Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ / ПРОВЕРКА / ПРОКУРОР / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / VIOLATIONS / VERIFICATION / PROSECUTOR / PROSECUTOR GENERAL / INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцова Галина Анатольевна, Магомедова Зухра Тагировна

Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации. Существенная роль в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, укрепления законности и правопорядка в сети Интернет отводится органам прокуратуры. В статье рассматривается институт прокурорских проверок за исполнением законодательства в сфере противодействия нарушений в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванцова Галина Анатольевна, Магомедова Зухра Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF PROSECUTOR CHECKS FOR THE PERFORMANCE OF THE LEGISLATION IN THE FIELD OF ANTI-INFRINGEMENT ON THE INTERNET

The implementation of national interests in the information sphere is aimed at creating a safe environment for the circulation of reliable information and information infrastructure that is resistant to various types of impact in order to ensure the constitutional rights and freedoms of man and citizen, stable socio-economic development of the country, as well as national security of the Russian Federation. A significant role in ensuring information security of the Russian Federation, strengthening the rule of law and order on the Internet is assigned to the Prosecutor's office. The article considers the Institute of Prosecutor's checks for the implementation of legislation in the field of countering violations on the Internet.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020

СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЙ В

СЕТИ ИНТЕРНЕТ

CONTENTS OF PROSECUTOR CHECKS FOR THE PERFORMANCE OF THE LEGISLATION IN THE FIELD OF ANTI-INFRINGEMENT ON THE INTERNET

УДК 347.963

Иванцова Галина Анатольевна, научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент,

Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак Магомедова Зухра Тагировна, магистрант, Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак

Ivantsova G.A. G.A.Ivantsova@strbsu.ru Magomedova Z.T. Mzt6@list.ru

Аннотация

Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации. Существенная роль в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, укрепления законности и

правопорядка в сети Интернет отводится органам прокуратуры. В статье рассматривается институт прокурорских проверок за исполнением законодательства в сфере противодействия нарушений в сети Интернет.

Annotation

The implementation of national interests in the information sphere is aimed at creating a safe environment for the circulation of reliable information and information infrastructure that is resistant to various types of impact in order to ensure the constitutional rights and freedoms of man and citizen, stable socio-economic development of the country, as well as national security of the Russian Federation. A significant role in ensuring information security of the Russian Federation, strengthening the rule of law and order on the Internet is assigned to the Prosecutor's office. The article considers the Institute of Prosecutor's checks for the implementation of legislation in the field of countering violations on the Internet.

Ключевые слова: нарушения, проверка, прокурор, Генеральная прокуратура, сеть Интернет.

Keywords: violations, verification, prosecutor, Prosecutor General, Internet.

В настоящее время прокурорские проверки признаются одним из лучших способов выявления нарушения законодательства. Существует две точки зрения на понимание прокурорской проверки. Согласно первой, прокурорская проверка -это широко и часто применяемое прокурором полномочие по надзору за точным и неукоснительным соблюдением и исполнением законов должностными лицами, это метод осуществления высшего надзора. Согласно второй точки зрения, прокурорские проверки - это разновидность средств надзора прокурора по выявлению нарушений закона [7, с. 219].

Генеральная прокуратура РФ формирует и размещает на официальном сайте ежегодный сводный план плановых проверок. Органы прокуратуры имеют право

самостоятельно инициировать проведение внеплановых проверок согласно Федерального закона «О защите прав юридических лиц» [3].

В настоящий момент законодательство Российской Федерации подробно не регламентирует проведение проверки органами прокуратуры. Например, в законе о прокуратуре не содержится ссылки на ограничение сроков проверки. Прокурор действует, основываясь на ст. 18 Конституции РФ, присягу, принцип разумности, на основании которых он не имеет права затягивать проведение проверки, ставить заведомо невыполнимые условия. Так, согласно гражданскому законодательств и принципу разумности, если не установлен срок исполнения обязательств, либо обязательство не содержит условие исполнения, то сроком признается, то такое обязательство должно быть исполнено в разумный срок [1]. Во исполнение данного требования был принят приказ Генерального прокурора № 265 от 28.05.2015 г., согласно которому при проведении любых прокурорских проверок прокуроры обязаны руководствоваться в своей деятельности принципом разумности в отношении сроков [4].

Согласно Приказу № 265 руководитель должен быть извещен о проведении прокурорской проверки не позднее дня начала данной проверки. Проверка должна быть проведена в течение двадцати рабочих дней, в случае необходимости прокурор, проводящий проверку, имеет право однократно пролонгировать ее не более, чем на двадцать рабочих дней [10, с.317].

Дальнейшее продление имеет право проводить только вышестоящий прокурор на аналогичный срок. Общее количество пролонгации и предельный срок не регламентируется ни законом о прокуратуре, ни данным приказом. После завершения прокурорской проверки в течение десяти рабочих дней руководитель проверяемого объекта должен ознакомиться с актом проверки [2].

Еще одной из существующих проблем, кроме отсутствия предельного срока проведения проверки, можно назвать и проблему доведения до руководства проверяемого объекта о начале прокурорской проверки. В законодательстве не регламентируется процедура подобного ознакомления, также как и процедура ознакомления с актом приостановления или продления проверки [10, с.317].

