Научная статья на тему 'Отбор содержания социализации педагогами и обучающимися в учреждении специального коррекционного образования'

Отбор содержания социализации педагогами и обучающимися в учреждении специального коррекционного образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ («УНИВЕРСАЛЬНЫЕ» / «МУЖСКИЕ» И «ЖЕНСКИЕ») / РЕФЕРЕНТНОСТЬ / ЭКСПЕРТЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ «МУЖСКИЕ» И «ЖЕНСКИЕ» ПОЗИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернова Ирина Михайловна

В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации с использованием методики «Отбора содержания социализации ОСС» профессора С. Г. Молчанова и включения в эту работу педагогов и обучающихся, а также анализируются возможности компаративного анализа экспертных позиций воспитателей и воспитанников, «женских» и «мужских» экспертных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чернова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отбор содержания социализации педагогами и обучающимися в учреждении специального коррекционного образования»

15. Рототаева, Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Р. - М., 2002.

16. Энциклопедия для детей. Т. 6, Ч. 2. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -688 с.

17. Ladsous J. Travail social [Text] / J. Ladsous. - Montpellier : Actif, 1990. - 118p.

УДК 37.043

Ирина Михайловна Чернова

школа № 60 г. Челябинска

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИПЕДАГОГАМИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИИСПЕЦИАЛЬНОГОКОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации с использованием методики «Отбора содержания социализации - ОСС» профессора С. Г. Молчанова и включения в эту работу педагогов и обучающихся, а также анализируются возможности компаративного анализа экспертных позиций воспитателей и воспитанников, «женских» и «мужских» экспертных позиций.

Ключевые слова: социализация, содержание социализации, социальные компетенции («универсальные», «мужские» и «женские»), референтность, эксперты, экспертные «мужские» и «женские» позиции, воспитание.

С целью определения социальных компетенций, на которые ориентируются представители определенной возрастной группы, т. е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, была проведена процедура экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации (в дальнейшем - ОСС) С. Г. Молчанова [12]. В экспертном оценивании принимали участие две группы экспертов: педагоги и учащиеся МСКОУ - школы № 60 г. Челябинска. Педагогам и учащимся был предложен перечень личностных качеств или социальных компетенций [12. С. 23], из которых они должны были выбрать те, «которые они хотели бы видеть в своем сверстнике (сверстнице)» [12]. В предложенном перечне, отобранные в него слова, фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина, б) должна обладать женщина. Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов, сложить некий набор социальных компетенций, т. е. «мужской» и «женский» портреты, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а, с другой стороны, на свои субъективные представления. Далее на основе экспертной оценки (экспертами выступили сами педагоги и обучающиеся), был произведен отбор наиболее важных, значимых (с точки зрения экспертов) компетенций, для оценки человека, личности. При этом речь идет о коллегах, сверстниках (-ицах).

Затем, по методике ОСВП С. Г. Молчанова [12], была выборочно проведена экспертиза конспектов социализационных занятий (классных часов), с целью определения получения ответ на вопрос: на увеличение выраженности каких социальных компетенций

© И. М. Чернова, 2011.

обучающихся (воспитанников) они направлены и могут повлиять (оказать развивающее воздействие). Разумеется, по субъективным мнениям (оценкам) всех экспертов, объединенных затем в объективизированную оценку не менее чем пяти экспертов по поводу каждого конспекта. Основой для экспертного оценивания потенциального воздействия социализационных занятий (классных часов) на формирование социальных компетенций, являются наборы референтных социальных компетенций для мальчиков (юношей) и девочек (девушек) по каждой возрастной группе Но об этой части нашего исследования в следующей публикации, поскольку эти данные находятся в стадии обработки.

Сейчас же мы остановимся на обсуждении данных полученных по методике ОСС С. Г. Молчанова [12] о наборах качеств, которые бы хотели видеть в своих коллегах, сверстниках (-ицах) участники экспертного оценивания.

В опросе приняли участие две группы экспертов: 1) педагоги (женщины): возраст от 22 до 65 лет; 2) обучающиеся (воспитанники (-ицы): юноши и девушки): возраст: от 15 до 17 лет (см. табл. 1). Группы экспертов были сформированы по основанию: 1) гендер-ность (юноши, девушки; мужчины1, женщины); 2) принадлежность к возрастной группе (табл. 1).

Таблица 1

Состав группы экспертов по полу и возрасту

№ п/п Группы Мужчины (нет) Женщины (20 чел.)

