Научная статья на тему 'Изучение фразеологии в школе'

Изучение фразеологии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4442
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЯ / PHRASEOLOGY / РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ / METHODOLOGY OF STUDYING RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Виктор Сергеевич

В данной статье анализируется изучение фразеологии. Проведен анализ трех этапов изучения фразеологии в общеобразовательной школе. Предложена методика изучения фразеологизмов со значением чувств. Также мы разработали комплекс упражнений, нацеленный на реализацию различных компетенций, связанных с употреблением и пониманием ФЕ со значением чувства. Нами были рассмотрены учебные материалы по обучению фразеологизмам, на основании которых были сделаны выводы, что данный раздел лингвистики недостаточно изучается в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение фразеологии в школе»

ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В ШКОЛЕ Сергеев В.С. Email: Sergeev17109@scientifictext.ru

Сергеев Виктор Сергеевич — бакалавр, Институт филологии Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье анализируется изучение фразеологии. Проведен анализ трех этапов изучения фразеологии в общеобразовательной школе. Предложена методика изучения фразеологизмов со значением чувств. Также мы разработали комплекс упражнений, нацеленный на реализацию различных компетенций, связанных с употреблением и пониманием ФЕ со значением чувства. Нами были рассмотрены учебные материалы по обучению фразеологизмам, на основании которых были сделаны выводы, что данный раздел лингвистики недостаточно изучается в учебном процессе. Ключевые слова: фразеология, методика изучения, русский язык.

THE STUDY OF PHRASEOLOGY IN SCHOOL Sergeev V.S.

Sergeev Victor Sergeevih — Bachelor's degree, PHILOLOGY INSTITUTE MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: this article examines the study of phraseology. The analysis of the three stages of studying phraseology in secondary school. The methodology proposed for the study of phraseological units with the meaning offeelings. We have also developed a set of exercises aimed at the implementation of the various competencies associated with the use and understanding of FE with a value of feelings. We reviewed the training materials for the training of the idiom on the basis of which the conclusions were made that this section of linguistics is studied not enough in the educational process. Keywords: phraseology, methodology of studying Russian language.

УДК: 372.881

Фразеология как наука о языке способствует формированию деятельной языковой личности в условиях современной лингвистической ситуации. Существенными направлениями в современной дидактике обучения русскому языку выступают лексико-фразеологический и лингвокультурологический аспекты, а также формирование компетенции в области русского национального менталитета и культуры.

Фразеология как один из разделов курса русского языка в современной общеобразовательной школе имеет огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. «Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации»1.

Весь процесс обучения фразеологии в общеобразовательной школе состоит из трех крупных важных этапов: начальная школа, средняя и старшая2. Насколько успешным будет изучение учебных тем, во многом зависит от того, в какой степени учитель будет учитывать внутреннюю связь между указанными этапами.

Сегодня фразеология является частью УМК по русскому языку всех авторов. Но в разных УМК для ее изучения выделяется разное время. Так, в УМК В.В. Бабайцевой «Вертикаль» фразеология предметно изучается в 5 классе, раздел называется «Лексикология. Фразеология», на это выделяется 18 часов3. В УМК под редакцией

1 Маслова В.А. Лингвокультурный аспект русской фразеологии / Лингвокультурология / В.А. Маслова. М.: Академия, 2001. 208 с.

2 ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588/ (дата обращения: 27.07.2017).

3 Бабайцева В.В. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов / В.В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2010.

Т.А. Ладыженской на изучение фразеологии в 6 классе выделяется 22 часа, раздел фразеологии изучается после изучения лексикологии1.

Методистами выделяется несколько этапов изучения лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка:

1. Пропедевтический. Данный этап подразумевает изучение фразеологизмов в начальной школе. Фразеология изучается практически, введение терминологии на данном этапе отсутствует.

