духовного воспитания будущего педаго-га-музыканта, для определения наиболее эффективных педагогических средств этого воспитания. Обращение к проблеме выбора подходов к исследованию не претендует на открытие в области методологии педагогической науки. Определение стратегии отбора методологических подходов помогает осознать такие закономерности научного проектирования, как изучение объекта с помощью одного и того же подхода в теоретическом и практическом аспектах, рассмотрение его в пространстве взаимодействия подходов, необходимость объединения различных подходов для получения достоверных результатов.
Литература
1. Бондаревская, Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики / Е.В. Бондаревская // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: материалы докл. XIV годич. собр. Юж. отд-ния РАО и XXVI пси-хол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д.: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. С. 28 - 38.
2. Сергеев, Н.К. О целостном подходе в диссертационном педагогическом исследовании /
Н.К. Сергеев // Изв. Юж. федерального ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2007. №1. С. 37 - 42.
3. Соловцова, И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / И.А. Со-ловцова. Волгоград: Перемена, 2006. 248 с.
Methodological approaches
to the research of the problem
of the spiritual education of the Music
teacher
The analysis of the problem of the choice of basic methodological approaches to the research of the spiritual education of Music teacher is given.
The necessity of relative division of methodological approaches to the theoretical and practical solution of the problem is justified, the opportunities of each approach are disclosed. Their interaction is shown which allows to imagine the results of the research in the whole.
Key words: the interaction of the methodological approaches, the spirituality of the Music teacher, professional and spiritual values and their requirements.
© Бахнова Т.В., 2009
Т.В. БАХНОВА (Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Обосновывается актуальность формирования потребности в здоровом образе жизни у будущих учителей. Рассматриваются критерии и уровни её сформированности. Представлена методика формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания.
Ключевые слова: здоровье, образ жизни, здоровый образ жизни, потребность, осознанная потребность будущего учителя в здоровом образе жизни, процесс физического воспитания в педагогическом вузе.
В эпоху социально-экономических преобразований современного общества проблема сохранения здоровья россиян приобрела актуальность. Негативные тенденции техногенной цивилизации приводят к росту сердечно-сосудистых нарушений, «синдрому хронической усталости», росту психоневрологических и психосоматических заболеваний, в том числе у студентов. Учитывая данное положение, вузы не вправе игнорировать состояние здоровья студентов, т.к. это одно из важнейших условий их успешного обучения, профессионального и личностного становления.
Данная проблема становится еще актуальнее, когда речь идет о студентах педагогических вузов. Изменения в обществе и системе образования востребовали учителя нового типа, духовно и физически здорового, социально активного, воплощающего в себе не только общую, профессиональную, но и физическую культуру (М.Я. Виленский, А.П. Внуков, В.А. Ермаков, Л.М. Митина, Р.С. Сафин и др.). Поэтому будущий учитель должен заботиться о своем здоровье, физическом совершенстве, быть готовым к самовоспитанию и уметь полученный опыт передавать ученикам (В.С. Макеева, Н.И. Пономарев, Т.В. Скобликова и др.). Не вызывает сомнения, что в решении этих проблем педагогическая наука приобретает все боль-
шее значение. Это определяет сегодня стратегическое направление образования, способствующее формированию отношения к собственному здоровью как высшей человеческой ценности.
В современных педагогических исследованиях утвердилось положение о том, что занятия физической культурой являются одним из главных направлений оздоровительной работы в учебных заведениях. Однако на практике в части сохранения и укрепления здоровья они являются малопродуктивными. Анализ исследований В.К. Бальсевича, Л.И. Лубыше-вой, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, В.Г. Шиль-ко, В.С. Якимовича и др. показывает, что значительная часть преподавателей физической культуры ориентируется на практическую установку, связанную лишь с повышением физической подготовленности и спортивно-технических результатов, нередко игнорируя формирование моти-вационно-потребностной сферы студентов, направленной на реализацию здорового образа жизни. Очевидным является тот факт, что отсутствие личных потребностей в сохранении своих психофизических возможностей, осознании значимости здоровья для полноценной реализации своего потенциала являются основной причиной ухудшения здоровья молодых людей.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время обострились противоречия между:
- социальными запросами общества по сохранению здоровья студентов и недостаточной эффективностью решения этой проблемы в рамках традиционно сложившегося учебного процесса;
- признанием физкультурной деятельности одним из способов формирования здорового образа жизни будущих учителей и неразработанностью педагогических условий, способствующих формированию потребности студентов заниматься такого рода деятельностью;
- постоянно возрастающими требованиями к профессионально-педагогической подготовке учителя как пропагандиста здорового образа жизни и низким уровнем подготовки будущих учителей к решению этих проблем.
