Научная статья на тему 'Создание компьютерной поддержки при обучении фразеологии в 6 классе средней общеобразовательной школы'

Создание компьютерной поддержки при обучении фразеологии в 6 классе средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЯ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТИПОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ И УПРАЖНЕНИЙ / PHRASEOLOGY / LINGUODIDACTICS / DIDACTIC PRINCIPALS / COMPUTER EDUCATION / COMPUTER PROGRAMS AND EXERCISES TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью создания новой, более эффективной методики преподавания фразеологии в средней школе. Перспективы преподавания фразеологии мы связываем с использованием компьютерных технологий. В статье предлагается обоснование содержания компьютерной поддержки преподавания фразеологии в 6 классе средней общеобразовательной школы, приводятся примеры соответствующих упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The topicality of the presented research is determined by the need of creating new, more effective technique of teaching phraseology in comprehensive school. We connect our hopes in the teaching phraseology perspectives with the usage of computer technologies. The establishment of the content of computer maintenance of teaching phraseology in the 6th form of comprehensive school is proposed in the article, examples of appropriate exercises are given.

Текст научной работы на тему «Создание компьютерной поддержки при обучении фразеологии в 6 классе средней общеобразовательной школы»

УДК 811.161.1'373:004.42(072.3)

А.В. Поляков СОЗДАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью создания новой, более эффективной методики преподавания фразеологии в средней школе. Перспективы преподавания фразеологии мы связываем с использованием компьютерных технологий. В статье предлагается обоснование содержания компьютерной поддержки преподавания фразеологии в 6 классе средней общеобразовательной школы, приводятся примеры соответствующих упражнений.

Ключевые слова: фразеология, лингводидактика, дидактические принципы, компьютерное обучение, типология компьютерных программ и упражнений.

Педагогическая эффективность использования компьютера на сегодняшний . день уже теоретически обоснована и практически доказана. Разработана методика компьютерного обучения по различным разделам курса русского языка, созданы пакеты компьютерных программ, которые апробированы в школах.

Так, вопросам обучения лексике с использованием компьютерных технологий посвящены исследования Е.В. Любичевой, Ю.Г Федотовой; мор-фемике и словообразованию - диссертации М.С. Кунусовой, А.Г. Цукановой; морфологии -И.Б. Лариной, О.А. Овсянниковой, Л.В. Симоновой, О.А. Скрябиной, Т.В. Стрыгиной; синтаксису - работы Э.Л. Мироновой, Н.А. Синелобова; пунктуации - И.Ю. Гац, В.А. Масловой, Е.Е. Молчановой, Т.Ф. Новиковой, В.А. Чибухашвили; орфографии - Н.Н. Алгазиной, М.П. Емельяновой, Т.Ф. Крушинской, З.П. Ларских, М.А. Мищериной, ГИ. Пашковой, Г.Г. Стебневой, Н.Н. Хахалевой.

До последнего времени фразеология традиционно изучалась в разделе «Лексика». В связи с этим методика изучения собственно фразеологии (особенно с применением компьютера) разработана недостаточно.

Прежде чем обратиться к составлению собственного сценария компьютерной поддержки изучения фразеологии в 6 классе средней общеобразовательной школы, мы проанализировали учебники и школьные программы по русскому языку, изучили традиционную методику преподавания фразеологии, определили роль и место компьютера в учебном процессе, ознакомились с современными учебными компьютерными программами по различным разделам русского языка.

Анализ действующих учебников по русскому языку показал, что принципы методики преподавания фразеологии реализуются в них лишь частично. В том или ином объеме авторы предусматривают специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и зачастую сводится к толкованию значения фразеологизмов. Практически отсутствуют упражнения, направленные на предотвращение фразеологических ошибок и знакомство учащихся с возможностями индивидуально-авторских преобразований фразеологизмов.

Исследовав имеющиеся компьютерные программы по русскому языку, мы сделали вывод о том, что отсутствует компьютерный курс по фразеологии русского языка, содержащий учебно-игровой, тренирующе-тестирующий блоки, фразеологический словарь, ориентированный не только на работу на локальном компьютере, но и в Интернет-сетях.

Изучив литературу по проблеме педагогического обоснования применения компьютеров в качестве средства обучения русскому языку, исследовав возможности компьютера при формировании языковых навыков, мы пришли к следующим выводам:

1. С учётом реальностей нынешней школы можно ставить вопрос о сочетании компьютерного обучения с традиционным: компьютер должен использоваться наряду с другими средствами обучения, учитель остаётся главной фигурой в учебном процессе.

2. При создании компьютерной программы надо стремиться максимально реализовать те преимущества компьютера, которые выгодно отличают его от традиционных средств обучения.

