Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Уракова Екатерина Андреевна

В статье рассматривается технология профессионального обучения как педагогическая категория, имеющая социально-экономические, научно-технологические, производственные, личностно-деятельностный характеристики. Системный подход реализуется как логико-историческое обобщение, как соединение теории и практики, как взаимопроникновение познавательно-объяснительного процесса и практической деятельности, как взаимосвязь интеграции и дифференциации в исследовании технологии профессионального обучения. Технология профессионального обучения разрабатывается на основе личностного, деятельностного, системного, цифрового, интегративного-модульного подходов, обеспечивающих предпосылки эффективной профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов. Также, в статье предлагаются принципы профессионального обучения (например, непрерывности и последовательности, доступности, плановости, интегративности, преемственности,). Технология профессионального обучения представлена на методологическом, теоретическом и дидактическом уровнях. Технология профессионального обучения связана с технологическими процессами, существующими в современном автоматизированном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Уракова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO VOCATIONAL TRAINING TECHNOLOGY

The article examines the technology of vocational training as a pedagogical category with socio-economic, scientific and technological, production, personal and activity characteristics. The systematic approach is implemented as a logical-historical generalization, as a combination of theory and practice, as the interpenetration of the cognitive-explanatory process and practical activity, as the relationship of integration and differentiation in the study of vocational training technology. The technology of vocational training is developed on the basis of personal, activity, system, digital, integrative-modular approaches that provide the prerequisites for effective vocational training of future workers and specialists. Also, the article proposes the principles of vocational training (for example, continuity and consistency, accessibility, planning, integrativity, continuity,). Vocational training technologies are presented at the methodological, theoretical and didactic levels. The technology of vocational training is associated with technological processes that exist in modern automated production.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

основы для интерпретации, включения интерпретации в систему научных методов ее объяснения и понимания, использования интерпретации как логической процедуры целостного познания биологических объектов (предметов, процессов, явлений). Принцип единства теоретической и практической деятельности обеспечивает достижение обучающимися диалектического равновесия между чувственным и рациональным в познании живой природы, критическую проверку освоенных знаний в практике взаимодействия с ее выразителями, осмысление политехнического характера современного биологического образования, установление его связей с производственной сферой общественной жизнедеятельности. Принцип вариативности обеспечивает обучающимся построение индивидуального пути движения к объяснению и пониманию сущности изучаемого проявления живой природы, возможность реального сосуществования множества мнений, касающихся характеристик ее объектов в совокупности предметов, процессов и явления, каждый из которых предстоит осмыслить, обсудить и сделать соответствующие выводы. Принцип систематичности обеспечивает обучающимся возможность «вписать» интерпретацию в систему теоретических методов научного познания живой природы, выстроить и реализовать в практике биологической подготовки поэтапную логическую процедуру интерпретационного познания ее объектов в совокупности предметов, процессов и явлений, постоянно использовать интерпретацию в образовательном процессе для расширения субъективных контуров биологической картины мира. Принцип доступности обеспечивает обучающимся учет реальных познавательных возможностей в изучении живой природы при недопущении психологических, физических, моральных и интеллектуальных перегрузок, позволяет оптимизировать взаимоотношения содержательного и процессуального компонентов обучения биологии.

Выводы. В качестве методологических основ реализации интерпретации в общем биологическом образовании выступают общенаучные идеи и подходы, конкретно-научные подходы и методические (технологические) принципы. Общенаучными идеями являются познаваемость объективного мира, осмысление сущности и основ существования человека, конвергенция естественных и гуманитарных наук. Общенаучными подходами выступают информационный, системный, деятельностный и антропологический. Конкретно-научными подходами служат гуманистический, аксиологический и культурологический. Методическими (технологическими) принципами представляются научность, единство теоретической и практической деятельности, вариативность, систематичность и доступность. Каждый из обозначенных элементов методологических основ имеют явную связь с интерпретацией, которая пронизывает их и наполняет новыми смыслами. Интерпретация выступает в роли своеобразного научного интегратора, суммирующего педагогический эффект от согласованной реализации обозначенных идей, подходов и принципов в работе с обучающимися, тем самым позволяет им достигать желаемых результатов познания живых объектов (предметов, процессов, явлений) в условиях общеобразовательной школы.

