Научная статья на тему 'Создание воспитательных центров: организационные и правовые аспекты'

Создание воспитательных центров: организационные и правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / TRAINING CENTRE / EDUCATIONAL COLONY / PENAL INSTITUTION / MINOR CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздов Алексей Игоревич

в статье анализируются положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части организации исправительных учреждений нового вида воспитательных центров, определяется эффективность их функционирования в системе учреждений, исполняющих лишение свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF TRAINING CENTRES: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS

the article deals with the provisions of the Conception of developing the penal system of Russia up to 2020 concerning the question of organizing penal institutions of a new type training centres, defines the efficiency of their operation in the system of penal institutions.

Текст научной работы на тему «Создание воспитательных центров: организационные и правовые аспекты»

УДК 343.81 ББК 67.409.021 Д75

A.I. DROZDOV

CREATION OF TRAINING CENTRES: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS

Annotation: the article deals with the provisions of the Conception of developing the penal system of Russia up to 2020 concerning the question of organizing penal institutions of a new type - training centres, defines the efficiency of their operation in the system of penal institutions.

Key words: training centre, educational colony, penal institution, minor convicts.

АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ ДРОЗДОВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права (Самарский юридический институт ФСИН России)

Е-mail: [email protected]

СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: в статье анализируются положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части организации исправительных учреждений нового вида -воспитательных центров, определяется эффективность их функционирования в системе учреждений,

исполняющих лишение свободы.

Ключевые слова: воспитательный центр, воспитательная колония, исправительные учреждения, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы.

Одно из интереснейших направлений Кон-

цепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой реформирование системы пенитенциарных учреждений России - создание воспитательных центров для лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте. Очевидно, что реформа потребует значительных финансовых вложений и временных затрат для организации тюрем из исправительных колоний, так как это основной вид исправительных учреждений, в которых содержится большая часть осужденных, в то время как воспитательные колонии (ВК) можно реформировать в более сжатые сроки из-за относительно малой их численности. Более того, категория осужденных, содержащихся в учреждениях этого вида, будет обособлена от остальной части осужденных, что позволит автономно изменить именно тот блок норм уголовно-исполнительного законодательства и подзаконных актов, который регулирует соответствующие правоотношения. Следует также учитывать, что исполнение лишения свободы в отношении несовершеннолетних служит

стратегическим направлением уголовно-исполнительной политики. Подростковая преступность захлестывает Россию, а уголовно-исполнительная система (УИС) не обладает достаточным спектром средств воздействия на осужденных этой категории. Качественные преобразования необходимы уже сегодня, чтобы завтра лица, осужденные в несовершеннолетнем возрасте, не пополнили армию профессиональных преступников с «криминальными университетами» за плечами.

Напомним, что основной идеей в отношении несовершеннолетних осужденных является организация отбывания наказания в одном исправительном учреждении на протяжении всего срока, назначенного судом Это позволит оградить лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте, от влияния взрослой «зоны», где преодолеть воздействие субкультуры преступного мира намного сложнее. В одном из проектов Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы это учреждение охарактеризовали следующим образом: воспитательный центр - исправительное учреждение, создаваемое для отбывания наказания в виде лишения

свободы лицами, осужденными в несовершеннолетнем возрасте, обеспечивающее непрерывный и завершенный цикл исправительного воздействия с момента заключения под стражу и до окончания срока наказания на основе единого учебно-воспитательного процесса и социальной работы1.

Концепция реформирования предполагает существенное сокращение количества учреждений, предназначенных для осужденных в несовершеннолетнем возрасте. Причиной этого, вероятно, является затратность создания таких многофункциональных центров на базе всех ВК. Соответственно как выход предлагается объединить ВК и за счет такого укрупнения отдельных учреждений снизить их численность.

На наш взгляд, сокращение количества учреждений для лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте, станет стратегической ошибкой. В настоящее время их насчитывается 622, а планируется сократить до 33, то есть воспитательные колонии есть не в каждом из субъектов Федерации. Полагаем, что сокращение количества исправительных учреждений -не единственный способ изыскать средства на модернизацию этого звена пенитенциарной системы. Столь малая численность воспитательных центров чревато тем, что значительное количество осужденных будут отбывать наказание на большом удалении от места постоянного проживания. Следствием этого станет утрата социально полезных связей. Вызовет сложности также подготовка к освобождению, когда осужденный переходит на полусвободный режим (на наш взгляд, это именно тот период, когда он мог бы интенсивно восстанавливать нарушенные изоляцией связи, готовиться к трудоустройству находиться в непосредственном контакте с родными и близкими, заинтересованными в его успешной ресоциализации).