22-35 лет 36-50 лет 51 год и старше 22-35 лет 36-50 лет 51 год и старте

1. Педагоги (кол-во) нет нет нет 5 7 8

Юноши (19 чел.) Девушки (13 чел.)

15 лет 16 лет 17 лет 15 лет 16 лет 17 лет

2. Обучающие (воспитанники) (кол-во) 6 7 6 3 6 4

Задание было сформулировано следующим образом: «Отобрать из предложенного перечня слова, фиксирующие позитивные социальные компетенции (качества), которыми должен (-на) обладать мужчина (женщина), которые хотелось бы видеть в мужчине (женщине), юноше (девочке)». Таким образом, предполагалось собрать субъективные экспертные оценки каждого эксперта, и, суммировав их, объективизировать экспертную позицию каждой возрастной группы экспертов, отдельно, и всех групп экспертов, вместе, относительно социальных компетенций, которые они хотели бы видеть в своем (-ей) коллеге, сверстнике (-ице).

В результате получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Педагоги-женщины: итоги выбора социальных компетенций -

«женский портрет» (сводный пе эечень повторяющихся выборов)

№ п/п Возраст группы 51 год и выше ( % от кол-ва экспертов) от 36 до 50 лет ( % от кол-ва экспертов) от 22 до 35 лет ( % от кол-ва экспертов) Среднее значение по трем группам ( % от кол-ва экспертов)

Качества

1 2 3 4 5 6

1. Любовь к детям 67% 75 % 33 % 58%

2. Умение понимать других 50% 16%

1 Примечание. Поскольку среди взрослых отсутствовали мужчины (в учреждении работают только женщины: такова реальность гендерности в образовании), то здесь представлена гендерная позиция педагогов-женщин.

3. Женственность 50% 50% 50% 50%

4. Чувство юмора 50% 38 % 67% 52%

5. Забота о людях 50% 17%

6. Жизнерадостность 50% 33 % 42%

7. Умение уступить 33 % 33 % 22%

8. Терпимость 33 % 11 %

9. Надежность 33 % 50% 28%

10. Привлекательность 33 % 11 %

11. Трудолюбие 33 % 11 %

12. Доброта 75 % 83 % 53 %

13. Культурность 50% 17%

14. Искренность 50% 17%

15. Уверенность в себе 50% 17%

16. Тактичность 38 % 13 %

17. Высокая мораль 38 % 13 %

18. Верность 38 % 67% 35%

19. Честность 38 % 13 %

20. Ответственность 50% 17%

21. Уважительность 33 % 11 %

22. Ум 33 % 11 %

В таблице 2 зафиксировано количество выборов (в %) того или иного слова (качества, социальной компетенции) из предложенного экспертам перечня. Каждый выбор - это оценочная субъективная позиция каждого эксперта.

Отметим, что педагоги, принадлежащие к разным возрастным группам, выбрали различные наборы социальных компетенций для «женского портрета». При этом все три группы экспертов (педагоги всех возрастов) выбрали три, одни и те же, социальные компетенции: «любовь к детям», «женственность», «чувство юмора». У первой и третьей групп совпал выбор еще трех компетенций: «жизнерадостность», «умение уступить», «надежность». У второй и третьей групп совпал выбор еще двух компетенций: «доброта», «культурность». Таким образом, у первой и третьей групп шесть 6 совпадений, у второй и третьей - пять, у первой и второй - три.

Наибольшее количество выборов (среднее значение трех групп) получили следующие женские, по преимуществу, качества: «любовь к детям» (58 %), «женственность» (50 %), «жизнерадостность» (42 %), «верность» (35 %), «умение уступить» (22 %), «забота о людях» (17 %). Более согласованными в выборах социальных компетенций (качеств), явились группы педагогов в возрасте от 22 до 35 лет и51 год и старше.

Мы обратили внимание на то, что педагоги (как эксперты) не выбирают такие женские качества (социальные компетенции) как: «доверчивость», «мягкость», «сострадание», «тихий голос», «очаровательность», «нежность».

