Научная статья на тему 'Содержание профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом и методические условия ее реализации'

Содержание профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом и методические условия ее реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОЕКТИВНО-ПРОДУКТИВНЫЙ ПОДХОД К КОМПОНОВКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / DESIGN / TARGET PROGRAM OF VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / PRODUCTIVE APPROACH TO THE LAYOUT OF THE CONTENT OF VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Елена Михайловна

В статье рассматривается содержание целевой программы профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом в образовательных организациях МВД России, которая отвечает требованиям принципов научной обоснованности и практикоориентированности, а также запросам обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF FACULTY LEADERS (COURSES) ON WORKING WITH PERSONAL COMPOSITION AND METHODICAL CONDITIONS FOR ITS IMPLEMENTATION

The article discusses the content of the target program of professional and pedagogical training of heads of faculties (courses) for working with personnel in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which meets the requirements of the principles of scientific soundness and practice orientation, as well as the needs of students.

Текст научной работы на тему «Содержание профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом и методические условия ее реализации»

эмоционально-оценочного отношения учащихся начальной школы может быть описана через дополнение субъективно-личностных отношений интеллектуальными, эстетическими, высшими нравственными чувствами и осознанием культурной принадлежности к социуму родины, положительной модальностью. Особенное влияние на социальное и индивидуальное поведение школьников оказывает становление мотивационно-деятельностного компонента. Выявлено, что образ родины влияет на реализацию прочно усвоенных знаемых мотивов и смысловых установок об охране родины и служении ей как ориентиров идентичности.

Особый интерес представляют данные о гендерных различиях в репрезентации образов родины, это объясняется возрастными особенностями мировосприятия детей с позиции роли в обществе - мужской или женской, чем и определяются особенности социокультурной идентичности. Так, мальчики в начальной школе оперируют образом родины, который состоит из окрашенных стереотипными краткими оценками позитивной модальности фрагментов природно-географического ландшафта, образами национальных героев, исторических и культурных объектов, собственное «Я» - часть семьи и часть родины. Для девочек характерно презентовать образ родины шире: они в эмоционально окрашенных представлениях о родной природе, семье, матери, культурных ценностях, субъективно-личностных и метафорических конструкциях описывают большее число объектов родины, потенциально готовы к социализации и взрослению («надо, будем делать») и одновременно находятся «над ним» - оценивают результаты своей и чужой деятельности для блага родины («сделала, делали»).

Выводы. По результатам комплексной педагогической диагностики можно утверждать, что 84 % обучающихся к концу начальной школы, опираясь на индивидуально своеобразный образ родины, достигают уровня предписанной идентичности, что проявляется в обладании учениками обширным запасом представлений об особенностях социокультурной среды, понимании своего места в ней. Отметим, что при этом школьники затрудняются в решении проблемных ситуации, возникающих в межличностном общении на родиноведческие темы. Уровня личностной идентичности достигли только 16 % младших школьников экспериментальной выборки, у которых отмечается высокая взаимосвязь образа родины и становления социокультурной идентичности. Необходимо дальнейшее глубокое изучение родиноведческого содержания начального общего образования, где в фокусе исследования будут ценностно-смысловой контекст родиноведческого содержания начального общего образования; учёт особенностей сущности, структуры образа родины младших школьников и этапов его формирования; роль учителя начальных классов в формировании у младших школьников образа родины.

Литература:

1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И. Божович, [Под редакцией Д.И. Фельдштейна]. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

3. Виноградова Н.Ф. Что мы знаем о своих учениках? //Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.:Вентана-Граф, 2002. - 240 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки, 2004. - 42 с.

5. Макарова О.В. Педагогическая диагностика образа родины у младших школьников / О.В. Макарова, И.П. Панфилова // Герценовские чтения. начальное образование, 2015. - Т. 6. - № 2. - С. 9-16.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во обр. и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

7. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2 (4). - С. 6-11.

8. Шакурова М.В. Идентичность школьников как личностный результат образования: проблема педагога / М.В. Шакурова // Грани познания, 2013. - № 4 (24). - С. 121-125.

9. Шакурова М.В. Становление социокультурной идентичности младшего школьника / М.В. Шакурова // Начальная школа плюс: До и после. - 2007. № 7. - С. 1-4.

Педагогика

УДК: 378.1

адьюнкт Марченко Елена Михайловна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТОВ (КУРСОВ) ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается содержание целевой программы профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом в образовательных организациях МВД России, которая отвечает требованиям принципов научной обоснованности и практикоориентированности, а также запросам обучающихся.

