Научная статья на тему 'О некоторых вопросах тактического обеспечения прокурорской проверки в Российской Федерации'

О некоторых вопросах тактического обеспечения прокурорской проверки в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
864
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ / ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ / СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ / STAGE OF CARRYING OUT OF PUBLIC PROSECUTOR ‘S CHECK / THE PROSECUTION INSPECTION / PREPARATION OF THE AUDIT / THE TACTICS OF CARRYING OUT OF CHECK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов С. А., Просвирин Е. В.

В статье авторами исследуются некоторые проблемы проведения прокурорской проверки, закономерности осуществления сбора фактических данных в ходе проверки, особенности подготовки прокурора к осуществлению проверки и анализ его полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS OF TACTICAL PROVISION OF PROSECUTOR’S CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the authors are explore the some of the problems of public prosecutor ‘s check, regularities of the actual data collection during the inspection, especially the preparation of the prosecutor to the verification and analysis of its mandate.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах тактического обеспечения прокурорской проверки в Российской Федерации»

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ТАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ABOUT SOME QUESTIONS OF TACTICAL PROVISION OF PROSECUTOR’S CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 343(470)

С.А. БАРАНОВ, Е.В. ПРОСВИРИН,

кандидат юридических наук, помощник Валуйского кандидат юридических наук (Самарский государс-межрайонного прокурора твенный экономический университет)

S.A. BARANOV, E.V. PROSVIRIN,

Candidate of legal sciences, the assistant of the Candidate of legal sciences, senior lecturer of the

interborough prosecutor, Belgorod region, Valujki Samara State Economic University

Аннотация: В статье авторами исследуются некоторые проблемы проведения прокурорской проверки, закономерности осуществления сбора фактических данных в ходе проверки, особенности подготовки прокурора к осуществлению проверки и анализ его полномочий.

Ключевые слова: прокурорская проверка, подготовка к проведению проверки, тактика проведения проверки, стадии проведения прокурорской проверки.

Abstract: In the article the authors are explore the some of the problems of public prosecutor ‘s check, regularities of the actual data collection during the inspection, especially the preparation of the prosecutor to the verification and analysis of its mandate.

Key words: the prosecution inspection, preparation of the audit, the tactics of carrying out of check, stage of carrying out of public prosecutor ‘s check.

В настоящее время в недостаточной степени разработанными остаются вопросы прокурорской тактики, что «в определенной мере отрицательно сказывается на эффективности прокурорского надзора» [1, с. 109].

В частности, научный и практический интерес представляют собой некоторые аспекты тактического обеспечения прокурорской проверки.

Прокурорская проверка представляет собой длящийся во времени процесс, имеющий начальную и окончательную стадии.

В начальной стадии прокурорская проверка имеет суженные информационные границы. Это обусловливается следующими основными факторами объективного и субъективного характера.

К объективным факторам относятся:

1) наличие закрепленного предмета или сектора (экономики, государственного управления и т.д.) надзора за субъектом прокурорского надзора.

Так, например, одним из предметов прокурорского надзора в соответствии с ч. 1 ст.

21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций [3];

2) наличие ранее запланированных границ проверки: например, по надзору за дознанием и следствием - это соблюдение законности в учетно-регистрационной дисциплине, уголовной статистике и т.д. Прокуроры строят свою работу в соответствии с квартальными планами, в которых половина планируемых мероприятий вытекает из заданий вышестоящей прокуратуры, а остальные

- из потребностей укрепления законности на поднадзорных объектах [2, с. 129];

3) степень общественной опасности сообщения1 в органы прокуратуры, а также круг и количество лиц, чьи права и законные интересы были ущемлены и др. поступившей жалобы (сообщения в органы прокуратуры).

К субъективным факторам относятся:

1) степень осведомленности прокурора о совершенном или совершаемом правонарушении на начальном этапе проверки;

2) опыт и профессиональное мастерство проверяющего.

В последующей стадии информационные границы прокурорской проверки могут быть расширены вследствие получения в ходе проверки информации о значительных нарушениях закона в сфере, изначально не являющейся предметом надзора или не входящей в план проверок. Одним из

1 Под сообщением здесь понимаются обращение, предложение, заявление, жалоба, ходатайство. См. подробнее: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200 (в ред. приказов Генерального прокурора РФ №178 от 05.09.2008, № 113 от 17.03.2010) «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».