При проверке в сфере защиты детей от опасной и вредоносной информации, в первую очередь, прокурор старается проверить, как велась поисковая деятельность сотрудников внутренних дел, насколько качественно проводился мониторинг распространения в сети Интернет порнографической продукции с участием несовершеннолетних, как были исполнены оперативно-розыскные мероприятия, как документировались все мероприятия [6, с. 95]. Прокурор отслеживает, проводят ли сотрудники органов внутренних дел подобные мероприятия регулярно, и не страдают ли ни формализмом.

В ходе проведения проверок генеральной прокуратурой не раз были внесены предложения в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ о принятии дополнительных мер, касающихся недопущения использования Интернета для совершения преступлений с участием или против несовершеннолетних.

В общеобразовательных учреждениях прокурор проверяет, присутствует ли система фильтрации сети Интернет, которая обеспечивает полную защиту несовершеннолетних от вредоносной информации. Прокурор может привлечь к проверке для дачи пояснений и обоснований психолога.

Важной частью работы органов прокуратуры является проведение проверок в сфере противодействия экстремисткой деятельности в сети Интернет, которое регулируется Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» [5].

Прокуроры проводят мониторинг сети Интернет, анализируют материалы ОРД, доследственных проверок и уголовных дел, касающихся преступлений экстремистской направленности, проверок исполнения законодательства о публичных мероприятиях, проверок исполнения законодательства о предвыборной агитации.

При проведении проверки прокурор должен анализировать не только страницу, которую выдает поисковая система, но и весь сайт и гиперссылки, указанные в нем.

При подобных проверках прокурору рекомендуется привлекать экспертов, специалистов, которые должны выявить наличие или отсутствие призывов к экстремистской деятельности, наличие материалов и информации, которые обосновывают необходимость экстремизма. Эксперт/специалист должен провести лингвистическое исследование или психолого-лингвистического исследования, то есть растолковать происхождения и значения определенных слов, идиом, проанализировать слоганы, девизы, тексты, атрибутику. Прокурор чаще всего ставит перед экспертами такие вопросы, как есть ли в тексте высказывания, которые содержат призывы к осуществлению экстремистской деятельности; есть ли высказывания экстремистской направленности; есть ли высказывания, которые содержат в себе призывы к массовым беспорядкам, призывы к насилию над гражданами, призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации и некоторые другие.

Таким образом, прокурорская проверка - это комплекс мер, которые имеют своей целью установление соответствия чего-либо предъявленным законом требованиям.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 1 июля 2020 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (в ред. от 26.07.2019 г. № 205-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20.02.1992. № 8, ст. 366.

3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц» от 26.12.2008 г. № 294 (в ред. от 01.04.2020 № 98-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.12.2008. № 52 (часть I), ст. 6249.

4. Приказ Генерального прокурора от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.

5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 362 от 19.11.2009 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» // СПС Консультант плюс.

6. Бородин К.В. Правовая защита несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, распространяющейся в сети Интернет // «Актуальные проблемы российского права». 2016. № 7. С. 95 - 97.

7. Грачева О.А. Генезис правового регулирования проведения прокурором проверок в досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Проблемы в российском законодательстве. 2016. С. 219 - 223.

8. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / под ред. О. Н. Коршуновой. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. 240 с.

9. Смирнов А.Ф. К вопросу о методике и тактике прокурорской проверке // Вестник университет им. О.Е. Кутафина. 2019. № 8. С. 26-39.

10. Федоров А.А. О порядке проведения проверок органами прокуратуры Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 8. С. 317 - 322.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote December 12, 1993 with amendments approved in a nationwide vote on July 1, 2020 (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30 December 2008 № 6-FKZ dated 30 December 2008 No. 7-FKZ, dated 05 February 2014 № 2-FCL from July 21, 2014 No. 11-FKZ, dated March 14, 2020 No. 1-FKZ) // Russian newspaper. 1993. December 25.

2. Federal law No. 2202-I of 17.01.1992 "On the Prosecutor's office of the Russian Federation" (as amended No. 205-FZ of 26.07.2019) // Vedomosti of The Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 20.02.1992. No. 8, article 366.

3. Federal law No. 294 of 26.12.2008 "On protection of the rights of legal entities" (as amended). from 01.04.2020 No. 98-FZ) // Collection of legislation of the Russian Federation. 29.12.2008. No. 52 (part I), article 6249.

4. Order of the Prosecutor General of 28.05.2015 No. 265 "On the procedure for executing the resolution of the constitutional Court of the Russian Federation of 17.02.2015 No. 2-P in the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Federal law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" // SPS Consultant plus.

5. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation No. 362 of 19.11.2009 "On the organization of Prosecutor's supervision over the implementation of legislation on countering extremist activities" // SPS Consultant plus.

6. Borodin K. V. Legal protection of minors from information harmful to their health and development, distributed on the Internet // Actual problems of Russian law. 2016. No. 7. P. 95 - 97.

7. Gracheva O. A. Genesis of legal regulation of Prosecutor's inspections in pre-trial stages of criminal proceedings // Problems in Russian legislation. 2016. P. 219 - 223.

8. Technique and tactics the Prosecutor's investigation: the textbook / under the editorship of O. N. Korshunova. Saint Petersburg: Saint Petersburg law Institute

(branch) Academy of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, 2014. 240 p.

9. Smirnov A. F. On the issue of methods and tactics of Prosecutor's verification // Vestnik universitet im. O. E. Kutafin, 2019. No. 8. Pp. 26-39.

10. Fedorov A. A. on the procedure for conducting inspections by the Prosecutor's office of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. 2016. No. 8. S. 317 - 322.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.