Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации здоровьесберегающей направленности процесса физического воспитания школьников'

Педагогические условия реализации здоровьесберегающей направленности процесса физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / HEALTH-SAVING ACTIVITIES / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL FUNCTIONS OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енокаева Сабират Сайпудиновна

Статья посвящена поиску условий эффективной реализации здоровьесберегающей направленности процесса физического воспитания школьников. Определен валеологический потенциал и межпредметные связи дисциплин, смежных с предметом «Физическая культура» реализуемых в соответствии с ФГОС. Раскрыто содержание профессиональных функции и критерии эффективности здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енокаева Сабират Сайпудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of realization of health-saving direction of physical process for schoolchildren education

The article is devoted to the search for conditions for the effective implementation of the health-saving direction of the process of physical education of schoolchildren. The valeological potential and interdisciplinary connections of the disciplines related to the subject “Physical Culture”, implemented in accordance with the Federal State Educational Standard, are defined. The content of professional functions and criteria for the effectiveness of health-saving activities of the teacher of physical culture is disclosed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации здоровьесберегающей направленности процесса физического воспитания школьников»

5. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 186-189.

6. Ponimasov, O.E. and Balaban, Yu.E. (1995), "Hydrodynamic characteristics of methods of fitting weapons in military applied swimming", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 23-24.

7. Ponimasov, O.E. (2015), "The method of individual-oriented movement replacement when teaching applied swimming to cadets of military universities", Physical culture, sport - science and practice, No. 4, pp. 51-54.

8. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No.1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Сабират Сайпудиновна Енокаева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск

Аннотация

Статья посвящена поиску условий эффективной реализации здоровьесберегающей направленности процесса физического воспитания школьников. Определен валеологический потенциал и межпредметные связи дисциплин, смежных с предметом «Физическая культура» реализуемых в соответствии с ФГОС. Раскрыто содержание профессиональных функции и критерии эффективности здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

Ключевые слова: педагогические условия, здоровьесберегающая деятельность, физическое воспитание школьников, профессиональных функции учителя физической культуры.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF HEALTH-SAVING DIRECTION OF PHYSICAL PROCESS FOR SCHOOLCHILDREN EDUCATION

Sabirat Saypudinovna Enokaeva, the senior teacher, Karachay-Cherkess State University, Karachaevsk

Annotation

The article is devoted to the search for conditions for the effective implementation of the health-saving direction of the process of physical education of schoolchildren. The valeological potential and interdisciplinary connections of the disciplines related to the subject "Physical Culture", implemented in accordance with the Federal State Educational Standard, are defined. The content of professional functions and criteria for the effectiveness of health-saving activities of the teacher of physical culture is disclosed.

Keywords: pedagogical conditions, health-saving activities, physical education, professional functions of teacher of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В результате социально-экономических реформ в нашей стране произошло значительное ухудшение организации оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности в учебных заведениях, летних лагерях отдыха детей и молодёжи. В этой связи актуализируются поиски условий эффективной организации здоровьесберегающей деятельности школьников в процессе физического воспитания [3].

Успешная реализация оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности школьников невозможна без овладения учителем физической культуры необходимым

«педагогическим минимумом» включающим технологические умения и навыки организации здоровьесбережения обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Эффективными средствами здоровьесберегающей деятельности являются гуманистически-ориентированные педагогические технологии, позволяющие учителю обеспечить свободу выбора форм и методов здоровьесбережения, стимулировать у обучающихся потребности и мотивы физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности [1, 2].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом эксперименте, проведённом на базе МСОШ №2 1 и 3 г. Карачаевска в 2015-2018 гг. приняли участие 260 старшеклассников и 22 учителя физической культуры г. Карачаевска и сельских школ Карачаево-Черкесской республики. Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление и апробацию педагогических условий реализации здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе. Содержание такой работы включало в себя проблемные семинары, «круглые столы», дискуссии, консультации, проводимые для учителей физической культуры с целью формирования их готовности к организации здо-ровьесберегающей деятельности со школьниками. Методы исследования: анализ литературы, педагогическое наблюдение и обобщение опыта, педагогический эксперимент, социологические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе педагогического эксперимента по организации здоровьесберегающей деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию школьников нами выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса:

- разработка и апробация в образовательном процессе школы содержания учебных предметов естественно-научного цикла, обеспечивающих более глубокое изучение школьниками основ медико-биологических знаний, формирующих современные представления об оздоровительном потенциале физических упражнений;

- акцентирование значимости знаний о здоровье человека в содержании теоретических занятий физической культурой в школе и во внешкольной рекреационной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности детей и подростков;

- изменение целевых установок и содержания оздоровительной деятельности школьных служб психолого-педагогического сопровождения на проектирование технологий организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися (разработка научно обоснованных режимов учебной, воспитательной и физкультурно-спортивной деятельности и отдыха, адекватных современным запросам и потребностям школьников в активном отдыхе и физической рекреации, реализация оздоровительные мероприятий с учётом требований врачебного и санитарно-гигиенического контроля учебного процесса; создание социально и психологически комфортной среды школы);

- рациональное использование медико-биологических возможностей и материально-технической базы образовательного учреждения в здоровьесберегающих целях.

