Научная статья на тему 'Содержание педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов'

Содержание педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакаев Владислав Владимирович, Бочковская Виктория Леонидовна

Рассматривается педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов. Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента. В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакаев Владислав Владимирович, Бочковская Виктория Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов»

использовали войлочный мяч по размеру теннисного. Игра проводится на ровной земле. В игре участвуют подростки 12-15 лет, 6-7 детей. В линию по количеству участников копают ямочки лунки, размером в полмяча. Каждый игрок занимает свою ямочку. Две крайние по очереди катят мячик по ямочкам, чтобы мячик попал в какую-нибудь из них. Если это случается, то хояин этого «домика» становиться внезапным охотником, а все остальные «дичью». Хозяин лунки(домика) быстро берет мячик и старается попасть в убегающих. Если он попадет, то проигрывает пострадавший, в кого попал «охотник». А если не попал, то «охотник» проиграл и в его лунку кладут маленький камушек. В конце игры выигрывает тот игрок, в лунке которого меньше всех камушков. А то игрок, в лунке которого больше камушков считается проигравшим и должен «маиться» , то есть выполнить те условия, о котором договорились игроки. [5, c.213]. Выводы:

-Исходя из данных литературных источников и обобщения опыта практики использования кыргызских подвижных игр, мы пришли к заключению, что этнические игры необхадимо изучить и использовать в современной практике физическог воспитания.

-Кыргызские народные подвижные игры имеют тесную связь с традициями, обычаями, видами трудовой деятельности, содержат в себе естественные движения (бег, прыжки, метание, ловля др.), проходят очень эмоционально, имеют важное значение для развития физической подготовленности молодежи.

-Благодаря многообразию кыргызских народных игр и большому их количеству (более 500) почти всегда можно отобрать игры, нужные для развития тех или иных физических качеств и физической подготовленности занимающихся.

Список использованной литературы:

1. Акматов Ч. Кыргызские народные подвижные игры и их использование на уроках физической культуры. //Материалы конференции «Проблемы национальной физической культуры». - Бишкек, 2005. С.88-92

2. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность. -Бишкек. 2003. с.284

3. Дениз Арык. Влияние специально подобранных кыргызских подвижных игр на развитие физической подготовленности учащейся молодежи. // «Теория и методика физической культуры». №3 2013. Алматы. с.52-56

4. Наралиев А.М. Подвижные игры.В книге: "Физкультура и спорт". Энциклопедия (на кыргызском языке).-Бишкек: Центр госязыка и энциклопедии. 2002.С.236.

5. Саралаев М.К., Омурзаков Д.О., Калыбаев Т.Ж., Кыргызские подвижные игры //В книге: «Игры народов СССР».-М:-ФиС,1985.-с.210-217.

6. Элашвили В.И. Введение к книге История народов СССР . Москва: Физкультура и спорт . 1985. c.269.

7. Этнические игры кыргызов. Учебное пособие для студентов вузов А.Х. Карасаева и др. - Бишкек: ИП «Лапицкий». 2013. с.316

© Арык Дениз, 2016

УДК 796.011

Бакаев Владислав Владимирович

к.п.н., доцент ИФКСТ, СПб ПУ Петра Великого E-mail: [email protected] Бочковская Виктория Леонидовна к.п.н., СПб РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, РФ

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЫМ

ОБРАЗОМ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Рассматривается педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента.

В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья, проведения самостоятельной тренировки с оздоровительной направленностью, а также планирования оздоровительных мероприятий. Все вышесказанное свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии управления здоровым образом жизни студентов.

Ключевые слова

Педагогическая технология управления, студенты, здоровый образ жизни, спорт,

средства физической культуры.

В настоящее время здоровый образ жизни студентов вузов определяет их профессиональное долголетие, а также высокий уровень их здоровья в целом. [1,2,4,5]. Высокий уровень здоровья студентов вузов характеризуется низкой заболеваемостью, а также хорошим состоянием функциональных систем организма. Уровень здоровья студентов вузов зависит от их взаимодействия с окружающей средой, а также от их поведения в социуме и обществе. [3,6,7].

