Научная статья на тему 'Легкая промышленность в национальном производстве: гуманитарное измерение'

Легкая промышленность в национальном производстве: гуманитарное измерение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
154
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка специалистов / содержание подготовки / гуманитарные смыслы / содержание специальности / легкая промышленность / эстетика / training / content of training / humanitarian meanings / the content of the specialty / light industry / aesthetics / fashion

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — С.Ю. Черноглазкин, М.Г. Балыхин, Л.А. Пушина, Э.М. Мовсумзаде

В статье рассматриваются социально-экономические и эстетические критерии, определяющие внутреннюю структуру содержания деятельности специалиста легкой промышленности, которая должна находить отражение в содержании подготовки будущих специалистов. Важная роль отводится гуманитарным аспектам деятельности, которые представлены главным образом критериально-эстетическим и социально-коммуникативным элементами структуры содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIGHT INDUSTRY IN THE NATIONAL PRODUCTION: THE HUMANITARIAN DIMENSION

The article deals with socio-economic and aesthetic criteria that determines the internal structure of the content of activity of light industry specialists, which should be reflected in the content of training of future specialists. An important role belongs to the humanitarian aspects of activity, which is represented, mainly, by the aesthetic and social-communicative elements of the content structure.

Текст научной работы на тему «Легкая промышленность в национальном производстве: гуманитарное измерение»

УДК 378.1

Легкая промышленность в национальном

#

производстве: гуманитарное измерение

С.Ю. Черноглазкин, к.п.н., ст.н.с. E-mail: chernoglaskin@rambler.ru М.Г. Балыхин, к.э.н., доцент, проректор

ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий (Россия, 117997, Москва, ул. Садовническая, 33). E-mail: balykhinatm@mail.ru Л.А. Пушина, к.филол.н., доцент

ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1). E-mail: lioubov.pouchina@gmail.com Э.М. Мовсумзаде, д.х.н, проф., чл.-корр. Российской академии образования

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Космонавтов, 1). E-mail: eldarmm@yahoo.com

В статье рассматриваются социально-экономические и эстетические критерии, определяющие внутреннюю структуру содержания деятельности специалиста легкой промышленности, которая должна находить отражение в содержании подготовки будущих специалистов. Важная роль отводится гуманитарным аспектам деятельности, которые представлены главным образом критериально-эстетическим и социально-коммуникативным элементами структуры содержания.

Ключевые слова: подготовка специалистов, содержание подготовки, гуманитарные смыслы, содержание специальности, легкая промышленность, эстетика.

Современная профессиональная деятельность квалифицированных специалистов немыслима без развитых способностей к ее широкому осмыслению, постановке и решению сложных задач, широкого профессионального и общекультурного кругозора, видения в ней аспектов личностного самовыражения и пр., то есть всего того, что выражает собой гуманитарные смыслы деятельности, формы самосознания человека. Гуманитарные смыслы, которых требует производство, должны быть представлены и в содержании подготовки специалиста, раздвигая ее горизонты, развивая студента как носителя широких мировоззренческих качеств, активных социальных компетенций.

Гуманитарные смыслы подготовки подразумевают ее особую основу, «матрицу», несущую в себе общие посылы социальных контактов с внутренней структурой осваиваемого содержания специальности и одновременно психологически очерчивающую для студента предстоящую профессиональную деятельность. Социальное и психологическое должно сливаться в восприятии студента, создавая в нем обогащенную различными обертонами конструкцию профессионального мира, в котором есть не только его личная деятельность, но и взаимодействия с другими специалистами, совместные усилия, различные логики, формы производственной и личностной активности и их совмещение в свете единой социально-отраслевой культуры.

Людям, занятым в той или иной сфере производства, будет гораздо легче

общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать профессиональные контакты - а значит, выполнять свое дело, если они будут разбираться в общеотраслевой специфике, в социальных ценностях, социальном назначении, общественной миссии отрасли, в которой они трудятся, если они будут видеть ее внутреннее (пусть и сложное) единство, рассматривать ее с позиций существующих в ней общих для нее резервов общественного прогресса. Специалисты будут лучше подготовлены, если будут понимать общие основы социального назначения отрасли, общие законы ее существования и развития.