Одно из перспективных направлений разрешения этих противоречий мы видим в выявлении и реализации педагогических
условий, стимулирующих формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания.
В науке накоплены знания о моти-вационно-потребностной сфере личности. Основательно разработаны философские аспекты проблемы потребностей в трудах А.Г. Здравомыслова, И.Ф. Петрова, В.А. Ядова; психологические - в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мяси-щева. Проблеме возникновения и развития духовных потребностей посвящены работы Н.П. Болдырева, В.В. Давыдова, Ю.В. Шарова. Потребности учебной и познавательной деятельности изучены в работах Л.И. Божович, М.В. Матюхиной, В.С. Ильина, Н.К. Сергеева; физкультурно-спортивной деятельности - Г.Д. Бабушкина, К.Н. Верховцева, А.Ц. Пуни.
Анализ научных исследований дает основание утверждать, что в настоящее время в науке имеется совокупность знаний, необходимых для решения проблемы сохранения здоровья. Данной проблеме посвящены работы А.М. Амосова, И.И. Брехмана, Э.В. Вайнера, Г.К. Зайцева, Э.М. Казина, В.П. Петленко, Л.Г. Та-тарниковой, в которых рассмотрены общие вопросы формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья россиян. Большой вклад в решение данной проблемы внесли исследования Л.И. Алешиной, А.С. Вульфовича, С.Ю. Ле-бедченко, Е.В. Степкиной, Е.А. Шульгина, посвященные изучению формирования мотивации здорового образа жизни, культуры здоровья у будущих учителей.
Накопленные научные данные по проблеме сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни, несомненно, являются ценными. Вместе с тем очевидно, что вопрос формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания остается недостаточно изученным.
Для решения данной проблемы в 1998 -2005 гг. проводилось научное исследование на базе Волгоградского государственного педагогического университета. Путем анализа педагогической теории, теории и практики физического воспитания, а также в результате опытно-экспериментальной работы было выявлено следующее.
С помощью анализа категорий «потребность», «осознанная потребность», «образ жизни», «здоровье», «здоровый образ жизни» было уточнено понятие «осознанная потребность будущего учителя в здоровом образе жизни» как отношение к собственному здоровью и здоровью будущих учеников, проявляющееся в выборе своего поведения в различных сферах жизнедеятельности и профессиональной деятельности с позиции ценности здоровья. Выявлены и описаны функции (смысловая, побуждающая, регулирующая и креативная) и структурные компоненты (ценностно-смысловой, содержательно-операционный и эмоционально-волевой) осознанной потребности в здоровом образе жизни у будущего учителя.
Критериями для выявления уровней сформированности осознанной потребности в здоровом образе жизни у будущих учителей являются степень осознания значимости здоровья для личностного и профессионального саморазвития; степень овладения знаниями и умениями физкультурной деятельности для реализации здорового образа жизни; степень соответствия действий и поступков требованиям здорового образа жизни. Выделены следующие уровни потребности в здоровом образе жизни.
1. Уровень вынужденности - студенты не осознают, что здоровье является необходимым условием для полноценной жизни и реализации профессиональной деятельности, занятия физической культурой воспринимают лишь с позиции вынужденности. Знания, умения и навыки, способствующие сохранению здоровья, поверхностны и носят бессистемный характер. Занятия физической культурой не вызывают положительных эмоций.
2. Уровень желания - здоровье осознается как важная жизненная ценность, однако меры, которые необходимо принимать для поддержания собственного здоровья, реализуются редко, лишь в отдельных жизненных ситуациях. Занятия физической культурой нерегулярны, носят временный характер. Положительные эмоции во время занятий физкультурой зависят от личной заинтересованности.