Таблица 3

Педагоги-женщины: соотношения выборов женских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Соци- альные компе- тенции Эксперты Всего выбо- ров Среднее число выборов Соот- ношение выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

женские 5 1 3 3 4 4 5 2 4 4 3 5 3 3 7 3 5 6 3 10 83 4,1 1,4

универ- сальные 5 9 7 7 6 6 5 8 6 6 7 5 7 7 3 7 5 4 7 0 117 5,9

Из таблицы № 3 следует, что универсальные качества выбираются в 1,4 раза чаще, чем женские. Для формирования «женского портрета» (набора желаемых у женщины качеств) педагоги (как эксперты) чаще выбирают слова из перечня универсальных качеств (социальных компетенций) - 117 выборов, чем слова из перечня женских, по преимуществу, качеств (социальных компетенций) - 83 выбора. Среднее значение числа выборов женских качеств - 4,2, а универсальных - 5,9. Таким образом, в «женском портрете», с экспертной позиции педагогов, доминируют универсальные (5,9), качества (социальные компетенции) по отношению к женским, по преимуществу, (4,1): соотношение составляет 1,4.

Таблица 4

Педагоги-женщины: итоги выбора социальных компетенций -«мужской портрет» (сводный перечень повторяющихся выборов)

№ п/п Возраст группы 51 год и выше ( % от кол-ва экспертов) от 36 до 50 лет ( % от кол-ва экспертов) от 22до35 лет ( % от кол-ва экспертов) Среднее значение по трем группам ( % от кол-ва экспертов)

Качества

1 2 3 4 5 6

1. Надежность 50% 50% 100% 67%

2. Мужественность 50% 75% 50% 58%

3. Активность 50% 17%

4. Доброта 67% 50% 50% 56%

5. Романтичность 33 % 50% 28%

6. Трудолюбие 67% 86% 33 % 62%

7. Уверенность в себе 33 % 11 %

8. Ум 100% 50% 33 % 31 %

9. Ответственность 50% 38% 33 % 40%

10. Чувство юмора 50% 63 % 33 % 49%

11. Индивидуализм 50% 17%

12. Культурность 38% 13 %

13. Высокая мораль 38% 13 %

14. Честность 50% 17%

15. Вера в себя 67% 22%

В таблице 4 зафиксировано количество выборов (в %) того или иного слова (качества, социальной компетенции) из предложенного экспертам перечня. Каждый выбор - это оценочная позиция каждого эксперта.

Отметим, что педагоги, принадлежащие к разным возрастным группам, выбрали различные наборы социальных компетенций для «мужского портрета». При этом все три группы экспертов (педагоги всех возрастов) выбрали семь одних и тех же социальных компетенций: «надежность», «мужественность», «доброта», «трудолюбие», «ум», «ответственность», «чувство юмора». Таким образом, согласованность экспертных позиций педагогов-женщин относительно социальных компетенций для «мужского портрета» выше, чем для - «женского портрета» (табл. 2).

Наибольшее количество выборов (среднее значение трех групп) получили следующие мужские, по преимуществу, качества: «надежность» (67 %), «трудолюбие» ( 62 %), «мужественность» (58 %), «доброта» (56 %), «чувство юмора» (49 %), «ответственность» (40 %),«ум»(31 %).

Таблица 5

Педагоги-женщины: соотношения выборов мужских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Эксперты Всего выбо- ров Среднее число выборов Соотношение выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

женские 1 4 1 3 5 3 2 4 1 0 5 4 3 4 4 4 3 5 3 3 62 3,1 2,2

универ- сальные 9 6 9 7 5 7 8 6 9 10 5 6 7 6 6 6 7 5 7 7 138 6,9

Следует заметить, что в выборе социальных компетенций для «мужского портрета», все возрастные группы педагогов (как экспертов) более согласованы, чем в выборе социальных компетенций для «женского портрета». Во всех трех группах отмечены семь одинаковых качеств, но только одно, которое относится к мужским, по преимуществу,

- «мужественность» - остальные являются универсальными. Наибольшее количество выборов по школе получили следующие мужские, по преимущества, качества: «мужественность» и «вера в себя». Из таблицы № 5 следует, что универсальные качества личности для «мужского портрета» выбираются в 2,2 раза чаще, чем мужские.

Таким образом, на основе экспертной оценки педагогов-женщин, выступивших в качестве экспертов, мы определили два перечня социальных компетенций для женщин и мужчин. В каждый перечень отобраны только десять слов по основанию: частотность их выбора экспертами (табл. 2и5; столбец 6).

