Научная статья на тему 'Содержание социализации в учреждении специального (коррекционного) образования'

Содержание социализации в учреждении специального (коррекционного) образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ («УНИВЕРСАЛЬНЫЕ» / «МУЖСКИЕ» И «ЖЕНСКИЕ») / РЕФЕРЕНТНОСТЬ / ЭКСПЕРТЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ «МУЖСКИЕ» И «ЖЕНСКИЕ» ПОЗИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернова И. М., Молчанов С. Г.

В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации с использованием методики «Отбора содержания социализации ОСС» профессора С. Г. Молчанова и включения в эту работу педагогов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также анализируются возможности компаративного анализа экспертных позиций воспитателей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, «женских» и «мужских» экспертных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернова И. М., Молчанов С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание социализации в учреждении специального (коррекционного) образования»

УДК 376-056.26 ББК Ч450.47

И. М. Чернова С. Г. Молчанов

Челябинск, Россия СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации с использованием методики «Отбора содержания социализации — ОСС» профессора С. Г. Молчанова и включения в эту работу педагогов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также анализируются возможности компаративного анализа экспертных позиций воспитателей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, «женских» и «мужских» экспертных позиций.

Ключевые слова: социализация, содержание социализации, социальные компетенции («универсальные», «мужские» и «женские»), референтность, эксперты, экспертные «мужские» и «женские» позиции, воспитание, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Сведения об авторе: Чернова Ирина Михайловна, соискатель ученой степени.

Место работы: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение №60,

ГСНТИ 14.29.05 Код ВАК 13.00.03

I. M. Chernova S. G. Molchanov Chelyabinsk, Russia

CONTENT OF SOCIALIZATION IN THE ESTABLISHMENT OF SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATION Abstract. The author of the article discusses the problem of selection of the content of socialization using the method of «Selection of the content of socialization -SCS» introduced by Professor S. G. Molchanov, and involvement into this activity teachers and physically or mentally challenged students. The possibility of comparative analysis of expert points of view of teachers and students, «female» and «male» points of view are analyzed.

Key words: socialization, content of socialization, social competences («universal», «male» and «female»), reference, experts, expert «male» and «female» points of view, upbringing, physically and mentally challenged students.

About the author: Chernova Irina Mikhailovna, Competitor for Degree.

Place of employment: Municipal Budget Special (Correction) Educational Establishment №60 - Director.

директор.

Контактная информация: 454010, г. Челябинск, ул. Дзержинского,94.

E-mail: [email protected].

Сведения об авторе: Молчанов Сергей Григорьевич, доктор педагогических наук.

Место работы: профессор, академик Академии гуманитарных наук.

About the author: Molchanov Sergey Grigorievich, Doctor of Pedagogy

Place of employment: Professor, Academician of the Academy of the Humanities.

Контактная информация: [email protected].

С целью определения социальных компетенций, на которые ориентированы представители определенной возрастной группы, т. е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, была реализована процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации (в дальнейшем — ОСС) С. Г. Молчанова (3; 4). В экспертном оценивании принимали участие обучающиеся (воспитанники) МБСКОУ № 60 г. Челябинска для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Учащимся был предложен перечень личностных качеств или социальных компетенций (3, с. 23), из которых они должны были выбрать те, «которые они хотели бы видеть в своем сверстнике (сверстнице)» (3, 4).

В предложенном перечне отобранные в него слова фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу мужские, и качества по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественноисторические, общечеловеческие представления о качествах, которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми

а) должен обладать мужчина,

б) должна обладать женщина. Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов, сложить некий набор социальных компетенций, т. е. «мужской» и «женский» портреты, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а с другой стороны, на свои субъективные представления. Далее на основе экспертной оценки (экспертами выступили обучающиеся), был произведен отбор наиболее важных, значимых (с точки зрения экспертов) компетенций для оценки человека, личности. При этом речь идет о коллегах, сверстниках (сверстницах).

Сейчас же мы остановимся на обсуждении данных, полученных по методике ОСС С. Г. Молчанова (3; 4) о наборах качеств, которые бы хотели видеть в своих сверстниках (сверстницах) участники экспертного оценивания.

В опросе приняла участие группа экспертов: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (юноши и девушки), возраст от 15 до 17 лет (см. табл. 1). Группа экспертов была сформирована по основанию: 1) гендерность (юноши, девушки), 2) принадлежность к возрастной группе (табл. 1).