Естественно, что любая отрасль производства - это целая разветвленная индустрия, в которой есть место самым разным производственным процессам, технологиям, а следовательно, и специалистам самых разных профилей. И профилей, и специалистов существует значительное число. Они с разных сторон обеспечивают отраслевое производство, создают ресурсы его развития - экономические, технологические и пр. Их деятельность будто бы не касается главной линии отрасли, главной цели, ради достижения которой эта отрасль и существует в системе общественного разделения труда - или, иначе говоря, в ряду других производственных отраслей. Но тем не менее решение каждым специалистом его задач - есть вклад в общее дело, тем или иным образом соотнесенный с его главной целью, производством его конечной продукции. Если специалист, занятый решением свойственных ему

задач на узком участке, ориентируется и в общеотраслевых целях, осознает, как его деятельность вливается в общую деятельность, это положительно отражается на общем, суммарном эффекте коллективной работы.

На что же ориентирована легкая промышленность как отрасль национальной экономики?

Производства легкой промышленности в целом ориентированы на формирование эстетики жизни, ее оформления, дизайна, в частности дизайна одежды.

К этим последним принадлежат и инженерный профиль, и обработка тканей, и создание красителей и др. Но идет ли речь об инженерном профиле или о каком-либо другом, можно отметить, что так или иначе, деятельность любых специалистов легкой промышленности подчинена в целом эстетическим целям, эстетическим идеалам, эстетическому развитию социума.

Эстетика помогает развиваться любому производству. Об этом, например, пишет Э.В. Ильенков, утверждая, что именно чувство красоты связано с умением человека подходить к каждому предмету не с заранее выставленными схемами, а считаясь каждый раз со своеобразным материалом работы, и это чувство, как психологический механизм, есть критерий человечности отношения индивида к предмету - будь то в математике или политике, в промышленности или в быту [1]. Тем более эстетические идеалы и нормы имеют значение для легкой промышленности, где их высокая роль имеет естественную причинность.

Статья подготовлена в рамках проекта «Научно-методические основы гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов легкой промышленности» РГНФ № 15-06-10792.

2■2015

История и педагогика естествознания

И

-а-

Эстетические идеалы могут реализоваться в качестве ведущих, общих для отрасли легкой промышленности ориентиров, даже если они таковыми и не осознаются. Действительно, деятельность инженера по оборудованию или инженера-технолога, занятого красителями, напрямую не выходит на создание эстетических образцов, формирующих модные тренды в одежде и т. п. Эта деятельность, казалось бы, весьма и весьма далеко отстоит от деятельности модельера. Но современные производства весьма сложны, в них - и порой одновременно - при создании продукции приходится принимать во внимание разные действующие природные и общественные законы. Существует и принципиальная необходимость учета запросов потребителя, ведь современное производство стремится к их максимальному насыщению во всем их многообразии. Нельзя сбрасывать со счетов и экономические интересы, необходимость экономного расходования ресурсов, получения прибыли по итогам хозяйственной деятельности. Уже хотя бы эти факторы, важные при организации производств, настоятельно требуют взаимодействия разных специалистов и их взаимопонимания в совместной работе, основанного на знаниях о производственных целях, обладающих свойствами стратегической общности. Знания о том, что и зачем делается в целом, в итоге существенно влияет на содержание выполняемых работ, каким бы специалистом они ни выполнялись.

При этом в легкой промышленности именно мода «диктует моду», а не химия, технология или, скажем, обслуживание оборудования. Ведь они представляют собой здесь не главное производство отрасли, а ее вспомогательные производства. Модные тренды, конструирование новых образцов определяют круг задач, встающих перед обеспечивающими производствами и специалистами, и дают новые и новые импульсы к их развитию. Решение постоянно обновляющихся задач, все время сменяющие друг друга горизонты, новые изделия для людей, удовлетворение их эстетических потребностей не позволяют застаиваться и производствам, и тем наукам, на которых они основываются, и тем специалистам, которые трудятся на этих производствах.

