Научная статья на тему 'Основные концептуальные положения гуманитарно-ориентированной подготовки студентов - будущих специалистов производства в экстремальных условиях Севера'

Основные концептуальные положения гуманитарно-ориентированной подготовки студентов - будущих специалистов производства в экстремальных условиях Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / NORTHERN TERRITORY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FUTURE PROFESSIONALS / ПОДГОТОВКА / TRAINING / ГУМАНИТАРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / HUMANITARIAN ORIENTATION / УЧЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ / ACCOUNTING / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE FUTURE SPECIALIST / ЭКОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА СРЕДЫ / ECOLOGY AND AESTHETICS OF THE ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL AND SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS / DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноглазкин С.Ю.

В статье изложены основания концепции гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов для предприятий, действующих в условиях Севера. Определены тенденции социально-экономического и социокультурного развития промышленности, влияющие на содержание гуманитарно-ориентированной подготовки. Раскрыты стороны гуманитаризации подготовки, выраженные формированием представлений о жизни на Севере, готовности действовать в своеобразной культурной среде, вступать в контакты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черноглазкин С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CONCEPTUAL PROVISIONS OF HUMANITARIAN TRAINING OF STUDENTS THE FUTURE SPECIALISTS OF PRODUCTION IN THE EXTREME CONDITIONS OF THE NORTH

The article describes the foundation of the concept of humanitarian-oriented training of specialists for enterprises operating in the conditions of the North. Set the trends of socio-economic and socio-cultural development, influencing the content of humanitarian-oriented training. Disclosed defined trends hand humanization of training expressed by the formation of ideas about life in the North, ready to act in a cultural environment, to come into contacts, etс.

Текст научной работы на тему «Основные концептуальные положения гуманитарно-ориентированной подготовки студентов - будущих специалистов производства в экстремальных условиях Севера»

УДК 378.1

Основные концептуальные положения

гуманитарно-ориентированной подготовки студентов - будущих специалистов производства в экстремальных условиях севера

С.Ю. ЧЕРНОГЛАЗКИН,

канд.пед.наук, ведущий научный сотрудник лаборатории гуманитаризации технического образования в этнорегиональных образовательных системах ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО (Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские)

E-mail: Chernoglaskin@rambler.ru

В статье изложены основания концепции гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов для предприятий, действующих в условиях Севера. Определены тенденции социально-экономического и социокультурного развития промышленности, влияющие на содержание гуманитарно-ориентированной подготовки. Раскрыты стороны гуманитаризации подготовки, выраженные формированием представлений о жизни на Севере, готовности действовать в своеобразной культурной среде, вступать в контакты.

Ключевые слова: северные территории, производство, будущие специалисты, подготовка, гуманитарная ориентация, учет социокультурной и социально-экономической обстановки, тренды развития, психологическая готовность будущего специалиста, экология и эстетика среды

Развитие исследований в русле проблематики гуманитаризации технического образования в образовательных системах Севера России в настоящее время выводит на исследовательскую проблему подготовки специалистов. Если в предыдущих исследованиях [1] были рассмотрены возможности построения научно-методического обеспечения подготовки специалиста, то теперь необходимо перейти к изучению содержательных концептуальных ориентиров самой этой подготовки, позволяющих осуществлять ее в экстремальных условиях жизни человека. Они выражены, прежде всего, сложными природно-климатическими условиями, характерными для северных регионов, а также и для территорий Сибири и Дальнего Востока, где эти условия тоже далеки от идеальных.

Подготовка специалистов для работы в экстремальных условиях получает сегодня особое значение. Подобная актуальность обусловлена обострившимися в последнее время проблемами современного освоения природных зон с экстремальными условиями для жизни человека и укрепления государственного контроля за соответствующими территориями. Это касается таких неотъемлемых частей Российской Федерации, как регионы Севера и Зауралья.

Современное освоение территорий с экстремальными условиями проживания и производственной деятельности требует по-современному подготовленного специалиста, способного жить и работать в этих условиях. Анализ литературы по проблемам подготовки специалистов для производства в экстремальных условиях показывает, что сегодня необходима подготовка, сочетающая в себе как формирование специфических профессиональных компетенций, так и психологической настроенности на жизнь и работу в этих условиях.

Это уже отчасти реализуется на практике. В частности, студенты Корпоративного университета компании «Норникель» проходят стажировку в северных регионах, где имеют возможность ознакомиться с жизнью северных территорий, оценить свою готовность жить здесь и работать [2].