Необходимость развития познавательной активности школьников в области здоро-вьесбережения на уроках по физической культуре потребовала выявления возможностей учебных дисциплин в этой сфере. Нами определен валеологический потенциал и межпредметные связи дисциплин, смежных с предметом «Физическая культура» (предмет «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология экстремальных ситуаций», физическая подготовка, начальная военная подготовка и др.), и предметами, представляющими остальные образовательные области в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Федеральным государственными образовательным стандартом общего образования. Профессиональные функции учителя физической культуры при такой организации

образовательного процесса заключается в координации учебно-познавательной деятельности школьника, обеспечивающей у обучающихся формирование целостных представлений о здоровье человека и способах его сохранения и укрепления средствами физической культуры. При разработке критериев профессиональной готовности учителя физической культуры к эффективной реализации здоровьесберегающей деятельности со школьниками следует учитывать:

- уровень сформированность профессионально-педагогических знания и практические навыков и опыта использования средств физической культуры в организации здо-ровьесбережения обучающихся;

- использование физкультурно-спортивных инноваций в практике здоровьесбере-гающей деятельности;

- творческий потенциал субъектов процесса здоровьесбережения;

- умения организовать личностно-ориентированную направленность здоровьесбе-регающего процесса.

В ходе исследования нами установлено, что критериями эффективности реализации здоровьесберегающей направленности физического воспитания в общеобразовательной школе являются:

- уровень сформированное™ интересов, потребностей и мотивов использования средств физической культуры в здоровьесберегающей деятельности;

- степень овладения методами и приемами эффективного здоровьесбережения в физкультурно-спортивной и рекреационной деятельности;

- адекватность оценки и самооценки сформированности навыков здоровьесбережения и здорового образа жизни школьников.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов эксперимента, проведённого на базе МСОШ № 1 и 3 г. Карача-евска, показал, что реализация выявленных педагогических условий значительно повлияла на улучшение состояния здоровья школьников экспериментальных классов, по сравнению со школьниками контрольных классов. Было отмечено повышение интереса у школьников экспериментальных классов к овладению теоретическими знаниями основ здорового образа жизни и желания реализовывать их на практике.

В результате проведения специально организованных занятий в рамках авторской программы непрерывной профессиональной подготовки учителей физической культуры отмечен значительный рост показателей профессиональной готовности к здоровьесберега-ющей деятельности. Педагогические срезы, выполненные до начала экспериментальной работы, показали, что число школьных учителей, которых по результатам анкетирования можно было отнести к группе с высоким уровнем готовности к здоровьесберегающей деятельности составляло 8,3% педагогов, то на завершающем этапе экспериментальной работы эта группа учителей увеличилась до 38,9%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выявление, научное обоснование, апробация и внедрение комплекса педагогических условий способствовало эффективной реализации здоровьесберегающей направленности процесса физического воспитания школьников экспериментальных классов, по сравнению с контрольными. Реализация авторской программы непрерывной профессиональной подготовки учителей физической культуры к здоровьесбережению школьников обеспечила высокий уровень их готовности к этому виду деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джаубаев, Ю.А. Теория спортивной тренировки : учебное пособие для студентов вузов / Ю.А Джаубаев. - Карачаевск : ОАО «Полиграфист», 2003. - 140 с.

2. Петьков, В.А. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения / В.А. Петьков, О.Н. Кобцева // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6. - С. 67-70.

3. Састомойнен, Т.В. Проблемы оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састомойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 11-14.

REFERENCES

1. Dzhaubaev, Yu.A. (2003), Theory of sports training: textbook for university students, JSC "Poligrafist", Karachaevsk.

2. Petkov, V.A. and Kobtseva O.N. (2009), "Designing health-saving activities of educational institution", Culture physical and health, No. 6, pp. 67-70.

3. Sastomoinen, T.V. (2014) "The problems of human health in the XXI century", Actual problems of health and physical culture, No 1, pp. 11-14.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 378.147

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Андрей Явдатович Добрых, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

(ПВИВНГ)

Аннотация

В статье выявляются причины снижения результативности стрельбы обучающимися в ходе промежуточных и итоговых испытаний. Предложены способы оздоровления психологического состояния обучающихся перед выполнением стрелковых упражнений, а также варианты действий научно-педагогического состава, направленных на повышение психологической готовности обучающихся к практическим действиям с оружием и на повышение результативности стрельбы.

Ключевые слова: курсант военного вуза, приемы волевой саморегуляции и стрессоустойчивости.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE OFFICERS TO PRACTICAL APPLICATION OF WEAPONS

Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Andrey Yavdatovich Dobrykh, the teacher, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article identifies the reasons for the decrease in the shooting performance of the students during the intermediate and final tests. Ways of improving the psychological state of students before performing shooting exercises, as well as options for actions of the scientific and pedagogical staff, aimed at increasing the students' psychological readiness for practical actions with a weapon and at increasing the effectiveness of shooting, have been proposed.

Keywords: cadet of military high school, methods of volitional self-regulation and stress resistance.

ВВЕДЕНИЕ

Отрасль современной военно-педагогической науки доказывает, что психологическая подготовка офицеров является одной из основных проблем повышения качества военного образования на современном этапе. Анализ опыта ведения боевых действий, специальных операций показывает, что наличие у офицеров сформированных профессиональных компетенций не всегда достаточно для того, чтобы выполнить поставленную задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.