УДК 378.1
Гуманитарно-ориентированная подготовка специалистов легкой промышленности: методологическое введение*
С.Ю. Черноглазкин, к.п.н., ст.н.с. E-mail: [email protected] Л.А. Пушина, к.философ.н., доцент
ФГБОУ ВО Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1). E-mail: [email protected]
Э.М. Мовсумзаде, д.х.н., проф., чл.-корр. Российской академии образования ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет
(Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: [email protected] М.Г. Балыхин, к.э.н., доцент, проректор по инновациям и развитию
ФГБОУ ВПО Московский государственный университет дизайна и технологий (Россия, Москва, ул. Садовническая, д. 33)
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются методологические аспекты гуманитаризации высшего технического образования в области подготовки специалистов легкой промышленности, механизмы согласования общепедагогической модели гуманитаризации подготовки специалистов с отраслевой спецификой легкой промышленности.
Ключевые слова: гуманитаризация технического образования, методология, специалист, подготовка, легкая промышленность.
Одной из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих перед российским образованием сегодня, является задача гуманитаризации высшего технического образования. По справедливому замечанию Э.А. Тайси-ной, гуманитаризация представляет собой серьезную проблему, «и если она не будет решена, нам предстоит в скором будущем, на фоне экранной культуры, консьюмеризма, денежного фетишизма и отсутствия идеалов, встреча с современным мутантом - «фанерным» технарем, лишенным шарма физиков-лириков 60-х годов ХХ века, или нечто еще более пугающее - с окончательно бездуховным одномерным монстром» [1].
Как отмечает Н.С. Бирюкова, «гуманитаризация современного образования - общемировое явление, которое объясняется тремя причинами: во-первых, гуманитаризация призвана обеспечить цивилизованное и разумное использование научно-технического потенциала, экологических ресурсов и социальных аспектов; во-вторых, приобщить общество к культурным ценностям своего народа; в-третьих, обеспечить социальный заказ на новые знания и науку» [2].
В центре проблемы гуманитаризации образования находятся вопросы культуры, которая, как отмечает Б.М. Бим-Бад, «выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии
науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта» [3]. Причем культура в соответствующих педагогических, психологических и философских исследованиях получает самое широкое осмысление, это и совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность; и характеристика определенных исторических эпох, обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни; и созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения, главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом которой является человек [4]. Н.С. Розов подчеркивает, что «формирование целостного гуманитарного мировоззрения невозможно, если при изучении дисциплин социального и гуманитарного цикла не будут реализованы такие требования, как: проблемное видение познавательной ситуации, исторический аспект проблемы, выявление того, как осмыслена проблема в разных культу-
рологических традициях (европейской, отечественной, мировой); выявление теоретического и ценностного аспектов проблемы, включающих аналитический подход к философским основаниям проблемы, ее разнообразные концептуальные решения, этически нормативные основания» [5].
Обсуждению ученых подвергаются проблемы расширения общекультурной составляющей образования, повышения культуры и расширения эрудиции, улучшения мыслительных способностей, обретения широкого взгляда на мир в целом и на место человека в нем, а также реализации принципов субъектности, развития личности на основе свободы выбора, личностном и деятельностном участии студента в процессе обучения, самостоятельности смысло-, рече-, текстопорождения, ди-алогичности, коммуникативности и некоторые другие.
Активно разрабатываются вопросы теории и практики усиления преподавания в технических вузах таких гуманитарных дисциплин, как социология, философия, логика, история, русский и иностранные языки, и их взаимосвязи со специальными дисциплинами, гармонизация знания путем синтеза и взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знания на основе их общечеловеческого содержания, а не только формальных междисциплинарных научных связей [3]. Исследователи
* Статья подготовлена в рамках проекта «Научно-методические основы гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов легкой промышленности» РГНФ № 15-06-10792.
обращают внимание на необходимость сохранения основы университетского образования в качестве образования универсального, то есть синтезирующего компоненты и методы гуманитарного и естественно-научного знания, сформированного на идеях самосознания человеческого общества, с применением целостного подхода к исследованию мира и человека [2, 5]. Тем более что в истории науки «гуманитарные науки влияли на естественные в не меньшей степени, чем естественные - на гуманитарные» [6].
