УДК 793.3: 769 Б01 10.17238/188п1998-5320.2018.32.157
Т. В. Сабанцева, Л. Я. Николаева, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТРЮКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ЖЕНСКОГО РУССКОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Введение. Рассматривается специфика профессиональной деятельности студентов-хореографов. Анализируются ранее представленные сведения в научной литературе о «пляске» и её связи с духовным и физическим состоянием исполнителя. Выявляется значимость совершенствования уровня специальной физической подготовленности студентов.
Постановка проблемы. В статье сформулирована проблема исследования, сущность которой заключается в обосновании методики совершенствования уровня специальной физической подготовленности студентов-хореографов для исполнения женских трюковых элементов русского народного танца.
Содержание исследования. Определены наиболее технически сложные трюковые элементы женского русского народного танца - дробные выстукивания и вращения. Дана классификация «хореографической координации» и определение «координации в хореографии» по анализу исследований И. Г. Есаулова, Н. В. Соковиковой, Е. В. Перлиной. На основе выявленных видов координационных способностей предложена методика совершенствования уровня специальной физической подготовленности студентов-хореографов для исполнения технически сложных женских трюковых элементов.
Вывод. Предлагается методика способствует повышению уровня физической подготовленности студентов-хореографов, а далее освоение техники трюковых элементов женского русского народного танца.
Ключевые слова: координационные способности, студенты-хореографы, дробные выстукивания, вращения, русский народный танец, уровень специальной физической подготовленности студентов.
Введение. Любая профессиональная деятельность, а особенно танцевальная, характеризуется определенным уровнем физической подготовленности. В хореографическом образовании есть своя специфика, предъявляющая студенту большие требования как к уровню танцевальной, так и к уровню специальной физической подготовленности. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на изучение основ хореографического искусства, но и на совершенствование специальной физической подготовленности студентов-хореографов. Как отмечает О. П. Кокоулина [1], необходима разработка современных, отвечающих инновационности образования учебно-методических комплексов, раскрывающих содержательную и технологическую сущность педагогического процесса формирования физической культуры личности.
В связи с этим вопрос, рассматриваемый авторами, является актуальным в современном образовательном процессе студентов-хореографов, требующий модифицирования содержательного компонента дисциплин профессионального цикла.
Основу хореографического образования составляет изучение русского народного танца. По определению А. С. Фомина [2], «пляска - древнейший вид творческой деятельности, в которой игровое воздействие на самого исполнителя или зрелищный эффект достигается ритмической сменой поз, жестов или социально-значимых символов, служащих образным отражением трудовых или жизненных ситуаций». Как верно заметил известный балетный критик Н. Н. Вашкевич [3], «пляска соединяет в себе духовное с физическим началом, - душа выражает ею свою радость, тело выливает в ней свою энергию». Как подчёркивал К. С. Станиславский, «внешняя пластика основана на внутреннем ощущении движения, энергии» [4]. По мнению М. В. Левина [5], будущему специалисту в области хореографии необходимы высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной системы, высокая степень гибкости и умение управлять своими движениями. «В танцах появились элементы гимнастического и акробатического характера, что требовало совершенствования таких качеств, как устойчивость, смелость, выносливость...». А. В. Пали-лей утверждает, что «.педагог-хореограф - это высококвалифицированный специалист в области танцевального искусства. Кроме отличной физической подготовки и умений методически грамотно
организовать учебно-педагогический процесс с обучающимися, педагогу необходимо знать: методологию постановки хореографического произведения, историю отечественного и зарубежного хореографического искусства, музыкальную грамоту, сценографию, историю костюма. Также педагог не только должен знать методику преподавания классического, народно-сценического, русского, современного танца, но и владеть современными знаниями педагогики» [6].
Сегодня в хореографическом искусстве используются практически все акробатические элементы, будь то простейшие перевороты или сложнейшие выбросы. Танцоры модернизируют акробатические элементы так, что они выглядят не как спортивное упражнение, а как танцевальный трюк. Акробатические элементы при грамотном комбинировании с другими элементами и с танцевальными движениями украсят и разнообразят любой танец. Важно, чтобы трюковые элементы соответствовали возрастным особенностям танцоров и их физической подготовке.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что уровень специальной физической подготовленности студентов-хореографов необходимо постоянно совершенствовать в связи с постоянным техническим усложнением хореографических элементов. Л. М. Беженцева [7] указывает в своих исследованиях, что применение специально направленных гимнастических упражнений в учебном процессе будет способствовать овладению двигательными умениями и навыками и развитию физических способностей занимающихся.
