УДК 378.37
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
А.П. Альбов, С.В. Гузеева1
1Статъя подготовлена в рамках выполнения государственного задания МИНОБРНАУКИ
РОССИИ № 27.7394.2017/8.9
Аннотация. В статье обосновывается необходимость выработки концептуальной модели гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства. Авторами выделены актуальные проблемы, детерминирующие необходимость выработки новой научной концепции гуманитаризации: развитие информационно-коммуникационных технологий, девальвация традиционных ценностей, деиндивидуализация концептуальной модели профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства, недостаточный уровень подготовки работников высшей школы к современным глобальным вызовам и угрозам в гуманитарной сфере. В статье доказывается, что концепция гуманитаризации образования будет способствовать формированию определенных кодов поведения, позволяющие осмысленно определять жизненные приоритеты, формировать устойчивые социально-преобразующие функции в обществе. Раскрыта особенность формирования концепции гуманитаризации образования как важнейшего фактора подготовки творчески развитой личности, способной к сохранению, накоплению и приумножению ценностей культуры и искусства.
Ключевые слова: концепция гуманитаризации, высшее образование, гуманитарная подготовка, специалисты в сфере культуры и искусства, аксиология гуманитарного образования, педагогический процесс.
CONCEPTUAL MODEL OF THE HUMANITARIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS
IN THE FIELD OF CULTURE AND ART
A. Albov, S. Guzeeva
Abstract. The article proves the necessity of elaborating a conceptual model of the humanitarization of professional training of future specialists in the field of culture and art. The authors highlights current problems that determine the need to develop a new scientific concept of humanitarization: the development of information and communication technologies, the devaluation of traditional values, the de-individualization of the conceptual model of professional training of future specialists in the field of culture and art, the insufficient level of training of higher education workers in modern global challenges and threats in the humanitarian sphere. The article proves that the concept of the humanitarization of education will contribute to the formation of certain codes of behavior, which allow sensibly to determine life priorities, to form sustainable socially-transforming functions in society. The peculiarity of the concept of the humanitarization of education as the most important factor in the preparation of a creatively developed personality capable of preserving, accumulating and multiplying the values of culture and art is revealed.
Keywords: the concept of humanitarization, higher education, humanitarian training, specialists in the field of culture and art, the axiology of humanities education, the pedagogical process.
Актуальность настоящего исследования обусловлена рядом объективных проблем стоящих перед нашим обществом связанных с культурным возрождением России, потребностью в подготовке нового поколения специалистов в сфере культуры и искусства, формирование новых аксиологических векторов обучения и профессиональной переподготовки, разработка концептуальной модели гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства.
Анализ образовательных программ специалистов гуманитарного профиля отчетливо свидетельствует о наличии перекоса в строну формирования практических навыков и выработку профессиональных умений за счет гуманитарных дисциплин, вместе с тем теряется ценностное-смысловое значение образования, которая выражается в целях и ожидаемых результат образованиях [13]. Сегодня рядом ученых определены принципы отбора и структурирования содержания высшего образования на основе идей его гуманитаризации.
Раскрыта специфика опоры на приоритетность гуманитарного знания как системообразующего фактора образовательного процесса в вузах [8]. Выработка концептуальной модели
профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства не просто актуальна, своевременное научное решение позволит сделать определенный сдвиг на качественно-новый уровень подготовки. Впервые в новейшей истории страны, как известно, идеи гуманитаризации высшего образования они были озвучены Президентом РФ В.В. Путиным на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.
При формировании доктрины
концептуальной модели гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства целесообразно ознакомится с практикой западноевропейских государств, которые создали устойчивую модель образования, соединяя в себе два аспекта: профессиональный и гуманитарный.
