Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе'

Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / RURAL SOCIETY / УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ / BIOLOGY TEACHER / АГРОЭКОЛОГИЯ / AGROECOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелова С.А., Ковешников А.И., Силаева Ж.Г.

В статье рассмотрены педагогические условия эффективной подготовки учителя биологии к работе в сельской школе. Предлагается педагогическую подготовку будущего учителя биологии к работе в сельской школе рассматривать как системный процесс обучения студентов в вузе, осуществляемый на основе межпредметных связей. Показана роль отдельных спецкурсов, а также педагогической практики в формировании знаний, умений и навыков у будущих сельских учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горелова С.А., Ковешников А.И., Силаева Ж.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF BIOLOGY TO WORK IN RURAL SCHOOL

The article deals with the pedagogical conditions for the effective preparation of a biology teacher for work in a rural school. The pedagogical preparation of the future teacher of biology for work in a rural school is suggested as a systematic process of teaching students in a university, carried out on the basis of interdisciplinary connections. The role of individual special courses, as well as pedagogical practice in the formation of knowledge, skills and skills offuture rural teachers is shown.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе»

УДК. 378.14 ГОРЕЛОВА С.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра промышленной химии и биотехнологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: g11o01r@mail.ru КОВЕШНИКОВ А. И.

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой ландшафтной архитектуры, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»

E-mail: Lanshaft.OSAU@gmail.com СИЛАЕВА Ж.Г.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра ландшафтной архитектуры, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» E-mail: silaevazhanna@rambler.ru

UDC 378.14

GORELOVA S.A.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of Industrial Chemistry and Biotechnology, Orel

State University E-mail: g11o01r@mail.ru KOVESHNIKOV A.I.

Doctor of pedagogical sciences, professor, Head of landscape architecture, Orel State Agrarian University named after N.V.

Parakhin

E-mail: Lanshaft.OSAU@gmail.com SILAEVA Z.G.

Candidate of Biology, associate professor, Department of landscape architecture, Orel State Agrarian University named

after N.V. Parakhin E-mail: silaevazhanna@rambler.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

SOME ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER OF BIOLOGY

TO WORK IN RURAL SCHOOL

В статье рассмотрены педагогические условия эффективной подготовки учителя биологии к работе в сельской школе. Предлагается педагогическую подготовку будущего учителя биологии к работе в сельской школе рассматривать как системный процесс обучения студентов в вузе, осуществляемый на основе межпредметных связей. Показана роль отдельных спецкурсов, а также педагогической практики в формировании знаний, умений и навыков у будущих сельских учителей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, сельский социум, учитель биологии, агроэкология, педагогическая практика

The article deals with the pedagogical conditions for the effective preparation of a biology teacher for work in a rural school. The pedagogical preparation of the future teacher of biology for work in a rural school is suggested as a systematic process of teaching students in a university, carried out on the basis of interdisciplinary connections. The role of individual special courses, as well as pedagogical practice in the formation of knowledge, skills and skills offuture rural teachers is shown.

Keywords: vocational training, rural society, biology teacher, agroecology, pedagogical practice.

В настоящее время, в связи с изменением внешнеэкономической ситуации, сельское хозяйство в нашей стране начало постепенно восстанавливаться и показывать достойную производительность. Стали формироваться новые сельские поселения и города. В этой связи, выдвигаются новые требования к содержанию образования в контексте профессиональной подготовки кадров для современного сельского социума.

Воспитание нового поколения земледельцев, животноводов, агрономов и экологов, обладающих высокой степенью мобильности, большой социальной ответственностью, зависит от подготовки педагогических кадров, способных решать задачи допрофессионального обучения сельских школьников основам экономических, экологических, биологических знаний.

Будущий учитель сельской школы должен уметь организовывать не только коллективную, но и индивидуальную деятельность учащихся, а также, осмысливая инновационные педагогические технологии, творчески реализовывать их в собственной профессиональной педагогической деятельности в условиях села.

Учитель биологии в сельской школе обязан владеть современными технологиями педагогического воздействия на учащихся, позволяющими повысить привлекательность изу-

чения основ сельского хозяйства с перспективами личности в дальнейшем профессиональном образовании. Сельские школьники с помощью учителя имеют информацию о профессиях и потребности в них на рынке труда. Социальные и производственные отношения, сложившиеся на селе наряду с природным окружением влияют на образовательный процесс сельских школьников. Учитель биологии сельской школы обеспечивает обучение и воспитание, адекватное потребностям сельского социума.

Научно-педагогические исследования отечественных ученых внесли существенный вклад в теорию и практику подготовки учителя биологии. Особое внимание в исследованиях уделено вопросам профессиональной подготовки учителей биологии. Проблему определения профессиональных функций учителя биологии («профессиограмма учителя биологии») разрабатывали Н.А. Рыков и А.И. Щербаков [7]; систему подготовки учителя биологии к работе по экологическому образованию и воспитанию исследуют И.Н. Пономарева [6], З.И. Тюмасева [10] и др.; вопросы профессиональной подготовки в вузе учителя биологии исследовала В.А. Колмыкова [3]. Однако можно констатировать, что многоаспектность проблем сельского социума и его влияние на качество работы сельской школы изучены в настоящее время недостаточно.