© А.В. Поляков, 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

337

3. Компьютерные программы должны быть построены сообразно общедидактическим и частнометодическим принципам обучения. Необходимо также учитывать и психологические принципы разработки компьютерных программ. Важнейшим параметром классификации средств обучения (общим и для компьютерных учебных материалов, и для печатных учебных изданий) является содержательно-структурный аспект. Так, наличие в компьютерной обучающей программе всех этапов изучения материала: презентации, тренировки, контроля - позволяет называть её собственно обучающей. Мы пришли к выводу, что при обучении русскому языку наиболее эффективно применение комплекса программ комбинированного типа, включающих и момент предъявления нового материала, и материал для закрепления, и тренировки, и контрольные задания. Кроме того, необходимо использовать справочные учебные материалы: словари, справочники. Программы, словари и справочники объединяются в единую гипертекстовую систему.

Методическая система работы по обучению фразеологии с использованием компьютерной поддержки предполагает рассмотрение целей, принципов, содержания, методов, приёмов, средств и организационных форм обучения. При построении нашей методической системы мы опирались на общедидактические и частнометодические принципы. Общедидактические принципы используются в процессе изучения русского языка с учётом его специфики. Это принципы научности, наглядности, сознательности и активности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуального подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой [5, с. 137].

В условиях компьютерного обучения в силу специфики средства обучения (компьютера) обеспечивается более высокий уровень реализации общедидактических принципов, формулируются новые принципы, присущие только информационным технологиям.

Так, по мнению Н.В. Апатовой, «компьютерное обучение определило два новых дидактических принципа: индивидуализации обучения и активности». Наряду с ними существует принцип когнитивности коммуникаций, под которым понимается коммуникация как организация диалога между обучающим и обучаемым (между учеником и компьютером) [1, с. 23-31]. И.В. Роберт

выделяет адаптивность компьютера к индивидуальным возможностям обучаемых, обеспечение интерактивности диалога, обеспечение суггестивной (suggest - предлагать, советовать) обратной связи [7, с. 29-32]. Т.П. Воронина в качестве методологических принципов обучения, основанных на информационных технологиях, рассматривает следующие: интерактивность, обучение как диалог, адаптивность процесса обучения, активность обучаемого в образовательном процессе, принцип гибкости учебного материала [2, с. 164-194].

В своей работе мы руководствовались, прежде всего, принципами индивидуальности, интерактивности и адаптивности обучения.

Реализация принципа индивидуальности обучения при работе с компьютерными программами означает, что данные программы должны создавать условия для самостоятельной (индивидуальной) работы учащихся. Так, в наших компьютерных программах учащимся предоставляется возможность многократного обращения к учебному материалу в удобном для себя темпе. Учащиеся при необходимости могут воспользоваться любой частью учебного материала.

Суть принципа интерактивности раскрывается во взаимодействии учащегося и компьютера. Интерактивность предполагает наличие обратной связи: компьютер должен выдавать то или иное обучающее воздействие (объяснение, подсказку, новый вопрос, новое задание и т.д.) только после анализа действий учащихся. Применительно к компьютерным обучающим системам «интерактивность следует рассматривать как принцип построения программы и как критерий её качества» [3, с. 72].

Принцип адаптивности обучения с применением компьютерных технологий означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей того или иного ученика и т.д.

Акцентируя своё внимание на методике преподавания фразеологии, мы сделали попытку создать компьютерную поддержку обучения фразеологии в школе. В основу нашей компьютерной программы комплексного типа было положено содержание учебников по теме «Фразеология» по русскому языку для 5-6 классов. Это учебник по русскому языку Н.М. Шанского [9], М.М. Разумовской и П.А. Леканта [8], учебники под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова [4].

Разработанная нами компьютерная поддержка включает:

338

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

- словарь фразеологических терминов;

- обучающую программу, содержащую основные теоретические положения фразеологии и упражнения;

- задания игрового типа;

- библиографический список;

- блок тем для организации самостоятельной работы (выполнения докладов и рефератов).

Задания игрового типа включают в себя ребусы, кроссворды, загадки. Работа с фразеологическими словарями организована так, что школьники могут выбирать ФЕ с заданным словом. Школьник задаёт нужное слово и получает словарную статью с соответствующим фразеологизмом, грамматическими пометами, примерами.

Школьникам предлагается выполнить упражнения различных типов. При этом мы учитывали различные парадигмы фразеологии и существующие подходы к обучению [6].

С таксономической парадигмой, соотносятся упражнения на соотнесение фразеологических единиц и свободных словосочетаний, фразеологических единиц и частей речи, вставку компонентов, выявлению системных связей.

Замените наречия подходящими по смыслу фразеологическими оборотами, данными ниже.

Мой друг пригласил меня в бассейн. ладно -Г , схожу С ним.

Справка: (ни свет ни заря, в мгновение ока, спустя рукава, за тридевять земель, не покладая рук, битый час, раз и навсегда, так и быть).

Я\~окончательно -к рвШИЛувХОШЬИЗЭПЮ-

го города.