Таблица 6

Педагоги-женщины: экспертная позиция относительно женских и мужских социальных компетенций1

№ п/п Социальные компетенции -«женский портрет» № п/п Социальные компетенции -«мужской портрет»

1. Любовь к детям 1. Надежность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Доброта 2. Трудолюбие

3. Чувство юмора 3. Мужественность

4. Женственность 4. Доброта

5. Жизнерадостность 5. Чувство юмора

6. Верность 6. Ответственность

7. Надежность 7. Ум

8. Умение уступить 8. Романтичность

9. Забота о людях 9. Вера в себя

10. Ответственность 10. Честность

Мы получили, таким образом, согласованную экспертную позицию 20 педагогов-женщин одного образовательного учреждения относительно желаемых социальных компетенций женщин и мужчин. Вышеприведенные перечни (табл. 6) могут быть квалифицированы как некие стохастические, но эталонные модели социальных компетенций для «женского» и «мужского портретов».

С. Г. Молчанов пишет, что эта методика «...обеспечивает формирование содержания социализации» [12. С. 5], т. е. отвечает на вопрос: «Какие социальные компетенции эксперты хотели бы видеть в мужчине и женщине?». И это ответ на вопрос для педагога

1 Курсивом выделены в обоих перечнях совпадающие социальные компетенции, относящиеся к группе универсальных социальных компетенций (17, с. 23)

(воспитателя, родителя и т.д.): «ЧТО? воспитывать и что формировать?». А это и есть «социальный заказ со стороны тех, кто привлечен в качестве экспертов: детей, а также родителей, учителей (воспитателей) работающих с этой группой детей» [12. С. 5].

Таким образом, нам удалось зафиксировать позицию педагогов относительно того, что надо формировать, воспитывать в мальчиках, девочках (юношах, девушках). И «... такое направление движения к описанию содержания социализации возможно. И это движение, как бы, сверху.

Но может быть и встречное движение - снизу и (или) навстречу. Ведь нельзя забывать, что образовательное учреждение исполняет социальный заказ. И кто же заказчик? Прежде всего, это ребенок, который пришел в образовательное учреждение сегодня, но готовится к жизни в отстоящем, от сегодняшней реальности на 10-15 лет, будущем. И он главный заказчик. Поэтому при отборе содержания социализации, конечно же, надо обратиться к нему» [12. С. 5].

И «.если поставить его в позицию эксперта, т. е. предложить ему определенный набор только позитивных, социально-значимых компетенций и сформулировать вопрос таким образом: «Какие из предложенных социальных компетенций он хотел бы видеть в своем (-ей) сверстнике (-ице)?», то тогда он, как эксперт, отберет те качества, проявления которых в сверстниках (других людях), делают его общение с ними комфортным. А для его сверстников и сверстниц наличие у него самого этих качеств (социальных компетенций) сделает и его «удобным», комфортным социальным партнером. И поскольку перечень предлагаемых социальных компетенций будет включать только позитивные компетенции (на негативные социального заказа быть не может), то можно предположить, что обладая этим набором качеств, он будет скорее позитивным социальным партнером, чем негативным» [12. С. 5] - пишет С. Г. Молчанов.

Теперь обратимся к данным, полученным в ходе экспертного опроса обучающихся (воспитанников).

Итак, приведем полученные нами, в ходе экспертного опроса девушек (воспитанниц), данные.

Таблица 7

Девушки (воспитанницы: 15-17 лет): итоги выбора социальных компетенций - «женский портрет» (сводный перечень повторяющихся выборов)

№ п/п Женские качества Количество выборов % от общего количества Рейтинг качества

1 2 3 4 5

1. Женственность 4 30%

2. Жизнерадостность 10 77% 3

3. Нежность 9 69% 5

4. Забота о людях 11 85% 1

5. Любовь к детям 6 46%

6. Тихий голос 5 38%

7. Доброта 10 77% 4

8. Надежность 7 54% 7

9. Пунктуальность 2 15%

10. Скромность 2 15%

11. Трудолюбие 8 62% 6

12. Уверенность в себе 7 54% 8

13. Честность 7 54% 9

14. Общительность 11 85% 2

15. Ответственность 7 54% 10

16. Чистоплотность 4 30%

17. Шутливость 3 23 %

18. Дисциплинированность 2 15%

19. Ум 5 38%

20. Работоспособность 2 15%

21. Скромность 2 15%

22. Чувство юмора 4 30%

23. Привлекательность 1 8 %

24. Уважительно сть 1 8 %

Участие девушек в экспертном оценивании показало, что у них есть проблема в понимании смыслов многих слов, обозначающих позитивные социальные компетенции (качества), например, таких как: «инфантилизм», «очаровательность», «беззаботность», «беспечность», «высокая мораль», «развитая интуиция», «терпимость», «экстравагантность», «амбициозность». Из перечня женских, по преимуществу, качеств девушки выбрали только два: «жизнерадостность» (77 %) и «нежность» (69 %). Все остальные выборы - из перечня универсальных.