Ключевые слова: проектирование, целевая программа профессионально-педагогической подготовки, проективно-продуктивный подход к компоновке содержания профессионально-педагогической подготовки.

Annotation. The article discusses the content of the target program of professional and pedagogical training of heads of faculties (courses) for working with personnel in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which meets the requirements of the principles of scientific soundness and practice orientation, as well as the needs of students.

Keywords: design, target program of vocational and pedagogical training, projective and productive approach to

the layout of the content of vocational and pedagogical training.

Введение. Одним из основополагающих факторов, влияющих на качество подготовки будущих офицеров полиции в педагогической системе образовательного учреждения высшего образования МВД Российской Федерации, выступает профессионально-педагогическая культура руководителей факультетов и курсов, характеризующая степень их готовности эффективно организовывать и осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Изложение основного материала статьи. Под проектированием содержания профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом понимается процесс формирования содержания целевой программы, обеспечивающего достижение поставленной цели -их профессионально-педагогической подготовленности.

Формирование содержания профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом современным требованиям рассматривалось со следующих точек зрения: в какой степени оно способствует решению задач профессионально-педагогической деятельности; как осуществляется переоценка значения того или иного учебного материала; в каком направлении идет развитие новых подходов к компоновке учебного материала; какое содержание обеспечивает формирование методологических и базисных теоретических знаний и какое способствует повышению уровня специальной подготовки не только на сегодняшний день, но и на ближайшую и отдаленную перспективу; в какой степени повышается уровень педагогического мастерства преподавателей при расширении профессионально-педагогического кругозора; как отражаются инновационные подходы к компоновке учебного материала в учебно-методическом обеспечении процесса профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом); каким должен быть учебный материал, чтобы с ним достаточно просто было работать при организации непрерывного личного профессионально-педагогического самообразования.

Учитывая тенденцию усложнения профессионально-педагогических задач и роста объема психолого-педагогической информации, потребовался поиск новаторских решений по отношению к компоновке учебного материала, которые бы не только учли данные тенденции, но и повысили эффективность профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом. Речь идет об отказе от эмпирическо-экстенсивного подхода к компоновке учебного материала, заключающегося в последовательном наращивании появляющейся психолого-педагогической информации, которая должна быть непременно освоена. Место этого подхода занял проективно-продуктивный подход, смысл которого заключается в активной разработке самими руководителями факультетов (курсов) по работе с личным составом актуальных педагогических систем, учитывающих: особенности сложившейся педагогической ситуации на факультете (курсе, в учебной группе); наличие реальной ресурсной (временной, материально-технической, организационной, информационной, психологической, профессионально-педагогической) базы; конечные цели учебно-воспитательного процесса.

При работе с содержанием также учитывалось, что необходимо: перейти от периодического получения учебного материала к его непрерывному освоению; обеспечить комплексный характер содержания, которое должно объединять в себе теоретическую и практическую, гуманитарную и специальную составляющие; представлять содержание в разных формах учебно-методического обеспечения, позволяющих руководителям факультетов (курсов) по работе с личным составом осваивать его в наиболее удобном виде; наполнять знание мотивационно-смысловым содержанием, которое обеспечит формирование и развитие необходимых педагогических ценностей.

К проблемным вопросам проектирования содержания профессионально-педагогической подготовки относится и вопрос обеспечения системности. В связи с тем, что содержание не должно противоречить цели и задачам подготовки, а цель не всегда формулируется как системная, содержанию сложно придать системный характер, типологизировать, представить в наиболее логичном виде. Знания не сводятся к запоминаемой информации. Оно выступает итогом сложного познавательного процесса. В этом случае содержание начинает менять отношения между обучающими и обучающимися [1].

Проективно-продуктивный подход к компоновке содержания профессионально-педагогической подготовки требует выстраивать его как саморазвивающееся образование, в котором структура изменяется в связи с появлением новых областей профессионально-педагогического пространства, что позволяет оперативно удовлетворять образовательные потребности руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом. Фактически содержание профессионально-педагогической подготовки будет готово тогда стать «зоной ближайшего развития» профессионально-педагогических устремлений повышающих свою квалификацию лиц [5].

