Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБЩЕМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБЩЕМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК МЕТОД И ПРОЦЕДУРА ПОЗНАНИЯ ЖИВОГО / ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕНАУЧНЫХ ИДЕЙ И ПОДХОДОВ / КОНКРЕТНО-НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ) ПРИНЦИПОВ В ОБЩЕМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркинов Иван Фёдорович

В статье предпринята попытка обоснования необходимости реализации интерпретации в общем биологическом образовании при ее методологической обусловленности общенаучными идеями и подходами, конкретно-научными подходами и методическими (технологическими) принципами. Интерпретация представлена как теоретический метод и логическая процедура, без которых существенно затруднено познание обучающимися живых объектов в совокупности составляющих их предметов, процессов и явлений. В ней также выражен явный интерпретационный потенциал ряда общенаучных идей (познаваемости объективного мира, осмысления сущности и основ существования человека, конвергенции естественных и гуманитарных наук), общенаучных подходов (информационного, системного, деятельностного, антропологического), конкретно-научных подходов (гуманистического, аксиологического, культурологического) и методических (технологических) принципов (научности, единства теоретической и практической деятельности, вариативности, систематичности, доступности), реализуемых в общем биологическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркинов Иван Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF IMPLEMENTATION OF INTERPRETATION IN GENERAL BIOLOGICAL EDUCATION

The article attempts to substantiate the need to implement interpretation in general biological education with its methodological conditionality by general scientific ideas and approaches, specific scientific approaches and methodological (technological) principles. Interpretation is presented as a theoretical method and a logical procedure, without which it is significantly difficult for students to cognize living objects in the totality of their constituent objects, processes and phenomena. It also expresses the explicit interpretational potential of a number of general scientific ideas (cognizability of the objective world, comprehension of the essence and foundations of human existence, convergence of natural and humanitarian sciences), general scientific approaches (informational, systemic, activity-based, anthropological), specific scientific approaches (humanistic, axiological, culturological) and methodological (technological) principles (scientific nature, unity of theoretical and practical activity, variability, systematicity, accessibility), implemented in general biological education.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБЩЕМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Эталон ответа. Объектом является растительная клетка.

2. Объясните, какие изменения произойдут с хлоропластами в растении при его перемещении на время в темный шкаф.

Эталон ответа. В комнатном растении при его перемещении в темный шкаф хлоропласты «превратятся» в лейкопласты:

в их тилакоидах перестанет синтезироваться хлорофилл, ферменты для фотосинтеза исчезнут за ненадобностью, будут образовываться ферменты для синтеза и гидролиза запасных веществ.

3. А из него на освещенный подоконник.

Эталон ответа. Перемещение комнатного растения из темного шкафа на освещенный подоконник «запустит» обратные описанным выше процессы и лейкопласты вновь «превратятся» в хлоропласты.

4. Обозначьте причину обнаруженных изменений.

Эталон ответа. Причиной взаимоперехода лейкопластов и хлоропластов является освещенность растения.

Выводы. Реализация интерпретационного подхода в обучении школьной биологии предполагает обязательное использование объяснения, необходимого для проникновения в сущность познаваемых живых объектов (предметов, явлений, процессов). Среди его разных видов особое внимание педагога и обучающихся должно фиксироваться на причинном объяснении, позволяющем устанавливать и характеризовать связи порождения одного явления другим по линии «причина - следствие - результат». Для этого лучше использовать единый алгоритм причинного объяснения, реализуемого при выполнении различных по содержанию учебных заданий. Причем обучающимся в познавательном отношении будет интереснее, если повышать уровень сложности текстов заданий от класса к классу и применять разные сочетания категорий причинного назначения.

Литература:

1. Дрозд, К.В. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / К.В. Дрозд, И.В. Плаксина. - Москва: Юрайт, 2018. - 437 с.

2. Загвязинский, В.И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации / В.И. Загвязинский // Инновационные проекты и программы в образовании. - Раздел: «Теория инновационной деятельности». - 2012. - № 1. - C. 3-7.

3. Майр, Э. Причина и следствие в биологии / Э. Майр // Русский орнитологический журнал. - 2005. - Том 14. -С. 471-484.

4. Оскольский, А.А. Риторика функциональных и адаптивных объяснений в биологическом дискурсе / А.А. Оскольский // Философские проблемы биологии и медицины: сб. матер. - Вып. 4. «Фундаментальное и прикладное». - Москва: Принтберри, 2010. - С. 332-333.

5. Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме / Отв. ред.: Е.Л. Мамчур, Ю.В. Сачков. -Москва: Наука, 2002. - 288 с.

6. Пургина, Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е.И. Пургина. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. - 275 с.

