Научная статья на тему 'К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы)'

К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6793
1017
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / PROSECUTOR''S OFFICE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПРАВА И СВОБОДЫ / RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осокин Р.Б.

В статье рассматриваются организационные особенности деятельности прокуратуры в России. Раскрываются концептуальные начала, положенные законодателем в основу специфического правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации, осуществлен подробный анализ функций органов прокуратуры как важной формы проявления данных начал. На основе рассмотренных положений действующего законодательства, а также обобщенных доктринальных позиций сформулирован ряд выводов о возможных рациональных мерах, принятие которых будет содействовать устранению выявленных автором проблем в области реализации основных функций и принципов деятельности прокуратуры Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of the organization of activity of bodies of prosecutor''s office in the Russian Federation (the main functions, the principles)

In article organizational features of activity of prosecutor's office in Russia are considered. The conceptual beginnings which are been by the legislator the basis for specific legal status of bodies of prosecutor's office of the Russian Federation reveal, the detailed analysis of functions of bodies of prosecutor's office as important form of manifestation of these beginnings is carried out. On the basis of the considered provisions of the current legislation, and also the generalized doctrinal positions a number of conclusions about possible rational measures which acceptance will promote elimination of the problems revealed by the author in the field of realization of the main functions and the principles of activity of prosecutor's office of the Russian Federation is formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ)

РОМАН БОРИСОВИЧ ОСОКИН,

доктор юридических наук, доцент, начальник Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность: 12.00.11 - судебная деятельность;

прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: osokinr@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются организационные особенности деятельности прокуратуры в России. Раскрываются концептуальные начала, положенные законодателем в основу специфического правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации, осуществлен подробный анализ функций органов прокуратуры как важной формы проявления данных начал. На основе рассмотренных положений действующего законодательства, а также обобщенных доктринальных позиций сформулирован ряд выводов о возможных рациональных мерах, принятие которых будет содействовать устранению выявленных автором проблем в области реализации основных функций и принципов деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура, функции, принципы, законодательство, права и свободы.

Anotation. In article organizational features of activity of prosecutor's office in Russia are considered. The conceptual beginnings which are been by the legislator the basis for specific legal status of bodies of prosecutor's office of the Russian Federation reveal, the detailed analysis of functions of bodies of prosecutor's office as important form of manifestation of these beginnings is carried out. On the basis of the considered provisions of the current legislation, and also the generalized doctrinal positions a number of conclusions about possible rational measures which acceptance will promote elimination of the problems revealed by the author in the field of realization of the main functions and the principles of activity of prosecutor's office of the Russian Federation is formulated.

Keywords: prosecutor's office, functions, principles, legislation, rights and freedoms.

В современный период государственно-правовое строительство в России характеризуется особенно интенсивными темпами развития. Происходит глубокое реформирование ключевых отраслей действующего законодательства, в ходе которого не только существенно изменяются и дополняются уже существовавшие нормы, но также и возникают качественно новые правовые предписания, предметом которых являются ранее не урегулированные правом общественные отношения. Ярким примером, демонстрирующим масштаб отмеченной тенденции, выступает реформа Гражданского кодекса Российской Федерации, так или иначе затронувшая каждый структурный компонент данного нормативного правового акта. Вызывает интерес развитие института несостоятельности в форме возникновения новеллы отечественного права - процедуры банкротства физических лиц. Сравнительно недавно изменились процедурные аспекты

пересмотра законности и обоснованности судебных актов, закрепленные в Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Произошло введение в действие Кодекса административного судопроизводства, существенно изменившего ранее существовавшие процедуры осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях. Осуществлено дополнение Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации рядом новых составов преступлений при существовании нашедших поддержку у законодателя инициативах о гуманизации уголовного закона, в том числе - декриминализации отдельных преступлений. Одновременно, параллельно отмеченной тенденции, протекает не менее сложный и трудоемкий процесс поиска оптимальной модели системы органов исполнительной и судебной власти, которая позволила бы за счет преобразования кон-