Однако имеет место противоречие между ориентацией на подготовку высококвалифицированного специалиста, способного жить и работать в регионах с экстремальными условиями, и её концептуально-методологической базой, в которой недостаточно учтена специфика социокультурной и социально-экономической среды этих регионов. А эта специфика играет определяющую роль в формировании содержания гуманитарно-ориентированной подготовки, заключая в себе её структурные предпосылки.

Условия социальной обстановки, являющиеся предпосылками, не существуют в очерченных формах и требуют для своего выявления соответствующего анализа, вычленения из массива фактов. При этом они должны быть не случайными и

единичными чертами, а носить характер заметных общественных трендов, определяющих стратегические линии развития регионов. Выявление таких условий вполне логично соотнести с перспективами развития, т.е. теми государственными социально-политическими задачами, которые ставятся перед данными регионами, и представить эти условия в формах их психологических «проекций» в сознании будущих специалистов. Ценностное принятие этих «проекций» представляет собой готовность к профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

Готовность как психологическое состояние человека, по мнению психологов, представляет собой форму настройки, системную реакцию личности на соответствующую реальную или прогнозируемую ситуацию, информационное содержание которой интегрируется в психологический образ, обеспечивающий такую реакцию. Поскольку состояние готовности — это не только принципиальная возможность что-то сделать, но и определенное субъективное содержание, то её необходимо рассматривать как системное единство объективного и субъективного в их связях, взаимодействии и взаимообусловленности [3, с. 138].

На основе осознания структуры объективных задач и наиболее вероятных внутриличностных представлений будущих специалистов о том, как, применительно к их личным существующим возможностям и перспективам, будут решаться эти задачи, и что будет требоваться лично от них для исполнения таких решений, можно выстраивать содержание подготовки. Она будет представлять собой коррекцию этих представлений и придание им научного характера с помощью вооружения обучающихся соответствующими знаниями, умениями, смысловыми ориентирами.

Эти представления видятся связанными с теми условиями социокультурной и социально-экономической обстановки, профессиональной и общественно-бытовой жизни людей, которые характерны для регионов с проблемным климатом.

Каковы же эти условия? При установлении социально-экономических условий, или трендов, есть возможность опираться, в частности, на исследования доктора геолого-минералогических наук Ю.Г. Толпегина [4]. Он отмечает, что в настоящее время в районах Севера проживает около 13% населения России, но производится более 60% валового внутреннего продукта страны. Экспортный потенциал обеспечивает 70% валютных поступлений, в районах Севера сосредоточено более 80% запасов всех полезных ископаемых. Но исследования проводятся отрывочно и спонтанно, и в целом экономика Севера, т.е. территории с ухудшенными географическими и климатическими условиями, к которой относится около 75% площадей России, находится в состоянии кризиса. В целом для территорий Севера характерны малонаселенность, слабое раз-

витие транспортных коммуникаций, существенный отток специалистов, весьма слабое развитие малого бизнеса. По мнению ученого, необходимо развивать самодостаточность северных регионов, устанавливать порядок освоения природных запасов, для чего нужны новые технические решения, а также требуется подготовка государством специалистов, способных работать в условиях Севера. При крайней экстремальности условий жизни и работы на Севере люди должны жить там постоянно, тем более что для многих жителей Север — место рождения. Многие уехавшие из северных районов на материк люди резко сокращают свою жизнь [4, с. 3].

Среди этих условий можно назвать заселение регионов с экстремальными условиями в связи с их низкой заселенностью, слабое развитие на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке малого бизнеса, самообеспечение этих регионов, в т.ч. в техническом плане.

Также следует назвать разработку и использование конкурентоспособных инновационных производств. Это, например, производства, связанные с созданием средств техники, имеющей специальное назначение и специфические характеристики [5], а также с использованием экологичных способов работы, например, с использованием энергии ветра в такой отрасли, как связь [6].

Необходимо назвать также такой тренд как развитие производственно-экономических связей между производствами регионов. Это может быть обеспечено, в частности, за счет создания производственно-экономических кластеров, для чего имеются соответствующие природные и другие условия, например, биотехнологический кластер в Республике Якутия (Саха), логистический — в Мурманской и Архангельской областях [7].

Помимо социально-экономических существуют и социокультурные тренды. Характеризуя их, можно сказать следующее.

Значимым для развития кадрового потенциала регионов Севера и Зауралья является укрепление государственнической ориентации политики производственных компаний и территорий производств, создания прочных межэтнических и социальных связей в среде работников компаний и населения. Необходимо развитие коммуникаций между ними, предотвращение конфликтов, как и проявлений нездорового образа жизни, а также искоренение вредных привычек. Для народов северных и зауральских территорий это имеет большое значение.

