Научная статья на тему 'Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию'

Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1524
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK / SOCIAL WORK / HARD VIVID SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самигуллина В. Г.

Трудная жизненная ситуация клиента может центрироваться на его психологическом состоянии, эмоциональных и поведенческих аспектах его жизни. Понимание специалистом социальной работы трудной жизненной ситуации клиента необходимо для познания этих ситуаций, оказания помощи в процессе социально-педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social works specialist's comprehension of client's hard vivid situation is necessary to understand these situations and to help in process of his social-pedagogical work.

Текст научной работы на тему «Содержание социально-педагогической деятельности социального работника с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию»

нок завершить спортивную карьеру. Тогда как контекстные мотивы, направленные на самореализацию, снижают чувствительность к различным факторам, в том числе и к трудностям, снижающим комфортность занятий.

Различные компоненты глобальной и контекстной мотивации спортивной деятельности по-разному сказываются на оценке спортсменками значимости различных причин завершения спортивной карьеры. Развитие благоприятных компонентов как глобальной, так и контекстной мотивации может способствовать снижению значимости различных причин прекращения занятий спортом и способствовать спортивному долголетию.

Литература:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2006.- 409, 480 с.

2. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности.- М.: Физкультура и спорт, 1984.- 13 с.

3. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография // Под общ. ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2006.- 18 с.

4. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие. - СПб.: Центр карьеры, 1999.- 188-189 с.

5. Vallerand R. J., Perreault S. Intrin-sti c and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology (edited by D. Smith, M. Bar-Eli), Champaign, III, 2007, Human Kinetics, 155-164.

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С КЛИЕНТАМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

В.Г. Самигуллина

Трудная жизненная ситуация клиента может центрироваться на его психологическом состоянии, эмоциональных и поведенческих аспектах его жизни. Понимание специалистом социальной работы трудной жизненной ситуации клиента необходимо для познания этих ситуаций, оказания помощи в процессе социально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социальная работа, трудная жизненная ситуация.

Hard vivid situation of client may concentrate on his psychological condition, emotional and behavioral aspects of his life. Social works specialist's comprehension of client's hard vivid situation is necessary to understand these situations and to help in process of his social-pedagogical work.

Keywords: social-pedagogical work, social work, hard vivid situation.

В условиях социально-экономического и политического кризиса нашей страны, снижения нравственного

развития всего общества социально-педагогические знания оказались наиболее востребованными в сфере

социальной работы с различными наиболее уязвимыми категориями населения. В этой связи проблема подготовки будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, приобретает важное общественно-государственное значение.

Социально-педагогическая деятельность в социальной работе представляет собой вид практической деятельности, которая имеет конкретную стратегическую цель — создание гуманной и социально-безопасной среды проживания человека, способствующей его воспитанию, развитию, социальной защите и адаптации к новым условиям жизни [2].

Процесс подготовки будущих социальных работников к социально-педагогической деятельности направлен на оказание помощи людям, для решения всей совокупности проблем в контексте «личность и воспитывающая среда», обеспечивающая при этом физическую, психическую и нравственную безопасность отдельного клиента, результаты которой складываются не в одно мгновение, требуют времени для осуществления поставленных педагогических целей и задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, позволили нам выявить два аспекта сущностного содержания социально-педагогической деятельности: а) оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем

поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; б) актуализация потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Перечисленные аспекты составляют «микроуровень» социально-педагогической деятельности [9, с. 34].

На «микроуровне» выделяются два ключевых, на наш взгляд, понятия, конкретизирующих тактическую цель социально-педагогической деятельности, направленную на оказание социально-психологической помощи индивидуумам во взаимодействии с социальной средой: во-первых, это понятие трудной жизненной ситуации и, во-вторых, понятие помощи и самопомощи.

Прежде всего, актуальным становится само понимание трудной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. трудная жизненная ситуация определена как «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообес-печенность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно» [6].