Об отрицательных моментах содержания осужденных вдали от места их постоянного пребывания говорил еще в начале 90-х годов ХХ в. В.А. Фефелов, прорабатывая вопросы цивилизации исправительных учреждений. Практика исполнения лишения свободы того времени показывала, что около половины осужденных этапировались для отбывания наказания в другие регионы3. Мы также придерживаемся мнения о том, что организация лишения свободы должна быть максимально приближена к месту пребывания осужденных, тем более несовер-

шеннолетних. Соответственно воспитательные центры должны быть организованы на базе всех существующих воспитательных колоний. Более того, их количество следует увеличить, добившись того, чтобы в каждом из субъектов Федерации существовало такое учреждение.

Типовая структура воспитательного центра, предложенная ФСИН России, выглядит следующим образом: жилые блоки для раздельного проживания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказаний, льготных условиях отбывания наказаний (реабилитационный центр), дисциплинарный изолятор (ДИЗО), карантинное отделение, здания и сооружения общего назначения4.

Однако для воспитательных центров, так же как и для иных учреждений, важно соблюдение требований ст. 80 УИК РФ о раздельном содержании осужденных. Мы предлагаем дифференцировать осужденных в воспитательных центрах на основе следующей классификации:

1) лица, впервые находящиеся в местах лишения свободы;

2) лица, ранее отбывавшие лишение свободы;

3) отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие возраста 18 лет и содержащиеся в помещении, функционирующем в режиме ИК (тюрьмы) общего режима;

4) положительно характеризующиеся осужденные, достигшие возраста 18 лет и переведенные для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение, а также осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях.

Первые две категории мы выделили на основе ст. 80 УИК РФ. При создании учреждений нового типа, концентрирующих всю массу осужденных в несовершеннолетнем возрасте, сепарация осужденных по признаку наличия пенитенциарного опыта может быть обеспечена созданием обособленных участков. Такая мера будет являться залогом безопасности осужденных и позволит индивидуально подходить к профилактике рецидива.

Третья категория выделена на основании ч. 1 ст. 140 УИК РФ. В данном случае может возникнуть вопрос, почему бы не направлять отрицательно характеризующихся осужденных, достигших возраста 18 лет, в колонию (тюрьму) общего режима. Если вполне очевидно, что такие лица не имеют шансов к успешной ресоциализации, не встали на путь исправления, то зачем содержать их в непосредственной близости от остальной массы осужденных. При

этом мы следуем такой логике. Идея создания центров для осужденных в несовершеннолетнем возрасте подчеркивает не время пребывания в местах лишения свободы (иначе они именовались бы центрами для отбывания лишения свободы несовершеннолетними и однозначно предполагалось бы нахождение в них только осужденных в несовершеннолетнем возрасте), а время осуждения как ключевой психофизический фактор, выделяющий эту категорию. Лицо, совершившее преступление социально незрелым, не может подвергаться равному уголовному воздействию с остальными преступниками. Помещая его в специализированное учреждение, государство прикладывает усилия к исправлению его социальной ориентации. Такие лица не только нуждаются в исправительном воздействии, но и должны, помимо этого, быть ограждены от специфичной криминальной среды.

Соответственно даже если в процессе применения уголовного наказания к осужденному его основная цель - исправление не достигнута на определенном этапе (в данном случае -18-летие), государство не вправе перемещать такого осужденного в еще более неблагоприятные криминогенные условия, потакая его противоправным намерениям. Если осужденный не проявляет интереса к предлагаемому социальному лифту, то он не должен получить и возможности приобретения больших навыков и знаний, связей в криминальном мире. Иными словами, задача уголовного наказания в данном случае не потворствовать криминальной карьере такого осужденного, а напротив, пресечь это всеми доступными по закону средствами, в частности изоляцией и ужесточениемусловий.

Четвертая из указанных категорий сформирована по признаку отбывания лишения свободы в локальном участке, функционирующем в режиме колонии-поселения, то есть это зона за пределами охраняемой территории. Общежитие за территорией воспитательного центра с осуществлением надзора за осужденными позволит реализовать и перевод в колонию-поселение в рамках изменения вида исправительного учреждения, и размещение осужденных в льготных условиях отбывания наказания. Необходимо обратить внимание на то, что по факту мы называем две категории осужденных: лиц, переведенных в колонию-поселение в порядке изменения вида исправительного учреждения, и лиц, отбывающих наказание в льготных усло-

виях содержания. Разумеется, это различные категории осужденных, однако мы объединили их для обозначения организационной возможности содержать в условиях неохраняемого помещения под надзором.

