Научная статья на тему 'Содержание неотчуждаемости основных прав человека'

Содержание неотчуждаемости основных прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3205
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ / СВОБОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / HUMAN RIGHTS / INALIENABILITY OF FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS / PHILOSOPHICAL AND LEGAL OPINIONS / FREEDOM OF THE HUMAN PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанов К. К.

Рассматриваются основные пути формирования философско-правового обоснования концепции о неотчуждаемых правах человека и закрепления их в конституционных актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE INALIENABILITY OF FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS

This paper examines the main ways of forming the philosophical and legal justification of the concept of inalienable human rights and their consolidation into constitutional acts.

Текст научной работы на тему «Содержание неотчуждаемости основных прав человека»

полной независимости избирательных комиссий от органов государственной власти и местного самоуправления», что можно назвать не соответствующим действительности. В данном случае более справедливо закреплять не независимость комиссий от органов власти, а их тесное взаимодействие, что и реализуется на практике»1.

Анализ действующего законодательства о выборах в Российской Федерации не позволяет однозначно

1 См.: Избирательное право Российской Федерации: Учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.В. Захарова, А.Н. Кокотова. М.: Юрайт, 2011. С. 126-127.

(утвердительно или отрицательно) ответить на поставленный нами вопрос: допустим ли системный подход при определении статуса избирательных комиссий в Российской Федерации? Данное суждение подтверждает несовершенство законодательства о выборах в Российской Федерации и необходимость его безотлагательного совершенствования, но не посредством сиюминутных изменений и дополнений. В первую очередь, это касается Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22 мая 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ НЕОТЧУЖДАЕМОСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

К.К. ГАСАНОВ, доктор юридических наук, профессор 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве; 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Рассматриваются основные пути формирования философско-правового обоснования концепции о неотчуждаемых правах человека и закрепления их в конституционных актах.

Ключевые слова: права человека; неотчуждаемость основных прав человека; философско-правовые взгляды; свобода человеческой личности

THE CONTENT OF THE INALIENABILITY OF FUNDAMENTAL HUMAN

RIGHTS

K.K. GASANOV, doctor of jurisprudence, professor

Annotation. This paper examines the main ways of forming the philosophical and legal justification of the concept of inalienable human rights and their consolidation into constitutional acts.

Keywords: human rights, inalienability of fundamental human rights, philosophical and legal opinions, freedom of the human person

Поскольку все основные естественные права являются вечными, необходимыми и непременными, другим основным их свойством выступает — неотчуждаемость. Однако, неотчуждаемость как свойство основных прав человека имеет уже не только природное, но и правовое содержание и поэтому распространяется не только на естественные, но и на другие основные права человека1.

Что же такое неотчуждаемость как понятие и свойство основных прав человека? К сожалению, до настоящего времени мало кто из конституционалистов прямо ставил этот вопрос и, тем более, отвечал на него. Однако это вовсе не значит, что наука не знает ответа на данный вопрос. Его можно найти в трудах великих мыслителей прошлого, в работах крупных

1 См.: СтремоухоеА.В. Правовая защита человека: Теоретический аспект: Дис... докт. юрид. наук. СПб., 1996. С.158.

философов и правоведов России. Во многих из них обоснованы признаки неотчуждаемости как природ-но-правового явления.

Так, с позиций рационалистического естественного права (Гроций, Гоббс, Пуфендорф, Кант) универсальный и вечный, абсолютно-истинный, абсолютно-необходимый и, следовательно, неотчуждаемый характер основных прав человека объясняется тем, что естественное право, готовое и законченное, изначально является не чем иным как логико-необходимым выводом из того или иного абсолютного, данного a priori, принципа; оно дается вместе и одновременно с ним.

Представители исторической школы естественного права (Бергбом, Пухта, Савиньи) неотчуждаемость прав выводят из постулата о том, что источником права является национальный дух или, точнее, им-

манентное национальному духу правосознание народа, которое создает историю народа, но само оно историей народа не создается. Другими словами, право возникает с народом, растет и развивается, и, наконец, умирает вместе с ним. Этот процесс заранее предопределен и не может быть изменен. Право развивается изнутри, а не извне, внутренними силами, а не человеческим произволом. Без усилий и борьбы человек каждой эпохи получает свое право законченным, — как зрелый плод, отпавший от дерева — из рук природы1.

Вот почему задача правительств заключается в том, чтобы признавать право, существующее независимо от них. Живущее в народе право есть единственно разумное. Ставя на место его свой произвол, они поступают вопреки своему призванию» (Савиньи)2.

Русский философ-теолог и правовед В. С. Соловьев в качестве признака неотчуждаемости прав, или тоже самое, свободы рассматривал равенство3. Он полагал, что право человека появляется лишь тогда, когда свободное действие одного встречается с таким же свободным действием другого. Причем отрицая, свободу другого, нельзя иметь оснований для собственной свободы. Следовательно, только равенство обеспечивает истинную свободу, а значит и неотчуждаемость основных прав, без которой свободы быть не может. Отсюда неотчуждаемое право или неотчуждаемость права есть «свобода, обусловленная равенством»4.

