Научная статья на тему 'Содержание принципа неотчуждаемости основных прав человека'

Содержание принципа неотчуждаемости основных прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2645
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРИНЦИП НЕОТЧУЖДАЕМОСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ / ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НЕОТЧУЖДАЕМЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / THE PRINCIPLE OF INALIENABILITY OF FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL HUMAN RIGHTS STANDARDS / GENERALLY ACCEPTED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES / THE INTERPRETATION OF LAWS / RESTRICTIONS FOUNDATION OF INALIENABLE HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанов К. К.

Анализируется сущность и основное содержание важнейших требований и элементов принципа неотчуждаемости основных прав человека, отраженных в российском и зарубежном конституционном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE PRINCIPLE OF INALIENABILITY OF FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS

This paper examines the nature and content of the most important basic requirements and elements of the principle of inalienability of fundamental human rights, as reflected in the Russian and foreign constitutional law.

Текст научной работы на тему «Содержание принципа неотчуждаемости основных прав человека»

А. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ _

Актуальные проблемы теории государства и права

СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА НЕОТЧУЖДАЕМОСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

К.К. ГАСАНОВ,

доктор юридических наук, профессор

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;

12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: profi@mail.ru

Аннотация. Анализируется сущность и основное содержание важнейших требований и элементов принципа неотчуждаемости основных прав человека, отраженных в российском и зарубежном конституционном законодательстве.

Ключевые слова: права человека; принцип неотчуждаемости основных прав человека; международные стандарты прав человека; общепризнанные принципы и нормы международного права; правоприменительная деятельность; толкование законов; основания ограничения неотчуждаемых прав человека.

THE CONTENT OF THE PRINCIPLE OF INALIENABILITY OF FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS

K.K. GASANOV,

doctor ofjurisprudence, professor

Annotation. This paper examines the nature and content of the most important basic requirements and elements of the principle of inalienability of fundamental human rights, as reflected in the Russian and foreign constitutional law.

Keywords: human rights, the principle of inalienability of fundamental human rights, international human rights standards, generally accepted principles and norms of international law enforcement activities, the interpretation of laws, restrictions foundation of inalienable human rights.

Содержание принципа неотчуждаемости основных прав человека определяет смысл ч. 2 ст. 17, ст. 55, 56, 64, 135 Конституции РФ. В указанных статьях сформулированы нормы или элементы принципа неотчуждаемости.

Один из важнейших элементов принципа неотчуждаемости основных прав закреплен в ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ. На основе толкования указанных норм он формулируется так: несанкцио-нированность какого-то права внутригосударственным законодательством не лишает его юридического смысла и высокого нравственного потенциала. Это означает, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17) и что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ).

Приведенные положения Конституции Российской Федерации означают, что российское законодательство по правам человека должно соответствовать требованиям международных стандартов

(В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева). Такие стандарты закреплены во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о правах человека, Венской Декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., в других документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и иных международных договорах о правах человека.

Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Они носят всеобщий характер и отступление от них недопустимо.

Права человека, закрепленные в общепризнанных принципах и нормах международного права, не зависят от социально-экономического строя государства, уровня его развития, исторических и иных особенностей. Они должны предоставляться каждому человеку и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека,

Актуальные проблемы теории государства и права

государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Без реализации всех принадлежащих человеку основных неотчуждаемых прав невозможна полноценная жизнедеятельность индивида. Не признавая неотчуждаемости основных прав, произвольно ограничивая их, препятствуя осуществлению, любое государство действует противоправно.

Такое положение возникает в том или ином тоталитарном государстве, когда оно, не признавая то или иное право (свободу) человека (неприкосновенность личности, свободу слова, совести и т. д.) в качестве права своих граждан, применяет к ним режимные запреты на их активные действия и отказывает им в требованиях правозащиты. Нередко такие государства вынуждены соблюдать отвергаемые ими демократические права под давлением международного сообщества и предоставлять индивиду определенные блага, хотя и в усеченном виде (прекращение практики произвольных арестов и применения к задержанным пыток и иных жестокостей; прекращение открытых преследований граждан за политические и религиозные убеждения и т. д.).

Любой человек вправе требовать от государства выполнения им любого права, незафиксированного в национальном законодательстве, но взятого на себя в качестве международного обязательства. В этих целях он может использовать не только национальные механизмы защиты своих прав, но и обращаться в межнациональные правозащитные органы.

