Научная статья на тему 'РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СРАВНЕНИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Ячменникова Альбина Владимировна

В статье актуализирована проблема развития речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены структурные компоненты речемыслительной деятельности. Проанализированы основные концепты исследуемой проблемы, сложившиеся в науке и практике работы с дошкольниками с общим недоразвитие речи. Обоснован выбор методик и методов проведенного экспериментального исследования. Представлены результаты исследования речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи и нормативным речевым развитием. Обобщены характеристики основных нарушений речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР. В рамках исследуемой проблемы определены условия развития речемыслительной деятельности дошкольников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. Выделены три группы условий развития речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитие речи. Определены дефициты на уровне организационной структуры, методического и кадрового обеспечения процесса развития речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе проведенного анализа сделаны выводы о необходимости реализации психолого-педагогических условий в качестве ресурса логопедической работы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Ячменникова Альбина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH-THINKING ACTIVITY OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH AND CONDITIONS OF ITS DEVELOPMENT

The article actualizes the problem of the development of speech-thinking activity in preschoolers with general speech underdevelopment. The structural components of speech-thinking activity are considered. The main concepts of the problem under study, which have developed in science and practice of working with preschoolers with general speech underdevelopment, are analyzed. The choice of methods and methods of the conducted experimental research is justified. The results of a study of speech-thinking activity in older preschool children with general speech underdevelopment and normative speech development are presented. The characteristics of the main disorders of speech-thinking activity of preschoolers with ONR are summarized. Within the framework of the problem under study, the conditions for the development of speech-thinking activity of preschoolers of preparatory groups of preschool educational institutions are determined. Three groups of conditions for the development of speech-thinking activity in preschoolers with general speech underdevelopment are identified. The deficits at the level of the organizational structure, methodical.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

В процессе интерпретации результатов «Цветового теста отношений» у каждого курса выбраны разные цвета, но более устойчивые предпочтения оказались у студентов 1 курса и 4 курса, т. к. лидирует один цвет на обоих этапах исследования ЦТО. Обработка результатов показала, что наиболее неустойчивые представления у студентов 2 курса и 3 курса. Это характеризует амбивалентный показатель отношения к ребенку с ОВЗ. Также хочется отметить, что ни один студент не выбрал черный, коричневый или фиолетовый цвет, что характеризует положительное отношение к детям с ОВЗ.

Вместе с тем, обращение к данным показывает, что образ ребенка с ОВЗ у студентов-бакалавров, развивается асинхронно. С одной стороны, он становится более системным благодаря обогащению когнитивной компоненты, но с другой - эмоциональная его составляющая практически не испытывает влияния обучения. На наш взгляд это объясняется стремлением при разработке учебных планов бакалавриата наполнить их необходимыми предметами. Но, строго говоря, ни сами предметы, ни их последовательность не оказывают влияния на эмоциональную составляющую образа. Это становится возможным, если, учитывая системность изучения разных дисциплин, будет акцентировано внимание и на их содержании. При чем не только с когнитивной, но и эмоциональной позиции. А это, в свою очередь, требует изменения взгляда на применяемые в процессе подготовке бакалавров-дефектологов методы их обучения. Мы полагаем, что иной вес в ходе обучения должны приобрести методы арт-педагогики и должны быть разработаны соответствующие технологии профессионального образования будущих дефектологов.

Литература:

1. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - URL: https://bookree.org/reader?file=1483929 (дата обращения: 2.10.22).

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - URL: http://psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/ (дата обращения: 1.10.22).

3. Марциновская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. / Т.Д. Марциновская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

4. Нурлыгаянов, И.Н. Особенности конструирования образа человека с отклонениями в интеллектуальном развитии различными социальными группами / И.Н. Нурлыгаянов // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 10. Дифференциальная психология. - 2009. - № 1-2. - С. 109-115

5. Нурлыгаянов, И.Н. Содержание и особенности представлений дефектологов о лицах с нарушениями в развитии / И.Н. Нурлыгаянов // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 50-56

6. Протасова, Е.Ю. Образ современного ребенка в психолого-педагогических подходах к образованию и воспитанию дошкольников / Е.Ю. Протасова // Современная зарубежная психология. - 2022. - Том 11. - № 2. - С. 20-30. - URL: http://psyjoumals.ru/jmfp/2022/n2/Protassova_full.shtml (дата обращения: 5.10.22).

7. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата / Под ред. Э.Ф. Зеера. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с.

8. Ситников, В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): диссертация ...д-ра психол.наук: 19.00.07 / Валерий Леонидович Ситников. - Санкт-Петербург, 2001. - 439 с.

9. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография / Под ред.Э.Ф. Зеера. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. - 194 с.

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ячменникова Альбина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И

УСЛОВИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье актуализирована проблема развития речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены структурные компоненты речемыслительной деятельности. Проанализированы основные концепты исследуемой проблемы, сложившиеся в науке и практике работы с дошкольниками с общим недоразвитие речи. Обоснован выбор методик и методов проведенного экспериментального исследования. Представлены результаты исследования речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи и нормативным речевым развитием. Обобщены характеристики основных нарушений речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР. В рамках исследуемой проблемы определены условия развития речемыслительной деятельности дошкольников подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. Выделены три группы условий развития речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитие речи. Определены дефициты на уровне организационной структуры, методического и кадрового обеспечения процесса развития речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе проведенного анализа сделаны выводы о необходимости реализации психолого-педагогических условий в качестве ресурса логопедической работы в данном направлении.

Ключевые слова: речь, мышление, речемыслительная деятельность, классификация, сравнение, обобщение, общее недоразвитие речи.

Annotation. The article actualizes the problem of the development of speech-thinking activity in preschoolers with general speech underdevelopment. The structural components of speech-thinking activity are considered. The main concepts of the problem under study, which have developed in science and practice of working with preschoolers with general speech underdevelopment, are analyzed. The choice of methods and methods of the conducted experimental research is justified. The results of a study of speech-thinking activity in older preschool children with general speech underdevelopment and normative speech development are presented. The characteristics of the main disorders of speech-thinking activity of preschoolers with ONR are summarized. Within the framework of the problem under study, the conditions for the development of speech-thinking activity of preschoolers of preparatory groups of preschool educational institutions are determined. Three groups of conditions for the development of speech-thinking activity in preschoolers with general speech underdevelopment are identified. The deficits at the level of the organizational structure, methodical.

Key words: speech, thinking, speech-thinking activity, classification, comparison, generalization, general underdevelopment of speech.

Введение. В настоящее время в связи с увеличением числа дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) актуализирована проблема изучения отдельных компонентов их речевой системы и создания оптимальных условий для коррекции имеющихся недостатков.

Особенностью речемыслительной деятельности является ее отражательный и трансформирующий характер. С ее помощью дети адекватно воспринимает, анализирует, осмысливают и транслирует информацию в речи. Т.Р. Кислова подчеркивает, что только при условии необходимого и достаточного уровня сформированности речи и мышления возможно эффективное развитие речемыслительной деятельности. В условиях речевого дизонтогенеза закономерно обнаруживаются и сложности и в развитии речемыслительной деятельности. У детей с ОНР страдают в той или иной степени все компоненты речевой деятельности и ряд психических процессов, при этом затронутыми оказывается логические операции и аналитико-синтетическая деятельность [2, C. 31].

Развитию речемыслительной деятельности у данного контингента детей уделяется особая статусная роль в связи с имеющимися трудностями усвоения важнейших мыслительных операций - анализа, синтеза, обобщения, классификации, а также трудности вербализации данных операций. Им сложно вербализировать результаты своей мыслительной деятельности, что в дальнейшем препятствует полноценному усвоению школьной программы.

Анализ и обобщение научных исследований по обозначенной в данной статье проблематике позволил выделить следующие особенности речемыслительной деятельности у дошкольников с ОНР:

- неспособность к адекватной вербализации своих мыслительных процессов;

- ситуативность мышления;

- недостатки наглядно-образного мышления, выражающиеся в неумении выстраивать логические рассуждения;

- слабость выполнения мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, умозаключения и выводы;

- сниженный объем запоминания информации и ее воспроизведения;

- замедленность прогностической деятельности, неумение планировать стратегию речемыслительной деятельности;

- использование в речи простых лексико-грамматических конструкций, избегание развернутых сложных предложений;

- низкий уровень продуктивной деятельности, неустойчивость внимания и быстрая его истощаемость.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в отечественной науке накоплен богатейший материал