Постановка проблемы. Анализ научной литературы показал, что исполнение трюковых движений в русском народном танце требует технической подготовленности исполнителя, владением различными координационными способностями, выносливостью и эмоциональным началом. Но в научной литературе нами не обнаружено методического описания поэтапного изучения женских трюковых элементов, что в современной педагогике является значительным и представляется проблемой.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке методики совершенствования уровня специальной физической подготовленности студентов-хореографов для выполнения женских трюковых элементов русского народного танца.
Содержание исследования. Основу русского народного танца составляет хореографическая лексика, которая включает в себя «набор жестов, движений, поз...» [8]. В процессе становления плясовых форм русского народного танца отчетливо дифференцируются две основные, различные по лексическому корпусу, характеру и манере исполнения виды пляски: женская пляска и мужская пляска. Состав движений женского русского народно-сценического танца велик и многообразен, но основу его технически сложных выразительных средств составляют дроби и вращения в различных композиционных проявлениях.
Овладение студентами трюковыми движениями русского народно-сценического танца проходит при помощи:
• изучения танцевальных упражнений в медленном темпе;
• с помощью практического показа педагога;
• методом многократного повторения;
• методами мышечного контроля исполнения движений;
• закрепления мышечных ощущений.
Таким образом, исполнение любого танцевального движения взаимосвязано с уровнем подготовленности мышечной системы опорно-двигательного аппарата студента.
Для исполнения и изучения данных трюковых элементов наиболее значимо такое физическое качество, как координационные способности. Относительно координации хореографические движения можно классифицировать на:
- простые координации:
• одновременные и однонаправленные движения рук;
• поочередные движения ног;
• одновременные и однонаправленные движения руки и ноги, одной половины тела;
- сложные координации:
• одновременные разнонаправленные движения рук;
• одновременные однонаправленные движении ног;
• выворотное положение ног;
• движения ног при полете в воздухе;
• одновременные движения всех конечностей;
• переключение, с однонаправленных на разнонаправленные движения и с одного темпа на другой.
Следовательно, вращения и дроби относятся к технически сложным координационным движениям.
Координация - это тактика в хореографии, последовательный путь освоения правил, приемов, при помощи которых можно управлять устойчивостью, равновесием, то есть достичь желаемого апломба [9]. Другими словами, координация в танце - это сознательная профессиональная организация движения в заданной форме, во времени, пространстве и образе. Любое движение требует равновесия тела. Анализаторы играют в его сохранении ведущую роль. Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ног и размах движений в суставах, двигательный и вестибулярный вместе - соприкосновение с опорой и её противодействие (реакция опоры). Двигательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный - изменение скорости и направления движения, создает чувство поз. Зрительный анализатор даёт ощущение полета, направление движения и его изменения и скорости. Равновесие в движении зависит от степени развития свойств анализаторов и от согласованности их в работе. Немаловажным является и развитый совершенный мышечный аппарат студента-хореографа, так как изменяя мышечные усилия для преодоления силы тяжести, танцор сохраняет равновесие и устойчивость тела.
По утверждению Н. В. Соковиковой [10], каждый вид танцевальной деятельности требует проявления психомоторных качеств. Так, в некоторых видах танцевальной деятельности, спорта, называемых спринтерскими, ведущими являются скоростные качества - короткое время реакции, высокий максимальный темп движений ног; в других же видах танцевальной деятельности, спорта, называемых стайерскими, ведущую роль играет аэробная выносливость. Большинство мужских народных танцев зависит от анаэробных возможностей организма танцовщика, поэтому здесь наиболее важна скоростная выносливость. В классическом танце основным психомоторным качеством является координированность. Следует отметить, что координированность в различных видах танца различна. В классическом танце -это прежде всего координация рук и ног, которые работают по определенным позициям и переводятся из позиции в позицию по законам координации классического танца. В народном танце руки выполняют не только вспомогательную функцию, но и совершают самостоятельные движения, которые в дальнейшем координируются с движениями ног. В классическом танце также есть статичные позы, в которых важнейшую роль играет устойчивость тела и рук [10].