Литература:

1. Андреева, Н.Д. Новые концептуальные основы обучения биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС: учеб.-метод. пособие / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2014. - 219 с.

2. Арбузова, Е.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие / Е.Н. Арбузова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. - 332 с.

3. Маркинов, И.Ф. Технология формирования у обучающихся умения объяснять биологический материал для достижения метапредметных результатов / И.Ф. Маркинов М.А. Якунчев, Н.Г. Семенова [и др.] // Современные наукоемкие технологии : науч. журнал. - 2020. - № 11 (2). - С. 437-442.

4. Маркинов, И.Ф. Характеристика уроков биологии по использованию интерпретации как метода познания живых объектов / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев, Н.Г. Семёнова // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 4. - С. 220-223.

5. Микешина, Л.А. Интерпретация как фундаментальная функция операция познания / Л.А. Микешина // Эпистемология и философия. - 2008. - Т. XVII. - № 3. - С. 5-13.

6. Никифоров, А.Л. Виды научного объяснения: науч. издание / А.Л. Никифоров, Е.И. Тарусина // Логика научного познания. - Москва: Наука, 1987. - С. 180-196.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается технология профессионального обучения как педагогическая категория, имеющая социально-экономические, научно-технологические, производственные, личностно-деятельностный характеристики. Системный подход реализуется как логико-историческое обобщение, как соединение теории и практики, как взаимопроникновение познавательно-объяснительного процесса и практической деятельности, как взаимосвязь интеграции и дифференциации в исследовании технологии профессионального обучения. Технология профессионального обучения разрабатывается на основе личностного, деятельностного, системного, цифрового, интегративного-модульного подходов, обеспечивающих предпосылки эффективной профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов. Также, в статье предлагаются принципы профессионального обучения (например, непрерывности и последовательности, доступности, плановости, интегративности, преемственности,). Технология профессионального обучения представлена на методологическом, теоретическом и дидактическом уровнях. Технология профессионального обучения связана с технологическими процессами, существующими в современном автоматизированном производстве.

Ключевые слова: технология, профессиональное обучение, системный подход, теоретическое обучение, производственное обучение.

Annotation. The article examines the technology of vocational training as a pedagogical category with socio-economic, scientific and technological, production, personal and activity characteristics. The systematic approach is implemented as a logical-

historical generalization, as a combination of theory and practice, as the interpenetration of the cognitive-explanatory process and practical activity, as the relationship of integration and differentiation in the study of vocational training technology. The technology of vocational training is developed on the basis of personal, activity, system, digital, integrative-modular approaches that provide the prerequisites for effective vocational training of future workers and specialists. Also, the article proposes the principles of vocational training (for example, continuity and consistency, accessibility, planning, integrativity, continuity,). Vocational training technologies are presented at the methodological, theoretical and didactic levels. The technology of vocational training is associated with technological processes that exist in modern automated production.

Keywords: technologies, vocational training, systems approach, theoretical training, industrial training.

Введение. Технология профессионального обучения как педагогическая категория имеет многоаспектную системную характеристику, синтезирующая социально-экономические, научно-технические, производственные личностно-деятельностные факторы. Системность в технологии профессионального обучения связывается с системами «общество -природа - человек», «наука - техника - производство», «общество - труд - индивидуум». Проявление системного подхода возможно при соблюдении следующих положений:

1. Реализация системного подхода к технологии профессионального обучения предполагает определённую форму обобщения социально-экономического, научно-технического, производственно-технологического, культурологического и другого познания.

2. Основная цель профессионального обучения подготовка производственника нового типа [8]. Поэтому, для исследования существенным становится «опережающее моделирование», что требует изучения социальных отношений, ценностных ориентаций, детерминирующих развитие содержания, воспитания и развития будущих рабочих и специалистов.