Так, во Франции: гуманитаризация предполагает общетеоретическую, методическую и практическую подготовку преподавателя на различных курсах, мастер-классах, различных интерактивных проектах; система подготовки предусматривает разумное сочетание теории и практики; вариативность учебных планов и программ [11]. В Германии реформа высшего образования проходит на фоне интеграционных процессов различных культур и аксиологических установок. Исследуя аксиологическую проблему гуманитаризации образования в Западной Европе можно отметить следующие тенденции: аксиологизация содержания профессионального образования; активность субъектов
педагогического процесса как основа формирования ценностной позиции будущего специалиста; индивидуализация и
дифференциация подготовки специалиста в сфере культуры и искусства [1]. Современная концептуальная модель гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства должна осуществляется через процесс разработки новой парадигмы и технологии гуманитарной подготовки; включение гуманитарной подготовки в общую программу профессионального обучения будущих специалистов, где основным методом гуманитаризации является интеграция, системообразующим ядром которой должны быть культурологические циклы;
совершенствование самостоятельной работы студентов; установка на специализацию и индивидуализацию в разработке учебных планов
и курсов; совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава [9;10]. Жизненная позиция будущих специалистов формируется под воздействием объективных и субъективных факторов, зависит от степени социализации в процессе обучения. «Перед Российской Федерацией стоит задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира. Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности» [7]. В настоящее время студенты находятся во власти постоянно меняющихся нравственных установок, сложных и порой не определенных социально-политических изменений в обществе, не простая международная обстановка добавляет негативное воздействие на целостное формирование личности: все эти процессы оказывают негативное влияние на сознание будущих специалистов в сфере культуры и искусства, порождают неустойчивость мировоззрения, боязнь за свое будущее, неопределённую перспективу получить работу. В условиях современной геополитической и
социокультурной нестабильности именно система образования является прогностической опорой общества, способной переломить существующую ситуацию [2]. Чтобы реализовать поставленные задачи необходимо осуществить тектонический сдвиг в системе образования: переоценить базисные структуры мировоззрения, проанализировать содержательную часть таких гуманитарных курсов как история, философия, культурология, экономика, основы государства и права, философия искусства, история мировых религий и ряд других. Гуманитаризация образования позволяет формировать мировоззрение, систему идеалов и национальных ценностей государства: «Мировоззренческие идеалы выступают в форме чувственно-обобщенного образа, в которых желаемое представляется как должное, воображаемое как действительное и которые регулируют отношение человека не только в будущем, но и к настоящему, являются потенциальными нормами, образца поведения» [4]. Современная концептуальная модель гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства должна включать в себя ряд направлений:
- формирование профессиональных и гуманитарных знаний как единое целое, позволяющее формировать устойчивость убеждений;
- формирование комплексных философских знаний, которые формируют жизненно-практические миропонимание окружающего мира, служит основанием для решения практических, жизненных, неординарных проблем;
- формирование навыков, умений, способов реализации в профессиональной деятельности таких качеств как профессионализм, эстетическая культура, креативность, деловые и коммуникативные качества [12].
Особенностью формирования концепции подготовки специалистов в сфере культуры и искусства является то обстоятельство, что их заказчиком является государство, институты гражданского общества, муниципальные образования, коммерческие организации, совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, так называемое государственно частное партнёрство. При этом в процессе реализации концепции гуманитаризации образования важно соблюдать ряд важнейших основ: единство профессиональной и гуманитарной подготовки; объективного развития социально-экономических и политических процессов в обществе; учет конкретной профессиональной деятельности специалистов в сфере культуры и искусства в соответствующих условиях; учет психологических,
индивидуальных и личностно-
характерологических особенностей будущих специалистов. В ходе многолетней научно -педагогической деятельности с будущими специалистами в сфере культуры и искусства по блоку гуманитарных дисциплин были выявлены ряд особенностей: порождать новые, оригинальные идеи, не принимать традиционные схемы, амбициозность, эмоциональная утонченность, независимость в суждениях и оценках, скептическое отношение к субъективным и культурным аспектам жизни [5]. В связи с этим, при рассмотрении вопроса о концепции гуманитаризации образовательного
процесса при подготовке будущих специалистов в сфере культуры и искусства важно учитывать мотивацию выбора профессии, личные качества студента, его нравственные установки, желание овладеть всей совокупностью духовного наследия которая, в конечном счёте, определит положительный результат [6]. Концепция гуманитаризации не должна сводиться только лишь к изменению соотношения специальных и гуманитарных дисциплин, не охватывая все элементы системы образования, все формы и содержание образовательного процесса. Концептуальная модель гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства должна предусмотреть мониторинг
профессиональных компетенций; формирование гуманистических ценностей, всесторонне развитой личности на основе
мультикультурализма; сохранения и адаптации национальных особенностей культуры и искусства; формирование мыслящего субъекта, обладающего определенным уровнем владения знаниями мировой культуры, имеющего устойчивое мировоззрение, которое определяет его убеждения и нравственную позицию [3].