Управление здоровым образом жизни студентов предполагает мероприятия по увеличению двигательной активности студентов для поддержания их функциональных систем в оптимальном состоянии. В ходе исследования была разработана педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов.

Данная технология включает три этапа, раскрывающие цель и задачи обучения студентов, а также средства и методические приемы по формированию у них здорового образа жизни.

На первом этапе студентам ставилась цель приобретения знаний и расширения кругозора о здоровом образе жизни. При этом решались задачи повышения уровня знаний: по определению объема, структуры, содержания самостоятельной физической тренировки; по контролю над собственным физическим состоянием; по определению оптимальной нагрузки.

На втором этапе студентам ставилась цель формирования навыков здорового образа жизни в процессе учебы. При этом решались задачи совершенствование навыков: выбора оптимальных средств тренировки, необходимых для реализации здорового жизни; обеспечения пропорционального развития отдельных мышечных групп и функциональных систем; координации самостоятельных действий и поведения в социуме.

На третьем этапе проводились коррекционные мероприятия по управлению здоровым образом жизни студентов. При этом решались задачи совершенствования навыков у студентов: принятия комплекса долгосрочных решений по здоровому образу жизни; оценки ситуации; определения направлений спортивной и физкультурной деятельности, исходя из потенциальных возможностей организма.

Вывод. Разработанная педагогическая технология управления здоровым образом жизни студентов прошла проверку на эффективность в ходе эксперимента. В ходе педагогического эксперимента были достоверно улучшены показатели, характеризующие уровень развития навыков контроля над собственным состоянием здоровья.

Список использованной литературы:

1. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.

2. Болотин, А.Э. Технология управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 24-28.

3. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность / А.Э. Болотин, Ю.В. Яковлев // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 6 - С.58-59.

4. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Научно-

теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 7 - С.16-20.

5. Болотин, А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Научно-теоретический журнал «Вестник спортивной науки». - 2014. - № 1 - С.3-5.

6. Волков, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений/ А.В. Волков, И.А. Панченко, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2 - С.35-38.

7. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений/ И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2 - С.32-35.

© Бакаев В.В., Бочковская В.Л., 2016

УДК: 371.4:37.017.92

Бекмулин Айдар Ибрагимович

аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, г.Владимир, РФ E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние разработанности проблемы генезиса смысложизненных ориентаций в контексте валеологического педагогического знания. Определяются и обосновываются перспективные направления для дальнейшего осмысления.

Ключевые слова Смысложизненные ориентации, здоровьесберегающая педагогика, образовательная среда, учащиеся, здоровье.

Создание условий, способствующих формированию и развитию у учащихся полифункционального мышления, толерантного восприятия, коммуникабельности и стремлению к внутренней и внешней гармонии в динамично меняющейся обстановке - одна из ключевых задач современной образовательной системы. Это особенно важно именно сегодня, когда происходит переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной [1, с. 62].

Современный период характеризуется утверждением новых подходов к организации образовательного процесса, опирающегося на постулаты гуманистической педагогики и психологии, на приоритеты воспитания подростков в контексте поиска возможностей ухода от авторитарного стиля взаимодействия к гуманистически ориентированному. Сегодня мы можем наблюдать внедрение, так называемого «экологического подхода» к ребенку, заключающегося в соответствии логики организации образовательного пространства и обучающих технологий уровням и особенностям психофизического, морально-нравственного развития подрастающей личности. Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» [5] обострило теоретико-прикладной интерес к образовательному пространству, его значению в обучении и воспитании личности, влиянию на закономерности интеллектуального развития, а также на формирование смысложизненных ориентаций. Будет справедливым уточнить, что здоровье учащихся подростков в настоящее время становится ежегодно наиболее обсуждаемой и животрепещущей темой для педагогических и медицинских работников, психологов, исследователей. Приходится констатировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.