Справка: (ни свет ни заря, в мгновение ока, спустя рукава, за тридевять земель, не покла-даярук, битый час, раз и навсегда, так и быть).

Формированию культуры речи посвящены упражнения на определение синонимии, антонимии фразеологизмов.

Какой из приведённых ниже фразеологизмов является синонимом фразеологизма «отставной козы барабанщик»?

- стреляный воробей;

- последняя спица в колеснице;

- козёл отпущения;

- птица высокого полёта.

Установите соответствия между фразеологизмами и их антонимами.

А. Семь пядей во лбу 1. Куры не клюют. | а ^

Б. Душа в душу 2. Важная птица. [~~а ^

В. Мелкая сошка 3. Как кошка с собакой.

Г. Шаром покати 4. Пороха не выдумает.

С функционально-коммуникативным подходом связаны упражнения, готовящие школьников употреблять фразеологизмы в речи, анализировать способы трансформации фразеологических единицы писателями, поэтами.

Определите способ трансформации

1. Мой сейф - моя крепость

I замена компонента ^

Справка: (замена компонента, расширение, усечение, соединение).

2. Жил своей жизнью за чужой счёт

I замена компонента ^

Справка: (замена компонента, расширение, усечение, соединение).

С культурологической парадигмой связывается рассмотрение фразеологии как хранилища и транслятора национальных традиций, идей.

Мы предлагаем ряд упражнений, способствующих осознанию той или иной культуры.

Расклассифицируйте пословицы и поговорки народов мира по значению. Используйте электронный словарь пословиц и поговорок.

1. Дерево славится плодами, человек - трудами (Азербайджан) \~

2. Жить как кошка с собакой (Рос-

3. Без ученья нет и уменья (Вьетнам) \~

4. За каждым вечером следует утро (Турция) г~

5. Ничего не делая мы учимся дурным делам \~

Справка: (семья, труд, безделье, природа, дружба, добро и зло, учение).

Библиографический список

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 228 с.

2. Воронина Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П. Воронина,

В.П. Кашицип, О.П. Молчанова. - М.: Информатика, 1995. - 220 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

339

3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: на примере общетехнических дисциплин. - Астрахань: Изд-во ЦЕТЭП, 1999. - 364 с.

4. Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 ч.

Ч. 2: Учеб. для общеобразоват. учреждений /

С.И. Львова, В.В. Львов. 3-е изд., стер. - М.: Мне-мозина, 2007. - 173 с.

5. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р Львов; Под ред. М.Т. Баранова. -М.: Академия, 2000. - 368 с.

6. МинаковаМ.А., УзилевскийГ.Я. Принципы разработки компьютеризированного учебно-ме-

тодического комплекса. - Орёл: Изд-во ОРАГС, 2002. - 206 с.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидакт. принципы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

8. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: «ООО ДРОФА», 2009. - 376 с.

9. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразо-ват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. 24-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

УДК 378.14(075)

Ф 58

М.А. Фимина РОЛЬ ОПОРНОГО МАТЕРИАЛА В СТАНОВЛЕНИИ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ

Автор раскрывает основные аспекты обучения деловому общению в школе, акцентируя внимание на становлении субъектной позиции ученика в процессе общения, раскрывает роль опор в активизации данной позиции.

Ключевые слова: деловое общение школьника, субъектная позиция, активизация данной позиции, роль опор.

В настоящее время система образования России претерпевает глубокие изменения, которые связаны с изменением в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества.

Эти изменения ставят школу, как основной центр социализации и индивидуализации личности, перед необходимостью нового осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, которые обеспечили каждому ученику не только сегодняшний, но и уже завтрашний день развития общества.

Целостное педагогическое осмысление сложившейся образовательной ситуации приводит к поиску действенных путей преобразования современной школы.

Включение и участие в разнообразных видах общения - один из важных путей развития ученика, формирования в нем ценных личностных качеств, становления активной позиции личности.

Для педагогики, процессов обучения и воспитания общение обладает огромными возмож-

ностями: органично входит в любую деятельность, лежит у основания развития, воспитания и образования людей, содействует не только обмену знаниями, опытом, но и деловому общению.

Рассматривая деловое общение как педагогическую проблему, многие ученые (Э.Э. Антон, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Тарасов), раскрывают многообразие педагогических аспектов данного вида общения, которое является значительным фактором развития личности. Поскольку речь предполагает взаимодействие и взаимовлияние общающихся сторон, то урок можно рассматривать как деловое общение между учителем и учениками, которое обеспечивает организацию их совместной деятельности в учебном процессе.

На уроке деловое общение главным образом происходит посредством включения учеников в различные виды речевой деятельности. Именно в речевой деятельности ученику чаще предоставляется возможность выступать субъектом учебной деятельности. Вследствие разных позиций, занимаемых учителем и учеником на уроке,

340

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© М.А. Фимина, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.