Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ / THE CONTENT OF PROFESSIONAL READINESS / FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION / DESIGNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Марина Фёдоровна

Отмечается повышение статуса воспитания в связи с модернизацией российского образования. Предлагаются пути обновления содержания профессиональной готовности будущих учителей физической культуры через целенаправленную подготовку к проектированию программ воспитания, отвечающих требованиям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Марина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION TO DESIGNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS

The article deals with the raise of the education status in the context of the modernization of the Russian education. There are suggested the ways of the renewal of the content of the professional readiness of future teachers of physical education by the purposeful readiness to the designing of the educational program corresponding to the call of the times.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ»

известия вгпу

М.Ф. МЕЛЬНИКОВА (Волгоград)

содержание профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к проектированию программ воспитания

Отмечается повышение статуса воспитания в связи с модернизацией российского образования. Предлагаются пути обновления содер-ржания профессиональной готовности будущих учителей физической культуры через целенаправленную подготовку к проектированию программ воспитания, отвечающих требованиям времени.

Ключевые слова: содержание профессиональной готовности, будущие учителя физической культуры, проектирование программ воспитания.

Повышение статуса воспитания в России определено приоритетом государственной политики («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», 2015). Система образования России стала относить вопросы воспитания в связи с модернизацией к обязательной части основной образовательной программы школьников (ФГОС СОО, 2012, ред. 2017), что является социальным заказом высшему педагогическому образованию: «отметим серьезную корректировку... всего российского образования - от дошкольного до послевузовского, так и педагогического. Приоритеты заявлены во многих выступлениях, интервью, разъяснениях. проектах, программах, новых нормативных документах Минобрнауки (Министерства просвещения) и Правительства РФ, активно обсуждаемых и в профессиональной среде, и в обществе в целом» [4, с. 4].

В сложившейся ситуации в обществе и системе высшего образования становится важным повышение статуса воспитания в вузах различных направлений профессиональной подготовки, в том числе при формировании профессиональной готовности будущих учителей физической культуры (бакалавров направления подготовки - 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» - в вузах физической культуры и на-

правления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» - в педагогических вузах).

Во ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и 49.03.01 «Физическая культура» выделена специальная группа компетенций под названием «Воспитание», однако анализ образовательной практики волгоградских вузов и опросов студентов -будущих учителей физической культуры показал неподготовленность к вопросам «Что такое воспитание?», «Что вы понимаете под проектированием программ воспитания?», «Как планируете реализовывать программы воспитания в своей предстоящей педагогической практике с обучающимися?». Будущие учителя физической культуры испытывали затруднения как в теоретическом, так и в практическом плане, имели низкую осведомленность о проектировании программ воспитания, отвечающих современным требованиям. При этом 45% респондентов ответили традиционным определением, что понимают «воспитание как передачу опыта старших поколений младшим»; 30% «проектирование определили как предстоящие планы в воспитании обучающихся»; а в ответе на вопрос о «реализации программ воспитания в своей предстоящей педагогической практике» ограничились перечнем традиционных воспитательных мероприятий; 25% респондентов ответили, что им нужно еще подумать над поставленными вопросами, т. е. фактически не смогли дать ответ.

Работы многих известных ученых в области педагогики посвящены развитию воспитательных систем (В.П. Беспалько, Е.В. Бон-даревская, Н.Е. Щуркова и др.), роли личности обучающегося в воспитательных системах (М.В. Кларин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, И.С. Якиманская и др.), обоснованию воспитательных стратегий (В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова и др.); профессиональной подготовке будущих педагогов к воспитанию обучающихся (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик, Е.М. Сафронова, Е.И. Сахарчук, Н.Л. Селиванова, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.А. Соловцова, Л.И. Столярчук и др.); непосредственно специфике профессиональной подготовки к воспитанию учителей физической культуры (М.Я. Виленский, Л.И. Лубы-шева, В.Н. Платонов, А.А. Сучилин и др.). Несмотря на наработанный учеными солидный методологический, теоретический и технологический материал, профессиональная подго-

О Мельникова М.Ф., 2020

педагогические науки

товка будущих учителей физической культуры к проектированию программ воспитания в изменяющихся экономических и социокультурных условиях жизни и быстро меняющейся педагогической реальности требует осмысления и теоретического обоснования: «Педагогическая теория и практика сегодня остро нуждаются в разработке теоретических основ воспитания и социализации в современной школе в связи с непрерывным обновлением российского общества и системы образования в соответствии с глобальными изменениями в мире» [1, с. 5].

Для своевременного и качественного обновления содержания профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к проектированию программ воспитания, отвечающих требованиям времени, мы взяли за основу примерную программу воспитания обучающихся, разработанную в рамках государственного задания сотрудниками Института стратегии развития образования РАО. С сентября 2019 г. начата ее апробация в рамках пилотных исследований в образовательных организациях регионов России. Цель апробации - проектирование примерных программ воспитания. Программа адресована педагогам страны, а в ней выделены различные направления воспитания, одно из которых - спортивно-оздоровительное, пока только обозначенное. Поэтому в ходе нашего исследования мы предприняли попытку наполнить профессиональную подготовку содержанием профессиональных готовностей будущих учителей физической культуры к проектированию программы воспитания спортивно-оздоровительной направленности.