По мнению Н. В. Соковиковой [10], координация у танцовщика предполагает не только управление движениями, но и в регуляцию позы, то есть фиксацию положения тела и его частей в определенном заданном положении. Поза служит для сохранения равновесия тела и для фиксации ряда суставов, без чего осуществление движений в других суставах становится невозможным.
В своих исследованиях Н. В. Соковикова [10] различает три основных вида координации:
- мышечная координация, то есть процесс согласования напряжений мыщц, силы тяги которых приложены к звеньям тела для достижения определённого двигательного эффекта. Мышечная координация определяется нервной координацией и зависит от многих других причин. Она подразделяется на внутримышечную, связанную с управлением, сокращением, натяжением или расслаблением внутремы-шечных волокон и работой мотонейронов, и межмышечную, связанную с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц при двигательном акте в целом;
- двигательная координация, требующая участия психических процессов и сознательного программирования двигательного действия;
- нервная координация, то есть координация движения, действия, мысли.
Дроби (дробные выстукивания). По мнению А. М. Мехнецова [11], пляска исторически определялась как «.танец с ярко выраженным ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения.». Ритмическую основу женского русского народного танца составляли дроби. В русском танце множество дробей и их комбинаций. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». Дробь называют «топотухой», «дробью-пристуком», «дробцом», «рассыпухой», «оттопами» и ласково - «дробушечкой», «топотушкой» [12].
Дроби в русском народном танце классифицируются:
1) по темпу и ритму исполнения (быстрые, медленные, синкопированные и пр.);
2) по месту исполнения (на одном месте, с продвижением по различным траекториям);
3) по виду ударов (всей стопой, полупальцами, каблуком);
4) по сочетанию с подскоками, перескоками и переступаниями;
5) по сочетанию с танцевальными элементами («молоточками», «моталочкой» и пр.).
Основу дроби составляют различные дробные удары, выполняемые всей стопой, полупальцами или каблуком в сочетании с подскоком. К дробным выстукиваниям традиционно относятся
притопы, ключи (простой, сложный, комбинированный), одинарные и двойные дроби, дробь «в три ножки» и пр. Взаимосвязанные сочетания различных дробных движений и элементов создают неожиданные по ритмическому рисунку дробные комбинации. Отличительной особенностью дробей, по мнению теоретика и практика русского танца Г. Ф. Богданова [13], является ритмическое разнообразие при сочетании элементов, составляющих движение.
Дробные выстукивания, по замечанию В. А. Белова [12], «очень полезное упражнение, так как способствует развитию силы ног, чёткости исполнения движений, воспитанию чувства ритма, координации».
Можно отметить, что каждое танцевальное движение требует управления движениями частей тела. Для того чтобы это делать профессионально, нужно научиться ощущать свои движения в пространстве и времени. Столь необходимое танцовщику обостренное чувство равновесия, «мышечное чувство», восприятие времени, пространства, темпа и ритма, нужные для ощущения собственного тела в движении, осуществляются только при совместной согласованной и совершенствованной работе многих анализаторов. Такие навыки необходимы при исполнении дробных выстукиваний.
Наиболее значимое физическое качество, необходимое для дробных выстукиваний - это координация. В своей работе Е. В. Перлина [14] вводит понятие «хореографическая координация», выделяет и обосновывает основные критерии и показатели ее развития:
- опорно-двигательная координация (механика движений и работа психомоторных способностей);
- музыкально-ритмическая координация (музыкальное мышление, музыкальная память, воспроизведение движений в заданном метро-ритмическом рисунке);
- художественно-образная координация (эстетическое восприятие и пластическое воспроизведение движений через экзерсис классического танца).
В хореографическом образовании для развития музыкально-ритмической координации возможно использовать приемы, которые рекомендует Т. Барышникова [15]. По её мнению, в занятия следует включать прыжки со скакалкой, как на двух ногах, используя классические позиции ног, так и на одной ноге, используя так же классические положения ног и прыжки со сменой ног по позициям. Данные упражнения способствуют укреплению не только силы ног, но и способствуют формированию чувства ритма, необходимого для студентов хореографических отделений.