2. Систематический. На этом этапе происходит собственно изучение отдельного раздела «Фразеология». При линейно-ступенчатом построении школьного курса (например, учебник под редакцией Т.А. Ладыженской2) раздел изучается в 6 классе; при линейном построении (учебный комплекс В.В. Бабайцевой) - в 5 классе.

3. Аспектный. В 7-9 классах фразеология рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими разделами русского языка.

4. Функционально-стилистический. Изучение фразеологии в старших классах подразумевает рассмотрение, каким образом и в каких стилях функционируют фразеологические единицы.

Систематическому изучению раздела «Фразеология» в школьном курсе русского языка отводится небольшое количество часов (1 или 2 по разным рабочим программам). Поэтому наиболее важной проблемой является такое поурочное распределение материала, чтобы в короткие сроки дать учащимся комплексное представление о фразеологизмах.

Мы проанализировали, каким образом подан учебный материал в учебниках по русскому языку для общеобразовательной школы. Так, в учебнике по русскому языку за 6 класс под редакцией Т.А. Ладыженской изучение фразеологии предлагается после изучения лексикологии, что является закономерным. Обе отрасли языкознания связаны с изучением семантики языковых единиц, имеют общий понятийный аппарат. В учебнике предлагается определение фразеологизма и фразеологии. Они лаконичны, в них предусмотрены только базовые, понятные для ребенка среднего школьного возраста категории: устойчивость формы, воспроизводимость, многочленность структуры. Также в учебнике предлагаются упражнения разного типа. Они обращены к уже имеющемуся языковому опыту ребенка, к его пониманию того, что является значением слова и фразеологизма, как фразеологизм отражает семантику, какую образную роль он выполняет. Это упражнения на выполнение следующих операций:

- поиск фразеологизма в тексте и объяснение его семантики;

- описание рисунков с использованием ФЕ;

- поиск синонимов для фразеологизма;

- толкование семантики фразеологизмов;

- сопоставление фразеологизмов с их значениями;

- определение источников фразеологизмов.

По нашему мнению, при составлении данной главы учебника необходимо использовать метод последовательности от простого к сложному, так как разные по сложности задания репродуктивного и эвристического типа размещены без какой-либо системности.

Считаем, что изучение фразеологизмов могло бы быть более продуктивным, если бы учебным материалом при этом также выступали фразеологизмы со значением чувств (в учебнике они не представлены).

Нами разработана система упражнений для 6 класса по усвоению фразеологических понятий и формированию умений использовать фразеологизмы со значением чувств, которая состоит из нескольких этапов.

I. Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов.

1. Прочитайте. Распределите предложения на две группы. В одной из них будут предложения без фразеологизмов, в другой - с фразеологизмами.

Одинаков ли смысл этих предложений.

1. Петя очень любил родителей.

2. Петя не чаял души в родителях.

3. Смотри в оба, когда переходишь дорогу.

1 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. 5-е изд., дораб. М., 2015. Ч. 1. 191 с. Ч. 2. 175 с.

2 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. 5-е изд., дораб. М., 2015. Ч. 1. 191 с. Ч. 2 175 с.

4. Будь внимательным, когда переходишь дорогу.

5. Маша была на седьмом небе, когда увидела, что ей подарили.

6. Маша была очень рада, когда увидела, что ей подарили.

2. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно:

а) махнуть рукой - бездельничать;

б) смотреть в рот - внимательно слушать;

в) прожить душа в душу - прожить в любви;

3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

Смотреть в оба Души не чаять

Скребет на душе Ноль внимания

Прийтись не по вкусу Интересует, как прошлогодний снег

Не сводить глаз На верху блаженства

II. Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости.

1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

На седьмом небе, моя хижина с краю, жить душа в душу, хоть бурьян не расти.

2. Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

3. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать ... востро (уши, ухо).

Быть (сверху, на верху) блаженства.

Родиться под счастливой (луной, звездой)

III. Упражнения, направленные на формирование образности речи школьников.

1. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл внимательно слушал учительницу.

