов, И.Ф. Понимание как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 5. - С. 39-47.

5. Микешина, Л.А. Интерпретация как фундаментальная операция познания / Л.А. Микешина // Epistemology & Philosophy of Science. - 2008. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 5-13.

6. Новиков, А.М. Культура как основание содержания образования / А.М. Новиков // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 3-14.

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (зарегистрирован 14.09.2020 № 59808) [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015.

8. Скаткин, Н.М. Теоретические основы содержания общего среднего образования / М.Н. Скаткин, В.С. Цетлин, В.В. Краевский [и др.]; под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - Москва: Педагогика, 1983. - 352 с.

9. Суматохин, С.В. Учебники биологии в федеральном перечне 2018 года / С.В. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - № 3. - С. 19-24.

10. Суматохин, С.В. Учебники биологии сегодня : проблема выбора / С.В. Суматохин // Биология в школе. - 2012. - № 4. - С. 26-30.

Педагогика

УДК 37.016:57 (045)

кандидат педагогических наук, учитель биологии Маркинов Иван Фёдорович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 4» (г. Рузаевка);

доктор педагогических наук, профессор Якунчев Михаил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

кандидат педагогических наук, доцент Семёнова Наталья Геннадьевна

Федеральной государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ БИОЛОГИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ ЖИВЫХ ОБЪЕКТОВ

Аннотация. В условиях осуществляемой модернизации общего образования с целью качественной организации подготовки обучающихся имеется объективная необходимость в использовании уроков познавательно-деятельностного назначения. Среди них особое положение занимают уроки общеметодологической направленности, призванные обеспечивать освоение рациональных способов работы с учебной информацией. В школьной биологии одним из выразителей обозначенной категории уроков является урок-интерпретация изучаемых объектов живой природы. Для этого важно определиться с конкретными темами уроков, приоритетными из которых являются следующие: «Научные основания для выделения объектов познания в биологии», «Инструментарий реализации интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)», «Объяснение при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)». Их содержательный потенциал, реализованный в совместной деятельности, может служить фактором овладения обучающимися под руководством учителя-предметника знаниями об интерпретации как специфическом методе научно обоснованного истолкования (объяснения и понимания) смыслов живых объектов (предметов, процессов, явлений).

Ключевые слова: основное общее образование, обучение биологии, уроки для применения интерпретации как метода познания живых объектов.

Annotation. In the context of the ongoing modernization of general education for the purpose of high-quality organization of training of students, there is an objective need to use lessons for cognitive and activity purposes. Among them, a special position is occupied by lessons of a general methodological orientation, designed to ensure the development of rational ways of working with educational information. In school biology, one of the spokesmen

for the designated category of lessons is the lesson-interpretation of the studied objects of living nature. To do this, it is important to determine the specific topics of the lessons, the priority of which are the following: «Scientific bases for the selection of objects of cognition in biology», «Tools for the implementation of interpretation in the cognition of living objects (objects, processes, phenomena)», «Explanation in the cognition of living objects (objects, processes, phenomena)». Their content potential, realized in joint activities, can serve as a factor in mastering by students under the guidance of a subject teacher knowledge about interpretation as a specific method of scientifically grounded interpretation (explanation and understanding) of the meanings of living objects (objects, processes, phenomena).

Keywords: basic general education, biology training, lessons for the application of interpretation as a method of cognition of living objects.

Введение. В условиях интенсивной модернизации общего российского образования наблюдается расширение спектра типов урока как приоритетной формы организации процесса подготовки обучающихся. Такая тактика вполне оправдана. Поэтому продвинутые ученые-педагоги, а также передовые учителя-практики в рамках существующих типологий урока занимаются разработкой содержания его новых его видов. Одним из востребованных сегодня типов уроков по мнению многих исследователей, несомненно, является урок общеметодологической направленности [1]. Именно он позволяет целенаправленно формировать у обучающихся наиболее рациональные способы выражения учебного материала в определенной структурной полноте для его лучшего освоения и применения в уже известных, а также неизвестных ситуациях. В литературе обнаруживаются разные виды уроков общеметодологической направленности, среди которых урок-обобщение, урок-систематизация, урок-исследование, урок-аргументация, урок-установление причинно-следственных связей. Вместе с тем, в публикациях последних лет указывается еще на один вид урока обозначенного типа - урок-интерпретацию, содержание которого в большей степени разработано для предметов гуманитарного цикла [2]. Для предметов же естественнонаучного цикла, включая и школьную биологию, урок-интерпретация, к сожалению, как и прежде остается практически не разработанным [6]. Обозначенная причина является основанием для характеристики некоторых уроков по интерпретации содержания биологического материала, отражающего объекты живой природы, предназначенные для их изучения с позиции общеобразовательного значения.

