Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

СОДЕРЖАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
сложнокоординационные движения / музыканты / физическое воспитание / психо-физиологическая структура движений / difficult coordination of movement / musicians / physical education / psycho-physiological structure of the movement

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондарь Т.К.

В статье представлен материал, касающийся психофизиологической структуры и особенностей профессиональных действий музыкантов в процессе игры на музыкальном инструменте. Обоснована необходимость формирования сложнокоординационных движений в процессе физического воспитания студентов музыкально-педагогических специальностей с целью повышения их профессиональной направленности в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS DIFFICULT COORDINATION OF EXECUTIVE MOTIONS AS THE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS

The paper presents material concerning the psycho-physiological peculiarities of the structure and activities of professional musicians in the process of playing a musical instrument. The necessity of forming complex coordination of movements in the course of physical training of students of musical and pedagogical skills to enhance their professional orientation in the conditions of high school.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

Бондарь Т.К.

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова старший преподаватель кафедры олимпийского и профессионального спорта факультета физического воспитания и спорта

м. Киев, Украина

СОДЕРЖАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МУЗЫКИ

CONTENTS DIFFICULT COORDINATION OF EXECUTIVE MOTIONS AS THE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS

Bondar T.K. - senior lecturer of the department of Olympic and professional sports, National Dragomanov Pedagogical University. Kyiv, Ukraine.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен материал, касающийся психофизиологической структуры и особенностей профессиональных действий музыкантов в процессе игры на музыкальном инструменте. Обоснована необходимость формирования сложнокоординационных движений в процессе физического воспитания студентов музыкально-педагогических специальностей с целью повышения их профессиональной направленности в условиях вуза.

ABSTRACT

The paper presents material concerning the psycho-physiological peculiarities of the structure and activities of professional musicians in the process of playing a musical instrument. The necessity of forming complex coordination of movements in the course of physical training of students of musical and pedagogical skills to enhance their professional orientation in the conditions of high school.

Ключевые слова: сложнокоординационные движения, музыканты, физическое воспитание, психофизиологическая структура движений.

Keywords: difficult coordination of movement, musicians, physical education, psycho-physiological structure of the movement.

Введение. Сегодня приоритетной задачей физического воспитания студентов является не только укрепление здоровья, но и развитие двигательных и психических способностей, формирование двигательных умений и навыков для их положительного переноса на будущую профессиональную деятельность. Поэтому необходимой составляющей подготовки будущих специалистов любой профессии является рационально организованная двигательная активность в условиях обучения, вызывающая интерес и имеющая как оздоровительную, так и профессиональную направленность.

Проблема координации двигательных действий во время игры на музыкальном инструменте - одна из главных в музыкальной педагогике. Точность пространственной ориентации рук зависит от межмышечной и внутримышечной координации; динамика и тембр звучания обусловлены точностью дифференцирования усилий и времени; метроритмическая сторона исполнения музыкального произведения связана со статической и динамической выносливостью, точностью временных ощущений и скоростными характеристиками движений; чистота исполнения детерминируется свойствами психики и сенсорными системами организма [4; 6; 8; 9]. При игре на клавишных, струнно-смычковых и духовых инструментах движения рук и рабочая поза принципиально разные, что предопределяет особенности мышечной деятельности. Рационально организованная координа-

ционная подготовка студентов музыкально-педагогических специальностей в процессе физического воспитания с учетом музыкальной специализации способствует более эффективному усвоению молодежью навыков игры на музыкальном инструменте и предотвращению профессиональных заболеваний. Поэтому изучение структуры сложнокоорди-национных движений исполнительской деятельности является предпосылкой для формирования профессионально направленного содержания физического воспитания студентов музыкально-педагогических специальностей

Работа выполнена по плану научно-исследовательских работ Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (г. Киев, Украина).

Цель, задачи и методы исследования. Цель работы - на основе анализа психофизиологической структуры и особенностей сложнокоординацион-ных движений исполнительской деятельности обосновать содержание физического воспитания будущих учителей музыки. Методы исследования -обзор научно-методической литературы, теоретический анализ и синтез.

Результаты исследования. Игра на музыкальном инструменте обеспечивается слаженной работой моторики, психики и сенсорных систем специалиста. Исполнительская деятельность связана со сложными по технике и координацией движениями, требующими высокой точности. Рабочие

движения музыкантов характеризуются значительным превышением количества стереотипных движений по сравнению с нормальными показателями в единицу времени [5]. Ориентируясь на известную теорию Н.А. Бернштейна, музыкально-исполнительская техника относится к самому высокому уровню Е построения движений. Более глубокому пониманию психофизиологической структуры исполнительской деятельности и сложных механизмов рабочих движений музыкантов в сложном координационном взаимодействия способствует теория функциональных систем П.К. Анохина. Схема физиологического механизма управления отдельным двигательным актом исполнительской деятельности музыкантов подробно представлена описана в исследовании А.В. Тимошенко и Ж.Г. Деминой [2].

