УДК 378.1
Содержание подготовки специалистов в области гуманитарной логики: методология моделирования
С.Ю. Черноглазкин, к.п.н., ст.н.с. E-mail: [email protected] М.Г. Балыхин, к.э.н., доцент, проректор
ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий (Россия, Москва, ул. Садовническая, д. 33). Л.А. Пушина, к.фил.н., доцент
ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1). Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
(Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). ). E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены возможности моделирования содержания подготовки специалистов в гуманитарном аспекте. На основании анализа литературных источников авторы формулируют признаки гуманитарного знания, воссоздание которых в содержании позволяет организовать его соответствующим образом. В качестве признаков авторы выделяют вербализацию содержания, его направленность на целостное видение адресатом изучаемых объектов, связь с социально-цивилизационными, мировоззренческими аспектами. Воссоздающее эти признаки содержание способствует формированию широты взглядов будущих специалистов, развитию их способностей к продуктивным социальным коммуникациям, становлению готовности к принятию многоплановых профессиональных решений.
Ключевые слова: специалист, деятельность, содержание подготовки, моделирование, методология, гуманитарное знание, признаки.
В современных условиях сложного, высокотехнологичного, социально насыщенного производства, необходимости активно действовать в рамках профессиональных функций и за пределами специальности возрастает значимость гуманитарных подходов людей к своей жизни и деятельности, а значит, возрастает и роль процесса подготовки специалистов. Результативная гуманитаризация предполагает наличие соответствующей методологии, позволяющей не только осуществлять гуманитаризацию осмысленно и без потерь для эффективности в собственно профильно-технологической готовности будущих специалистов, но еще и усиливая эту эффективность за счет организационно-коммуникативной, социальной составляющей.
Гуманитаризация означает, согласно нашей модели, обогащение содержания подготовки такими аспектами, которые формируют широту профессиональных взглядов будущего специалиста, описывая предстоящую ему деятельность с позиций социальной значимости и социальной цены, включая в круг важных сторон деятельности также и качество личных отношений человека к ней, его самовыражения. Гуманитаризация направлена на раскрытие многопланового человеческого потенциала в структуре профессиональной деятельности, на его реализацию в согласовании с общественными требованиями к ее процессу и резуль-
татам, в обеспечении многосторонней связи индивидуальной деятельности специалиста с деятельностью его социально-производственного окружения, что в итоге обусловливает повышение качества производимых работ и социальной и психологической устойчивости отдельных людей и производственных коллективов.
Гуманитаризация представляет собой не ломку традиционного, более или менее привычного содержания подготовки по техническим и естественно-научным специальностям или отдельным дисциплинам, а перевод содержания на новый концептуальный уровень -уровень социального выражения деятельности, социальных механизмов ее эффективности, не всегда принимаемых во внимание в производственной действительности и при подготовке специалистов. Это уровень видения работниками общих конечных результатов, своего участия в общем созидании, своих возможностей влияния на общие результаты, повышающих самооценку людей и их личностный статус в обществе. Человек при таком подходе не испытывает отчужденности от других людей или безразличия к общественным интересам, а ощущает включенность в общее дело предприятия, отрасли, и шире - общества в целом. Это происходит тогда, когда работник включен в реальные социально-производственные связи, взаимоотношения и взаимодействия, когда он воочию видит их и осоз-
нает причастность к их выстраиванию, поддержанию их работоспособности и к необходимой перестройке.
Такой подход к моделированию ставит перед нами вопрос о том, каковы же аспекты гуманитарности, существующие внутри содержания деятельности и позволяющие создавать и удерживать ее, видимую исполнителю, социально-коммуникативную организацию, функциональную логику ее социальности. Иными словами, необходимо выяснить, что такое гуманитарное знание, каковы его характеристические черты, признаки, идентификация которых могла бы активно способствовать гуманитарной ориентации содержания подготовки специалистов, актуализации общественных смыслов воссоздаваемой в ней деятельности.