Вращения. В женском танце изучается техника вращений и особенности их использования в русском сценическом танце. Основой вращений «служат многократные повороты корпуса в сочетании с различными элементами» [13]. Техника вращательных движений сложна и требует определенной подготовки опорно-двигательного аппарата. Прежде чем изучать основные виды вращений, изучаются подготовительные движения, к которым относятся профессионально поставленные и отработанные движения ног, рук, корпуса и головы. Необходимо соблюдать ряд правил: соблюдать вертикальную ось тела, выворотное положение опорной ноги, ритмически правильно исполнять движения. Чёткое, сознательное управление согласованными движениями всех звеньев обеспечивает устойчивость во вращении. Все эти правила свидетельствуют о хорошем уровне физической подготовленности студентов.
Вращения в женском русском танце могут исполняться:
1) на одном месте;
2) с продвижением по различным траекториям (по кругу, по линии, по диагонали и т. д.).
На месте исполняются следующие вращения: вращение на «припадании»; вращение с поджатыми ногами; «обертас»; «обертас» в сочетании с прыжком, «обертас» с fouette и пр. Техника вращений на одном месте в русском народно-сценическом танце состоит из следующих моментов:
1) вращательного толчка;
2) собственно вращения;
3) его окончания.
В этой последовательности изучаются и исполняются все виды вращений на одном месте.
Кроме того, этот вид вращений требует от исполнителя свободно и точно ориентироваться в пространстве, правильно размещать центр тяжести на опорную ногу, удерживать вертикальную ось тела, точно воспроизводить форму исполняемого движения, чувствовать ритмическую основу вращения. Для развития устойчивости вращений, исполняемых на одном месте, следует уделять внимание положению корпуса, движениям рук и головы. Кроме того, при выполнении вращений на одной и той же ноге необходимо нарабатывать силу мышц опорной ноги.
К вращениям с продвижением мы относим: «блинчики» по диагонали; «бегунок» по кругу; вращение с молоточками и пр. Кроме того, крайне важно при исполнении вращений с продвижением
по различным траекториям научить студентов ориентироваться в пространстве, в котором происходит вращение. Опираясь на специальную схему деления сценического пространства, составленную В. И. Степановым [16], следует ознакомить студентов с делением пространства учебного зала. Это позволит обучающимся не только правильно рассчитывать пространство учебного класса, но и ориентироваться в сценическом пространстве, соблюдать интервалы между исполнителями, выдерживать рисунок трюкового движения.
Многие женские вращения в русском танце комбинируются с другими видами простых или сложных танцевальных элементов. Например, «бегунок» может сочетаться с «молоточками»; «бегунок» с «блинчиком»; повороты с дробями и т. д. В этом случае все составные элементы вращения должны быть устойчивы по форме и технике исполнения, а также должны подчиняться характеру и ритму вращения. Начало и завершение всех видов вращений в женском русском танце могут быть самыми разнообразными по форме и степени исполнительской трудности.
Исходя из всего вышеперечисленного, к изучению вращений необходимо приступать лишь тогда, когда опорно-двигательный аппарат студента и «мышечная память» выработали условный рефлекс точного исполнения движения. Основная задача преподавателя - научиться владеть устойчивостью студента, научить сохранять равновесие, как в статических положениях, так и в переходных движениях из позы в позу, с ноги на ногу, в прыжках, во вращениях. Управлять процессом равновесия должен каждый профессионально подготовленный студент-хореограф.
В качестве подготовительных упражнений для совершенствования уровня специальной физической подготовленности студентов можно опираться на исследования в области физического воспитания, в которых говорится о том, что прыжки со скакалкой развивают не только скоростно-силовые способности, но и выносливость, координацию, способствуют укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению веса, формированию стройной фигуры, что является значительным в хореографической подготовке.
В практике физического воспитания [17; 18] средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, за счет внешних условий, а также за счет комбинирования двигательных навыков. В связи с этим, в процессе изучения дисциплин профессионального цикла можно студентам давать задания на основе изученных и наиболее знакомых хореографических движений, при этом меняя временные, динамические и пространственные параметры.
Комплексы, основанные на сложнокоординационных гимнастических и акробатических упражнениях, применялись в учебном процессе студентов кафедры хореографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (п=35) перед изучением трюковых элементов женского русского танца. В результате экспериментальной работы по мнению экспертной оценки (п=6) специальная физическая и хореографическая подготовленность улучшилась, что свидетельствует об эффективности применения вспо-магательных подготовительных комплексов физических упражнений.