С точки зрения физиологии труда рабочие поза и движения во время исполнительской деятельности осуществляют управление музыкальным инструментом, их конкретные характеристики определяются видом музыкального инструмента и мор-фофункциональными особенностями исполнителя в системе «человек+ инструмент».

С точки зрения биомеханики двигательная структура исполнительской деятельности отражена закономерностями взаимосвязи движений в пространстве и времени, силовых взаимодействий частей тела с музыкальным инструментом, которые соответственно составляют кинематическую и динамическую структуры в системе движений.

Е.Н. Федорович и Е.В. Тихонова заметили, что согласно классификации свойств движений С.Л. Рубинштейна, к основным характеристикам исполнительских движений можно отнести:

1) скорость (нажатие клавиш, движение смычком, переборы струн и т.д.);

2) силу (нажатие смычка на струну, растяжения меха баяна и т.п.);

3) темп (частота движений за промежуток времени, которая зависит не только от скорости, но и от интервалов между движениями);

4) ритм (временной, пространственный и силовой);

5) координированность (одновременное выполнение различных движений разными частями тела);

6) точность мелких локомоций;

7) пластичность и свобода движений [7].

С точки зрения психологии профессиональной деятельности Е.П. Ильина, психомоторная структура движений во время игры на музыкальном инструменте обеспечивается пространственной, силовой и временной точностью движений, скоростью движений и силовой выносливостью, двигательной памятью [3]. Так, пространственная ориентация обеспечивает точность постановки рук, временная точность, силовая выносливость и скорость движений влияют на темп, метроритмическую сторону музыкального произведения и чистоту звука, от регулирования усилий зависят сила звука и некоторые параметры его качества - динамика и тембр.

Логико-аналитический подход к представлению психофизиологической природы исполнительской деятельности, изучение содержания и механизмов игры на музыкальном инструменте с позиции физиологии, психологии и биомеханики позволили определить структуру профессиональных движений музыкантов (табл. 1).

Характер движений музыканта отражает функциональное содержание исполнительской деятельности и связанные с ним специфические особенности рабочих действий. Психофизиологическая структура профессиональных движений музыкантов раскрывает характеристики факторов, обеспечивающих выполнение рабочей позы и рабочих операций в условиях мышечной деятельности.

Система профессиональных движений музыканта состоит из статической и динамической составляющей и соответственно включает

исходное положение и рабочие операции в условиях исполнительской деятельности. Учитывая представление А.В. Бримака, исполнительский аппарат музыканта представляет собой часть опорно-двигательной системы, состоящей из пассивной части - костных звеньев и активной - мышц [1]. Моторный компонент обеспечивает внешнюю сторону исполнительской деятельности, тогда как физиологический компонент - ее внутреннюю сторону.

Моторный компонент профессиональных движений музыканта включает совокупность психомоторных, сенсомоторных и двигательных показателей, обеспечивающих мышечную деятельность и участвующих в выполнении координированных движениях при музицировании.

Таблица 1

Психофизиологическая структура профессиональных движений музыкантов

Исходное положение Рабочие операции

Рабочая поза (посадка или стойка музыканта) Постановка рук относительно музыкального инструмента Исполнительские движения Сопутствующие движения

Моторный компонент Статическая силовая выносливость Статическое равновесие Пространственная ориентация Способность произвольного расслабления мышц Скорость зрительномотор-ных реакций Частота движений Статическая силовая выносливость Динамическая силовая выносливость Координированность движений Чувство ритма Точность воспроизведения временных параметров движений Пространственная ориентация Точность дифференцирования мышечных усилий Пластичность Способность произвольного расслабления мышц Координационная выносливость Координирован-ность движений Точность воспроизведения временных параметров движений Чувство ритма Пластичность Способность произвольного расслабления мышц

Физиологический компонент Осанка Мышечный тонус Осанка Мышечный тонус Постановка правильного дыхания Внутримышечная и межмышечная координация Двигательная память

Псхоэмоци-ональный компонент Психоэмоциональная стойкость Внимание Память

Так, статическая силовая выносливость и статическое равновесие обеспечивают устойчивость рабочей позы музыканта; пространственная ориентация рук и способность к произвольному расслаблению мышц - правильную постановку рук на музыкальном инструменте; скорость зрительномотор-ных реакций, частота движений, статическая силовая выносливость, динамическая силовая выносливость, координированность движений, чувство ритма, точность воспроизведения временных параметров движений, пространственная ориентация, точность дифференциации мышечных усилий, пластичность, способность к произвольному расслаблению мышц и координационная выносливость влияют на техническую сторону игры на музыкальном инструменте - осуществление исполнительских движений; координированность движений, точность воспроизведения временных параметров движений, чувство ритма, пластичность и способность к произвольному расслаблению мышц формируют сопутствующие движения музыкантом в условиях рабочих операций.