цепции их деятельности и перераспределения функций повысить эффективность деятельности данных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Сложившаяся ситуация предъявляет особенно высокие требования к качеству деятельности системы органов прокуратуры. С одной стороны, осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением действующего законодательства в приведенных условиях составляет особую сложность. С другой стороны, в силу названных тенденций выявленные научным сообществом России нормативные дефекты в правовых предписаниях, регламентирующих деятельность прокуратуры, могут быть скорректированы законодателем, что в свою очередь может повлечь за собой организационные изменения в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Приступая к анализу организационной модели деятельности органов прокуратуры, следует отметить, что Конституция Российской Федерации не содержит правовых норм, непосредственно регулирующих структуру органов прокуратуры. Пункт 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации имеет отсылочную диспозицию, оставляющую федеральному закону правовое регулирование всего множества организационных аспектов деятельности прокуратуры, за исключением порядка назначения Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, а также городов и районов1. Аналогичным образом в Основном законе регулируются полномочия системы органов прокуратуры, от которых происходят их функции. При этом концептуальные начала деятельности анализируемой системы органов государственной власти на конституционном уровне не урегулированы.

Последний названный пробел восполняет Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». При этом анализ научной и учебной литературы позволяет утверждать о том, что ст. 5 названного закона не исчерпывает всего многообразия принципов, заложенных в основу деятельности прокуратуры, так как по большей части специализируется на принципах централизованности и законности.

Смысловое значение принципа законности деятельности прокуратуры, самоочевидно, заключается в том, что при осуществлении всего объема функциональной нагрузки прокуроры обязаны руководствоваться действующим законодательством, строго соблюдать и исполнять предписания законов и подзаконных нормативных правовых актов. Данный принцип выступает своеобразным концептуальным фундаментом, поскольку сказывается на всех прочих концептуальных началах и проявляется во всем объеме деятельности органов прокуратуры.

Аналогичную характеристику представляется возможным дать принципу гласности. Выступающий общеправовым концептуальным началом, важность и значимость которого в современном обществе сложно недооценить, анализируемый принцип, тем не менее, имеет специфику содержания в деятельности органов прокуратуры, изложенную в абз. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре

Российской Федерации». Данная специфика выражена в том, что гласность деятельности органов прокуратуры ограничена теми пределами, которые установлены законодательством Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне2. В контексте конституционной гарантированности защиты охраняемой законом тайны, в том числе персональных данных, сведений о частной жизни гражданина, коммерческой и иной тайны, данное положение не видится противоречащим идеи транспарентности органов государственной власти и на данный момент не нуждается в какой-либо корректировке.

Принцип централизации заключается в том, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»)3. Данное концептуальное начало закрепляет правовую основу четкой иерархии органов прокуратуры и детерминирует существование между ними сложной системы структурных и функциональных взаимосвязей. Также необходимо отметить, что централизация органов прокуратуры выступает необходимым условием достижения целей данной системы органов власти по надзору за соблюдением и единообразным применением действующего законодательства на всей территории России, что играет особую роль в деятельности по обеспечению законности и правопорядка на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом важно отметить, что каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений, отнесенных к его компетенции, и несет за принятое решение персональную ответственность4.

Принцип единства прокурорской деятельности во многом производен от принципа централизации. Данное концептуальное начало имеет множество дискретных проявлений. Оно предполагает единоличное разрешение прокурором всех вопросов, связанных с реализацией прокурорских функций. Кроме того, данный принцип также обусловливает единство системы и структуры органов прокуратуры, действующих на территории России, а также общность нормативной правовой базы, регламентирующей прокурорскую деятельность, что предполагает единые для всех прокуратур задачи, принципы, а также направления деятельности, единые формы и методы прокурорской работы5.

Интересен принцип независимости прокуратуры, заключающийся в том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от иных органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Данное концептуальное начало сходно с независимостью суда и может рассматриваться как одно из важнейших условий надлежащего выполнения органами

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

прокуратуры возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных данным органам прав. В связи с тем, что посягательство на независимость указанной деятельности влечет за собой вред соответствующим общественным отношениям, последние находятся под охраной и защитой: воздействие же в какой-либо форме государственной властью, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также должностными лицами на прокурора влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»)6.

Близок к рассмотренному началу по смысловому содержанию, но более специализирован принцип политической независимости, выражающийся в том, что сотрудники прокуратур не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Данное положение логично дополняется правилом о недопустимости создания и деятельности соответствующих общественных объединений, преследующих политические цели, в органах и организациях прокуратуры. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»)7.