Первым признаком гуманитарного знания служит то, что главным его инструментом является слово, как указывает, например, опираясь на утверждения философов, Г.И. Ибрагимов [1]. Действительно, Д.Н. Завалишина еще в конце 80-х годов, говоря о перспективах весьма популярной в то время гуманитаризации, связывала ее с усилением степени вербализации учебных курсов [2]. И хотя эта связь в интерпретации Д.Н. Завалишиной имеет негативный характер (то есть вербализации здесь дается отрицательная ценностная оценка), тем не менее для нас в данном случае важен сам утверждаемый факт подобной связи. Преимущественная
Статья подготовлена в рамках проекта «Научно-методические основы гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов легкой промышленности» РГНФ № 15-06-10792.
й3
вербальность, являясь одним из стилевых признаков гуманитарного мышления, требует в этом качестве отражения в содержании гуманитарно-ориентированного образования.
Возникает принципиальный вопрос о том, что означает вербализация в позитивном плане. Вербализация означает прежде всего повышение внимания к владению человеком словом, к формированию возможностей человека адекватно выражать свою позицию, создавать доступные адресатам тексты, строить понятное и ясное профессионально-деловое общение, понимать высказывания других людей в устной и письменной речи.
Профессионально ориентированная речевая активность субъекта является сквозным компонентом профессиональной деятельности. Способность к созданию продуктов словесно-речевого творчества оказывается ключевым, на наш взгляд, компонентом деятельности. Ведь в речевом творчестве концентрируется, воплощается способность человека к осмыслению своей деятельности, оценки путей ее наилучшего выполнения и дальнейшего усовершенствования. Способность к активной и организованной внутренней и внешней речи оказывается ресурсом развития профессиональной деятельности специалиста. Осмысленная внешняя речь характеризует осмысленность подходов человека к своей деятельности, существование этой деятельности в качестве объекта его эмоционального внимания и раздумий. Проще говоря, способность человека к внятному изложению своих мыслей по тем или иным вопросам профессиональной деятельности служит показателем его интереса к ней, осознанного ее выполнения и стремления к улучшению ее качества.
Между тем далеко не все современные профессионалы обладают способностями к словесному творчеству. По свидетельству эксперта, сегодня средний служащий не способен ничего внятного написать. Молодые офисные сотрудники, работающие в компании эксперта, оказываются иногда перед лицом важного профессионального вызова: необходимости, к примеру, написать объявление для дистрибьюторов. Чаще всего они с этой задачей не справляются и идут к профессиональным журналистам [3].
Однако, против чрезмерного увлечения вербализацией в обучении имеется довольно серьезное возражение, которое приводит Э.В. Ильенков и с которым согласуется, по сути, предостережение Д.Н. Завалишиной. Это возражение заключается в том, что
владение языком может представлять собой всего лишь повторение словесных штампов, бессмысленную заучен-ность знаковых конструкций, правил, предписаний, указаний, подсказок и т. д., что характеризует собой догматический ум, который проявляется не всегда в повторении одних и тех же фраз, но ему подчас свойственна лингвистическая ловкость, умение подгонять жизнь под мертвые формулы. Преодолевается формирование догматического ума развитием самостоятельного мышления человека, его способностей иметь и показывать не иллюзорные, формальные знания, а знания, самостоятельно добытые из реальной жизни, согласующиеся с ее изменяющимися условиями [4].
Самовыражение в тексте основывается на способностях адекватного, корректного профессионального мышления. Здесь важно развитие анти-ципативных возможностей человека, возможностей преобразующего мышления, способностей к конструктивной аналитике.
В. А. Колесников, характеризуя вербальность как условие мыслительной деятельности и духовности в целом, говорит о том, что сегодня налицо уход человека от вербальности, погружение в визуальность, господство искусственного окружения. Они же затрудняют формирование социальных навыков, искажают действительность, человек становится неспособен понимать процессы вокруг него. Путь к выходу из создавшегося положения этот автор видит в разработке и введении в образование инновационной гуманитарной методологии как синтетически объединяющей гуманитарные и естественно-научные процессы познания [5]. Это, по-видимому, реализуется и через восстановление статуса вербалистики в обучении, при том, разумеется, что она не должна вырождаться в начетничество и схоластику.