В.С. Соловьев выделил и еще один признак неотчуждаемости основных прав — равновесие личной свободы и общего блага. Дедуцировал он его из своего понимания права, под которым мыслил «исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага»5. Поскольку сущность права есть равновесие двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага, то второй интерес мог только ограничивать первый, но не отчуждать его, ибо равновесие тогда было бы нарушено. На этом основании Соловьев выступал против смертной казни и бессрочной каторги, причем не только отвлеченно-теоретически. П.Б. Струве вспоминал, как после убийства народовольцами Александра II марте 1881 г. Соловьев высказался за отказ от применения к ним смертной казни, за что ему были запрещены публичные выступления.

Важным признаком неотчуждаемости основных прав человека В. С. Соловьев, кроме того, считал безусловность или божественность человеческой лично-

1 См.: Гессен В.МВозрождение естественного права. СПб., 1902. С. 15, 11.

2 Цит. по: Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. М., 1896. С. 101.

3 См.: Поляков А.В. Естественно-правовая концепция В.С. Соловьева // Правоведение. 1987. № 4. С. 96.

4 См.: Соловьев В. С. Право и нравственность Очерки из прикладной этики. С. 12.

5 Соловьев В. С. Собр. соч. в 7 т. Б/г. Т.7. С. 386.

сти. Безусловность, полагал он, так же как и другие сходные понятия: бесконечность, абсолютность, — имеет два значения: отрицательное и положительное.

Отрицательная безусловность человека состоит в способности переступать за всякое ограниченное содержание, в способности не останавливаться на нем, не удовлетворяться им, а требовать большего. Тем самым личность заявляет себя свободной от всякого внутреннего ограничения, заявляет свою отрицательную безусловность, составляющую залог бесконечного развития.

Но неудовлетворенность всяким конечным содержанием, по Соловьеву, есть, тем самым, требование действительности всецелой, требование полноты содержания. В обладании же всецелою действительностью, полнотою жизни заключается положительная безусловность. Без нее отрицательная возможность не имеет никакого значения.

Большинство цивилизованных государств освободило человека от многих внешних ограничений, признало отрицательную безусловность человеческой личности и, тем самым, провозгласило неотчуждаемость основных прав человека.

Таким образом, человек есть все для себя, есть существо с безусловным значением, а, следовательно, и с неотчуждаемыми правами. Резюмируя вышеизложенные положения, В. С. Соловьев пишет: «Человеческое Я безусловно в возможности и ничтожно в действительности. В этом противоречии зло и страдание, в этом — несвобода, внутреннее рабство человека. Освобождение от этого рабства может состоять только в достижении того безусловного содержания, той полноты бытия, которая утверждается бесконечным стремлением человеческого Я».

Безусловность личности человека В.С. Соловьева как признак неотчуждаемости основных прав находит развитие и в работах И.А. Ильина, который писал, что «каждый человек, кто бы он ни был, как бы ни был он ограничен в своих силах и способностях, имеет безусловное духовное достоинство, что в этом своем человеческом достоинстве каждый человек равен другому»6. Вот почему один человек не может посягать на права другого лица или отчуждать их. Ведь справедливое право есть такое право, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей, учитывая первое, но отталкиваясь всегда от второго.

Г. Гроций и Т. Гоббс выделяют такой признак неотчуждаемости, как право сопротивления человека тем, кто посягает на его жизнь и права, в том числе и верховной власти. Так, Г. Гроций пишет, что «все по природе имеют право противиться причинению им насилия» и поэтому «не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и боже-

6 См.: Ильин И.А. Естественное право. Требование справедливости // Правоведение. 1992. № 3. С. 95.

ственным заповедям»1. Ему вторит Т. Гоббс: «Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в целях предупреждения нападения на себя напасть на всякого подозрительного соседа»2. Законность доктрины «сопротивления всяким незаконным проявлениям власти»3 отстаивал также и Д. Локк. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотичной власти, он объяснял суверенными правомочиями народа и учредителя государства4. Указанная доктрина Д. Локка находит свое развитие у Руссо: «Пока народ, — пишет он, — принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его, — он поступает еще лучше, ибо возвращая себе свободу потому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать»5.

К числу признаков неотчуждаемости основных прав человека необходимо отнести первичность этих прав ко всему общественному. Поскольку, считали сторонники естественного права, «только отдельные люди, их добрая воля и простое соглашение между ними целиком определяют всю организацию общественной и государственной жизни», постольку исходным моментом всякого общественного состояния принимался единичный человек, а «его правам был присвоен характер первичности»6.

В силу того, что природа общества всецело определяется природой отдельных людей, права человека должны были быть присвоены всякой правильной, т.е. согласной с естественными началами, а не извращенной, организации общества. Поэтому основные права человека определялись мыслителями прошлого как имеющие непреложное, безотносительное или подлинно абсолютное значение.