Наиболее важным аспектом гуманитаризации технического образования является вопрос связи методологии гуманитарной подготовки с будущей профессиональной деятельностью формирующегося специалиста. Гуманитарный подход предлагаемой модели подготовки должен ориентировать студента на профессиональные проблемы, характерные именно для его сферы производства. «Гуманитаризация образования должна исходить из реального контингента студентов и преломиться через специфику среды их будущей и настоящей деятельности, через реальные цели и проблемы [7].
Анализ существующих исследований показывает тем не менее, что это направление разработано в меньшей степени, отдельные, часто единичные работы посвящены гуманитаризации образования для сферы энергетики, программирования, аграрной промышленности, дизайна и ландшафтного дизайна, органов МВД, военных специалистов [8]. Большая часть публикаций апеллирует к общим проблемам инженерно-технической подготовки, не вычленяя проблематики, связанной с конкретной профессиональной областью. Также ведутся соответствующие исследования по гуманитаризации некоторых направлений вузовской подготовки, а именно - математическому, биологическому, химическому образованию [9].
Действительно, гуманитаризация должна осуществляться в строгом целесообразном отборе нужной будущему инженеру или естественнику информации, ее органичном соединении с собственно профессиональной информацией (в тех или иных методических формах) и при сохранении ведущей роли последней. При предъявлении гуманитарных аспектов важны четкие и недвусмысленные указания на их ресурсные возможности в общей структуре формируемого профессионализма будущего специалиста, ибо только в этом случае, на наш взгляд, можно надеяться на его интерес к гуманитарной части содержания подготовки, на то,
что он действительно будет обращаться к определяющим общекультурный рост гуманитарным наукам (или их разделам) и использовать их в работе в си-нергетическом слиянии с потенциалом наук инженерных и естественных.
В проводимом нами исследовании по разработке научно-методических основ гуманитарно-ориентированной подготовки специалистов легкой промышленности, определяя общепедагогическую базу гуманитаризационных процессов высшего технического образования, мы преследуем цель уточнить ее с учетом специфики интересующей нас отрасли и тех требований, которые она выдвигает в отношении подготавливаемых специалистов.
К общепедагогическим аспектам гуманитаризации мы относим вопросы синтеза гуманитарных и негуманитарных наук, целостности содержания подготовки, формирования культуры, мышления, деятельностной активности.
Прежде всего гуманитаризация не должна быть простым вводом в содержание подготовки гуманитарных курсов или разделов - самих по себе, очевидно, очень важных, но к целям и процессу подготовки имеющих весьма косвенное отношение или не имеющих никакого отношения вообще. Такие попытки ранее (в частности, в 90-е годы прошлого века) предпринимались, однако их результаты можно охарактеризовать скорее как отрицательные. Собственно инженерные или естественно-научные ориентиры подготовки были в значительной степени расшатаны проводившейся тогда гуманитаризацией, а гуманитарные знания, в свою очередь, будучи поданными в качестве чужеродных вкраплений - большего или меньшего масштаба - в ткань инженерного или естественно-научного содержания, остались для студентов столь же чуждой их образовательным интересам и задачам формалистичной нагрузкой. Важным сегодня поэтому является осуществление гуманитаризации как раскрытие гуманитарных аспектов, прямо и непосредственно входящих в содержание инженерной или естественно-научной деятельности в присущих ей основах и целях и предъявляющих будущему специалисту действительно полезные для предстоящей ему деятельности знания и умения, рационально почерпнутые из фондов достижений истории, филологии, искусствоведения и прочих гуманитарных наук.
Обучение строится и осуществляется как целостная работа студента с содержанием, как актуализация активности студента, сосредоточенной на его будущей специальности и позволяющей ему реализовать ее разные сто-
роны. В связи с этим гуманитаризация требует обращения к интересам студента как такового, а не только как будущего специалиста, - то есть правильного в методическом плане построения учебного материала.
Правильное построение учебного материала зависит от понимания автором психологических законов восприятия, осмысления, запоминания текста, от того, насколько способы построения содержания этим законам соответствуют. Гуманитаризация здесь как раз и заключается в том, чтобы проявить, актуализировать в деятельности обучающегося ее смысловые, конструктивно-творческие, коммуникативно-диалоговые и т. п. стороны, поставив на службу этому процессу все достижения психолого-педагогических и иных наук и преобразуя их в русле помощи обучающемуся человеку в его деле открытия для себя разных граней той профессиональной деятельности, которой он овладевает. Гуманитаризация призвана не просто освещать те или иные гуманитарные по своему наименованию части человеческой культуры, но предъявлять их, совершенно определенным образом указывая на собственно гуманитарное их содержание, а также на те элементы в структурах профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с этим содержанием и не могут без него существовать и эффективно функционировать и в сознании субъекта, и во внешнем плане.