Вербалистика должна стать инструментом понимания, осмысления выполняемой деятельности (за счет правильной ее внутренней характеризации), регулирования ее хода, контроля за ней и в значительной степени обеспечения личностного самоконтроля исполнителя, сохранения самообладания в сложных обстоятельствах. Примером может служить свидетельство одного из участников военных действий, который говорит, что в ходе первого своего боя он пытался тихо вслух комментировать свои действия, что помогало ему сосредоточиться. Он говорил сам себе: «На меня бежит враг. Нужно проверить предохранитель, прицелиться и выстрелить. Все, кончился бой, нужно доложиться» [6]. Тем более вербальное
сопровождение деятельности нужно в таких ее видах, которые связаны с системным, творческим проектированием, созданием объектов. Слово вообще творит мир. А.Н. Толстой, в частности, видел в слове создателя не только символа, но истинного бытия предметов [7]. Творческая сила слова имеет место и в научно-исследовательской деятельности в технических и естественно-научных сферах. Вербальное отражение становится здесь сущностной составляющей работы. Например, процесс химического экспериментирования имеет самое прямое и безусловное отношение к созданию языка химии [8].
Очевидно, что творчество связано с целостностью видения объекта, его представлением в общих чертах, общих формах. Целостность описаний объектов, где-то пусть даже и в ущерб точности понимания деталей, представляет собой основу формирования широких аналитических обобщений. Д.А. Новиков отмечает, что если используются методы, характерные для гуманитарных наук, то при минимуме предположений можно делать очень общие выводы. Обоснованность выводов, по мнению ученого, обратно пропорциональна их «ширине» [9]. Таким образом, мы делаем вывод о том, что гума-нитарность можно понимать как способ оценки действительности, связанный с возможностями распространения суждений на широкие классы объектов, даже если достоверность этих суждений не является абсолютной. Здесь, по-видимому, можно сказать, что гу-манитарность связана с целостностью восприятия действительности, и эта целостность являет собой другой признак гуманитарности, который реализуется через способность человека смотреть на вещи в целом.
Целостность восприятия определена способностями к построению единых целей деятельности, сведению разных ее составляющих в единый концепт, формированию общей логики решения той или иной проблемы. Целостность восприятия, видение объектов в максимальной широте их состава, создание представлений о том, каковы эти объекты и их значимые в свете решаемой проблемы характеристики, представляет собой сложную психологическую систему, которую необходимо формировать у обучающихся и которая не в последнюю очередь связана с развитием их языковых возможностей. Обучающиеся должны не только владеть ярким, точным, профессионально выверенным языком, но и разными профессиональными языками, понятиями, относимыми к разным профессиональным сферам, способами согласования
И
их значений и стоящей за ними реальности. Это и обеспечивает целостность видения, или агрегирование взгляда, на проблему, согласование отдельных задач какого-либо проекта [10].
Говоря о решениях человеком тех или иных проблем, нельзя оставить в стороне и тот факт, что решения чаще всего тесно связаны с цивилизационным выбором, аспектами принятия определенных мировоззренческих основ жизни и деятельности людей. В свою очередь, и те и другие - и социальные, и цивилизационные аспекты относятся к гуманитарной проблематике. По мнени-ют д.и.н., проф. В. Багдасаряна, вопрос цивилизационной идентичности общества относят к гуманитарной социальной сфере [11]. Действительно, все эти вопросы тесно переплетены, цивилиза-ционные формы жизни и деятельности в значительной, а скорее всего в определяющей степени влияют на социальную организацию общества, устройство и функционирование его институтов. А социальная организация прямо связана с гуманитаристикой, да собственно, и является ею, так как на гуманитарных основаниях, понятиях строятся нормы законности, общения, взаимодействий, экономические порядки и пр. Человеческий фактор имеет доминантное значение для всего сознательного жизнеустройства, и именно в организационном ключе проявляют себя гуманитарные смыслы, представая как организационные формы деятельности развивающегося общества, помогая ему расти, совершенствоваться, оптимизируя их и помогая тем самым индивидуальному гражданскому и личностному росту людей. Гуманитарные смыслы оказывают именно оформляющее, организующее воздействие, и потому они жизненны, реалистичны, а не существуют лишь как некие абстракции, действующие неясным, неопределенным образом. Гума-нитаристика оказывается сильна именно тем, что она помогает, способствует направленному развитию, и в этом ее основное назначение, по крайней мере в современных условиях, когда научные знания все активнее поворачиваются к решению технологических задач, ученые находят свою миссию в положительном изменении жизни людей, а не просто в самодовлеющих констатациях существующих фактов.