Вывод. Следовательно, для оптимизации хореографического образования следует опираться на достижения различных методик, применяемых в спортивной практике, добиваться у студентов-хореографов более высокого уровня специальной физической подготовленности, что будет способствовать овладению технически сложнокоординационных танцевальных элементов русского народного танца. Предлагаемую авторами методику, основанную на комплексам гимнастических и акробатических упражнений, возможно применять в практике проведения занятий по дисциплинам «Танец и методика преподавания народно-сценического танца», «Областные особенности русского танца» и других дисциплинах профессионального цикла. Доказано, что уровень специальной физической подготовленности студента влияет на темп, вид и способ усвоения хореографической техники, а следовательно, на готовность к будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Кокоулина О. П. [и др.] Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой // ТиПФК. 2017. № 9 (1). С. 22-24. Шр8://еИЪгагу.т/11ет.а8р?1а=28348115
2. Фомин А. С. Культурологические исследования народного танца Сибири: проблемы сохранения и развития // Культурологические исследования в Сибири. 2011. № 1 (32). С. 23-32.
3. Вашкевич Н. Н. История хореографии всех времен и народов. СПб.: Лань, 2017. 256 с.
4. Станиславский К. С. Собрание сочинений. Т. 3. М.: 1955. 504 с.
5. Левин М. В. Гимнастика в хореографической школе. М.: Терра-Спорт, 2001. 96 с.
6. Палилей А. В., Бондаренко А. А. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к педагогической деятельности // Вестник КемГУКИ. № 39. 2017. С. 210-216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29214175
7. Беженцева Л. М. Формирование двигательных способностей юных спортсменок средствами эстетической гимнастики // ТиПФК. 2017. № 8 (1). С. 89-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29434075
8. Соколов-Каменский А. Краткий терминологический словарь. Народный танец. Проблемы изучения. СПб.: Лань, 1991. 210 с.
9. Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии : учеб.-метод. пособие. М., Краснодар ; СПб.: Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. 158 с.
10. Соковикова Н. В. Психология балета. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2011. 302 с
11. Мехнецов А. М. Народная традиционная культура // Статьи и материалы. К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории. 2014. № 1. С. 23-27.
12. Белов В. А. Дробные выстукивания в народных танцах и особенности методики их разучивания // Русский танец: пути сохранения и развития : материалы Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Т. А. Устиновой. 2008. № 1. С. 108-113.
13. Богданов Г. Ф. Работа над танцевальной речью. М.: ВЦХТ, 2006. 83 с.
14. Перлина Е. В. Сущность и значение координации в освоении и управлении хореографическим движением // Актуальные проблемы хореографического образования. 2008. № 1. С. 115-125.
15. Барышникова Т. Азбука хореографии. СПб.: Люкси, Респект, 1996. 89 с.
16. Степанов В. И. Балет. М.: Советская энциклопедия, 1981. 624 с.
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991. 543 с.
18. Михайлов Б. М., Чебураев В. С. Специальная физическая подготовка гимнастов. М.: ФиС, 1980. 72 с.
T. V. Sabantseva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55a Prospekt Mira, Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0001-5464-3253
L. Ya. Nikolaeva, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, 55a Prospekt Mira, Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-4480-6586
STUDENTS PHYSICAL ABILITIES IMPROVEMENT WHEN LEARNING STUNT ELEMENTS OF FEMININE RUSSIAN DANCE IN THE PROCESS OF GETTING EDUCATION AT THE UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS
Introduction. The specificity of professional activity of students-choreographers is considered. Previously presented information in the scientific literature about "dance" and its connection with the spiritual and physical condition of the performer are analyzed. The importance of improving the level of special physical preparedness of students is revealed.
Problem statement. The article formulates the problem of research, the essence of which is to justify the methods of improving the level of special physical training of students-choreographers for the performance of feminine stunt elements of Russian folk dance.
The content of the study. The most technically complex stunt elements of the Russian feminine folk dance - fractional tapping and rotation-are determined. The classification of "choreographic coordination" and the definition of "coordination in choreography" on the analysis of research I. G. Esaulova, N. B. Sokovikova, E. V. Perlina. On the basis of the revealed types of coordination abilities the technique of improvement of level of special physical readiness of students- choreographers for performance of technically difficult female stunt elements is offered.