В ходе исследования было выявлено, что на процесс проектирования содержания профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом оказывают негативное влияние ряд факторов:

• инертность системы полицейского образования по отношению к быстро меняющимся социально-экономическим, политическим и служебным условиям деятельности выпускников;

• неудовлетворение увеличивающегося числа запросов руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом на создание таких образовательных программ, которые отвечали бы их интересам и потребностям в течение всей профессионально-педагогической деятельности;

• отсутствие условий для реализации стремления части руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом (по их мнению) к реализации своих профессионально-педагогических качеств, построению индивидуальных траекторий профессионально-педагогического развития посредством осуществления собственных образовательных практик и непрерывной системы профессионально-педагогического образования;

• «зарегламентированность» способов управления профессионально-педагогическим развитием руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом, не способствующая внесению коррективов в процесс повышения профессионально-педагогического мастерства;

• отсутствие экспериментально-исследовательских и методических структурных объединений и групп, оперативно определяющих условия и механизмы внедрения инновационного содержания и новаторских моделей профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с

личным составом.

Основываясь на теоретических положениях о сущности и организации проектирования содержания профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом в исследовании был сделан ряд выводов и разработан комплекс обоснованных рекомендаций, определивших содержание целевой программы, ставшей главной составной частью формирующего эксперимента.

1) Содержание может быть выражено через разные формы. Однако основной его формой является текст, который представляет собой целостное и завершенное образование, в котором информация может быть подвергнута интерпретированию, логически упорядочена и несет конкретный, хотя может быть и скрытый при первоначальном ее восприятии смысл. Базовым компонентом при проектировании содержания выступает учебно-воспитательная ситуация, с которой встречаются руководители факультетов (курсов) по работе с личным составом.

2) Личностная ориентированность содержания - обязательное условие эффективной профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом. Речь идет о том, что содержание должно помогать руководителям «находить самих себя» в профессионально-педагогической деятельности, выстраивать свой оригинальный и эффективный стиль, свою систему ценностей [4].

3) Отличительной особенностью содержания профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом выступает его инновационный характер, связанный с поиском способов построения в подразделениях эффективных педагогических систем.

4) Помимо инноваций, содержание профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом отличается воспитывающим потенциалом. Речь идет о том, что воспринимая и осваивая содержание, обучающиеся расширяют этический круг мировоззрения, развивают у себя такие свойства и качества, как целенаправленность, ответственность, гуманизм, критичность и многие другие.

5) Содержание профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом в структурно-компонентном отношении должно включать в себя как актуальный, педагогически осмысленный и изложенный в удобной для освоения общественный опыт, так и потенциально важный для изучающей учебный материал личности индивидуальный опыт, который приобретается посредством переживаний, возникающих в учебной деятельности, взаимодействий с педагогами, ведущими занятия, взаимодействий с учебной группой и компонентами образовательной среды, а также саморазвития себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, нравственно зрелой, патриотически настроенной, профессионально надежной, культурно развитой личности и творческой индивидуальности. Почему необходимо так ставить вопрос? Потому что человек не только перерабатывает социальный опыт (инкультурируясь), но и выступает источником обогащения социального опыта, общей культуры [3].

6) На современном этапе развития профессионального образования и профессионально-педагогической подготовки явно наблюдается рост гуманизационных и гуманитаризационных тенденций.

7) В структурно-компонентном плане содержание (как свернутый социальный опыт) состоит из знаний, умений и навыков (субъектное отражение способов деятельности), компетенций творческой деятельности и ценностного отношения к миру. Каждый компонент опыта имеет свою характеристику.

Знания важны для субъекта профессионально-педагогической деятельности пониманием их функционального состава. Реализация онтологической функции позволяет руководителям факультетов (курсов) по работе с личным составом понять свою роль в профессионально-педагогическом мире. Реализация ориентировочной функции содействует пониманию результатов, как последствий своей профессионально-педагогической активности/пассивности. Реализация оценочной функции включает механизмы переживания, которые помогают осмыслить свое отношение к педагогической действительности. Следовательно, содержание профессионально-педагогической подготовки должно включать в себя методологические, теоретические и технологические основы профессионально-педагогической деятельности. Как показало исследование, освоение данных основ поможет руководителям факультетов (курсов) по работе с личным составом спроектировать эффективные системы воспитания подчиненных и формирования коллективов курсантов.

В этом плане следует согласиться с тем, что в процессе профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом до них в первую очередь необходимо донести ответы на вопросы:

а) «что такое: профессионально-педагогическая подготовка, профессиональное воспитание, формирование курсантского коллектива, система профессионального воспитания в подразделении, профессионально-педагогическая деятельность?» (то есть, набор основных знаний, в т.ч., специальных);

б) «где?», «когда?», «кто?» внес значительный вклад в решение изучаемой проблемы/вопроса (исторический аспект);

в) «почему устроено таким образом?» (фундаментальность - определение содержания, структуры процессов и явлений, выявление причинно-следственных отношений);

г) «каковы механизмы функционирования и развития?» (многоаспектный вопрос: «в чем проблема?», «каковы способы ее разрешения?», «как получаются новые знания?» и т. д., что отражает методологию и синергетичность);

д) «что в инновационном плане можно предпринять?»; «какие от этого будут получены плюсы?» (практическая значимость, творческий компонент, достижение целостности);

е) «как подходить к интерпретации текстов?» (одной из характерных черт профессионально-педагогического знания, которое относится к гуманитарному аспекту науки, является не одна, а несколько (много) взглядов на объект, много интерпретаций текстов и фактов).