эффективных управленческих способов в таком случае может быть привлечение работников прокуратуры из других отраслевых надзорных структурных подразделений, что позволит сделать установление обстоятельств нарушения законности более полным и объективным. Такие характеристики прокурорской проверки, как полнота, объективность, глубина, направленность и в целом ее сущность позволяют сравнивать ее с процессуальным доказыванием, с присущими ей особенностями, такими, как:

- отсутствие строгой процессуальной формы (прокурор свободен в выборе и порядке проверочных действий и документирования их хода и результатов);

- необязательность поводов и оснований для ее проведения (инициативность прокурорской проверки);

- неоднократность проведения проверки одного и того же объекта по тем же вопросам;

- наличие межотраслевого правового характера (предмет проверки, как и предмет прокурорского надзора, имеет межотраслевой характер);

- наступление более дифференцированных правовых последствий (обширный арсенал актов прокурорского реагирования, а также право направления информации в правоохранительные органы для принятия определенного решения согласно компетенции соответствующего ведомства, например, в соответствующие следственные органы для принятия решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ).

В сущности, прокурорская проверка включает в себя, как правило, четыре взаимосвязанных между собой стадии:

1) подготовительная;

2) деятельность по собиранию и проверке интересующих сведений (фактов);

3) исследовательская деятельность;

4) оценочная деятельность.

Выделенные стадии проверки проявляют

себя как на начальном, так и последующем этапах прокурорской проверки, и не подлежат строгому хронологическому выстраиванию.

Так, на начальном этапе прокурорской проверки необходима подготовка к ее проведению. Она может включать:

- установление необходимости проведения проверки, изучение приказов, указаний, заданий вышестоящей прокуратуры, а также состояния законности на исследуемом участке;

- ознакомление с материалами ранее проведенных проверок на объекте (подобных объектах);

- выяснение принятых мер по устранению нарушений и их недопущению представителями проверяемой стороны;

- изучение федерального и ведомственного законодательства в той сфере, в которой проводится проверка, а также имеющихся в прокуратуре методических пособий и рекомендаций по предмету проверки;

- изучение практики проведения проверки другой прокуратурой (при необходимости);

- составление плана проверки, в которой должны быть отражены: последовательность и характер проверочных действий; перечень фактических данных, с которыми необходимо ознакомление, а также обстоятельства, подлежащие выяснению; выяснение необходимости участия соответствующих специалистов, а также постановка перед ними актуальных вопросов; распределение компетенций по проверке объекта в случае группового или бригадного метода прокурорской проверки.

Изучив предварительно особенности предполагаемой проверки, прокурор приступает к сбору необходимых сведений, которые в свою очередь могут быть получены им как впервые, так и при ознакомлении с результатами предыдущих проверок (в данном случае сбор фактов будет выражен в форме уяснения этих фактов субъектом предстоящей проверки).

Осуществляя в ходе проверки сбор необходимых сведений, прокурор согласно ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [3] вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 ст. 21 указанного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для

выяснения возникших вопросов; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Истребование документов, материалов осуществляется с позиций относимости и их достоверности, и представляют собой различные формы собирания интересующих фактов.

После сбора необходимых сведений прокурор проводит более тщательное исследование уже полученных материалов на предмет наличия в них признаков нарушения действующего законодательства.

В рамках данного этапа прокурор комплексно знакомится со всеми материалами проверки, такими, например, как: актами ведомственных проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, заключениями специалистов, объяснений, обзорами, справками и другими материалами.

На окончательном этапе прокурорской проверки проводится сопоставление поступившей исходной информации (фактической ситуации) с правовой нормой (правовым режимом), которая была нарушена объектом проверки. Процесс и результаты такого сопоставления представляет собой так называемую «квалификацию - вывод», который не имеет какого-либо процессуального оформления, однако именно такая «квалификация

- вывод» является основанием для вынесения соответствующих актов прокурорского реагирования.

Дальнейшие анализ и исследования проблем тактического обеспечения прокурорского надзора, прокурорской проверки, в частности, имеют большой научный и практический интерес. Тактический потенциал, накопленный психологией, криминалистикой может быть эффективно и адекватно использован в процессе осуществления прокурорского надзора. К числу недостаточно разработанных проблем тактического обеспечения относятся: психологические аспекты проверочных действий, тактика их проведения, исследование проверочных ситуаций, отдельные специфические характеристики предмета надзора и его подвидов и т.д.

Литература —

1. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под ред. А.А. Чувилева. - М., 1999.

2. Прокурорский надзор: учебник / Винокуров Ю.Е. и др. / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005.

3. ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 1992. № 39.

References

1. The prosecutor ‘s supervision in the Russian Federation: The textbook / Under ed. A. Chuvilev. - M., 1999.

2. The prosecutor ‘s supervision: The textbook / Yuri Vinokurov, etc. / red. E. Vinokurov. -6 r.d. - M.: Higher education, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.