Ими вообще не отмечаются такие женские качества как: «умение уступить», «умение сочувствовать», «умение понимать других», «теплота», «способность утешать», «мягкость», «очаровательность».

Таблица 8

Девушки (воспитанницы: 15-17 лет): соотношения выборов женских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Экспе рты Всего выборов Среднее число выборов Соотношение выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

женские 3 2 5 4 4 3 3 3 5 1 3 3 6 45 3,5 1,9

универсальные 7 8 5 6 6 7 7 7 5 9 7 7 4 85 6,5

Девушки в отличие от педагогов в своих сверстницах хотят видеть, гораздо меньше женских, по преимуществу, компетенций (качеств) (таблица 3 и 8). Сравните выборов женских и универсальных компетенций для «женского портрета»: 1,4 - у педагогов-жен-щин; 1,9 — у девушек-воспитанниц.

Таблица 9

Девушки (воспитанницы: 15-17 лет): итоги выбора социальных компетенций -

«мужской портрет» (сводный перечень повторяющихся выборов)

№ п/п Мужские качества Количество выборов % от общего количества Рейтинг качества

1 2 3 4 5

1. Сила 6 46% 9

2. Атлетичность 6 46%

3. Вера в себя 11 85% 1

4. Мужественность 10 77% 2

5. Агрессивность 5 38%

6. Дух соревнования 3 23 %

7. Способность защитить свои взгляды 7 54% 7

8. Надежность 8 62% 6

9. Ответственность 5 38%

10. Ум 4 29%

11. Честность 9 69% 4

12. Чувство юмора 3 23 %

13. Доброта 10 77% 3

14. Привлекательность 5 38% 10

15. Трудолюбие 9 69% 5

16. Шутливость 2 14%

17. Работоспособность 4 29%

18. Общительность 7 54% 8

19. Скромность 2 14%

20. Уважительность 4 29%

21. Вспыльчивость 3 23 %

22. Пунктуально сть 2 14%

23. Уверенность в себе 1 7%

24. Дисциплинированность 2 14%

25. Ответственность 1 7%

Таблица 10

Девушки (воспитанницы: 15-17 лет): соотношения выборов мужских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Экспе рты Всего выборов Среднее число выборов Соотношение выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

мужские 3 3 4 4 5 3 4 5 2 3 3 3 6 48 3,7 1,7

универсальные 7 7 6 6 5 7 6 5 8 7 7 7 4 82 6,7

Приоритетными мужскими качествами, которыми должны были бы обладать (с экспертной позиции девушек) их сверстники, названы «вера в себя» (85 %), «мужественность» (77 %), «способность защитить свои взгляды» (54 %) и «сила» (46 %). Если сравнить экспертные оценки педагогов-женщин с экспертной позицией девушек, то девушки при отборе социальных компетенций для «мужского портрета» отдают предпочтение именно мужским, по преимуществу, качествам, а не универсальным социальным компетенциям, как педагоги-женщины1.

Таблица 11

Девушки (воспитанницы 15-17 лет): экспертная позиция относительно женских и мужских социальных компетенций2

№ п/п Социальные компетенции -«женский портрет»

1. Забота о людях

2. Общительность

3. Жизнерадостность

№ п/п Социальные компетенции -«мужской портрет»

1. Вера в себя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мужественность

3. Доброта

1 Это согласовывается с точкой зрения С.Г. Молчанова, что в фертильном возрасте для девушек (будущих матерей) более референтными, значимыми и важными в мужчине являются именно мужские качества. И это означает, что уже в школе нужно готовить и девочек (девушек) и мальчиков (юношей) к гендерным ролям (социальным позициям), соответственно, матерей и отцов. Для женщин, уже имеющих семьи и детей, мужские качества, как бы отступают на второй план, а более референтными становятся универсальные социальные компетенции. Так женщины старше 51 года (табл. 4) выбрали для мужского портрета всего 15 качеств из 100 возможных, из них только 2 - по преимуществу, мужские. Девушки выбрали 25 (табл. 9), из них 7 - по преимуществу, мужские. Т. е., 13 % против 28 %. Условно можно, считать, что более чем в два раза, девушки хотят видеть в своих сверстниках (потенциальных мужьях) мужские, по преимуществу, качества. Таковы особенности фертильного возраста.