Содержание профессионально-педагогической подготовки должно включать в себя способы деятельности, которые необходимо представить в форме компетенций. В исследовании под компетенциями понимается осознанная руководителями факультетов (курсов) по работе с личным составом способность решать профессионально-педагогические задачи/проблемы в конкретных условиях [2]. В процессе подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом были выделены такие компетенции:

профессионально-педагогическая: успешно осваивать нормы и способы профессионально-педагогического взаимодействия, способность эффективно решать задачи профессионально-педагогической деятельности;

рефлексивно-развивающая: развитие способности самопознания, выбор ценностно-смысловых установок для профессионально-педагогических действий.

Обобщенный характер компетенций позволяет лучше увидеть целостный объем содержания профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом.

В связи с тем, что каждая из названных компетенций связана со способностью решать профессионально-педагогические проблемы, то целесообразно выделить стадии их решения: осмысление и формулировка учебно-воспитательной проблемы; изучение сложившейся педагогической ситуации и выявление центрального противоречия; постановка задачи по разрешению противоречия; нахождение недостающих компонентов эффективного функционирования педагогической системы; обоснование технологии решения задачи по восполнению недостающих компонентов эффективного функционирования педагогической системы; реализация технологии через конкретные действия; контроль результатов; коррекция профессионально-педагогической деятельности.

Компетенция формирования и развития творческой профессионально-педагогической деятельности в содержании может быть представлена двояко: как информация о существующем профессионально-педагогическом опыте и как специально спроектированный комплекс учебных ситуаций, в которых курсанту необходимо осуществить деятельность творческого характера.

Проектируемый комплекс учебных ситуаций направлен на обеспечение развития способности руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом решать профессионально-педагогические проблемы, требующие проведения исследования и поиска новаторских решений.

В профессионально-педагогической подготовке важно формировать у руководителей факультетов (курсов) ценностное отношение к учебно-воспитательной деятельности. Его смысл состоит в понимании значимости тех или иных ценностей. Такое понимание формируется в процессе специально организованных действий.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в содержании профессионально-педагогической подготовки состоит из социального и личностного компонентов. В социальном компоненте отражены взгляды и убеждения о системе ценностей. В личностном компоненте у каждого руководителя факультета (курса) образуется своя система ценностных отношений, расположенных в иерархическом порядке.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что знание принципиальных положений, отражающих требования гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса к формированию содержания профессионально-педагогической подготовки, позволяет учесть их при разработке содержания целевой программы профессионально-педагогической подготовки руководителей (их заместителей) факультетов (курсов) по работе с личным составом. Целевая программа по своему содержанию включила несколько блоков.

Мотивационно-развивающий блок.

ЗАДАЧА: сформировать и поддерживать мотивацию, вызывающую стремление к активному профессионально-педагогическому саморазвитию руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом и творческому проявлению его результатов в процессе решения учебно-воспитательных задач.

Компетентностно-формирующий блок.

ЗАДАЧА: обеспечить формирование профессионально-педагогической и рефлексивно-развивающей компетенций руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом.

Контрольно-оценивающий блок.

ЗАДАЧА: обеспечить эффективный контроль за процессом профессионально-педагогической подготовки офицеров-руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом.

Разработать критерии оценки эффективности профессионально-педагогической подготовки офицеров-руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом.

Организовать оценку эффективности профессионально-педагогической подготовки офицеров-руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом.

Организационно-методический блок

ЗАДАЧА: обеспечить создание организационно-педагогических условий, способствующих успешной реализации целевой программы.

Обсуждение, согласование и утверждение порядка реализации целевой программы.

Методическая подготовка начальников факультетов к решению задач контроля и оценки эффективности реализации целевой программы:

Инструктивно-методическое занятие с начальниками факультетов по теме «Методическое сопровождение процесса реализации целевой программы профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом».

Подготовка нормативных документов, регламентирующих реализацию целевой программы профессионально-педагогической подготовки руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом.

