Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
речемыслительные процессы / старший дошкольный возраст / дети с ЗПР / speech processes / senior preschool age / children with mental retardation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Е.И.

В работе рассмотрены содержание работы по развитию речемыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической деятельности по развитию речемыслительных процессов у данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF WORK ON DEVELOPMENT OF SPEECH-THINKING PROCESSES IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The work examines the content of the work on the development of speech-and-thought processes in children of senior preschool age with mental retardation and the main directions of correctional and pedagogical activities for the development of speech-and-thought processes in this category of children.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37

Головина Е.И.

студентка магистратуры Кубанский государственный университет (г. Ставрополь, Россия)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в работе рассмотрены содержание работы по развитию речемыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической деятельности по развитию речемыслительных процессов у данной категории детей.

Ключевые слова: речемыслительные процессы, старший дошкольный возраст, дети

с ЗПР.

Речемыслительные процессы, представляя единый процесс порождения мысли и речи, составляют материальную базу общения. Изучение этого феномена носит междисциплинарный характер. Речемыслительные процессы выступают предметом исследования таких научных дисциплин, как: психология (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), педагогика (Л.И. Альдаров, Н.А. Менчинская), лингвистика и психолингвистика (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, А.И. Зимняя и др.).

Речемыслительные процессы - это развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. В процессе развития ребенка с задержкой психического развития происходит созревание высших психических функций, при этом развитие речемыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР рассматривается как важное направление коррекционной работы,

результатом которой является формирование полноценной личности ребенка и подготовка детей к школьному обучению.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что дети с ЗПР - многочисленная, разнородная по своему составу категория. В связи с этим вопрос выявления специфики речемыслительных процессов с целью оптимизации процесса их коррекции продолжает оставаться актуальными [1].

Задержка психического развития (ЗПР) - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Подавляющее большинство специалистов в области дефектологии отмечают в качестве основной проблемы при ЗПР трудности в обучении, обусловленные недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи, а также особенностями их эмоционально-волевой сферы. Речевые нарушения детей с ЗПР обусловлены сложностью усвоения ими родного языка как кодовой системы. В речи ребенка с ЗПР это проявляется в виде стойких специфических ошибок (лексических, грамматических, фонетических), что, безусловно, отражается на формировании связной речи и специфике формирования речемыслительных процессов в целом [2].

Весь процесс коррекционной работы с детьми с ЗПР должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Поэтому в процессе различения звуков необходимо проанализировать звуковой строй слова, определить место звука в слове. Широко используется сравнение графических схем слов, поиск того или иного звука в словах [5].

Учитывая характер речевых нарушений, проводится коррекционная работа над речевой системой в целом. На каждом занятии ставится задача

коррекции не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

В процессе работы необходимо исходить из принципа постепенного формирования мыслительных действий:

1. Характерной особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация восприятий различной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Таким образом, воспроизведению звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа и кинестетические ощущения от движения руки.

2. Важнейшим является дифференцированный подход, включающий в себя учет особенностей высшей нервной деятельности: психических особенностей ребенка, его работоспособности, особенностей двигательного развития, уровня речевой незрелости, симптомов речевых нарушений, их механизмы.

3. Коррекцию речевых нарушений мы связываем с общим развитием моторики ребенка и преимущественно мелкой моторики рук. В связи с тесной связью в развитии ручной и артикуляционной моторики занятия должны включать в себя упражнения на мелкие движения рук, задания на вербализацию действий и элементы логопедической ритмики.

Содержание работы по развитию речемыслительной находится в соответствии с программой для детей с ЗПР:

1. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с задержкой психического развития очень консервативны и трудно поддаются изменению, нужно особенно тщательно прорабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

2. Для работы характерно частое повторение упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и форме. Это вызвано слабостью замыкательной функции коры, трудностью создания новых условно-

рефлекторных связей, их непрочностью и быстрым исчезновением без достаточного укрепления.

3. Приобретенные навыки и умения необходимо закреплять в разных ситуациях, на разных материалах.

4. В связи с быстрой утомляемостью и склонностью к защитной заторможенности у детей с задержкой психического развития приходится часто менять виды деятельности, при этом ребенок переходит от одного вида работы к другому.

5. Особенностью работы является тщательное дозирование заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности требует постепенного усложнения задач и речевого материала, каждую задачу необходимо разбивать на простые задачи.

6. При обучении ребенок должен четко понимать цель урока. В связи с этим цели урока должны быть представлены ребенку предельно конкретно и доступно.

7. Для эффективного овладения детьми с ЗПР правильными речевыми и языковыми навыками необходим определенный, не слишком быстрый темп работы.

8. Чтобы вызвать интерес к коррекции речи у ребенка с задержкой психического развития, нужно воздействовать на его эмоциональную сферу.

9. Неразвитость контроля и слабость волевых процессов требуют тесной связи работы дефектолога, логопеда, педагога и родителей. Необходимо организовать педагогический процесс таким образом, чтобы правильное речевое мышление укреплялось не только на логопедических занятиях, но и вне занятий, осуществлялось наблюдение педагогов и родителей и помощь в коррекции речевых нарушений.

10 При долгосрочном планировании логопеды учитывают необходимость вовлечения всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей, в коррекционную работу с детьми. Нужно уделять большое внимание поддержке логопедических знаний [4].

Этапы коррекционной работы:

1. В коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития постепенно использовать последовательный переход от одной фазы формирования конкретного речевого навыка к другой, что обусловлено особенностями психической деятельности.

2. Материализация действия на основе вспомогательных средств. Таким образом, работа по освоению дифференциальных звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяющий звуки из слова, расставляет фишки разного цвета по клеточкам, соответствующим тому или иному звуку.

3. Выполнение действий в речи. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе своего слухового и кинестетического образа, не опираясь на вспомогательные средства, определяет наличие в слове того или иного звука.

4. Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок различает звуки без материального и речевого обеспечения, согласно иллюстрации [3].

Разрабатывая систему специального образования и воспитания детей с ЗПР, педагоги и психологи исходят из того, что различные функции интеллекта не могут быть затронуты в одинаковой степени. Такое отношение подтверждается и многочисленными исследованиями, доказывающими, что эффективность воспитания и обучения детей с ЗПР, даже если они имеют одинаковые дефекты психофизического развития, оказывается весьма различной. Это связано с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 1. С. 8-16;

2. Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. / Иванова Ольга Владимировна. СПб. 2013. 322 с;

3. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР: пособие для учителей и логопедов. СПб.: КАРО, 2014. 176 с;

4. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей / под ред. Т.А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981. 254 с;

5. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

Golovina E.I.

Kuban State University (Stavropol, Russia)

CONTENT OF WORK ON DEVELOPMENT OF SPEECH-THINKING PROCESSES IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

Abstract: the work examines the content of the work on the development of speech-and-thought processes in children of senior preschool age with mental retardation and the main directions of correctional and pedagogical activities for the development of speech-and-thought processes in this category of children.

Keywords: speech processes, senior preschool age, children with mental retardation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.