УДК 37.015
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
К ПРЕОДОЛЕНИЮ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В.Г. Самигуллина
Аннотация. В статье исследуется синдром эмоционального выгорания бакалавров социальной работы. Представленные результаты проведенного исследования по выявлению эмоционального выгорания у специалистов социальной сферы и студентов-бакалавров социальной работы показали риск возникновения данного феномена. Поэтому важным является обучение студентов бакалавров социальной работы предупреждению и преодолению этих негативных явлений, для обеспечения их высокой работоспособности в социально-педагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, бакалавры социальной работы, обучение студентов, трудная жизненная ситуация.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TEACHING THE BACHELORS OF SOCIAL WORK TO OVERCOME EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME
V. Samigullina
Abstract. The article investigates the emotional burnout syndrome of bachelors of social work. The presented results of the study concerning the identifying of emotional burnout among specialists of social sphere and undergraduate students of social work have shown the risk of this phenomenon. Investigation of this problem provides extensive material for understanding the phenomenon of burnout. So important is the training of students of bachelors of social work concerning preventing and overcoming these negative effects, to ensure high performance in social and educational activities with clients in difficult life situation.
Keywords: emotional burnout, bachelor of social work, training of students, activity difficult situations.
Профессиональный труд бакалавра
социальной работы, вовлеченного в длительное напряженное общение с другими людьми, отличается высокой эмоциональной
загруженностью, что может приводить к синдрому эмоционального выгорания.
Опыт практической деятельности специалистов-практиков и студентов-
волонтеров, участвующих в оказании различного рода социально-педагогической помощи клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, подтверждает
необходимость в проведении мероприятий по преодолению синдрома «эмоционального
выгорания». Как оказалось, для того чтобы справиться с личными проблемами и адекватно решить трудные жизненные ситуации клиентов, специалисты и студенты должны иметь обширные знания, способствующие снятию эмоционального стресса, формировать умения по самовнушению и самосбережению, овладеть психологическими навыками управления собственным эмоциональным и физическим состоянием и возможностью обучать этому клиентов.
Феномен «эмоционального выгорания» берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоционально-мотивационном переутомлении, переживаемом человеком в процессе профессиональной деятельности. Зарубежные и отечественные исследователи данной проблемы [2, с. 56] выделяют три основных составляющих структуры синдрома «эмоционального выгорания»: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений. На стадии выраженного переутомления могут возникнуть замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность и т.д. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера [4, с. 16].
Проведенная нами в 2014 году диагностика синдрома «эмоционального выгорания» у специалистов социальной сферы - практиков учреждений социального обслуживания г. Казани и студентов бакалавров социальной работы показала следующие результаты.
В тестировании приняли участие 96 специалистов социальной сферы и 56 студентов бакалавров ЧОУ ВО «Академия социального образования».
Для диагностики синдрома «эмоционального выгорания» у социальных работников-практиков мы применяли методики В.В. Бойко, К Маслач, а для бакалавров социальной работы - методики А.А. Рукавишникова «Определение психического выгорания» и К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой «Диагностика профессионального выгорания».
Специалисты социальной сферы в ходе тестирования по методу В.В. Бойко отвечали на 84 вопроса. На каждый вопрос испытуемые дали положительный или отрицательный ответ. Интерпретация результатов проводилась по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы: сложившийся симптом
«эмоционального выгорания» выявился у 28% опрошенных, у 49% респондентов симптом «эмоционального выгорания» - в фазе формирования, не сложившийся симптом «эмоционального выгорания» у 23% респондентов.
В результате сопоставления факторов социально-демографических особенностей на разных стадиях «эмоционального выгорания» нами были выявлено, что сформированный симптом «эмоционального выгорания» характерен в большей степени в возрастной группе от 22 до 32 лет (72,5%), отсутствует симптом «выгорания» у 63,6% в возрасте от 33 до 42 лет.
На основе этого можно сделать вывод, что риск возникновения симптома «эмоционального выгорания» свойственнен в большей степени молодым социальным работникам, что подтверждает актуальность нашего
исследования. Специалисты с большим стажем и возрастом прошли адаптацию в профессии, у них определен алгоритм профессионального самосохранения, расставлены приоритеты в профессиональной деятельности.