В разработке модных линий потребительские качества изделий весьма важны. Не стоит думать, что различные новые коллекции - особенно модели одежды - это обязательно произведения «чистого искусства», не имеющие никакого отношения к их использованию в жизни и не рассчитанные на это. Такая продукция, конечно, тоже создается модельерами, особенно в сегменте высокой моды, но организация показов подобных коллекций - это скорее художественное шоу, чем демонстрация одежды как таковой. Поэтому о

полной оторванности от жизни разработок в области моды говорить вовсе не приходится. Более того, великие модельеры, чье творчество заметно повлияло на развитие мировой моды, уделяли потребительским качествам своих разработок самое серьезное внимание.

В качестве убедительного примера можно привести такую более чем знаковую в мире моды фигуру, как Габриель (Коко) Шанель. Именно с точки зрения приоритета потребительских качеств одежды она создавала свои знаменитые образцы. Известный языковед Р. Бартис связывал деятельность Коко Шанель с утверждением в моде классических ценностей, в число которых он внес рациональность, естественность, долгую носку и радость от удовольствия, а не от эпатажа. Современные авторы, приводя эти слова Р. Бартиса, сопровождают их своей ремаркой о том, что Коко Шанель, лучший в мире стилист, могла бы оценить этот комментарий Р. Бартиса как подтверждение того, что «мода существует только для того, чтобы стать немодной» [2].

Вообще мода, так или иначе, имеет функциональные свойства - может быть, больше, чем мы привыкли думать. Любые новые предложения, любые изыски в сфере моды предполагают удовлетворение тех или иных потребностей людей. Конечно, эти потребности разнообразны, и в каких-то случаях потребители ориентированы на моду именно как на шоу, своего рода карнавал для глаз. Но точнее сказать, в этом случае имеет место ориентация именно на показы мод, чем на саму моду. Искусство шитья становится искусством скорее декоративным, а не прикладным, но и тогда запросы потребителя учтены. Посетители модных показов удовлетворяют свой интерес к декоративному искусству.

Можно, правда, еще указать на такие случаи, когда мода идет как бы вразрез с потребностями людей в удобстве носки изделий одежды, поставляя на рынок образцы, которые этому требованию не отвечают. Ношение таких вещей доставляет неудобство их владельцам, и они вроде бы вынуждены носить их без получения удовлетворения от этого. Но и здесь имеются моменты, которые нивелируют неудобства и делают носку таких вещей приятной. Исследователи говорят здесь о психологической компенсации, которая обеспечивается модностью одежды, так что, даже несмотря на явный дискомфорт, участник моды в это же время субъективно действительно может не замечать неудобства [3].

Можно сказать, что функциональность в моде - это не только обыденная утилитарность, но и способность удовлетворять психологические и эстетические запросы, способность удивлять и приносить радость людям, обращающимся к моде, служить «объ-

ектами эстетического созерцания» [4]. Здесь можно отметить также и моду в форменной одежде, включая и одежду для выполнения физической работы. Последняя , как известно , сопряжена с повышенной маркостью, уязвимостью перед возможными повреждениями и т. п. Если одежда отвечает требованиям успешно противостоять этим вызовам среды, то, понятно, она и является функциональной. В этих изделиях также можно выделить модные тенденции, хотя очевидно, конечно, что это мода для вполне конкретных занятий, а не для демонстраций на подиуме или выхода в свет. Если образцы такой моды и демонстрируются на показах, то оцениваются они с позиций своего предназначения как профессионально-служебного атрибута. А моду в этом сегменте создают связанные с предназначением изделий такие их качества, как привлекательный внешний вид, красота (естественно, более или менее скромная), разумная новизна, необычность.