Представая связанной с цивилиза-ционными, социальными аспектами, гуманитаризация образования выводит обучающегося к осмыслению условий благополучия в общественной жизни, наделяя его прежде ментально-нравственными, духовными, а уж затем - и функциональными ориентирами для самореализации в ней, для личност-
ного роста, персонального развития, согласовывая эти условия с логикой общественного прогресса. При этом цивилизационные аспекты реализуются, опять-таки не в последнюю очередь, через язык, его конструктивные возможности. Фронт цивилизаций, подчеркивает один из экспертов Всероссийского фонда образования, проходит через стандарты языка, где грамматика уплотняет и повышает производительность общения. Конкурентное преимущество русского языка - в мощи его образности, позволяющей «свернуть» мысль в хлесткую, как выстрел, фразу, удобную для математического моделирования [12].
В общественном понимании гуманитаризации преодолевается ее сведение к удовлетворению одних только личных потребностей человека, его индивидуалистических стремлений в образовании и усиливаются коллективистские мотивы в образовательном целеполагании. При этом, разумеется, личные интересы обучающегося из педагогического целеполагания не изымаются, но они более тесно связываются с общественными интересами, задачами и формами жизни.
Гуманитаризация придает осваиваемой деятельности большее социальное звучание, раскрывает ее социальные смыслы и транслирует в свете этих смыслов профессиональную информацию. Можно сказать, что гуманитаризация создает своеобразную познавательно-методологическую матрицу образовательного процесса, указывая будущему специалисту источники, направления и формы социосообразного поведения в предстоящей деятельности . При этом становятся важными именно поведенческие, закрепленные на уровне привычек, автоматизированных действий аспекты активности человека. В этих аспектах проявляется индивидуальный социокультурный опыт человека, его эмпирический опыт, проявляется личностный характер, субъективная окраска, поведение человека становится узнаваемо (и внимание к этим поведенческим аспектам играло, в частности, большую роль в воспитательной системе А.С. Макаренко [13]).
В гуманитаризации получает воплощение педагогизация образовательного процесса, то есть его построение и осуществление на основаниях, отраженных в соответствующих отвечающих потребностям общества и человека целях, механизмах, критериях оценки. Гуманитаризация помогает понять, что цели преподавания должны быть действительно значимы для развития обучающегося как полноценного члена общества; эффективные формы об-
разовательных коммуникаций и логика формирования учебного материала должны способствовать социализации студента, его обращениям к смыслам духовного, ментального роста и зрелому включению в многоплановые общественные отношения. Общественное выступает здесь как сопряженный с личным феномен, существующий с ним в неразрывном педагогическом единстве.
Профессиональная жизнь при этом понимается как динамичная структура общественных отношений (целей, задач, функций, процессов), а не просто как выполнение узкофункциональных производственных заданий, как бы исключенных из более широкого социального плана (в частности, общих для предприятия и отрасли), отделенных от интересов различных социально-производственных групп, процессов участия в общей работе при практически обязательных для нее разграничениях зон ответственности и одновременном обеспечении мер взаимопомощи. Между тем все это и образует действительную производственную жизнь и требует учета в содержании подготовки, наличия действующих в ней механизмов формирования готовности будущих специалистов к результативному участию в социально-структурированных производственных событиях. Социальные коллизии производства представляют собой важнейший для гуманитаризации феномен, философ-ско-психологические аспекты которого несут модельную функцию для психолого-педагогической организации подготовки как сложной информационно-коммуникативной структуры, выражающей особенности культурного контекста, и, таким образом, придают ей воспитательную направленность.