Conclusion. The technique promotes the level of physical preparedness of students-choreographers, and further development of the technique of stunt elements of feminine Russian folk dance.
Keywords: coordination abilities, students-choreographers, fractional tapping, rotations, Russian folk dance, level of special physical preparedness of students.
References
1. Kokoulina O. P. and other. Increased interest students in Physicaltraining. TiPFK, 2017. Vol. 9(1). pp. 2224. (In Russ.)
2. Fomin A. S. Cultural studies of the folk dance of Siberia: the problems of preservation and development. Kul'turologicheskie issledovaniya v Sibiri. 2011. Vol. 1. pp. 23-32. (In Russ.).
3. Vashkevich N. N. Istoriya horeografii vsekh vremen i narodov [The history of the choreography of all times and peoples] Publ. Lan, 2017. 256 p. (In Russ.).
4. Stanislavskij K. S. Sobr. Soch. [Collected works]. Vol. 3.Moskow, Publ. Iskusstvo, 1955. 504 p. (In Russ.).
5. Levin M. V. Gimnastika v horeograficheskoj shkole. [Gymnastics in a choreographic school] Moskow, Publ. Terra-Sport, 2001. 96 p. (In Russ.)
6. Paliley A. V., Bondarenko A. A. Process of formation of professional readiness pedagogue choreographer to pedagogical activity. VestnikKem GUKI. 2017. Vol. 39. pp. 210-216. (In Russ.)
7. Bezhentseva L. M. Formation of motor abilities of young sportswomen by means of aesthetic gymnastics. TiPFK, 2017. Vol. 8(1). pp. 89-90. (In Russ.)
8. Sokolov-Kamensky A. Kratkij terminologicheskij slovar'. Narodnyj tanec. Problemy izucheniya [A short terminological dictionary. Folk dance. Problems of study]. Leningrad, Publ. Lan, 1991. 210 p. (In Russ.).
9. Esaulov I. G. Ustojchivost' i koordinaciya v horeografii: uchebno-metodicheskio posobie [Stability and coordination in choreography: teaching aids]. Moskow, Krasnodar; St. Petersburg, Publ. Lan, 20178. 158 p. (In Russ.).
10. Sokovikova N. V. Psihologiya baleta [The psychology of ballet]. Novosibirsk, Publ. Novosibirsk Publishing House, 2011. 302 p. (In Russ.).
11. Mehnetsov A. M. Traditional folk culture. Ctat'i i materialy. K 150-letiyu Sankt-Peterburgskoj konservatorii, 2014. Vol. 1. pp. 23-27. (In Russ.).
12. Belov V. A. Fractional percussions in folk dances and features of the methodology of their learning. Russkij tanec: puti sohraneniya i razvitiya : materialy Vserossijskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya T. A. Ustinovoj. Moskva, 2008. Vol. 1. pp. 108-113. (In Russ.).
13. Bogdanov G. F. Rabota nad tanceval'noj rech'yu [Work on dance speech]. Moskow, Publ. VCThT, 2006. 83 p. (In Russ.).
14. Perlina E. V. Essence and importance of coordination in the development and management of the choreographic movement. Aktual'nyeproblemy horeograficheskogo obrazovaniya. Moskow, 2008. Vol. 1. pp. 115-125. (In Russ.).
15. Baryshnikova T. Azbuka horeografii [The ABC of Choreography] Leningrad, Publ. Lyuksi, Respect, 1996. 89 p. (In Russ.).
16. Stepanov V. I. Balet [Ballet]. Moskva, Publ. Iskusstvo, 1981. 624 p. (In Russ.).
17. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and Methods of Physical Culture]. Moskow, Publ. FiS, 1991. 543 p. (In Russ.).
18. Mikhailov B. M., CHeburaev V. S. Special'naya fizicheskaya podgotovka gimnastov [Special physical training of gymnasts]. Moskva, Publ. FiS, 1980. 72 p. (In Russ.).
Поступила в редакцию 3.04.2018 © Т. В. Сабанцева, Л. Я. Николаева, 2018
Авторы статьи:
Татьяна Виталиевна Сабанцева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected]
Лидия Яковлевна Николаева, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Н. Н. Суворова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Омский государственный университет путей сообщения.
Т. И. Эпп, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.