3.Системный подход реализуется в четырёх аспектах:

- как логико-историческое обобщение;

- как соединение теории и практики;

- как взаимопроникновение познавательно-объяснительного процесса и практической деятельности;

- как взаимосвязь интеграции и дифференциации в исследовании технологии профессионального обучения.

Целью статьи является теоретическое обоснование технологии профессионального обучения как педагогической категории с точки зрения системного подхода.

Изложение основного материала статьи. Профессиональное обучение предполагает фундаментальную общеобразовательную и общепроизводственную подготовку рабочих и специалистов высокой квалификации. Так же, составной частью профессионального обучения является экономическая, экологическая, правовая подготовка, формирование у обучающихся высокой профессиональной культуры [2].

В развитии профессионального обучения большое значение имеет производственный труд, развивающийся под воздействием рыночной экономики, научно-технического процесса. Сложность и инновационный характер производительного труда предполагает глубоко образовательных рабочих и специалистов.

Реализация системного подхода позволяет обосновать технологию профессионального обучения [1]. Технология профессионального обучения разрабатывается на основе личностного, деятельностного, системного, цифрового, интегративного-модульного подходов, обеспечивающих предпосылки эффективной профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов. Это возможно, если:

- профессиональное обучение рассматривается как система, реализующая дуальный характер, законы производства и законы педагогики и осуществляющая теоретическое и производственное обучение в соответствии с логикой педагогического и производственного процессов;

- будут взаимосвязаны ведущие компоненты профессионального обучения: целевой, содержательный (включающий содержание общего, политехнического, профессионального образования), теоретическое обучения, практическое обучение, управление профессиональным обучением, результат;

- будут взаимодействовать структурные функциональные элементы учебно-познавательной, учебно-производственный и учебно-профессиональной деятельности, взаимосвязь между трудом, наукой, техникой, производством и образованием;

- взаимосвязь теоретического и производственного обучения рассматривается как основной элемент процесса обучения, определяющий направления научно-технического прогресса в содержании образования и в подготовке компетентностных рабочих и специалистов;

- в структуре процесса профессионального обучения устанавливаются связи социальных, педагогических, психологических, научно-технических, производственно-технологических закономерностей профессиональной деятельности рабочих и специалистов в условиях научно-индустриального типа производства;

- в качестве системообразующего фактора профессионального обучения рассматриваются интеграционные процессы в науке, технике, производстве и профессиональной деятельности.

Исследование профессионального обучения показало, что социальное и профессиональное развитие личности имеет фундаментальное значение в изучении научно-педагогических и практических задач подготовки рабочих и специалистов [3].

В процессе разработке технологии профессионального обучения взаимосвязь социализации и профессионализации личности выступают системообразующим фактором на всех этапах определения структуры и содержания процесса обучения [5].

Так, на этапе определения технологии структуры взаимосвязь социального и профессионального развития личности, осуществляется через процессы личностно-профессионального развития обучающихся. На этапе операционно-деятельностной структуры социальное и профессиональное развитие реализуется через решение кейс-задач, производственных и социально-профессиональных ситуаций. Специально моделируемые профессиональные ситуации в процессе обучения обеспечивают развитие индивидуальных личностных характеристик обучающихся.

Самое существенное в процессе профессионального обучения - это единство учебно-воспитательной, учебно-производственной и общественно-практической деятельности в непрерывном процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся [7]. Такие принципы непрерывного образования как (непрерывность, поступательность, плавность, интегративность, преемственность, самообразование) выступают системообразующим фактором не только к профессиональному обучению, но и к каждому компоненту в отдельности.

Процесс профессионального обучения реализуется на основе следующих принципов:

- непрерывность и последовательность процесса профессионального обучения, проявляющаяся через последовательность и взаимосвязанность его этапов (от допрофессиональной подготовки до этапа адаптации выпускников на производстве);

- плановость профессионального обучения, обеспечивающаяся обоснованностью прогнозируемых учебно-профессиональных и учебно-производственных задач;

- интегративность процесса профессионального обучения, проявляющаяся в обобщении социальных, педагогических и производственно-технологических характеристик;

- преемственность профессионального обучения, достигающаяся взаимосвязью со всеми компонентами педагогического процесса.