Выводы. Подводя итог, можно сказать, что под профессионально-педагогической подготовкой руководителей подразделений по работе с личным составом образовательных организаций МВД России понимается их непрерывное формирование и развитие как субъектов педагогической деятельности, ответственных личностей и творческих индивидуальностей в целях достижения высокой профессиональной готовности к эффективному выполнению служебных обязанностей.

Литература:

1. Блауберг, И.В. Целостность и системность / И.В. Блауберг // Системные исследования. Ежегодник. -М.: Наука, 1975. № 12. - С. 5-9.

2. Дубовицкая, Т.В. Формирование профессиональных компетенций учителя в системе повышения квалификации (на примере учителя физики): автореф. дис. ... канд. пед наук: 13.00.08 / Дубовицкая Татьяна Викторовна. - Липецк, 2012. - 23 с.

3. Иванов, В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Иванов Василий Григорьевич. -Казань, 1997. - 448 с.

4. Кулиш, Н.В. Личностно-ориентированный контроль знаний как фактор самоопределения студентов университета: автореф. ... дис. ... канд. пед. наук : 1300.01 / Кулиш Наталья Викторовна. - Оренбург, 2012. - 24 с.

5. Прокопьева, Н.А. Профессионально-педагогическая подготовка студентов в процессе проектного обучения: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Прокопьева Нина Анатольевна. - Новосибирск, 2005. - 215 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат сельскохозяйственных наук Мишина Ольга Степановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студент 4 курса факультета биологии, химии и экологии Иванов Роман Геннадьевич Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук Дьячкова Татьяна Валерьяновна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

К ВОПРОСУ ОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ РАСТЕНИЙ IN VITRO

Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся соответствия методических принципов преподавания биологии в школе и их реализации в проектной деятельности по выращиванию растений in vitro. Авторы стремятся проследить процесс становления проектной деятельности в современной российской школе. Рассматриваются факторы, способствующие эффективному проведению научно-исследовательской работы с учащимися по биологии.

Ключевые слова: проектная деятельность, методические принципы, методика преподавания биологии, школа, растения, научно-исследовательская деятельность.

Annotation. The article deals with the main issues related to the compliance of methodological principles of teaching biology at school and their implementation in the project activities for growing plants in vitro. The authors seek to trace the process of project activity formation in the modern Russian school. The factors contributing to the effective conduct of research work with students in biology are considered.

Keywords: project activity, methodical principles, methodology of teaching biology, school, plants, research activity.

Введение. Под методическими принципами в современной дидактике понимают наиболее важные положения, которые являются фундаментальными закономерностями процесса обучения и воспитания при преподавании отдельного предмета. Без сомнения, дидактические принципы содержат ряд универсальных методических положений, без которых не возможен процесс преподавания. Следовательно, оба вида основных положений ведения педагогической деятельности не могут существовать друг без друга, а существуют в единстве.

Дидактические принципы при преподавании отдельных предметов в школе получили конкретизацию в виде методических принципов. Таким образом, все они отражают отдельные стороны одного и того же процесса. Все принципы биологического образования существуют взаимосвязано. Они реализуют основную направленность получения биологического образования в школе и обеспечивают связь биологии с жизнью.

Перед современной школой стоит задача научить ребенка критически мылить, проверять свои убеждения на практике. На этом основано введение проектной деятельности [5].

Цель исследования - оценить возможность проведения эксперимента в контексте реализации проектной деятельности по биологии при выращивании растений in vitro.

Объект исследования - школьный биологический эксперимент.

Предмет исследования - процесс реализации проектной деятельности по биологии в школе.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Оценить возможность проведения эксперимента в современной школе;

2. Оценить соответствие предлагаемого эксперимента с главными методическими принципами преподавания биологии в школе;

3. Провести анализ соответствия предлагаемого эксперимента с основной образовательной программой по биологии в школе;

4. Оценить формирование знаний, умений, навыков и компетенций учащихся при проведении эксперимента.

Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны учителям-практикам, ведущим проектную деятельность по биологии в школе.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность в современной школе является одним из основных факторов ранней профориентации школьников [1]. Для точного понимания, что из себя представляет проектная деятельность, нужно обратиться к определению понятия «проект». Итак, проект - это совокупность определённых действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода проектного продукта. Необходимо также помнить, что это всегда творческая деятельность [3].

Безусловно, метод проектов представляет собой дидактическую активизацию познавательной деятельности школьников, необходимым инструментов для оценки и контроля метапредметных результатов учащихся. Проектная деятельность способствует проявлению и формированию основных базисных качеств личности [11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.