Научная статья на тему 'Комментирование фактов истории русского языка в школьном обучении'

Комментирование фактов истории русского языка в школьном обучении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1629
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / КОММЕНТИРОВАНИЕ ФАКТОВ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА / ТИПОЛОГИЯ ДИАХРОНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / THIRD-GENERATION LEARNING AND METHODOLOGY KIT FOR COMPREHENSIVE SCHOOLS / COMMENTING UPON RUSSIAN LANGUAGE HISTORY FACTS / TYPOLOGY OF DIACHRONIC TASKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Глухих Наталья Владимировна, Миронова Александра Анатольевна

Статья посвящена изучению и комментированию фактов истории русского языка в учебно-методическом комплекте Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Задания по истории русского языка анализируются с точки зрения типологии и эффективности в школьном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commenting on the facts of the history of Russian language in schooling

The article deals with studying and commenting upon facts of the Russian language history in the learning and methodology kit by T.A. Ladyzhenskaya, M.T. Baranova, L.A. Trostentsova, et al. Russian language history tasks are analyzed from the viewpoint of typology and efficiency in school education.

Текст научной работы на тему «Комментирование фактов истории русского языка в школьном обучении»

УДК 811.161.1(075) ББК 81.2 Рус-923

Глухих Наталья Владимировна

доктор филологических наук, профессор

кафедрa русского языка и методики преподавания русского языка Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Миронова Александра Анатольевна доктор филологических наук, профессор

кафедрa русского языка и методики преподавания русского языка Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Glukhikh Natalia Vladimirovna Doctor of Philological Sciences, Professor

Department of Russian and Methods of Teaching Russian Chelyabinsk State Pedagogical University City of Chelyabinsk Mironova Aleksandra Anatolievna Doctor of Philological Sciences, Professor

Department of Russian and Methods of Teaching Russian Chelyabinsk State Pedagogical University City of Chelyabinsk mironovaaa@cspu.ru Комментирование фактов истории русского языка в школьном обучении

Commenting on the facts of the history of Russian language in schooling

Статья посвящена изучению и комментированию фактов истории русского языка в учебно-методическом комплекте Т.А. Ладыженской, М.Т. Барано-

ва, Л.А. Тростенцовой и др. Задания по истории русского языка анализируются с точки зрения типологии и эффективности в школьном образовании.

The article deals with studying and commenting upon facts of the Russian language history in the learning and methodology kit by T.A. Ladyzhenskaya, M.T. Baranova, L.A. Trostentsova, et al. Russian language history tasks are analyzed from the viewpoint of typology and efficiency in school education.

Ключевые слова: учебно-методический комплект для общеобразовательных школ третьего поколения, комментирование фактов истории русского языка, типология диахронических заданий

Key words: third-generation learning and methodology kit for comprehensive schools, commenting upon Russian language history facts, typology of diachronic tasks

Изучение и комментирование фактов истории русского языка - важная часть лингвокультурного образования современного школьника, и поэтому упражнения и задания по вопросам диахронии в языке включены в школьные учебники. Во многих школах Челябинска и Челябинской области используется учебно-методический комплект Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. Определенная часть учебного материала данного комплекта посвящена и истории русского языка.

Все задания диахронического плана можно типологизировать следующим образом:

• этимологический анализ слов;

• задания историко-культурного плана;

• лексико-семантическая характеристика единиц с точки зрения активного и пассивного словарного запаса;

• анализ графики и её история;

• историко-словообразовательный и историко-морфемный анализ слов;

• историко-морфологический анализ слов;

• экскурс в исторический синтаксис.

Этимологический анализ слов. В каждом учебнике последовательно предлагаются слова для запоминания (словарные слова), в конце пособий размещен словарь. По своему характеру и предназначению это, прежде всего, толковый словарь, в котором в доступной для детей форме объясняется значение и сфера употребления слова. При этом некоторые слова сопровождаются этимологической справкой. Авторы учитывают тот факт, что не каждое слово требует диахронического анализа, в некоторых случаях это даже излишне (калач - образовано от слова коло, что не объясняет учащимся написание а в корне).