Таблица 1

Состав группы экспертов по полу и возрасту

Группы Юноши (19 чел.) Девушки (13 чел.)

Обучающиеся (воспитанники) (кол-во) Юноши (19 чел.) Девушки (13 чел.)

15 16 17 лет 15 16 17 лет

6 7 6 3 6 4

© Чернова И. М., Молчанов С. Г., 2012

Задание было сформулировано следующим образом: «Отобрать из предложенного перечня слова, фиксирующие позитивные социальные компетенции (качества), которыми должен (-на) обладать юноша (девушка), которые хотелось бы видеть в мальчике (девочке), юноше (девушке)». Таким образом, предполагалось собрать субъективные экспертные оценки каждого эксперта и, суммировав их, объективизировать экспертную позицию каждой возрастной группы экспертов отдельно и всех групп экспертов вместе относительно социальных компетенций, которые они хотели бы видеть в своем сверстнике (сверстнице).

В результате получены следующие данные (табл. 2).

Итак, приведем полученные нами в ходе экспертного опроса девушек (воспитанниц) данные.

Участие девушек в экспертном оценивании показало, что у них есть проблема в понимании смыслов многих слов, обозначающих позитивные социальные компетенции (качества), например таких, как «инфантилизм», «очаровательность», «беззаботность », «беспечность »,

«высокая мораль», «развитая интуиция», «терпимость», «экстравагантность», «амбициозность» (приложение). Из перечня женских по преимуществу качеств девушки выбрали только два: «жизнерадостность» (77 %) и «нежность» (69 %). Все остальные выборы — из перечня универсальных.

Ими вообще не отмечаются такие женские качества, как «умение уступить», «умение сочувствовать», «умение понимать других», «теплота», «способность утешать», «мягкость», «очаровательность», хотя они есть.

Таблица 2

Девушки (воспитанницы 15—17 лет): итоги выбора социальных компетенций — «женский портрет»

(сводный перечень повторяющихся выборов)

№ Женские качества Количество выборов Процент от общего количества Рейтинг качества

2 Жизнерадостность 10 77 3

3 Нежность 9 69 5

4 Забота о людях 11 85 1

7 Доброта 10 77 4

8 Надежность 7 54 7

11 Трудолюбие 8 62 6

12 Уверенность в себе 7 54 8

13 Честность 7 54 9

14 Общительность 11 85 2

15 Ответственность 7 54 10

Девушки в своих сверстницах хотят видеть, гораздо меньше женских по преимуществу компетенций (качеств). Они выбирают по преимуществу универсальные, а не собственно женские компетенции.

Теперь приведем полученную информацию о выборах социальных компетенций девушками-вос-

питанницами для «мужского портрета».

Приоритетными мужскими качествами, которыми должны были бы обладать (с экспертной позиции девушек) их сверстники, названы «вера в себя» (85 %), «мужественность» (77 %), «способность защитить свои взгляды» (54 %) и «сила» (46 %).

Таблица 3

Девушки (воспитанницы 15—17 лет): соотношение выборов женских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Эксперты Всего выбор. Средн. число выбор. то об оы Св

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Женск. 3 2 5 4 4 3 3 3 5 1 3 3 6 45 3,5 1,9

Универ 7 8 5 6 6 7 7 7 5 9 7 7 4 85 6,5

Таблица 4

Девушки (воспитанницы: 15—17 лет): итоги выбора социальных компетенций — «мужской портрет»

(сводный перечень повторяющихся выборов)

№ Мужские качества Количество выборов Процент от общего количества Рейтинг качества

1 Сила 6 46 9

3 Вера в себя 11 85 1

4 Мужественность 10 77 2

7 Способность защитить свои взгляды 7 54 7

8 Надежность 8 62 6

11 Честность 9 69 4

13 Доброта 10 77 3

14 Привлекательность 5 38 10

15 Трудолюбие 9 69 5

18 Общительность 7 54 8

Таблица 5

Девушки (воспитанницы 15—17 лет): соотношение выборов мужских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Эксперты Всего выбор. Средн. число выбор. Соотн. Выбор.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Мужск. 3 3 4 4 5 3 4 5 2 3 3 3 6 48 3,7 1,7

Универс. 7 7 6 6 5 7 6 5 8 7 7 7 4 82 6,7

Таблица 6

Девушки (воспитанницы 15-17 лет): экспертная позиция относительно женских и мужских социальных компетенций