Результаты психологического исследования студентов-бакалавров социальной работы не показали проявлений психического и профессионального выгорания. Однако тревогу вызвал тот факт, что у 10% студентов при определении психического выгорания по методике А.А. Рукавишникова выявлен высокий уровень показателя психоэмоционального истощения, который проявляется в хроническом и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности. Это говорит о необходимости проведения семинарских занятий со студентами с целью восстановления их трудоспособности и снятия эмоционального напряжения.
В связи с этим мы разработали и внедрили для бакалавров социальной работы цикл семинаров по обучению навыкам саморегуляции, способам реабилитации и восстановления их работоспособности. Этот цикл семинаров можно применять и для специалистов социальной сферы, работающих в учреждениях социального обслуживания.
Цель семинаров: проведение специальных занятий, способствующих актуализации теоретических и практических знаний, развитию умений, формированию способностей и навыков к преодолению синдрома «эмоционального выгорания», поддержания работоспособности и реабилитации специалиста социальной сферы для решения трудных жизненных ситуаций в процессе социально-педагогической
деятельности.
Задачи семинаров:
- формирование умений и навыков к самодиагностике эмоционального состояния, формирование умений по самовнушению и самосбережению;
- приобретение навыков
психоэнергетической защиты от трудных жизненных ситуаций, исследование причин и выработка конкретных планов практических действий по их решению;
- обучение навыкам изменения своего психологического и физического состояния с неудовлетворительного на желаемое (навык быстро и качественно снимать боль, стресс, негативные ощущения, отсутствие сил, бессонницу и т.д.);
- обучения навыкам расслабления-релаксации;
- личностное самоопределение,
самораскрытие и саморазвитие в результате психолого-профилактических процедур и психокоррекционных тренингов;
- обучение использованию полученных навыков в социально-педагогической работе с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Ожидаемые результаты семинаров:
- обретение участниками семинаров способности управлять своим эмоциональным и физическим состоянием, самостоятельно справляться с негативными ощущениями;
- обретение участниками возможности чувствовать себя благополучно в самых различных условиях и трудных жизненных ситуациях;
- осознание участниками расширения сферы своих возможностей и изменение «Я-концепции» участников;
- использование полученных навыков в социально-педагогической работе с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Существенным преимуществом семинаров являлась его практическая направленность, что выражалось в аналитической, коррекционной и оценочной компетентности слушателей. Цикл семинаров интегрировался совместно с учебными курсами.
На первых практических занятиях мы знакомили студентов с основными методами профилактики синдрома «эмоционального
выгорания», восстановления работоспособности и только потом со способами реабилитации личности. С этой целью нами были проведены беседы по соблюдению требований психогигиены, которая является важнейшим методом профилактики «эмоционального
выгорания». Основной задачей психогигиены в профессиональной социально-педагогической деятельности является разработка и
осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья профессионала.
Обучались бакалавры социальной работы поддержанию работоспособности и снятию эмоционального напряжения. Так, для частичного восстановления работоспособности, устранения утомления и усталости студентам предлагались упражнения на реалаксацию. На семинарских занятиях мы использовали и
способы предупреждения синдрома
«эмоционального сгорания», предложенные Р. Кочюнасом.
Во втором блоке семинарских занятий упор делался на ознакомление со способами реабилитации - коррекции
психоэмоционального состояния человека.
Поэтому проводились специальные
психологические тренинги, которые являлись не только отработками внешних «техник», но при которых бакалавру социальной работы
создавались возможности иметь свою школу самооценок и психотехнических процедур для изменения своих состояний. При этом особое внимание уделялось развитию у студентов приемов психологической разгрузки и самозащищенности.
Тренинги были направлены, прежде всего, на формирование или восстановление психологических качеств, необходимых для социально-педагогической деятельности (таких как коммуникабельность, эмпатия, симпатия, адекватная самооценка - как основа культуры общения и поведения), на формирование способности к адекватному анализу психолого-
педагогических ситуаций, приемов
эффективного профессионального
взаимопонимания. В ходе психологического тренинга обращалось внимание на выработку у студента новых форм психологического состояния, затем новых форм поведения, предлагалось закрепить их сначала в
предлагаемых условиях, а затем в реальных ситуациях повседневной жизни.
