Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ'

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЯ / ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ / СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ / МАТЕРИАЛ ПО ФРАЗЕОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Наталия Владимировна, Некрасова Алина Игоревна

Авторы проанализировали содержание работы по изучению фразеологии в школе, представленной в рабочих программах предметной линии учебников русского языка Т.А. Ладыженской и др. для 5-9 классов. Описаны основные и дополнительные средства изучения фразеологии, отмечены знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения фразеологии. Проанализирован материал по фразеологии, содержащийся в учебнике русского языка для 6 класса М.Т. Баранова и др. Выявлено, что в процессе изучения фразеологических явлений обучающиеся знакомятся с устойчивыми выражениями, их лексическим значением, лексико-грамматическими особенностями, сферой употребления, функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE WORK FOR STUDYING PHRASEOLOGY AT SCHOOL

The authors analyzed the content of the work on the study of phraseology at school, presented in the work programs of the subject line of Russian language textbooks by T.A. Ladyzhenskaya and others for grades 5-9. The main and additional means of studying phraseology are described, the knowledge and skills that students should master as a result of studying phraseology are noted. The material on phraseology contained in the Russian language textbook for grade 6 M.T. Baranova and others. It was revealed that in the process of studying phraseological phenomena, students get acquainted with set expressions, their lexical meaning, lexical and grammatical features, the scope of use, and functions.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ»

УДК 372.811.161.1

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Наталия Владимировна Черникова

доктор филологических наук, профессор

сЬегшкоуапа1@тай. га Алина Игоревна Некрасова

магистрант гатЬо^д оу@тай .га Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Авторы проанализировали содержание работы по изучению фразеологии в школе, представленной в рабочих программах предметной линии учебников русского языка Т.А. Ладыженской и др. для 5-9 классов. Описаны основные и дополнительные средства изучения фразеологии, отмечены знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения фразеологии. Проанализирован материал по фразеологии, содержащийся в учебнике русского языка для 6 класса М.Т. Баранова и др. Выявлено, что в процессе изучения фразеологических явлений обучающиеся знакомятся с устойчивыми выражениями, их лексическим значением, лексико-грамматическими особенностями, сферой употребления, функциями.

Ключевые слова: фразеология, фразеологизмы, средства изучения фразеологии, материал по фразеологии.

Анализируя аспекты изучения языковых уровней и разделов языкознания в школе, мы рассмотрели содержание работы по изучению лексики и словообразования [4-6]. Цель данной статьи - рассмотреть аспекты изучения фразеологии в школьном курсе русского языка.

Содержание работы, направленной на изучение фразеологии в школе, представлено в действующих рабочих программах по русскому языку. В частности, в рабочих программах предметной линии учебников русского языка Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.Н. Тростенцовой и др. Для 5-9 классов содержание работы по изучению фразеологии включено в раздел 9 «Лексика и фразеология» [2] и предполагает изучение следующего материала: фразеология как раздел лингвистики; фразеологизмы; поговорки, пословицы, афоризмы, крылатые слова; фразеологические словари [2].

Основными средствами изучения фразеологии являются учебник, школьный толковый и фразеологический словари.

Учебник русского языка - основное средство обучения фразеологии. В нём систематизирован теоретический материал по данному разделу, намечены методические пути изучения фразеологизмов, предложены доступные упражнения в определённой системе [1].

Толковый и фразеологический словари - важнейшие компоненты учебно-методического комплекса, помогающие учителю объяснить изучаемое фразеологическое явление, способствующие формированию

лексикографической компетенции - умению пользоваться словарями.

Кроме основных средств обучения на уроках русского языка, дополнительно используются:

- таблицы, обобщающие изученный материал и наглядно демонстрирующие связи между лексическими и фразеологическими явлениями;

- раздаточный материал (рисунки с заданиями по фразеологии);

- карточки (дополнительные задания по фразеологии для организации индивидуальной работы обучающихся на уроке и дома);

- видеоматериалы, предназначенные для наглядного объяснения сущности изучаемого фразеологического явления, выполнения упражнений и повторения пройденного [1].

В результате изучения фразеологии, обучающиеся должны

знать:

- предмет изучения фразеологии (определение фразеологизма, лексическое значение фразеологизма, группы фразеологизмов по употреблению и происхождению);

- функции фразеологизма в языке;

- формулировку определения лексического значения фразеологизмов;

- назначение фразеологических словарей, строение в них словарной статьи;

уметь:

- определять лексическое значение фразеологизма;

- находить в текстах разных стилей фразеологизмы, определять их лексическое значение и функции;

- подбирать к фразеологизму синонимичные и антонимичные слова и фразеологические обороты;

- использовать в необходимых случаях в своей устной и письменной речи фразеологизмы;

- пользоваться фразеологическими словарями [1].

Проанализируем материал по фразеологии, содержащийся в учебнике русского языка для 6 класса М.Т. Баранова и др. [3].

«Фразеология» в данном учебнике представлена в качестве самостоятельного раздела, изучается после раздела «Лексика» и включает два параграфа для изучения нового материала, а также материал для повторения и систематизации знаний и умений по фразеологии.

§ 29 «Фразеологизмы» содержит следующие теоретические сведения: определение фразеологии как раздела науки о языке, определение фразеологизмов как устойчивых сочетаний слов, фиксация фразеологизмов во

фразеологических и толковых словарях, характерные сферы употребления фразеологизмов (разговорная речь и художественные произведения) и их функции в речи [3].