Реализация концепции подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства в учебно-воспитательном процессе вуза будет успешным, если:
- сформирован определенный уровень знаний, умений в области гуманитарных дисциплин в зависимости от направления подготовки в контексте личностной, социальной и творческой деятельности;
- сформирован опыт использования достижений культуры и искуссива в построении взаимоотношений в профессиональной деятельности и формирования ценностного к ним отношения;
- в учебно-воспитательном процессе осуществляется опора на развитие самостоятельности, творческой активности, эстетического освоения мира студентами;
- осуществляется активизация познавательной деятельности, направленной на формирование способствующих творческому, художественному раскрытию личности студента.
Литература:
1. Власов Н.А. Германия в начале XXI века / Н.А. Власов // С.-Петербургский университет, 2008.
2. Гильмеева Р.Х., Левина Е.Ю. Комплексная безопасность образовательных организаций как
социальный проект / Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5.
3. Зинченко В.П. Гуманитаризация образования / В.П. Зинченко // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. - Т. 1. - М., 1993. - С. 239-240.
4. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии / И.Я. Лойфман. - Екатеринбург, 2001. - С. 5.
5. Лукьянов С. Театр - конфликт двух культур - духовной и светской / С. Лукьянов // Екклесиаст. - 2009. - № 9.
6. Никитин О.Д. Особенности социального и профессионального самоопределения у студентов педагогических ВУЗов / О.Д. Никитин // Особенности и приоритеты социального и профессионального самоопределения личности в творческой деятельности на различных этапах ее развития. - М.: ИХО РАО, 2013. - 105 с. - С. 21-29.
7. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.
8. Стукалова О.В., Масалимова А.Р., Шайдуллина А.Р. Методология современного гуманитарного знания как основа высшего образования: специфика и основные принципы / О.В. Стукалова, А.Р. Масалимова, А.Р. Шайдуллина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 7-10.
Сведения об авторах:
Альбов Алексей Павлович (г. Москва, Россия), доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, профессор Московской государственной консерватории П. Чайковского, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, e-mail: aap62@yandex.ru
Гузеева Светлана Васильевна (г. Москва, Россия), старший преподаватель, Московский государственный юридический университет им. О.Е Кутафина (МГЮА), соискатель степени кандидата педагогических наук в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: skurenkova@yandex.ru
Data about the authors:
A. Albov (Moscow, Russia), Full Doctor of Law, candidate of philosophy, Full Professor, Professor of the Moscow State Conservatory P. Tchaikovsky, Professor of the Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture Ilya Glazunov, e-mail: aap62@yandex.ru
S. Guzeeva (Moscow, Russia), Senior lecturer of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), doctoral student in pedagogical sciences at the Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of education, e-mail: skurenkova@yandex.ru
9. Шеховцов А.Н. Человек-гуманист как условие формирования цивилизации будущего / А.Н. Шеховцов // Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в высшей школе // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. г. Волжский, 20 октября 2003 г.: сост. и науч. ред. В.А. Мейдер; отв. за вып. М.М. Гузев. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2004.
10. Яковец Ю.В. Ритмы смены цивилизаций и исторические судьбы России / Ю.В. Яковец // Науч. доклад на VI междунар. дискуссии. - М., 1994. - С. 56.
11. Яник А.А., Попова С.М. Новые тренды в государственном управлении развитием науки во Франции. Государственное управление / А.А. Яник, С.М. Попова // Электронный вестник. Выпуск № 51, 2015 г.
12. Braun В. Development of self-knowledge and the process of individuation // Polish Psychological Bulletin. -1988. - V 19. - № 3-4. - P. 249-256.
13. Bugental J. F. T. The search for existential identity. - San Francisco: Jossey - Bass, 1988.