Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее недоразвитие речи / нарушения речи / развитие речевых навыков / работа воспитателя при недоразвитии речи

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батманова София Сергеевна

рассмотрены актуальные направления и отличительные особенности работы воспитателя в процессе занятий в группах детей с общим недоразвитием речи. Также отражены приоритетные направления и ключевые аспекты работы воспитателя при проведении занятий в группах детей с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батманова София Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Батманова С.С.

Батманова София Сергеевна - студент, кафедра специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

г. Симферополь

Аннотация: рассмотрены актуальные направления и отличительные особенности работы воспитателя в процессе занятий в группах детей с общим недоразвитием речи. Также отражены приоритетные направления и ключевые аспекты работы воспитателя при проведении занятий в группах детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, нарушения речи, развитие речевых навыков, работа воспитателя при недоразвитии речи

УДК 373.2:376:808.5:372.461.1

Постановка проблемы. Поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, а подавляющее большинство детей с общим недоразвитием речи выпускается в общеобразовательные школы, необходим комплексный подход к работе воспитателя в таких группах. Системная работа воспитателя даст возможность скорректировать речевые дефекты у детей и различные особенности индивидуально-типологического характера.

Степень разработанности. Проблематика содержания работы воспитателя в группах детей с общим недоразвитием речи рассматривалась таким авторами, как Якубинский Л.П., Ляпидевский С.С., Бахтин М.М., Гаркуша Ю.Ф., Лисина М.М., Нищева Н.В., Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г., Филичева Т.Б. и

др.

Целью статьи является исследование особенностей, приоритетных направлений и ключевых аспектов работы воспитателя в группах детей с общим недоразвитием речи.

Актуальность исследования. В дошкольном детстве одним из важнейших приобретений ребёнка является овладение родным языком как способом и средством общения и познания. Самые значительные и основные речевые изменения происходят именно в дошкольном возрасте, качественно меняется фонетическая и лексическая сторона речи ребенка, формируется словарный запас. Есть дети, которые отстают в речевом развитии, они приходят в школу при недостаточно сформировавшемся уровне устной речи, что значительно осложняет обучение в школе. Если в дошкольном возрасте не будет овладения полноценной речью, то в дальнейшем невозможно успешное обучение в рамках школьной программы, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Нарушения речи среди детей являются достаточно распространенным явлением, они имеют различные причины своего возникновения. Наиболее сложными считаются органические нарушения, такие как дизартрия, ринолалия или алалия, а несколько меньшую степень сложности имеют функциональные нарушения, такие как дислалия. В большинстве случаев на этом фоне в определенной степени присутствуют у таких детей нарушения лексики и грамматики, звукопроизношения и фонематических процессов [5, с. 74]. Если такие нарушения не исправить вовремя, то в дальнейшем возникнут трудности общения, что зачастую приводит к возникновению закомплексованности у детей и препятствует полноценному процессу обучения, а также раскрытию интеллектуальных способностей в полной мере. Поэтому очень важна работа воспитателя с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Работа дошкольных учреждений осуществляет социально значимую задачу по подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Очень важно в группах детей с общим недоразвитием речи своевременно использовать имеющиеся потенциальные возможности для максимально возможной корректировки недостатков развития и минимизации трудностей в процессе дальнейшего обучения в школе [1, с. 129].

Дети с общим недоразвитием речи, как правило, самостоятельно не могут овладевать всем спектром учебных навыков. Кроме этого, обучение детей при общем недоразвитии речи включает ряд особенностей и зависит от ряда факторов, например, от структуры и тяжести речевого дефекта, различных особенностей индивидуально-типологического характера.

Отличительные особенности работы воспитателя в процессе занятий в группах детей с общим недоразвитием речи включают:

- проведение занятий по определенным лексическим темам;

- корректировка содержания и задач проводимых занятий;

- обеспечение занятий различным наглядным материалом на максимальном уровне;

- уточнение гораздо большего количества используемых понятий, в сравнении с общеобразовательными группами детей;

- применение определенной последовательности в процессе и видах занятий.