Так, например, всемирно известный в настоящее время российский модельер В.М. Зайцев в свое время сделал поистине модную коллекцию рабочей одежды, включив в нее яркие телогрейки и юбки из павловопосадских платков, о чем нередко упоминают биографы модельера [5]. Необходимо отметить здесь именно важный момент яркости телогреек, то есть использования окрашивания как элемента создания художественного образа.

Окрашивание тканей вносит свою лепту в создание того или иного изделия. Ведь в процессе окрашивания тоже создаются новые потребительские качества продукции, те, которые помогают по-новому смотреть на нее тому, для кого она предназначена. Окрашенное изделие имеет другой вид, чем неокрашенное и предстает для потребителя, по сути дела, уже совершенно другим изделием. И по-разному окрашенные изделия тоже являются для потребителя разными изделиями.

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие, слушатели», - говорил, например, обращаясь к аудитории со своим «Словом о пользе химии, в Публичном собрании Императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренным Михайлом Ломоносовым» великий русский ученый. Эти его слова широко известны. Однако имеется следующее за ними продолжение. «Куда ни посмотрим, - говорил далее М.В. Ломоносов, - куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ея прилежания. В первые времена от сложения мира принудили человека зной и стужа покрывать свое тело; тогда по первом листвия и кож употреблении домыслился он из волны и из других мягких материй приготовлять себе одежды, которые хотя к защищению тела его довольно служили, однако скучливое одним видом

(¿8)

История и педагогика естествознания

2■2015

человеческое сердце и непостоянная охота требовали перемены, гнушались простою белизною и, пестреющим полям завидуя, подобного великолепия и в прикрытии тела искали. Тогда химия, выжимая из трав и из цветов соки, вываривая коренье, растворяя минералы и разными образы их между собою соединяя, желание человеческое исполнять старалась, и тем сколько нас украсила, не требуете слов моих к доказательству, но очами вашими завсегда ясно видите» [6]. Иными словами, говоря о пользе и распространении химии в жизни человека, Ломоносов приводит примеры ее действия именно в той сфере производства, которая в настоящее время имеет название легкой промышленности. Великий русский ученый говорит о той роли, которую сыграла химия в создании одежды человека, служащей средством не только защиты тела от непогоды, но и украшения, достигаемого путем окраски тканей. Говорит он и о способах окрашивания, имевших место в древности. Это - отжим растительной массы, варка корневищ, обработка минерального сырья. Важно заметить, что ученый особо подчеркивает, что посредством окрашивания тканей люди удовлетворяют свои потребности в красоте и получают от ее созерцания эстетическое удовлетворение.

Функциональность, адресность моды, ее изменчивость помогают формированию новых стилей и индивидуальных стилей, расширяя поле запросов и выбора каждого человека и создавая для него возможности подбора разных вариантов вещей и визуальных проб их пригодности для себя.

Употребив понятие стиля, мы подошли к важному моменту. Стиль являет собой важнейшее, узловое звено эстетических воззрений человека, определенного сообщества или целой эпохи.

Стремление к созданию стиля определяет творческую направленность деятельности человека, его желание действовать творчески. Специфичность стиля, его отличительные особенности (а стиль - и есть некая осо-бость) позволяют говорить о том, что стиль есть выражение определенного специфического метода, который внес разнообразие в деятельность, но также и закрепил привнесенную новизну. Это выразилось в том, что стиль установил определенные пусть и подвижные, но в целом нерушимые каноны.

Подтверждение этому тезису находим у искусствоведов и культурологов. Например, Ю.Б. Борев по этому поводу писал, что метод преимущественно сфера поиска, эксперимента, его тенденция - подвижность, изменчивость, ориентация на новое в жизни, в природе и обществе, в культуре и искусстве. Метод делает упор на расширение опыта отношений, стиль - на сохранение приобретенного. Борьба между устойчивым

стилевым началом и подвижным началом, осуществленном в методе, является внутренним движущим импульсом развития искусства [7]. Таким образом, и метод, и стиль имеют значение для развития творческой деятельности. Но если метод способствует движению вперед, то стиль закрепляет достигнутое, и недаром создатели новых стилей производили переворот именно в массовом сознании, внося в него новые ориентиры, новые образцы, следовать которым стремились миллионы.