В параграфе представлен материал для самостоятельных наблюдений:

- сопоставив слова и устойчивые сочетания, определить их синтаксическую функцию: Он бездельничал. - Он бил баклуши;

- сопоставив свободные и устойчивые сочетания, обратить внимание на неделимость фразеологизмов: «А теперь, не разгибая спины, поднимите руки вверх», - говорил тренер. - Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера;

- сравнив по значению слова и фразеологизмы, выяснить, что фразеологизм может быть синонимом слова: задаваться, зазнаваться, кичиться - задирать нос.

Для изучения свойств фразеологических оборотов и формирования учебно-языковых фразеологических умений в параграфе предлагаются упражнения, содержащие следующие задания:

- найти в «Толковом словаре» два фразеологизма и составить с ними предложения (упр. 143) [3];

- найти в предложенных текстах фразеологизмы и определить их значение (упр. 144) [3];

- заменить слова синонимичными фразеологизмами и определить их синтаксическую функцию (упр. 146) [3] и др.

В § 30 «Источники фразеологизмов» сообщается о происхождении фразеологизмов (собственно русские и заимствованные), о связи собственно русских фразеологизмов с историей и обычаями русского народа, об источниках появления фразеологических оборотов (Библия, профессиональная речь) [3].

Для изучения источников появления фразеологизмов и формирования учебно-языковых фразеологических умений в данном параграфе предлагаются упражнения, содержащие следующие задания:

- определить, из каких профессий, специальностей пришли в разговорный язык указанные фразеологизмы (бросить якорь, вызвать огонь на себя, шито белыми нитками и др.) (упр. 151) [3];

- самостоятельно подготовить сообщение о происхождения какого-либо фразеологизма (упр. 152) [3].

Раздел «Фразеология» заканчивается контрольными вопросами и задания для повторения и закрепления изученного материала [3].

Контрольные вопросы позволяют проверить усвоение изученного теоретического материала:

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы?

- Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

- О чем можно узнать во фразеологическом словаре? [3].

Упражнения на повторение и закрепление включают следующие задания:

- диктант (упр. 153) по изученной теме с попутной проверкой знаний орфографии, синтаксиса и морфологии (Рисунок 1) [3];

153. Диктант. Озаглавьте текст. Подчеркните фразеологизмы.

Старые рукописные книги д.лшлись на вес золота.1 Чтобы они лучше сохранялись и чтобы ими было удобнее нользоват(?)ся, переплёты делались из деревянных2 дощеч..к. Их обтягивали тонк..й кож..й или дорогой м..терией. Сохранилось выражение «от доски до доскиОно напомина..т об этих дощечках и обозначает «прочитать книгу от начала до конца».

Рисунок 1 - Диктант по изученной теме

- упражнение № 154 с заданием игрового и занимательного характера (Рисунок 2) [3];

154. Какие фразеологизмы вы узнали, глядя на эти шутливые рисунки? Что они обозначают? Вспомните, какие фразеологизмы употребляете в речи вы, ваши родители, друзья.

Рисунок 2 - Упражнение с заданием игрового и занимательного характера

- упражнение № 155 с заданием повышенной трудности (Рисунок 3) [3].

155. Замените словосочетания фразеологизмами. Составые пред ложения со словосочетанием и аналогичным по смыслу фразеологизмом. В каких ситуациях общения каждое предложение будет уместно?

Очень мало, очень много, очень медленно, очень быстро.

Рисунок 3 - Упражнение с заданием повышенной трудности

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что фразеология на уроках русского языка в средней школе изучается в 6 классе. В процессе изучения фразеологических явлений, обучающиеся знакомятся с устойчивыми выражениями, их лексическим значением, лексико-грамматическими особенностями, сферой употребления, функциями.

Список литературы:

1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2016. 111 с.

3. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобр. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2015. 191 с.

4. Черникова Н.В., Ершова А.В. К вопросу об изучении диалектной лексики в школе // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

5. Черникова Н.В., Нечаева О.С. Углубленное изучение словообразования на уроках русского языка в школе // Наука и Образование. 2019. № 2.

6. Chernikova N.V., Podolskaya A.A., Fedotov A.N., Sidorova I.V. The effectiveness of linguocultural design in the educational process of secondary school / ICEST 2021: II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. Vol. 116. P. 1225-1233.

UDC 372.811.161.1

THE CONTENT OF THE WORK FOR STUDYING PHRASEOLOGY AT SCHOOL

Natalia V. Chernikova

Doctor of Philology, Professor chernikovanat@mail .ru Alina I. Nekrasova

master's student rainbowj oy@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The authors analyzed the content of the work on the study of phraseology at school, presented in the work programs of the subject line of Russian language textbooks by T.A. Ladyzhenskaya and others for grades 5-9. The main and additional means of studying phraseology are described, the knowledge and skills that students should master as a result of studying phraseology are noted. The material on phraseology contained in the Russian language textbook for grade 6 M.T. Baranova and others. It was revealed that in the process of studying phraseological phenomena, students get acquainted with set expressions, their lexical meaning, lexical and grammatical features, the scope of use, and functions.

Key words: phraseology, phraseological units, means of studying phraseology, material on phraseology.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.