Воспитатель должен уделить особое внимание развитию восприятия у детей мотивации, мнестических процессов и доступных видов словесно-логического мышления. Также должно уделяться внимание развитию у детей познавательных интересов. В данном процессе необходимо учитывать некоторое отставание познавательной активности, возникающее вследствие речевого дефекта у детей, сужения социальных контактов, неправильных приемов воспитания в семье и прочих причин [7, с. 103].

В детском коллективе воспитатель должен создать доброжелательную обстановку, сглаживать отрицательные переживания у детей, поддерживать интерес к занятиям, укреплять веру в собственные возможности, обусловленные речевой неполноценностью.

Работа воспитателя в процессе развития речи практически всегда предшествует логопедическим занятиям с детьми, обеспечивая необходимую мотивационную и познавательную основу для формирования различных речевых умений. В иных случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении имеющихся результатов, приобретенных на логопедических занятиях [6, с. 178].

Воспитатель должен уметь оценивать различные негативные состояния и проявления в поведении детей, вовремя фиксировать признаки повышенной конфликтности и нервозности, либо повышенной утомляемости, вялости и пассивности.

Задача воспитателя также включает повседневное наблюдение за уровнем речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса, регулярный контроль за правильным произношением скорректированных логопедом звуков и усвоенных грамматических форм. Если имеется необходимость, то воспитатель исправляет речь ребенка в тактичной форме. При этом речь самого воспитателя является эталоном в группах детей с общим недоразвитием речи, она должна быть выразительной, четкой, хорошо интонированной и предельно внятной. Необходимо избегать сложных речевых оборотов, инвертированных конструкций и вводных слов, которые усложняют понимание и восприятие речи.

Обязанности воспитателя включают хорошее знание различных индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, имеющих различную реакцию на коммуникативные затруднения, имеющийся речевой дефект и изменение условий общения. Значительное внимание воспитателя должно уделяться детям, имеющим позднее начало речевых процессов, отличающихся психофизиологической незрелостью и сопровождающееся отягощенным анамнезом. Нецелесообразно фиксировать внимание детей при возникновении запинок в речи, систематических повторений слов и первых слогов. При таких проявлениях у ребенка незамедлительно ставится в известность логопед.

К восприятию логопедических занятий подготавливает детей воспитатель. Практические действия с различными предметами, самостоятельное участие ребенка в разнонаправленной деятельности и наблюдение за окружающими явлениями предшествуют усвоению речевых навыков [3, с. 96]. Формирование грамматического строя и лексического запаса на занятиях в группах детей с общим недоразвитием речи должно происходить поэтапно:

- непосредственное ознакомление детей с изучаемым явлением;

- посредством правильного речевого образца воспитателя дети учатся понимать конкретные словесные обозначения данных явлений;

- для детей организуется речевая практика воспитателем, где закрепляются словесные обозначения в процессе активной речи.

Приоритетными являются такие направления, как чтение воспитателя, рассказывание, рассматривание изображений, беседы по вопросам, дидактические игры, повторение рассказов-описаний воспитателя. Значительное внимание уделяется вопросу умения детей отвечать на поставленные вопросы [4, с. 116].

Таким образом, благодаря эффективной координации и преемственности в работе воспитателя и логопеда, успешно решаются общеобразовательные и коррекционно-развивающие задачи при работе в группах детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: учебное пособие / Ю.Ф. Гаркуша. - Москва: Просвещение, 2018. - 326 с.

2. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи: учебник / И.Ю. Кондратенко. -Москва: Юрайт, 2020. - 227 с.

3. Кузнецова Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: учебное пособие / Е.В. Кузнецова, Н.В.Тихонова. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2021. - 308 с.

4. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. - 289 с.

5. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи: учебное пособие / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. - 325 с.

6. Сорокожердева И.Н. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи / И.Н. Сорокожердева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 40 (174). - С. 178-180.

7. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - Москва: Издательство «Гном и Д», 2020. - 294 с.

8. Кудрина Л.В. Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи / Л.В. Кудрина, Н.П. Кислинская, Г.И. Панфиленко. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2022 г.). - Молодой ученый, 2022. - С. 33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.