Изложение основного материала статьи. Для того, чтобы выразить характеристику указанного вида урока, следует обратить внимание на сущность интерпретации в отношении школьной биологии. Ее необходимо представлять как научный атрибут познания и деятельности обучающегося, его бытия в природе, социумах, языке и культуре, обеспечивающий истолкование (объяснение, понимание) смыслов живых объектов (предметов, процессов, явлений). Более того, интерпретацию важно еще позиционировать и как своеобразный феномен с точки зрения ее функций, а именно: логической познавательной процедуры и теоретического метода познания [3, 4, 5]. В материалах данной статьи обращено внимание на характеристику уроков биологии по использованию интерпретации как теоретического метода познания объектов живой природы.

Урок по теме «Научные основания для выделения объектов познания в биологии» важен с позиции распознавания обучающимися объектов для лучшего их изучения. Учителю необходимо указывать, что все проявления живого - живые объекты - учеными для удобства рассмотрения условно разделены на группы. Для этого были нужны основания. Они следующие: 1) уровни организации живого; 2) главные процессы, протекающие в живых системах; 3) основные систематические таксоны. Их познание невозможно без использования различных теоретических и эмпирических методов. Они, как самостоятельные единицы, тоже являются объектами познания в биологии. В результате научного познания живого с помощью методов вскрываются сведения и факты, на основе которых формулируются теоретические положения биологической науки как обобщения высокого уровня. Эти положения, в свою очередь, также являются объектами познания в биологии. Обучающимся важно сообщать, что главные проявления живого, основные методы и приемы их познания, сведения, факты, выводы и умозаключения ученых им предстоит изучать на предстоящих уроках биологии. Материалы об основаниях для выделения объектов изучения в школьной биологии целесообразно обсудить на основе заранее составленной текстовой таблицы (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Основания для выделения объектов познания в биологии

Непосредственное Уровни организации живой природы

1. природное Главные процессы, протекающие в живых системах

в окружение Основные систематические таксоны

= а Признанные наукой

в о 2. способы получения Методы биологических исследований

н информации

О Выводы

3. и умозаключения Теоретические положения биологической науки

ученых

Далее учителю важно отмечать, что в биологической науке каждое из обозначенных оснований конкретизировано и представлено учеными в виде понятных и доступных для познания объектов. Объектами познания в случае уровней организации живой природы служат: клетка, одноклеточный организм (молекулярно-клеточный уровень), ткань, орган, система органов (органно-тканевый уровень), многоклеточный организм (организменный уровень), популяция (популяционно-видовой уровень), сообщество (биоценотический уровень), биогеоценоз, экосистема (экосистемный уровень) и биосфера (биосферный уровень). Объектами познания в случае процессов, протекающих в живых системах, служат, например: самовоспроизведение, рост, развитие, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, приспособление, движение. Объектами познания в случае основных систематических таксонов служат: вид, род, семейство, отряд (отдел), класс, царство и домен с их выразителями. Объектами

познания в случае методов биологических исследований служат, например: эксперименты по взаимопереходу лейкопластов и хлоропластов листа, выяснению избирательной проницаемости клеточной мембраны, обнаружению воды и минеральных веществ в растениях; центрифугирование клеточных органоидов; выяснение увеличительного потенциала лупы и микроскопа; анализ особенностей строения лишайников; обобщение строения цветка растения; систематизация данных о признаках изучаемого таксона; классификация однодольных и двудольных растений; установление причинно-следственных связей в явлении листопада. Объектами познания в случае теоретических положений биологической науки служат, например: клеточное строение организмов, происхождение и развитие жизни на Земле или систематика живой природы.