Под проектированием мы понимаем вслед за И.А. Колесниковой «практико-ориентиро-ванную деятельность, целью которой является... процесс создания и реализации педагогического проекта» [3, с. 24]. На позиции ученых Н.К. Сергеева и В.В. Серикова мы основываемся при понимании профессиональной подготовки к проектированию «как своеобразному целостному пространству непрерывного педагогического образования», «где на смену мотивации профессионально-исполнительского поведения приходит стремление к творчеству и самореализации через педагогическую деятельность, через авторскую педагогическую систему» [6, с. 330-331].

На основе анализа методологического материала (Е.В. Бондаревская, Н.К. Сергеев, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков и др.), теоретического (А.Н. Выпщикова, Л.И. Лубыше-вой, В.Н. Платонова, Е.И. Сахарчук, Е.М. Саф-роновой, И.А. Соловцовой, Л.И. Столярчук,

A.A. Сучилина и др.) и технологического (на основе примерной программы воспитания обучающихся, разработанной сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания) нами было определено содержание готовностей учителей физической культуры в контексте их профессиональной подготовки к проектированию программ воспитания.

Готовность будущих учителей физической культуры (ФК) к диагностированию воспитательного потенциала образовательной организации по спортивно-оздоровительной деятельности определяется их способностью к учету особенностей контингента учащихся, традиций воспитания в школе и имеющихся условий:

- психологической комфортностности среды школы, обеспечивающей конструктивное взаимодействие в сфере физической культуры школьников и педагогов;

- наличия в школе детско-взрослых общностей спортивно-оздоровительной направленности с общими позитивными и доверительными отношениями друг к другу;

- количества и качества совместных спортивных мероприятий школьников, педагогов и родителей с яркими содержательными событиями и эмоциями.

Готовность будущих учителей ФК к постановке целей и задач при проектировании воспитания по спортивно-оздоровительной деятельности в школе определяется их способностями к осмыслению перспектив развития спортивно-оздоровительного направления воспитания в школе, нацеленного на создание единого образовательного пространства с ценностями здорового образа жизни, самореализации физического потенциала обучающихся, обеспечивающих их жизненные цели; способностью к определению задач, соответствующих реальным возможностям школы и ее учеников, формированию культуры здорового образа жизни и совершенствованию их физических качеств.

Готовность будущих учителей ФК к определению содержания и средств при проектировании воспитания оценивается по их осведомленности о модулях, предложенных в примерной программе воспитания РАО, и таких вариативных модулях по спортивно-оздоровительной деятельности, наполненных нашим содержанием, как:

- «Ключевые общешкольные дела» - комплекс общешкольных спортивных праздников, конкурсов и состязаний для защиты спортивного престижа школы (внешкольный,

известия вгпу

школьный, классный, индивидуальный уровни), создание атмосферы творчества и направленности на индивидуальный и коллективный спортивно-состязательный успех;

- «Классное руководство и наставничество» (при назначении учителя Фк классным руководителем), проведение классных часов об олимпийских чемпионах Волгограда и области, потенциале и средствах спортивных достижений учениками класса, о способах оздоровления учащихся, особенно ведущих малоподвижный образ жизни; интересных и полезных совместных делах для оздоровления, физического развития, двигательной активности и реализации физкультурно-спортивной деятельности;

- «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» как вовлечение обучающихся в игры во внеурочное время (баскетбол, волейбол, лапта и др.), в спортивные секции (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, футбола и др. на территории школы и за ее пределами);

- «Самоуправление» как возможность школьников проявить себя в спортивной жизни и игроком, и капитаном, и судьей (арбитром), организатором игр и соревнований, реализовать свои индивидуальные возможности, что воспитывает в детях инициативность, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность;

- «Экскурсии, экспедиции, походы» -экскурсии на природу, мини-походы с играми, соревнованиями, конкурсами (для начальной школы), многодневные походы с вечерними походными кострами, коллективной разработкой маршрутов, мест возможных ночевок и переходов с расчетом времени, коллективной подготовкой необходимого снаряжения и питания; летние выездные палаточные лагеря с обучением навыкам выживания в дикой природе (для средней и старшей школы); организация летнего активного отдыха детей с конкурсами спортивных песен, комбинированными эстафетами (для всех возрастов);

- «Профориентация» - подготовка будущих учителей ФК к раскрытию спортивных талантов учеников и осознанному выбору будущей профессии в сфере педагогического и спортивного образования; проведение классных часов спортивно-оздоровительной тематики, организация посещений спортивно-оздоровительных организаций и вузов в дни открытых дверей;

- «Школьные и социальные медиа» - освещение наиболее интересных спортивных событий и индивидуальных достижений из жиз-

ни учеников и учителей школы с целью их популяризации;

- «Работа с родителями» - организация и проведение совместных спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников и состязаний: «Папа, мама, я - спортивная семья», «День семьи», «Веселые старты» и др.

