Научная статья на тему 'Возможности физической культуры в формировании здорового образа жизни'

Возможности физической культуры в формировании здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Раджабов Хаджимурад Шамсудинович

В статье раскрываются основные средства физической культуры, используемые в формировании здорового образа жизни. Выявлены достоинства подвижных игр и приведена их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Раджабов Хаджимурад Шамсудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности физической культуры в формировании здорового образа жизни»

Психолого-педагогические науки

• ••

97

УДК 378(471.67)

ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© 2008 раджабов Х.Ш.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье раскрываются основные средства физической культуры, используемые в формировании здорового образа жизни. Выявлены достоинства подвижных игр и приведена их классификация.

The main means of the physical culture open in article used in shaping sound lifestyle. Revealled dignity of the rolling plays and is brought their categorization.

Ключевые слова: игра, подвижные и спортивные игры, здоровый образ жизни, физическая культура.

Keywords: play, rolling and atheletic plays, sound lifestyle, physical culture.

Потребность в сохранении здоровья и формирования здорового образа особо остро ощущается в настоящее время, когда жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии. Кроме того, недостаточная двигательная активность самым неблагоприятным образом сказывается на здоровье личности, поскольку потребность в сохранении здоровья осознается лишь при его утрате. Поиск путей исправления данной ситуации является актуальной задачей, однако недостаточное внимание к данному разделу в программах физического школьного воспитания создает существенные трудности не только в обучении учащихся основам физической культуры, но и в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения страны [1,2,

3].

В последние годы активно развиваются научные исследования, касающиеся проблемы здоровья в системе образования (Н. П. Абаскалова, Г. Л. Апанасенко, Э. Н. Вайнер и др.), которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области ме-

дицины, но и психологии и педагогики. При этом важная роль принадлежит учителю физической культуры, владеющему здоровье - сберегающими технологиями, различными средствами и формами включения в двигательную активность, способном не только привлечь к занятиям физической культурой, но и организовать здоровый досуг. Поэтому в усиливающейся сегодня борьбе за здоровый образ жизни и всеобщее здоровье не случайно именно учителю физической культуры отводится важная роль.

В процессе физкультурной деятельности личность преобразует свою собственную природу, выступая при этом не только субъектом, но и объектом деятельности, а также ее результатом, вследствие чего физическую культуру следует рассматривать как условие обеспечения физической готовности школьников к жизни. Предоставляемые для этого средства и методы при всей их внешней простоте очень действенны, позволяют оптимизировать процесс физической активности, обеспечивают профилактику гиподинамии, направленное развитие физических

98

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

способностей, избирательно воздействуют на определенные свойства организма, изменяя его функциональные параметры в желанном направлении. С этих позиций важное значение приобретает вопрос выяснения роли средств физической культуры как наиболее мощных и недостаточно используемых в формировании здорового образа жизни личности. Следует отметить, что традиционные средства физической культуры физические упражнения, гимнастика, игры, туризм, спорт и т.д дают возможность для формирования, прежде всего, интереса к доступным видам физических упражнений, организации педагогически целенаправленного воздействия не только в рамках образовательного учреждения, но и в семье, по месту жительства, в среде сверстников и т.д.

Наиболее значимыми и действенными средствами выступают подвижные и спортивные игры, занятия которыми способствуют полноценному физическому развитию учащихся.

Спортивная игра является прекрасным средством воспитания социальных навыков и умений, так как одним из непременных ее условий является умение координировать свое поведение, активное отношение к другим, прогнозирование результата своего хода в общей совокупности действий всех играющих и т.д. Кроме того, в игре создаются неожиданные условия, заставляющие студента разнообразить координацию движений, формируется гибкость, эластичность движений, а также творческие умения путем подчиняя своего поведения условным правилам, разумному и сознательному поведению и т.д. [3, 4].