3. Уровень стремления - потребность носит осознанный характер и проявляется
в убеждении, что здоровье является значимым условием профессионального становления. Кроме того, студенты осознают значимость личного примера в деле воспитания здорового подрастающего поколения. У них проявляется устойчивый интерес к физкультурной деятельности, которая вызывает положительные эмоции.
4. Уровень развитой потребности - студенты осознают социальную значимость здоровья и здорового образа жизни. Они понимают здоровье не только как физическое, но и как духовное и нравственное благополучие. Физкультурную деятельность они рассматривают как условие, способствующее воспитанию здорового подрастающего поколения, значимый фактор успешности предстоящей профессиональной деятельности. Такие студенты с удовольствием принимают активное участие в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях, занятия такого рода входят у них в привычку.
Для проверки гипотетической модели формирования осознанной потребности будущего учителя в здоровом образе жизни в опытно-экспериментальной работе использовались диагностические методы: определение уровня сформированности осознанной потребности в здоровом образе жизни; анкетирование; мини-сочинения; методы наблюдения и анализа результатов деятельности. Обследование проводилось одновременно по всем методикам на выборке 120 человек (студенты 1 - 2-го курсов). Полученные данные свидетельствуют о следующем распределении студентов по уровням сформированности у них данного качества: 1-й уровень - 36% студентов, 2-й - 47%, 3-й уровень - 14 % и 4-й - всего лишь 3 % от общего числа студентов.
Констатирующий эксперимент, наши собственные наблюдения за ходом учебного процесса в педагогическом вузе позволили сделать вывод, что учебные занятия по физической культуре не обеспечивают в полной мере условий для формирования потребности в здоровом образе жизни. Нормативные документы по дисциплине «Физическая культура» слабо ориентированы на специфику образовательно-воспитательного процесса подготовки будущих учителей. В них не уделяется должного внимания подготовке к собст-
венно педагогической деятельности -приобщению детей к здоровому образу жизни.
Для изменения создавшегося положения в содержание занятий по физической культуре студентов экспериментальных групп были внесены некоторые коррективы. В частности, процесс физического воспитания в педагогическом вузе мы рассматриваем как процесс активного взаимодействия преподавателя физической культуры с будущими учителями, направленный, с одной стороны, на физкультурную деятельность, предусматривающую овладение студентами определенными знаниями, умениями и навыками, способствующими их оздоровлению, развитию физических способностей, личностных качеств, необходимых для формирования осознанной потребности будущего учителя в здоровом образе жизни, с другой - на ориентацию будущих учителей на решение проблем формирования здорового образа жизни учащихся в предстоящей профессиональной деятельности.
К педагогическим условиям, стимулирующим формирование потребности в здоровом образе жизни у будущих учителей, мы отнесли введение дополнительного теоретического материала, отражающего профессиональную направленность физического воспитания будущего учителя; моделирование в учебно-воспитательном процессе по физической культуре педагогических ситуаций, воспроизводящих деятельность будущего учителя; усиление межпредметных связей для углубления знаний о здоровом образе жизни; повышение компетентности будущего учителя на основе исследовательского метода; активизация субъектной позиции личности в процессе физического воспитания; моделирование студентами индивидуальных программ физкультурной деятельности, направленных на сохранение здоровья. Реализация педагогических условий осуществлялась в три этапа.
Целью первого - информационного - этапа являлось развитие интереса и желания у студентов активно заниматься физкультурной деятельностью для сохранения здоровья. Ведущим средством являлись минилекции в конце практических занятий,
отражающие современные знания о взаимосвязи здоровья человека и его двигательной активности. По окончании информационного этапа эксперимента у большей части студентов сформировалось положительное отношение к занятиям физической культурой, возникло желание заниматься такого рода деятельностью. Результаты диагностики показали, что количество студентов с первым уровнем сформированности осознанной потребности в здоровом образе жизни уменьшилось до 21% от общего их числа, количество студентов со вторым уровнем возросло до 58%, с третьим - до 17% и с четвертым до - 4%.