То же самое можно отметить и в науке - иной, чем ранее, новый метод позволяет достигнуть нового понимания, нового видения проблемы. Можно взять самый яркий пример. Д.И. Менделеев, взяв за основу метод оценки весов химических элементов, построил знаменитую периодическую систему, создав тем самым новый стиль работы в сфере химии.

Новый стиль разрушает старые стили, но делает это не так часто, как это делает мода. При этом, конечно, полностью старые стили (ни в искусстве, ни в науке , ни где - либо еще ) не исчезают. Хотя старая научная стилистика (или парадигма) уже не может при решении относящихся к ней проблем использоваться во всем своем объеме, но она чаще всего сохраняет свою значимость в отдельных своих частях. При этом и выбор остается за человеком. Ни стиль, ни мода, ни парадигма не действуют механически - последнее слово всегда принадлежит человеку. И он должен уметь оперировать разными требованиями и возможностями - при этом прежде всего будучи способен действовать в рамках актуального, превалирующего стиля или даже - если к тому имеются необходимые предпосылки - создавая свой собственный.

Для этого нужно владеть соответствующими критериями. И эти критерии есть общеэстетические критерии красоты. Они позволяют действовать, не скатываясь в безвкусицу, в эксперименты ради экспериментов и т. п. Они позволяют создавать действительно интересные, культурно значимые образцы, развивать деятельность.

Общеэстетические критерии важны не только при создании новых образцов, но и при выполнении работ в серийном, массовом производстве. Выполнение самых разных работ протекает лучше, когд а самому исполнителю результаты, каковы бы они ни были, доставляют эстетическое удовлетворение, что к тому же побуждает его (исполнителя) соблюдать технологическую дисциплину.

Владение критериями означает способность к их действенной практической реализации. А она требует подготовленности, то есть знания основ методологии деятельности (художественной, научной, иной) и в известной мере понимания искусства как сферы

человеческой активности, в которой эстетические критерии выражены наиболее ярко и самым естественным образом.

Это помогает и рационально подходить к работе, и чувствовать красоту, и защищать свою работу с этой точки зрения, что является весьма убедительным аргументом защиты. Сознание эстетической «правоты» помогает специалисту и отстаивать свои интересы, и согласовывать их с интересами и усилиями других специалистов, влиять на принятие общих эффективных решений относительно производства и выпускаемой продукции.

Все вышесказанное позволяет сформулировать основные выводы настоящей статьи.

В профессионализме современного специалиста большую роль играют социальные связи. Они значимы и в подготовке специалиста легкой промышленности. Также здесь имеют значение эстетические идеалы, чувство красоты, которое связано с подлинно человеческим отношением к деятельности, с творчеством. Эстетические идеалы воплощаются в моде, которая обобщенно выражает смыслы функционирования отрасли легкой промышленности. Мода в том числе подразумевает и потребительские качества, имеет функциональные свойства. Функциональность изделий легкой промышленности означает и утилитарность, и удовлетворение психологических и эстетических запросов потребителей. Сочетание функциональности и изменчивости моды создает стиль изделий, причем о стиле можно говорить и применительно к деятельности, работе вообще. Создание стилей в целом связано с наличием эстетических критериев, владением ими и их реализацией как методологической базы деятельности. Таким образом, гуманитарные аспекты деятельности специалиста легкой промышленности выражены в основном критериально-эстетической стороной этой деятельности, выводящей на ее целостное видение, ее творческим характером, поддержанием субъек-тно-стилевого своеобразия, ориентацией на научную рациональность и учетом потребительских запросов. Все это создает богатую социально-коммуникативную структуру деятельности специалистов легкой промышленности и требует воссоздания данной структуры в содержании их подготовки. Воссоздание этой структуры обеспечивает более глубокое понимание студентами будущей деятельности, создает ориентацию на внутриотраслевые связи, позволяет учиться видеть, формировать разные основания принятия решений, эффективно интегрировать их в деятельности. У студентов растет внутренний интерес к ней и появляются необходимые для его сохранения

2■2015

История и педагогика естествознания

[19]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить / Э.В. Ильенков. - 2-е изд., стер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - С. 93.