по развитию речемыслительной деятельности, выделен и исследован целый ряд важных моментов, связанных с речевой деятельностью. Вместе с тем, в разработке проблем функционирования речемыслительного механизма в условиях патологических изменений имеются малоизученные вопросы [6, C. 68]. Проводя сравнение процесса оречевления с процессом выполнения мыслительных операций, в рамках заявленной темы статьи, определилась необходимость выявления тех когнитивных предпосылок, которые позволяют показать уровень овладения языком и в соответствии с полученными результатами наметить пути коррекционного воздействия для дальнейшего овладения языком детьми с ОНР.

В дошкольном возрасте процесс формирования речи непосредственно взаимосвязан с развитием у ребенка различных форм мышления, интеллекта, расширением представлений о явлениях окружающей действительности. Так, А.А. Леонтьев определяет речь не как самоцель, а как средство, инструмент для выражения мыслей, при этом, речь может по-разному использоваться в зависимости от вида деятельности [3, C. 56].

Речемыслительная деятельность дошкольников протекает осознанно и неосознанно и неразрывно связана с речью (Л.С. Выготский). Это - особый вид деятельности, связанный с накоплением знаний, обеспечивается единство мысли и слова, мышления и речи. Лурия А.Р. представляет речемыслительную деятельность как критерий качества речевого развития ребенка любой возрастной группы и критерием его речевой зрелости. Признаком сформированности речемыслительной деятельности он считает в первую очередь качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выражать свои мысли, логично и связно строить высказывания в доступной и понятной для собеседника форме [5].

Дошкольный возраст характеризуется особой активностью ребенка по отношению к языковым явлениям и выражается в словообразованиях, овладении сложной системой грамматических отношений. Речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. Полноценная речемыслительная деятельность возможна при условии нормативного развития речи и мышления, на это указывают абсолютное большинство исследователей. Пересечение речи и мышления происходит на уровне семантики. Для мыслительного процесса этот компонент служит материалом осуществления необходимых операций; для речевого процесса - основой процессов вербализации, словесных описаний [6].

Согласно положениям Л.М. Шведовой и Ю.А. Шулекиной, у детей, имеющих ОНР, имеются следующие нарушения речемыслительной деятельности: узость, ситуативность мышления, неумение рассуждать, анализировать, делать выводы. Авторы также отмечают недоразвитие анализа, синтеза, низкий объем памяти, недостатки лексико-грамматического строя [5, C. 118]. Дошкольники с ОНР в плане речемыслительных возможностей отличаются неумением планировать речевое высказывание, низкой речевой активностью, поверхностным, непоследовательным анализом проблем и ситуаций, неумением выделить главное, неспособностью синтезировать информацию; трудностями в подборе символов, речемыслительные возможности дошкольников с ОНР отличаются неумением планировать речевое высказывание, наблюдается низкая речевая активность, у большинства дошкольников отмечается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное, неспособность синтезировать информацию; трудности в подборе символов, ассоциаций (Л.А. Лобашова) [4].

В рамках проведенного нами экспериментального изучения особенностей речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР были получены результаты, основанные на анализе общей выборки испытуемых в количестве 52 человек шестилетнего возраста двух дошкольных образовательных учреждений г. Богородска Нижегородской области. Экспериментальную группу составили дети с ОНР III уровня, контрольную группу дошкольники с нормативным речевым развитием.

Идеология выбора диагностических заданий исследования речемыслительной деятельности строилась с учетом оценки базовых особенностей речи и мышления у детей старшего дошкольного возраста. Это - методики: «Классификация понятий» (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник), «Последовательность событий» (А.Н. Берштейн) Последовательность событий. Н.А.Бернштейн. (multiurok.ru), «Исключение предметов» (Белопольская Н.Л.) Н.Л. Белопольская "ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ЧЕТВЁРТЫЙ.. | Психология Москва | ВКонтакте (vk.com), «Обследование речемыслительной деятельности» (Е.В. Самойленко, Н.Н. Лихачёва). Полученные результаты выявили различные нарушения речемыслительной деятельности у детей с ОНР.