Гуманитарное содержание, несущее в себе потенциал совершенствования, развития, улучшения собственно профильных сторон профессиональной деятельности, может быть раскрыто именно на фоне этой деятельности, через эту деятельность и в ее типологических структурах. При этом следует отметить, что и сами основания этих структур, по сути, не что иное, как принципы гуманитарного плана, поскольку выстраивание содержания подготовки к профессиональной деятельности требует осмысления в ценностно-смысловых, то есть подлинно гуманитарных категориях. Гуманитаризация - по сути, педагогическая работа по демонстрации широкого культурного человеческого потенциала, лежащего в глубинных основаниях его эффективной деятельности, начиная с самых общих, стратегически-целевых ее составляющих и заканчивая конкретными возможностями продуктивного общения в производственных ситуациях, оптимизации режима труда и отдыха и т. п., включая целый ряд иных важных для социальной организации производства вопросов.
Системное рассмотрение гуманитаризации предполагает выполнение обе-
[щ
спечивающих ее действий, требующих серьезной единой базы, сущностных оснований гуманитаризации как педагогического феномена, обладающего внутренней спецификой. Она определяется рядом соответствующих признаков, наличие которых в структуре того или иного знания позволяет относить это знание к гуманитарному, а в нашем случае и выстраивать содержание образования, направляя его в русло гума-нитарности, восприятия гуманитарных ценностей студентами, а также развития этого восприятия и способностей к внутреннему росту на их основе.
Гуманитарность, рассматриваемая в связи с субъектной активностью, творчеством, проявлениями эстетических взглядов и пр., требует проектного отражения всех этих аспектов в концентрированном виде, в виде мыслительных форм, позволяя реализо-вываться гуманитарным ценностям как своеобразным расширительным нормам мышления. Мыслительные, интеллектуальные процессы рассматриваются нами как основа деятельности человека в социуме, на которую затем ложатся иные познавательные и личностные процессы. Мышление, которому образованием придается гуманитарный характер, естественным образом организует все пространство личностной активности, наделяя гуманитарными значениями различные деятельностные акты человека, выстраивая их в гуманитарном русле, происходит ли это волевым усилием или в силу сложившейся привычки. Интеллектуальные процессы в образовании получают основную роль, и именно поэтому в гуманитаризации следует учитывать те свойства информации, которые придают ей гуманитарный характер, инициируя развертывание всех сторон гуманитарности в деятельности человека. Речь идет, таким образом, о гуманитарных способах построения учебной, образовательной информации - а точнее, тех способах ее подачи, которые побуждают реагировать на нее, работать с ней, воплощаясь в деятельности именно в качестве носителя гуманитарного мировоззрения и тем самым в этом качестве все более и более укрепляясь.
Сфера, для которой осуществляется подготовка кадров в нашем случае - легкая промышленность, -представляет собой совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Легкая промышленность России сегодня характеризуется как технологически законченный и взаимоувязанный про-
мышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции), способный вырабатывать современный ассортимент продукции массового потребления из натурального и химического сырья и различных их смесовых сочетаний. Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления. Предприятия отрасли производят широкий ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения. Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос, она востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 40% производимой продукции. Это ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи, ковры и ковровые изделия. С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть - конечный индивидуальный потребитель задают через спрос критерии эффективности работы предприятий [10].
Современную ситуацию в легкой промышленности характеризуют «постоянно меняющийся ассортимент моделей изделий, мелкосерийность производства, изменение спроса потребителей, появление новых материалов и технологий, высокие требования к качеству готовых изделий и т.д.» [11]. Жизнеспособность предприятий отрасли зависит от быстрого реагирования на постоянно меняющуюся рыночную конъюнктуру, сбалансированного ассортимента, снижения затрат на производство продукций [12]. В связи с этим отмечается возрастание числа малых и средних предприятий, способных быстро приспосабливаться к новым тре-
бованиям внешней среды и воспринимать достижения научно-технического прогресса. Особенности организации крупных, малых и средних производств легкой промышленности отражаются в профессиональных функциях специалистов. Конкурентоспособность специалиста легкой промышленности на рынке труда во многом определяется его способностью выполнять профессиональные функции в условиях как крупного, так и малого и среднего производства. Специфика профессиональной деятельности специалистов на крупных, малых и средних предприятиях легкой промышленности должна быть учтена в содержании и технологиях их подготовки [13, 14].