Далее учителю с помощью наводящих суждений важно сориентировать обучающихся на формулирование вопроса: «Какими же признаками руководствовались ученые, чтобы назвать объект познания объектом, а не чем-то другим?». Таких признаков в науке обнаруживается четыре: 1) объект - это фрагмент, познаваемая часть реальности (материальной или духовной); 2) объект является целостным и завершенным предметом, процессом или явлением; 3) объект состоит из элементов, функционально взаимосвязанных друг с другом; 4) объект в реальности служит по крайней мере одному назначению. В качестве иллюстрирующего примера можно привести уже знакомые обучающимся растительную и животную клетки. От них требуется установить, почему учеными клетки признаются в качестве объектов познания. В ходе соотнесения каждой из них с признаками для выделения объектов познания, обучающиеся с помощью учителя или самостоятельно сформулируют логический вывод: «Любую клетку можно рассматривать в качестве объекта познания в биологии». Аналогичная ситуация складывается с каждым из представленных выше объектов познания.

Урок по теме «Инструментарий реализации интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)». В начале учителю с помощью наводящих вопросов следует актуализировать знания обучающихся об интерпретации как методе познания живого в составе группы теоретических методов, которые были получены ранее. Им важно вспомнить, что, как метод, интерпретация нужна для преобразования различной информации о живом в доступные формы и ее выражения в требуемом в конкретных ситуациях виде. При этом необходимо отмечать, что для получения этой информации интерпретация располагает собственным особым научным инструментарием в виде объяснения и понимания. Вслед за этим целесообразно ввести два значимых понятия - объяснение и понимание. Объяснение представляется как инструмент реализации интерпретации, направленный на выявление наиболее существенных признаков и связей, особенностей функционирования и развития живых объектов (предметов, процессов, явлений) при использовании в познании эмпирических и теоретических данных. Понимание же характеризуется как инструмент реализации интерпретации, направленный на проникновение в сущность живых объектов (предметов, процессов, явлений) для глубокого осмысления получаемых знании в процессе выполнения интеллектуальных и практических действий с ними, включения в личностный познавательный опыт. Содержание обозначенных понятий, как и в случае с понятием «интерпретация (метод)», следует обсудить по их смысловым частям с приведением доступных биологических примеров. Такая работа важна для убеждения обучающихся в том, что объяснение и понимание действительно являются основными инструментами в составе метода интерпретации. Далее учителю необходимо отметить, что, если у исследователя-биолога уже есть полученные ранее эмпирические или теоретические данные, то для работы с ними у метода интерпретации есть еще и эмпирический / прикладной инструментарий. Важно организовать работу по выполнению учебных заданий на объяснение и понимание в отдельности или объяснение и понимание в сочетании.

Урок по теме «Объяснение при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)». В начале с помощью наводящих вопросов учителю необходимо актуализировать знания обучающихся об объяснении как инструменте интерпретации при познании живого. Далее им следует сообщить, что в биологии ученые используют различные виды объяснения. Чтобы освоить и успешно использовать их в предстоящей работе, надо сначала получить о них общее представление. Для этого учитель дает комментарии по содержанию заранее разработанной им текстовой таблицы с видами объяснения как инструмента интерпретации, которыми можно воспользоваться при изучении объектов живой природы (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Виды объяснения как инструмента интерпретации

Основания Виды объяснений и их краткое для выделения содержание

По типу внутренних и внешних отношений живого объекта (предмета, процесса, явления)

Генетическое Позволяет раскрывать связи между разновременными объектами

Причинное Позволяет раскрывать причинную обусловленность состояний изучаемых объектов

Структурное Позволяет раскрывать структуру изучаемых объектов

Функциональное Позволяет раскрывать функции, выполняемые объектом в системе, в которую он входит

По типу объясняемого живого объекта (предмета, процесса, явления)

Фактологическое Позволяет раскрывать место факта в системе знаний и его функции

Номологическое Позволяет раскрывать сущность закона и круга явлений, которые он определяет

Теориологическое Позволяет раскрывать сущность теории и условия ее возникновения

В отношении названных типов объяснения и их выразителей учителю необходимо привести конкретные примеры. Далее обучающимся предлагается разделиться на 7 групп по количеству видов объяснения. Каждой группе выдается заранее составленная эталонная технологическая карта с соответствующим видом объяснения какого-либо живого объекта (предмета, процесса, явления). После предварительного изучения содержание каждой технологической карты участникам групп важно совместно обсудить при обращении по спорным вопросам к педагогу. Вслед за этим каждая группа получает свой живой объект (предмет, процесс,

явление) для познания согласно изучаемым в тот момент программным темам. Используя готовую технологическую карту как образец, ими продумывается и выполняется конструирование собственной. Отметим, что временного ресурса урока на это по понятным причинам, как правило, не хватает, поэтому работу над технологическими картами следует продолжить во внеурочное время.