Педагогика

УДК 37.016:57 (045)

кандидат педагогических наук, учитель биологии Маркинов Иван Фёдорович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 4» (г. Рузаевка)

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ОБЩЕМ

БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье предпринята попытка обоснования необходимости реализации интерпретации в общем биологическом образовании при ее методологической обусловленности общенаучными идеями и подходами, конкретно-научными подходами и методическими (технологическими) принципами. Интерпретация представлена как теоретический метод и логическая процедура, без которых существенно затруднено познание обучающимися живых объектов в совокупности составляющих их предметов, процессов и явлений. В ней также выражен явный интерпретационный потенциал ряда общенаучных идей (познаваемости объективного мира, осмысления сущности и основ существования человека, конвергенции естественных и гуманитарных наук), общенаучных подходов (информационного, системного, деятельностного, антропологического), конкретно-научных подходов (гуманистического, аксиологического, культурологического) и методических (технологических) принципов (научности, единства теоретической и практической деятельности, вариативности, систематичности, доступности), реализуемых в общем биологическом образовании.

Ключевые слова: общее биологическое образование, интерпретация как метод и процедура познания живого, интерпретационный потенциал общенаучных идей и подходов, конкретно-научных подходов и методических (технологических) принципов в общем биологическом образовании.

Annotation. The article attempts to substantiate the need to implement interpretation in general biological education with its methodological conditionality by general scientific ideas and approaches, specific scientific approaches and methodological (technological) principles. Interpretation is presented as a theoretical method and a logical procedure, without which it is significantly difficult for students to cognize living objects in the totality of their constituent objects, processes and phenomena. It also expresses the explicit interpretational potential of a number of general scientific ideas (cognizability of the objective world, comprehension of the essence and foundations of human existence, convergence of natural and humanitarian sciences), general scientific approaches (informational, systemic, activity-based, anthropological), specific scientific approaches (humanistic, axiological, culturological) and methodological (technological) principles (scientific nature, unity of theoretical and practical activity, variability, systematicity, accessibility), implemented in general biological education.

Keywords: general biological education, interpretation as a method and procedure for cognition of living things, interpretive potential of general scientific ideas and approaches, specific scientific approaches and methodological (technological) principles in general biological education.

Введение. Одним из приоритетных признаков качественной подготовки обучающихся в школьные годы, безусловно, является повышенное внимание к формированию у них не просто умения учиться, а делать это результативно. Закономерно, что прогрессивные ученые различных сфер педагогической науки ведут исследования, ориентированные на поиск оптимальных средств реализации обозначенной установки. В том числе, это относится и к школьной биологии, занимающей особое положение среди других общеобразовательных дисциплин из-за уникального познавательного объекта - живой природы в ее многообразных проявлениях. Не вызывает сомнения утверждение, что рациональное познание, а именно оно

реализуется в светском биологическом образовании, нацелено не только на освоение обучающимися массивов знаний о живых объектах (предметах, процессах, явлениях), но и на овладение умениями осмысливать, преобразовывать и преумножать накопленные знания, использовать их в учебных ситуациях и ситуациях неопределенности. С учетом мнения известных в научных кругах методистов биологии Н.Д. Андреевой и Е. Н. Арбузовой, достичь желаемые результаты познания живого вполне возможно, но при использовании определенной категории методических средств, к одному из которых, несомненно, относится интерпретация содержания биологического материала [1, 2].

Изложение основного материала статьи. Развивая высказанную выше мысль, согласимся с мнением отечественных философов Л.А. Микешиной и А.Л. Никифорова в том, что интерпретацию следует характеризовать как особый теоретический метод и логическую процедуру познания живых объектов в совокупности составляющих их предметов, явлений и процессов. [5, 6]. С учетом их мнения, а также собственных взглядов на педагогическую категорию «интерпретация», попытаемся выразить ее общий смысл. Интерпретация - это своего рода фундаментальный атрибут познания и деятельности субъекта, его пребывания в природе, среди людей, в языке и культуре, направленный на истолкование (объяснение, понимание) смыслов многообразных объектов (предметов, процессов, явлений) окружающей действительности; в ней гармонично сочетаются признаки теоретического метода и логической познавательной процедуры.

Как теоретический метод интерпретация направлена на преобразование обучающимися информации о биологических объектах (предметах, явлениях, процессах) в доступные формы с помощью объяснения как установления их наиболее существенных признаков и связей, особенностей функционирования и развития, понимания как проникновения в их сущность для глубокого осмысления получаемых знании при выполнении интеллектуальных и практических действий и включения в личностный познавательный опыт, эмпирических / прикладных приемов работы с информацией о живом, ее выражения в том виде, в котором требуется, а также согласования получаемых данных с данными из смежных наук. Как логическая процедура интерпретация предполагает поэтапное познание обучающимися биологических объектов (предметов, явлений, процессов), связанное с обособлением (изолированием) интересующего проявления жизни от подобных, целеполаганием как предвосхищением результатов, актуализацией имеющихся и сбором недостающих данных, выбором оптимальных эмпирических / прикладных и (или) теоретических методов и приемов работы, определением способов выражения полученной информации, собственно осуществлением интерпретационного познания на учебных занятиях и (или) во внеучебное время, соотнесением полученных результатов с целью / задачами и рефлексией выполненной деятельности [3, 4].