В рамках исследований возможностей осуществления группировки низкий уровень выполнения заданий был зарегистрирован у 38,5% дошкольников с ОНР по сравнению с 7,6% у детей с нормативным речевым развитием. Дошкольники данной группы затруднялись устанавливать связи между предметами, объединять их по общим признакам, давать обобщенные названия.

В рамках выполнения заданий по методике «Последовательность событий» дошкольники с ОНР испытывали затруднения при составлении связного рассказа по серии картинок (низкий уровень у дошкольников с ОНР - 46,2% и 11,5% - у дошкольников с нормативным речевым развитием). Рассказы характеризовались бессвязностью изложения, нарушениями причинно-следственных связей.

Основные трудности выполнения заданий по методике «Исключение предметов» выражались в недостатках логического и образного мышления (65,4% дошкольников с ОНР с низким уровнем выполнения заданий по сравнению с 15,4% контрольной группы). В ходе выполнения заданий обнаруживалось неумение строить логические рассуждения и выполнять задания по аналогии, зафиксирован низкий уровень представлений об окружающем мире и взаимосвязи между различными предметами или явлениями. Аналогичные результаты были получены в ходе проведения методики «Обследование речемыслительной деятельности». В рассказах детей выявлены многочисленные аграмматизмы, отмечено использование в речи преимущественно простых предложений, специальное избегание развернутых сложных речевых оборотов. Сформированности фонематического анализа и синтеза (задания на определение звука в начале, середине и конце слова; составление слова из заданного количества звуков) зафиксирована на низком уровне. Наблюдались ошибки в определении позиции гласного (согласного) звука в слове, неумение составлять слово из заданного количества звуков.

В целом, речемыслительные возможности дошкольников с ОНР существенно отличаются от дошкольников с нормативным речевым развитием неумением планировать речевое высказывание, наличием негативных тенденций ухода от общения, проявлением речевого негативизма. Большинство дошкольников с ОНР поверхностны в своих суждениях, не углубляются в анализ ситуации, не могут выделять главное и отделять его от второстепенного. Операции синтеза недоступны практически всем испытуемым рассматриваемого контингента, что выражается в трудностях подбора ассоциаций и символов, что указывает на несформированность речемыслительной деятельности.

В рамках настоящего исследования были также проанализированы условия развития речемыслительной деятельности у дошкольников с ОНР на примере двух дошкольных образовательных учреждений г. Богородска Нижегородской области. Анализ осуществлялся по следующим критериям: организационные условия, методическое обеспечение условий развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР, взаимодействие специалистов в работе в указанном направлении. Основные дефициты на уровне организационной структуры были связаны с отсутствием системных шагов в планировании работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР.

В ходе оценки методической составляющей проведенного анализа зафиксировано достаточное количество необходимых средств для проведения диагностической процедуры и проведения логопедических занятий. Однако, большинство специалистов, из числа учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, не смогли дать профессиональную оценку выбора приемов и технологий, используемых в ходе развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР. Например, искомая нами в ходе проведения исследования проектная технология, не использовать в деятельности учителя-логопеда как возможный ресурс развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР. Оценка взаимодействия специалистов в рамках работы дошкольного образовательного учреждения по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР показала отсутствие системного подхода в деятельности учителя-логопеда, воспитателей логопедических групп и педагога-психолога, которое на наш взгляд должно быть зафиксировано на уровне построения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Опираясь на результаты, полученные в процессе диагностики речемыслительной деятельности, были сформулированы условия развития речемыслительной деятельности в рамках образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

1. Организационные условия:

- учет гигиенических и организационных условий при проведении логопедический занятий по развитию у дошкольников с ОНР речемыслительной деятельности;

- создание целостной, насыщенной и многофункциональной предметно-развивающей среды, способствующей развитию речемыслительных операций и их вербализации в процессе занятий;

- учет общих и специфических образовательных потребностей дошкольников с ОНР в ходе развития речемыслительной деятельности для реализации индивидуально-дифференцированного подхода;

- создание условий в ходе проведения логопедических занятий для активизации мыслительных процессов и включении их в речевую практику;

- эффективное использование всех режимных моментов для развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР как возможного ресурса закрепления усвоенных образцов;

- включение в тематическое планирование работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР.