В заключение можно отметить следующее. В гуманитарном познании, гуманитарном знании преобладают вербальные компоненты, притом что важной становится не просто языковая активность, «говорение», а вербальная аналитика, способности строить свое миропонимание языковыми средствами и развивать свои представления о мире за счет создания все более точных, ярких, образных формулировок своих мыслей. С помощью языковых средств человек творит реальную действительность, отражая ее во все большем богатстве содержания и тем самым все более широко и глубоко раскрывая ее для себя, а затем - и все более осмысленно, а следовательно результативно, преобразуя ее в меру потребности. Вербальный характер коммуникаций оказывается первым признаком гуманитарности,
й5
определяющим вербализацию как основную линию формирования содержания гуманитарно-ориентированной подготовки современных, творчески активных специалистов. В качестве другого признака гуманитарности мы выделяем целостность видения решаемых проблем и, следовательно, их решений, включающих в том числе, разные профессионально-языковые изобразительные средства и выступающих как агрегатные формы. Целост-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
ность взгляда, можно сказать, связана с концептуализацией деятельности, ее проектным построением, способностями к пониманию поведения объекта в среде, согласующему решение отдельных задач. Третьим признаком гуманитарности выступает фактор со-циально-цивилизационного выбора субъекта, его социально-цивилизаци-онных предпочтений, ментальных оснований его внешних коммуникаций. Этот признак диктует необходимость
развития в образовании чувства патриотизма, человеческих связей и отношений, учета эмоционального настроя в образовательной деятельности и его сознательного создания в положительном смысле знаком. Это достигается реальным включением будущего специалиста в разнообразные социально-производственные отношения и формированием его потенциала на будущее участие в них на производстве.
Ибрагимов, Г.И. Дидактика профессиональной школы: проблемы развития / Г. И. Ибрагимов // Образование в постиндустриальном обществе: Сб. статей междунар. науч. конф., посвященной А.М. Новикову 2 декабря 2013 г. / Институт теории и истории педагогики РАО. - М.: ИИУ МГОУ,
2014. - С. 94-106.
2. Завалишина, Д.Н. Проблема мышления в практической психологии / Д. Н. Завалишина // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1991. - С. 83-92.
3. Воеводина, Т. Купчихи XXI века / Бизнес и литература - две вещи несовместные? / Т. Воеводина // Литературная газета. - 15-21 декабря 2010. - № 51 (6305). - С. 12.
4. Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. - 2-е изд., стер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - 112 с. - (Сер. «Библиотека школьного психолога»).
5. Колесников, В.А. Инновационность гуманитарности как способ преодоления ограниченности современного образования / В. А. Колесников // Среднее профессиональное образование. - № 3. - 2015. - С. 3-9.
6. Спасти Башара Асада / Московский комсомолец. - № 195 (25907). - 9 сентября 2015. - С. 4.
7. Варламов, А.Н. Алексей Толстой / А.Н. Варламов; Вступ. статья В. Я. Курбатова. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 591 с. - (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1106).
8. Канке, В.А. История, философия и методология естественных наук: учебник для магистров / В.А. Канке. - М.: Юрайт, 2014. - 505 с. - Сер. «Магистр».
9. Механик, А. Управленческий принцип Гейдельберга / А. Механик // Эксперт. - 28 октября - 3 ноября 2013. - № 43 (873). - С. 68-71.
10. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2002. - 320 с.
11. Начните с идеологии / Литературная газета. - № 1-2 (6445). - 15-21 января 2014. - С. 3.
12. Сергеев, О. Источник вечной нестабильности: Военно-политическая конфронтация проходит и через языковую среду / О. Сергеев // Независимое военное обозрение. - № 33 (869). - 11-17 сентября 2015. - Еженедельное приложение к «Независимой газете» - C. 13.