А.В. Бирмак предлагает рассматривать исполнительский аппарат как единую кинематическую цепь, звенья которой связаны между собой и включают мышцы, связки и кости с их суставами, мера подвижности которых определяется степенями свободы [1]. В сложнокоординационных исполнительских движениях музыкантов-инструменталистов участвуют плечевой пояс, предплечья, кисти и пальцы. В сопутствующих движениях в определенной степени участвует весь корпус (наклоны, покачивания, ритмические движения ногами, изменение позы во время игры). Плечевой пояс в зависимости от музыкальной специализации создает опору для музыкального инструмента (аккордеон, скрипка и др.) и движений руками (фортепиано, гитара, духовые инструменты). Движения в плечевых суставах осуществляются совместными усилиями мышц плеча, спины и груди. Плечо направляет и регулирует подъем, опускание и ротацию предплечья и кисти при движении со смычком или растяжение мехов аккордеона, осуществляет перенос рук во время манипуляций с клавиатурой или струнами, поддерживает руку в мелких локомоциях.

Анатомическая особенность запястья создает возможности для гибких и эластичных движений кисти, способствует их пластичности, обеспечивает единство и взаимосвязь в мелкой моторике пальцев. В рабочих операциях музыканта участвуют различные группы мышц, изолированные действия отдельных мышц не встречаются.

Каждое движение или его изменение в любой части исполнительского аппарата музыканта вызывают в других его частях, близких или отдаленных, реактивные (сопутствующие) движения, которые, как правило, повторяют ритмическую структуру основных. Взаимосвязь основных и сопутствующих движений обусловлена согласованностью деятельности систем, задействованных в рабочих операциях.

В условиях игры на музыкальном инструменте меняется поза исполнителя, дополнительно включаются в движение туловище, голова, плечевой пояс и ноги. Однако каждое сопутствующее исполнительское движение должно быть свободным, удобным, экономичным и художественно необходимым, иначе оно лишнее. К последним можно отнести чрезмерные повороты плеч, слишком высокий подъем пальцев, чрезмерный наклон туловища к инструменту, сильное отведение локтя, слишком энергичные махи головой и т.д.

Двигательная система исполнительской деятельности регулируется и координируется нервной системой и находится в тесном взаимодействии с другими функциональными системами - кровообращением, дыханием, обменом веществ и т.д., поэтому управление ею осуществляет физиологический компонент. Осанка музыканта определяет непринужденность рабочей позы и обеспечивает правильную постановку рук, обеспечивает свободу движений плечевого пояса, оказывает влияние на работу органов дыхания. Высокое положение головы и правильная осанка позволяют сохранять устойчивость посадки и дает возможность наклоняться и поворачиваться в разные стороны. Правильная осанка при положении стоя позволяет сохранять длительное время устойчивую позу и держать инструмент.

Важным фактором, влияющим на функции двигательного аппарата в условиях игры на музыкальном инструменте, является мышечный тонус, причем даже для мышц, находящихся в состоянии покоя. При выполнении рабочих операций в условиях напряжения мышцы сокращаются, при расслаблении - восстанавливается их нормальная длина. Игровой аппарат музыканта обеспечивается работой мышц-синергистов и мышц-антагонистов. Статические напряжения возникают при длительном удержании музыкального инструмента, при этом сокращение их не чередуется с расслаблением. В результате рабочие мышцы приходят в состояние устойчивой фиксации - так называемого «зажима» [1].

Сложная координационная структура исполнительных движений построена на восприятии и анализе музыкантом собственных движений, нали-

_21

чии образов, динамических, временных и пространственных характеристик движений в сложном взаимодействии. Управление мышечной деятельностью музыкантов обеспечивается совокупностью нервно-мышечных механизмов - внутримышечной и межмышечной координации. Внутримышечная координация осуществляет синхронное управление подвижными единицами, а межмышечная координация - взаимодействие мышц или мышечных групп, участвующих в двигательных действиях. Внутримышечная и межмышечная координация участвуют в физиологических механизмах проявления двигательных способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

В структуру исполнительской деятельности музыканта входит правильное дыхание, что особенно важно для игры на духовых музыкальных инструментах наряду с особой работой мышц губ и лица, координированными движениями пальцев и специфическими движениями языка. Особенностью правильной постановки дыхания духовиков является быстрый вдох и медленный выдох.