Государственническая ориентация связана не в последнюю очередь и с обеспечением экологической безопасности северных и зауральских регионов. Большой экономический интерес представляют богатейшие ресурсные запасы данных территорий, среди которых, в свою очередь, огромное значение имеют биологические ресурсы.

В частности, северные моря являются ареалом существования уникальных видов животных и мес-

М 39

том промысла десятков видов рыб, среди которых треска, пикша, сельдь и камбала. Поскольку же запасы Мирового океана постепенно оскудевают, возрастает значение биологических ресурсов Арктики, где по мере таяния льдов открываются новые промысловые районы [8, с. 3]. Отсюда критически важными в достижении экономических успехов в северных и зауральских регионах становятся проблемы обеспечения экологической безопасности при проведении работ промышленными компаниями, наличия понимания необходимости постановки этих работ на прочную экологическую основу у сотрудников всех уровней.

Столь же важно сохранение и упрочение традиционного образа жизни, традиционных видов производства и родных языков коренных малочисленных народов регионов с экстремальными условиями. При этом сохранение традиционных форм и методов ведения хозяйства не означает сохранения явно устаревших. Наоборот, внедрение новейших методов — при сохранении языка, сложившихся методов, целей, использовании традиционных ресурсов — способствует сохранению традиционных форм [9, с. 79]. Иными словами, речь идёт о достижении разумного баланса на основе современной технологической оснащенности и современной организации хозяйственной деятельности, вбирающей опыт и ценности предыдущих поколений жителей данных регионов.

Не менее значим и такой тренд социокультурной политики, как искоренение психологии временщиков у лиц, осуществляющих производственную деятельность в регионах с экстремальными условиями. Не секрет, что определенная часть работников в данных регионах осуществляют свою профессиональную деятельность вахтовым методом и не испытывает чувства психологической привязанности к данным регионам. Такие чувства необходимо им прививать, формируя у них способность понимать и ценить природу данных регионов, местные обычаи, уважительно относиться к языкам, традиционным промыслам и другим региональным особенностям, обеспечивающим широкую по содержанию безопасность регионов [10,11]. Требует демонстрации эстетическая привлекательность, своеобразная красота Севера и Зауралья, в которую свой вклад, долю особого очарования, вносят, при удачном дизайне, и промышленные объекты.

Приведённые тренды предопределяют необходимость привития будущим специалистам именно гуманитарного мировоззрения, гуманитарных ценностей выполнения профессиональной деятельности. Ведь в свете этих трендов проявляется новый широкий спектр специальных требований к подготовке, формируется её новая «повестка дня». Важными для сотрудника сегодняшнего и завтрашнего производства становятся такие качества, как широкое (в т.ч. экологическое) видение содержания деятельности, её территориальной обусловленности, пер-

спектив, понимание её связей с работой других специалистов, а также способности к налаживанию и поддержанию взаимодействий с производственными и социальными контрагентами, к донесению до них своей позиции и пониманию их точки зрения, согласованию интересов, к принципиальному учёту эксплуатационно-потребительских запросов к выпускаемой продукции.

Это составляет гуманитарные стороны профессиональной деятельности специалистов техносферы, гуманитарные ценности, оказывающиеся в её основе и, как следствие, вызывающие острую необходимость в гуманитарно-ориентированной подготовке.

Отсюда возникает необходимость в гуманитарно-ориентированном содержании этой подготовки, которое получает все большее значение. Но гуманитарные аспекты подготовки зачастую не обретают интегративной идентификации, связи с собственно технико-технологическими сторонами осваиваемой обучающимися деятельности, подаются в отрыве от них и не образуют собой ведущих направлений подготовки. Говоря о гуманитаризации, речь следует вести не об отдельных ориентирах и технологиях сопроводительного плана, а о стратегических технологических решениях метаконструктивного характера, которые направляют весь процесс подготовки, устремляя его в русло гуманитарных ценностей. Требуется системная гуманитарная ориентация подготовки, принципиально связанная с естественнонаучными и техническими сторонами и учитывающая необходимость обеспечения личностного включения и личностного роста обучающихся. А системная ориентация выступает как ценностно-согласованное обеспечение предстоящей образовательной деятельности в удовлетворяющей полноте ее методологических и методических составляющих. Необходима концепция гуманитарно-ориентированной подготовки.

