Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ'

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7051
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОВЕРКА / ЭТАП / СТАДИЯ / АКТ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ / PROSECUTOR / CHECK / STAGE / ACT OF PROSECUTOR'S CHECK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцова Галина Анатольевна, Магомедова Зухра Тагировна

Анализ действующего законодательства и практики прокурорского надзора позволяет утверждать, что основным способом и одновременно формой прокурорского надзора является прокурорская проверка. Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ней прокуроров. Этапы проведения проверки обуславливаются тематикой, целями и задачами, объектом и предметом прокурорской проверки. В статье содержится понятие и виды этапов прокурорской проверки, а также дается краткий обзор на каждый этап.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванцова Галина Анатольевна, Магомедова Зухра Тагировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE PROSECUTOR CHECK

Analysis of the current legislation and practice of Prosecutor's supervision suggests that the main method and form of Prosecutor's supervision is the Prosecutor's check. The key to conducting high-quality checks on the implementation of laws is the thorough preparation of prosecutors for it. The subject, goals and objectives, object and subject of the Prosecutor’s audit, determines the stages of the audit. The article contains the concept and types of stages of Prosecutor's verification, as well as a brief overview of each stage.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

STAGES OF THE PROSECUTOR CHECK

УДК 347.963

Иванцова Галина Анатольевна, научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент,

Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак Магомедова Зухра Тагировна, магистрант, Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак

Ivantsova G.A. G.A.Ivantsova@strbsu.ru Magomedova Z.T. Mzt6@list.ru

Аннотация

Анализ действующего законодательства и практики прокурорского надзора позволяет утверждать, что основным способом и одновременно формой прокурорского надзора является прокурорская проверка. Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ней прокуроров. Этапы проведения проверки обуславливаются тематикой, целями и задачами, объектом и предметом прокурорской проверки. В статье содержится понятие и виды этапов прокурорской проверки, а также дается краткий обзор на каждый этап.

Annotation

Analysis of the current legislation and practice of Prosecutor's supervision suggests that the main method and form of Prosecutor's supervision is the Prosecutor's check. The key to conducting high-quality checks on the implementation of laws is the thorough preparation of prosecutors for it. The subject, goals and objectives, object and subject of the Prosecutor's audit, determines the stages of the audit. The article contains the concept and types of stages of Prosecutor's verification, as well as a brief overview of each stage.

Ключевые слова: прокурор, проверка, этап, стадия, акт прокурорской проверки.

Keywords: prosecutor, check, stage, stage, act of prosecutor's check.

Проведение прокурором проверок является основным способом выявления нарушений действующего законодательства. На основании информации, например, обращения должностных лиц, граждан, органы прокуратуры проводят прокурорскую проверку, направленную на защиту прав и свобод человека, интересов общества и государства. Проверка осуществляется в пределах закона, всегда носит правовой характер, состоит из определенного комплекса действий по подготовке, проведению и завершению проверки [2].

В некоторых источниках процедуру прокурорской проверки делят на этапы (периоды): подготовительный, основной этап проверки, заключительный [3, с.11]. Данное деление необходимо как рекомендация для совершения всех подготовительных действий, эффективной работы во время проведения проверки и принятия верного решения в заключении.

Этапы проведения проверки обуславливаются тематикой, целями и задачами, объектом и предметом прокурорской проверки.

Первым этапом является этап подготовки. На данном этапе должны быть совершены определенные действия. Прокурором перед началом проведения проверки должны быть изучены и проанализированы имеющиеся и соответствующие законы и правовые акты, исполнение которых и будет

проверяться прокуратурой. Прокурор должен выяснить, какие положения законы носят рекомендательный, а какие обязывающий характер [4, с.36].

Прокурор должен изучить документы, которые поясняют и раскрывают вид и суть деятельности проверяемого объекта, которые подтверждают правовой статус данного объекта. Прокурор должен выявить наличие или отсутствие жалоб, обращений, заявлений граждан, должностных лиц, тем самым определив состояние законности на объекте. Также прокурору необходимо выяснить, проводились ли на данном объекте прокурорские проверки и если да, то каким был их результат.

По теме проверки прокурор обязан изучить указания и приказы вышестоящего прокурора, проанализировать методические рекомендации, доклады, справки, обзоры. Также прокурору желательно изучить и судебную практику, касающуюся предстоящей проверки, справки и документы вышестоящих прокуратур по данной тематике [4, с.37].