13. Гриценко, Л.И. «Военизация» в учреждениях А. С. Макаренко / Л.И. Гриценко // Педагогика. - № 3. - 2015. - С. 89-95.
THE CONTENT OF THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE HUMANITARIAN LOGIC: MODELING METODOLOGY
Chernoglazkin S.Yu., Cand. Sci. (Ped.), Senior Researcher
E-mail: [email protected]
Balykhin M.G., Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Pro-Rector
Moscow State University of Design and Technology (33, Sadovnicheskaya St., Moscow, Russia).
Pushina L.A., Cand. Sci. (Philol.), Assoc. Prof.
Udmurt State University (1, Universitetskaya St., Izhevsk, Russia).
Movsumzade E.M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof.
Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Russia). E-mail: [email protected] ABSTRACT
The article deals with the possibility of modeling the content of the training of specialists in humanitarian way. Based on the literature review, the authors formulate signs of human knowledge, the restoration of which allows you to organize the contents of it accordingly. As a sign of the authors identify verbalization content, its focus on a holistic vision of the target objects under study, the relationship with socio-civilizational and ideological aspects. Recreate these signs content promotes the formation of broadmindedness future professionals to develop their skills to productive social communications, the formation of preparedness for multifaceted professional solutions.
Keywords: spedalist, activities, rantent preparation, modeling, methodology, humanities, signs. REFERENCES
1. Ibragimov G.I. Didaktika professionalnoy shkoly: problem razvitiya. Institut teoriiiistoriipedagogiki RAO [Education in postindustrial society. Institute of theory and history of pedagogy of RAE]. Moscow: Izd-vo IIU MGOU, 2014. pp. 94-106.
2. Zavalishina D.N. Problema myshleniya vprakticheskoy psikhologii [Psychological problems of professional activity]. Moscow: Nauka, 1991. pp. 83-92.
3. Voevodina T. Kupchikhi XXI veka. Biznes i literatura - dve veshchi nesovmestnyie? [Literary newspaper]. 2010, 15-20 December. no. 51 (6305). p. 12.
4. Il'enkov E.V. Shkola dolzhna uchit' myslit'. Moskovskiy psikhologo-sotsialniy institut [The school should teach to think. Moscow psychology-social Institute]. Voronezh: Izd-vo NPO MODEK, 2009. - 112 p.
5. Kolesnikov VA Innovatsionnost' gumanitarnostikak sposob preodoleniya ogranichennostisovremennogo obrazovaniya [Secondary professional education]. 2015. no. 3. pp. 3-9.
6. Spasti Bashara Asada [Moskovsky Komsomolets]. 2015, 9 September. no.195 (25907). p. 4.
7. Varlamov А.№ Aleksei Tolstoy [Aleksei Tolstoy]. Moscow: Molodayagvardiya, 2008. - 591 p.
8. Kanke VA Istoriya, filosofiya imetodologiya estestvennykh nauk: uchebnik dlya magistrov [History, philosophy and methodology of natural Sciences]. Moscow: Izd-voYurayt, 2014. - 505 p.
9. Mekhanik А. Upravlencheskiyprintsip Geydel'berga [Expert].2013, 28 October-3 November. no. 43 (873). pp. 68-71.
10. Novikov А.М. Metodologiya obrazovaniya [Methodology of education].Moscow: Egves, 2002. - 320 p.
11. Nachnite s ideologii [Literary newspaper]. 2014, 15-21 January, no. 1-2 (6445). p. 3.
12. Sergeev О. Istochnikvechnoynestabil'nosti. Voenno-politicheskaya konfrontastiy prokhodit i cherez yazikovouyu sredu [Independent military review].
2015, 11-17 September, no. 33 (869). p. 13.
13. Gritsenko L.I. Voenizatsiya v uchrezhdeniyakh A.S. Makarenko [Pedagogy]. 2015, no. 3. pp. 89-95.