Мы догадывались, что он фильм ему не нравится.

Справочный материал: повесить нос, и в ус не дул, слушал, разинув рот, пришелся не по вкусу.

Мы предлагаем также комплексное задание, которое может стать стимулом для написания сочинения.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы. Какие из них выражают чувства?

Напишите продолжение начала истории так, чтобы к ней подошел предложенный конец.

Мой самый близкий друг Шурик души не чаял, оказывается, в компьютерных играх. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как только он возвращался домой, он часами играл за компьютером. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем, хоть трава не расти. Шурику что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает.

Но после того как (далее дети придумывают развитие сюжета)

После этого Шурик стал совсем другим человеком. На уроках он превращается в слух, в бабушке души не чает. А уж когда ему подарили новый игровой компьютер, он был на верху блаженства, но о других своих делах не забыл, как говорится, делу время, а потехе час.

Разработанный нами комплекс упражнений направлен, прежде всего, на то, чтобы ученики научились правильно употреблять фразеологизмы со значением чувства, а также на то, чтобы расширить их словарный запас, научить их образно мыслить и выражать свои мысли с помощью эмоционально ярких, образных средств русского языка, среди которых и фразеологизмы.

Таким образом, внедрение в технологию преподавания фразеологии упражнений, способствующих формированию компетенций разных типов, а также формированию богатого словарного запаса, образного мышления в условиях современной языковой ситуации - важная и актуальная проблема современной образовательной системы.

Список литературы / References

1. Маслова В.А. Лингвокультурный аспект русской фразеологии / Лингвокультурология /

В.А. Маслова. М.: Академия, 2001. 208 с.

2. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588/ (дата обращения: 15.04.2017).

3. Бабайцева В.В. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов / В.В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2010.

4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. 5-е изд. дораб. М., 2015. Ч. 1. 191 с. Ч. 2. 175 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Иванова Н.И. Email: Ivanova17109@scientifictext.ru

Иванова Нюргустана Иннокентьевна — соискатель, кафедра педагогики и методики начального обучения, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Качикатская средняя общеобразовательная школа им. С.П. Барашкова, село Качикатцы, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности формирования основ технического мышления в общем интеллектуальном развитии детей. На основе теоретико-методологической литературы выявлены особенности формирования основ технического мышления у младших школьников. Специально созданная образовательная среда с выработкой совокупности оптимальных геометрических задач с технической направленностью способствует формированию основ технического мышления у младших школьников. Выделяются четыре уровня сформированности основ технического мышления и конкретные черты качеств, которые необходимо развивать.

Ключевые слова: техническое мышление, уровень, задания, младший школьник, педагогические условия, наглядная геометрия.

FEATURES OF FORMATION OF BASES OF TECHNICAL THINKING AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS Ivanova N.I.

Ivanova Nurgustana Innokentievna — Applicant, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND METHODS OF PRIMARY EDUCATION,

PEDAGOGICAL INSTITUTE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.K. AMMOSOV, Primary School Teacher,

MUNICIPAL BBUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "KACHIKATSKIY SECONDARY SCHOOL

NAMED AFTER P.S. BARASHKOVA", VILLAGE KACHIKATTSY, KHANGALAS DISTRICT, REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abstract: this article discusses the features of forming the foundations of technical thinking in general intellectual development of children. On the basis of theoretical-methodological literature identified features form the basis of technical thinking in junior high school students. Specially designed educational Wednesday together with the elaboration of optimal geometric problem from a technical focus helps build foundations of technical thinking in junior high school students. There are four levels of articulation of the foundations of technical thinking and specific features of qualities that must be developed.

Keywords: technical thinking, level, job, Junior high school student, pedagogical conditions, visual geometry.

УДК373. 1. 02: 372.8

В нашей статье мы рассмотрим особенности формирования основ технического мышления в общем интеллектуальном развитии младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.