© Горелова С.А., Ковешников А.И., Силаева Ж.Г. © Gorelova S.A., Koveshnikov A.I., Silaeva Z.G.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

Следует отметить противоречие между потребностью в целенаправленной эффективной подготовке учителя биологии к работе в сельской школе, ориентированного на обучение школьников основам сельского хозяйства, и традиционной системой его обучения, не учитывающей современной специфики сельской школы.

Цель работы: выявить педагогические условия эффективной подготовки учителя биологии к работе в сельской школе.

В процессе проведения настоящего исследования мы опирались на концепции: профессиональной ориентации молодежи [5]; управления процессом усвоения знаний [9]; психологии труда, деятельности и формирования личности учителя [8]; обучения будущих учителей в высшей школе [1]; методического обучения будущих учителей биологии [4].

Были опрошены 20 учителей сельских школ Орловской области, 85 студентов ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» института естественных наук и биотехнологии.

В процессе анализа подготовки учителя биологии в исторической ретроспективе нами установлено, что в современных условиях будущему учителю необходимо: знать особенности организации воспитательно-образовательного процесса сельской школы, специфику деятельности учителя биологии в сельской школе, уметь использовать все формы учебной и внеучебной деятельности в условиях сельской школы, знать структуру и функционирование современного сельскохозяйственного производства, уметь связывать преподавание биологии и экологии с сельскохозяйственным производством, разрабатывать схему агроэкологических опытов, организовывать экспериментальную работу с учащимися по агроэкологии на школьном учебно-опытном участке и в ученической производственной бригаде, уметь вести профори-ентационную работу и воспитывать у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям.

Овладение студентами - будущими учителями биологии - вышеперечисленными знаниями и умениями возможно при соответствующей подготовке в вузе, учитывающей особенности профессиональной деятельности учителя биологии в сельской школе.

Научно-теоретические исследования по проблеме подготовки учителя биологии к работе в сельской школе и анализ состояния образовательного процесса в сельских общеобразовательных учреждениях позволили выделить две группы условий профессиональной деятельности учителя биологии сельской школы. Первая группа условий: сельскохозяйственное окружение и близость природы, которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания школьников с конкретными отраслями аграрного производства, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников, способствуют интеллектуальному, физическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию в их единстве, являются действенным средством приобретения естественнонаучных знаний и формирования научного мировоззрения.

Вторая группа условий характеризуется факторами, затрудняющими профессиональную деятельность учителя биологии в сельской школе:

- недостаточное обеспечение сельских школ квалифицированными специалистами: нагрузка сельских учителей больше установленной нормы; невозможность преподавания всех предметов педагогами-специалистами, необходимость вести уроки по 2-3 дисциплинам, к преподаванию которых они не готовились в вузе, что снижает качество преподавания и увеличивает количество времени на подготовку к урокам;

- территориальная разобщенность населенных пунктов: многие учащиеся проживают в значительном удалении от места учебных занятий, что сказывается на своевременности посещения детьми учебных и внеклассных занятий и на работе по обеспечению единства требований к учащимся со

стороны школы, семьи;

- удаленность и оторванность большинства сельских школ от научно-методических центров и от места деятельности других учительских коллективов намного осложняет их работу по внедрению в практику новых достижений педагогической науки и передового опыта работников образования, затрудняет процесс самообразования учителей, не создает условий для организации внутришкольных методических советов - одной из форм работы по совершенствованию педагогического мастерства;

- удаленность от дополнительных образовательных учреждений ставит школу в положение единственного центра воспитательной работы с учащимися, вся внеучебная деятельность проводится под руководством и силами самих учителей, а это требует поиска новых форм организации внеклассной и внешкольной работы;

- малочисленность сельских школ и небольшая наполняемость классов представляют определенные трудности в деятельности учителей сельских школ: ограничено внедрение инновационных педагогических технологий, которые характерны для городских школ (вариативность образования, профильные классы, классы компенсирующего обучения и др.), применение методик обучения, базирующихся, например, на соревновательности, коллективизме, творческом поиске и др.

Все это в совокупности составляет специфические социальные условия жизнедеятельности сельской школы и требует от учителя биологии полифункциональной деятельности. Учитель биологии выполняет задачи учителя-многопредметника, руководителя ученических производственных бригад, психолога, педагога дополнительного образования и т. д.

Подготовка учителя биологии в вузе включает во-первых, профессиональную педагогическую подготовку по дисциплинам биологического и сельскохозяйственного цикла, предполагающую формирование и углубление знаний по разделам сельского хозяйства, агроэкологии; развитие природоохранной деятельности и др., и, во-вторых, сельскохозяйственную, определяющую содержательный аспект профессиональной деятельности: жизненно важный потенциал, основанный на познавательном интересе студента к профессиональному труду, к технологиям трудовой деятельности, к профессиональным умениям и навыкам, к опыту исследовательской работы (по дисциплинам растениеводства, животноводства и др.).