Одной из главных целей обучения самодиагностике личностного состояния
студента является знакомство и освоение способами регуляции поведения и психического состояния, оказания помощи в острой стрессовой ситуации. На занятиях будущие специалисты социальной сферы были
ознакомлены с упражнением по оказанию первой помощи при стрессовой ситуации, упражнением «антистрессовая релаксация»,
рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения.
Особое внимание при проведении семинаров уделялось методам релаксации и аутотренинга как системе психологического
саморегулирования. На практических занятиях применялись методы релаксации,
способствующие развитию творческих способностей студентов при организации
различных видов учебной деятельности.
Наше исследование показало, что релаксация и аутотренинг в единстве также дают положительный эффект в интенсификации подсознательных, интуитивных процессов, позволяют преодолеть инерцию мышления, снять интеллектуальное напряжение и
преодолеть отрицательные эмоциональные состояния.
Вариантов аутотренинга достаточно много. Кроме того, на занятиях бакалавры социальной работы были ознакомлены с упражнениями, позволяющими воздействовать на вегетативную нервную систему, центры управления которой не поддаются прямому волевому воздействию, позволяющие управлять тонусом мышц,
уровнем бодрствования и функциями
внутренних органов, освободиться от тягостных забот и проблем, внушать себе желаемые модели поведения, преодолевать боль, усталость, упадок сил, страх и подавленность, робость и застенчивость и другие психологические комплексы. По этой теме были подготовлены тесты аутогенной тренировки. Вниманию студентов был предложен вариант аутогенной тренировки М.Е. Бурно.
Кроме того, в цикл проводимых семинаров были включены и медитативные методы. Одним из медитативных методов, проводимых со
студентами, явился метод с использованием счета «внутренний взор». Этот метод произвел особое впечатление на студентов, так как он позволил им не только расслабиться, но и сконцентрироваться на своей проблеме, найти эффективный способ ее преодоления.
Реализовывался и метод библиотерапии. Цель библиотерапии - воздействие на человека путем специально подобранной литературы в целях нормализации, либо оптимизации его психики. Наиболее удачными, на наш взгляд, являются такие жанры как философская литература, автобиографическая литература, научно-фантастическая литература,
юмористическая литература, фольклор и сказки разных народов мира. Полюсом библиотерапии является ее акцент на чувствах человека, что способствует большей проработке проблемы, осознания и принятия ее, через идентификацию с персонажами литературы, как части своего жизненного опыта.
Не менее интересными являлись и методы психосинтеза Роберта Ассаджели. Психосинтез ставит своей целью развитие и совершенствование личности с последующей гармонизацией личности и «Я» человека. Основное внимание при данном подходе было сосредоточено на целой позитивной мотивации
студента, а не на проблеме. Например, упражнение «Маяк» содержит в себе медитативно релаксационные элементы. При проведении этого упражнения с будущими специалистами упор делался на позитивную мотивацию.
В целом методы предотвращения и коррекции синдрома «эмоционального выгорания», восстановления работоспособности неисчерпаемы. Одним из главных правил, на которое мы в процессе проведения занятий ориентировали своих студентов - будущих специалистов социальной сферы, является контроль за своим поведением. Мы также обучали их изменять поведение по своему усмотрению, обучали умению «выходить из ситуации», оставаясь в ней физически.
Дальнейшее отслеживание динамики (повторное психологическое исследование после проведенных семинаров) эмоционального состояния позволило нам выявить степень освоения участниками предложенных методик и общую эффективность проделанной работы.
Таким образом, на успешно в психологическом плане подготовленного профессионала любые негативные факторы действуют положительно, повышают успешность его действий.
Литература:
1. Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания // Научно-популярный журнал. Социальная работа. - 2006. - № 4. - С. 56-61.
2. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект. - Казань: Изд-во Казанск. Унта, 2004. - 284 с.
3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2011. -№ 1. - С. 16-21.
4. Самигуллина В.Г. Подготовка будущих социальных работников к социальнопедагогической деятельности с клиентами, попавшими в трудную жизненную ситуацию // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Казань, 2010.
5. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. -1997. - № 1. - С. 57-64.
Сведения об авторе:
Самигуллина Венера Гайнулловна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: sam_venera@mail.ru
Data about the author:
V. Samigullina (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, vice-rector at Academy of Social Education, e-mail: sam_venera@mail.ru