Научная статья на тему 'Модель подготовки учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр'

Модель подготовки учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MODEL / OUT-DOOR GAMES / HEALTHY LIFESTYLE / PERSONALITY / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабов Хаджимурад Шамсудинович

В статье рассматривается модель подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр. На основе анализа научной литературы выявлен компонентный состав модели, определена возможность использования подвижных игр в формировании здорового образа жизни личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр»

56

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2009

ного выбора профессии, к вышеперечисленным мероприятиям необходимо добавление квалифицированного профессионального отбора для определения соответствия психофизиологических качеств учащихся требованиям выбираемых ими профессий. На этапе профес-

сионального обучения также необходим комплекс мер по профессиональной ориентации студентов, включающий: профессиональную адаптацию и воспитание, а также, в ряде случаев, - профессиональное информирование и профессиональную консультацию.

Примечания

1. Абасов З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. 2006. №4. С. 106. 2. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. №4. С. 101. 3. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России / Под ред. Н. И. Элиасберг. СПб. : Специальная литература. 2003. №9. С. 81-89. 4. Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. М., 2004. 263 с.

Статья поступила в редакцию 13.01.2009 г.

УДК 378(471.67)

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

© 2009 раджабов Х.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается модель подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр. На основе анализа научной литературы выявлен компонентный состав модели, определена возможность использования подвижных игр в формировании здорового образа жизни личности.

The author of the article considers the model offuture teachers’ training for the formation of healthy lifestyle by means of out-door games. On the base of the analysis of the scientific literature the component composition of the model has been determined: motivative and values-oriented, substantive, technological, reflexive. The skills classification has been brought: organizational, communicative, exploratory, projective, practical, gnostic, reflexive. The possibility of using the out-door games for formation of a person’s healthy lifestyle has been determined.

Ключевые слова: модель, подвижные игры, здоровый образ жизни, личность, физическая культура.

Keywords: model, out-door games, healthy lifestyle, personality, physical culture.

Сегодня многими отмечается рост негативных воздействий на систему жизнеобеспечения человека, усиливающий-

ся поток информации, невозможность личностной самореализации, которые приводят к отрицательным явлениям в

Психолого-педагогические науки

• ••

57

физической, психической и нравственной сферах жизни современной личности. Следует отметить, что особенно негативно указанные факторы воздействуют на организм студентов, для которых потребность в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни остро ощущается в условиях нестабильности, конкуренции, высокого удельного веса гипокинезии и гиподинамии. С этих позиций недостаточно формировать двигательную активность, отсутствие которой неблагоприятным образом сказывается на здоровье личности, высокая потребность в сохранении которого осознается лишь при его утрате. Важно формировать здоровый образ жизни на уровне интеллектуального и социальнопсихологического осознания, где в качестве пути исправления сложившейся критической ситуации выступает обучение студентов ведению здорового образа жизни, обеспечение достаточного внимания данному разделу в программах физического воспитания, что создает существенные перспективы в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения страны.

Анализ практики подготовки будущего учителя физической культуры в ДГПУ выявил ориентированность учебного процесса на развитие физических качеств студентов, недооценку роли здорового образа жизни и необходимости подготовки будущего учителя физической культуры к такой деятельности. Это негативно сказывается на формировании у обучающихся осознанной потребности в физическом совершенствовании, воспитании умений и навыков здорового образа жизни.

В теории познания любой вид модели строится с учетом общих характеристик и частных признаков, вследствие чего процесс моделирования предлагается рассматривать в единстве познавательной и формирующей функций, так как модель является не только инструментом познания, но и раскрывает состояние моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности [2].

В отечественной методологии существует несколько подходов к раскрытию по-

нятия «модель», один из которых связан с выделением специфического свойства -аналогии модели с оригиналом. Другой подход выделяет специфическую функцию модели в познании - эвристического заменителя оригинала. В. А. Штофф определяет модель как «... мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию о функциях этого объекта». Эти два подхода связаны с уточнением качественной модели педагогического явления или процесса [5].

Была построена модель подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр, обладающая определенными структурными, функциональными, критериальными и уровневыми характеристиками. Основу подготовки составила совокупность мотивационноценностного, содержательного, технологического и рефлексивного компонентов подготовки учителя физической культуры. В результате такого взаимодействия формируются интегрированные общенаучные знания, умения и навыки, обеспечивающие готовность студентов к формированию здорового образа жизни средствами подвижных игр.

Мотивационно-ценностный компонент подготовки будущего учителя направлен на формирование осознанного отношения к освоению социальнопедагогических и культурных ценностей, включенных в мотивационно-потребностную сферу личности педагога, с этих позиций формирование здорового образа жизни средствами подвижных игр следует представить как способ реализации профессионально-

педагогических ценностей. Содержательно мотивационно-ценностный компонент включает: нацеленность на формирование здорового образа жизни личности средствами подвижных игр, стремление к их творческому осуществлению; убеждение в необходимости формирования здорового образа жизни личности средствами подвижных игр; интерес к здоровому образу жизни; по-

58

Известия ДГПУ, №1, 2009

требность в самообразовании; веру в возможность достижения успеха в сохранении и укреплении собственного здоровья средствами подвижных игр.