2. Секрет стиля. 10 женщин, которые изменили моду / Пер. с англ. В. Макарцева. - М.: Астрель, 2012. - С. 23.

3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. - 5-е изд. - М.: КДУ, 2013. - C. 41.

4. Миллер З. Является ли мода искусством? / З. Миллер // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. - Междунар. журн. (Лето). 2014. № 32. -С. 59-81.

5. Есин С. Слава Зайцев: мастер и вдохновение / С. Есин. - М.: Навона, 2013. - C. 19.

6. Ломоносов М.В. Избранная проза / М.В. Ломоносов / Сост., вступ. ст. и коммент. В.А. Дмитриева. - М.: Сов. Россия, 1980. - C. 413.

7. Борев Ю.Б. Природа стиля и стилистический анализ / Ю.Б. Борев // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980. - С. 337-347.

LIGHT INDUSTRY IN THE NATIONAL PRODUCTION: THE HUMANITARIAN DIMENSION

Chernoglazkin S.Yu., Cand. Sci. (Ped.), Senior Researcher

E-mail: chernoglaskin@rambler.ru

Balykhin M.G., Cand. Sci. (Econ), Assoc. Prof., Pro-rector

Moscow State University of Design and Technology (33, Sadovnicheskaya St., Moscow, Russia). E-mail: balykhinatm@mail.ru Pushina L.A., Cand. Sci. (Philol.), Assoc. prof.

Udmurt State University (1, Universitetskaya St., Izhevsk, Russia). E-mail: lioubov.pouchina@gmail.com

Movsumzade E.M., Corresponding Member Russian Academy оf Education, Dr. Sci. (Chem.), Prof.

Ufa State Petroleum Technological University (1, Kosmonavtov St., Ufa, Russia). E-mail: eldarmm@yahoo.com

ABSTRACT

The article deals with socio-economic and aesthetic criteria that determines the internal structure of the content of activity of light industry specialists, which should be reflected in the content of training of future specialists. An important role belongs to the humanitarian aspects of activity, which is represented, mainly, by the aesthetic and social-communicative elements of the content structure.

Keywords: training, content of training, humanitarian meanings, the content of the specialty, light industry, aesthetics, fashion. REFERENCES

1. Il'enkov E.V. Shkola dolzhna uchit' myslit'. Moskovskiy psikhologo-sotsialniy institut [The school should teach to think. Moscow psychology-social Institute]. Voronezh, NPO MODEK Publ., 2009. p. 93.

2. Sekretstilya. 10zhenshchin, kotoryeizmenilimodu [The secret of style. 10 women who changed fashion]. Мoscow, Astrel' Publ., 2012. p. 23.

3. Gofman А.В. Moda iliudi. Novaya teoriya mody imodnogopovedeniya [Fashion and people. A new theory of fashion and fashion behaviour]. Мoscow, KDU Publ., 2013. p. 41.

4. Miller Z. Is fashion an Art? Teoriya mody: odezhda, telo, kul'tura, 2014, no. 32, pp. 59-81 (In Russian).

5. Esin S. Slava Zaytsev: master i vdokhnovenie [Slava Zaytsev. Master and inspiration]. Мoscow, Navona Publ., 2013. p. 19.

6. Lomonosov М^. Izbrannayaproza [Selected prose]. Moscow, Sov. Rossiya Publ., 1980. p. 413.

7. Borev Yu.B. Priroda stilya Istilisticheskiy analiz. Marksistsko-leninskaya estetika ikhudozhestvennoye tvorchestvo [Style nature and stylistic analysis. The Marxist-Leninist aesthetics and artistic creativity]. Moscow, Progress Publ., 1980, pp. 337-347.

[20

История и педагогика естествознания

2■2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.