Двигательная память лежит в основе исполнительской деятельности. Так, двигательная память музыканта обеспечивает качественную сторону исполнения музыкального произведения. Слуховомо-торная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, которое проверяется слуховой сферой. Двигательная (мышечная) память лежит основе исполнительской деятельности, поскольку вся техника игры на музыкальном инструменте построена на динамических стереотипах - определенной системе чередования процессов возбуждения и торможения, основанной на двигательных навыках.

Если моторный и физиологический компоненты обеспечивают практическую сторону игры на музыкальном инструменте, то исполнительскую надежность определяет психоэмоциональный компонент, в частности внимание (объем, устойчивость, концентрация, переключение), память (объем и точность) и нервно-эмоциональная устойчивость. Внимание и память оказывают влияние на точность исполнения музыкального произведения, а также участвуют в координации рабочих операций. Психоэмоциональная устойчивость исполнителя обеспечивает качество игры. Так, перевозбуждение может проявиться в невольном изменении силы или темпа звука, или же в скованности движений. Для правильной деятельности нервно-мышечного аппарата необходимо, чтобы в звене «возбуждение-торможение» сохранялся точный ритм, который является основой согласованности (координации) в исполнительской деятельности.

Техника игры на музыкальном инструменте составляет согласованную систему движений, позволяющую манипулировать им при исполнении музыкального произведения. Исполнительская техника игры базируется на основе четкой периодизации процессов напряжения и расслабления, включает движения плечевого пояса предплечий,

кистей и пальцев, отличающиеся точностью, определенной метроритмической структурой и пластичностью, а также разной частотой локомоций и приложенными усилиями. Основу техники игры на духовых инструментах также составляет согласованность дыхания и манипуляций верхних конечностей музыканта.

Техника игры на различных музыкальных инструментах принципиально отличается по структуре мышечной деятельности и функциональной специфике [8; 9]. Кроме того, каждому музыканту присущи характерные, индивидуальные особенности движений, отличающие его технику игры и зависящие от морфофункциональных и психофизиологических особенностей развития его организма, свойств его нервной системы, эмоциональности и подготовленности.

Однако в исполнительской деятельности существуют общие двигательные акты, которые составляют систему сложнокоординационных движений. Механизм исполнительской деятельности заключается в согласованности, точности и одновременности этих движений и определенных пространственных, временных и силовых ритмах, которые постоянно изменяются.

Выводы. В основе идеи формирования слож-нокоординационных движений музыкантов в процессе занятий физическими упражнениями лежат закономерности положительного переноса двигательных навыков и качеств з физической на профессиональную деятельность, закономерности адаптационных (приспособительных) изменений в моторике исполнителя под действием систематических физических нагрузок подобной структуры, локализации и направленности.

Изучение структуры сложнокоординационных движений музыкантов обусловлено важностью упорядочения физиологических механизмов построения рабочих операций и возможностью их усовершенствования с помощью физических упражнений. Дифференциация физических нагрузок в процессе физического воспитания будущих педагогов-музыкантов на основе особенностей мы-

шечной деятельности при игре на конкретном музыкальном инструменте позволит реализовать закономерности положительного переноса навыков и качеств, а также обеспечить кумулятивный эффект.

Перспективой дальнейших исследований является изучение возможностей повышения эффективности физического воспитания будущих учителей музыки средствами аквафитнеса.

Список литературы

1. Бирмак А. В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы. - М.: Музыка, 1973. - 138 с.

2. Демина Ж.Г. Понимание физиологических механизмов управления движениями как фактор усовершенствования учебного процесса музыкантов / Демина Ж.Г., Тимошенко О.В. // Научный ча-сопис НПУ имени М.П. Драгоманова. - К., 2010. -Выпуск 6. - С. 106-110.

3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2003. - 384 с.

4. Корлякова С.Г. Психомоторные способности музыкантов: генезис и формирование: монография / С.Г. Корлякова. - Ставрополь: СГУ, 2008. -336 с.

5. Косарев В.В. Писчий спазм и другие формы профессиональных дискинезий / В.В.Косарев, С.А. Бабанов // РМЖ. - 2014. - № 27. - С. 1974.

6. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03 / Ю.А. Цагарелли. - Казань, 1989. -425 с.

7. Федорович Е.Н. Основы музыкальной психологии: учебное пособие / Е.Н. Федорович, Е.В.Тихонова. - М.: «Директ-медиа», 2014. - 279 с.

8. Chipman Abram. Quantity and quality of musical practice as predictors of performance quality: Psychoanalytic Review, 2000. - p. 429-454.

9. Konovalov I.E. Program of formation of is professional-applied physical training of musicians-instrumentalists SSUZ: training-methodical development / I.E. Konovalov. - Naberezhnye Chelny: KamGIFK,2007. - 56 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.