№ Социальные компетенции («женский портрет»)

1 Забота о людях

2 Общительность

3 Жизнерадостность

4 Доброта

5 Нежность

6 Трудолюбие

7 Надежность

8 Уверенность в себе

9 Честность

10 Ответственность

№ Социальные компетенции («мужской портрет»)

1 Вера в себя

2 Мужественность

3 Доброта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Честность

5 Трудолюбие

6 Надежность

7 Способность защитить свои взгляды

8 Общительность

9 Сила

10 Привлекательность

Таблица 7

Юноши (воспитанники: 15-17 лет): итоги выбора социальных компетенций — «женский портрет»

(сводный перечень повторяющихся выборов)

№ п/п Женские качества Количество выборов Процент от общего количества Рейтинг качества

2 Женственность 8 42 10

4 Забота о людях 12 63 4

5 Любовь к детям 14 74 2

6 Нежность 12 63 5

8 Доброта 19 100 1

9 Общительность 12 63 6

10 Ответственность 14 74 3

11 Привлекательность 10 53 7

12 Ум 9 47 8

13 Надежность 9 47 9

Таким образом, мы получили перечень референтных для девушек возрастной группы от 15 до 17 лет социальных компетенций: «жен-

ский портрет» и «мужской потрет». Подчеркнем, однако, что в таблице 6 зафиксирован «женский взгляд». Это «женская» экспертная позиция.

А теперь приведем полученные нами в ходе экспертного опроса юношей (воспитанников) данные.

Так же, как и у девушек, у юношей в ходе экспертного опроса возникла проблема понимания значений многих слов из предложенного перечня [3, с. 23—34], таких как «инфантилизм», «очаровательность», «беззаботность», «беспечность», «высокая мораль», «развитая интуиция», «терпимость», «экстравагантность», «амбициозность».

Приоритетными женскими качествами для юношей-воспитанни-ков (как экспертов) явились такие социальные женские по преимуществу компетенции: «любовь к детям» (74 %), «забота о людях»

(63 %), «нежность» (63 %), «привлекательность» (53 %), «женственность» (42 %).

Отметим также, что юноши хотят видеть в своих сверстницах гораздо больше женских качеств, чем сами девушки у своих же сверстниц, но наряду с этим юноши при выборе качеств для «женского портрета» в два раза чаще отмечают универсальные (см. табл. 8).

Приоритетными мужскими качествами для юношей-воспитан-ников (как экспертов) явились такие социальные мужские по преимуществу компетенции: «мужественность» (79 %), «сила» (74 %), «вера в себя» (63 %), «дух соревнования» (47 %).

Юноши хотели бы видеть (и это их совокупная экспертная позиция) своих сверстников мужественными, сильными, поверившими в себя, но все-таки приоритет при выборе мужских качеств они отдают универсальным. 32% юношей отмечают только по одному мужскому качеству (табл. 10).

Таблица 8

Юноши (воспитанники: 15-17 лет): соотношение выборов женских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Эксперты Всего выбор Среднее число выборов Соотн. выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

женские 6 3 7 0 2 2 1 3 5 2 6 1 2 3 4 4 5 2 4 62 3,3 2

универсальные 4 7 3 10 8 8 9 7 5 8 4 9 8 7 6 6 5 8 6 128 6,7

Таблица 9

Юноши (воспитанники 15—17 лет): итоги выбора социальных компетенций — «мужской портрет»

(сводный перечень повторяющихся выборов)

№ Мужские качества Количество выборов Процент от общего количества Рейтинг качества

1 Вера в себя 12 63% 6

2 Мужественность 15 79% 1

3 Доброта 15 79% 2

4 Надежность 14 74% 3

5 Общительность 11 58% 7

6 Ответственность 9 47% 10

7 Трудолюбие 13 68% 5

8 Уважительность 10 53% 8

9 Ум 10 53% 9

10 Сила 14 74% 4

Таблица 10

Юноши (воспитанники: 15-17 лет): соотношение выборов мужских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Эксперты Всего выборов Среднее число выборов Соотн. выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Мужские 6 3 7 0 2 2 1 3 5 2 6 1 2 3 4 4 5 2 4 62 3,3 2