Иными словами, трудная жизненная ситуация в социально-педагогической деятельности рассматривается как проблемная ситуация. В пси-

хологическом словаре под проблемной ситуацией понимается содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы [5].

По мнению отечественных исследователей [7], существуют основные факторы, приводящие к возникновению проблемной или трудной жизненной ситуации:

— клиент не имеет материальных средств для решения своих проблем;

— дефицит информации, отсутствие знаний по проблеме ограничивают стратегии ее решения, требуют социально-педагогического вмешательства социального работника;

— проблема осмыслена клиентом, но его индивидуальные ресурсы истощены или исчерпаны, что провоцирует новые трудные жизненные ситуации;

— клиент испытывает сильное эмоциональное напряжение, вызванное проблемой, которое парализует ресурсы человека и блокирует рациональное управление ситуацией.

Следовательно, трудная жизненная ситуация — это такая проблемная ситуация, которая либо имеет, либо не имеет решения. Дилемма решения или нерешения проблемы постоянно ставит человека в ситуацию выбора. Такая ситуация требует от него определенных усилий для решения возникающих задач. В том случае, когда клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, не имеет определенных ресурсов для решения этой ситуации и не способен самостоятельно справиться с проблемами социаль-

ного взаимодействия, он просит помощи у специалиста по социальной работе [7].

По нашему мнению, целесообразно внести коррекцию в трактовку трудной жизненной ситуации, данную Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». По нашему мнению, ключевым моментом в трудной жизненной ситуации клиента будет проблема, ведущая не только к нарушению жизнедеятельности в целом, но и к социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, проявляется в асоциальных формах поведения, в рассогласовывании связи индивида с окружающей средой, в деформации системы ценностных ориентаций, внутренней регуляции, социальных установок.

Таким образом, трудная жизненная ситуация — это объективная ситуация, которую человек не может преодолеть самостоятельно, приводящая не только к нарушению жизнедеятельности в целом, но и к социальной дезадаптации индивида. Социальная дезадаптация человека понимается как модель поведения личности, не соответствующая ожиданиям социума.

Источником внешнего социально-психологического неблагополучия и социальной дезадаптации клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, могут выступать социальные, социально-экономические и медико-социальные причины, такие, как потеря работы, потеря близких, инвалидность и хроническая болезнь, которые

вызывают необходимость изменения прежних стереотипов поведения, оценок, мотивации с тем, чтобы эффективно функционировать в новых условиях существования (с целью дальнейшей социализации).

К причинам внутреннего порядка, приводящим к социальной дезадаптации и социально-психологическому неблагополучию человека, относят субъективную составляющую переживаний трудной жизненной ситуации.

Переживание человеком трудной жизненной ситуации не всегда вызывается действительным наличием объективных жизненных затруднений (так как это могут быть даже незначительные жизненные затруднения). Субъективная составляющая переживаний трудной жизненной ситуации имеет выраженный индивидуальный характер и является своеобразной формой его психологической реакции на социальные условия и окружение. В этом случае объект социально-педагогической деятельности может испытывать не только объективные, но и субъективные трудности, заключающиеся в деформации различных личностных структур как осознаваемого, так и неосознаваемого уровня (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сферы, нарушение процессов саморегуляции и т.д.), сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями. Все это может препятствовать нормальной жизнедеятельности клиента и снижать возможности социализации человека.

Следовательно, специалисту социальной работы при организации социально-педагогической деятельности с клиентами необходимо дифференцировать аспекты трудной жизненной ситуации: с одной стороны, реальные конкретные события жизни, с другой — когнитивное личностное отношение к ним.

Оказание комплексной социально-педагогической и психолого-педагогической помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, выступает в качестве стержневого системообразующего компонента социально-педагогической деятельности и является основой оказываемых видов социальных услуг, таких, как экспертиза, координация, опека, патронаж, информирование, обучение, консультирование.

Социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, обретает реальный смысл, если она строится на приоритете принципа самопомощи. Самопомощь, понимаемая как мобилизация психологических ресурсов, выступает как главное звено действий человека по преодолению трудной жизненной ситуации, по регуляции его взаимодействия с физическим и социальным окружением [5].

Изучение соответствующей литературы позволило нам разработать модель содержания социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию (см. рис. 1).

На наш взгляд, она отражает структуру всего процесса социально-педагогической деятельности и взаимо-

Рис. 1. Содержание социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию

связь ее содержания с управляемыми и неуправляемыми сферами и уровнями связи личности и включает стратегии клиента по преодолению трудной жизненной ситуации.

Рассмотрим эту модель по компонентам, опираясь на следующие концепции.

По мнению А.Ю. Чернова, Н.Ф. Басова, социальному работнику и социальному педагогу в процессе социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, необходимо

учитывать значимость этой трудной жизненной ситуации на уровнях его социальных, ментальных и психоментальных связей. Эти уровни связей определяются на основе выделения трех сфер личности: деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоциональной (чувственной) [4, 8].

Человек в процессе социализации налаживает социальные связи в различных сферах жизнедеятельности, таких, как семья, учебная и трудовая деятельность, досуг и др., которые

определяют степень его адаптиро-ванности в окружающем его социуме. Трудная жизненная ситуация на уровне социальных связей предполагает рассогласовывание взаимодействия человека с другими людьми, с группами, социальными институтами.

Ментальный уровень взаимодействия с окружающим миром определяется уровнем развития у человека интеллектуальных способностей и приобретенным социальным опытом. Важная составляющая в данном взаимодействии — способность осмысливать происходящее, рассуждать, объяснять себе и другим те или иные события и поступки. В этом ключе значима способность к рефлексии, которая означает отражение субъектом своих и чужих внутренних состояний, причин собственных и чужих поступков [1, с. 124]. Ментальные связи на уровне рефлексии включают самоидентификацию, систему осознаваемых ценностей и убеждений, понимание собственного поведения и предназначения и т.д.

Трудная жизненная ситуация на уровне ментальных связей с группой и обществом представляет собой разрыв процессов восприятия, переработки и хранения в памяти и трансляции информации об окружающем мире. При разрушении этого так называемого ментального каркаса происходит расстройство смысловой коммуникации индивида с группой и обществом. Разрешение проблем на уровне ментальных связей обусловлено самоопределением — осознанным выбором наиболее подходящего варианта поведения.

Психоментальные связи — эмоциональная сторона взаимоотношений, существующих в группе и обществе, их субъективная значимость для человека, а также отношение к самому себе. Последнее выражается в состоянии такого внутреннего ресурса, как жизненная позиция и самоотношение. Проблемные ситуации, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обусловлены эмоциональным непринятием «образа Я». Данные обстоятельства порождаются несоответствием субъективного восприятия социальной и индивидуальной нормы. Расстройство эмоциональной стороны взаимоотношений индивида с группой возникает, когда та или иная группа не удовлетворяет потребности субъекта в психологическом комфорте, принятии [4].

Каждый человек на уровне социальных, ментальных и психоментальных связей дифференцирует трудную жизненную ситуацию и выбирает одну из следующих стратегий по совладанию с трудной жизненной ситуацией: конструктивную — подразумевающую позитивное когнитивное преобразование трудной жизненной ситуации; адаптивную — сводящуюся к изменению аффективной (эмоциональной) оценки себя или ситуации; дополнительную стратегию совлада-ния с трудной жизненной ситуации — приводящую к пограничным или невротическим состояниям вследствие неоправданного игнорирования проблемы, некритической оценки собственной позиции [7].

Таким образом, длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного

выхода из нее, определяется выбором клиентом одной из вышеперечисленных типов стратегий по совладанию с трудной жизненной ситуацией и его отношением к этой неблагоприятной ситуации.