Готовность будущих учителей ФК к анализу воспитательного процесса определяется объемом и глубиной выявленных проблем школы по спортивно-оздоровительной деятельности и адекватностью спроектированного воспитания для их решения, намечающего перспективы развития школы и конкретные пути решения поставленных воспитательных спортивно-оздоровительных задач.

Готовность будущих учителей ФК к составлению плана-сетки воспитания на год характеризуется представлением общей картины проекта спортивно-оздоровительной деятельности, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности обучающихся начальной, средней и старшей школы, и его корректировке в связи с меняющимися обстоятельствами жизни школы и учеников.

Таким образом, содержание профессиональных готовностей будущих учителей физической культуры, обоснованное нами в ходе исследования (к диагностированию воспитательного потенциала образовательной организации по спортивно-оздоровительной деятельности, к постановке целей и задач, к определению содержания и средств при проектировании воспитания, к анализу воспитательного процесса, к составлению плана-сетки воспитания на год школы и его корректировке), позволило дополнить разработанный РАО программный материал по профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры к проектированию программ воспитания по спортивно-оздоровительной деятельности, которая окажет существенную помощь в подготовке будущих учителей физической культуры к проектированию такого направления воспитания.

Список литературы

1. Вырщиков А.Н., Соловцова И.А., Столяр-чук Л.И. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе: моногр. Волгоград: Перемена, 2018.

2. Ильин В.С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2012. № 4(68). С. 4-11.

3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для

педагогические науки

высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2005.

4. Коротков А.М., Сергеев Н.К. Современный педагогический университет как центр пространства инноваций в социальном развитии региона // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 7(120). С. 4-12.

5. Примерная программа воспитания обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://domo dmyk.edumsko.ru/associations/kabinet/general_educa tion/post/634506 (дата обращения: 23.09.2019).

6. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: моногр. М.: Логос, 2013.

* * *

1. Vyrshchikov A.N., Solovcova I.A., Stolyar-chuk L.I. Teoreticheskie osnovy vospitaniya i socia-lizacii v sovremennoj shkole: monogr. Volgograd: Peremena, 2018.

2. Il'in V.S. O koncepcii celostnogo uchebno-vos-pitatel'nogo processa // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2012. № 4(68). S. 4-11.

3. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. I.A. Kolesnikovoj. M.: Akademiya, 2005.

4. Korotkov A.M., Sergeev N.K. Sovremennyj pedagogicheskij universitet kak centr prostranstva in-novacij v social'nom razvitii regiona // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 7(120). S. 4-12.

5. Primernaya programma vospitaniya obuchay-ushchihsya [Elektronnyj resurs]. URL: https://domod myk.edumsko.ru/associations/kabinet/general_educa tion/post/634506 (data obrashcheniya: 23.09.2019).

6. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaya deyatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v innova-cionnom obshchestve: monogr. M.: Logos, 2013.

Content of professional readiness of future teachers of physical education to designing of educational programs

The article deals with the raise of the education status in the context of the modernization of the Russian education. There are suggested the ways of the renewal of the content of the professional readiness of future teachers of physical education by the purposeful readiness to the designing of the educational program corresponding to the call of the times.

Key words: the content of professional readiness, future teachers of physical education, designing of educational programs.

(Статья поступила в редакцию 02.06.2020)

О Майнагашева Е.В., 2020

е.в. майнагашева

(Абакан)

комплексная политика обеспечения безопасности образовательных учреждений: зарубежный опыт и практики

Рассматривается практика ряда иностранных государств по противодействию экстремизму и по гармонизации отношений между учащимися в образовательных учреждениях. Выявлен комплексный характер политики обеспечения безопасности образовательных учреждений, которая включает в себя обеспечение физической безопасности учащихся и сотрудников учебных заведений, меры по формированию благоприятной среды обучения и воспитания, создание безопасного школьного климата.

Ключевые слова: общественная безопасность, безопасность школ, профилактика преступности, противодействие экстремизму, гармонизация отношений.

Политическое руководство наиболее развитых стран мира (США, ФРГ, Великобритания, Израиль и др.) обеспокоено ростом инцидентов, связанных с применением огнестрельного и холодного оружия на территории учебных заведений и в других местах массового скопления людей, возрастанием числа подобного рода проявлений экстремизма в школах. Профильными ведомствами данных стран (при активном участии местных сообществ, на территории которых располагаются учебные заведения, а также при непосредственном участии учебных заведений) разрабатываются и реализуются меры, направленные на предотвращение и минимизацию последствий подобных инцидентов.

В последние годы образовательные учреждения России все чаще сталкиваются с угрозами безопасности, которые характерны для СшА, Израиля, Германии и других развитых государств. К таковым относится, например, вооруженное нападение учащихся (зачастую психически нездоровых или находящихся в состоянии аффекта) на сверстников и преподавательский состав. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть в первую очередь комплекс мер, реализуемых в последние десять лет федеральными ведомствами СшА, руководством Израиля и ФРГ для пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.