Приведенные концептуальные начала прямо вытекают из положения Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», однако необходимо отметить, что в основе деятельности органов прокуратуры, как и в основе деятельности всякого другого органа государственной власти, одновременно заложены иные общеправовые начала. Речь идет о конституционном принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности государства, принципе равенства граждан к замещению должностей государственной службы, принципе деидеологизации и принципе разделения властей.

На базе данных концептуальных начал отечественный законодатель выработал и нормативно закрепил ряд функций органов прокуратуры, осмысление которых представляет особую важность: если принципы выражают общие идеи, корректировка и изменение трактовки которых в некоторых случаях запрещена законом, а в некоторых - исключается и выглядит совершенно неприемлемой с доктринальных позиций, то некоторая, ограниченная коррекция функциональных характеристик органов власти, отвечающая конкретно-историческим потребностям социума, в отдельных случаях является необходимой.

Переходя к анализу функций органов прокуратуры, необходимо прежде всего сказать о надзоре за исполнением законов всеми федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов России, органами местного самоуправления, коммерческими и не-

коммерческими организациями. Данная функция представляет особую значимость, поскольку, во-первых, роль федеральных подзаконных нормативных актов в правовом регулировании общественных отношений объективно высока. Данные акты конкретизируют, дополняют и развивают положения федерального законодательства, в связи с чем строгое соответствие содержания данных актов законам как превалирующим по критерию юридической силы видится необходимым. Одновременно, во-вторых, необходим надзор за правоприменительной деятельностью данных субъектов, поскольку несоблюдение последними действующего законодательства крайне негативно сказывается на состоянии законности, дестабилизирует нормальную деятельность органа или организации и влечет за собой дискретные негативные последствия.

В соответствии с действующим законодательством органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением всеми вышеперечисленными субъектами прав и свобод человека и гражданина. В рамках данной функции прокурор в интересах неопределенного круга лиц либо в интересах представителей слабо защищенных слоев населения может возбудить гражданское дело о признании тех или иных действий названных субъектов незаконными в целях пресечения и прекращения этих действий и восстановления правового положения гражданина или коллектива, а также недопущения противоправного поведения. Данная функция происходит от конституционно провозглашенной ценности жизни человека и гражданина, а также его прав и свобод, откуда корреспондирует обязанность государства признать, обеспечить соблюдение, охрану и защиту этих прав и свобод8.

Особое значение в современных условиях приобретает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Недопущение нарушений норм УПК РФ, а также иного действующего законодательства в процессе уголовного преследования лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, выступает одной из особенно важных задач правового государства. Необходимость проверки правильности процедур проведения оперативных мероприятий и следственных действий выступает одним из способов обеспечения права лица на защиту, и значимость прокурорского надзора в данной сфере отчасти сопоставима со значением для данной деятельности судебного контроля.

Надзор за исполнением законов судебными приставами также важен, поскольку в обязанностях последних находиться исполнение судебных решений и постановлений. Всякое нарушение в данной области закономерно повлечет нарушение прав и свобод граждан и организаций, а также негативно скажется на качестве правосудия, решение по итогам которого исполняется соответствующими должностными лицами.

Схожую цель преследует надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, ис-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

полняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. По существу, данная форма надзора направлена на создание надлежащих условий исправления осужденного, формирования у него уважительного отношения к обществу и труду, что выступает необходимым условием социализации осужденного лица.

Помимо этого, на органы прокуратуры возложены функции по уголовному преследованию граждан в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также функции по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью9.

Обобщение рассмотренных положений позволяет сделать ряд умозаключений.

1. В современных социально-правовых реалиях прокуратура выступает органом, аккумулирующим значительный опыт о состоянии действующего законодательства, его недостатках и потребностях социума в определенных формах устранения данных недостатков. В связи с изложенным, представляется целесообразным обсуждение вопроса о наделении Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы в целях реализации данного опыта и содействия оптимизации отечественной нормативной правовой базы.

2. Требует некоторой корректировки положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», касающиеся правового статуса актов прокурорского реагирования. Устранение ряда неточностей, несостыковок с отраслевым законодательством видится необходимым в контексте функциональной оптимизации деятельности прокуратуры.