Исходным в концепции служит положение о том, что гуманитаризация предполагает не вытеснение «негуманитарных» дисциплин или их разделов, а перевод разных дисциплин на гуманитарные мировоззренческие основания, при сохранении специфически значимых для этих дисциплин целей, аппарата, логических связей и пр.

Здесь следует особо подчеркнуть значимость математических знаний. Математика обеспечивает переход студентов на более высокий уровень понимания материала, более высокую степень его содержательных обобщений, осознание принципиальных закономерностей, лежащих в основе осваиваемой деятельности. Математика служит активным средством формирования системных воззрений по получаемой студентом специальности, овладения системными формами мышления и преобразующей деятельности, т.е. средством гуманитаризации. О роли математики в культурном развитии человека пишут и другие авторы [12, с. 4].

Любая наука становится гуманитарной, когда

поднимается до высот смысловых обобщений, показа мировоззренческих сторон составляющего ее материала, демонстрации роли в социальном прогрессе, включая и прогресс в полезном человеку преобразовании природы [13, с. 5].

Проблематика прогресса выводит на осознание необходимости принципиального использования в подготовке исторических знаний по получаемой студентом специальности как основы, из которой вытекают возможности успешного осуществления профессиональной деятельности современным специалистом. Именно исторические знания перекидывают логический «мостик» к экологическим аспектам подготовки, необходимым в ней эстетическим нормам, творческим началам деятельности специалиста, работающего в условиях Севера, Сибири или Дальнего Востока, а также к механизмам его широкой социальной контактности, основанной на понимании региональных проблем и внимании к ним. Представленность соответствующих и поддержанных фактами важного (экологического и пр.) ценностного смысла в содержании исторических знаний по специальности и их последующая актуализация в содержании других дисциплин в качестве исторически обусловленных важных ориентиров деятельности специалистов северных производств создают базу концептуализации подготовки таких специалистов.

Основные положения концепции гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов для производств в экстремальных условиях изложены ниже.

Исходно важной является социально-экономическая и социокультурная обстановка, которую следует принимать в расчет при планировании и осуществлении подготовки специалистов для производства в экстремальных условиях. При этом данная обстановка значима, главным образом, с точки зрения трендов развития производств и территорий, для которых ведется подготовка. Освоение содержания предстоящей профессиональной деятельности в свете этих трендов, «примеривание» к себе условий жизни и возможностей соответствия в своей персональной работе этим трендам определяет личностную, психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности. Состав трендов диктует необходимость формирования специалиста, отличающегося творческой направленностью, способностями к диалогу в производственных и личных контактах, мотивированного к экологичному поведению и обладающего пониманием эстетической ценности окружающей, специфичной для регионов с экстремальными условиями, социальной и природной среды. Содержание подготовки такого специалиста должно формировать целостный образ его жизни и деятельности в экстремальных природных условиях, т.е. обладать гуманитарным характером, означающим, что оно включает профессионально-творческие, художественно-эстетические компо-

ненты, развивает диалоговые способности и способности экологического видения, экологических оценок деятельности, понимание её сложного, эт-носоциокультурного исторического генезиса и возможностей производительного труда с использованием современного технологического потенциала на основе знаний точных наук.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мовсум-заде Э.М., Колодкина Л.С., Черноглазкин С.Ю. Теоретические основания разработки современного научно-методического обеспечения подготовки специалистов в техническом высшем учебном заведении // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 3. — С. 50-54.

2. Ланской Е. Как ищут настоящих металлургов. Работать с кадровым резервом нужно системно // Московский комсомолец. Специальный еженедельный выпуск. —

2011. — 25 октября. — № 36 (214). — С. 5.

3. Понукалин АА. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1991. — С. 136-144.

4. Ориентация — Север // Литературная газета. — 5-11 марта 2008. — № 9 (6161). — С. 3.

5. Дегтяренко В.М. Приоритет технического творчества в технологической подготовке бакалавров // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 9. — С. 35-37.

6. Плешков ВА. Использование ветроустановок для энергообеспечения объектов связи в условиях Арктики // Материалы II Международной научно-практической конференции «Наука XXI века: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования». — Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. — Вып. 2:— С. 246-251.

7. Попова Д.Б., Силуанова Л.С. Кластерная модель логистической инфраструктуры Северо-Арктического региона // Материалы II Международной научно-практической конференции «Наука XXI века: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования». — Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. — С. 81-84.

8. На Арктическом фронте // Литературная газета. — № 25 (6468). — 25 июня -1 июля 2014. — С. 3.