К основным системным проблемам отрасли легкой промышленности, заявленным в Стратегии развития легкой промышленности в России до 2020 года, относятся социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высококвалифицированных специалистов (маркетологов, менеджеров и др.), управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка, а также профессиональных рабочих по всем основным технологическим переделам [10].
Наряду с экономически обусловленными профессиональными требованиями к подготовке специалистов легкой промышленности существуют требования социального и культурно-эстетического плана. Легкая промышленность, ориентируясь в основном на индивидуального потребителя, должна учитывать его возраст, физические данные, целесообразность использования продукта в конкретных географических (климатических) условиях, в разной обстановке (работа, дом, отдых, прогулка, спорт и т.д.), отвечать санитарно-гигиеническим и экологическим стандартам, соответствовать самым разнообразным культурно-эстетическим запросам конкретного человека. С учетом особенностей повседневного психологического, физического и эстетического настроя покупателя, отражающихся в модных тенденциях, предприятия отрасли должны тиражировать изделия и при этом сохранять мелкосерийный, не повторяющийся выпуск каждого из них. Отличительной особенностью отрасли, таким образом, является спрос на рабочую силу, обладающую профессиональными традициями и навыками изготовления, художественной культурой и вкусом. Специфическим компонентом развития отрасли является направление в переоснащении предприятий, их компьютеризация и электронизация, востребованные, например, в трико-
тажной промышленности для создания широкого разнообразия рисунка и в швейной для эффективного раскроя тканей [15]. Так, к приоритетным научно-исследовательским проектам в области разработки прогрессивных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции и повышение рентабельности производств, Стратегия относит, в частности, разработку автоматизированной системы проектирования и производства одежды по индивидуальным заказам [10].
Все вышеперечисленные специфические особенности отрасли легкой про-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1
мышленности, а также новые экономические условия ее функционирования и развития формируют требования к современной подготовке специалистов, которая на сегодняшний день «основана на узкопрофессиональном подходе, она не развивает комплекс индивидуальных качеств личности, не учитывает часто меняющиеся задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности», в то время как выпускники вызов «должны не только владеть системой профессиональных знаний, но и быть способными к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию и повышению своего интеллектуального
и культурного уровня» [15]. «Подготовка специалистов легкой промышленности будет обеспечивать повышение конкурентоспособности выпускников, если она будет открытой, адекватной профессиональной деятельности специалиста легкой промышленности, ориентированной на потребности рынка труда, индивидуальные потребности студентов и перспективы развития общества и производства» [14] и, добавим, если она будет концептуально, методологически и технологически выстраиваться в соответствии с гуманизационной и гу-манитаризационной направленностью образования.
. Тайсина Э.А. Две модели гуманитаризации образования на примере Казанского государственного энергетического университета // ВЭПС. 2008. № 4. С. 111-115.
2. Бирюкова Н.С. Гуманитаризация современного образования: философский аспект // Известия Томского политехнического университета. Вып. 6. Т. 316. 2010. С. 125-127.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 58-59.
4. Культура: термин и понятие. Цивилизация и культура. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/theory/cult-term.htm (дата обращения: 01.12.2015).
5. Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Образование в мире на пороге XXI века. - М.: НИИТИИП, 1991. 45 с. С. 40.
6. Розов Н.С. Ценностное образование в современном мире: дис. ... д-ра философ. н. - Новосибирск, 1993. 420 с. С. 399.
7. Гафаров Р.Х. О некоторых путях совершенствования высшего технического образования в новых социально-экономических условиях // Мировое сообщество: проблемы и пути решения: сб. науч. ст. (Научное приложение к газете «Грантис» комплексной кафедры МАХП УГНТУ). - Уфа, 1998. 146 с. C. 23.