Напомним также, что в настоящее время перевод осужденных из воспитательных колоний в колонии-поселения не предусмотрен. Нами уже озвучивалась проблема отсутствия механизма снижения уровня правоограничений для положительно характеризующихся осужден-ных5. Не имея легальных возможностей оставаться в воспитательной колонии либо освободиться условно-досрочно, осужденные намеренно в интересах собственной безопасности после перевода в колонию общего режима, еще находясь в воспитательной колонии, совершают противоправные поступки, получают взыскания для обеспечения приемлемой для криминального контингента взрослой «зоны» биографии. Мы подразумеваем также, что предусмотренные законом локальные участки, функционирующие в режиме исправительной колонии общего режима, в действительности отсутствуют в ВК. Практические работники поясняют; что ситуация существенно ухудшилась после снижения предельно допустимого возраста пребывания в ВК с 21 года (до 2009 г.) до 19 лет. Это положение, введенное Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», фактически лишило возможности осужденных в несовершеннолетнем возрасте не повстречаться со взрослой «зоной». Вследствие этого ухудшается криминогенная обстановка в воспитательных колониях и они становятся «кузницами кадров» для криминалитета.

Решением проблемы в современных условиях может послужить законодательное закрепление возможности перевода положительно характеризующихся осужденных из воспитательных колоний в колонии-поселения по достижении ими 19-летнего возраста.

Отметим также, что предложение раздельно содержать осужденных в зависимости от возраста (раздельно содержатся лица в возрасте от 14 до 16 лет, от 16 до 18, от 18 до 21 года и старше)6, на наш взгляд, является мерой организационного характера. Она может реализовываться посредством размещения осужденных одного и того же возраста совместно в комнатах для проживания. Организация обособленных участков для содержания осужденных раз-

ных возрастных групп сделает воспитательный центр излишне структурированным, сложным в управлении и инженерно-техническом обеспечении раздельного содержания.

Таким образом, организационно воспитательный центр должен совмещать в себе несколько локальных участков, позволяющих раздельно содержать различные группы осужденных, при этом обеспечив им равный, а в некоторых случаях и одновременный доступ к обучению, труду, проведению досуга и т. д.

Авторы модели воспитательного центра справедливо отмечают, что в типовом учреждении не обязательно наличие помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ). Действительно, пребывание в следственном изоляторе - мера, не имеющая непосредственного отношения к исправительному воздействию. В связи с этим при обеспечении должной степени изоляции несовершеннолетнихлиц, заключенных под стражу в обычных следственных изоляторах, создание ПФРСИ будет зависеть в каждом конкретном субъекте, где будет находиться воспитательный центр, от потребностей следственных органов и судов, а также организационного удобства такого размещения.

Относительно организации условий отбывания лишения свободы следует отметить, что сохранение четырехступенчатойсистемы, имеющей место в настоящее время, вполне логично. Однако необходимо и в этом вопросе учитывать существующие пробелы для их восполнения в ходе реформы. В частности, действующим законодательством предусмотрена необ-

ходимость помещения в строгие условия отбывания лишения свободы по прибытии в воспитательную колонию лиц, не только осужденных за преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, но и ранее отбывавших лишение свободы. Повторное пребывание осужденного в местах лишения свободы не характеризует его отношение к процессу исполнения конкретного вида наказания и само по себе не может ухудшать его пенитенциарный статус. Поскольку по общему правилу пенитенциарный статус зависит от личности осужденного и его поведения в процессе отбывания наказания, необходимо внести коррективы в действующее законодательство в этой части и уравнять шансы ранее осуждавшихся к лишению свободы.

1 См.: Проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // http:// www.oprf.ru.

2 http://www.fsin.su/structure/ inspector/ iao/ statistika.

3 См.: Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. Рязань, 1992. С. 19.

4 http: // www.fsin.su/ document.

5 См.: Дроздов А.И. Изменение условий отбывания лишения свободы в механизме ресоциализации осужденных: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2010. С. 121-126; Его же. О месте института изменения условий отбывания лишения свободы в современной системе уголовно-исполнительного права // Современное состояние и основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы: российский и зарубежный опыт: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (6 февр. 2009 г.). Самара, 2009. С. 207-211.

6 http://www.fsin.su/document

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.