2 Курсивом выделены в обоих перечнях совпадающие социальные компетенции, относящиеся к группе универсальных социальных компетенций (17,с.23)

4. Доброта 4. Честность

5. Нежность 5. Трудолюбие

6. Трудолюбие 6. Надежность

7. Надежность 7. Способность защитить свои взгляды

8. Уверенность в себе 8. Общительность

9. Честность 9. Сила

10. Ответственность 10. Привлекательность

Таким образом, мы получили перечень референтных для девушек возрастной группы от 15 до 17 лет социальных компетенций: «женский портрет» и «мужской потрет». Подчеркнем, однако, что в таблице 11 зафиксирован «женский взгляд». Это «женская» экспертная позиция.

А теперь приведем полученные нами, в ходе экспертного опроса юношей (воспитанников), данные.

Таблица 12

Юноши (воспитанники: 15-17 лет): итоги выбора социальных компетенций -

«женский портрет» (сводный перечень повторяющихся выборов)

№ п/п Женские качества Количество выборов % от общего количества Рейтинг качества

1 2 3 4 5

1. Нелюбовь к брани 3 16%

2. Женственность 8 42% 10

3. Жизнерадостность 7 37%

4. Забота о людях 12 63 % 4

5. Любовь к детям 14 74% 2

6. Нежность 12 63 % 5

7. Тихий голос 6 32%

8. Доброта 19 100 % 1

9. Общительность 12 63 % 6

10. Ответственность 14 74% 3

11. Привлекательность 10 53 % 7

12. Ум 9 47% 8

13. Надежность 9 47% 9

14. Скромность 6 32%

15. Трудолюбие 7 37%

16. Уважительность 4 21 %

17. Уверенность в себе 4 21 %

18. Честность 7 37%

19. Вспыльчивость 3 16%

20. Дисциплинированность 3 16%

21. Работоспособность 7 37%

22. Шутливость 3 16%

23. Пунктуально сть 4 21 %

24. Чистоплотность 5 26%

25. Чувство юмора 4 21 %

Так же, как и у девушек у юношей в ходе экспертного опроса возникла проблема понимания значений многих слов из предложенного перечня [12. С. 23-34], таких как: «инфантилизм», «очаровательность», «беззаботность», «беспечность», «высокая мораль», «развитая интуиция», «терпимость», «экстравагантность», «амбициозность».

Приоритетными женскими качествами для юношей-вопитанников (как экспертов) явились такие социальные женские, по преимуществу, компетенции: «любовь к детям» (74 %), «забота о людях» (63 %), «нежность» (63 %), «привлекательность» (53 %), «женственность» (42 %).

Таблица 13

Юноши (воспитанники: 15-17 лет): соотношения выборов женских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции

Эксперты

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Всего

выборов

Среднее число выборов

Соот-ношение выборов

женские

универ-

сальные

10

62

128

3,3

6,7

Отметим также, что юноши хотят видеть в своих сверстницах гораздо больше женских качеств, чем сами девушки у своих же сверстниц, но на ряду с этим, юноши при выборе качеств для «женского портрета» в два раза чаще отмечают универсальные (см. табл. 13).

Таблица 14

Юноши (воспитанники: 15-17 лет): итоги выбора социальных компетенций -«мужской портрет» (сводный перечень повторяющихся выборов)

№ п/п Мужские качества Количество выборов % от общего количества Рейтинг качества

1 2 3 4 5

1. Привлекательность 1 5 %

2. Вера в себя 12 63 % 6

3. Дух соревнования 9 47%

4. Мужественность 15 79% 1

5. Доброта 15 79% 2

6. Надежность 14 74% 3

7. Общительность 11 58% 7

8. Ответственность 9 47% 10

9. Трудолюбие 13 68% 5

10. Уважительно сть 10 53 % 8

11. Ум 10 53 % 9

12. Сила 14 74% 4

13. Уверенность в себе 3 16%

14. Скромность 3 16%

15. Чувство юмора 7 37%

16. Шутливость 5 26%

17. Агрессивность 2 11 %

18. Атлетичность 5 26%

19. Вспыльчивость 2 11 %

20. Честность 5 26%

21. Дисциплинированность 8 42%

22. Пунктуальность 3 16%

23. Способность защитить свои взгляды 3 16%

24. Работоспособность 4 21 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Чистоплотность 3 16%

Приоритетными мужскими качествами для юношей-вопитанников (как экспертов) явились такие социальные мужские, по преимуществу, компетенции: «мужественность» (79 %), «сила» (74 %), «вера в себя» (63 %), «дух соревнования» (47 %), «атлетичность» (26 %), «агрессивность» (11 %).