8. Канищева Л.Н. Гуманитарная экспертиза как метод формирования у будущих программистов гуманитарного восприятия научно-технических проблем // Известия ВГПУ. 2008. № 6. С. 59-62; Кудрявцев Ю. Подготовка военных специалистов с дополнительными специализациями / Ю. Кудрявцев, В. Поляков // Высшее образование в России. - 2004. - № 5. - С. 168-169; Кожуховская С.М. Проблемы гуманизации образовательной среды в рамках дизайн-образования / С.М. Кожуховская, И.Е. Кожуховская // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-guman-izatsii-obrazovatelnoy-sredy-v-ramkah-dizayn-obrazovaniya (дата обращения: 30.11.2015); Измалкова К. М. Проблемы формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2009. - № 6. - С. 92-94; Третьякова Т.А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна // Научные исследования в образовании. - 2007. - № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kul-tury-buduschih-inzhenerov-landshaftnogo-dizayna-1 (дата обращения: 30.11.2015); Андросова О. А. Основные тенденции развития перспективной системы образования в вузах МВД // Вестник ВИ МВД России. 2007. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-perspektivnoy-sistemy-obrazovaniya-v-vuzah-mvd (дата обращения: 30.11.2015).
9. Алешкова Т.Н. Гуманитаризация общего математического образования // МсиМ. 2000. № 1 (5). С. 155-161; Дорофеев С.Н. Гуманитаризация математического образования как фактор повышения качества подготовки будущих инженеров / С.Н. Дорофеев, Н.В. Давыдова, И.Ю. Пильщикова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 2. - С. 143-152; Азизова И.Ю. Гуманитаризация методической подготовки студентов-биологов как основа становления субъектной позиции в культуре // Астраханский вестник экологического образования. 2012. - № 4. С. 130-134; Коршунова О.Н. Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «Химия и технология полимерных и композиционных материалов» / О.Н. Коршунова, М.В. Салимгареев // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - № 9. - С. 847-850.
10. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. souzlegprom.ru/ru/dokumenty/strategiya-razvitiya-otrasli.html (дата обращения: 30.11.2015).
11. Гаврилова О.Е. Подготовка компетентных специалистов легкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета / О.Е. Гаврилова, Л.Л. Никитина, В.И. Богданова, Ф.Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - Вып. 12. - С. 73-78.
12. Легкая промышленность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/77.htm (дата обращения: 30.11.2015).
13. Шагеева Ф.Т. Технология подготовки будущих инженеров для легкой промышленности в исследовательском университете / Ф.Т. Шагеева, Л.Л. Никитина // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Вып. 16. - С. 268-271.
14. Шагеева Ф.Т. Подготовка специалистов легкой промышленности на основе интеграции высшего и дополнительного профессионального образования / Ф.Т. Шагеева, Л.Л. Никитина, В.И. Богданова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 20. -С. 361-366.
15. География мировой легкой промышленности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://geographyofrussia.com/geografiya-mirovoj-leg-koj-promyshlennosti-obshhaya-xarakteristika (дата обращения: 30.11.2015).
16. Бородин Ю.И. Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2006. 203 с. С. 13.
il2j
HUMANITARIAN-BASED TRAINING FOR THE SPECIALISTS OF LIGHT INDUSTRY: A METHODOLOGICAL INTRODUCTION
Chernoglazkin S.Yu., Cand. Sci. (Ped.), Senior Researcher
E-mail: [email protected]
Pushina L.A., Cand. Sci. (Philol.), Assoc. Prof.
Udmurt State University (1, Universitetskaya St., Izhevsk, Russia). E-mail: [email protected]. Movsumzade E.M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof.
Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Russia). E-mail: [email protected] Balykhin M.G., Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Pro-Rector
Moscow State University of Design and Technology (33, Sadovnicheskaya St., Moscow, Russia). ABSTRACT
The article deals with the methodological aspects of humanitarization of higher technical education in the field of the training for the specialists of light industry; as well as coordinating methods of pedagogical model of specialists training humanization with the sectoral specific of light industry.
Keywords: humanitarization of technical education, methodology, specialist, training, light industry. REFERENCES
1. Taysina E.A. Two models of humanitarization of education on the example of Kazan State Power Engineering University. VEPS, 2008, no. 4, pp. 111-115 (In Russian).
2. Biryukova N.S. Humanitarization of the modern education: a philosophical aspect. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2010, vol. 316, no. 6, pp. 125-127 (In Russian).
3. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiyslovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, Bol'shaya rossiyskaya entsiklope-diya Publ., 2002, pp. 58-59.
4. Culture: The term and the concept. Civilization and culture. Available at: http://www.countries.ru/library/theory/cultterm.htm (Accessed 01 December 2015).
5. Rozov N.S. Metodologicheskiye printsipy tsennostnogo prognozirovaniya obrazovaniya. Obrazovaniye vmire na poroge XXI veka [Methodological principles of value prediction of Education. Education in the world is on the threshold of the XXI century]. Moscow, NIITIIP Publ., 1991, 45 p.
