Научная статья на тему 'Содержание понятия «Воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы'

Содержание понятия «Воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ / THE EDUCATIONAL CENTER / MINOR CONDEMNED / REFORMING OF PENAL SYSTEM / THE DRAFT OF THE CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахбанова Х. М.

Раскрываются некоторые положения проекта концепции развития уголовно-исполнительной системы в отношении лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте. Анализируется внедрение новой модели воспитательного центра, формулируются некоторые предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахбанова Х. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of concept «educational center» within reforming of penal system

Some statements of the draft of the concept of development of penal system, concerning the persons condemned at minor age are examined. Introduction of new model of the educational center is analysed, some suggestions on modification of the current legislation are formulated.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Воспитательный центр» в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.8

ББК Х4 0 9

ГСНТИ 14.01.80; 14.07.05; 14.43.51

Код ВАК 13.00.01

Х. М. Шахбанова

Махачкала

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитательный центр; несовершеннолетний осужденный; реформирование уголовно-исполнительной системы; проект концепции.

АННОТАЦИЯ. Раскрываются некоторые положения проекта концепции развития уголовноисполнительной системы в отношении лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте. Анализируется внедрение новой модели воспитательного центра, формулируются некоторые предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

H. S.Shakhbanova

Makhachkala

THE CONTENT OF CONCEPT «EDUCATIONAL CENTER» WITHIN REFORMING OF PENAL SYSTEM

KEY WORDS: the educational center; minor condemned; reforming of penal system; the draft of the concept.

ABSTRACT. Some statements of the draft of the concept of development of penal system, concerning the persons condemned at minor age are examined. Introduction of new model of the educational center is analysed, some suggestions on modification of the current legislation are formulated.

П

роблема преступности несовершеннолетних на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и требует повышенного внимания как со стороны государства, так и со стороны общества в целом. Омолаживание преступности свидетельствует об определенных недостатках в воспитательном процессе и об отсутствии должного внимания со стороны властных структур к данной проблеме.

Наиболее суровым видом наказания, который применяется к несовершеннолетним, является лишение свободы на определенный срок. Эта мера наказания на сегодняшний день отбывается несовершеннолетними осужденными, а также осужденными, оставленными до достижения ими возраста 21 года, в воспитательных колониях (до 1997 г. они назывались воспитательно-трудовыми колониями). В них проявляется общая либерально-гуманистическая тенденция в методах обращения с осужденными, в обустройстве самих колоний и в условиях содержания осужденных [1. С. 141]. Глава 17 УИК РФ посвящена именно особенностям исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Но, как мы знаем, в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики Концепцией развития УИС, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г., до 2020 г. предполагается изменение структуры отечественной пенитенциарной системы и создание новых видов исправительных учреждений, одним из кото-

рых является переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам. Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества. Создание воспитательных центров — это прежде всего процесс гуманизации условий содержания несовершеннолетних осужденных, направленный на предотвращение новых преступлений. Одной из эффективных мер, позволяющих снизить количество отрицательно характеризующихся осужденных, злостных нарушителей режима содержания и лиц, поставленных на профилактический учет, является изменение существующего в настоящее время в воспитательных колониях принципа организации их содержания. Отход от отрядной системы, коллективного содержания несовершеннолетних осужденных позволит организовать эффективную индивидуальную работу с ними, выстроить систему профилактики правонарушений в процессе отбывания наказаний [2. С. 181]. Главным же принципом формирования системы воспитательных центров для несовершеннолетних осужденных станет обеспечение раздельного их содержания в зависимости от общественной опасности совершенных преступлений и уровня криминальной зараженности личности. Предполагается также изменить подходы к осуществлению социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в

воспитательных центрах на основе применения индивидуальных форм воздействия, более широкого взаимодействия с общественностью. Так что же собой представляет модель воспитательного центра?

Воспитательный центр — это исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, обеспечивающий непрерывный и завершенный цикл исправительного воздействия с момента заключения под стражу и до окончания срока наказания на основе единого учебно-воспитательного процесса и социальной работы. Воспитательный центр — это новая усовершенствованная модель исправительного учреждения для несовершеннолетних, имеющая свой порядок исполнения наказания, собственную структуру и функции.

В соответствии со ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В структуре же воспитательного центра предполагается создание таких участков, как:

- помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора для содержания подозреваемых и обвиняемых (ПФРСИ);

- участок, функционирующий в режиме традиционной воспитательной колонии для содержания осужденных до достижения ими возраста 18 лет;

- участок, функционирующий в режиме тюрьмы общего режима;

- участок, функционирующий в режиме колонии-поселения;

- социально-реабилитационный центр для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказания для подготовки к освобождению.