Как известно, 85% времени бодрствования человек проводит в сидячем положении, что пагубно сказывается на его здоровье. С этих позиций подвижные игры, связанные с инициативой участников, проходят на

эмоциональном фоне, в условиях повышенной двигательной активности, основанной на естественных движениях, с «мягкими» правилами и учетом особенностей организма. Кроме того оздоровительный эффект подвижных игр, их положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, на укрепление мышц и улучшение обмена веществ позволяют рассматривать их как средство комплексного разностороннего влияния на личность обучаемого.

Подвижные игры, как одно из средств физического воспитания, способствуют переключению личности с умственной деятельности на физическую, повышению общей работоспособности путем восполнения дефицита движений, обеспечивая правильное протекание физиологических функций организма [3].

Несмотря на существование игр с незапамятных времен и передачу их из поколения в поколение, сегодня в сюжеты игр вносятся изменения, которые наполняют их новым содержанием, отражающим современную жизнь. При этом содержание игр обогащается, совершенствовуется, создается множество усложненных вариантов, но двигательная основа остается неизменной.

Важнейшими достоинствами подвижных игр выступают:

- доступность (не требуются дорогостоящий инвентарь, особые места для занятий и длительная, предварительная подготовка для участия в игре);

- особая привлекательность (победителем часто становится не тот, кто сильнее физически, а тот, кто нашел наиболее рациональный и эффективный путь к успеху при равенстве сил или даже численном преимуществе соперника);

- зрелищность и эмоциональность (непредсказуемость результатов, высокий накал страстей

Психолого-педагогические науки

99

• ••

доставляют удовольствие как игрокам, так и зрителям);

- отсутствие строгой регламентации нагрузки и правил;

- коллективный характер игрового взаимодействия;

- наличие всех видов свойственных человеку движений (ходьба, бег, прыжки, борьба, лазание, метание, бросание, ловля и т.д.);

Сегодня все варианты двигательной активности обеспечиваются физическими упражнениями, являющимися наиболее компактной, системной и дифференцированной формой отражения сторон, свойств, связей, отношений, используемых в практике формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. В практике формирования здорового образа жизни нами использованы физические упражнения, подразделенные на группы по различию педагогических задач (образовательные, воспитательные, оздоровитель-

ные, реабилитационные); направленности использования (общеразвивающие, восстановительные,

профессионально-прикладные); воздействию на организм (развитие скелетной мускулатуры, двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения); функциональному эффекту (воспитание физических качеств, формирование

Примечания

двигательных навыков); предметным формам применения (гимнастика, спортивные игры); роду двигательной деятельности (перемещения, прыжки, метания, единоборства, технические виды); условиям их осуществления (естественные, в зале, на местности, на воде); направленности на воспитание качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); степени активности (пассивные, малой подвижности, активные); способу оценки результатов [5, 6].

Умелое и своевременное применение приведенных средств формировании здорового образа жизни содействует успешному освоению занимающимися техники и тактики игры, их всестороннему физическому развитию и т.д. С учетом вышеизложенного представляется правомерным среди множества средств физической культуры выделить спортивные игры и физические упражнения в качестве наиболее эффективных средств обеспечивающих формирование здорового образа жизни, активное и быстрое адаптирование к окружающим условиям, овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками, необходимыми для достижения как физической кондиции, так и профессиональной готовности.

1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа - вуз»: Дис... д-ра пед.наук. Новосибирск, 2001. 365 с. 2. Брех-ман И.И. Валеология - наука о здоровье. Изд-е 2-е. М. : ФКИС, 1990. 208 с. 3. Жуков М.Н. Подвижные игры. М. : Академия, 2000. 159 с. 4. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры: Книга для учителя. Ростов на/Д. : Феникс, 2001. 256 с. 5. Пастушек Г.П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза средствами физической культуры: Дис... канд. пед. наук. Минск, 1992. 401 с. 6. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания: Диссертация в виде научного доклада... д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. 105 с.

Статья поступила в редакцию 20.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.