Универ- сальные 4 7 3 10 8 8 9 7 5 8 4 9 8 7 6 6 5 8 6 128 6,7

Таблица 11

Юноши (воспитанники 15—17 лет): экспертная позиция относительно женских и мужских социальных компетенций

№ п/п Социальные компетенции «мужской портрет»

1 Мужественность

2 Доброта

3 Надежность

4 Сила

5 Трудолюбие

6 Вера в себя

7 Общительность

8 Уважительность

9 Ум

10 Ответственность

№ Социальные компетенции «женский портрет»

1 Доброта

2 Любовь к детям

3 Ответственность

4 Забота о людях

5 Нежность

6 Общительность

7 Привлекательность

8 Ум

9 Надежность

10 Женственность

Таким образом, нами получены два перечня (по каждой возрастной группе обучающихся (воспитанников) социальных компетенций: 1) для «мужского портрета» и 2) для «женского портрета».

Наверное, не слишком репрезентативная выборка 13 девушек (15— 17 лет); 19 юношей (15—17 лет) не позволяет делать выводы о закономерностях выборов тех или иных наборов социальных компетенций различными возрастными группами. Однако само проведенное пилотное исследование, тем не менее, показывает, что при выборе социальных компетенций для «женского портрета» количество выборов женских по преимуществу компетенций выше (1, 4), чем мужских по преимуществу для «мужского портрета».

Полагаем, что это может быть связано с тем, что все эксперты ориентированы в большей степени на универсальные качества. Предположим, что эту позицию формируют у воспитанников (воспитанниц) сами педагоги, которые этой позиции придерживаются сами и ее же навязывают воспитанникам (воспитанницам). При этом мы понимаем, что это утверждение нуждается в подтверждении в рамках специального исследования, предполагающего более репрезентативную выборку экспертов.

При этом некоторые предварительные выводы и суждения можно сделать уже сейчас:

1. Девочки (девушки) выбирают больше собственно женских качеств для «женского портрета» и

собственно мужских — для «мужского». Нам представляется, что это связано с тем, что они находятся в фертильном возрасте. И это один из факторов, предопределяющих такой выбор.

2. Обучающиеся, как девушки, так и юноши, совсем не имеют или имеют неполные теоретические представления о некоторых социальных компетенциях (качествах личности), что означает, что педагогам следует в рамках социализа-ционных занятий больше внимания уделять разъяснению и организации освоения смыслов позитивных социальных компетенций, качеств. Ведь чем больше у обучающихся представлений о той или иной социальной компетенции, тем больше их социальная компетентность.

3. Следует отметить, что де-

вочки (девушки) при выборе качеств личности и для «мужского», и для «женского портретов» чаще обращаются к универсальным качествам (соотношение — 2,3),

а мальчики (юноши) — чаще к гендерным (соотношение — 1,3).

4. И, наконец, в различных возрастных группах избираются различные наборы компетенций и для «мужского», и для «женского портретов». И это означает, что в отборе содержания социализации для каждой возрастной группы обучающихся существуют акценты, которые не могут быть оставлены без внимания со стороны воспитателей и педагогов в определении содержания воспитательных воздействий в рамках социализацион-ных занятий.

Кроме того, мы можем фиксировать, что во всех группах экспертов (табл. 6, 11) относительно

«женского портрета» совпадают четыре (40 %) выбора социальных компетенций: «любовь к детям», «доброта», «надежность» и «забота о людях», а для «мужского портрета» — пять (50 %) выборов: «надежность», «трудолюбие», «мужественность», «доброта» и «вера в себя». При этом «доброта» и «надежность» оказались важными универсальными компетенциями и для «женского» и для «мужского портретов».

Не эти ли социальные компетенции являются такими востребованными в сегодняшнем российском обществе и не являются ли они фундаментом для создания хорошей российской семьи.

Таким образом, методика ОСС С. Г. Молчанова позволяет зафиксировать позиции воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) относительно референтных социальных компетенций. Следовательно, появляется возможность корректировать воспитательное воздействие педагогов, делать его более адекватным социальному заказу.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании» // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы : сб. — 2-е изд. — М. : ИФ «Образование в документах», 2001. — 104 с.

2. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий. — 2009. — № 2(8). С. 51—54.

3. Молчанов, С. Г. Воспитание — инструмент социализации и образования / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 16 дек. 2008 г.).— Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. — Ч. 2.

4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2010. — 36 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Челябинский гуманитарий, 2010. — 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.