2. Методическое сопровождение работы логопеда по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников с ОНР на занятиях включает в себя:

- оптимальную организацию занятий, где задействованы необходимые ресурсы, направленные на развитие речемыслительной деятельности;

- обоснование программно-методического подхода развития речемыслительной деятельности у детей с ОНР на логопедических занятиях;

- создание каталогизированного банка технологий и приемов логопедической работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР;

- описание алгоритма отбора методических ресурсов для обеспечения логопедической работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР.

3. Обеспечение интегративного подхода, предполагающего взаимодействие специалистов в процессе развития речемыслительной деятельности в рамках логопедических занятий. Предусмотрено включение в деятельность учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога и других специалистов по запросу или рекомендации логопеда на всех логистических этапах сопровождения дошкольников с ОНР в процессе развития речемыслительной деятельности. Данная инициация должны быть отражена в содержании адаптированной основной общеобразовательной программы.

Соблюдение всех перечисленных психолого-педагогических условий будет способствовать оптимизации процесса развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР.

Выводы. Актуализация проблемы развития речемыслительной деятельности у дошкольников с ОНР определяется необходимостью своевременного решения задач по коррекции недостатков их общего и речевого развития, а также запуска

оптимальных ресурсов, направленных на подготовку к обучению в школе. Проведенный теоретико-прикладной анализ развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР позволил констатировать наличие дефицитов в речевом и неречевом статусе детей, а также в проектировании психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Предложенные концепты в рамках описания условий развития речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР выступают ориентиром для доработки адаптированных основных общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений и организационно-методической структуры логопедической работы в этом направлении.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология внимания: развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.В. Выготский // Психология внимания: хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Изд. 2-е, перераб. - М.: АСТ: Астрель, 2008.

- С. 671-701

2. Кислова, Т.Р. Развитие речемыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Т.Р. Кислова.

- Москва, 1996. - 214 с.

3. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

4. Лобашова, Л.А. Исследование речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.А. Лобашова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). - 2020. - С. 436-441

5. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. -М., 2012. - 504 с.

6. Медведева, Е.Ю. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4. - С. 68-71

7. Шведова, Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта / Л.М. Шведова. - Москва: ЗАО «БАО ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК»», 2006. - 352 с.

8. Шулекина, Ю.А. Психолингвистические механизмы нарушения понимания текста при ОНР / Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2009 г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - С. 11-14

Педагогика

УДК 78: 373.2(045)

кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Чинякова Надежда Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В настоящее время особо актуально приобщение детей к музыкальным произведениям великих классиков для духовно-нравственного становления личности ребенка. Использование классической музыки в воспитательных целях помогает раскрывать внутренний мир ребенка. Цель исследования - обосновать процесс формирования представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности. Методологическими ориентирами послужили комплексный, диалектический, логический подходы, а также теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы. В ходе исследования обоснован процесс успешного формирования представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-творческой деятельности, осуществляемого на базе Центра продленного дня (далее - ЦПД) при МГПУ им. М.Е. Евсевьева.

Ключевые слова: классическая музыка, дети старшего дошкольного возраста, музыкально-творческая деятельность. Annotation. At present, it is especially important to familiarize children with the musical works of the great classics for the spiritual and moral development of the child's personality. The use of classical music for educational purposes helps to reveal the inner world of the child. The purpose of the study is to substantiate the process of formation of ideas about classical music in children of senior preschool age in musical and creative activities. The methodological guidelines were complex, dialectical, logical approaches, as well as a theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature. In the course of the study, the process of successful formation of ideas about classical music in children of senior preschool age in musical and creative activities, carried out on the basis of the Center for the Extended Day (hereinafter referred to as the Center for the Extended Day) at the Moscow State Pedagogical University named after. M. E. Evsevyeva.

Key words: classical music, children of senior preschool age, musical and creative activities.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «по теме: «Формирование представлений о классической музыке у детей старшего дошкольного возраста в

музыкально-творческой деятельности»

Введение. Трансформация ценностей современного российского общества привело к утрате духовных ценностей и ориентиров. Влияние разнородного звукового потока в жизненном пространстве ребенка (некачественная музыкальная и художественная продукция на улицах и торговых центрах, в общественном транспорте, спонтанно возникающие звуки рекламы и т. п.) отрицательно сказывается на детской психике. Ответом на вызовы времени стала вновь ощутимая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.