Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования и развития смысложизненных ориентаций личности через призму здоровьесберегающей педагогики'

Актуальные вопросы формирования и развития смысложизненных ориентаций личности через призму здоровьесберегающей педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧАЩИЕСЯ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекмулин Айдар Ибрагимович

В статье рассматривается современное состояние разработанности проблемы генезиса смысложизненных ориентаций в контексте валеологического педагогического знания. Определяются и обосновываются перспективные направления для дальнейшего осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекмулин Айдар Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования и развития смысложизненных ориентаций личности через призму здоровьесберегающей педагогики»

теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 7 - С.16-20.

5. Болотин, А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Научно-теоретический журнал «Вестник спортивной науки». - 2014. - № 1 - С.3-5.

6. Волков, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений/ А.В. Волков, И.А. Панченко, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2 - С.35-38.

7. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений/ И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2 - С.32-35.

© Бакаев В.В., Бочковская В.Л., 2016

УДК: 371.4:37.017.92

Бекмулин Айдар Ибрагимович

аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, г.Владимир, РФ E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние разработанности проблемы генезиса смысложизненных ориентаций в контексте валеологического педагогического знания. Определяются и обосновываются перспективные направления для дальнейшего осмысления.

Ключевые слова Смысложизненные ориентации, здоровьесберегающая педагогика, образовательная среда, учащиеся, здоровье.

Создание условий, способствующих формированию и развитию у учащихся полифункционального мышления, толерантного восприятия, коммуникабельности и стремлению к внутренней и внешней гармонии в динамично меняющейся обстановке - одна из ключевых задач современной образовательной системы. Это особенно важно именно сегодня, когда происходит переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной [1, с. 62].

Современный период характеризуется утверждением новых подходов к организации образовательного процесса, опирающегося на постулаты гуманистической педагогики и психологии, на приоритеты воспитания подростков в контексте поиска возможностей ухода от авторитарного стиля взаимодействия к гуманистически ориентированному. Сегодня мы можем наблюдать внедрение, так называемого «экологического подхода» к ребенку, заключающегося в соответствии логики организации образовательного пространства и обучающих технологий уровням и особенностям психофизического, морально-нравственного развития подрастающей личности. Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации» [5] обострило теоретико-прикладной интерес к образовательному пространству, его значению в обучении и воспитании личности, влиянию на закономерности интеллектуального развития, а также на формирование смысложизненных ориентаций. Будет справедливым уточнить, что здоровье учащихся подростков в настоящее время становится ежегодно наиболее обсуждаемой и животрепещущей темой для педагогических и медицинских работников, психологов, исследователей. Приходится констатировать

проблему, детерминированную, с одной стороны, возникающими сложностями в учебной деятельности, обусловленные усложняющимися требованиями современных образовательных программ. С другой стороны, нельзя игнорировать негативную тенденцию, отражающую ухудшение состояния здоровья школьников, которое не позволяет им в должном объеме эффективно уяснить необходимый учебный материал [2, с. 175].

Сложившаяся неблагополучная тенденция требует реализации долгосрочной программы мероприятий и продуманной государственной политики, направленных на повышение качества жизни и охрану здоровья подрастающего поколения. Необходимо создание наилучших условий для сохранения здоровья детей, формирования у них устойчивых стереотипов здорового поведения, повышения их социальной адаптированности в современных условиях жизнедеятельности, развития надлежащих смысложизненных ориентаций.