Таким образом, в воспитательных центрах предполагается создать изолированные участки с различными условиями (режимом) содержания несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Коренное переосмысление в последние десятилетия пенитенциарной практики, конечных ее результатов позволило усомниться в эффективности отрядной формы содержания осужденных, поскольку вполне очевидно, что она с устаревшими воспитательными практиками является пережитком советской лагерной исправительнотрудовой системы и не отвечает современным реалиям и направлениям реформирования УИС, обозначенным президентом РФ

на заседании Президиума Государственного совета РФ 11 февраля 2009 г. [5. С. 175]. Концептуальная модель предусматривает переход от отрядной формы работы с осужденными к работе с мультидисциплинарной группой несовершеннолетних. Предлагается несколько подходов (критериев) к формированию мультидисциплинарных групп (секций) осужденных:

- в зависимости от социальной запущенности и криминальной зараженности осужденного, его восприимчивости к социально-педагогическому воздействию;

- в зависимости от уголовно-правовых и криминологических характеристик осужденных (насильственные преступления, корыстные преступления, корыстнонасильственные преступления и т. п.);

- на основе принципов совместного обучения, профессиональной подготовки, трудовой деятельности (класс, учебная группа, бригада) [3].

Модель воспитательного центра предусматривает создание условий отбывания наказания, позволяющих стимулировать правопослушное поведение осужденных путем последовательного снижения уровня правоограничений. Предлагается сохранить в воспитательном центре (на участке для содержания несовершеннолетних осужденных) виды условий отбывания наказания, предусмотренные действующим уголовноисполнительным законодательством (п. 1 ст. 132 УИК РФ) для воспитательных колоний (обычные, облегченные, строгие, льготные). При этом в социально-реабилитационном центре должны содержаться осужденные, переведенные на льготные условия. Такие условия отбывания наказания представляются оптимальными, поскольку позволяют стимулировать правопослушное поведение несовершеннолетних, дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания. Очень важным является также и то, как они будут вести себя и встанут ли на путь исправления. Статистика показывает, что 85% несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, находились до осуждения в сложной жизненной ситуации: не поддерживали связь с родственниками, воровали, употребляли наркотики либо спиртные напитки, не учились, бродяжничали, добывали пропитание преступным путем. Реформирование уголовно-исполнительной системы предполагает закрепление на федеральном уровне механизма социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Создание службы пробации обусловливает законченность цикла ресоциализации несо-

вершеннолетних и молодых осужденных в воспитательных центрах и является связующим звеном между воспитательным центром, социальными службами, органами и учреждениями, занимающимися ресоциализацией осужденных, а также обеспечивает возможность отследить дальнейшее становление освободившегося [4. С. 104]. Перед сотрудниками воспитательных центров стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь несовершеннолетним осужденным, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации.

Таким образом, в ходе подготовки модели воспитательного центра для несовершеннолетних осужденных были разработаны основные принципиальные подходы к его организационно-функциональному построению, концепция данного вида исправительного учреждения. Тем не менее, остается еще ряд дискуссионных вопросов, связанных с обеспечением раздельного содержания на территории одного воспитательного центра различных категорий осужденных, а также лиц мужского и женского пола, с установлением правового статуса участка воспитательного центра для содержания лиц, достигших совершеннолетия, с изменением форм и методов работы с воспитанниками, закреплением элементов прогрессивной системы исполнения наказания в условиях сложной организационной структуры воспитательных центров, а

также вопросов, касающихся уровня охраны и открытости воспитательных центров, условий, которые должны быть обеспечены на каждом из его участков. Нет единого мнения относительно предельного возраста, до которого возможно содержание осужденных в воспитательном центре. Дискуссионным остается вопрос введения в структуру воспитательного центра изолированного участка, функционирующего в режиме колонии-поселения для содержания положительно характеризующихся совершеннолетних осужденных.

Преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры потребует переработки целого ряда федеральных и ведомственных нормативных правовых актов, подготовки отдельных локальных правовых актов.

В первоочередном порядке необходимо будет внести следующие изменения:

- в УК РФ в части определения новых видов исправительных учреждений для отбывания лишения свободы лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте (ч. 1 ст. 56; ч. 3 ст. 58; п. 6 ст. 88);

- ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации режима и надзора за осужденными, социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и ряд других направлений деятельности воспитательных центров.

ЛИТЕРАТУРА

1. АСТЕМИРОВ З. А., АКАЕВА А. А. Уголовно-исполнительное право : курс лекций для студентов юридического факультета. Махачкала, 2004.

2. ДАТИЙ А. В., ДИКОПОЛЬЦЕВ Д. Е., ФЕДОСЕЕВ А. А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3.

3. ПРОЕКТ концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. Материалы официального сайта Общественной палаты Российской Федерации. URL: //www.oprf.ru.

4. САДОВНИКОВА М. Н., ШЛЯПКИН А. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных : переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам в рамках реформирования уголовноисполнительной системы // Сибирский юридический вестник. 2010. №4.

5. УСЕЕВ Р. З., ДРОЗДОВ А. И. Реформа уголовно-исполнительной системы : перспективы функционирования воспитательных центров // Вектор науки ТГУ. 2010. №4.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.