Несмотря на то, что каталог прав человека, в пределах которого они закреплены нормами международного права, не определяется каким-то государством, однако, эти международные стандарты реализуются, благодаря его конституции, законов и административных правоположений. Степень и последовательность осуществления прав определяется каждым государством с учетом экономических, социальных возможностей, а также правовых особенностей и традиций страны.

В качестве ведущего элемента принципа неотчуждаемости основных прав человека правоведы-конституционалисты выделяют такой из них, как связанность государства и законодателя основными правами человека1. Он означает, что государство признает приоритет основных прав человека, подчиняется им и несет политическую, правовую и нрав-

ственную ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств по их выполнению. Неотчуждаемые права определяют дистанцию не только между человеком, государством и законодателем, но и между человеком и общественными силами, борющимися за групповые интересы.

В основном законе ФРГ (абз. 3 ст. 1), непосредственно перед перечнем основных прав, говорится: «Нижеследующие основные права обязывают законодателя, исполнительную власть и правосудие как непосредственно действующее право»2. С принятием этой нормы Конституции ФРГ основные права были возведены в ранг высших норм для трех ветвей власти и тем самым связали их как непосредственно действующие нормы права3.

Такое же положение существует и в России. На основе Конституции РФ Государственная Дума РФ является не только основным носителем законодательной власти, сувереном, создающим право (ч. 1 ст. 105), но и связана им. На это однозначно указывает Конституция РФ (ч. 2 ст. 55): «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Обязанность исполнительной власти соблюдать основные права также относится к важнейшим признакам их неотчуждаемости, правительство и все виды администраций при осуществлении всех своих мероприятий обязаны учитывать основные права. Эта установка приобретает особое значение в ситуации, когда простым законом исполнительной власти предоставляется возможность принимать решения по своему усмотрению. В этом случае основное право ограничивает усмотрение администрации определенными рамками.

Постановления и распоряжения Правительства РФ по обеспечению прав и свобод граждан в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ на основании ч. 3 ст. 115 Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ.

1 Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 78—87; Лукашева Е.А. Правовое государство и обеспечение прав человека // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990. С. 57—62; Визер Б. Зашита прав человека в Австрии // Зашита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 39—41.

2 Современные зарубежные конституции. М., 1992. С. 144.

3 Хартвиг М. Зашита прав человека в Федеративной Республике Германии // 3ащита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 2.

Актуальные проблемы гражданского права

Связанность судов общей юрисдикции основными правами заключается в том, что при осуществлении правосудия они не только применяют нормы текущего законодательства, но и учитывают основные права. В сфере процессуального права суды непосредственно связаны основными неотчуждаемыми правами (например, правом на судебное слушание или на законного судью). При толковании законов неотчуждаемые и основные права играют также значительную роль. Она проявляется, в частности, в том, что норма, которая допускает различные толкования, должна быть рассмотрена и с точки зрения неотчуждаемых прав, т.е. ей дается толкование, исключающее возможность нарушения основных прав. И, наконец, при применении закона в каждом конкретном случае суды должны также иметь ввиду и неотчуждаемые права. Например, при принудительной продаже с аукциона должно учитываться основное право собственности, при подаче гражданско-правового иска по поводу нанесения оскорбления должно учитываться право на свободное выражение мнения и т.д. и т.п.

Ни в коем случае нельзя обойти вниманием и такой серьезный элемент принципа неотчуждаемости прав, как взаимную связанность основными правами всех лиц со всеми и взаимную ответственность за их неотчуждаемость всех людей между собой4. Этот элемент закреплен ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Индивиды как члены единого организованного сообщества должны уважать права друг друга, не чинить никаких препятствий к их осуществлению. Подобного рода связи, отношения и ответственность обусловлены как юридическими, так и нравственными законами. Общепризнано, что корреспондирующая любому основному субъективному праву обязанность может быть возложена на всякого, кто приходит в столкновение с носителем данного права по поводу пользования последним соответствующим благом. Такие права Н.М. Коркунов назвал «правами против всех и каждого»5.

Основные права человека призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они представляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальной свободы и, вместе с тем, определяют

границы этой свободы. Ни одно общество, считают В.А. Карташкин и Е.А. Лукашева, не может предоставить человеку безграничную свободу, поскольку это привело бы к проявлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов6. Вот почему вся система основных прав строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможное отчуждение или ограничение чьих-то прав в результате злоупотреблений одних лиц по отношению к правам других лиц.