Вопросам обеспечения охраны здоровья учащихся образовательных организаций посвящены многие психолого-педагогические труды. Подходы к пониманию здоровья, причин и механизмов его формирования, сохранения и укрепления, а также вопросы диагностики и мониторинга рассмотрены в работах Р. И. Айзмана, И. И. Брехмана, Э. М. Казина, Л. А. Семенова, Д. З. Шибковой, А. Г. Щедриной и др. Теоретические аспекты формирования валеологической культуры, здоровьесозидающего поведения отражены в научных работах Н. П. Абаскаловой, Э. Н. Вайнера, В. В. Колбанова. Особо следует отметить работы В. И. Панова, Е. А. Климова, В. А. Ясвина обоснованно констатирующих возможности образовательной среды для реализации как еще не раскрытых возможностей школьников, так и для развития уже обозначившихся способностей, в соответствии с характерными для каждого склонностями, увлечениями и предпочтениями. Вместе с тем, отмечая безусловную значимость отмеченных исследований, следует признать, что в настоящий период вопросы, связанные с влиянием образовательной среды, в которой находятся учащиеся, на развитие их смысложизненных ориентаций в полной мере не осмыслены. В связи с этим приходится констатировать проблему, обусловленную с одной стороны необходимостью развития в условиях образовательной среды школы смысложизненных ориентаций школьников средствами здоровьесберегающей педагогики, с другой стороны недостаточной разработанностью в психолого-педагогических трудах научного знания о смысложизненных ориентациях подрастающей личности. Стремление к преодолению обозначенного противоречия обусловило проблему нашей работы - проблема изучения влияния здоровьесберегающей педагогики на развитие смысложизненных ориентаций учащихся и последующее уяснение возможности реализации сложившихся смысложизненных ориентаций в виде одного из ключевых показателей полноценного развития личности. Следует отметить, что смысложизненные ориентации школьников могут различаться в зависимости от смыслового, ценностного, мотивационного, личностного и профессионального критерия, который варьируется в зависимости от направленности образовательной организации, что должно в обязательном порядке находить отражение при организации педагогического процесса. Важно понимать, что для личности характерна устойчивость поведенческих мотивов, практических действий, интересов и склонностей, обеспечивающих направленность ее деятельности независимо от текущих условий [3, с. 119]. И в данной связи особую значимость приобретают организованные в школе образовательные условия, от вектора которых будет зависеть внутреннее личностное наполнение индивида, траектория его жизненной стратегии [4, с.47]. Обобщенный теоретико-эмпирический материал, собранный в ходе исследования обозначенной проблемы, позволяет определить нам некоторые перспективные направления, нуждающиеся в целенаправленной разработке: Во-первых, это выявление и изучение специфики развития смысложизненных ориентаций у школьников разных возрастных групп в контексте здоровьесберегающей педагогики. Во-вторых, это необходимость анализа особенности распределения доминирующих установок в структуре подрастающей личности, определяющих содержание и направленность смысложизненных ориентаций индивида. В-третьих, это определение и исследование предпосылок возможной коррекции смысложизненных ориентаций школьников в зависимости от степени их искажения.

Полагаем, что разработка вышеуказанных направлений может составить основу для новых научных представлений о модернизационных процессах в школьных учреждениях и создать необходимые условия для выработки критериев оценки сформированных смысложизненных ориентаций у школьников, определения возможностей их развития.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности // Научное мнение. 2014. № 9-2. С. 62-64

2. Овчинников О.М. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся подростков в образовательной среде школы. Символ науки. 2015. № 12-2. С. 175-179

3. Овчинников О.М. Проблема актуализации потенциала личности дезадаптированного старшеклассника // Научное мнение. 2013. № 5. С. 119-122

4. Богачёва И. Г. Смысложизненные ориентации учащихся в различных образовательных средах : дисс. канд. псих. наук.- Самара, 2010.- 148 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 303, 31.12.2012.

© Бекмулин А.И., 2016

УДК 796.01

Болотин Александр Эдуардович

д.пед.наук, профессор ИФКСТ, СПб ПУ Петра Великого

E-mail: [email protected] Семенов Андрей Владимирович соискатель, СПб РГПУ имени А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, РФ

СТРУКТУРА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ЕДИНОБОРСТВ

Аннотация

Рассматриваются результаты исследований по выявлению факторов, определяющих необходимость улучшения воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России с использованием средств единоборств.

Ключевые слова

Факторы, военнослужащие внутренних войск МВД России, морально-волевые качества, средства единоборств.

Служебно-боевая деятельность военнослужащих внутренних войск МВД России при чрезвычайных обстоятельствах характеризуется высокой экстремальностью условий ее выполнения. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах - это суровое испытание физических и духовных сил для любого военнослужащего. Это требует воспитания у них морально-волевых качеств. [1-3].

Практика свидетельствует, что целенаправленное воспитание морально-волевых качеств у военнослужащих обеспечивает устойчивое и надежное осуществление воинской деятельности в различных служебно-боевых ситуациях. От степени развития этих качеств зависит готовность военнослужащих применять приобретенные в ходе боевой учебы навыки и умения в любых условиях экстремальной обстановки. Следует отметить, что морально-волевые качества военнослужащих взаимно связаны и формируются в единстве и взаимодействии. При таком подходе формирование требуемых качеств во всей своей совокупности будет осуществляться в ходе непосредственного освоения самой служебно-боевой деятельности. Поэтому основным направлением, по которому должно осуществляться воспитание морально-волевых качеств, становится стирание граней между учебно-боевой и служебно-боевой деятельностью. [3]. Важной составной частью служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России является применение средств единоборств, при задержании преступников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.