Таблица 15

Юноши (воспитанники: 15-17 лет): соотношения выборов мужских и универсальных социальных компетенций (качеств)

Социальные компетенции Экспе рты Всего выборов Среднее число выборов Соотно- шение выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

мужские 3 3 3 6 1 2 4 1 1 4 1 5 1 5 1 4 3 4 4 56 2,9 2,4

универ- сальные 7 7 7 4 9 8 6 9 9 6 9 5 9 5 9 6 7 6 6 134 7,0

Юноши, хотели бы видеть (и это их совокупная экспертная позиция) видеть своих сверстников мужественными, сильными, поверившими в себя, но все-таки приоритет при выборе мужских качеств, они отдают универсальным. 32 % юношей отмечают только по одному мужскому качеству (табл. 15).

Таблица 16

Юноши (воспитанники 15-17 лет): экспертная позиция относительно женских и мужских социальных компетенций1

№ п/п Социальные компетенции -«женский портрет» № п/п Социальные компетенции -«мужской портрет»

1. Доброта 1. Мужественность

2. Любовь к детям 2. Доброта

3. Ответственность 3. Надежность

4. Забота о людях 4. Сила

5. Нежность 5. Трудолюбие

6. Общительность 6. Вера в себя

7. Привлекательность 7. Общительность

8. Ум 8. Уважительно сть

9. Надежность 9. Ум

10. Женственность 10. Ответственно сть

Таким образом, нами получены три перечня (по каждой возрастной группе педагогов и, в целом, всех педагогов и обучающихся (воспитанников) социальных компетенций: 1) для «мужского портрета» и 2) для «женского портрета».

Из диаграммы 1 видно соотношение выборов женских (серый цвет столбцов) и мужских (черный цвет столбцов) компетенций для, соответственно, «женского» и «мужского» портретов, которые представляют из себя наборы из десяти качеств, которые соответствующие группы экспертов хотели бы видеть в своих сверстницах (-иках).

1 Курсивом выделены в обоих перечнях совпадающие социальные компетенции, относящиеся к группе универсальных социальных компетенций (17, с. 23)

Диаграмма 1

Таблица 17

Представление данных диаграммы 1 в виде таблицы

№ столбцов Категория экспертов: Коэффициент соотношения социальных компетенций:

по полу по возрасту универсальных и женских универсальных и мужских

1 2 3 4 5

1 девушки 15-17 лет 2,3

2 педагоги 22-35 лет 1,5

3 педагоги 36-50 лет 2,3

4 педагоги 51 год и старше 0,7

5 юноши 15-17 лет 1,5

6 девушки 15-17 лет 2,3

7 педагоги 22-35 лет 9

8 педагоги 36-50 лет 4

9 педагоги 51 год и старше 4

10 юноши 15-17 лет 1,5

11 среднее значение выборов женских качеств 1,4

12 среднее значение выборов мужских качеств 4,2

Наверное, не слишком репрезентативная выборка (20 педагогов-женщин (от 22 до 51 и старше лет); 13 девушек (15-17 лет); 19 юношей (15-17 лет) не позволяет делать выводы о закономерностях выборов тех или иных наборов социальных компетенций различными возрастными группами. Однако само проведенное пилотное исследование, тем не менее, показывает, что при выборе социальных компетенций для «женского портрета» количество выборов женских, по преимуществу, компетенций выше (1,4), чем мужских, по преимуществу, для «мужского портрета».

Полагаем, что это может быть связано с тем, что все эксперты ориентированы, в большей степени, на универсальные качества. К тому же, это означает, что эту позицию фор-

мируют у воспитанников (-иц) сами педагоги, которые этой позиции придерживаются сами и ее же навязывают воспитанникам (-ицам). При этом мы понимаем, что это утверждение нуждается в подтверждении в рамках специального исследования, предполагающего более репрезентативную выборку экспертов.

При этом, некоторые предварительные выводы и суждения можно сделать уже сейчас:

1. Педагоги-женщины - так же, как и воспитанники (-ицы), - при выборе социальных компетенций для «мужского» и «женского» «портретов» чаще выбирают универсальные, чем гендерные. Таким образом, можно полагать, что реализации принципа гендер-ности в воспитании (социализации) уделяется недостаточно внимания.

