4. Курочкин В. Н Анализ тенденций развития АПК Ростовской области. -Вестник аграрной науки Дона, - 2014. - №4.- 2014. - С. 56-70.
5. Курочкин В.Н., Роот А.М. Управление финансовой устойчивостью коммерческой организации. - Экономика и социум, 2013. - №4. - С. 434-443.
6. Курочкин В.Н. , Грициенко Т.Ю. Теория анализа финансовых результатов и результативности коммерческой организации в период санкций. -Экономика и социум, 2016. - №2, - С. 566-569.
7. Курочкин В.Н., Волохов Н.Н., Мохирев Е.В.Факторный анализ прибыли коммерческой организации сервиса. - Экономика и социум. - 2015. - №2 3 (16). - С. 1019-1025.
Чекарь В.Н., к.э.н.
доцент Курочкин В.Н. студент 2 курса магистратуры Азово-Черноморский инженерный институт-филиал Донского ГАУ Россия, г. Зерноград СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Аннотация. В настоящее время актуальным вопросом является теоретическое обоснование стратегического развития коммерческих организаций и в России в связи с санкциями и падением ВВП. Установлено, что современному состоянию Российской экономики адекватна стратегия управления объемом прибыли коммерческих организаций по принципу «сбор урожая», что подтверждается данными Росстата по сокращению производства, ВВП и численности рабочих мест.
Ключевые слова. Стратегический менеджмент, управление коммерческими организациями, экономический анализ, финансовый анализ, финансовая устойчивость. прибыль, кризис.
Содержание стратегического управления коммерческими
организациями - актуальная задача для агропромышленного комплекса, когда происходит рекомбинация хозяйственных и управленческих структур, развиваются горизонтальные и вертикальные связи, идут процессы интеграции, кооперирования и концентрации производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Цель работы: анализ содержания стратегического управления коммерческими организациями.
В результате анализа состояния данного вопроса было установлено, что при изучении стратегического управления значимо понимание роли высших менеджеров. Оно наиболее полно представлено в работе Т. Питерса и Р. Уотермена «В поисках эффективного управления», созданной на глобальном сравнительном исследовании организации жизнедеятельности в ведущих на
начало-середину 80-х компаний мира и компаний, которые начали отставать («былых» лидеров). В результате было выделено было восемь факторов организации экономической деятельности: 1) - немедленная и каждый раз особенная реакция на возникающие проблемы (в таких компаниях часто создают временные творческие коллективы и создают для них творческие условия); 2) - большое внимание работе с клиентами (всё время изобретаются новые сервисы и применяют принцип: клиенту фирмы должно быть хорошо и интересно); 3) - поддерживается самостоятельность, энтузиазм, предприимчивость сотрудников; 4) - считается, что производительность труда в первую очередь зависит от взаимоотношений в коллективе и рабочей атмосферы, от заинтересованности в в общем деле всех работников ( работники должны есть общее дело, которое они считают своим); 5) - у компании должна быть своя миссия в мире, в соответствии с которой сотрудниками осмысливается итоги её деятельности и своё собственное пребывание в компании (эта «миссия» - плод постоянного обсуждения людьми в компании этого вопроса, миссия постоянно обновляется); 6) - у компании должно быть одно своё основное дело, которое хорошо изучено (те, кто так диверсифицируется, неизменно отстают); 7) - руководители не возносятся над подчинёнными.(управленческая структура проста и немногочисленна, кабинеты маленькие, в одежде нет кичливого богатства); 8) - большая автономность подразделений компании, гибкость организационной структуры, создание временных подразделений. Они отмечали, что практически с любой выдающейся компанией ассоциируется сильный лидер, роль которого в становлении компании огромна. Такой лидер должен обитать ясным пониманием миссии компании, внушать уважение, быть наделенным магнетизмом, чтобы заражать своей энергией всю компанию».