На первом этапе прокурор также обязан определить место и время проведения проверки, круг лиц, которые будут привлечены к предстоящим действиям и составить план проверки [3, с.12].

Работникам прокуратуры, осуществляющим надзор на конкретном участке, прежде всего необходимо знать, где именно они могут получить необходимую информацию. На основании анализа этой информации прокурор, во-первых, составляет предварительный перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, а во-вторых, определяет, какую еще дополнительную информацию необходимо получить до начала проверки.

Выбор объектов проверки зависит от целей проверки и от того, какие органы власти, контролирующие органы, иные лица (предприятия, учреждения, субъекты предпринимательской деятельности) осуществляют деятельность на поднадзорной территории.

На втором этапе - основном - прокурор должен изучить документы, которые разрешают проверяемому объекту его деятельность, например, лицензии, ввод в эксплуатацию и работу; подтверждают правовой статус объекта, например,

уставы, приказы. Также прокурор должен ознакомиться с организационно-распорядительными документами, например, с инструкциями, правилами; переписками, отчетными материалами, которые касаются вышестоящих организаций, контролирующих должностных лиц и органов; материалами ранее проведенных проверок; статистические учетные данные проверяемого объекта [4, с.37].

Каждый из органов контроля наделен компетенцией и полномочиями, которые надлежит учитывать при проведении проверок. Знание прокурором того, в каких органах власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях он сможет получить определенную информацию, способствует осуществлению результативной проверки. Характер и объем информации определяются компетенцией органа, которая установлена федеральными законами, подзаконными актами и положениями об этих органах.

Последним заключительным этапом является этап принятия решения, составление справки или акта прокурорской проверки, в которой описываются состояние законности на объекте, выявленные прокурором нарушения, причины и условия данных нарушений, определяются лица, которые ответственны за данные ситуации. Справка или акт должны включать в себя период, предмет и объект проверки, основания ее проведения, объем исполненных работ, выявленные нарушения, список лиц, причастных к данным деяниям и заключительные выводы проверки.

Прокурор по завершении проверки обязан ознакомить руководителя проверяемого объекта, лиц, которые ответственны за нарушения законов, с актом или справкой проверки [3, с.13].

Прокурор не имеет право отклонять без рассмотрения письменные возражения на содержание справки.

Заключительный этап проверки зависит от результата. Прокурор должен произвести анализ и оценку полученных материалов и документов. В случае необходимости он имеет право привлечь иных лиц, например, прокуроров, смежных направлений надзора. Прокурор может провести и оперативное

совещание либо в прокуратуре, либо на объекте проверки. Особое внимание при оценке и анализа прокурор должен обратить на причины и условия нарушений закона, установить, как данные нарушений устранить, и какие профилактические меры принять [3, с.13].

Некоторые ученые выделяют и четвертый этап прокурорской проверки -контроль за исполнением принятых мер по устранению нарушений, за привлечением к ответственности виновного лица. Это полномочие прокурор может проводить инициативно, без повода, сплошным методом.

Необходимо отметить, что данные этапы применимы и к надзорным проверкам, и к проверочным действиям прокурора, которые исполняются в ненадзорных направлениях деятельности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 1 июля 2020 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-I (в ред. от 26.07.2019 г. № 205-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20.02.1992. № 8, ст. 366.

3. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / под ред. О. Н. Коршуновой. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. 240 с.

4. Смирнов А.Ф. К вопросу о методике и тактике прокурорской проверке // Вестник университет им. О.Е. Кутафина, 2019. № 8. С. 26-39.

Literature

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote December 12, 1993 with amendments approved in a nationwide vote on July 1, 2020 (amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30 December 2008 № 6-FKZ dated 30 December 2008 No. 7-FKZ, dated 05 February 2014 № 2-FCL from July 21, 2014 No. 11-FKZ, dated March 14, 2020 No. 1-FKZ) // Russian newspaper. 1993. December 25.

2. Federal law No. 2202-I of 17.01.1992 "On the Prosecutor's office of the Russian Federation" (as amended No. 205-FZ of 26.07.2019) // Vedomosti of the Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 20.02.1992. No. 8, аrticle 366.

3. Methods and tactics of conducting a Prosecutor's check: textbook / ed. by O. N. Korshunova. Saint Petersburg: Saint Petersburg law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, 2014. 240 p.

4. Smirnov A. F. On the issue of methods and tactics of Prosecutor's verification // Bulletin of the Kutafin University. 2019. No. 8. Pp. 26-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.