6. Rozov N.S. Tsennostnoye obosnovaniye gumanitarnogo obrazovaniya v sovremennom mire: Dis. Dokt. filosof. nauk [Value justification of humanitarian education in the modern world]. Novosibirsk, 1993. 420 p.
7. Gafarov R.Kh. O nekotorykh putiyakh sovershenstvovaniya visshego tekhnicheskogo obrazovaniya v novikh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh [Some ways to improve higher technical education in the new socio-economic conditions]. Mirovoye soobshchestvo: problemy iputi resheniya: Nauchnoye prilozheniye kgazete «Grantis» kompleksnoy kafedry MAKHP UGNTU [Proc. World community: problems and solutions: The scientific annex to the newspaper "Grantis" comprehensive Department of MAHP UGNTU]. Ufa, 1998, p. 23.
8. Kanisheva L.N. Humanitarian examination as a formation method of humanitarian perception by future programmers of scientific and technical problems. Izvestiya VGPU, 2008, no. 6, pp. 59-62 (In Russian); Kudriyavtsev Yu. Training of military specialists with additional specializations. Vyssheye obrazovaniye vRossii, 2004, no. 5, pp. 168-169 (In Russian); Kozhukhovskaiya S. M. Humanitarization problems of educational environment within design education. Scientific research in education, 2009, no. 11. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-gumanizatsii-obrazovatelnoy-sredy-v-ramkah-dizayn-obrazovaniya (Accessed 30 November 2015); Izmalkova K. M. Formation problems of psychological and pedagogical competence of students from Agro engineering University. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2009, no. 6, pp. 92-94 (In Russian); Tret'iyakova T. A. Formation of professional culture of the future landscape design engineers. Scientific research in education, 2007, no. 6. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kultury-buduschih-inzhener-ov-landshaftnogo-dizayna-1 (Accessed 30 November 2015); Androsova 0. A. Major trends in the perspective of the education system in MIA Universities. Journal of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs, 2007, no. 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-tendentsii-razvitiya-perspektivnoy-sistemy-obrazovaniya-v-vuzah-mvd (Accessed 30 November 2015).
9. Aleshkova T.N. Humanitarization of general mathematics education. MsiM, 2000, no. 1 (5), pp. 155-161 (In Russian); Dorofeyev S.N., Davydova N.V., Pil'shchikova I.YU. Humanitarization of mathematics education as a factor for improving the quality of training of future engineers. Izvestiya VUZov. Povolzhskiy region. Gumanitarnyyenauki, 2010, no. 2, pp. 143-152 (In Russian); Azizova I.Yu. Humanitarization of methodical preparation of students-biologists as the basis for formation of a subject position in the culture. Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya, 2012, no. 4, pp. 130-134 (In Russian); Korshunova O.N., Salimgareyev M.V. Innovative approaches to the teaching of the humanities in the context of long-term trend "Chemistry and technology of polymeric and composite materials". Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2010, no. 9, pp. 847-850 (In Russian).
10. Russian light industry development strategy for the period up to 2020. Available at: http://www.souzlegprom.ru/ru/dokumenty/strategi-ya-razvitiya-otrasli.html (Accessed 30 November 2015).
11. Gavrilova O.E., Nikitina L.L., Bogdanova V.I., Shageyeva F.T. Preparation of competent specialists of light industry in the system of continuing professional education by University of Technology. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2010, no. 12, pp. 73-78 (In Russian).
12. Light industry. Available at: http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/77.htm (Accessed 30 November 2015).
13. Shageeva F.T., Nikitina L.L. Technology training of future engineers for light industry in Research University. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2013, no. 16, pp. 268-271 (In Russian).
14. Shageeva F.T., Nikitina L.L., Bogdanova V.I. Preparation of light industry experts based on the integration of higher and additional professional education. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2011, no. 20, pp. 361-366 (In Russian).
15. Geography of World light industry. Available at: http://geographyofrussia.com/geografiya-mirovoj-legkoj-promyshlennosti-obshhaya-xarak-teristika (Accessed 30 November 2015).
16. Borodin Yu.I. Kompetentnosno-orientirovannyipodkhod kpodgotovke konkurentno sposobnykh spetsialistov dlya legkoy promychlennosti: Dis. kand. ped. nauk [Competence-oriented approach to the training of competitive specialists for light industry]. Samara, 2006, 203 p.