Данный вопрос актуален в наши дни при стратегическом управлении коммерческими организациями: недавно Т. Питерс провел повторное глобальное исследование и установил, что на сегодня у ведущих корпораций мира все эти тенденции сохранились и усугубились, причем ещё более значимыми стали гибкость и креативность: в ведущих фирмах всё время придумывают что-то новое, даже если старое было вполне хорошо.
В нашем исследовании исходили из известной истины: сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса: «В каком положении предприятие находится в настоящее время? В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет? Каким способом достигнуть желаемого положения?» Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
По своему предметному содержанию стратегическое управление
коммерческими организациями обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения, которые: ориентированы на будущее; сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие; связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия. К числу стратегических решений можно отнести: реконструкцию предприятия; инновации; управление организационными изменениями; совершенствование структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с контрагентами); выход на новые рынки сбыта; приобретение, слияние предприятий и т. д. Например, выход коммерческой организации на новые рынки относится к числу стратегических решений и обладает всеми присущими им особенностями: оно направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями; имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); у этого решения достаточно высок риск; успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов [2, с. 46].
Вместе с тем объективно оценить целесообразность чанного решения до его реализации не представляется возможным: Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.
Предпринимательский образ действий: стратегия формулируется сильной личностью, делается акцент на возможностях (существующие проблемы вторичны). Направления стратегического развития определяются видением собственника, доминирующая цель: рост компании.
Адаптивный образ действий или обучение посредством опыта, при этом процесс разработки стратегии может быть спонтанным или управляемым: стратегии определяются динамикой роста коммерческой организации, затрагивая большое число людей, которые могут наполнить новым смыслом, изменить поведение предприятия в целом, такой образ действий типичен для многих крупных корпораций [3, с. 36- 45].
При плановом образе действий стратегическое управление состоит как в активном поиске новых возможностей, так и в оперативном решении существующих проблем, причем в процессе принятия стратегических решений используется системный анализ [4, с. 84- 93]. Отметим, что высшие менеджеры часто имеют дело с парадоксом стратегического управления. С одной стороны, обязанность высших менеджеров состоит в том, чтобы
обеспечить эффективность функционирования предприятия и получение ожидаемой прибыли. С другой стороны, они должны быть способны осуществить быстрый маневр под воздействием внешних угроз и возможностей. К сожалению, многие руководители, преуспевшие в обеспечении эффективного функционирования предприятия, оказываются и менее подготовленными к изменениям внешней среды.
Использованные источники:
1. Панов А.И. Стратегическое управление коммерческими организациями /А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. -302 с.
2. Сотов С.С. Стратегическое планирование. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 52 с.
3. Гречко М.В., Курочкин В.Н. Самоорганизация социально-экономических систем: концептуальные основы, аксиоматика. - Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 32 (317). -С. 36- 45.
4. Системный подход к исследованию отраслевой экономики. - Вестник аграрной науки Дона. - 2013. - № 3 (23). - С. 84- 93.
Чекарь В.Н., к.э.н.
доцент Курочкин В.Н. студент 2 курса магистратуры Азово-Черноморский инженерный институт-филиал Донского ГАУ Россия, г. Зерноград ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ
Аннотация. Авторы научных работ при определении понятия стратегического управления концентрируют внимание на взаимосвязи внутренней среды предприятия с внешним окружением путем создания и поддержания определенных взаимоотношений между ними, однако не раскрывают условий установления этих взаимоотношений, которые существенно отличают стратегическое управление: стратегия означает построение желаемого будущего предприятия, причем, как правило, это будущее неоднозначно и имеет стратегические альтернативы в своем развитии.
Предлагается стратегия роста предполагает создание аналитической группы независимых экспертов и профессиональных специалистов, использующих системный анализ [и системный подход. При стратегическом управлении коммерческой организацией следует учитывать закономерности развития и функционирования сложных организационных систем.
Ключевые слова: стратегическое управление, системный подход, экономический анализ, финансовая устойчивость, акционерное общество.