использовали войлочный мяч по размеру теннисного. Игра проводится на ровной земле. В игре участвуют подростки 12-15 лет, 6-7 детей. В линию по количеству участников копают ямочки лунки, размером в полмяча. Каждый игрок занимает свою ямочку. Две крайние по очереди катят мячик по ямочкам, чтобы мячик попал в какую-нибудь из них. Если это случается, то хояин этого «домика» становиться внезапным охотником, а все остальные «дичью». Хозяин лунки(домика) быстро берет мячик и старается попасть в убегающих. Если он попадет, то проигрывает пострадавший, в кого попал «охотник». А если не попал, то «охотник» проиграл и в его лунку кладут маленький камушек. В конце игры выигрывает тот игрок, в лунке которого меньше всех камушков. А то игрок, в лунке которого больше камушков считается проигравшим и должен «маиться» , то есть выполнить те условия, о котором договорились игроки. [5, c.213]. Выводы:
-Исходя из данных литературных источников и обобщения опыта практики использования кыргызских подвижных игр, мы пришли к заключению, что этнические игры необхадимо изучить и использовать в современной практике физическог воспитания.
-Кыргызские народные подвижные игры имеют тесную связь с традициями, обычаями, видами трудовой деятельности, содержат в себе естественные движения (бег, прыжки, метание, ловля др.), проходят очень эмоционально, имеют важное значение для развития физической подготовленности молодежи.
-Благодаря многообразию кыргызских народных игр и большому их количеству (более 500) почти всегда можно отобрать игры, нужные для развития тех или иных физических качеств и физической подготовленности занимающихся.
Список использованной литературы:
1. Акматов Ч. Кыргызские народные подвижные игры и их использование на уроках физической культуры. //Материалы конференции «Проблемы национальной физической культуры». - Бишкек, 2005. С.88-92
2. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. -Бишкек. 2003. с.284
3. Дениз Арык. Влияние специально подобранных кыргызских подвижных игр на развитие физической подготовленности учащейся молодежи. // «Теория и методика физической культуры». №3 2013. Алматы. с.52-56
4. Наралиев А.М. Подвижные игры.В книге: "Физкультура и спорт". Энциклопедия (на кыргызском языке).-Бишкек: Центр госязыка и энциклопедии. 2002.С.236.
5. Саралаев М.К., Омурзаков Д.О., Калыбаев Т.Ж., Кыргызские подвижные игры //В книге: «Игры народов СССР».-М:-ФиС,1985.-с.210-217.
6. Элашвили В.И. Введение к книге История народов СССР . Москва: Физкультура и спорт . 1985. c.269.
7. Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов вузов А.Х. Карасаева и др. - Бишкек: ИП «Лапицкий». 2013. с.316
© Арык Дениз, 2016
УДК 796.011
Бакаев Владислав Владимирович
к.п.н., доцент ИФКСТ, СПб ПУ Петра Великого E-mail: [email protected] Бочковская Виктория Леонидовна к.п.н., СПб РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, РФ
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЫМ
ОБРАЗОМ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Рассматривается педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента.
В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.
Ключевые слова
Педагогическая технология управления, студенты, здоровый образ жизни, спорт,
средства физической культуры.
В настоящее время здоровый образ жизни студентов вузов определяет их профессиональное долголетие, а также высокий уровень их здоровья в целом. [1,2,4,5]. Высокий уровень здоровья студентов вузов характеризуется низкой заболеваемостью, а также хорошим состоянием функциональных систем организма. Уровень здоровья студентов вузов зависит от их взаимодействия с окружающей средой, а также от их поведения в социуме и обществе. [3,6,7].
Управление здоровым образом жизни студентов предполагает мероприятия по увеличению двигательной активности студентов для поддержания их функциональных систем в оптимальном состоянии. В ходе исследования была разработана педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов.
Данная технология включает три этапа, раскрывающие цель и задачи обучения студентов, а также средства и методические приемы по формированию у них здорового образа жизни.
На первом этапе студентам ставилась цель приобретения знаний и расширения кругозора о здоровом образе жизни. При этом решались задачи повышения уровня знаний: по определению объема, структуры, содержания самостоятельной физической тренировки; по контролю над собственным физическим состоянием; по определению оптимальной нагрузки.
На втором этапе студентам ставилась цель формирования навыков здорового образа жизни в процессе учебы. При этом решались задачи совершенствование навыков: выбора оптимальных средств тренировки, необходимых для реализации здорового жизни; обеспечения пропорционального развития отдельных мышечных групп и функциональных систем; координации самостоятельных действий и поведения в социуме.
На третьем этапе проводились коррекционные мероприятия по управлению здоровым образом жизни студентов. При этом решались задачи совершенствования навыков у студентов: принятия комплекса долгосрочных решений по здоровому образу жизни; оценки ситуации; определения направлений спортивной и физкультурной деятельности, исходя из потенциальных возможностей организма.
Вывод. Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента. В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья.
Список использованной литературы:
1. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.
2. Болотин, А.Э. Технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 24-28.
3. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 6 - С.58-59.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Научно-
теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 7 - С.16-20.
5. Болотин, А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Научно-теоретический журнал «Вестник спортивной науки». - 2014. - № 1 - С.3-5.
6. Волков, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений/ А.В. Волков, И.А. Панченко, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2 - С.35-38.
7. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений/ И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2 - С.32-35.
© Бакаев В.В., Бочковская В.Л., 2016
УДК: 371.4:37.017.92
Бекмулин Айдар Ибрагимович
аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, г.Владимир, РФ E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние разработанности проблемы генезиса смысложизненных ориентаций в контексте валеологического педагогического знания. Определяются и обосновываются перспективные направления для дальнейшего осмысления.
Ключевые слова Смысложизненные ориентации, здоровьесберегающая педагогика, образовательная среда, учащиеся, здоровье.
Создание условий, способствующих формированию и развитию у учащихся полифункционального мышления, толерантного восприятия, коммуникабельности и стремлению к внутренней и внешней гармонии в динамично меняющейся обстановке - одна из ключевых задач современной образовательной системы. Это особенно важно именно сегодня, когда происходит переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной [1, с. 62].
Современный период характеризуется утверждением новых подходов к организации образовательного процесса, опирающегося на постулаты гуманистической педагогики и психологии, на приоритеты воспитания подростков в контексте поиска возможностей ухода от авторитарного стиля взаимодействия к гуманистически ориентированному. Сегодня мы можем наблюдать внедрение, так называемого «экологического подхода» к ребенку, заключающегося в соответствии логики организации образовательного пространства и обучающих технологий уровням и особенностям психофизического, морально-нравственного развития подрастающей личности. Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» [5] обострило теоретико-прикладной интерес к образовательному пространству, его значению в обучении и воспитании личности, влиянию на закономерности интеллектуального развития, а также на формирование смысложизненных ориентаций. Будет справедливым уточнить, что здоровье учащихся подростков в настоящее время становится ежегодно наиболее обсуждаемой и животрепещущей темой для педагогических и медицинских работников, психологов, исследователей. Приходится констатировать