Реализация интерпретации в общем биологическом образовании имеет под собой серьезные методологические основания, которые обеспечивают построение стратегии его совершенствования в направлении реализации интерпретации как теоретического метода и логической процедуры в подготовке обучающихся. В качестве них, как известно, в педагогической науке выступают общенаучные идеи и подходы, конкретно-научные подходы, а также методические (технологические) принципы.

Вначале представим интерпретационный потенциал общенаучных идей и подходов. Идея познаваемости объективного мира обеспечивает обучающихся возможностью с помощью интерпретации глубже проникать в научном познании в сущность живых объектов (предметов, процессов, явлений) и постоянно обнаруживать их новые качества, открывая перспективы для дальнейшей поисковой деятельности. Идея осмысления сущности и основ существования человека обеспечивает обучающихся возможностью реального существования множества мнений в отношении одного и того же познаваемого живого объекта (предмета, процесса, явления) как научной базы для выработки рационального представления о нем. Идея конвергенции естественных и гуманитарных наук обеспечивает обучающихся возможностью поиска на рациональной основе среди множества мнений оптимальных ответов на решаемые проблемы, возникающие при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений), использую данные и инструментарий как естественных, так и гуманитарных наук. Информационный подход обеспечивает осмысление биологического образования как целостной информационной системы, состоящей из множества различных по сложности подсистем, объединенных общей информацией; объяснение и понимание роли информации и информационных потоков, циркулирующих внутри системы общего биологического образования и других связанных с ней системам для нормального протекания в них процессов и явлений. Системный подход обеспечивает осмысление иерархии социальных систем; истолкование биологического образования как многоэлементной структуры, состоящей из взаимосвязанных между собой и с окружающей средой элементов; объяснение подчиненности системы биологического образования социальному заказу, понимание ее динамики и необходимости фиксации изменений в реальном времени. Деятельностный подход обеспечивает осмысление деятельностной природы познания и его результата - знания; понимание биологического образования как источника знаний, средства формирования интеллектуальных и практических способов действия; объяснение логики учебной деятельности через последовательность этапов целеполагания, планирования, исполнения, самоконтроля, анализа и оценки результатов с выражением для каждого из них конкретных действий. Антропологический подход обеспечивает осмысление результатов научных исследований естественной природы и социальной сущности человека с переносом полученных знаний в биологическое образование; объяснение необходимости использования спектра различных педагогических средств в согласовании с сензитивными периодами развития обучающихся; понимание важности использования межнаучного диагностического инструментария в истолковании знаний о живой природе, ее организации, функционировании, эволюционном изменении, значении для человеке, поиске и обнаружении новых исследовательских полей.

Далее выразим интерпретационный потенциал конкретно-научных подходов. Гуманистический подход обеспечивает осмысление уникальности и ценности каждого человека; объяснение прямой зависимости личностного развития обучающихся от используемых педагогами образовательных средств; понимание сущности биологического образования как динамической системы, подчиненной приоритетному удовлетворению запросов обучающихся; осмысление педагогической деятельности как деятельности в системе субъект-субъектных отношений. Аксиологический подход обеспечивает истолкование ценностных смыслов функционирования любого общества и комфортного пребывания людей в нем; объяснение разных видов ценностей, включая познавательную, практическую, здоровьесберегающую, профилактическую, эстетическую, рекреационную ценности живой природы, и значения личностной рейтинговой ценностной системы обучающихся в выборе стратегии и тактик поведения в различных ситуациях; понимание необходимости работы над собой по выработке ценностных ориентаций при получении биологического образования и на протяжении всей сознательной жизни. Культурологический подход обеспечивает осмысление культуры как феномена, основы и результата развития человеческого общества; понимание биологического образования как части культуры и главного транслятора обучающимся адекватных культурных установок в отношении объектов живой природы; объяснение необходимости своевременной трансформации педагогических средств, в первую очередь, содержания предметно-биологического материала, для его соответствия меняющимся личностно-культурным и социально-культурным запросам.