Неотчуждаемость основных прав характеризуется также и таким признаком как их нераздельность с существом человека. А.П. Куницын по этому поводу писал: «Отчуждать право значит отказываться от свободы употреблять оное; но первоначальные права состоят в свободе располагать собственным лицом, которая нераздельна с существом человеческим». Следовательно, делает он вывод, все свободные дея-

1 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с лат. А Л. Саккети. М.. 1956. С. 159.

2 Гоббс Т. Левиафан или материя, форма, власть государства церковного и гражданского. М . 1936. С. 224.

3 Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т2. С. 116.

4 См.: Нерсесянц В. С. Право и закон: из истории правовых учений. М , 1983. С. 247.

5 РуссоЖ.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 152.

6Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки

по методологии социальных наук и обшей теории права. М., 1916. С. 492.

ния человека зависят от прав естественных, поскольку самая свобода людей в действиях зависит от их нравственной природы7.

На рассматриваемый признак неотчуждаемости основных прав указывал и Б.Н. Чичерин. Он, в частности, писал, что признание человеческой личности свободной, а также неотъемлемо принадлежащего ей права располагать собою по собственному усмотрению не простирается, однако, на полное отчуждение своей личности8.

Итак, неотчуждаемость как природно-правовое свойство основных прав человека отличается следующими признаками: 1) предопределенность и неизменность (так как их возникновение связано вместе и одновременно с тем или иным абсолютным, данным a priori, принципом (Бог, высший разум, свободная воля, национальный дух); 2) равенство прав людей; 3) равновесие личной свободы и общего блага; 4) безусловность (или божественность) человеческой личности; 5) возможность и необходимость сопротивления человека тем, кто посягает на его жизнь и права; первичность прав человека ко всему общественному и, наконец, их нераздельность с существом человека.

Выделенные признаки неотчуждаемости основных прав человека в полной мере соответствуют определению неотчуждаемых прав, которое сформулировал в свое время П.И. Новгородцев. Он отмечал, что неотчуждаемые права — это есть выражение «самостоятельного абсолютного значения личности, которое должно принадлежать ей при всяких формах политического устройства... На них не может посягать государственный абсолютизм без того, чтобы не утратить моральности своего основания».

Таким образом, неотчуждаемость основных прав — это отсутствие у кого бы то ни было права лишать человека основных возможностей жизнедеятельности, вытекающих из его индивидуальной природы; это такое состояние основного права человека, которое характеризуется ненарушимостью его сущности и абсолютного значения личности, гарантированностью процессов реализации права и правовой защиты человека.

Данный вывод в целом будет служить дальнейшему развитию конституционно-правовой теории основных прав человека, возрастанию их значения в повышении правовой культуры всех членов общества.

7 См.: Куницын А. Право естественное Кн. I. Чистое право. СПб., 1818. С. 75.

8 См.: Чичерин Б. Философия права. М., 1900. С. 110.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МОЛОДОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1920-1930 ГОДЫ

АА. ГРЕШНЫХ,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор, начальник факультета подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России

Р.В. НАЗАРОВ,

помощник начальника регионального центра по правовой работе -начальник юридического отдела Дальневосточного регионального

центра МЧС России 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

g.antonina@mail.ru lnazarov_rv@bk.ru

Аннотация. Освещается процесс создания юридической службы системы обеспечения пожарной безопасности как составной части механизма правового сопровождения государственных органов СССР в 1920-1930 годы. Характеризуются основные направления деятельности юридической службы в указанный период.

Ключевые слова: история юридической службы, пожарная охрана, Советская Республика, Наркомат внутренних дел, Наркомат юстиции

THE LEGAL SUPPORT ORGANIZATION OF FIRE CONTROL ACTIVITY OF THE YOUNG SOVIET REPUBLIC IN 1920-1930-S

A.A. GRESHNIH,

doctor of pedagogical sciences, candidate of jurisprudence, professor, chief of faculty of preparation and retraining of scientific and scientific and pedagogical shots of the St. Petersburg university of the Public fire service of the Ministry of EMERCOM of Russia

R.V. NAZAROV,

the regional center chief assistant for the legal work, the chief of the Law Department, Far East Regional Centre of EMERCOM of Russia

Annotation. The process of the creation of the legal service of the fire safety support system is considered. The legal service is regarded as a component of the mechanism of the legal support of the USSR state bodies in 1920-1930-s. The basic lines of the legal service activity during the appointed period are characterized.

Keywords: history of legal service, fire control, the Soviet Republic, Home Affairs Narcomat, Justice Narcomat

В настоящее время в современной России наблюдается тенденция тесного взаимодействия государственных органов различных ведомств в целях более профессионального правового сопровождения деятельности государства. Проводимые при органах Прокуратуры Российской Федерации совместные совещания с привлечением должностных лиц системы обеспечения пожарной безопасности, направленные, в основном, на предотвра-

щение нарушения законности в государственных органах, указывают на актуальность данного вопроса.

В этой связи интересен исторический опыт создания единой юридической службы государственных органов после революции 1917 г. в России.

Становление молодой советской Республики было ознаменовано правовым нигилизмом в сфере защиты интересов пожарного дела и крепилось в своей сути

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.