В § 27 учебника для 6 класса рассказывается о словарной статье этимологического словаря, есть упражнения на закрепление этих знаний. Однако материал заданий вызывает вопросы. Так, в упр. № 131 анализируется история от-

дельных слов - работа, длинны, обворожительный, привередливый; нужно признать, что часть слов не совсем актуальна для этого возраста. В упр. 132 в стихотворении «Зимняя дорога» предлагается найти слова, для определения состава и способа образования которых вообще не требуется этимологический словарь. В учебнике для следующего, 7 класса также содержатся экскурсы в этимологию, приводятся рассказы об истории отдельных слов (упр. № 48 - об истории слов карандаш, альбом).

В учебниках для старших классов, как и для среднего звена, в толковом словаре сделаны стилистические пометы: устар. (благовест, голикоптер, вервие, куртина, пажить), ист. (детинец), стар, (кремник). Но при словах дагерротип - снимок, сделанный на металлической пластинке, покрытый слоем йодистого серебра (8 класс, стр. 231); кенкет - старинная лампа с горелкой ниже резервуара, наполненного маслом (9 класс, стр. 202) никаких помет нет, хотя слова являются историзмами и непонятны современному школьнику.

Сами понятия «этимология», «этимологический словарь» повторно приводятся в 9 классе (упр. 83, стр. 50; упр. 94, стр. 59). Основные сведения о происхождении слов даются в текстах упражнений, за счет чего школьники расширяют свои фоновые знания об исторических изменениях в русском языке, о родстве слов. Регулярное обращение к этимологическим сведениям на протяжении всех лет обучения русскому языку позволяет учащимся представить пути образования новых слов в русском языке, изменение значений слов. При этом задания по этимологии к конкретному тексту формируют как навыки работы с текстом (пересказ, нахождение фактов, аргументов), так и пунктуационной грамотности, например, упр. 19 на стр. 14 (8 класс).

Задания историко-культурного плана. Ценными для лингвокультурно-го образования современного школьника являются тексты упражнений, посвященные жизни и деятельности великих ученых - лингвистов (например, 7 класс, упр. №№ 28, 29 283, 320 и др.). Обычно эти упражнения имеют пометку РР, нацелены на развитие коммуникативных умений и содержат вопросы

типа «Расскажите о значении открытий М.В. Ломоносова в лингвистике» (№ 29).

Лексико-семантическая характеристика с точки зрения активного и пассивного словарного запаса практикуется в 6 классе. В трех упражнениях (упр. 84-86) предлагаются интересные задания с толкованием слов, с элементами логической задачи (найти в тексте устаревшие слова). Включены в учебник и задания по исторической фразеологии - отдельные заметки о происхождении идиоматических выражений (стреляный воробей), библеизмов (манна небесная). При этом, к сожалению, допускаются терминологические неточности: отсутствует сам термин библеизмы, а примеры их имеются. У школьника не формируется четкого представления о сфере функционирования библеизмов, их стилистических особенностях, об изменении у многих из них значений в современном языке.

Хотелось бы рекомендовать учителю теснее связать изучение фразеологизмов с устаревшими словами и формами слов, передать ученикам мысль о том, что эти единицы часто становятся компонентами фразеологизмов. Для выяснения значения и истории возникновения устаревшего выражения, мало понятного сейчас, необходимо обращение к истории лексики и морфологии.

Важной в лингвокультурологическом плане является работа с устаревшими словами, старославянизмами, когда выполняются задания типа: «Найдите устаревшие слова. Какую роль они играют в тексте?» (9 класс, упр. 33, стр. 19); «Укажите в высказывании Н. С. Лескова устаревшие слова» (упр. 205, стр. 139), «Найдите старославянизмы» (упр. 211, стр. 143); фразеологизмы, пословицы, поговорки с устаревшими формами: Лето приносиха, зима победиха. Правда, учителю приходится в этом случае давать дополнительные комментарии к упражнениям учебника, к старым формам слов, вариантам падежных окончаний имен существительных. Удачным представляется наличие в разделе «Повторение и систематизация изученного в У-1Х классах» обобщения полученных знаний по истории лексики и морфологии: «Какие из выделенных наименований

являются устаревшими? Какие из них вышли из употребления, потому что исчезли обозначаемые ими предметы, профессии? Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами? Запишите устаревшие местоимения в начальной форме» (упр. 234, стр. 162).