На основе анализа психолого-педагогической литературы и психолого-педагогических исследований целесообразно рассматривать профессиональную педагогическую подготовку будущего учителя биологии к работе в сельской школе как системный процесс обучения студентов в вузе, осуществляемый на основе межпредметных связей с другими предметами биологического, педагогического и психологического характеров. На этой базе оптимально создание спецкурсов и факультативов по выбору студентов, например, курса «Агроэкология» [2].

В результате проведенного эксперимента со студентами института естественных наук и биотехнологии, показано положительное влияние на агробиологический уровень знаний, умений и навыков будущих учителей [2]. Об этом свидетельствуют результаты формирующего эксперимента: количество студентов, находящихся на высоком уровне подготовки к работе в сельской школе, возросло на 39,5% и достигло 60,6%; количество студентов, находящихся на среднем уровне, уменьшилось на 17,5% и стало 34,1%, а количество студентов, находящихся на допустимом уровне, уменьшилось на 22% и стало 5,3%.

Педагогическая практика (удаленная педагогическая практика) одна из форм организации практической подготовки будущих педагогов, играет ключевую роль в самоопределении будущего учителя биологии.

Педагогическая практика в сельской школе позволяет сформировать профессиональные компетенции у студентов, которые необходимы в условиях сельской общеобразовательной школы. Ведь такого рода школы, в отличие от городских, часто малокомплектные. Учитель этой школы - не узкопрофильный специалист, а выполняет несколько функций. Кроме того, уровень учебной мотивации учеников таких школ довольно низкий, познавательные интересы их развиты гораздо слабее и соответственно ниже успеваемость. Беседа с учителями биологии - кураторов практики, показал, что уровень подготовки к работе в условиях села у выпускников, прошедших, будучи студентами, практику в сельской местности, возрастает на 32%, по сравнению с таковыми, проходившими практику в городских школах.

Таким образом, профессиональная подготовка в вузе будущих учителей биологии к работе в сельской школе будет протекать результативнее, если соблюдаются следующие положения:

- специфика сельского социума и его влияние на обучение сельских школьников;

- учитываются особенности профессиональной деятельности учителя биологии сельской школы;

- реализованы специально - педагогические условия, при которых у будущих учителей биологии формируются основные сельскохозяйственные, агроэкологические знания, умения и навыки, за счет разработки факультативных дисциплин и усиления их практической подготовки.

Библиографический список

1. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / Под ред. Сластенина В. А. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.

2. Горелова С.А. Подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе: автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук: Орловский государственный ун-т. Орел, 2010. 21с.

3. Колмыкова В.А. Профессиональная подготовка учителя биологии для сельской школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: Кемеров. гос. ун-т. Кемерово, 2005. 24 с.

4. ПасечникВ.В. Содержание и структура учебников биологии основной школы в свете новой образовательной парадигмы // Вестник МГОУ Серия «Естественные науки». 2013. № 3 С. 142-145

5. Платонов К.К. Профессиональное призвание // Профориентация молодежи. М.: Академия образования СССР, 1992. С.46-65

6. Пономарева И. Н. Становление и развитие экологического образования в России // Биология в школе (Учителю экологии). 2001. № 1 (1). С. 2-4.

7. Рыков Н.А., Щербаков А.И. Профессиональная программа учителя биологии средней общеобразовательной школы: Методические разработки. Санкт-Петербург, 1991. 78 с.

8. СластенинВ.А., ИсаевИ.Ф., ШияновЕ.Н. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А. М.: «Академия», 2002. 576 с.

9. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. С. 72-80.

10. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2006. 322 с.

References

1. Vilensky V.Ya., Obraztsov P.I, Uman A.I. Technologies of vocational education in higher education / Ed. Slastenina V.A, M .: Pedagogical society of Russia, 2004. 192 p.

2. Gorelova S.A. Preparation of the future teacher of biology for work in a rural school: the author's abstract. diss. ... candidate of pedagogical sciences: Orel State University. Orel, 2010. 21 p.

3. Kolmykova V.A. Professional training of a biology teacher for a rural school: the author's abstract of the dis. Candidate of pedagogical sciences: Kemerov. state. un-t. Kemerovo, 2005. 24 p.

4. Pasechnik V.V. Contents and structure of textbooks of the biology of the main school in the light of the new educational paradigm // Vestnik MGOU. Series «Natural Sciences». 2013. №. 3 Pp. 142-145

5. Platonov K.K. Professional vocation // Vocational guidance of youth. Moscow: Academy of Education of the USSR, 1992. Pp.46-65

6. Ponomareva I.N. Formation and development of environmental education in Russia / / Biology in the school (Teacher of Ecology). 2001. № 1 (1). Pp. 2-4.

7. Rykov N.A, Shcherbakov A.I. Professional program of the biology teacher of the secondary school: Methodological development. St. Petersburg, 1991. 78 p.

8. Slastenin V.A, Isaev I.F, Shiyanov Ye.N. Pedagogy / Ed. Slastenina V.A. Moscow: «Academy», 2002. 576 p.

9. Talyzina N.F. Management of the process of mastering knowledge. M., 1975. Pp. 72-80.

10. Tyumaseva Z.I. Ecology, educational environment and modernization of education Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2006. 322 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.