Обеспечению связанности правами всех служит, прежде всего, принцип формально-юридического равенства, т.е. равенства всех перед законом, означающий отсутствие у любого члена общества каких-либо привилегий и преимуществ перед другими людьми в сфере права. Все равны в пользовании правами и свободами, если же права того или иного человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны другого лица, государство предоставляет первому возможность защищать эти права всеми способами, не запрещенными законом.

Текущее законодательство также исходит из взаимной связанности всех физических лиц своими основными правами, из недопустимости осуществления прав за счет отчуждения или в ущерб правам других лиц. Этому служит, например, институт возмещения материального и морального ущерба, нанесенного лицу незаконными действиями не только государственных органов, но и индивидов.

Важность постулата о связанности основных прав человека с невозможностью отчуждения таких же прав у других людей подчеркивается и в международных актах. Так, ст. 1 Всеобщей декларации прав человека указывает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах... и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В состав оснований законного ограничения прав человека Всеобщая декларация прав человека выдвигает должное признание и уважение прав и свобод других (ст. 29), а Пакт о гражданских и политических правах — защиту прав и свобод других лиц (ст. 21).

4 Матузов Н.И. Права человека и общерегулятивные отношения // Правоведение. 1996. № 3. С. 44.

5 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 150.

6 Конституция Российской Федерации: ком. М., 1994. С. 124, 125.

Актуальные проблемы теории государства и права

В число важнейших элементов содержания принципа неотчуждаемости основных прав человека входит наличие указанных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах только таких оснований ограничения прав, степень и объем, которых не могли бы угрожать самому существу соответствующего права. Содержание этого элемента определено ст. 55, 56 Конституции Российской Федерации. Так ч. 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо...», а ч. 3 ст. 56 называет те права, которые не могут быть ограничены. К примеру, нельзя лишить человека права на достоинство, на свободу мысли и вероисповедания, на благоприятную окружающую среду. Нельзя, не опираясь на закон, произвольно изымать у человека и иные основные права и свободы7. «Человеческое достоинство ненарушимо» — так, например, сформулирована исходная правовая максима Основного закона ФРГ, которая устанавливает принцип безусловной неотчуждаемости прав человека8.

Однако, считает И.А. Ледях, проблема состоит в том, что неотчуждаемость основных прав человека как таковая осуществляется через столкновение индивидуальных и публичных интересов, несовпадающих прав и интересов различных индивидов9. Встает вопрос: где же выход из этой проблемы? «Из

этой дилеммы, — считает известный немецкий юрист Клаус Штерн, — может быть только один выход: провести тонкое, дифференцированное разграничение между сферой защиты основных прав и их ограничениями»10.

А разграничение между неотчуждаемостью основных прав и их ограничением можно осуществить только на конституционном уровне. Эта задача достаточно четко разрешена Конституцией РФ через определение целей ограничений прав и обстоятельств, являющихся основанием, таких ограничений. Целями ограничений могут быть: защита основ конституционного строя; обеспечение безопасности других лиц (защита нравственности, жизни, здоровья, прав и законных интересов); обеспечение обороны страны; обеспечение безопасности государства, а также на основе ст. 56 Конституции Российской Федерации обеспечение безопасности граждан в условиях чрезвычайного положения.

7 Конституция Российской Федерации: ком. М., 1994. С. 123— 124; Комментарий к Конституции РФ / под ред. Л.А. Окуньков и др. М., 1994. С. 56—57.

8 ХартвигМ. Защита прав человека в Федеративной Республике Германии // Защита прав человека в современном мире. М., 1993. С. 68.

9 Ледях И.А. Защита прав и свобод человека и гражданина — функция российской системы конституционного контроля // Общая теория прав человека / отв. ред. Е.А. Лука-шева. М, 1996. С. 157.

10 Государственное право Германии. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 185.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Учебник / под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 479 с.

В учебнике в кратком и систематизированном виде излагаются основные темы курса «Международное право», в том числе: понятие, источники, основные принципы и субъекты международного права; концепция господства права в современном международном праве; история создания и деятельность международных организаций и конференций; право международных договоров и внешних сношений; ответственность в международном праве. Особое внимание уделяется отдельным отраслям международного права — морскому, воздушному, космическому, уголовному, гуманитарному, экологическому, экономическому и таможенному праву.

Для студентов (слушателей, курсантов) и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.