Анализ графики и её история. В учебнике для 5-го класса в упр. № 118 (стр. 49) есть указание на отдельные особенности древнего письма: «В Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов». Необходимо признать, что данный комментарий неточный, неполный, не содержит конкретных фактов; знаки препинания были, но они отличались от современных и на сегодняшний день достаточно изучены. В этом же пособии в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика...» описывается алфавит без ссылок на историю кириллицы. При повторении материалов раздела упоминаются просветители Кирилл и Мефодий, но исторических справок об их роли в создании славянской азбуки нет. Далее, при изучении важнейшего вопроса чередования звуков в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» (5 класс) термин исторические чередования отсутствует, а на стр. 67 (§ 78) говорится, вероятно, именно о них: «другие чередования отражаются на письме (например, друг — дружок, скакать — скачет...)». Позже, в учебнике для 6 класса в § 29, 30 о чередовании гласных в корнях слов кос-кас, гор-гар, лаг-лож и др. также отсутствует указание на происхождение этих чередований, то есть связь обучения с историей языка явно недостаточна.

О наличии особых букв в кириллице учащийся узнает только из одного небольшого упр. № 167 в 8 классе, при этом у него не возникает целостного представления о славянской азбуке, о ее уникальности, о необходимости орфографических реформ. Несмотря на это, во всех творческих, в частности, олим-пиадных заданиях обязательно есть вопросы об истории букв. Говоря о международном значении русского языка, о функциях русского языка в современном мире, о праславянском и старославянском наследии, о тысячелетнем опыте культуры слова, авторы учебников, к сожалению, обошли стороной тему графики и алфавита, истории кириллицы, уникального кода славян. Вестник ЧГПУ 12.2'2013 210

При изучении знаков препинания желательно рассказать ученикам об истории появления знаков препинания в русском языке, закрепить полученные знания на практике, учитывая, что вопросы о времени и последовательности появления знаков препинания частотны в заданиях олимпиад для учащихся 68 классов.

Историко-словообразовательный и историко-морфемный анализ с

точки зрения диахронии и синхронии достаточно активно используется в настоящее время в программе углубленного изучения русского языка, обязательно включается в число заданий всех олимпиад по русскому языку. В то же время в классических учебниках он представлен не настолько широко. Так, в разделе «Словообразование и орфография. Культура речи» в 6 классе в упр. 118 (с. 55) слова улитка, улей, улица исследуются с точки зрения истории словообразовательного элемента -ул- (в упражнении он называется «общий элемент»), т.е. затрагиваются исторические процессы в составе слова - опрощение, деэтимологизация. При этом сами процессы не называются, авторами учебника не комментируются, а детей просто просят озаглавить текст, предлагая среди названий «Забытое родство», «Изменения в составе слова». На стр. 56 в упр. 120 возможно обратить внимание и на устаревшие слова - каморка, пудов, дюжий, но возможность не использована, дальше в упражнении нигде не упоминаются устаревшие слова. В упр. 134 используются устаревшие слова, но внимание на них не обращается (горница). В связи с изменившимися условиями жизни многие современные школьники не знают, что такое горница, ставень, палисадник, салазки, бричка, не различают слова дворовый, придворный. Богатые по содержанию упражнения в учебниках нового поколения не ориентированы на подробный комментарий трудных, непонятных, устаревших слов. Не каждый учитель самостоятельно будет делать дополнительный анализ, который не требуется в задании.