9. Коренные народы и промышленные компании. Сотрудничество, перспективы, вызовы / Мир коренных народов — живая Арктика. Общественный альманах ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. — 2013. — № 30. — С. 79-82.

10. Петров АА. Этнолингвистика в педагогическом образовании: история и культура (на материале тунгусо-маньчжурских языков) // История и педагогика естествознания. — 2013. — № 3. — С. 55-59.

11. Хайруллин Р.З. Инновационные процессы в образовании коренных народов Севера // Вестник Института образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской академии образования. — Вып. 1. Социолингвистическое состояние коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. — М.: ФГНУ ИОМНССДВ РАО,

2012. — С. 67-80.

12. Щербаков Р.Н. Учащиеся Ближнего Зарубежья и русская культура (опыт и размышления преподавателя точных наук) // Специалист. — 2000. — № 3. — С. 2-4.

13. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. — 2000. — № 9. — С. 3-10.

THE MAIN CONCEPTUAL PROVISIONS OF HUMANITARIAN TRAINING OF STUDENTS THE FUTURE SPECIALISTS OF PRODUCTION IN THE EXTREME CONDITIONS OF THE NORTH

Chernoglazkin Sergey Yu., Institute of education of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East (Gorki Leninskie, Leninsky district, Moscow region, 142712, Russian Federation)

E-mail: Chernoglaskin@rambler.ru.

ABSTRACT

The article describes the foundation of the concept of humanitarian-oriented training of specialists for enterprises operating in the conditions of the North. Set the trends of socio-economic and socio-cultural development, influencing the content of humanitarian-oriented training. Disclosed defined trends hand humanization of training expressed by the formation of ideas about life in the North, ready to act in a cultural environment, to come into contacts, ete.

Keywords: Northern territory, production, future professionals, training, humanitarian orientation, accounting, socio-cultural and socio-economic conditions, development trends, psychological readiness of the future specialist, ecology and aesthetics of the environment.

REFERENCES

1. Movsum-zade E.M., Kolodkina L.S., Chernoglazkin S.Yu. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya — History and Pedagogy of Natural Science. 2013, no. 3, pp. 50-54 (In Russian).

2. Lanskoy Ye. Moskovskiy komsomolets. Spetsial'nyy yezhenedel'nyy vypusk. 2011, 25 October, no. 36(214), p. 5 (In Russian).

3. Ponukalin A.A. Sostoyaniye gotovnosti k trudu v usloviyakh problemnoy situatsii [State of readiness to work in a problem situation]. Psikhologicheskiye problemy professional'noy deyatel'nosti. Moscow, Nauka Publ., 1991, pp. 136-144. (In Russian).

4. Oriyentatsiya — Sever [Orientation is North]. Literaturnaya gazeta, 5-11 March 2008, no. 9 (6161), p. 3. (In Russian).

5. Degtyarenko V.M. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa. 2013, no. 9, pp. 35-37. (In Russian).

6. Pleshkov V.A. Ispol'zovaniye vetroustanovok dlya energoobespecheniya ob»yektov svyazi v usloviyakh Arktiki. Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka XXI veka. Problemy akademicheskoy mobil'nosti issledovatelya i metodologii issledovaniya». Arkhangel'sk, IPTS SAFU Publ., 2013, issue 2, pp. 246-251. (In Russian).

7. Popova D.B., Siluanova L.S. Klasternaya model' logisticheskoy infrastruktury Severo-Arkticheskogo regiona. Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno -prakticheskoy konferentsii «Nauka XXI veka: Problemy akademicheskoy mobil'nosti issledovatelya i metodologii issledovaniya». Arkhangel'sk, IPTS SAFU Publ., 2013, pp. 81-84. (In Russian).

8. Na Arkticheskom fronte. Literaturnaya gazeta, no. 25 (6468), 25 June -1 July 2014. p. 3 (In Russian).

9. Korennyye narody i promyshlennyye kompanii. Sotrudnichestvo, perspektivy, vyzovy. Mir korennykh narodov — zhivaya Arktika. Public Almanac Association of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East. 2013, no. 30, pp. 79-82. (In Russian).

10. Petrov A.A. . Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya — History and Pedagogy of Natural Science. 2013, no. 3, pp. 55-59. (In Russian).

11. Khayrullin R.Z. Vestnik Instituta obrazovaniya malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2012, issue 1, pp. 67-80. (In Russian).

12. Shcherbakov R.N. Spetsialist, 2000, no. 3, pp. 2-4. (In Russian).

13. Novikov A.M. Pedagogika, 2000, no. 9, pp. 3-10. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.