Второй - практический - этап был направлен на стимулирование у студентов стремления заниматься физкультурной деятельностью для успешного профессионального становления. Ведущее средство -педагогические ситуации на учебных занятиях по физической культуре, отражающие деятельность будущего учителя. Анализ результатов практического этапа опытно-экспериментальной работы показал, что у студентов знания и практические умения по физической культуре приобрели профессиональную направленность. Результаты диагностики показали, что количество студентов с первым уровнем сформированности осознанной потребности в здоровом образе жизни уменьшилось до 15% от общего числа исследуемых, со вторым уровнем - до 43%. Количество студентов с третьим и с четвертым уровнями сформированности данного качества заметно возросло - до 35% и 7% соответственно.
Третий - креативный - этап был направлен на развитие у студентов самостоятельности и способности творчески использовать приобретенные знания и умения для сохранения собственного здоровья и здоровья подрастающего поколения. Процессы обучения и воспитания на этом этапе сливаются с процессами самовоспитания и самосовершенствования. Креативный этап совпал с периодом прохождения студентами педагогической практики в оздоровительном лагере. Результаты диагностики показали, что заметно снизилось, по сравнению с началом эксперимента, число студентов с первым уровнем сформированности
данного качества - с 38 до 7%, со вторым уровнем - с 45 до 28%. Значительно увеличилось количество студентов с третьим и четвертым уровнями - до 51 и 14% соответственно.
Подтверждением результативности выделенных педагогических условий и разработанной методики формирования осознанной потребности будущего учителя в здоровом образе жизни (кроме цифровых данных) являются развитие смысловой сферы личности студентов, укрепление их здоровья и приобретение профессионально значимых качеств, необходимых в предстоящей профессиональнопедагогической деятельности.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 4 - 5.
2. Брехман, И.И. Введение в валеологию -науку о здоровье / И.И. Брехман. Л.: Наука, 1987. 125 с.
3. Вайнер, Э.Н. Физическая культура в режиме здорового образа жизни / Э.Н. Вайнер, Т.Э. Вайнер. Липецк, 1999. 56 с.
4. Виленский, М.Я. Физическая культура в формировании здорового образа жизни студентов / М.Я. Виленский, И.Г. Бердников // Физическая культура в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. С. 3 - 15.
5. Скобликова, Т.В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Скобликова. Курск, 2001. 41 с.
The formation of deliberate need for healthy life-style of a teacher in the process of physical upbringing
The formation of the need for healthy life-style of a teacher to be is discussed. The criteria and levels of its formation are spoken of. The methodology of the formation of deliberate need for healthy lifestyle of a teacher to be in the process of physical upbringing is presented.
Key words: health, life-style, healthy life-style, need, deliberate need for healthy life-style of a teacher to be, the process of physical upbringing in the pedagogical university.
В.А. СЕЛЕЗНЁВ (Волгоград)
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ ШКОЛЫ
Рассмотрена проблема подготовки будущих учителей к профориентационной работе со школьниками в условиях профилизации школы. Обосновывается модель процесса подготовки будущих учителей к профориентационной работе со школьниками в условиях профилизации школы.
Ключевые слова: подготовка будущих учителей, профориентация, профилизация, готовность, система средств.
Важнейшим требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, является ее ориентация на развитие личности обучающихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями [3; 4].
Исследователи отмечают недостаточную готовность педагогов к реализации предпрофильной и профильной подготовки [2; 5; 6]. Проведенные нами опросы и наблюдения за деятельностью учителей показали, что ни один учитель не оценивает свою подготовку к решению этой задачи как высокую, 40% опрошенных сочли ее средней, а остальные 60% - низкой. Педагоги испытывают трудности при инициировании и поддержании общения, аргументировании собственных позиций в оказании профориентационной помощи, не способны корректировать собственное поведение в ситуациях профориентационного общения, прислушиваться к мнению коллег и учащихся, адекватно оценивать собственное участие в решении задач профориентации в условиях профилизации школы.
Профориентация в таких условиях не достигает своей главной цели - формирования у учащихся профессионального самоопределения. Очень часто выбор профиля обучения, будущей профессии уче-
© Селезнёв В.А., 2009