2. При этом девочки (девушки) выбирают больше, собственно женских качеств для «женского портрета» и собственно мужских - для «мужского», чем педагоги-женщины. Нам представляется, что это связано с тем, что они находятся в фертильном возрасте. И это один из факторов, предопределяющих такой выбор.

3. Обучающиеся (воспитанники, -ицы), как девушки, так и юноши, совсем не имеют или имеют неполные теоретические представления о некоторых социальных компетенциях (качествах личности), что означает, что педагогам следует в рамках социализаци-онных занятий больше внимания уделять разъяснению и организации освоения смыслов позитивных социальных компетенций, качеств. Ведь чем больше у обучающихся представлений о той или иной социальной компетенции, тем больше их социальная компетентность.

4. Педагоги-женщины образовательного учреждения в возрасте от 22 до 35 лет выбрали для «мужского портрета», и это их совокупная экспертная позиция, девять универсальных социальных компетенций из десяти и только одно, по преимуществу, «мужское» качество. Из этого, можно предположить, что в воспитании мальчиков (юношей) акцент ими будет сделан на формировании универсальных компетенций.

5. Для формирования «женского портрета» педагоги-женщины выбирают больше компетенций, по преимуществу, «женских», чем универсальных, а для формирования «мужского портрета» больше универсальных, чем «мужских», по преимуществу. Соотношение составило: три к одному. И это также подтверждает вывод 4 (см. выше).

6. Следует отметить, что девочки (девушки) при выборе качеств личности и для «мужского» и для «женского портретов», чаще обращаются к универсальным качествам (соотношение - 2,3), а мальчики (юноши) - чаще - к гендерным (соотношение - 1,3).

7. И, наконец, в различных возрастных группах избираются различные наборы компетенций и для «мужского», и для «женского портретов». И это означает, что в отборе содержания социализации для каждой возрастной группы обучающихся существуют акценты, которые не могут быть оставлены без внимания со стороны воспитателей в определении содержания воспитательных воздействий в рамках социализационных занятий.

Кроме того, мы можем фиксировать, что во всех группах экспертов (табл. 6; 11; 16) относительно «женского портрета» совпадают четыре (40 %) выбора социальных компетенций: «любовь к детям», «доброта», «надежность» и «забота о людях», а для мужского портрета пять (50 %)1 выборов: «надежность», «трудолюбие», «мужественность», «доброта» и «вера в себя». При этом «доброта» и «надежность» оказались важными универсальными компетенциями и для «женского», и для «мужского портретов».

Не эти ли социальные компетенции являются такими востребованными в сегодняшнем российском обществе и не являются ли они фундаментом для создания хорошей российской семьи?

1 Понимание педагогами задач воспитания совпадает с социальным заказом девочек (девушек) на 40 % и мальчиков (юношей) - на 50%. Можем ли мы в этом случае быть уверены, что объект нашего воздействия станет субъектом, ориентированным навстречу нашему педагогическому действию? И, наверное, этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

Таким образом, методика ОСС С. Г. Молчанова позволяет зафиксировать позиции педагогов и воспитанников относительно референтных социальных компетенций. Следовательно, появляется возможность корректировать воспитательное воздействие педагогов, делать его более адекватным социальному заказу.

Список литературы

1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17 000 слов [Текст]. - М. : Русские словари : АСТ: Астрель, 2007. - 957, [3] с.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. - М. : Мысль, 1986. -571 с.

3. Закон РФ «Об образовании» [Текст] // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. - М. : ИФ «Образование в документах», 2001. - 2-е изд. -104 с.

4. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий.

- 2009. -№2 (8). -С.51-54.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. -№5.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика [Текст] / В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. - М., 2002.

8. Марушкина, И. А. Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России : автореф дис. ... канд. пед. наук. - 2010 [электр. ресурс] / И. А. Марушкина. -иЯЬ: http://kspu.kaluga.rU/files/nauka/doc/d/marushkina.doc.

9. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.

10. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Трот // Челябинский гуманитарий. - 2009. -№3 (9). С. 74-86.

11. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - 2009. -№3 (9). - С. 87-97.

12. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя. - Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010.- 36 с.

13. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Рос. Энциклопедия, 2003. - 528 с.

14. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).

15. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

16. Рототаева, Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Р. - М., 2002.

17. Энциклопедия для детей. Т. 6, Ч. 2. Религии мира [Текст]. - М.: Аванта+, 1996. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.