Процесс организации социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, предполагает и определенный выбор стратегии действий социального работника и социального педагога.

Г.Бернлер, Л.Юнссон выделяют трехчастную модель стратегий действий специалиста в оказании социально-педагогической и психолого-педагогической помощи клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, различающуюся по следующим уровням управления.

Первый уровень управления включает следующие действия специалиста социальной сферы. Социальный работник или социальный педагог, выступая в качестве социального терапевта, выбирает стратегии, нацеленные на изменения трудной жизненной ситуации клиента, с помощью собственных действий, которые предполагают оказание социальным работником социально-педагогической и психолого-педагогической помощи, в процессе которой клиент принимает пассивное участие.

Выбирая второй уровень управления, терапевт добивается изменения в жизненной ситуации клиента путем прямого управления, то есть посредством действий, целью которых является побуждение клиента изменить свои базовые действия. В этом случае специалист социальной работы или

социальный педагог берет на себя ответственность за то, какого рода изменения необходимо осуществить, тогда как клиент отвечает за осуществление этих действий.

На третьем уровне управления специалист социальной сферы путем косвенного управления выбирает действия, направленные на внутреннее изменение системы клиента, что впоследствии может привести к изменениям в его поведении. Цель действий — побудить клиента добровольно принять ответственность за свое поведение. Эти действия требуют от социального работника или социального педагога глубокого психологического понимания клиента [3].

Такая трехчастная модель стратегий действий социального работника и социального педагога не предполагает использования только одной из стратегий. Как правило, в практике используются все типы подходов, так как жизнь клиентов социально-педагогической деятельности полна проблем, что обусловливает возможность применения разных типов поведения специалиста по социальной работе или социального педагога-терапевта.

Рассмотрение включаемых в определение сущности социально-педагогической деятельности понятий «трудная жизненная ситуация», «помощь» и «самопомощь» позволяют сделать следующие важные, на наш взгляд, заключения.

Во-первых, трудная жизненная ситуация — это не просто набор внешних обстоятельств, а объективная ситуация, которую человек не может преодолеть самостоятельно, которая

приводит не только к нарушению жизнедеятельности, но и к социальной дезадаптации индивида.

Во-вторых, трудная жизненная ситуация возникает во внутрилич-ностном психологическом плане существования человека как сложный комплекс когнитивных, аффективных и поведенческих реакций. Их осознание ведет к выбору той или иной стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией.

В-третьих, в процессе социально-педагогической деятельности организация социально-педагогической и психолого-педагогической помощи и самопомощи проявляет себя в ее функциях как неделимое целое. Социально-педагогическая деятельность должна способствовать наиболее полному, эффективному и скоординированному выявлению и применению материальных, социальных и иных ресурсов клиента, в том числе и внутренних, ориентирующих его на самопомощь.

Таким образом, одной из важнейших задач в рамках подготовки будущих социальных работников является создание системы социально-педагогической деятельности и психолого-педагогической помощи, направленной на коррекцию социальной дезадаптации, сохранение психического и физического здоровья граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений.— М.: Аспект Пресс, 2004.- 365 с.

2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе.- Ярославль, 1997.- 234 с.

3. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы / Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М., 1996.- 232 с.

4. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и пр. / Под ред. Н.Ф. Басова. 2-е изд., испр.- М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.

5. Психологический словарь / Сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 640 с.

6. Федеральный закон от 10.12.95 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 10.02.2006 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия проф. Последнее обновление 05.05.2008.

7. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.В.Фирсов, Б.Ю. Шапиро.- М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 192 с.

8. Чернов А.Ю. Обучение социальных работников профессиональному консультированию / А.Ю. Чернов. - Волгоград: Изд-во Волгоград. ун-та, 1997.- 52 с.

9. Шмелева Н.Б. Личность - профессионализм - деятельность в социальной сфере / Н.Б. Шмелева. 2-е изд., перераб. и доп.- Ульяновск: УлГУ, 2007.- 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.