Содержательный компонент реализуется в рамках теоретической подготовки, направленной на обогащение учителя физической культуры знаниями, раскрывающими представление о подвижных играх как средстве укрепления здоровья личности; на усвоение содержания физкультурной деятельности, овладение способами ее использования в жизнедеятельности и формировании здорового образа жизни средствами подвижных игр. Следует отметить, что содержательные основы включают также профессиональные знания, определяемые совокупностью трех основных блоков: психолого-педагогического, медико-биологического и технологического.

Психолого-педагогический блок определяет уровень профессиональнопедагогической подготовки будущего учителя физической культуры, от которой зависит результативность формирования здорового образа жизни средствами подвижных игр.

Технологический блок включает знания, позволяющие грамотно применять различные методики организации оздоровительных мероприятий с учетом реальных условий функционирования общеобразовательных учреждений.

Медико-биологический блок обеспечивает овладение знаниями закономерностей организации и проведения мероприятий оздоровительной направленности, условий оптимального дозирования нагрузки на основе учета возрастных и половых особенностей, состояния здоровья и уровня физической подготовленности личности.

Технологический компонент направлен на создание системы овладения умениями, необходимыми для успешного формирования здорового образа жизни средствами подвижных игр [1, 4]. Совокупность таких умений включает:

Проектировочные: обеспечение готовности к планированию и проведению основных видов оздоровительных работ и спортивно-массовых мероприятий по

• • •

формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных игр с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий.

Конструктивные: владение средствами и методами формирования здорового образа жизни школьников на основе потребности в физической активности; формирование физической активности школьников, здорового стиля жизни на основе потребности заниматься спортивными играми; применение навыков научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе формирования здорового образа жизни школьников.

Организаторские: организация собственной деятельности по формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр; научно-исследовательской и методической работы по проблемам физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников; пропаганды здорового образа жизни.

Гностические: использование в профессиональной деятельности научнотеоретических и методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр; оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий (спортивных игр) по формированию здорового образа жизни школьников.

Исследовательские: организация и проведение научно-исследовательской работы; поиск оптимальных вариантов достижения результатов по формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр; определение мотивов и интересов учащихся; оценка индивидуально-психических особенностей и подготовленности учащихся.

Коммуникативные: сотрудничеств о

на основе доверия со школьниками, родителями, коллегами, спонсорами; предвидение и предотвращение конфликтных ситуаций с учащимися; формирование правильного отношения к здоровому образу жизни в процессе занятий подвижными и спортивными

Психолого-педагогические науки

• ••

59

Практические: владение техникой

физических упражнений в рамках школьной программы по формированию здорового образа жизни школьников; умение оказывать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений; укрепление физкультурно-материальной базы.

Рефлексивные: коррекция собственной деятельности в процессе преподавания подвижных и спортивных игр по формированию здорового образа жизни школь -ников; конструктивный и позитивный анализ итогов совместной деятельности.

Рефлексивный компонент подготовки к формированию здорового образа жизни личности средствами подвижных игр предполагает целенаправленное осуществление и правильную организацию рефлексивной деятельности - важного фактора профессионального развития. Следует отметить, что рефлексия стимулирует развитие профессиональных качеств, где главным резервом и побудителем активности являются внутренние силы педагога. Рефлексия выступает основой таких рефлексивных качеств, как способность входить в затруднение обучаемого, определять основу затруднения, планировать и осуществлять помощь сообразно внутренним условиям и т.д. [5].

Для понимания сущности и структуры необходим анализ функций, которые порождаются структурой и выступают характеристиками специфики объекта, обусловленными природой ее компонентов, их взаимосвязями и т.д. С этих позиций основными функциями нами рассматриваются:

- Побудительная содействует развитию личности будущего учителя физи-

Примечания

ческой культуры, нацеленной на формирование здорового образа жизни школь -ников средствами подвижных и спортивных игр; проявляется в стремлениях, интересах и убеждениях будущего учителя в необходимости формирования здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр, в осознании и понимании роли и значимости данных средств.

- Ориентационная стимулирует освоение новых знаний, необходимых в процессе формирования здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр, способствует возникновению потребности в использовании полученных знаний в данном процессе, совершенствованию операций к практической работе в этом направлении.

- Исполнительная способствует активизации и четкой организации процесса формирования здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр на основе новых знаний и ценностных ориентаций.

- Регулятивная регламентирует процесс формирования здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр и вносит в него коррективы; соотносит «норму-образец» с личностью (реальностью).

Итак, системное целостное представление модели подготовки будущего учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных игр, обоснование ее компонентов, функций, критериев и уровней сформированности является необходимой теоретической предпосылкой для работы учителя в этом направлении.

1. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с. 2. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. М., 1988. 26 с. 3. Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика. 1989. №2. С. 72-79. 4. Петунии О.В. Формирование педагогического мастерства учителя физической культуры: Учебное пособие. М. : Просвещение, 1980.112 с. 5. Штофф В.А. Роль модели познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.128 с.

Статья поступила в редакцию 22.01.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.