Вслед за этим обозначим интерпретационный потенциал методических (технологических) принципов. Принцип научности обеспечивает обучающимся возможность освоения достоверной информации о живой природе как объективной

основы для интерпретации, включения интерпретации в систему научных методов ее объяснения и понимания, использования интерпретации как логической процедуры целостного познания биологических объектов (предметов, процессов, явлений). Принцип единства теоретической и практической деятельности обеспечивает достижение обучающимися диалектического равновесия между чувственным и рациональным в познании живой природы, критическую проверку освоенных знаний в практике взаимодействия с ее выразителями, осмысление политехнического характера современного биологического образования, установление его связей с производственной сферой общественной жизнедеятельности. Принцип вариативности обеспечивает обучающимся построение индивидуального пути движения к объяснению и пониманию сущности изучаемого проявления живой природы, возможность реального сосуществования множества мнений, касающихся характеристик ее объектов в совокупности предметов, процессов и явления, каждый из которых предстоит осмыслить, обсудить и сделать соответствующие выводы. Принцип систематичности обеспечивает обучающимся возможность «вписать» интерпретацию в систему теоретических методов научного познания живой природы, выстроить и реализовать в практике биологической подготовки поэтапную логическую процедуру интерпретационного познания ее объектов в совокупности предметов, процессов и явлений, постоянно использовать интерпретацию в образовательном процессе для расширения субъективных контуров биологической картины мира. Принцип доступности обеспечивает обучающимся учет реальных познавательных возможностей в изучении живой природы при недопущении психологических, физических, моральных и интеллектуальных перегрузок, позволяет оптимизировать взаимоотношения содержательного и процессуального компонентов обучения биологии.

Выводы. В качестве методологических основ реализации интерпретации в общем биологическом образовании выступают общенаучные идеи и подходы, конкретно-научные подходы и методические (технологические) принципы. Общенаучными идеями являются познаваемость объективного мира, осмысление сущности и основ существования человека, конвергенция естественных и гуманитарных наук. Общенаучными подходами выступают информационный, системный, деятельностный и антропологический. Конкретно-научными подходами служат гуманистический, аксиологический и культурологический. Методическими (технологическими) принципами представляются научность, единство теоретической и практической деятельности, вариативность, систематичность и доступность. Каждый из обозначенных элементов методологических основ имеют явную связь с интерпретацией, которая пронизывает их и наполняет новыми смыслами. Интерпретация выступает в роли своеобразного научного интегратора, суммирующего педагогический эффект от согласованной реализации обозначенных идей, подходов и принципов в работе с обучающимися, тем самым позволяет им достигать желаемых результатов познания живых объектов (предметов, процессов, явлений) в условиях общеобразовательной школы.

Литература:

1. Андреева, Н.Д. Новые концептуальные основы обучения биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС: учеб.-метод. пособие / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2014. - 219 с.

2. Арбузова, Е.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие / Е.Н. Арбузова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - 332 с.

3. Маркинов, И.Ф. Технология формирования у обучающихся умения объяснять биологический материал для достижения метапредметных результатов / И.Ф. Маркинов М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова [и др.] // Современные наукоемкие технологии : науч. журнал. - 2020. - № 11 (2). - С. 437-442.

4. Маркинов, И.Ф. Характеристика уроков биологии по использованию интерпретации как метода познания живых объектов / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев, Н.Г. Семёнова // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 4. - С. 220-223.

5. Микешина, Л.А. Интерпретация как фундаментальная функция операция познания / Л.А. Микешина // Эпистемология и философия. - 2008. - Т. XVII. - № 3. - С. 5-13.

6. Никифоров, А.Л. Виды научного объяснения: науч. издание / А.Л. Никифоров, Е.И. Тарусина // Логика научного познания. - Москва: Наука, 1987. - С. 180-196.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается технология профессионального обучения как педагогическая категория, имеющая социально-экономические, научно-технологические, производственные, личностно-деятельностный характеристики. Системный подход реализуется как логико-историческое обобщение, как соединение теории и практики, как взаимопроникновение познавательно-объяснительного процесса и практической деятельности, как взаимосвязь интеграции и дифференциации в исследовании технологии профессионального обучения. Технология профессионального обучения разрабатывается на основе личностного, деятельностного, системного, цифрового, интегративного-модульного подходов, обеспечивающих предпосылки эффективной профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов. Также, в статье предлагаются принципы профессионального обучения (например, непрерывности и последовательности, доступности, плановости, интегративности, преемственности,). Технология профессионального обучения представлена на методологическом, теоретическом и дидактическом уровнях. Технология профессионального обучения связана с технологическими процессами, существующими в современном автоматизированном производстве.

Ключевые слова: технология, профессиональное обучение, системный подход, теоретическое обучение, производственное обучение.

Annotation. The article examines the technology of vocational training as a pedagogical category with socio-economic, scientific and technological, production, personal and activity characteristics. The systematic approach is implemented as a logical-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.