Выводы. Уроки интерпретации, которые имеют познавательно-деятельностный характер, выполняют общеметодологическую функцию. Она проявляется в том, что такие уроки вполне могут обеспечивать формирование у обучающихся рациональных способов построения структуры изучаемого материала как знания с соответствующими понятиями для лучшего его осмысления, запоминания и использования в учебных ситуациях и повседневной жизни. Для этого в процессе биологической подготовки следует формулировать и реализовать темы уроков с обращением к понятийному аппарату интерпретации. С целью осмысления и использования обучающимися интерпретации как метода познания живых объектов к изучению рекомендуются следующие темы: «Научные основания для выделения объектов познания в биологии», «Инструментарий реализации интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)», «Объяснение при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)».

Литература:

1. Воровщиков, С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Н.П. Аверина. - Москва: Перспектива, 2015. - 274 с.

2. Гильмутдинова, Н.А. Интерпретация и понимание в социально-гуманитарном познании / Н.А. Гильмутдинова // Вестник УлГТУ. - 2005. - № 3. - С. 15-18.

3. Маркинов, И.Ф. Объяснение как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 6. - С. 25-32.

4. Маркинов, И.Ф. Понимание как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 5. - С. 39-47.

5. Микешина, Л.А. Интерпретация как фундаментальная операция познания / Л.А. Микешина // Epistemology & Philosophy of Science. - 2008. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 5-13.

6. Якунчев, М.А. Технология проектирования урока общеметодологической направленности -обобщения учебного материала / М.А. Якунчев, Е.Н. Романова, А.И. Киселева [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 238-243.

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры педагогики Махашева Яхита Абубакаровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема правовой подготовки будущих педагогов. Автор, на основе анализа практики правовой подготовки студентов педагогического вуза, подчеркивает необходимость нового подходе в этом процессе, придание ему практической направленности. Наиболее эффективными в правовом обучении будущих педагогов автор считает практико-ориентированные технологии (интерактивные, имитационные, контекстные).

Ключевые слова: правовое обучение, правовое воспитание, практико -ориентированный подход, практико-ориентированные технологии.

Annotation. The article deals with the problem of legal training of future teachers. The author, based on the analysis of the practice of legal training of students of a pedagogical university, emphasizes the need for a new approach in this process, giving it a practical orientation. The author considers practice-oriented technologies (interactive, imitation, contextual) to be the most effective in the legal training of future teachers.

Keywords: legal training, legal education, practice-oriented approach, practice-oriented technologies.

Введение. В современных условиях наше общество нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию подрастающего поколения, в воспитании уважительного отношения к правовым ценностям; в организации изучения права и правовоспитательной деятельности на всех уровнях воспитательно-образовательных организаций. В Законе «Об образовании в РФ» подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на максимальное саморазвитие и интеграцию личности в систему мировой и национальных культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт ВО определяет, что современный педагог должен уметь использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности, в том числе, профессиональной, в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующие сферу образования. Нужно отметить, что эта компетенция является основным в структуре правовой компетентности будущего педагога. В Профессиональном стандарте педагога отмечается, что педагог должен знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, а также обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и требования профессиональной этики. В воспитательной работе педагог должен способствовать формированию гражданской позиции, а также содействовать в организации деятельности ученического самоуправления [8]. Таким образом, содержание образования, в том числе правового, должно охватить универсальные и непреходящие ценности мировой культуры; оно должно способствовать воспитанию гражданина, способного жить в мире и согласии с представителями различных конфессий и народов. Правовое воспитание молодежи актуализировано также тем, что наблюдается правовой нигилизм и рост правонарушений среди молодежи, низкий уровень правового сознания и правовой культуры.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях перед педагогическими вузами стоит задача подготовки специалистов, которые могут на высоком профессиональном уровне осуществлять правовое воспитание молодежи, вести правовопросветительскую деятельность по проблемам защиты прав ребенка и человека; по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которая является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.