Историко-морфологический анализ слов. При изучении частей речи интересными и полезными могут быть ссылки на историю счетных слов, кото-

рые бы объясняли ребенку их происхождение. Так, в отличие от других имен, у имени числительного нет типов склонения, а есть группы словоизменения, и это не всегда легко принимают ученики, в связи с чем комментарий необходим. При изучении личных местоимений, к сожалению, подробно не объясняется, почему местоимение 3 лица изменяется по родам, почему слова он-она нельзя отнести к присутствующим, и учителю в этом случае приходится обязательно разъяснять детям данные факты.

Благодатным для обучения орфографии может быть материал о происхождении наречий с приставками (типа издавна, влево и др.), а их история помогла бы понять состав и правописание слов. Этимология наречий упоминается в связи со словами пешком и мельком, этого, конечно, недостаточно. Помочь в изучении орфографии наречий могли бы данные о переходе в них кратких прилагательных с предлогами, об истории дефисных написаний. Противоречивое утверждение находим в § 43: «Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно (вверху, вмиг) (6 класс, с. 120) - систематический комментарий здесь отсутствует.

Экскурс в исторический синтаксис. В 8-9 классах основным предметом изучения на уроках русского языка является синтаксис: словосочетания, простые и сложные предложения. Большим достоинством учебников за 8-9 класс являются тексты о выдающихся лингвистах, в которых рассказывается об их основных работах в области синтаксиса, научных интересах, теориях: упоминаются В.И. Даль, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов и др. Например, в упр. 162 на стр. 81 (8 класс) приводятся сведения о А.М. Пешковском. При этом акцент делается на то, что «именно А.М. Пешковский ввел в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственное языковое обоснование. Нулевые связки и бытийные глаголы выявляются на основе сопоставления таких предложений, как Он инженер. — Он был инженер. — Он будет инженер. Тем самым было предложено сыгравшее большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категории времени и наклонении в предложении» (8 класс, стр. 81).

Таким образом, с одной стороны, это упражнение подводит итог изучению двусоставных предложений, с другой, материал используется для составления характеристики человека, что позволяет запомнить биографию выдающегося лингвиста. Авторы учебника в 9 классе вновь обращаются к работе А.М. Пешковского, обращая внимание учащихся на особенности бессоюзия: «Бессоюзие... по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная речь повелительно требует союзов» (упр. 186, стр. 123). К сожалению, мысль о первичности в языке бессоюзия не комментируется ни в одном упражнении. Тем самым, исторические сведения об особенностях синтаксиса многими школьниками просто не замечаются, не запоминаются.

Единственными сведениями из истории синтаксиса является объяснение темы «Обращение» - история звательного падежа.

Можно рекомендовать учителю подобрать упражнения, на примере которых школьники бы увидели следы древнерусского синтаксиса, сохранившиеся до сих пор в разных стилях речи: наличие связки есть, суть в простом предложении в научном стиле, использование двойного именительного вместо творительного предикативного в разговорной речи, например, Меня зовут Таня; сохраняющиеся особенности управления: Избрать в депутаты, пойти в летчики.

В целом учебно-методический комплект Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. включает задания, разнообразные по содержанию и нужные для представления об истории русского языка. Тексты многих упражнений способствуют развитию интереса к изучению окружающего мира и своей страны. Данный критический взгляд на материал учебника имеет целью показать учителю, в каких вопросах необходим комментарий, какие части требуют привлечения дополнительных фактов. Думается, что с учетом высказанных рекомендаций обучение русскому языку в современной школе будет более эффективным.

Библиографический список

1. Русский язык. 5-9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. - М. : Просвещение, 2011.

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы [Текст]. - М. : Просвещение, 2011. - 111 с.

Bibliography

1. Russian language. Grades 5-9: a textbook for educational institutions. [Text] / L.A. Trostentsova, T.A. Ladyzhenskaya, A.D. Deykina, O.M. Aleksandrova; scientific editor N.M. Shanskiy. - M. : Prosveshcheniye, 2011.

2. Russian language. Work courses. Textbooks on the subject line of authors T.A. Ladyzhenskaya, M.T. Baranov, L.A. Trostentsova. Grades 5-9: [Text]. - M. : Prosveshcheniye, 2011. - 111 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.