3. Необходимо совершенствовать информационные ресурсы системы органов прокуратуры в целях обеспечения максимальной транспарентности их деятельности, а также доступности соответствующей информации для граждан и организаций.

4. Признавая безусловную значимость прокуратуры как правоохранительного органа представляется необходимым поставить вопрос о некотором расширении прав и обязанностей прокуроров в гражданском процессе. Речь идет о расширении перечня лиц, обладающих специальным статусом, в защиту интересов которых прокурор может обратиться в суд с последующим представлением интересов данных граждан в ходе рассмотрения дела судом.

Литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.

2. Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. 120 с.

3. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учеб. посо-

бие. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. 192 с.

4. Камышов В.Г. Прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2012. 27 с.

5. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля

2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31, Ст. 4398.

6. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.

7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 29 июня

2015 г.) // СЗ РФ. 2015. № 10, Ст. 1391; № 27, Ст. 3981.

8. Черепанов М.М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.

9. Черников Д.Л. Роль прокуратуры в обеспечении законности м противодействии преступности: актуальные вопросы // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 139-145.

10. Шобухин В.Ю. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений // Налоги (газета). 2008. № 12. С. 89-94.

References

1. Baglai M.V. Constitutional law of the Russian Federation: Textbook. 6-e Izd., am. and additional M.: Norma, 2007. 784 p.

2. Bragin A.P., Pronyakin A.D. Prosecutorial supervision in the Russian Federation. M.: Moscow financial and industrial Academy, 2004. 120 p.

3. Voronin O.V Prosecutorial supervision in the Russian Federation: questions of the General part: Textbook. allowance. Tomsk: Publishing house NTL, 2007. 192 p.

4. Kamyshov VG. the public Prosecutor's supervision as a means of protecting individual rights and freedoms of man and citizen: author. Diss... kand. the faculty of law. Sciences. M., 2012. 27 S.

5. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote December 12, 1993 (including the amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30 December 2008 № 6-FKZ dated 30 December 2008 No. 7-FKZ, February 5, 2014 № 2-FKZ, dated 21 July 2014 No. 11-FKZ) // Sz the Russian Federation. 2014. No. 31, Art. 4398.

6. On the Prosecutor's office of the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation dated 17 Jan. 1992 № 2202-1 (amended on July 13, 2015) // Sz the Russian Federation. 1995. No. 47, PT. 4472.

7. The code of administrative court procedure of the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation dated 8 March 2015 № 21-FZ (as amended on 29 June 2015) // Sz the Russian Federation. 2015. No. 10, PT. 1391; No. 27, Art. 3981.

8. Cherepanov M.M. Principles of organization and activity of the Russian Prosecutor's office: author. Diss... kand. the faculty of law. Sciences. Yekaterinburg, 2008. 26 C.

9. Chernikov D.L. the Role of prosecutors in ensuring the rule of law m crime prevention: current issues // the Criminological magazine of the Baikal state University of Economics and law. 2013. No. 1. P. 139-145.

10. Lobukhin Y.V Principles of organization and activity of the Russian office of public Prosecutor in modern conditions legislative changes // Taxes (newspaper). 2008. No. 12. S. 89-94.

1 Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31, Ст. 4398.

2 Там же.

3 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.

4 Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. С. 13; Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: учебное пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С. 25-26.

5 Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: учебное пособие. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С. 26.

6 О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47, Ст. 4472.

7 Там же.

8 Камышов В.Г. прокурорский надзор как средство защиты личных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9.

9 Черников Д.Л. Роль прокуратуры в обеспечении законности м противодействии преступности: актуальные вопросы // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 140; Шобухин В.Ю. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений // Налоги (газета). 2008. № 12. С. 89-94.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СТРАН-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЮХНОВИЧ,

адъюнкт кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России им В.Я. Кикотя, подполковник милиции Республики Беларусь Научная специальность 12.00.12 - криминалистика, судебно-экспертная деятельность, оперативно-розыскная деятельность E-mail: dyuxnovich@mail.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя И.А. Климов Рецензент: доктор юридических наук, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя В.В. Волченков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается понятие и существующие проблемы информационного обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с транснациональной экономической преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.