Преемственность обучения в системе «школа - профессиональное обучение - производство», производство рассматривается как педагогическая система, в которой происходит овладение профессиональным мастерством, профессиональными отношениями [4].

Взаимосвязь профессионального обучения с такими этапами профессионального образования, как системой повышения квалификации, подготовки и переподготовки рабочих и специалистов обеспечивает введение в его содержание социально-профессионального модуля, ориентирующий обучающихся на деятельность в различных производственных ситуациях, на конкретное повышение квалификации и дальнейшую возможность продолжения образования.

Технология профессионального обучения включает следующие основные компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.

К первой группе подсистем процесса профессионального обучения относятся: профессионально-педагогическая и учебная деятельности; теоретическое и производственное обучение.

К подсистемам второго уровня: формирование профессиональных компетенций, формирование профессиональных способов деятельности, формирование профессиональных и социально значимых качеств личности обучающихся.

Процесс обучения включает допрофессиональнаую подготовку, подготовительный этап обучения, основной этап, узкоспециализированную подготовку, производственную практику, адаптацию на производстве, что является основой теоретической модели профессионального обучения [6].

Также, процесс обучения имеет функциональную направленность всех процессов, составляющих профессиональное обучение, результатом которого является готовность обучающихся к профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, модуль технологии профессионального обучения имеет следующие педагогические характеристики.

1. На методологическом уровне модель включает концептуальные основы, цели обучения, базовые понятия, закономерности и принципы исследования.

2. На теоретическом уровне технология включает подсистемы первого (процессы обучения и учения, теоретическое и производственное обучение) и второго (формирование профессиональных и социальных качеств личности, мотивов, профессиональных компетенций) уровней, компоненты профессионального обучения. Периоды профессионального обучения определяются профессиональным развитием будущих рабочих и специалистов и включают до профессиональный, профессиональный и пост профессиональный периоды становления будущих рабочих и специалистов.

3. В процессе профессионального обучения выделяются блоки, соответствующие с выделенными компонентами в социологическом, педагогическом, технико-технологическом аспектах, а также с учетом управленческо-организационной деятельности обучающихся.

Системообразующим фактором выступает результат обучения, то есть профессиональная деятельность будущих рабочих и специалистов. Основными критериями оценки профессионального обучения выступают готовность обучающихся к профессиональной деятельности и уровень сформированности личностных качеств обучающихся.

Технология профессионального обучения связана с технологическими процессами, существующими в современном автоматизированном производстве.

Разработка технологии профессионального обучения требует систематизации профессиональных знаний и умений, в процессе которой обеспечивается последовательность формирования учено-практических, политехнических и профессиональных компетенций, развитие у обучающихся творческого мышления и технологической самостоятельности.

Литература:

1. Ваганова О.И. Технологии организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 1(30). -С. 56-58.

2. Ваганова О.И., Павлова Е.С., Шагалова О.Г., Воронина И.Р. Технология индивидуализации обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2(31). - С. 208-211.

3. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Кутепов М. М. Гуманистические технологии в высшем образовании// Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 2(35). - С. 193-196.

4. Зиновьева С.А., Бекетова Ю.А., Демакова О.В. Исследование педагогических технологий при обучении студентов декоративно-прикладному искусству // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. -С. 103-105.

5. Маркова С.М. Проектирование педагогических технологий профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - Нижний Новгород. - 2020. -С. 38-40.

6. Маркова С.М. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1(26). - С. 2.

7. Уракова Е.А., Гусев Е.Н., Сидоров А.Н. Основные направления развития профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 240-243.

8. Уракова Е.А., Сидоров А.Н. Закономерности и принципы практического обучения в профессиональном образовании // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Красноярский государственный аграрный университет. - Красноярск. - 2020. - С. 317-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.